Темы статей
Выбрать темы

О внесении изменений в Положение о психологической службе системы образования Украины

Редакция ББ
Приказ от 02.07.2009 г. № 616

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

Приказ от 02.07.2009 г. № 616

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 23.07.2009 г. под № 687/16703

 

В соответствии со статьями 21, 22 Закона Украины «Об образовании» и с целью повышения эффективности функционирования психологической службы системы образования Украины

приказываю:

1. Внести изменения в Положение о психологической службе системы образования Украины, утвержденное приказом Министерства образования Украины от 03.05.99 г. № 127, зарегистрированным в Минюсте 30.12.99 г. под № 922/4215, изложив его в новой редакции (прилагается).

2. Министерству образования и науки Автономной Республики Крым, управлениям образования и науки областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций принять организационные меры по повышению эффективности функционирования всех звеньев психологической службы согласно новой редакции Положения о психологической службе системы образования Украины.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра П. Полянского.

4. Приказ вступает в силу через 10 дней после его регистрации в Министерстве юстиции Украины.

Министр И. Вакарчук

 

СОГЛАСОВАН:

Первый заместитель министра труда и социальной политики Украины П. Розенко

Президент Академии педагогических наук Украины В. Кремень

 

 

Утверждено приказом Министерства образования Украины от 03.05.99 г. № 127 (в редакции приказа Министерства образования и науки Украины от 02.07.2009 г. № 616)

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 23.07.2009 г. под № 687/16703

ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

 

I. Общие положения

1.1. Психологическая служба в системе образования — это совокупность заведений, учреждений, подразделений и должностей, представляющих единую систему, основу которой составляют специалисты в сфере практической психологии и социальной педагогики: практические психологи, социальные педагоги, методисты, директора (заведующие) учебно-методических кабинетов (центров) психологической службы.

Основной целью деятельности психологической службы являются психологическое обеспечение и повышение эффективности педагогического процесса, защита психического здоровья и социального благополучия всех его участников: воспитанников, учащихся, студентов, педагогических и научно-педагогических работников.

Социально-педагогический патронаж направлен на оказание социально-педагогической помощи социально незащищенным категориям воспитанников, учащихся и студентов с целью преодоления ими жизненных трудностей и повышения их социального статуса.

1.2. Психологическая служба обеспечивает своевременное и систематическое изучение психофизического развития воспитанников, учащихся и студентов, мотивов их поведения и деятельности с учетом возрастных, интеллектуальных, физических, половых и других индивидуальных особенностей, создание условий для саморазвития и самовоспитания, способствует выполнению образовательных и воспитательных задач учебных заведений.

1.3. Психологическая служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, законами Украины «Об образовании», «Об общем среднем образовании», «О профессионально-техническом образовании», «О высшем образовании», «О внешкольном образовании», «О дошкольном образовании», другими нормативно-правовыми актами и настоящим Положением.

1.4. Деятельность психологической службы в системе образования Украины обеспечивается практическими психологами, социальными педагогами, методистами и директорами (заведующими) учебно-методических кабинетов (центров). По своему статусу работники психологической службы относятся к педагогическим работникам и в соответствии с действующим законодательством пользуются всеми правами и гарантиями, предусмотренными для них.

1.5. Психологическая служба сотрудничает с органами здравоохранения, труда и социальной защиты населения, семьи, молодежи и спорта, внутренних дел, другими органами исполнительной власти, а также общественными организациями.

1.6. Настоящее Положение определяет основные задачи, содержание деятельности, структуру, управление и финансирование психологической службы системы образования Украины в целом.

1.7. Должности практических психологов и социальных педагогов вводятся в штатные расписания учебных заведений и учреждений образования при условии наличия специалистов с профессиональным образованием в пределах средств, предусмотренных единой сметой расходов в соответствии с нормативами численности практических психологов и социальных педагогов, согласно приложению.

 

II. Основные задачи психологической службы

2.1. Основные задачи психологической службы системы образования Украины заключаются в:

содействии полноценному развитию личности воспитанников, учащихся, студентов на каждом возрастном этапе, создании условий для формирования у них мотивации к самовоспитанию и саморазвитию;

обеспечении индивидуального подхода к каждому участнику учебно-воспитательного процесса на основе его психолого-педагогического изучения;

профилактике и коррекции отклонений в интеллектуальном и психофизическом развитии воспитанников, учащихся, студентов.

2.2. Основными видами деятельности психологической службы являются:

диагностика — психологическое обследование воспитанников, учащихся, студентов, их групп и коллективов, мониторинг содержания и условий индивидуального развития воспитанников, учащихся, студентов, определение причин, осложняющих их развитие и обучение;

коррекция — осуществление психолого-медико-педагогических мероприятий с целью устранения отклонений в психофизическом и интеллектуальном развитии и поведении, склонности к зависимостям и правонарушениям, преодоление различных форм девиантного поведения, формирование социально полезной жизненной перспективы;

реабилитация — оказание психолого-педагогической помощи воспитанникам, учащимся, студентам, которые находятся в кризисной ситуации (пострадали от социальных, техногенных, природных катастроф, перенесли тяжелые болезни, стрессы, переселения, подверглись насилию и т. п.), с целью адаптации к условиям обучения и жизнедеятельности;

профилактика — своевременное предупреждение отклонений в психофизическом развитии и становлении личности, межличностных отношениях, предотвращение конфликтных ситуаций в учебно-воспитательном процессе;

прогностика — разработка и применение моделей поведения группы и личности в разных условиях, проектирование содержания и направлений индивидуального развития воспитанников, учащихся, студентов и составление на этой основе жизненных планов, определение тенденций развития групп и межгрупповых отношений.

2.3. Психологическая служба системы образования Украины функционирует на трех уровнях:

научном, на котором изучает закономерности психического развития и формирования личности воспитанника, учащегося, студента с целью разработки методов и методик профессионального применения психологических знаний;

прикладном, на котором осуществляет социально-психологическое обеспечение процесса обучения и воспитания, включая разработку учебных программ, учебников, профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов;

практическом, на котором обеспечивает непосредственную работу практических психологов, социальных педагогов в учебных заведениях.

2.4. Деятельность психологической службы включает следующие основные направления:

консультативно-методическая помощь всем участникам учебно-воспитательного процесса по вопросам обучения, воспитания и развития воспитанников, учащихся, студентов, помощь органам государственного управления в планировании образовательной деятельности;

просветительско-пропагандистская работа по повышению психологической культуры в учебных заведениях и в семье;

превентивное воспитание (через средства массовой информации, в ходе учебной деятельности в рамках учебных программ или как отдельного предмета), целью которого являются формирование у воспитанников, учащихся, студентов ориентации на здоровый образ жизни и защиту психического здоровья; профилактика алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции и преступности.

 

III. Структура и управление психологической службой

3.1. Психологическая служба в системе образования Украины состоит из следующих основных звеньев:

Украинского научно-методического центра практической психологии и социальной работы;

Учебно-методического кабинета (центра) в Автономной Республике Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских, районных (городских) учебно-методических кабинетов (центров) психологической службы системы образования или методистов районных (городских) методических кабинетов управлений (отделов) образования по психологической службе;

подразделений психологической службы в высших учебных заведениях III — IV уровней аккредитации;

практических психологов и социальных педагогов учебных заведений всех типов.

3.2. Научно-методическое руководство психологической службой системы образования осуществляет Украинский научно-методический центр практической психологии и социальной работы, действующий на основании устава.

3.3. Учебно-методический кабинет (центр) в Автономной Республике Крым, областные, Киевский и Севастопольский городские учебно-методические кабинеты (центры) психологической службы системы образования создаются местными органами исполнительной власти, подчиняются учредителю по всем вопросам деятельности, а в части научно-методического обеспечения — Украинскому научно-методическому центру практической психологии и социальной работы.

Учебно-методический кабинет (центр) в Автономной Республике Крым, областные, Киевский и Севастопольский городские учебно-методические кабинеты (центры) психологической службы системы образования могут создаваться как структурные подразделения заведений последипломного педагогического образования или при Министерстве образования и науки Автономной Республики Крым, Главном управлении образования и науки Киевской городской государственной администрации, управлениях образования и науки областных и Севастопольской городских государственных администраций или как юридические лица.

Учебно-методический кабинет (центр) в Автономной Республике Крым, областные, Киевский и Севастопольский городские учебно-методические кабинеты (центры) психологической службы системы образования создаются, реорганизуются или ликвидируются по согласованию с Украинским научно-методическим центром практической психологии и социальной работы.

3.4. Районные (городские) учебно-методические кабинеты (центры) психологической службы системы образования создаются местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления.

Районные (городские) учебно-методические кабинеты (центры) психологической службы системы образования могут функционировать как структурные подразделения районных (городских) методических кабинетов (центров) или как юридические лица.

При невозможности создания районного (городского) учебно-методического кабинета (центра) психологической службы системы образования в штатное расписание районного (городского) методического кабинета (центра) вводится должность методиста по психологической службе.

Районный (городской) учебно-методический кабинет (центр) психологической службы системы образования подчиняется учредителю по всем вопросам деятельности, а в части научно-методического обеспечения деятельности психологической службы — учебно-методическому кабинету (центру) в Автономной Республике Крым, областным, Киевскому и Севастопольскому учебно-методическим городским кабинетам (центрам) психологической службы системы образования.

3.5. Аттестация работников психологической службы — практических психологов, социальных педагогов, методистов по психологической службе, директоров (заведующих) учебно-методических кабинетов (центров) психологической службы системы образования осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

3.6. Структура и штатное расписание учебно-методического кабинета (центра) в Автономной Республике Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских, районных (городских) учебно-методических кабинетов (центров) психологической службы системы образования определяются местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления в соответствии с установленными нормативами.

3.7. Учебно-методический кабинет (центр) в Автономной Республике Крым, областные, Киевский и Севастопольский городские, районные (городские) учебно-методические кабинеты (центры) психологической службы системы образования осуществляют свою деятельность в соответствии с уставом (если они являются юридическими лицами) или положением (если они являются структурными подразделениями).

3.8. Назначение на должность и освобождение от должности директора (заведующего) учебно-методического кабинета (центра) в Автономной Республике Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских учебно-методических кабинетов (центров) психологической службы системы образования осуществляются учредителем по согласованию с Украинским научно-методическим центром практической психологии и социальной работы.

Назначение на должность и освобождение от должности директора (заведующего) районного (городского) учебно-методического кабинета (центра) психологической службы системы образования, методиста по психологической службе районного (городского) методического кабинета осуществляются учредителем по согласованию с учебно-методическим кабинетом (центром) в Автономной Республике Крым, областным, Киевским, Севастопольским городским учебно-методическим кабинетом (центром) психологической службы системы образования.

Назначение на должность и освобождение от должности практического психолога и социального педагога заведения образования осуществляются по согласованию с районным (городским) учебно-методическим кабинетом (центром) психологической службы системы образования или с методистом по психологической службе районного (городского) методического кабинета.

3.9. Структура и штатное расписание психологической службы высшего учебного заведения III — IV уровней аккредитации определяются высшим учебным заведением и финансируются за счет собственных средств этого учебного заведения.

Психологическая служба высшего учебного заведения III — IV уровней аккредитации подчиняется руководителю или одному из его заместителей, а в части научно-методического обеспечения — Украинскому научно-методическому центру практической психологии и социальной работы.

 

IV. Содержание деятельности психологической службы

4.1. Украинский научно-методический центр практической психологии и социальной работы является головной организацией психологической службы системы образования Украины, осуществляющей организационные, координационные и научно-методические функции в области практической психологии и социальной педагогики.

К полномочиям Украинского научно-методического центра практической психологии и социальной работы относятся:

научно-методическое обеспечение психологической службы системы образования Украины;

осуществление психометрического надзора, обеспечение деятельности психометрической комиссии, организация социально-психологической экспертизы методов, методик, новаций в области образования;

разработка методических требований к содержанию деятельности психологической службы, координация научно-прикладных исследований и методических разработок;

координация и научно-методическое руководство деятельностью учебно-методического кабинета (центра) в Автономной Республике Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских, районных (городских) учебно-методических кабинетов (центров) психологической службы системы образования или методистов районных (городских) методических кабинетов управлений (отделов) образования по психологической службе.

4.2. Учебно-методические кабинеты (центры), методисты являются основными организационно-методическими звеньями психологической службы системы образования, осуществляющими организационные, координирующие и учебно-методические функции в области практической психологии и социальной педагогики.

Учебно-методический кабинет (центр) в Автономной Республике Крым, областные, Киевский и Севастопольский городские, районные (городские) учебно-методические кабинеты (центры) психологической службы системы образования, методисты районных (городских) методических кабинетов управлений (отделов) образования по психологической службе:

обеспечивают деятельность психологической службы образования региона;

оказывают методическую, информационную поддержку практическим психологам, социальным педагогам;

принимают участие в организации повышения квалификации специалистов психологической службы, их аттестации и профессионального роста, кадровом обеспечении психологической службы;

организуют деятельность методических объединений практических психологов и социальных педагогов;

координируют научно-исследовательские, практические исследования по приоритетным направлениям деятельности психологической службы;

принимают участие в оценке, прогнозировании и формировании образовательной политики в регионе;

внедряют достижения психологической науки и передового опыта.

Учебно-методические кабинеты (центры) психологической службы системы образования, методисты организуют деятельность «Телефонов доверия», кабинетов коррекции кризисных состояний, психологических (семейных) консультаций, профильных консультационных пунктов, реабилитационных центров в зависимости от социально-психологических потребностей региона.

4.3. Практический психолог учебного заведения:

принимает участие в осуществлении образовательной, воспитательной работы, направленной на обеспечение всестороннего индивидуального развития воспитанников, учащихся, студентов, сохранение их полноценного психического здоровья;

проводит психолого-педагогическую диагностику готовности воспитанника, учащегося, студента к учебе и способствует их адаптации к новым условиям учебно-воспитательного процесса, помогает в выборе учебного заведения согласно уровню психического развития;

разрабатывает и внедряет развивающие, коррекционные программы учебно-воспитательной деятельности с учетом индивидуальных, гендерных, возрастных особенностей воспитанников, учащихся, студентов;

способствует выбору учащимися и студентами профессий с учетом их ценностных ориентаций, способностей, жизненных планов и возможностей, готовит учащихся к сознательной жизни; осуществляет превентивное воспитание, профилактику преступности, алкоголизма и наркомании, других зависимостей и вредных привычек среди подростков;

проводит психологическую диагностику и психолого-педагогическую коррекцию девиантного поведения воспитанников, учащихся, студентов;

формирует психологическую культуру воспитанников, учащихся, студентов, педагогов, родителей или заменяющих их лиц, консультирует по вопросам психологии, ее практического использования в организации учебно-воспитательного процесса.

4.4. Социальный педагог учебного заведения:

изучает и оценивает особенности деятельности и развития воспитанников, учащихся и студентов, микроколлектива (класса или группы), школьного, студенческого коллектива в целом, молодежных и детских общественных организаций; исследует направленность влияния микросреды, особенностей семьи и семейного воспитания, положительного воспитательного потенциала социальной среды и источника негативного влияния на воспитанников, учащихся и студентов;

прогнозирует на основе наблюдений и исследований усиление негативных или положительных сторон социальной ситуации, влияющий на развитие личности воспитанника, учащегося, студента или группы; прогнозирует результаты учебно-воспитательного процесса с учетом важнейших факторов становления личности;

дает рекомендации воспитанникам, учащимся, студентам, родителям или заменяющим их лицам, учителям, преподавателям и другим лицам по вопросам социальной педагогики; оказывает необходимую консультативную социально-педагогическую помощь детским и молодежным общественным организациям, воспитанникам, учащимся, студентам, нуждающимся в опеке или находящимся в сложных жизненных обстоятельствах;

способствует защите прав воспитанников, учащихся и студентов, представляет их интересы в службе по делам детей, в правоохранительных и судебных органах;

принимает участие в формировании навыков соблюдения норм и правил поведения, ведения здорового образа жизни, способствует предупреждению негативных явлений среди воспитанников, учащихся, студентов;

предоставляет социальные услуги, направленные на удовлетворение социальных потребностей воспитанников, учащихся и студентов; осуществляет социально-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, социально-педагогический патронаж социально незащищенных категорий воспитанников, учащихся и студентов; способствует социальному и профессиональному определению личности, заботится о профессиональном самоопределении и социальной адаптации молодежи.

4.5. Работник психологической службы должен:

руководствоваться Этическим кодексом психолога;

соблюдать педагогическую этику, уважать достоинство воспитанников, учащихся, студентов, защищать их от любых форм физического или психического насилия;

строить свою деятельность на основе доброжелательности, доверия в тесном сотрудничестве со всеми участниками педагогического процесса;

пропагандировать здоровый образ жизни, повышать уровень психологических знаний педагогических работников и родителей или заменяющих их лиц;

хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в процессе диагностики или коррекционной работы, если это может нанести вред воспитаннику, ученику, студенту или их окружению;

постоянно повышать свой профессиональный уровень;

знать программно-методические материалы и документы, касающиеся объема, уровня знаний, развития воспитанников, учащихся, студентов, требования государственных стандартов по обеспечению учебно-воспитательного процесса, основные направления и перспективы развития образования, психолого-педагогической науки.

4.6. Продолжительность рабочей недели практического психолога и социального педагога определяется действующим законодательством с учетом типа учебного заведения.

 

V. Финансирование деятельности психологической службы

5.1. Финансирование деятельности психологической службы системы образования и оплаты труда практических психологов и социальных педагогов, работников кабинетов (центров), методистов осуществляется согласно действующему законодательству.

5.2. Финансирование деятельности психологической службы высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации (в том числе оплаты труда ее работников) осуществляется за счет собственных средств высшего учебного заведения.

5.3. Работникам психологической службы системы образования предоставляются отдельные помещения (кабинеты) для проведения диагностической, учебной, тренинговой, консультативной, развивающей и коррекционной работы.

 

Директор Украинского научно-методического центра практической психологии и социальной работы В. Панок

 

 

Приложение

к Положению о психологической службе системы образования Украины

 

Нормативы численности практических психологов и социальных педагогов

 

Нормативы численности практических психологов дошкольных учебных заведений

Город

Село (поселок)

численность групп

максимальный норматив численности

численность групп

максимальный норматив численности

до 7

0,5

до 4

0,5

7 и более

0,75

4 и более

0,75

9 и более

1,0

6 и более

1,0

 

Должности практических психологов дошкольных учебных заведений компенсирующего типа и комбинированного типа, в которых имеются 2 и более групп компенсирующего типа, дошкольных учебных заведений (детских домов) интернатного типа, дошкольных учебных заведений (центров развития ребенка) вводятся из расчета не более одной ставки на учебное заведение за счет средств общего фонда соответствующего бюджета (для государственных и коммунальных дошкольных учебных заведений).

 

Нормативы численности практических психологов общеобразовательных учебных заведений

Город

Село (поселок)

численность учащихся

максимальный норматив численности

численность учащихся

максимальный норматив численности

до 499

0,5

до 99

0,25

500 и более

0,75

100 и более

0,5

700

1,0

200 и более

0,75

 

 

300

1,0

 

Должности практических психологов специализированных школ (школ-интернатов), гимназий, лицеев, коллегиумов, общеобразовательных школ-интернатов, специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов), общеобразовательных санаторных школ (школ-интернатов), школ социальной реабилитации, вечерних (сменных) школ, межшкольных учебно-производственных комбинатов, внешкольных учебно-воспитательных заведений, профессионально-технических учебных заведений, высших учебных заведений I — II уровней аккредитации вводятся из расчета не более одной ставки на учебное заведение за счет средств общего фонда соответствующего бюджета (для государственных и коммунальных учебных заведений).

Должности социальных педагогов дошкольных учебных заведений (детских домов) интернатного типа и центров развития ребенка вводятся из расчета не более одной ставки на учебное заведение за счет средств общего фонда соответствующего бюджета (для государственных и коммунальных дошкольных учебных заведений).

 

Нормативы численности социальных педагогов общеобразовательных учебных заведений

Город

Село (поселок)

численность учащихся

максимальный норматив численности

численность учащихся

максимальный норматив численности

до 499

0,5

до 99

0,25

500 и более

0,75

100 и более

0,5

700

1,0

200 и более

0,75

 

 

300

1,0

 

Должности социальных педагогов общеобразовательных школ-интернатов, специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов), в том числе учебно-реабилитационных центров, общеобразовательных санаторных школ (школ-интернатов), школ социальной реабилитации, вечерних (сменных) школ, профессионально-технических учебных заведений, высших учебных заведений I — II уровней аккредитации вводятся из расчета не более одной ставки на учебное заведение за счет средств общего фонда соответствующих бюджетов (для государственных и коммунальных учебных заведений).

В случаях когда должности, перечисленные в указанных нормативах, не могут обеспечить надлежащее функционирование учебного заведения, за счет возможностей местного бюджета и других источников, предусмотренных действующим законодательством, могут быть введены дополнительные должности практических психологов и социальных педагогов.

Если должности практических психологов и социальных педагогов малокомплектных учебных заведений предусмотрены в штатных расписаниях районных учебно-методических кабинетов (центров) психологической службы системы образования, а не в учебных заведениях, то их численность рассчитывается по формуле:

Общая численность учащихся малокомплектных учебных заведений района


= Х,

100 учащихся

где Х — количество ставок.

 

Комментарий редакции

 

НОВЫЕ НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

Комментируемым

приказом Минобразования изложило в новой редакции Положение о психологической службе системы образования Украины, утвержденное приказом Минобразования от 03.05.99 г. № 127 (далее — Положение № 127).

Кроме общих моментов, касающихся деятельности психологической службы в системе образования, в обновленном

Положении № 127 заслуживают внимания следующие моменты:

1.

Нормативы численности практических психологов и социальных педагогов. Ранее в п. 1.7 Положения № 127 было указано, что должности практических психологов (социальных педагогов) вводятся в штаты дошкольных, общеобразовательных и других учебных заведений системы общего среднего образования в соответствии с Типовыми штатными нормативами заведений и учреждений образования.

Кроме того, положение о том, что штатное расписание соответствующего учебного заведения должно устанавливаться на основании Типовых штатных нормативов, содержат также

ст. 45 Закона Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV и ст. 39 Закона Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 г. № 2628-ІІІ.

Однако Типовые штатные нормативы общеобразовательных учебных заведений не утверждены, а

Типовые штаты дошкольных учреждений, утвержденные приказом Минобразования от 31.12.71 г. № 103, нормативов численности практических психологов не содержат.

При установлении численности практических психологов и социальных педагогов учебные заведения руководствовались

Методическими рекомендациями по вопросам порядка формирования штатов общеобразовательных учебно-воспитательных заведений, которые были доведены письмом Министерства образования и науки Украины от 19.06.2001 г. № 1/9-234 (далее — Методрекомедации*).

* Методрекомендации опубликованы на с. 20 этого номера.

Надо сказать, что

Методрекомендации неоднократно претерпевали изменений. Первые из них были внесены практически сразу после их выхода и доведены письмом от 10.08.2001 г. № 1/9-282. Впоследствии были еще изменения (письма от 18.08.2003 г. № 1/9-385, от 15.06.2004 г. № 1/9-324, от 15.08.2007 г. № 1/9-479), которые касались исключительно установления нормативов численности практических психологов и социальных педагогов.

Теперь комментируемым

приказом утверждены новые нормативы численности практических психологов и социальных педагогов. Это значит, что с 03.08.2009 г. (дата вступления в силу комментируемого приказа) должности практических психологов и социальных педагогов должны вводиться в штатные расписания учебных заведений и учреждений образования при наличии специалистов с профессиональным образованием в пределах средств, предусмотренных единой сметой расходов в соответствии с нормативами, приведенными в приложении к Положению № 127 (п. 1.7 Положения № 127).

При этом если нормативы численности, доведенные

письмом, носят больше рекомендательный характер, то Положение № 127 имеет статус нормативно-правового акта, а следовательно, соблюдать его необходимо в обязательном порядке.

Что касается самих нормативов, то кардинально они не изменялись. Например, нормативы численности практических психологов дошкольных учебных заведений по сравнению с нормативами, доведенными

письмом от 15.08.2007 г. № 1/9-479, остались прежними. А вот новые нормативы численности для общеобразовательных учебных заведений требуют некоторых пояснений. Так, в приложении к Положению № 127 указано, что для учебного заведения, которое расположено в городе, с количеством учеников 700 человек вводится одна должность практического психолога. А если количество учеников более 700? Как следует из устных консультаций специалистов Украинского научно-методического центра практической психологии и социальной работы, которые разрабатывали комментируемый приказ, в этом случае необходимо рассчитывать количество должностей пропорционально количеству учеников. Так, если количество учеников составляет 1400 человек, то вводятся 2 должности практического психолога (1400 чел./700 чел.). Однако считаем, что окончательно этот вопрос должно прояснить Минобразования в письменном виде. Когда соответствующие разъяснения появятся, мы вам о них сообщим.

Нормативы численности являются граничными.

Однако если количество должностей, указанное в нормативах, не может обеспечить надлежащее функционирование учебного заведения, то могут быть введены дополнительные должности практических психологов и социальных педагогов. Они вводятся за счет возможностей местного бюджета и других источников, предусмотренных действующим законодательством (приложение к Положению № 127).

Кроме того, в

п. 3.9 Положения № 127 определено, что структура и штатное расписание психологической службы высшего учебного заведения III — IV уровней аккредитации определяются высшим учебным заведением и финансируются за счет собственных средств этого учебного заведения.

2.

Продолжительность рабочей недели. Ранее п. 4.8 Положения № 127 было установлено, что продолжительность рабочей недели практического психолога (социального педагога) составляет 40 часов в неделю.

Кроме того,

письмо МОН от 15.08.2007 г. № 1/9-479 содержало следующее исключение: ставка заработной платы практического психолога (социального педагога) в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах), учебно-реабилитационных центрах для детей, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития, выплачивается за 18 часов педагогической работы в неделю.

Теперь

п. 4.6 Положения № 127 определено, что продолжительность рабочей недели практического психолога и социального педагога определяется действующим законодательством с учетом типа учебного заведения.

Однако заметим, что отдельного нормативного документа, устанавливающего продолжительность рабочей недели практического психолога и социального педагога,

нет. Единственным документом, которым можно воспользоваться в данном случае, является Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденная приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102, из которой следует, что для практического психолога и социального педагога (вне зависимости от типа заведения) не предусмотрена сокращенная продолжительность рабочей недели, т. е. она составляет 40 часов.

Для практических психологов (социальных педагогов) в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах), учебно-реабилитационных центрах для детей, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития, продолжительность рабочей недели составляет 18 часов.

Для уточнения вопроса о продолжительности рабочей недели практического психолога (социального педагога) нами сделан соответствующий запрос. Как только мы получим на него официальный ответ, обязательно опубликуем его на страницах газеты.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше