Исправляем ошибку
Причинами занижения (если начислили меньшую сумму, чем нужно) суммы больничных/декретных могут быть ошибки, в частности, в определении:
— страхового стажа работника;
— расчетного периода;
— количества календарных дней в расчетном периоде;
— суммы выплат, участвующих в расчете, и т. п.
Что в таком случае делать? Исправить ошибку и дозаявить финансирование в ПФУ. При этом заново проходить всю процедуру назначения больничных/декретных не нужно. Достаточно сделать следующие шаги.
Шаг 1. Рассчитать правильную сумму больничных/декретных и определить недоначисленную сумму выплат.
Шаг 2. Составить бухсправку, в которой указать причину ошибки и сумму больничных/декретных, подлежащих доначислению.
Шаг 3. Доначислить сумму больничных/декретных в бухучете (в месяце обнаружения ошибки).
Шаг 4. Откорректировать заявление-расчет (в сторону увеличения) и направить вместе с письменным пояснением в ПФУ (об этом — далее).
Обратите внимание! Частью 5 ст. 24 Закона о соцстраховании* установлен предельный срок для обращения работника за пособием — не позднее 6 календарных месяцев со дня восстановления трудоспособности, окончания отпуска в связи с беременностью и родами, со дня смерти застрахованного лица или члена его семьи.
* Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 № 1105-XIV.
Поэтому в случае, когда нужно дозаявить страховые средства по больничному листу, с даты окончания которого прошло больше чем полгода, возникает вопрос — возможно ли вообще это сделать?
Да, возможно. Ведь в ситуации, когда работник обратился за назначением больничных/декретных своевременно (подтверждением этому есть протокол о назначении больничных/декретных), но сумма страховых выплат была рассчитана неправильно, учитывать сроки, установленные ч. 5 ст. 24 Закона о соцстраховании, не нужно.
Шаг 5. Получить страховые средства от ПФУ и выплатить их работнику.
Шаг 6. Уведомить ПФУ о выплате средств.
Как именно откорректировать заявление-расчет на сайте ПФУ, расскажем далее.
Корректируем заявление-расчет
Чтобы откорректировать данные в ранее поданном заявлении-расчете (в нашем случае, в сторону увеличения), придется сформировать еще одно заявление-расчет на портале ПФУ, а именно, корректирующее заявление-расчет.
Для этого делаем следующие шаги.
Шаг 1. Заходим в кабинет страхователя на портале Пенсионного фонда.
Шаг 2. В меню слева выбираем раздел «Заяви-розрахунки» и нажимаем кнопку «Пошук» (рис. 1).
Рис. 1. Ищем номер заявления-расчета, которое следует откорректировать
Шаг 3. В списке, который появится ниже, находим заявление-расчет, которое нужно откорректировать, и копируем его номер.
Шаг 4. Нажимаем кнопку «Створити нову» (рис. 1). В выпадающем меню выбираем вид заявления-расчета — «Корегуюча ЗР» (рис. 2).
Рис. 2. Выбираем вид заявления-расчета
Шаг 5. Вставляем номер заявления-расчета, который ранее скопировали, и нажимаем «Продовжити» (рис. 3).
Рис. 3. Выбираем заявление-расчет, которое следует откорректировать
Шаг 6. Указываем тип корректирующего заявления-расчета — «Корегування збільшення» и нажимаем «Продовжити» (рис. 4).
Рис. 4. Выбираем тип корректировки
Шаг 7. В заявлении-расчете, которое откроется, находим приложение о временной нетрудоспособности и нажимаем на пиктограмму с карандашом напротив больничного листа, данные о котором нужно откорректировать (рис. 5).
Рис. 5. Редактируем информацию, приведенную в больничном письме
Шаг 8. В появившейся форме указываем правильные (корректные) данные (уже без ошибок).
Например, если в первичном заявлении-расчете сумма больничных была указана в размере 2050 грн, а должна равняться 2500 грн, то в корректирующем заявлении-расчете в полях «Сума (в гривнях з копійками) (всього)» и «Сума (в гривнях з копійками) (у т. ч. за рахунок коштів Фонду)» указываем «2500.00» (рис. 6). То есть правильную сумму больничных, а не разницу, на которую следует откорректировать сумму выплат.
Обратите внимание, что вместе с суммой больничных/декретных форма позволяет исправить и несуммовые показатели (количество дней, подлежащее оплате, и страховой стаж работника).
Рис. 6. Вносим правильные данные в корректирующее заявление-расчет
Шаг 9. В поле «Причина розбіжності суми» указываем причину, из-за которой возникла ошибка. Если в перечне причин нет подходящей вам, выберите «Інше — Коментар страхувальника», а в поле «Причина розбіжності суми — інша» укажите, что, по вашему мнению, стало причиной погрешности (рис. 7).
Рис. 7. Указываем причину ошибки
В поле «Скан-копії документу» прилагаем письмо-пояснение причин проведения корректировки и нажимаем кнопки «Продовжити» и «Сформувати заяву-розрахунок».
Шаг 10. Нажимаем кнопку «Підписати та відправити в ПФУ» (рис. 8).
Рис. 8. Отправляем заявление-расчет в ПФУ
Выводы
- Если работодатель допустил ошибку, которая привела к занижению суммы страховых средств, он должен дозаявить финансирование в ПФУ.
- Для этого он создает корректирующее заявление-расчет на увеличение, в котором указывает правильные (корректные) данные (без ошибки). К нему прилагает письмо-пояснение и направляет в ПФУ.
- Получив страховые средства, работодатель выплачивает их работнику и уведомляет ПФУ о выплате дополученных сумм.