Темы статей
Выбрать темы

О применении норм Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства

Редакция ББ
Письмо от 11.03.2009 г. № 330-27/170

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

О ПРИМЕНЕНИИ НОРМ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

Письмо от 11.03.2009 г. № 330-27/170

 

Минэкономики рассмотрело <...> обращение о применении норм Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства (далее — Положение), утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.10.2008 г. № 921 (в редакции постановления Кабинета Министров Украины от 19.11.2008 г. № 1017), и сообщает.

1. Пунктом 4 постановления Кабинета Министров Украины от 17.10.2008 г. № 921 на Минэкономики возложены функции специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам координации закупок товаров, работ и услуг за государственные средства (далее — уполномоченный орган).

Согласно подпункту 7 пункта 10 Положения уполномоченный орган предоставляет разъяснения о порядке применения законодательства в сфере государственных закупок.

Данное Положение применяется ко всем закупкам товаров, работ и услуг, которые полностью или частично осуществляются за счет государственных средств, при условии, что стоимость закупки товара (товаров), услуги (услуг) составляет не менее 100 тыс. гривень, а работ — 300 тыс. гривень.

В соответствии с абзацем третьим пункта 6 Положения

закупка товаров, работ и услуг осуществляется исключительно у непосредственных производителей товаров, исполнителей работ и представителей услуг или их официальных представителей (дилеров, агентов, дистрибьюторов и т. п.). Данное требование введено с целью недопущения нерационального, нецелевого и неэффективного управления и использования распорядителями государственных средств.

Вместе с тем в соответствии с абзацем третьим пункта 61 Положения заказчик отклоняет тендерное предложение в случае, когда участник не представил документального подтверждения того, что он является производителем товаров, исполнителем работ и предоставителем услуг или его официальным представителем.

Кроме того, с учетом требований пункта 2 раздела II «Заключительные положения» Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины о минимизации влияния финансового кризиса на развитие отечественной промышленности» (далее — Закон) в целях защиты отечественной экономики от последствий мирового финансово-экономического кризиса временно,

до 01.01.2011 г., установлено, что закупка товаров, работ и услуг за государственные средства осуществляется у отечественных производителей данных товаров, работ и услуг (юридических и физических лиц), кроме товаров, не производимых в Украине.

При этом

Положением и Законом не определен перечень документов, которым участник должен подтверждать статус производителя.

2. Новая редакция указанного Положения не содержит норму по применению процедуры закупки при осуществлении торгов с ограниченным участием с обязательным согласованием с уполномоченным органом в установленном им порядке в случае, если ожидаемая стоимость товаров, работ и услуг равна или превышает 500 тыс. гривень. Аналогичная норма указана в приказе Минэкономики от 15.04.2008 г. № 128* «Об утверждении Порядка согласования применения процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника».

* Утратил силу согласно приказу Минэкономики от 30.01.2009 г. № 60. В настоящее время действует Порядок согласования применения процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника, утвержденный приказом Минэкономики от 30.01.2009 г. № 64. —

Примеч. ред.

В то же время в соответствии с пунктом 16 Положения о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, других органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28.12.92 г. № 731, в случае внесения изменений, дополнений или признания утратившим силу акта законодательства, в соответствии с которым принят нормативно-правовой акт, орган, издавший данный нормативно-правовой акт, обязан в месячный срок внести в него соответствующие изменения, дополнения или определить его как утративший силу.

При этом полномочия Минэкономики, которые были определены Временным положением о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 28.03.2008 г. № 274, в пределах которых изданы соответствующие нормативно-правовые акты о функционировании системы государственных закупок, на сегодняшний день аналогично определены Положением о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17.10.2008 г. № 921.

С учетом изложенного нормативно-правовые акты Минэкономики относительно функционирования системы государственных закупок, принятые во исполнение постановления Кабинета Министров Украины от 28.03.2008 г. № 274 «Об осуществлении закупок товаров, работ и услуг за государственные средства», могут применяться в части, не противоречащей постановлению Кабинета Министров Украины от 17.10.2008 г. № 921 «Об утверждении Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства».

Таким образом,

процедуру торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника необходимо согласовывать с уполномоченным органом в соответствии со стоимостными показателями, определенными в пункте 5 Положения.

3. Тендерная документация — это документы, подготавливаемые заказчиком и бесплатно передаваемые в установленном порядке лицам на соответствующий запрос для подготовки ими тендерных предложений относительно предмета закупки или его части (подпункт 19 пункта 2 Положения).

В соответствии с пунктом 24 Положения заказчик может требовать от участника предоставления информации, подтверждающей соответствие участника следующим квалификационным требованиям: наличие денежных средств, оборудования и работников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт; балансовая стоимость активов; финансовое обращение; опыт в исполнении аналогичных договоров: уплата налогов и сборов (обязательных платежей); осуществление участником предпринимательской деятельности в соответствии с положениями его устава; отсутствие оснований для отказа в торгах, предусмотренных данным Положением.

Квалификационные требования предусматриваются заказчиком в тендерной документации или других документах, связанных с представлением тендерных или квалификационных предложений.

К тому же пунктом 38 Положения предусмотрен перечень составляющих, который должна содержать тендерная документация.

Кроме того,

квалификационное требование о наличии соответствующего разрешения или лицензии на исполнение определенных работ или предоставление услуг, осуществление определенного вида хозяйственной деятельности в действующей редакции Положения отсутствует.

4. В соответствии с пунктом 82 Положения

закупка у одного участника — это процедура, в соответствии с которой заказчик заключает договор о закупке с участником после проведения с ним переговоров.

Согласно пункту 83 Положения процедура закупки у одного участника применяется заказчиком после согласования уполномоченным органом в связи с защитой авторских прав; отсутствия конкуренции (в том числе по техническим причинам) на товары, работы или услуги, которые могут быть поставлены, исполнены или предоставлены только определенным участникам, при отсутствии при этом альтернативы; потребности в осуществлении дополнительных поставок первичным участникам, предназначенных для частичной замены или расширения поставок, когда изменение участника может привести к закупке товаров или услуг, не соответствующих требованиям взаимозамены с имеющимися товарами или услугами; необходимости проведения дополнительных строительных работ, не включенных в начальный проект, но ставших по непредвиденным обстоятельствам необходимыми для выполнения проекта при условии, что договор будет заключен с участником таких работ, если работы технически или экономически связаны с главным договором. При этом общая стоимость договора на дополнительные работы не должна превышать 50 процентов стоимости главного договора; заключение договора о закупке с победителем архитектурного конкурса; насущной необходимости в осуществлении закупки в связи с особыми экономическими или социальными обстоятельствами, которых заказчик не мог предусмотреть, в том числе закупки, связанной с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций.

Порядок согласования применения процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника утвержден приказом Минэкономики от 15.04.2008 г. № 128

, в котором определен перечень документов, необходимых для применения указанной процедуры.

5. В соответствии с пунктом 93 Положения государственный надзор (контроль) в сфере закупок в пределах полномочий осуществляется уполномоченным органом, органами государственной контрольно-ревизионной службы, Государственным казначейством, Госкомстатом, Антимонопольным комитетом, а также Счетной палатой и правоохранительными органами.

Органы, осуществляющие государственный надзор (контроль) в сфере закупок в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Украины, исполняют следующие функции:

1)

органы государственной контрольно-ревизионной службы: контроль за соблюдением заказчиками требований данного Положения: составление протоколов об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства в сфере закупок; сотрудничество с органами государственной власти относительно предупреждения проявлений коррупции в сфере закупок; представление соответствующих материалов правоохранительным органам: другие функции, предусмотренные законодательством;

2)

Государственное казначейство: проверка наличия заключенного договора о закупке и его соответствия отчету о результатах проведения процедуры закупки и других документов, предусмотренных данным Положением; представление соответствующих материалов в правоохранительные органы; другие функции, предусмотренные законодательством;

3)

Госкомстат: сбор информации о результатах процедур закупок; утверждение форм статистической отчетности в сфере закупок; другие функции, предусмотренные законодательством;

4)

Антимонопольный комитет: разработка и организация осуществления мероприятий, направленных на создание и развитие конкурентной среды в сфере закупок: контроль за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции в сфере закупок; контроль за выполнением мероприятий по созданию конкурентной среды и обеспечение защиты конкуренции в сфере закупки; предоставление органам, осуществляющим государственный надзор (контроль) в сфере закупок, информации о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции в сфере закупок: другие функции, предусмотренные законодательством.

Счетная палата и правоохранительные органы

осуществляют государственный надзор (контроль) в сфере закупок в пределах своих полномочий, определенных законами.

Соблюдение законодательства заказчиками в сфере закупок Минэкономики осуществляет в соответствии с

Порядком об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о государственных закупках, утвержденным приказом Минэкономики от 01.07.2008 г. № 251*.

* Утратил силу согласно приказу Минэкономики от 30.01.2009 г. № 60. В настоящее время действует Порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства о государственных закупках, утвержденный приказом Минэкономики от 30.01.2009 г. № 63. —

Примеч. ред.

При этом указываем, что, с учетом части второй статьи 19 Конституции Украины и в соответствии с Положением о Министерстве экономики Украины, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 26.05.2007 г. № 777, нормами Положения, к компетенции Минэкономики не относится определение исчерпывающего перечня функций государственных органов, которые в пределах полномочий осуществляют государственный надзор (контроль) в сфере закупок.

 

Министр экономики Украины Б. Данилишин

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

ЗАКУПКА ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ
ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА: РАЗЪЯСНЯЕТ МИНЭКОНОМИКИ

В данном

письме Министерство экономики Украины разъяснило порядок применения отдельных норм Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденного постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 921 (в редакции постановления КМУ от 19.11.2008 г. № 1017) (далее — Положение).

1. Закупка товаров только у отечественного производителя.

В соответствии с

п. 6 Положения закупка товаров, работ и услуг осуществляется исключительно у непосредственных производителей товаров, исполнителей работ и представителей услуг или их официальных представителей (дилеров, агентов, дистрибьюторов и т. п.).

В случае, если участник не предоставил документального подтверждения того, что он является производителем товаров, исполнителем работ и предоставителем услуг или его официальным представителем, заказчик имеет право отклонить тендерное предложение участника на основании

п. 61 Положения.

Вместе с тем в

п. 2 Заключительных положений Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по минимизации влияния финансового кризиса на развитие отечественной промышленности» от 18.12.2008 г. № 694-VI (далее — Закон) определено следующее: «...временно, до 1 января 2011 года, установить, что закупка товаров, работ и услуг за государственные средства осуществляется у отечественных производителей этих товаров, работ и услуг (юридических и физических лиц), кроме товаров, которые не производятся в Украине».

Несмотря на то что

Закон вступил в силу 03.02.2009 г. и Кабинету Министров Украины было поручено в течение месяца со дня вступления его в силу привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с этим Законом, на сегодняшний день «воз и ныне там». К сожалению, на данный момент на законодательном уровне так и не предусмотрен механизм подтверждения статуса отечественного производителя и того факта, что товар производится в Украине.

Скромно отмалчивается и Минэкономики, на которое

Положением возложены функции специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам координации закупок товаров, работ и услуг за государственные средства. Вот и сегодня в комментируемом письме Минэкономики лишь ограничился цитированием общеизвестных законодательных норм и сделал вывод, о том, что Положением и Законом не определен перечень документов, которым участник должен подтверждать статус производителя.

Как в этих условиях действовать заказчикам тендерных процедур закупок?

Полагаем, что за неимением лучшего заказчики могут воспользоваться хотя бы проектом

постановления КМУ «О внесении изменений в Положение о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» , который уже третий месяц размещен на сайте Минэкономики (http://www.me.gov.ua/).

В этом документе записано дословно следующее:

«...с целью предоставления документального подтверждения статуса отечественного производителя участник предоставляет заказчику и/или уполномоченному органу удостоверенные в установленном порядке копии таких документов:

— учредительных документов;

— свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности;

— сертификата соответствия товара;

— свидетельства о присвоении товару штрихового кода EAN;

— документов, подтверждающих право собственности на имущество (помещение, оборудование и пр.), участвующее в производстве заявленного товара, или его аренду;

— лицензии на производство товара/ выполнение работ/предоставление услуги (в случаях, предусмотренных законодательством);

— отчета о производственной деятельности производителя за предыдущий квартал;

— объема произведенного товара/выполненных работ/предоставленных услуг за предыдущий квартал».

2. Применение процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника — согласование зависит от стоимости.

В соответствии с

Положением при проведении процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника заказчику необходимо получить согласование уполномоченного органа на их проведение.

На сегодняшний день механизм такого согласования определен

Порядком согласования применения процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника, утвержденным приказом Министерства экономики Украины от 30.01.2009 г. № 64 (далее — Порядок № 64).

Как указано в

п. 1 Порядка № 64, этот документ определяет механизм согласования с Минэкономики применения процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника для закупки товаров, работ и услуг, ожидаемая стоимость которых для закупки товара (товаров), услуги (услуг) составляет не менее 100 тыс. грн., а работ — 300 тыс. грн.

Таким образом, применение процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника необходимо согласовывать с уполномоченным органом

исходя из стоимостных показателей, предусмотренных п. 5 Положения.

3. Содержание тендерной документации.

В

п. 24 Положения приведен исчерпывающий перечень того, каким квалификационным требованиям должен соответствовать заказчик.

Квалификационные требования предусматриваются заказчиком в тендерной документации или других документах, связанных с подачей тендерных или квалификационных предложений.

Кроме того,

п. 38 Положения предусмотрен перечень информации, которая должна содержаться в тендерной документации.

Как отмечает Минэкономики в

письме, среди этой обязательной информации отсутствуют требования о наличии соответствующего разрешения или лицензии на выполнение определенных работ или предоставление услуг.

4. Документы для применения процедуры закупки у одного участника.

Одной из процедур закупок, предусмотренных

Положением, является закупка у одного участника, в соответствии с которой заказчик заключает договор о закупке с участником после проведения с ним переговоров.

В

п. 83 Положения приведен исчерпывающий перечень случаев, когда при применении процедуры закупки у одного участника требуется согласование с Минэкономики.

Как отмечалось выше, в настоящее время механизм такого согласования, а также перечень документов, которые заказчик подает в Министерство экономики, предусмотрен

Порядком № 64. Этот документ вступил в силу 21.03.2009 г., соответственно, с этой даты утратил силу Порядок согласования применения процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника, утвержденный приказом Министерства экономики Украины от 15.04.2008 г. № 128, который упоминается в п. 4 письма.

5. Функции органов, осуществляющих государственный надзор (контроль) в сфере госзакупок.

К числу органов, осуществляющих государственный надзор (контроль) в сфере закупок, относятся:

— Министерство экономики;

— органы Государственной контрольно-ревизионной службы;

— Государственное казначейство Украины;

— Госкомстат;

— Антимонопольный комитет;

— Счетная палата;

— правоохранительные органы.

Основные функции, осуществляемые контролирующими органами в сфере госзакупок, перечислены в

п. 93 Положения и в п. 5 письма.

Единственный момент, который хотелось бы уточнить. Начиная с

21.03.2009 г. действует Порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства по государственным закупкам, утвержденный приказом Министерства экономики Украины от 30.01.2009 г. № 63, и соответственно с этой даты утратил силу Порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства о государственных закупках, утвержденный приказом Министерства экономики Украины от 01.07.2008 г. № 251, который упоминается в п. 5 письма.

При этом, как справедливо отмечается в письме, к компетенции Минэкономики не относится определение исчерпывающего перечня функций органов, осуществляющих государственный надзор (контроль) в сфере закупок.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше