Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Методические рекомендации по проведению органами государственной контрольно-ревизионной службы проверок государственных закупок

Редакция ББ
Бюджетная бухгалтерия Июль, 2009/№ 25
Печать
Приказ от 05.06.2009 г. № 137

Утверждены приказом Главного контрольно-ревизионного управления Украины от 05.06.2009 г. № 137

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ СЛУЖБЫ ПРОВЕРОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

 

I. Общие положения

1. Методические рекомендации по проведению органами государственной контрольно-ревизионной службы проверок государственных закупок (далее — Рекомендации) разработаны с целью реализации статьи 2 Закона Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» по проверке государственных закупок на всех стадиях.

2. Пользователями настоящих Рекомендаций являются органы государственной контрольно-ревизионной службы.

3. Термины, приведенные в настоящих Рекомендациях, употребляются в значениях, предусмотренных Положением о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17.10.2008 г. № 921 (с изменениями).

4. Основной задачей проверок государственных закупок является контроль за обеспечением правильности, эффективности и законности использования государственных средств при закупке товаров, работ и услуг.

5. Объектами проверки государственных закупок являются управленческие решения руководства бюджетных учреждений, организаций и предприятий (далее — объект контроля), плановые документы, хозяйственные договоры, финансово-хозяйственные операции, данные бухгалтерского учета, финансовой и статистической отчетности, тендерная документация и другие документы, касающиеся проведения процедур закупок на всех стадиях их осуществления.

6. Базовым элементом проверки государственных закупок являются определение и оценка оптимального, рационального использования государственных средств, их влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, показатели его финансовой отчетности. Такая оценка осуществляется на каждом этапе проведения процедур государственных закупок.

 

II. Основные вопросы проверки государственных закупок

1. Проверка соблюдения законодательства по созданию тендерного комитета.

2. Проверка годового плана закупок и изменений к нему на соответствие смете, государственной программе. Для предприятий — проверка соответствия плана закупок финансовому плану на соответствующий период.

3. Проверка порядка определения процедур закупок согласно действующему законодательству.

4. Проверка соблюдения требований законодательства о государственных закупках в части прозрачности их осуществления.

5. Проверка соответствия тендерной документации (квалификационной документации) требованиям законодательства.

6. Проверка соответствия тендерных предложений (ценовых предложений) требованиям тендерной документации (приглашения к участию в торгах) и законодательству.

7. Проверка документов, подтверждающих выдачу тендерной (квалификационной) документации, и реестра полученных тендерных предложений.

8. Проверка наличия, соответствия утвержденной форме и достоверности составления протоколов раскрытия тендерных предложений.

9. Проверка соблюдения порядка рассмотрения и оценки тендерных предложений, определения победителя, акцепта тендерных предложений.

10. Проверка порядка составления отчета о результатах процедуры закупки.

11. Проверка правильности применения процедуры закупки у одного участника или торгов с ограниченным участием.

12. Проверка процедуры заключения договоров на закупку товаров, работ и услуг на предмет соблюдения законодательства и соответствия условий заключенных договоров требованиям тендерной документации условиям тендерного предложения.

13. Проверка выполнения условий договоров, наличия оснований для перечисления средств.

14. Проверка правильности отражения операций по закупке в бухгалтерском учете.

15. Проверка других документов, касающихся деятельности тендерного комитета и проверяемых закупок.

 

III. Проверка соблюдения требований законодательства в сфере государственных закупок

1. Законодательная база

При проведении проверок государственных закупок следует иметь в виду:

— в связи с принятием Верховной Радой Украины Закона Украины «О признании утратившим силу Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» от 22.02.2000 г. № 1490-III Кабинетом Министров Украины принято постановление от 28.03.2008 г. № 274 «Об осуществлении закупок товаров, работ и услуг за государственные средства» (далее — постановление 274), которым утверждено Временное положение;

— пунктом 8 постановления № 274 определено, что это постановление вступает в силу одновременно со вступлением в силу Закона Украины «О признании утратившим силу Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» от 22.02.2000 г. № 1490-III;

— Закон Украины от 22.02.2000 г. № 1490-III опубликован в официальном печатном издании «Урядовий кур’єр» № 61 за 2 апреля 2008 года, т. е. это постановление вступило в силу с 02.04.2008 г.;

— абзацем 2 пункта 3 постановления № 274 уточнено, что процедуры закупки товаров, работ и услуг за государственные средства, начатые до вступления в силу Закона Украины «О признании утратившим силу Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства», завершаются в соответствии с нормами Временного положения;

— в то же время необходимо учитывать, что согласно решению Конституционного Суда Украины от 09.10.2008 г. № 22-рп/2008 (дело № 1-41/208) признано недействительным и неконституционным постановление Кабинета Министров Украины от 28.03.2008 г. № 274 «Об осуществлении закупок товаров, работ и услуг за государственные средства», поэтому в период с 10.10.2008 г. по 17.10.2008 г. не было нормативно-правового акта, который регулировал вопрос осуществления процедур государственных закупок;

— постановлением Кабинета Министров Украины от 17.10.2008 г. № 921 (вступило в силу с 22.10.2008 г.) утверждено Положение о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства (далее — Положение № 921) и признано утратившим силу постановление Кабинета Министров Украины от 28.03.2008 г. № 274;

— пунктом 2 постановления Кабинета Министров Украины от 17.10.2008 г. № 921 предусмотрено, что процедуры закупки товаров, работ и услуг за государственные средства, начатые до вступления в силу этого постановления, завершаются в соответствии с этим постановлением;

— со вступлением 25 ноября 2008 года в силу в постановления Кабинета Министров Украины от 19.11.2008 г. № 1017 «О внесении изменений в Положение о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства», которое не содержат нормы по обратному действию во времени, процедуры, начатые до вступления его в силу, завершаются в соответствии с Положением № 921 (в редакции, действовавшей до вступления в силу постановления Кабинета Министров Украины от 19.11.2008 г. № 1017) (разъяснение Министерства экономики Украины от 08.12.2008 г. № 3303-27/1150);

— 18 декабря 2008 года Верховной Радой Украины был принят Закон Украины № 694 «О внесении изменений в некоторые законы Украины по минимизации влияния финансового кризиса на развитие отечественной промышленности», частью 2 раздела II «Заключительные положения» которого установлено, что с целью защиты отечественной экономики от последствий мирового финансово-экономического кризиса временно, до 1 января 2011 года,

закупка товаров, работ и услуг за государственные средства осуществляется у отечественных производителей этих товаров, работ и услуг (юридических и физических лиц), кроме товаров, которые не производятся в Украине;

— также необходимо учесть, что Положением № 921

определен срок хранения документов, касающихся процедур закупок, который составляет три года.

 

2. Проверка соблюдения законодательства по созданию тендерного комитета

2.1. Во время проверки соблюдения требований законодательства по созданию и функционированию тендерного комитета исследуются: приказы о создании тендерного комитета, изменения к приказам о создании тендерного комитета, соответствующие свидетельства установленного образца о прохождении обучения или повышении квалификации по вопросам организации и осуществления процедур закупок (повторного обучения или повышения квалификации), положения о тендерном комитете.

2.2. В обязательном порядке подлежит проверке соответствие фактического количества членов тендерного комитета количеству, предусмотренному действующим законодательством, наличие у председателя, заместителя (заместителей) председателя тендерного комитета и секретаря свидетельств о прохождении обучения.

2.3. Следует обратить внимание, что абзацем шестым 6 п. 18 Положения № 921 (в редакции № 1017) предусмотрено прохождение председателем, заместителем председателя и секретарем тендерного комитета обучения (повышения квалификации) в сфере закупок, по результатам которого они должны получить документ в порядке, установленном уполномоченным органом.

2.4. Однако необходимо учесть, что с

02.04.2008 г. по настоящее время уполномоченным органом не разработаны нормативные документы, регулирующие вопросы прохождения обучения или повышения квалификации по вопросам организации и осуществления процедур закупок (повторного обучения или повышения квалификации), разработанные уполномоченным органом.

2.5.

При проверке необходимо обратить внимание на следующее:

— состав тендерного комитета и положение о нем утверждаются заказчиком. В состав тендерного комитета не могут входить должностные лица и представители участников, их близкие родственники, должностные лица объединений предприятий, их представители и близкие родственники;

— руководство работой тендерного комитета осуществляет его председатель, который назначается решением заказчика и является лицом, имеющим право на подписание договоров о закупке. Председатель тендерного комитета организует его работу и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на комитет функций;

— председатель тендерного комитета назначает своего (своих) заместителя (заместителей), ответственного секретаря и определяет функции каждого члена тендерного комитета;

— постановлением № 274 и Положением № 921 определено, что решения по вопросам, рассматриваемым на заседаниях тендерного комитета, принимаются простым большинством голосов в присутствии не менее двух третей его членов. В случае равного распределения голосов решающим является голос председателя тендерного комитета. Следует отметить, что постановлением Кабинета Министров Украины № 1017 изменена норма п. 18 Положения № 921 по подписанию протокола, которым оформлено решение тендерного комитета. Кроме того, согласно этому постановлению типовое положение о тендерном комитете разрабатывается и утверждается уполномоченным органом.

2.6. Ввиду того что в настоящее время уполномоченным органом не разработано типовое положение о тендерном комитете, разъяснением Министерства экономики Украины от 08.12.2008 г. № 3303-27/1150 рекомендовано заказчикам предусматривать в положении о тендерном комитете создание кворума для принятия решений тендерного комитета.

2.7. Письмом-разъяснением Министерства экономики Украины от 25.09.2008 г. № 75-27/962 разрешено создание в организации нескольких тендерных комитетов — тендерный комитет при головной организации и тендерные комитеты в обособленных подразделениях.

Тендерный комитет может создаваться в обособленных подразделениях по поручению головной организации. Председателю структурного подразделения может быть предоставлено право от имени заказчика подписать решение о создании тендерного комитета на базе соответствующего обособленного структурного подразделения, а также утвердить положение о нем. Тендерный комитет структурного подразделения осуществляет свою деятельность от имени головной организации. При этом тендерный комитет обособленного подразделения осуществляет процедуры закупки от имени предприятия — юридического лица в соответствии с Временным положением, но в рамках полномочий, определенных в положении о тендерном комитете.

Учитывая изложенное, на базе структурных подразделений тендерные комитеты могут создаваться и функционировать аналогично обособленным структурным подразделениям предприятий.

Структурные и обособленные структурные подразделения предприятия, не имеющие статуса юридических лиц, не могут от своего имени принимать участие в процедурах закупки товаров, работ и услуг за государственные средства в соответствии с нормами законодательства. В этом случае участником может выступать именно юридическое лицо, принимающее участие в процедурах закупки через уполномоченное надлежащим образом подразделение. Договор о закупке от имени юридического лица — участника подписывают руководители филиалов и представительств на основании доверенности, выданной в соответствии с действующим законодательством.

 

3. Проверка годового плана закупок и изменений к нему на его соответствие смете, государственной программе. Для предприятий — проверка соответствия плана закупок финансовому плану на соответствующий период.

3.1. При проверке этого вопроса исследуются: годовой план государственных закупок и изменения к нему; смета, изменения к смете, расчеты к смете.

3.2. Во время проверки требований по утверждению и обнародованию годового плана закупок и изменений к нему исследуются: протоколы по выбору процедур закупок; годовой план государственных закупок и изменения к нему; размещение годового плана закупок и изменений к нему в информационной системе в сети Интернет.

Учесть то, что с 02.04.2008 г. по 01.07.2008 г. Министерством экономики Украины как уполномоченным органом не были разработаны нормативные документы, которые бы определяли форму годового плана государственных закупок.

Приказом Министерства экономики Украины от 01.07.2008 г. № 252 утверждена форма годового плана государственных закупок и Инструкция по ее заполнению.

Согласно приказу Министерства экономики Украины от 30.01.2009 г. № 60 приказ Министерства экономики Украины от 01.07.2008 г. № 252 «Об утверждении формы годового плана государственных закупок и Инструкции по ее заполнению» утратил силу.

Учесть то, что с 02.04.2008 г. по 19.11.2008 г. Министерством экономики Украины как уполномоченным органом не были разработаны нормативные документы, которые бы регулировали вопрос обнародования годового плана в сети Интернет.

3.3. Абзацем 5 пункта 13 Положения № 921 предусмотрено, что годовой план государственных закупок и изменения к нему обнародуются путем размещения в сети Интернет (на собственном веб-сайте или при его отсутствии на веб-сайте главного распорядителя государственных средств) в течение десяти календарных дней с даты их утверждения.

3.4.

В ходе проверки необходимо обратить внимание:

Закупки осуществляются только в соответствии с годовым планом.

Не допускается разделение предмета закупки на части с целью избежания проведения процедур закупок.

Не допускается безосновательный выбор Заказчиком других процедур с целью избежания проведения открытых торгов.

Не допускаются выбор и проведение процедур закупок без их утверждения в годовом плане государственных закупок.

В обязательном порядке осуществляется анализ обоснованности и целесообразности закупок товаров, работ и услуг (с учетом деятельности объекта контроля плановых показателей, наличия соответствующих запасов на складах и т. п.).

 

4. Проверка порядка определения процедур закупок согласно действующему законодательству Украины

4.1. При проверке этого вопроса исследуются: годовой план государственных закупок; протоколы по выбору процедур закупок.

4.2. Проверка порядка определения процедур закупок базируется на:

— проверке наличия протоколов по выбору процедур закупок;

— сопоставлении информации в протоколах по выбору процедур закупок с данными годового плана государственных закупок;

— проверке правильности принятых решений по выбору процедуры закупки;

— проверке соблюдения порядка определения предметов закупки в соответствии с Государственным классификатором продукции и услуг ДК 016-97, утвержденным приказом Госстандарта Украины от 30.12.97 г. № 822; Правилами определения стоимости строительства (ДБН Д. 1.1-1-2000), утвержденными приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 27.08.2000 г. от № 174; Государственным классификатором видов научно-технической деятельности ДК 015-97, утвержденным приказом Государственного комитета Украины стандартизации, метрологии и сертификации от 30.12.97 г. № 822.

Особое внимание обратить на следующее: при осуществлении проверки государственных закупок необходимо учитывать особенности отношений, возникающих в связи с закупкой товаров, работ и услуг, и случаи (по отдельному перечню), на которые не распространяется действие законодательства в сфере государственных закупок.

Также стоит учитывать то, что применение процедуры торгов с ограниченным участием для закупки товаров, работ и услуг в период

с 02.04.2008 г. до 09.10.2008 г. требовало согласования с уполномоченным органом в установленном им порядке, кроме случая, когда эта процедура применялась после проведения предварительной квалификации (в случае когда ожидаемая стоимость была равна или превышала 500 тыс. гривень).

С 28.11.2008 г.

процедура торгов с ограниченным участием для закупки товаров, работ и услуг обязательно требует согласования с уполномоченным органом в установленном им порядке, кроме случая, когда эта процедура применяется после проведения предварительной квалификации.

 

5. Проверка соблюдения требований законодательства о государственных закупках в части прозрачности государственных закупок

5.1. При проверке этого вопроса исследуются: форма объявления о запланированных торгах и о их результатах; объявления о запланированных закупках и их результатах, опубликованные в Вестнике государственных закупок и в международных изданиях; приглашения к участию в процедуре закупки.

5.2. Проверка соблюдения требований законодательства о государственных закупках в части прозрачности государственных закупок базируется:

в случае проведения открытых торгов, торгов с ограниченным участием (после проведения предварительной квалификации):

— на проверке наличия публикации объявлений (приглашений — в случае проведения торгов с ограниченным участием) о запланированных закупках и объявлений об их результатах (о предварительной квалификации);

— на проверке наличия публикации объявлений в международных изданиях (в случае, когда ожидаемая стоимость предмета закупки превышает сумму, эквивалентную для товаров, — 200 тыс. евро; для услуг — 300 тыс. евро; для работ — 500 тыс. евро);

— на исследовании полноты и правильности отражения в объявлениях необходимой информации, предусмотренной действующим законодательством;

в случае проведения процедур запроса ценовых предложений (котировок) и торгов с ограниченным участием:

— на проверке приглашений к участию в процедуре закупки;

— на исследовании полноты и правильности отражения в приглашениях к участию в процедуре закупки необходимой информации, предусмотренной действующим законодательством.

 

6. Проверка соответствия тендерной документации (квалификационной документации) требованиям законодательства

6.1. При проверке этого вопроса исследуются: тендерная документация, квалификационная документация и изменения к ним.

6.2. Проверка правильности составления тендерной документации базируется на:

— исследовании полноты и правильности отражения информации, предусмотренной при составлении тендерной документации (наличие всех разделов, определенных законодательством);

— проверке наличия технической спецификации к тендерной документации с изложением детального описания закупаемых товаров, работ и услуг; объективных технических и качественных характеристик; ссылок на стандартные характеристики, требования, условные обозначения и терминологию товаров, работ или услуг, закупаемых с использованием существующих международных или национальных стандартов, норм и правил.

6.3. Необходимо учесть то, что:

— тендерная документация не должна содержать требований, ограничивающих конкуренцию и приводящих к дискриминации участников;

— техническая спецификация к тендерной документации не должна содержать ссылок на конкретные торговую марку или фирму, патент, конструкцию или тип предмета закупки, источник его происхождения или производителя. В случае, когда такая ссылка является необходимой, спецификация должна содержать выражение «или эквивалент».

6.4. Проверка правильности составления квалификационной документации базируется на:

— исследовании полноты и правильности отражения информации, предусмотренной при составлении квалификационной документации;

— проверке наличия технической спецификации к квалификационной документации с изложением детального описания закупаемых товаров, работ и услуг; объективных технических и качественных характеристик; ссылок на стандартные характеристики, требования, условные обозначения и терминологию товаров, работ или услуг, закупаемых с использованием действующих международных или национальных стандартов, норм и правил.

Кроме того, следует учитывать, что:

— квалификационная документация не должна содержать требований, ограничивающих конкуренцию и приводящих к дискриминации участников;

— техническая спецификация к квалификационной документации не должна содержать ссылок на конкретные торговую марку или фирму, патент, конструкцию или тип предмета закупки, источник его происхождения или производителя. В случае, когда такая ссылка является необходимой, спецификация должна содержать выражение «или эквивалент»;

— заказчик после завершения предварительной квалификации участников уведомляет каждого участника, принимавшего в ней участие, о результатах ее осуществления.

 

7. Проверка соответствия тендерных предложений (ценовых предложений) требованиям тендерной документации (приглашения к участию в торгах) и законодательству

7.1. При проверке этого вопроса исследуются: тендерные предложения участников (ценовые предложения участников); документы, поданные в составе тендерного предложения участников в подтверждение квалификационных и других требований, предусмотренных тендерной документацией; тендерная документация.

7.2. Проверка базируется на сопоставлении поданных участниками тендерных предложений (ценовых предложений) с требованиями тендерной документации (приглашения к участию в торгах) и законодательства в части соответствия:

— срока действия тендерных предложений участников сроку, определенному тендерной документацией;

— документов, поданных участниками в подтверждение их квалификационных и других требований, предусмотренных тендерной документацией, перечню квалификационных и других требований, предусмотренных тендерной документацией.

К тому же следует отметить, что документы, поданные в подтверждение квалификационных и других требований, предусмотренных тендерной документацией, должны действовать на дату раскрытия или более позднюю дату.

7.3. С целью выявления участников — связанных лиц в обязательном порядке исследованию подлежат уставные документы, поданные участниками в составе их тендерных предложений.

7.4. С целью анализа возможности своевременной и полной поставки товаров, выполнения работ и предоставления услуг целесообразно обращать внимание на финансовое состояние участников торгов (формы «Баланс» и «Отчет о финансовых результатах»), отсутствие возбужденного в отношении участника дела о банкротстве или о признании банкротом.

7.5. Начиная

с 25.11.2008 г. (дата вступления в силу постановления № 1017) информация об отклонении тендерного (квалификационного) предложения участника с указанием основания указывается заказчиком в отчете о результатах проведения процедуры закупки и сообщается в течение семи календарных дней участнику, предложение которого отклонено.

8. Проверка документов, подтверждающих выдачу тендерной (квалификационной) документации, и реестра полученных тендерных предложений

8.1. При проверке этого вопроса исследуются: реестр полученных тендерных предложений; документы, подтверждающие выдачу тендерной документации (при наличии реестр выдачи тендерной документации), тендерные предложения участников; документы, поданные в составе тендерного предложения участников в подтверждение квалификационных и других требований, предусмотренных тендерной документацией; документы, подтверждающие оплату за тендерную документацию и расходы на ее подготовку.

8.2. Проверка документов, подтверждающих выдачу тендерной (квалификационной) документации, базируется на проверке порядка выдачи тендерной документации (наличия обращений от участников о предоставлении тендерной документации, своевременности ее предоставления).

8.3. Проверка реестра полученных тендерных предложений базируется на:

— проверке соответствия количества зарегистрированных тендерных предложений участников количеству имеющихся тендерных предложений участников;

— проверке реестров полученных тендерных предложений участников на предмет своевременной регистрации участников (до раскрытия тендерных предложений);

— проверке достоверности регистрации тендерных предложений участников (сопоставление дат отправления участниками и получения заказчиками от участников тендерных предложений — с датами их регистрации в реестре).

 

9.

Проверка наличия, порядка и достоверности составления протоколов раскрытия тендерных предложений

9.1. При проверке этого вопроса исследуются: протоколы раскрытия тендерных предложений; тендерные предложения участников торгов; тендерная документация и реестр полученных тендерных предложений участников торгов.

9.2. Проверка базируется на:

— проверке соответствия протокола раскрытия утвержденной законодательством форме составления протокола раскрытия;

— проверке протоколов раскрытия тендерных предложений на соответствие дате, месту и времени раскрытия тендерных предложений, определенных в тендерной документации;

— сопоставлении реестров полученных тендерных предложений участников с данными протокола раскрытия;

— сопоставлении изложенной в протоколе раскрытия информации на предмет соответствия участников квалификационным требованиям, предусмотренным тендерной (квалификационной) документацией, и сверке с фактически имеющимися документами, поданными в составе тендерных предложений участников на подтверждение квалификационным требованиям.

 

10.

Проверка соблюдения порядка рассмотрения и оценки тендерных предложений, определения победителя, акцепта тендерных предложений

10.1. При проверке этого вопроса исследуются: протоколы оценки и определения победителя процедуры закупки; тендерная документация; тендерные предложения участников торгов; сообщение об акцепте и о результатах торгов.

10.2. Общий срок проведения оценки, сравнения и определения победителя торгов не должен превышать

30 рабочих дней со дня раскрытия тендерных предложений.

10.3. Проверка соблюдения порядка рассмотрения и оценки тендерных предложений, определения победителя, акцепта тендерных предложений базируется:

в случае проведения открытых торгов, двухступенчатых торгов, редукциона, торгов с ограниченным участием:

— на соблюдении общего срока осуществления оценки тендерных предложений;

— на сравнении критериев и методики оценки, предусмотренных тендерной документацией, с данными протокола оценки, по которому определен победитель торгов;

— на исследовании протокола оценки на предмет допуска к оценке участников, которые должны были быть отклонены как не отвечающие требованиям тендерной документации или установленным квалификационным требованиям;

— на соответствии удельного веса ценового критерия требованиям действующего законодательства (не менее 70 %);

— на проверке акцепта того тендерного предложения, определенного лучшим по результатам оценки;

в случае проведения процедуры запроса ценовых предложений (котировок):

— на проверке отсутствия нескольких ценовых предложений от одного и того же участника процедуры закупки;

— на проверке правильности определения победителя торгов с учетом наименьшей цены и квалификационных требований, указанных в приглашении.

10.4. Учесть то, что для оценки тендерных предложений могут привлекаться соответствующие экспертные организации или отдельные эксперты на договорных началах между заказчиком и ними в соответствии с положениями гражданского законодательства. Рекомендации таких экспертных организаций или экспертов могут быть использованы во время определения победителя процедуры закупки. Взаимоотношения и порядок расчетов между сторонами договора и участниками определяются в тендерной документации.

10.5. Кроме того, заказчик имеет право запросить от любого участника процедуры закупки повторное подтверждение соответствия его квалификационным требованиям, установленным в тендерной документации, или обратиться за подтверждением такой информации в государственные органы или соответствующие экспертные предприятия, учреждения, организации, а также по поводу проверки цены его тендерного предложения.

10.6. Один и тот же участник не может подавать более одного ценового предложения при проведении процедуры закупки.

10.7. В случае установления арифметических ошибок, выявленных в поданном тендерном предложении при проведении процедуры оценки, Заказчик имеет право на их исправление при условии получения письменного согласия участника, подавшего это тендерное предложение, на такое исправление.

10.8. Заказчик направляет победителю торгов

в течение пяти календарных дней со дня акцепта уведомление об акцепте тендерного предложения, срок действия которого не истек, а также направляет всем участникам процедур открытых торгов, двухступенчатых торгов и торгов с ограниченным участием письменное уведомление о результатах торгов с указанием названия и местонахождения участника — победителя процедуры закупки, тендерное предложение которого признано наилучшим по результатам оценки.

 

11.

Проверка порядка составления отчета о результатах процедуры закупки

11.1. При проверке этого вопроса исследуются: отчеты о результатах осуществления процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства.

11.2. Проверка соблюдения составления отчета о результатах процедуры закупки базируется на:

проверке соответствия отчетов о результатах торгов утвержденной законодательством форме их составления;

исследовании полноты и правильности отражения информации, предусмотренной при составлении отчета о результатах торгов.

11.3. Учесть то, что причины сокращения срока подачи тендерных предложений участников торгов излагаются в отчете. Они не должны свидетельствовать о намерениях заказчика ослабить конкуренцию между участниками.

 

12.

Проверка правильности применения процедуры закупки у одного участника или торгов с ограниченным участием

12.1. При проверке этого вопроса исследуются:

в случае применения процедуры торгов с ограниченным участием: протокол (протоколы) заседания тендерного комитета по принятию решения о применении процедуры торгов с ограниченным участием; тендерная документация; экспертные, нормативные, технические и другие документы, подтверждающие наличие условий применения процедуры торгов с ограниченным

участием; письмо-обращение к уполномоченному органу; письмо-согласование уполномоченного органа по применению процедуры закупки, приглашения участникам;

в случае применения процедуры закупки у одного участника: протокол (протоколы) заседания тендерного комитета по принятию решения о применении процедуры закупки у одного участника; договор о закупке с приложениями; технико-экономическое обоснование применения процедуры закупки у одного участника; экспертные, нормативные, технические и другие документы, подтверждающие наличие условий применения процедуры закупки у одного участника; письмо-обращение к уполномоченному органу; письмо-согласование по применению процедуры закупки, приглашения участникам, протоколы переговоров.

12.2. Проверка соблюдения правильности применения процедуры закупки у одного участника или торгов с ограниченным участием базируется:

в случае применения процедуры торгов с ограниченным участием:

— на проверке наличия протокола по выбору процедуры закупки;

— на проверке наличия подтверждающих документов (экспертных, нормативных, технических и других документов, подтверждающих наличие условий применения процедуры торгов);

— на проверке наличия согласования по применению процедуры торгов с ограниченным участием (в случае необходимости согласование с учетом определенного законодательством предела);

в случае применения процедуры закупки у одного участника:

— на проверке наличия протокола по выбору процедуры закупки;

— на проверке наличия подтверждающих документов (экспертных, нормативных, технических и других документов, подтверждающих наличие условий применения процедуры закупки);

— на проверке наличия согласования по применению процедуры закупки у одного участника.

12.3. При исследовании вопроса согласования процедур закупок у одного участника и с ограниченным участием необходимо обратить внимание на соответствие суммы согласования сумме заключенного по указанным процедурам договора.

12.4. Обратить внимание, что с целью экономии бюджетных средств и в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 26.11.2008 г. № 1036 (с изменениями) обязаны распорядители бюджетных средств ограничить количество случаев применения процедуры закупки у одного участника.

12.5.

Учесть наличие следующих необходимых документов:

— удостоверенных заказчиком копий договоров или других документов, подтверждающих наличие у участника авторских прав (в случае закупки, связанной с защитой авторских прав);

— договора о закупке и отчета о проведении предварительной процедуры закупки (в случае необходимости осуществление дополнительных поставок участником);

— заключения разработчика проекта о необходимости выполнения дополнительных строительных работ, которые не включены в первоначальный проект, но которые стали в силу непредвиденных обстоятельств необходимыми для выполнения проекта при условии, что договор будет заключен с участником таких работ, если работы технически или экономически связаны с главным договором. При этом общая стоимость договора на дополнительные работы не должна превышать 50 процентов стоимости головного договора.

12.6. Согласование процедур закупок у одного участника и с ограниченным участием осуществляется в соответствии с порядками согласования применения процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника, утвержденными приказами Министерства экономики Украины от 15.04.2008 г. № 128 (утратил силу 30.01.2009 г.) и от 30.01.2009 г. № 64 соответственно.

12.7. Решение уполномоченного органа об отказе в согласовании применения процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника оформляется письмом.

 

13. Проверка процедуры заключения договоров на закупку товаров, работ и услуг на предмет соответствия законодательству о государственных закупках и условий заключенных договоров требованиям тендерной документации, условиям тендерного предложения

13.1. В случае проведения процедур открытых, двухступенчатых торгов, редукциона и торгов с ограниченным участием с участником, тендерное предложение которого акцептовано, заказчик заключает договор о закупке в соответствии с требованиями тендерной документации и условиями акцептованного тендерного предложения

в срок не ранее чем через пять рабочих дней со дня направления письменного уведомления всем участникам процедур открытых торгов, двухступенчатых торгов и торгов с ограниченным участием об их результатах, но не позднее чем через 21 рабочий день со дня акцепта.

13.2. В случае проведения процедуры запроса ценовых предложений (котировок) заказчик заключает не ранее чем через три рабочих дня со дня направления всем участникам письменного уведомления о результатах проведения процедуры и

не позднее 14 рабочих дней со дня определения победителя, договор о закупке с тем участником — победителем процедуры закупки, подавшим предложение, которое отвечает требованиям заказчика и имеет самую низкую цену.

13.3. При проверке этого вопроса исследуются:

в случае проведения открытых торгов, двухступенчатых торгов, редукциона, торгов с ограниченным участием — договоры; акцептованные тендерные предложения; раздел «Существенные условия договора» тендерной документации;

в случае проведения процедуры запроса ценовых предложений (котировок) — договоры; акцептованные ценовые предложения; запросы ценовых предложений.

Проверка процедуры заключения договоров на закупку товаров, работ и услуг на предмет соответствия законодательству о государственных закупках и условий заключенных договоров требованиям тендерной документации, условиям тендерного предложения базируется:

в случае проведения открытых торгов, двухступенчатых торгов, редукциона, торгов с ограниченным участием:

— на проверке соблюдения сроков заключения договоров;

— на сопоставлении условий заключенных договоров существенным условиям договора, предусмотренным тендерной документацией;

— на сопоставлении условий заключенных договоров условиям акцептованного тендерного предложения;

в случае проведения процедуры запроса ценовых предложений (котировок):

— на проверке соблюдения сроков заключения договоров;

— на сопоставлении условий заключенных договоров условиям, предусмотренным запросами ценовых предложений;

— на сопоставлении условий заключенных договоров условиям акцептованного тендерного предложения.

13.4. В соответствии с письмом-разъяснением Министерства экономики Украины от 01.04.2009 г. № 3303-27/156 запрещено изменение стороны-исполнителя в договоре, заключенном по результатам проведения процедуры закупки.

13.5. Учесть то, что условия договора о закупке не должны отличаться от условий тендерного (ценового) предложения участника — победителя процедуры закупки. Существенные условия договора о закупке не должны изменяться после подписания договора.

Действие договора о закупке может продлеваться на срок, достаточный для проведения процедуры закупки в начале следующего года на сумму средств не более 15 процентов стоимости, определенной в договоре, заключенном в предыдущем году, если расходы на эту цель утверждены в установленном порядке.

14. Проверка выполнения условий договоров, наличия оснований для перечисления средств

14.1. При проверке этого вопроса исследуются: договоры; дополнительные соглашения к договорам; платежные поручения; накладные; бухгалтерские регистры.

14.2. Проверка базируется на:

сопоставлении условий заключенных договоров (в части оплаты) с фактически осуществленными перечислениями средств;

проверке правильности и своевременности выполнения договорных обязательств поставщиками;

проверке достоверности и реальности дебиторской и кредиторской задолженности;

проверке соблюдения установленного порядка списания дебиторской и кредиторской задолженности.

14.3. Во время проверки следует обратить внимание на соответствие существенных условий заключенных договоров (цена за единицу, количество/объем, общая стоимость) с размером фактически уплаченной суммы и поставленными товарно-материальными ценностями (выполненными работами, предоставленными услугами). В то же время необходимо исследовать вопрос своевременности оприходования товарно-материальных ценностей и отражения этих операций в регистрах бухгалтерского учета.

14.4. Учесть то, что заключение дополнительных соглашений к основному договору из-за увеличения количества предмета закупки либо расширения перечня предмета закупки приводит к осуществлению закупок без проведения процедур государственных закупок.

14.5. Обратить внимание, что с целью экономии бюджетных средств и в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 26.11.2008 г. № 1036 (с изменениями) распорядители бюджетных средств обязаны предусматривать во время заключения договоров о закупке товаров, работ и услуг положения о запрете увеличения стоимости товаров, работ и услуг, кроме непредвиденных случаев, в частности связанных с изменением курса валюты.

 

15. Анализ закупочных цен на товары, работы и услуги

15.1. Проверка этого вопроса осуществляется с целью установления фактов приобретения товаров, работ и услуг по завышенным ценам (искусственное завышение цен из-за наличия ряда посреднических структур; сознательное завышение поставщиками (в том числе производителями или их официальными дилерами, агентами, дистрибьюторами и т. п.) закупочных цен по сравнению со среднерыночными.

15.2.

Необходимо обратить внимание:

Сравнительный анализ цен осуществляется преимущественно при проверках процедур закупок у одного участника, торгов с ограниченным участием (без проведения предварительной квалификации) и запроса ценовых предложений.

В то же время при наличии сомнений по поводу закупочных цен (предположение, что цена неоправданно высокая) исследованию подлежат также и процедуры открытых торгов, двухступенчатых торгов и торгов с ограниченным участием (в случае проведения предварительной квалификации).

Учитывая приведенное и с целью получения данных для осуществления сравнительного анализа, необходимо направить запросы:

в отношении среднерыночных цен на внутреннем рынке Украины:

— в Торгово-промышленную палату Украины или ее региональные отделения;

— в Государственное предприятие «Государственный информационно-аналитический центр мониторинга внешних товарных рынков»;

— в Государственную инспекцию по контролю за ценами Министерства экономики Украины;

— в Антимонопольный комитет Украины;

— в профильные министерства и ведомства (в отношении средних цен по отрасли);

в отношении отпускных цен производителей, их официальных представителей:

— отечественным и иностранным производителям приобретенной продукции (или эквивалента), а также их официальным представителям на территории Украины;

в отношении цены, по которой продукция иностранного производства пересекла таможенную границу Украины:

— в Государственную таможенную службу Украины и ее региональные отделения (грузовые таможенные декларации, инвойсы, контракты, сертификаты происхождения, товарно-транспортные накладные).

15.3. Кроме того, во время проверки указанного вопроса с целью установления происхождения продукции, источников и цены ее приобретения поставщиками необходимо направить запросы последним или провести у них встречные сверки.

15.4. Сравнительный анализ цен базируется:

в случае применения процедур закупок у одного участника, торгов с ограниченным участием (без проведения предварительной квалификации) и запроса ценовых предложений

— на сопоставлении договорной цены с данными относительно цен, полученными на письменные запросы (на определенные даты).

Разница в ценах рассчитывается на дату заключения договоров — с целью определения возможных дополнительных потерь государственных средств, а также на даты поставок (которые уже оплачены заказчиком) — с целью расчета фактически понесенных потерь государственных средств. В случае осуществления заказчиком авансовых платежей — для расчета фактически понесенных потерь используются данные о ценах на даты проведения предварительной оплаты;.

в случае проведения открытых торгов, двухступенчатых торгов, редукциона, торгов с ограниченным участием (при проведении предварительной квалификации):

— сравнительный анализ осуществляется аналогично приведенному. При этом, при необходимости, возможным является осуществление расчета возможных дополнительных потерь государственных средств не на дату заключения договора, а на дату раскрытия тендерных предложений участников.

В то же время в случае осуществления сравнительного анализа на основании полученных данных об отпускных ценах производителей, их официальных представителей, по возможности (при наличии соответствующих документов), дополнительно следует учитывать прогнозируемые или фактические расходы поставщиков на транспортировку продукции заказчику.

 

16. Проверка других документов, касающихся деятельности тендерного комитета и проверяемых закупок

В ходе проверки других документов, касающихся деятельности тендерного комитета и закупок, исследуются: обращения участников; жалобы; решения специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам координации закупок товаров, работ и услуг по таким закупкам и т. п.

 

Начальник Управления контроля
за государственными закупками Т. Дергалюк

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше