Темы статей
Выбрать темы

О предоставлении платных медицинских услуг

Редакция ББ
Письмо от 15.10.2010 г. № 10.03.67/3131

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Письмо от 15.10.2010 г. № 10.03.67/3131

 

Министерство здравоохранения на запрос <…> о нормативно-правовом регулировании предоставления платных медицинских услуг сообщает следующее.

Перечень услуг, которые могут предоставляться в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения за плату, установлен постановлением Кабинета Министров Украины от 17.09.96 г. № 1138 «Об утверждении перечня платных услуг, предоставляемых в государственных заведениях здравоохранения и высших медицинских заведениях образования» (с изменениями).

Плата за услуги, предоставляемые бюджетными заведениями и учреждениями здравоохранения, относится к первой подгруппе первой группы собственных поступлений согласно Перечню групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требований по их образованию и направлениям использования, утвержденному постановлением КМУ от 17.05.2002 г. № 659. Такие поступления носят постоянный характер и обязательно планируются в бюджете.

Поступления от платы за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями в соответствии с их функциональными полномочиями, т. е. связанные с выполнением основных функций и задач этих учреждений, используются на покрытие расходов, связанных с организацией и предоставлением этих услуг.

Такими расходами является оплата труда, обеспечение необходимыми материалами, оборудованием, техникой, инвентарем, изготовлением бланков и т. п.

Что касается расходов на оплату труда, то они исчисляются и планируются в составе специального фонда в зависимости от объема деятельности, производятся за счет этих средств, с применением установленных законодательством норм. То есть если работы выполняются хозрасчетными структурными подразделениями бюджетного учреждения или работниками, занятыми предоставлением этих услуг сверх норм их рабочего времени и соответственно подлежат оплате за отработанное время, то по штатному расписанию должны быть утверждены соответствующие должности, которые содержатся за счет специального фонда.

При внедрении в учреждении предоставления платных услуг составляется штатное расписание для должностей, которые будут привлечены для выполнения работ по предоставлению платных услуг и содержаться за счет средств специального фонда. Для формирования штатного расписания по специальному фонду применяются те же нормативы, что и по общему.

Что касается права работников за одну рабочую смену работать как по основному месту работы, так и быть занятым в предоставлении платных услуг, то эти вопросы регулируются штатным расписанием бюджетного учреждения. При этом штатные должности, введенные для выполнения полномочий учреждения по государственному заказу, содержатся за счет фонда оплаты труда из общего фонда бюджета, а расходы за работу, выполняемую на платных условиях, должны осуществляться из специального фонда бюджета.

Работник может быть зачислен как по общему, так и по специальному фонду с соответствующей оплатой и отработкой рабочего времени. При этом следует неукоснительно соблюдать действующее законодательство о труде.

 

Заместитель Министра В. Бедный

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ ПО СПЕЦФОНДУ И ОТРАБОТКА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

Вопросы, которые рассматривает Минздрав в комментируемом

письме, касаются того, нужно ли составлять отдельное штатное расписание по штатным единицам, которые занимаются предоставлением платных услуг, и имеет ли право работник за одну рабочую смену работать как по основному месту работы, так и быть занятым в предоставлении платных услуг.

Напомним, что эти вопросы мы рассматривали в консультации «Предоставление платных услуг учреждениями здравоохранения» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 6, с. 15).

В комментируемом

письме Минздрав считает, что по штатному расписанию по специальному фонду отдельные должности могут быть утверждены, только если работы выполняются:

1) хозрасчетными структурными подразделениями бюджетного учреждения;

2) работниками, занятыми предоставлением платных услуг, сверх норм их рабочего времени.

По поводу того, что в случае существования в бюджетном учреждении отдельного хозрасчетного подразделения, занимающегося предоставлением платных услуг, в штатном расписании по специальному фонду следует утверждать отдельные штатные должности, вопросов нет.

А вот со вторым утверждением не можем согласиться. Дело в том, что работник должен полностью отработать рабочее время, за которое он получает заработную плату за счет общего фонда сметы, и поэтому в пределах своей нормы рабочего времени, за которую он получает заработную плату за счет средств общего фонда, предоставлять платные услуги он

не имеет права. Нужно четко разграничивать рабочее время, за которое работник получает зарплату за счет средств общего фонда, и рабочее время, за которое работник получает зарплату за счет средств специального фонда. Имейте в виду, что расходование средств из общего фонда на расходы (в данном случае по заработной плате), которые должны быть проведены за счет средств специального фонда, это не что иное, как незаконные расходы бюджетного учреждения .

То есть у работника должна быть норма рабочего времени, которую он должен отрабатывать за счет общего фонда сметы, и норма, которую он должен отрабатывать за счет специального фонда сметы. Например, работник может работать по общему фонду на 0,5 ставки и по специальному фонду — на 0,5 ставки, либо по общему — 0,75 ставки и по специальному — 0,25 ставки и т. п.

Предоставлять платные услуги в пределах нормы рабочего времени, которую работник должен отрабатывать за счет средств общего фонда, нельзя.

Идеальным вариантом является разделение работников, предоставляющих платные услуги, и работников, работающих только за счет средств общего фонда, но, к сожалению, такой вариант не всегда возможен.

В

приказе «Об утверждении Методических рекомендаций по инспектированию полноты поступления и правильности использования средств специального фонда» от 31.03.2006 г. № 115 ГлавКРУ указывало, что четкое нормативное урегулирование вопроса составления отдельного штатного расписания по специальному фонду сметы отсутствует, поэтому при проведении ревизии необходимо исследовать документальные доказательства выполнения работниками обязательств по занимаемой ими согласно штатному расписанию должности по общему фонду бюджета, и отдельно — документацию, подтверждающую время и объем работы, выполняемой при предоставлении платных услуг.

Считаем, что составлять отдельно штатное расписание по специальному фонду

целесообразно, поскольку в таком случае бюджетное учреждение четко разграничивает работников, оплата труда которых будет проводиться из разных источников либо только за счет специального фонда сметы. К тому же в пользу составления отдельного штатного расписания по специальному фонду свидетельствует Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228, в котором сказано, что расчеты к смете по специальному и общему фондам должны составляться отдельно, а численность работников должна быть приведена в соответствие с фондом оплаты труда.

По этому вопросу смотрите также консультацию «Штатное расписание по специальному фонду» («Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 47, с. 27).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше