Темы статей
Выбрать темы

Сбор за загрязнение окружающей природной среды

Редакция ББ
Статья

СБОР ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

 

Начало года — не простой период для бухгалтера, когда нужно успеть предоставить в срок как финансовую, так и налоговую отчетность, в том числе Налоговый расчет сбора за загрязнение окружающей природной среды. 9 февраля 2009 года — предельный срок его предоставления.

В данной статье напомним особенности взимания и уплаты этого сбора, а также предоставления Налогового расчета.

Ольга ВИТКОВСКАЯ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Сбор за загрязнение окружающей природной среды (далее — экосбор) является общегосударственным сбором (обязательным платежом).

 

Экосбор уплачивается за (п. 2 Порядка № 303):

Объект для исчисления экосбора (п. 3.1 Инструкции № 162/379):

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения;

сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;

размещение отходов

  

для стационарных источников загрязнения

— объемы загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух или сбрасываемых непосредственно в водный объект, и объемы отходов, размещаемых в специально отведенных для этого местах или на объектах;

для передвижных источников загрязнения — объемы фактически использованных видов топлива, в результате сжигания которых образуются загрязняющие вещества

 

Плательщики экосбора

Как следует из

п. 2.1 Инструкции № 162/379, плательщиками сбора за загрязнение окружающей природной среды являются субъекты хозяйствования (вне зависимости от форм собственности, в том числе бюджетные), непосредственно осуществляющие выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов. Это значит, что для начисления экосбора необходим факт выброса, сброса загрязняющих веществ или размещения отходов. Поэтому, например, при аренде транспортного средства экосбор исчисляет и уплачивает арендатор.

Также согласно

п. 2.1 Инструкции № 162/379 плательщиками экосбора названы и филиалы, которые фактически осуществляют загрязнение (например, если за филиалом бюджетного учреждения закреплено транспортное средство, то такой филиал является плательщиком экосбора).

Исключение составляют филиалы, которые:

— не имеют банковских счетов;

— не ведут отдельного бухгалтерского учета своей деятельности;

— не составляют отдельного баланса.

За осуществленные такими филиалами выбросы, сбросы и размещение отходов головное учреждение исчисляет экосбор, используя при этом нормативы сбора по месту нахождения источника загрязнения. Налоговый расчет сбора также предоставляет головное учреждение по месту своей регистрации в налоговом органе (

пп. 7.2 и 7.4 Инструкции № 162/379).

Далее в таблице приведем краткую характеристику экосбора и порядок его расчета в том или ином случае (см. с. 25).

 

Нормативы экосбора и их индексация

Сумма экосбора определяется с применением нормативов, установленных

Порядком № 303 в виде фиксированных сумм за единицу соответствующих загрязняющих веществ или размещенных отходов (см. таблицы 1.1 — 1.9 приложения 1 к Порядку № 303).

В форме

Налогового расчета сбора за загрязнение окружающей природной среды (далее — Налоговый расчет), утвержденной приказом № 111, для отражения нормативов сбора отведена колонка 3 «Проіндексовані нормативи збору (нормативи збору)8 у поточному році, грн. коп./т (грн. коп./одиницю3. При этом обратите внимание: в ней речь идет о проиндексированных нормативах сбора. Поясним, что это значит.

Согласно

Порядку № 303 начиная с 1 января 2007 года плательщики экосбора обязаны проводить индексацию его нормативов. При этом она проводится в несколько этапов. Итоговое значение норматива определяется в следующем порядке:

1. Значение норматива, приведенное в

таблицах 1.1 — 1.9 приложения 1 к Порядку № 303, умножают на коэффициент 2,373, применяемый в 2006 году, поскольку для проведения индексации базовыми являются значения нормативов сбора на 31.12.2006 г. (письмо ГНАУ от 17.01.2007 г. № 620/7/15-0817).

2. Далее полученное значение умножают на

1,116 — непосредственно индекс инфляции за 2006 год, как этого требует Порядок № 303.

3. Полученное значение корректируют на

1,166 — индекс инфляции за 2007 год.

Как известно, с 1 января 2008 года индексация нормативов проводится по формуле (

п. 4.5 Инструкции № 162/379):

Ні = Нп х I : 100,

где

Ні — проиндексированный норматив сбора в текущем году (грн., коп.) за 1 т (одну единицу);

Нп

— проиндексированный норматив сбора в предыдущем году (грн., коп.) за 1 т (одну единицу);

I

— индекс потребительских цен (индекс инфляции) за предыдущий год (%).

Такой порядок предусматривает, что индексации подлежит

проиндексированный норматив в предыдущем году.

Такого порядка индексации нормативов сбора придерживались в 2008 году, и при предоставлении

Налогового расчета за 2008 год нормативы должны быть проиндексированы в вышеприведенном порядке.

Что касается предоставления

Налогового расчета в 2009 году, в частности за I квартал, то отметим следующее. Согласно данным Госкомстата индекс инфляции за 2008 год составил 122,3 %. В связи с этим при составлении Налогового расчета в 2009 году проиндексированный норматив в 2008 году следует умножать на индекс инфляции за 2008 год, т. е. на 1,223 %.

Итоговое значение проиндексированного норматива сбора следует округлить до двух десятичных знаков. Проставлять значение коэффициентов индексации нормативов сбора в

Налоговом расчете не нужно.

Покажем вышесказанное на примере (см. с. 27).

 

Краткая характеристика

Формула расчета сбора

1

2

СБОР ЗА ВЫБРОСЫ СТАЦИОНАРНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

В соответствии с п.п. 1.15.5 Инструкции 7 стационарный источник загрязнения атмосферы — это предприятие, цех, агрегат, установка или другой недвижимый объект, который сохраняет свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. Например, сбор уплачивается за выбросы, осуществляемые котельной

Сумма сбора рассчитывается по формуле, приведенной в п. 6.1 Инструкции № 162/379:

Пвс =
n
i = 1
i х Нпі х Кнас х Кф),

где — знак суммы;

 Мi — фактический объем выброса i-го загрязняющего вещества (т);

 Нпі — норматив сбора за тонну i-го загрязняющего вещества (грн./т) (приведен в таблицах 1.1 — 1.3 приложения 1 к Порядку № 303), с учетом индексации в случае ее проведения;

 Кнас — корректировочный коэффициент, устанавливаемый в зависимости от численности жителей населенного пункта (приведен в таблице 2.1 приложения 2 к Порядку № 303);

 Кф — корректировочный коэффициент, устанавливаемый в зависимости от народнохозяйственного значения населенного пункта (приведен в таблице 2.2 приложения 2 к Порядку № 303)

СБОР ЗА ВЫБРОСЫ ПЕРЕДВИЖНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

К передвижным источникам загрязнения согласно п.п. 1.15.6 Инструкции № 7 относятся транспортные средства, движение которых сопровождается выбросом в атмосферу загрязняющих веществ. Наиболее распространенным из них является автомобильный транспорт

Определение суммы сбора производится по формуле (п. 6.2 Инструкции № 162/379):

Пвп =
n
i = 1
i х Нпi х Кнас х Кф),

где — знак суммы;

 Мi — количество использованного горючего i-го вида (т);

 Нпi — норматив сбора за тонну i-го вида горючего (грн./т) (см. таблицы 1.4 — 1.6 приложения 1 к Порядку № 303)*, с учетом индексации в случае ее проведения;

 Кнас — корректировочный коэффициент, учитывающий численность жителей населенного пункта (см. таблицу 2.1 приложения 2 к Порядку № 303);

Кф — корректировочный коэффициент, учитывающий народнохозяйственное значение населенного пункта (см. таблицу 2.2 приложения 2 к Порядку № 303)

*Обратите внимание: формула требует количество фактически израсходованного топлива отражать в единицах массы (т). Вместе с тем учет приобретения и списания топлива ведется в единицах объема (л). Формула перевода загрязняющих веществ из объемных единиц в единицы массы, а также переводные коэффициенты приведены в п.п. 3.3 Инструкции № 111:

M = (Q x Kп) : 1000,

где М — масса использованного топлива, (т) (налоговики предлагают округлять значение этого показателя до трех десятичных знаков по общеустановленным правилам);

 Q — объем использованного топлива (л или м3);

 Kп — коэффициент перевода количества использованного топлива, выраженного в объемных единицах (л или м3), в массовые единицы (т).

 Переводные коэффициенты: для бензина — 0,74 кг/л; для дизельного топлива — 0,85 кг/л; для газа сжиженного — 0,55 кг/л; для газа сжатого — 0,59 кг/м3.

СБОР ЗА СБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

Порядком № 303 установлена необходимость получения лимитов сбросов в водные объекты. Следует помнить, что с 01.01.2009 г. за сверхлимитные объемы сбросов загрязняющих веществ (за сбросы без получения лимитов) экосбор исчисляется и уплачивается в 10-кратном размере (ранее — 5-кратном). Как правило, бюджетные учреждения сбросы загрязняющих веществ в водные объекты не осуществляют

Суммы сбора, взимаемого за сбросы, исчисляются согласно п. 6.3 Инструкции № 162/379 по формуле:

Пс =
n
i = 1
лi х Нпi х Крб) + (Мпi х Нпi х Крб х Кп),

где Млi — объем сброса i-го загрязняющего вещества в пределах лимита (т);

 Мпi — объем сверхлимитного сброса (разница между объемом фактического сброса и лимита) i-го загрязняющего вещества (т);

 Нпi— норматив сбора за тонну i-го загрязняющего вещества (грн./т) (берется из таблиц 1.7 и 1.8 приложения 1 к Порядку № 303), с учетом индексации в случае ее проведения;

 Крб — региональный (бассейновый) корректировочный коэффициент, учитывающий территориальные экологические особенности, а также эколого-экономические условия функционирования водного хозяйства (берется из таблицы 2.3 приложения 2 к Порядку № 303);

 Кп— коэффициент кратности сбора за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ, равный 10

СБОР ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ

Для определения объекта начисления экосбора, как и при осуществлении сбросов, необходимо получить соответствующие лимиты на размещение отходов.

Сбор за размещение отходов, например, уплачивают за отработанные люминисцентные лампы.

Освобождаются от получения лимитов:

собственники отходов, для которых платежи за размещение отходов не превышают 10 грн. в год;

 — собственники бытовых отходов, заключившие договоры на размещение отходов с предприятиями коммунального хозяйства;

 — собственники отходов, получившие лицензию на сбор и заготовку отдельных видов отходов как вторсырья.

Объемы отходов, переданных на договорных началах другим субъектам хозяйственной деятельности, уже не являются собственностью передавшего их субъекта и поэтому не должны учитываться в расчетах сбора за размещение отходов

Суммы сбора, взимаемого за размещение отходов, исчисляются по формуле, приведенной в п. 6.4 Инструкции № 162/379:

Прв
n
i = 1
пi х Млi х Кт х Ко) + (Кп х Нпi х Мпi х Кт х Ко),

где Млi — объем отходов i-го вида в пределах лимита (в соответствии с разрешениями на размещение) (т);

 Мпi — объем сверхлимитного размещения отходов (разница между объемом фактического размещения отходов и лимитом) i-го вида (т);

 Нпi — норматив сбора за тонну отходов i-го вида в пределах лимита (грн./т) (приведен в таблице 1.9 приложения 1 к Порядку № 303), с учетом индексации в случае ее проведения;

 Кт — корректировочный коэффициент, учитывающий расположение места размещения отходов (приведен в таблице 2.4 приложения 2 к Порядку № 303);

 Ко — корректировочный коэффициент, учитывающий характер оборудования места размещения отходов (приведен в таблице 2.5 приложения 2 к Порядку № 303);

 Кп — коэффициент кратности сбора за сверхлимитное размещение отходов, равный 10

Заметим, что для расчета суммы сбора, взимаемого за выбросы передвижными источниками загрязнения, используются соответствующие коэффициенты, определенные по месту регистрации плательщика, независимо от того, где территориально используется транспорт или приобретается горючее для него. При расчете сбора за все другие виды загрязнений следует применять требуемые коэффициенты, определенные по месту нахождения этих источников

.

 

Пример составления расчета

Условие.

Бюджетное учреждение за 2008 год фактически израсходовало 2500 л бензина А-76 и 1500 л сжиженного газа. Как составить Налоговый расчет за 2008 год?

Для определения суммы эксбора прежде всего необходимо

перевести фактически израсходованное топливо в единицы массы.

Перевод осуществляют по формуле (

п.п. 3.3 Инструкции № 111): единица массы (т) = единица объема (л) : 1000 х переводной коэффициент.

Переводные коэффициенты: для бензина — 0,74 кг/л; для газа сжиженного — 0,55 кг/л.

В нашем случае масса израсходованного:

бензина равна 1,85 т (2500 л : 1000 х 0,74 кг/л);

газа сжиженного равна 0,825 т (1500 л : 1000 х 0,55 кг/л).

Затем следует

проиндексировать нормативы сбора. Нормативы сбора приведены в приложении 1 к Порядку № 303). Так, для бензина неэтилированного норматив сбора составляет 4,5 грн./т, для сжиженного нефтяного газа — 6 грн./т.

На протяжении всего 2008 года нормативы сбора индексировались на:

— коэффициент

2,373;

— индекс инфляции за 2006 год, т. е. на

1,116;

— индекс инфляции за 2007 год, т. е.

1,166 .

То есть

для бензина проиндексированный норматив составляет 13,90 грн./т (4,5 грн./т х 2,373 х 1,116 х 1,166)*; для сжиженного газа — 18,53 грн./т (6 грн./т х 2,373 х 1,116 х 1,166)*.

* В 2009 году при предоставлении Налогового расчета нормативы сбора корректируются еще на индекс инфляции за 2008 год, т. е. на 1,223.

Кроме того, формула для расчета экосбора за передвижные источники загрязнения содержит

корректирующие коэффициенты (Кнас, Кф). Эти показатели приведены в приложении 2 к Порядку № 303.

 

Коэффициент, устанавливающийся в
зависимости от численности жителей населенного пункта (Кнас)

Численность населения, тыс. человек

Коэффициент

До 100

1

100,1 — 250

1,2

250,1 — 500

1,35

500,1 — 1000

1,55

Свыше 1000

1,8

 

Коэффициент, устанавливающийся в зависимости
от народнохозяйственного значения населенного пункта (Кф)

Тип населенного пункта

Коэффициент

Организационно-хозяйственные и культурно-бытовые центры местного значения с преимуществом аграрно-промышленных функций (районные центры, города районного значения, поселки и села)

1

Многофункциональные центры, центры с преимуществом промышленных и транспортных функций (республиканский* и областные центры, города государственного, республиканского*, областного значения)**

1,25

Населенные пункты, отнесенные к курортным***

1,65

*Автономной Республики Крым.

** Если населенный пункт одновременно имеет промышленное значение и отнесен к курортным, применяется коэффициент 1,65.

*** В законодательстве нет специального перечня таких населенных пунктов, который бы утверждался с целью взимания экосбора. В то же время постановлением КМУ от 28.12.96 г. № 1576 утвержден перечень таких пунктов для расчета земельного налога, который, по нашему мнению, можно применять при определении сбора, взимаемого за выбросы передвижными источниками загрязнения.

 

Фрагмент

Налогового расчета применительно к рассматриваемому нами случаю:

 

Назви забруднюючих речовин, види пального та їх технологічні ознаки2

Фактичні обсяги викидів, використаного пального, скидів, розміщення відходів, тонн (одиниць3)

Проіндексовані нормативи збору (нормативи збору)8 у поточному році, грн. коп./т (грн. коп./одиницю3)

Коригуючі коефіцієнти (коефіцієнти)

Ліміти скидів, розміщення відходів, тонн (одиниць3)

Суми збору, обчисленого в межах ліміту, грн. коп. (к. 2 або к. 6 (якщо к. 2 > к. 6) х к. 3 х к. 4 х к. 5)

Суми збору, обчисленого за понадлімітні обсяги, грн. коп. (заповнюється, якщо к. 2 > к. 6 (к. 2 — к. 6) х к. 3 х к. 4 х к. 5 х 5)

Загальні суми збору, грн. коп. (к. 2 х к. 3 х к. 4 х к. 5) або (к. 7 + к. 8)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

(…)

2. Нараховано збору за викиди пересувними джерелами забруднення, усього

2.1 Бензин неетилований

1,85

13,90

1,8

1,25

57,86

2.2. Скраплений газ

0,825

18,35

1,8

1,25

34,06

(...)

5. Нараховано збору з початку року, усього (р. 1 + р. 2 + р. 3 + р. 4)

250,08

6. Нараховано збору за попередній звітний період (квартал, півріччя, 9 місяців), усього

158,16*

7. Нараховано збору за звітний квартал. Усього (р. 5 - р. 6)

91,92

(…)

* Условно.

 

Порядок предоставления отчетности и уплаты экосбора

Налоговый расчет

составляется ежеквартально и предоставляется в налоговые органы по месту налоговой регистрации плательщика в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала. Налоговый расчет составляется нарастающим итогом с начала года.

Напомним, что

9 февраля 2009 года — последний день предоставления Налогового расчета за 2008 год.

За несвоевременное предоставление (непредоставление) расчета сбора предусмотрен штраф — 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (170 грн.) за каждое такое непредоставление или задержку (

п. 17.1.1 Закона № 2181).

Уплата сбора осуществляется в течение

10 календарных дней , следующих за последним днем соответствующего предельного срока предоставления Налогового расчета сбора. В случае сокрытия (занижения) объектов налогообложения с субъектов хозяйствования взимается сумма неуплаченного налога, а также пеня или штраф в порядке, предусмотренном Законом № 2181.

Обратите внимание

: в соответствии с изменениями, внесенными постановлением № 1050 в Порядок № 303, с 01.01.2009 г. плательщики экосбора должны подавать Налоговый расчет в зависимости от вида источника загрязнения. В таком же порядке теперь будет происходить и уплата экосбора, а именно:

1)

по месту нахождения стационарных источников загрязнения — в случае осуществления выбросов стационарными источниками загрязнения и выбросов;

2)

по месту нахождения специально отведенных для размещения отходов мест или объектов — в случае размещения отходов;

3)

по месту пребывания плательщика сбора на налоговом учете — в случае осуществления выбросов передвижными источниками загрязнения.

Кроме того, если установленное таким образом место предоставления налоговых расчетов не будет совпадать с местом нахождения учреждения на налоговом учете, то у него возникает обязанность

подать копии соответствующих налоговых расчетов еще и по месту своей налоговой регистрации.

При этом нет необходимости в постановке на отдельный учет плательщиков, которые эксплуатируют передвижные источники загрязнения, поскольку экосбор за такие источники в любом случае уплачивается по месту основной налоговой регистрации.

 

Как исправить ошибки, допущенные при составлении расчета экосбора

Исправить самостоятельно выявленную ошибку прошлых отчетных периодов можно одним из способов, приведенным в

п. 17.2 Закона № 2181:

а)

предоставить уточняющий расчет по форме, установленной для Налогового расчета. В данном случае заполнению подлежит строка 9 либо 10 расчета, где указывается соответственно сумма недоплаты либо сумма, уменьшающая налоговое обязательство в связи с исправлением ошибки;

б)

указать уточненные показатели в расчете за текущий период. В этом случае вместе с расчетом за текущий отчетный период предоставляется специальное приложение, в котором непосредственно производится перерасчет налогового обязательства экосбора за предыдущий период, который уточняется. При этом сумма недоплаты либо сумма, уменьшающая налоговое обязательство в связи с исправлением ошибки, указывается соответственно в строке 9 либо 10 отчетного расчета. Форма приложения утверждена также приказом № 111.

То есть приложение составляется и предоставляется в органы государственной налоговой службы вместе с отчетным расчетом только в случае уточнения в составе таких расчетов показателей за прошедший(ие) период(ы).

Заметим, что для каждого отчетного периода, который уточняется, составляется отдельное приложение.

В случае отсутствия таких уточнений в отчетном расчете или при предоставлении уточняющего расчета сбора за загрязнение окружающей природной среды (способ «а») приложение не составляется и в органы государственной налоговой службы

не предоставляется. И в первом, и во втором случае налогоплательщик, который самостоятельно выявляет факт занижения налогового обязательства прошлых налоговых периодов, обязан уплатить сумму недоплаты налога и штраф в размере 5 % от этой суммы (от суммы, отмеченной в строке 9 расчета).

Штрафные санкции

не применяются, если новый расчет с исправленными показателями будет предоставлен до истечения предельного срока его подачи (40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала).

 

По какому КЭКР отражаются расходы на уплату экосбора за транспортные средства

Согласно Разъяснениям № 194 сбор за загрязнение окружающей природной среды транспортными средствами отражается по коду экономической классификации расходов 1135 «Оплата транспортных услуг и содержание транспортных средств».

Отдельно заметим: если экосбор начисляется за выбросы, осуществляемые стационарными источниками загрязнения, то его начисление и уплата осуществляются по КЭКР

1139 «Оплата прочих услуг и другие расходы».

В бухгалтерском учете начисление экосбора отражается проводкой:

Дт 801, 802 — Кт 641. При уплате экосбора следует сделать запись: Дт 641 — Кт 321.

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Закон № 2181 —

Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Порядок № 303

— Порядок установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора, утвержденный постановлением КМУ от 01.03.99 г. № 303.

Инструкция № 162/379

— Инструкция о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденная приказом Минэкобезопасности, Государственной налоговой администрацией от 19.07.99 г. № 162/379.

Инструкция № 111 —

Инструкция по составлению налогового расчета сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденная приказом ГНАУ от 17.03.2005 г. № 111.

Инструкция № 7

— Инструкция по содержанию и порядку составления отчета проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ на предприятии, утвержденная приказом Минэкобезопасности от 10.02.95 г. № 7.

Приказ № 111 —

приказ ГНАУ «Об утверждении формы налогового расчета сбора за загрязнение окружающей природной среды и Инструкции по составлению налогового расчета сбора за загрязнение окружающей природной среды» от 17.03.2005 г. № 111.

Разъяснения № 194

— Разъяснения по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденные приказом Госказначейства Украины от 04.11.2004 г. № 194.

Постановление № 1050

— постановление КМУ «О внесении изменений в Порядок установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора» от 03.12.2008 г. № 1050.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше