МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ К ПОЛОЖЕНИЮ О ДОКУМЕНТАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАПИСЕЙ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
Приказ от 08.11.2010 г. № 1327
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 25.11.2010 г. под № 1181/18476
(извлечение)
Согласно части второй статьи 6 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» и пункту 2 постановления Кабинета Министров Украины от 28.12.92 г. № 731 «Об утверждении Положения о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти»
приказываю:1. Утвердить Изменения к Положению о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденному приказом Министерству финансов Украины от 24.05.95 г. № 88, зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 05.06.95 г. под № 168/704 (далее — Изменения) (прилагаются).
<…>
3. Настоящий приказ вступает в силу через десять дней после государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины.
<…>
Министр Ф. Ярошенко
СОГЛАСОВАНО:
Министр внутренних дел Украины А. Могилев
Председатель Государственного казначейства Украины С. Харченко
Председатель Государственного комитета статистики Украины А. Осауленко
Утверждены приказом Министерства финансов Украины от 08.11.2010 г. № 1327
Зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины 25.11.2010 г. под № 1181/18476
ИЗМЕНЕНИЯ К ПОЛОЖЕНИЮ О ДОКУМЕНТАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАПИСЕЙ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
1. В главе 2:
1.1. В пункте 2.8 слово «нормативными» заменить словами «нормативно-правовыми».
1.2. В абзаце втором пункта 2.9 слово «нормативными» заменить словами «нормативно-правовыми».
1.3. Пункт 2.14 изложить в следующей редакции:
«2.14. Ответственность за несвоевременное составление первичных документов и недостоверность отраженных в них данных несут лица, составившие и подписавшие эти первичные документы.».
1.4. В пункте 2.15 слово «діючому» заменить словом «чинному».
1.5. В пункте 2.16 слова «законодательным и нормативным» заменить словами «нормативно-правовым».
2. Пункт 3.4 главы 3 изложить в следующей редакции:
«3.4. Ответственность за несвоевременное составление учетных регистров и недостоверность отраженных в них данных несут лица, составившие и подписавшие эти учетные регистры.».
3. Пункт 6.9 главы 6 изложить в следующей редакции:
«6.9. Изъятие первичных документов, учетных регистров, финансовой отчетности у предприятий, учреждений осуществляется согласно законодательству.».
Заместитель начальника Управления методологии бухгалтерского учета, начальник отдела бухгалтерского учета предпринимательской деятельности А. Бобяк
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ
ЗА ЧТО ОТВЕЧАЮТ ЛИЦА, СОСТАВИВШИЕ И ПОДПИСАВШИЕ ДОКУМЕНТЫ
Комментируемым
приказом Минфин внес изменения в Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88 (далее — Положение).В частности, изложены в новой редакции пункты, касающиеся ответственности лиц, составивших и подписавших документы (
п. 2.14 и п. 3.4 Положения). Так, до изменений п. 2.14 Положения предусматривал, что ответственность за своевременное и качественное составление документов, передачу их в установленные графиком документооборота сроки для отражения в бухгалтерском учете, за достоверность данных, приведенных в документах, несут лица, составившие и подписавшие эти документы. После внесения изменений в п. 2.14 Положения лица, составившие и подписавшие первичные документы, несут ответственность исключительно за несвоевременное составление первичных документов и недостоверность отраженных в них данных.Согласно измененному
п. 3.4 Положения ответственность за несвоевременное составление учетных регистров и недостоверность отраженных в них данных несут лица, составившие и подписавшие эти учетные регистры.Полагаем, что такие корректировки не должны особо удивить бухгалтеров, ведь практически аналогичная норма содержится в
ч. 8 ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV, где установлено, что ответственность за несвоевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета и недостоверность отраженных в них данных несут лица, составившие и подписавшие эти документы.Кроме того, изложен в новой редакции
п. 6.9 Положения, описывающий порядок изъятия первичных документов, учетных регистров, финансовой отчетности. Сейчас этот пункт содержит обобщенную формулировку и указывает, что эта процедура осуществляется в соответствии с законодательством.Заметим, что право изымать документы предоставлено целому ряду органов государственного надзора (контроля).
Например,
органы ГКРС имеют право при проведении ревизий изымать у предприятий, учреждений и организаций копии финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов, свидетельствующих о злоупотреблениях, а на основании решения суда — изымать до окончания ревизии оригиналы первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов с составлением описи, которая скрепляется подписями представителя органа ГКРС и руководителя соответствующего предприятия, учреждения, организации и оставлением копий таких документов (п. 4 ст. 10 Закона Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII). Должностные лица органа ГКРС могут изымать оригиналы документов согласно процедуре, предусмотренной п. 20 Порядка проведения инспектирования государственной контрольно-ревизионной службой, утвержденного постановлением КМУ от 20.04.2006 г. № 550.Органы прокуратуры
также в ходе осуществления проверок имеют право доступа к документам и материалам, необходимым для проведения проверки (в том числе по письменному требованию), содержащим коммерческую тайну либо конфиденциальную информацию; в письменном виде требовать предоставить в прокуратуру для проверки указанные документы и материалы, выдать необходимые справки (в том числе по операциям и счетам юридических лиц и других организаций) для решения вопросов, связанных с проверкой (ст. 20 Закона Украины «О прокуратуре» от 05.11.91 г. № 1789-XII).Комментируемый приказ вступил в силу 06.12.2010 г.