Темы статей
Выбрать темы

Регистрация и учет обязательств

Редакция ББ
Статья

РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

 

Бюджетные учреждения имеют право брать обязательства и осуществлять соответствующие расходы за счет средств государственного и местных бюджетов. О том, каким образом учреждения осуществляют регистрацию обязательств в органах Госказначейства, какие подают для этого документы, в каких случаях может быть получен отказ в регистрации обязательств и о многом другом мы расскажем в этой статье.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Бюджетные учреждения, являющиеся распорядителями бюджетных средств, уполномочены на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств и осуществление расходов за счет средств бюджета (

п. 36 ст. 2 БКУ). Под бюджетным обязательством понимается любое осуществленное согласно бюджетному ассигнованию размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, согласно которым необходимо осуществить платежи в течение этого же периода или в будущем.

Регистрацию обязательств распорядители бюджетных средств осуществляют в органах казначейства, руководствуясь требованиями

Порядка № 136.

Как предусмотрено

п. 2.1 данного Порядка, распорядители бюджетных средств имеют право брать бюджетные обязательства по общему фонду в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметой (планом использования бюджетных средств), по специальному фонду бюджета — в пределах соответствующих фактических поступлений.

Из этого следует, что бюджетные учреждения не имеют права заключать договоры на приобретение товаров, работ и услуг, по которым необходимо будет осуществить платежи на сумму, превышающую бюджетные ассигнования, предусмотренные сметой на эти цели, или осуществлять расходы, которые вообще не запланированы на текущий бюджетный год.

Традиционно подобная норма ежегодно дублировалась в законах о госбюджете на соответствующий год. В связи с тем что в настоящее время закон о госбюджете на 2010 пока не принят, распорядители бюджетных средств руководствуются

постановлением № 1414. Так, согласно п. 9 этого документа распорядителям бюджетных средств в I квартале 2010 года необходимо обеспечить взятие бюджетных обязательств:

— по

общему фонду бюджета в соответствии с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными сметами (в том числе по незащищенным расходам бюджета в случае отсутствия просроченной задолженности по выплате заработной платы (денежного обеспечения), стипендий и за потребленные коммунальные услуги и энергоносители);

— по

специальному фонду — в пределах соответствующих фактических поступлений.

Напомним, что любые обязательства, взятые физическими и юридическими лицами без соответствующих бюджетных ассигнований или же с превышением бюджетных полномочий, установленных

БКУ, законом о госбюджете Украины и решением о местном бюджете на соответствующий год, считаются небюджетными обязательствами (ч. 6 ст. 51 и ч. 6 ст. 78 БКУ). Расходы государственного и местных бюджетов на погашение таких обязательств осуществляться не могут.

Вместе с тем, как следует из

Порядка № 136, органы Госказначейства должны учитывать все обязательства (прошедшего и текущего бюджетных периодов) распорядителей бюджетных средств, независимо от размеров плановых назначений (временных плановых назначений). На этот момент Госказначейство обращало внимание в письмах от 09.01.2008 г. № 3.4-10/10-21, от 13.12.2007 г. № 3.4-04/2577-16841 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 6), от 31.05.2007 г. № 3.4-04/1427-6441. Поэтому небюджетные обязательства органы Госказначейства регистрируют, но оплату по таким обязательствам не осуществляют.

Следует обратить внимание на то, что ответственность за взятые обязательства, их содержание, правильность оформления и достоверность информации, включенной в реестры обязательств, своевременность регистрации обязательств

несут распорядители бюджетных средств. Соответственно ответственность за взятие обязательств сверх сметных назначений также возлагается на распорядителей бюджетных средств.

Напомним, что лица, виновные в нарушении бюджетного законодательства, несут гражданскую, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность согласно законам Украины (

ст. 121 БКУ). Бюджетное правонарушение, совершенное распорядителем или получателем бюджетных средств, может быть основанием для привлечения к ответственности согласно закону его руководителя или других ответственных должностных лиц в зависимости от характера совершенных ими действий.

 

Документы для регистрации обязательств

В соответствии с

п.п. 2.2 Порядка № 136 распорядители бюджетных средств подают в соответствующий орган Госказначейства Реестр обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств (далее — Реестр) на бумажных (в двух экземплярах) и электронных носителях и оригиналы документов и/или их копии, удостоверенные в установленном порядке*, которые подтверждают факт взятия обязательств. Указанные документы необходимо предоставить в течение 7 рабочих дней с даты возникновения обязательства (подписания договора, получения счета, подписания приказа на командировку и т. п.).

* Копии документов могут быть заверены нотариально либо лицом, которое имеет право это выполнять. При заверении копий документов необходимо руководствоваться Примерной инструкцией по делопроизводству в министерствах, других центральных органах исполнительной власти, Совете министров Автономной Республики Крым, местных органах исполнительной власти, утвержденной постановлением КМУ от 17.10.97 г. № 1153.

Обращаем внимание на то, что

приказом № 552 уменьшен срок подачи документов по обязательствам, по которым применяются процедуры закупки товаров, работ и услуг за государственные средства. Теперь распорядитель бюджетных средств должен подать в орган казначейства документы для регистрации обязательств в течение 5 рабочих дней (ранее было в течение 7 рабочих дней) с даты, указанной в отчете о результатах проведения процедуры закупки.

Кроме вышеуказанных документов подают также оригиналы документов и/или их копии, заверенные в установленном порядке, подтверждающие проведение закупки и предусмотренные законодательством в сфере государственных закупок. Теперь в

п. 2.2 Порядка № 136 уточнено, что к таким документам относятся отчеты о результатах проведения процедур закупок, письма-согласования** уполномоченного органа о возможности применения процедуры закупки (если такая процедура должна быть согласована с Министерством экономики).

** В соответствии с п. 21 Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденного постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 921, при проведении процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника заказчику (распорядителю бюджетных средств) необходимо получить согласование уполномоченного органа (таким органом является Минэкономики) на их проведение. Механизм такого согласования определен Порядком согласования применения процедуры торгов с ограниченным участием и процедуры закупки у одного участника, утвержденным приказом Министерства экономики от 30.01.2009 г. № 64 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 13).

Реестр заполняют согласно форме, приведенной в

приложении 1 к Порядку № 136. При этом обращаем внимание на то, что приказом № 552 были внесены незначительные изменения в форму Реестра: строка «Ступінь клієнта (розпорядника чи одержувача бюджетних коштів відповідно до мережі)» заменена на строку «Рівень розпорядника (одержувача) бюджетних коштів». Кроме того, приложение 1 к Порядку № 136 дополнено разъяснениями по заполнению Реестра.

Сразу можем сказать, что порядок заполнения Реестра, приведенный в

приложении 1 к Порядку № 136, не особо отличается от разъяснений Госказначейства по заполнению этого документа, содержащихся в письме от 16.02.2009 г. № 15-04/480-2380 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 9). Единственное отличие — теперь описан порядок заполнения не только соответствующих граф Реестра (они остались без изменений), но и всех остальных реквизитов этого документа (чего раньше не было).

Напомним, что Госказначейство в

письме от 29.10.2009 г. № 15-04/2696-18364 сообщало о том, что положения указанного письма действуют в части разъяснений по заполнению Реестра до вступления в силу изменений в Порядок № 136. Соответственно в связи с принятием таких изменений, утвержденных приказом № 552*, указанное письмо полностью утратило силу.

* Приказ № 552 вступил в силу с 06.02.2010 г.

Согласно

п. 2.4 Порядка № 136 в течение 7 рабочих дней с момента возникновения финансового обязательства, но не позднее последнего рабочего дня месяца распорядители бюджетных средств должны подать в орган казначейства Реестр финансовых обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств (далее — Реестр финобязательств) на бумажных (в двух экземплярах) и электронных носителях и оригиналы документов и/или их копии, удостоверенные в установленном порядке, которые подтверждают факт взятия обязательств и финансовых обязательств.

Обращаем внимание на то, что распорядители бюджетных средств должны постоянно принимать меры, направленные на своевременное получение первичных документов для регистрации финансовых обязательств. Например, указывать в договорах** сроки предоставления поставщиками товаров, работ и услуг первичных документов (накладных, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, актов выполненных работ и т. п.), подтверждающих возникновение финансового обязательства. Такие мероприятия позволят не допустить возникновения кредиторской задолженности.

** Напомним, что в соответствии с п. 101 постановления КМУ «Некоторые вопросы организации бюджетного процесса» от 26.11.2008 г. № 1036 распорядителям средств государственного и местных бюджетов рекомендовано с целью упорядочения расчетов и недопущения возникновения кредиторской задолженности внести изменения в договоры о предоставлении коммунальных услуг и энергоносителей в части установления срока расчетов до 25 числа каждого месяца.

Ориентировочный перечень документов, подаваемых распорядителями бюджетных средств на стадии регистрации обязательств, приведен в

приложении к распоряжению Госказначейства от 27.03.2007 г. № 9 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 17). Кроме того, на особенности регистрации финансовых обязательств при осуществлении расходов на капитальное строительство или капитальный ремонт Госказначейство обращало внимание в письме от 25.05.2009 г. № 15-04/1384-8213 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 26). Так, в этом письме кроме перечня документов, подаваемых при регистрации финансовых обязательств, четко определено, в каких графах Реестра финобязательств и какие именно данные из форм № КБ-3 и № КБ-2в*** необходимо указывать.

*** В настоящее время применяются формы первичной строительной документации, утвержденные приказом Министерства регионального развития и строительства Украины от 04.12.2009 г. № 55.

Реестр финобязательств заполняется по форме и с учетом рекомендаций, приведенных в

приложении 2 к Порядку № 136. Реестр и Реестр финобязательств подписывают главный бухгалтер (руководитель финансовой службы) бюджетного учреждения и исполнитель. При этом печать на указанных документах не ставится.

Для некоторых ситуаций

Порядком № 136 предусмотрены особенности заполнения Реестра, которые приведем в таблице:

 

Ситуации

Особенности заполнения Реестра

1

2

Внешнеэкономические договоры (контракты)

При условии взятия обязательства, возникшего во исполнение внешнеэкономических договоров (контрактов), распорядитель бюджетных средств в Реестре указывает сумму расчетно, на основании договора (контракта) по курсу НБУ на день подачи Реестра.В случае если распорядитель бюджетных средств для осуществления расчетов приобретает иностранную валюту на межбанковском валютном рынке Украины, то в Реестре указывается соответствующая расчетная сумма исходя из курса иностранной валюты, установленного на межбанковском валютном рынке Украины. При необходимости осуществления расчетов по обязательствам, связанным с международной деятельностью, распорядители бюджетных средств согласовывают с органом Госказначейства вопрос о возможности приобретения иностранной валюты. Только после этого распорядитель бюджетных средств подает в орган Госказначейства соответствующие документы, указанные в п. 14.2 Порядка обслуживания государственного бюджета по расходам и операциям по предоставлению и возврату кредитов, предоставленных за счет средств государственного бюджета, утвержденного приказом Государственного казначейства Украины от 25.05.2004 г. № 89. С особенностями осуществления валютных операций бюджетных учреждений можно ознакомиться в статье «Валютные операции бюджетных учреждений» // «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 15, с. 42

Отдельные направления расходов

По обязательствам по отдельным направлениям расходов (например, заработная плата, стипендии, начисления на заработную плату, разные виды помощи, межбюджетные трансферты, расходы на служебные командировки), в том числе по обязательствам, где не указываются суммы (например, договоры о предоставлении услуг связи), суммы в Реестре указываются расчетным путем, но в пределах плановых показателей

Если в договоре сумма не указана

Долгосрочные договоры

По долгосрочным обязательствам, срок действия которых превышает один бюджетный год (долгосрочные договоры более одного года), суммы в Реестре проставляются в пределах плановых показателей текущего бюджетного года на основании данных календарного плана к долгосрочному договору

Бесспорное списание средств по решению суда

На основании решения суда распорядители бюджетных средств имеют право отразить у себя в учете соответствующие обязательства, а также подать необходимые документы органам казначейства.

Процедура взыскания кредиторской задолженности по решению судов установлена Порядком выполнения решений о взыскании средств со счетов, на которых учитываются средства государственного и местных бюджетов, или бюджетных учреждений, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 09.07.2008 г. № 609.

Как предусмотрено данным документом, бесспорное списание средств соответствующего бюджета осуществляется в пределах бюджетных ассигнований на текущий год, предусмотренных в смете распорядителя бюджетных средств и при наличии на счете должника открытых ассигнований (средств) по соответствующим кодам классификации расходов бюджета. В этом случае обязательства регистрируются в пределах имеющихся остатков открытых ассигнований на счете должника по соответствующим кодам экономической классификации расходов бюджета

 

После предоставления Реестра в органе казначейства проверяют внесенные в него данные на предмет соответствия данным подтверждающих документов.

Порядком № 136 предусмотрены разные сроки обработки документов, предоставленных распорядителями бюджетных средств:

 

Виды расходов

Сроки обработки документов

Защищенные статьи расходов, не требующие проведения процедур закупок

В течение одного операционного дня

Защищенные статьи расходов, требующие проведение процедур закупок

До 3 операционных дней

Другие текущие расходы, кроме защищенных

До 3 операционных дней

Капитальные расходы

До 5 операционных дней

 

В поле «Получено Государственным казначейством Украины (органом Государственного казначейства Украины)» Реестра или Реестра финобязательств ответственное лицо органа казначейства указывает дату подачи Реестра и Реестра

финобязательств и ставит свою подпись. При этом отметки проставляются на всех экземплярах указанных документов.

Приказом № 552

уточнено, что отсчет сроков обработки подтверждающих документов начинается с даты, указанной в поле «Получено Государственным казначейством Украины (органом Государственного казначейства Украины)» Реестра и Реестра финобязательств, включая день подачи таких документов.

После проверки подтверждающих документов один экземпляр Реестра или Реестра финобязательств возвращается распорядителю бюджетных средств, а второй экземпляр остается в органах казначейства.

Документы, подтверждающие факт взятия обязательств (финансовых обязательств), возвращаются распорядителю с отметкой «Зарегистрировано и взято на учет».

В некоторых случаях распорядитель бюджетных средств оставляет в органе казначейства копии документов, удостоверенные в установленном порядке. В соответствии с обновленным

п. 2.9 Порядка № 136 к таким документам относятся:

1) при проведении процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства*:

— договор о закупке;

— отчет о результатах проведения процедур закупок;

— письмо-согласование уполномоченного органа о применении процедуры закупки;

* Перечень документов, предоставляемых в органы Госказначейства при регистрации обязательств по договорам о закупке, был приведен в письме Госказначейства от 23.01.2009 г. № 17/3-06/116-1104 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 11).

2) при проведении капитального строительства — документы, перечень которых определен

Порядком государственного финансирования капитального строительства, утвержденным постановлением КМУ от 27.12.2001 г. № 1764, а именно:

— титул строения (объекта) или титул переходного строения (объекта);

— внутристроительный титул объекта (строения);

— титул на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства;

— договор подряда (контракт) с определением стоимости строительства, форм расчетов за выполненные работы и имущественной ответственности за нарушение условий договора подряда (контракта). В случае осуществления строительства объекта несколькими генеральными подрядчиками договор подряда (контракт) подается отдельно по каждому исполнителю, для переходных объектов — дополнительный договор к договору подряда (контракта) на выполнение работ в текущем году;

— приказ, решение об утверждении проектно-сметной документации на очередь строительства, пусковой комплекс или объекта;

— другие необходимые документы по кассовому исполнению государственного бюджета по расходам.

При этом титулы строений (объектов) не предоставляются органам Госказначейства, если:

— строительство объектов начинается и заканчивается в течение одного года;

— объект переходной и срок его строительства заканчивается в текущем году;

— титул строения (объекта) и внутристроительный титул строения (объекта) утверждаются одним органом или руководителем предприятия;

3) договоры, заключенные на выполнение задач и мероприятий, которые направлены на обеспечение проведения в Украине финальной части чемпионата Европы по футболу 2012 года.

 

Изменение условий обязательств

Нередко возникают ситуации, когда бюджетной организации нужно уменьшить сумму обязательств, зарегистрированных в органе казначейства, например, в случае заключения дополнительных договоров или расторжения ранее заключенных договоров. Как быть в этом случае?

Для этого распорядителю бюджетных средств необходимо подать в орган казначейства Реестр или Реестр финобязательств, а также соответствующие подтверждающие документы относительно уточнения реквизитов и показателей таких обязательств. Указанные документы надо предоставить в течение

трех рабочих дней со дня изменения условий обязательств (даты заключения договора (допсоглашения) или расторжения договора).

Приказом № 552

уточнено, что при снятии с учета финансовых обязательств распорядители подают органам казначейства Реестр финобязательств вместе с документами, подтверждающими факт возврата товаров поставщику по причине несоответствия условиям договора, соответствующее решение суда относительно объемов и качества выполненных работ, предоставленных услуг, дополнительное соглашение об изменении условий договора и т. п.

При снятии с учета обязательств суммы обязательств и финансовых обязательств в реестрах проставляют с минусом.

 

Причины отказа в регистрации обязательств

В некоторых случаях органы казначейства могут отказать распорядителям бюджетных средств в регистрации обязательств. Исчерпывающий перечень таких случаев определен в

п. 2.12 Порядка № 136 и приведен в таблице:

 

Причины отказа в регистрации

обязательств

финансовых обязательств

1

2

1) отсутствие документов, подтверждающих факт взятия обязательств

1) отсутствие соответствующего бюджетного обязательства, отраженного в бухгалтерском учете исполнения государственного и местных бюджетов

2) несоответствие направлений расходования бюджетных средств бюджетному ассигнованию, паспорту бюджетной программы

2) отсутствие документов, подтверждающих факт взятия финансового обязательства

3) неподача или подача неполного пакета подтверждающих документов по проведению закупок товаров, работ и услуг за государственные средства

3) несоблюдение требований по оформлению поданных документов

4) несоблюдение распорядителем бюджетных средств бюджетных полномочий и ограничений, которые вводятся законодательными и другими нормативно-правовыми актами

4) несоответствие финансового обязательства соответствующему бюджетному обязательству, отраженному в бухгалтерском учете исполнения государственного и местных бюджетов

5) несоблюдение требований по оформлению поданных документов

5) несоблюдение распорядителями бюджетных средств бюджетных полномочий и ограничений, которые вводятся законодательными и другими нормативно-правовыми актами

 

В этих случаях органы казначейства не регистрируют обязательства, а сообщают об этом распорядителю бюджетных средств в

письменной форме. Форма отказа в регистрации обязательств (финансовых обязательств) приведена в приложении 3 к Порядку № 136. Кроме того, в реестрах в графе «Примечание» делается отметка об отказе в регистрации (с указанием даты и номера отказа). Отказы в регистрации обязательств (финансовых обязательств) органы Госказначейства регистрируют в Журнале регистрации отказов в принятии обязательств и/или финансовых обязательств (приложение 4 к Порядку № 136), в котором указывают причину отказа и приводят ссылку на нормативно-правовой акт, на основании которого было принято такое решение (на конкретный абзац, пункт, статью).

При оформлении отказов в регистрации обязательств и финансовых обязательств органы казначейства руководствуются

письмом Госказначейства от 07.10.2009 г. № 15-06/2513-16907 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 41), в котором приведен перечень причин для отказа со ссылкой на соответствующий нормативно-правовой документ, на основании которого было принято такое решение.

После устранения недостатков распорядитель бюджетных средств вместе с подтверждающими документами повторно составляет и подает реестры в орган казначейства для регистрации.

 

Действия в конце года

Порядок № 136

дополнен п. 2.16, в котором идет речь о действиях распорядителей бюджетных средств в конце года. Так, распорядителям необходимо привести зарегистрированные обязательства и финансовые обязательства по общему фонду бюджета в соответствие с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными сметой (планом использования бюджетных средств), а по специальному фонду — с бюджетными ассигнованиями (в разрезе составляющих специального фонда в соответствии со сводом показателей специального фонда сметы), предусмотренными сметой (планом использования бюджетных средств), но не выше соответствующих фактических поступлений.

Исключением являются бюджетные финансовые обязательства о выплате субсидий, пособий, льгот по оплате за потребленные жилищно-коммунальные услуги и компенсации гражданам из бюджета, на что в соответствии с законодательством Украины имеют право определенные категории граждан. Связано это с тем, что бюджетные финансовые обязательства на эти цели учитываются органами казначейства независимо от объема бюджетных назначений и бюджетных ассигнований, определенных на указанные нужды.

Конечно, появление

п. 2.16 Порядка № 136 не является особой новостью для бюджетных учреждений. Ведь в соответствии с требованиями п. 4.1 Порядка № 136 распорядители бюджетных средств ежегодно по окончании бюджетного периода (31 декабря или другой последний день бюджетного периода, определенный для закрытия счетов) должны проводить инвентаризацию активов и обязательств и по данным учета определять сумму небюджетных финансовых обязательств. Такая информация должна базироваться на данных инвентаризации активов и обязательств распорядителей бюджетных средств, которая должна быть проведена перед составлением годовой финансовой отчетности. В конце года сумма зарегистрированных неоплаченных финансовых обязательств распорядителей бюджетных средств должна соответствовать сумме их бюджетной кредиторской задолженности.

В заключение обращаем внимание на то, что распорядители бюджетных средств при регистрации обязательств должны исходить из потребностей в обеспечении выполнения приоритетных программ текущего бюджетного года и с учетом необходимости осуществления платежей для погашения бюджетных обязательств прошлых лет. В соответствии с

п.п. 31 п. 14 постановления № 1414 органам Госказначейства в I квартале 2010 года разрешено осуществлять платежи распорядителей средств местных бюджетов по погашению кредиторской задолженности, в том числе по капитальным расходам, которая возникла по взятым в 2009 году бюджетным обязательствам, за счет свободного остатка средств общего фонда и остатков средств специального фонда местных бюджетов, которые образовались по состоянию на 1 января 2010 года . Поэтому бюджетные учреждения, имеющие кредиторскую задолженность по взятым в 2009 году бюджетным обязательствам, могут ее погасить в 2010 году.

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

БКУ

— Бюджетный кодекс Украины от 21.06.2001 г. № 2542-III.

Порядок № 136

— Порядок учета обязательств распорядителей бюджетных средств в органах Государственного казначейства Украины, утвержденный приказом Государственного казначейства Украины от 09.08.2004 г. № 136.

Приказ № 552 —

приказ Госказначейства Украины «Об утверждении Изменений к Порядку учета обязательств распорядителей бюджетных средств в органах Государственного казначейства Украины» от 30.12.2009 г. № 552.

Постановление № 1414 — постановление КМУ «О мерах по организации бюджетного процесса в 2010 году» от 29.12.2009 г. № 1414.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше