Темы статей
Выбрать темы

Методические рекомендации по расчету тарифов на платные социальные услуги, предоставляемые территориальным центром социального обслуживания (предоставления социальных услуг)

Редакция ББ
Приказ от 24.02.2010 г. № 32

Утверждены приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 24.02.2010 г. № 32

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСЧЕТУ ТАРИФОВ НА ПЛАТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ)

 

Методические рекомендации по расчету тарифов на платные социальные услуги, предоставляемые территориальным центром социального обслуживания (предоставления социальных услуг) (далее — Методические рекомендации), разработаны в соответствии с Хозяйственным кодексом Украины, законами Украины «О социальных услугах», «О налогообложении прибыли предприятий», «О ценах и ценообразовании», «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», постановлениями Кабинета Министров Украины от 28.10.98 г. № 1706 «О программе реформирования бухгалтерского учета в Украине с применением международных стандартов», от 09.04.2005 г. № 268 «Об утверждении Порядка регулирования тарифов на платные социальные услуги», от 14.01.2004 г. № 12 «О порядке предоставления платных социальных услуг и утверждении их перечня», от 29.12.2009 г. № 1417 «Некоторые вопросы деятельности территориальных центров социального обслуживания (предоставления социальных услуг)», приказами Минтруда от 11.03.2002 г. № 140 «О нормативах численности работников учреждений сферы труда и социальной защиты населения», от 14.10.2005 г. № 324 «Об утверждении Выпуска 80 «Социальные услуги» Справочника квалификационных характеристик профессий работников.

Статья 192 Хозяйственного кодекса Украины регламентирует, что политика ценообразования, порядок установления и применения цен, полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по установлению и регулированию цен, а также контроля за ценами и ценообразованием определяются Законом Украины «О ценах и ценообразовании».

В рекомендациях очерчены методические принципы для проведения расчетов тарифов на платные социальные услуги на уровне территориального центра социального обслуживания (предоставления социальных услуг) (далее — территориальный центр).

Законом Украины «О социальных услугах» определено, что социальные услуги — это комплекс правовых, экономических, психологических, образовательных, медицинских, реабилитационных и других мероприятий, направленных на отдельные социальные группы или индивидов, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах и нуждаются в посторонней помощи с целью улучшения или восстановления их жизнедеятельности, социальной адаптации и возвращения к полноценной жизни.

Статьей 5 этого Закона Украины регламентированы виды социальных услуг и формы их предоставления, а также указывается, что такие услуги могут предоставляться в других формах, не предусмотренных этой статьей, но определенных Кабинетом Министров Украины в перечне платных социальных услуг.

Во исполнение положений указанного выше Закона Украины постановлением Кабинета Министров Украины от 14.01.2004 г. № 12 «О порядке предоставления платных социальных услуг и утверждении их перечня» был утвержден следующий перечень платных социальных услуг:

— ведение домашнего хозяйства;

— приобретение и доставка: продовольственных, промышленных и хозяйственных товаров; медикаментов; книг, газет, журналов и периодических изданий;

— организация питания;

— предоставление услуги по использованию койко-места в заведениях (учреждениях), предоставляющих социальные услуги;

— предоставление в пользование мягкого и твердого инвентаря;

— транспортные услуги;

— парикмахерские услуги;

— стирка белья и одежды;

— предоставление услуг по обеспечению техническими и другими средствами реабилитации и осуществлению их ремонта;

— пошив и ремонт одежды и обуви;

— предоставление услуг по выполнению ремонтных работ;

— оказание помощи в пользовании услугами связи;

— оказание помощи в проведении сельскохозяйственных работ, в том числе с использованием сельскохозяйственной техники, уход за домашними животными;

— оказание помощи в оплате коммунальных услуг и осуществлении других платежей;

— оказание помощи в оформлении документов и написании писем;

— организация консультирования по вопросам законодательства (оформление правовых документов, адвокатские и нотариальные услуги);

— представительство интересов в органах государственной власти, учреждениях, предприятиях и организациях;

— организация предоставления услуг специалистами-дефектологами;

— организация досуга;

— организация предоставления услуг по диагностике, психологической коррекции и психологической реабилитации;

— осуществление профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий по месту жительства (пребывания);

— обеспечение сопровождения;

— организация предоставления консультаций врачами по месту жительства (пребывания).

Платные социальные услуги предоставляются территориальными центрами государственной и коммунальной формы собственности, осуществляющими свою деятельность на профессиональной основе в соответствии с положением или уставом, где указываются перечень платных социальных услуг, условия и порядок их предоставления.

Платные социальные услуги должны соответствовать описанию их содержания и качества, приведенным в Государственном классификаторе социальных стандартов и нормативов, а также действующим социальным нормам и нормативам.

В соответствии со статьей 189 Хозяйственного кодекса Украины тариф (цена) — это форма денежного определения стоимости продукции (работ, услуг), реализуемой субъектами хозяйствования.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 09.04.2005 г. № 268 «Об утверждении Порядка регулирования тарифов на платные социальные услуги» определены составляющие тарифа (цены) на платную социальную услугу, которые должны исчисляться с учетом ее себестоимости, административных расходов и налога на добавленную стоимость. При проведении расчетов себестоимости платной социальной услуги в нее необходимо включать: прямые расходы на оплату труда; прямые материальные расходы; общепроизводственные расходы; прочие прямые расходы.

Координацию работы по осуществлению политики цен, проведению экономического анализа уровня и динамики цен и принятию мер по регулированию цен и тарифов осуществляют соответствующие государственные органы управления Украины и их структурные подразделения (статья 12 Закона Украины «О ценах и ценообразовании»).

 

ТЕРМИНЫ

Тариф (цена)

является формой денежного определения стоимости продукции (работ, услуг), реализуемой субъектами хозяйствования1. Тариф (цена) на платную социальную услугу исчисляется с учетом себестоимости услуги, административных расходов и налога на добавленную стоимость. В себестоимость платной социальной услуги включаются: прямые материальные расходы; общепроизводственные расходы; прямые расходы на оплату труда; прочие прямые расходы2.

1 Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-ІV (гл. 21 с. 189).

2 Постановление Кабинета Министров Украины от 09.04.2005 г. № 268 «Об утверждении Порядка регулирования тарифов на платные социальные услуги».

Услуга

— следствие непосредственного взаимодействия между поставщиком и потребителем и внутренней деятельности поставщика для удовлетворения нужд потребителя3.

3 Государственный классификатор продукции и услуг ДК 016-97, утвержденный и введенный в действие приказом Госстандарта от 30.12.97 г. № 822.

Затраты (расходы)

— выраженные в денежной форме расходы различных видов экономических ресурсов (труда, сырья, материалов, основных средств, финансовых ресурсов) в процессе производства, обращения и распределения продукции, товаров4.

4

Экономическая энциклопедия. В 3-х томах (от. ред. С. В. Мочерный). Т. 1. К., Изд. Центр «Академия», 2002 — с. 203.

Планирование тарифов платных социальных услуг

является составной частью планирования деятельности и является системой технико-экономических расчетов, отражающих величину (изменение величины) расходов, включаемых в состав тарифов.

Учет тарифов платных социальных услуг

— это своевременное, полное и достоверное определение фактических расходов, связанных с их производством и реализацией, исчисление фактической себестоимости отдельных видов их предоставления, а также контроль за использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов.

Себестоимость услуги

— стоимостная оценка природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других расходов, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) и ее реализации.

Фактические расходы

— сумма любых расходов в денежной, материальной или нематериальной формах, осуществляемых как компенсация стоимости услуг (работ), которые будут приобретаться (изготовляются) субъектом хозяйственной деятельности для их дальнейшего использования в собственной хозяйственной деятельности.

Базовый год

— год деятельности учреждения, принимаемый за основу при исчислении его фактических расходов.

Прямые расходы

— это расходы, которые могут быть отнесены непосредственно к конкретному объекту расходов экономически целесообразным путем. К прямым расходам относятся расходы, связанные с производством отдельного вида продукции (прямые материальные расходы, прямые расходы на оплату труда и т. п.), которые могут быть непосредственно включены в ее себестоимость.

Непрямые расходы

— расходы, которые не могут быть отнесены непосредственно к конкретному объекту расходов экономически целесообразным путем. К непрямым расходам относятся расходы, связанные с производством нескольких видов продукции (общепроизводственные), которые включаются в производственную себестоимость с помощью специальных методов. Непрямые расходы образуют комплексные статьи калькуляции (т. е. состоят из расходов, включающих несколько элементов), которые отличаются по их функциональной роли в производственном процессе.

Критерии распределения непрямых расходов

— критерии, принимаемые за основу при расчете непрямых расходов. В настоящий Методических рекомендациях при расчете непрямых расходов, в частности оплаты труда работников административно-хозяйственных подразделений, взят фонд оплаты труда персонала, занятого в непосредственном предоставлении таких услуг; расходов на коммунальные услуги и содержание помещений, водоснабжение и водоотведение — площадь занятых помещений (S).

Расчетные коэффициенты непрямых расходов

— соотношение непрямых и прямых расходов.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ

Расходы на предоставление платных социальных услуг можно классифицировать по следующим признакам:

 

Признаки

Расходы

1

2

По месту возникновения расходов

Расходы структурных подразделений (основных и общепроизводственных)

По видам расходов

Расходы по экономическим элементам (экономически однородные виды расходов)

Расходы по кодам экономической классификации расходов (калькуляция)

По способу перенесения

Расходы прямые и непрямые

По степени влияния

Расходы условно переменные, условно постоянные

 

В настоящих Методических рекомендациях при установлении тарифа (цены) платной социальной услуги базовый состав фактических расходов берется согласно положениям (стандартам) бухгалтерского учета, утвержденным приказам Минфина. В состав фактических расходов относятся прямые и непрямые расходы.

К прямым расходам, включаемым в себестоимость платной социальной услуги, предоставленной в территориальном центре, относятся:

— расходы на оплату труда;

— отчисления на социальное страхование и в целевые страховые фонды;

— материальные расходы на приобретение материалов (прямые материальные расходы);

— износ на необоротные активы, используемые для предоставления платной социальной услуги.

К прямым расходам на оплату труда относятся расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы, исчисляемые согласно законодательно принятым системам оплаты труда в виде тарифных ставок (окладов) работников, которые были непосредственно заняты в предоставлении услуг, а также в соответствии со схемами организации и предоставления каждого вида услуг, премии и поощрения, материальная помощь на оздоровление, компенсационные выплаты, оплата отпусков и другого неотработанного времени, прочие расходы на оплату труда.

Количество часов работы, ставок и должностных окладов работников определяется, исходя из продолжительности выполнения работ по предоставлению платных социальных услуг и норм нагрузки (или времени для их выполнения). Примерный перечень социальных услуг, которые могут предоставляться территориальным центром, и средние затраты времени на их выполнение представлены в приложении 1.

При отсутствии утвержденных норм данные показатели определяются расчетно.

Нормы времени, в пределах которых может предоставляться платная социальная услуга, могут быть учтены при проведении расчетов ее тарифа (цены) в виде расчетных коэффициентов Кч (приложение 2).

К общепроизводственным расходам относятся:

— расходы на содержание аппарата управления: расходы на оплату труда, отчисления на социальные мероприятия, в том числе расходы на ежегодный профилактический медицинский осмотр и медицинское страхование и расходы на служебные командировки;

— износ на необоротные активы, используемые для предоставления нескольких услуг;

— расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт, страхование, операционную аренду основных средств, других необоротных активов общепроизводственного назначения;

— расходы на отопление, освещение, водоснабжение, водоотведение и др., содержание производственных помещений;

— расходы на охрану труда, технику безопасности и охрану окружающей природной среды.

В административные расходы включаются общехозяйственные расходы, связанные с операционной деятельностью, не включаемые в себестоимость социальной услуги, в частности:

— общие организационные расходы (расходы на проведение годового собрания, представительские расходы и т. п.);

— расходы на служебные командировки и содержание аппарата управления территориального центра и другого общехозяйственного персонала;

— расходы на содержание основных средств, других материальных активов общехозяйственного использования (аренда, страхование имущества, ремонт, отопление, освещение, водоснабжение, водоотведение, охрана);

— вознаграждения за профессиональные услуги (юридические, аудиторские, по оценке имущества и т. п.);

— расходы на связь (почтовые, телеграфные, телефонные, телекс, факс, Интернет и т. п.);

— износ необоротных активов общехозяйственного использования;

— налоги, сборы и другие предусмотренные законодательством обязательные платежи (кроме налогов, сборов и обязательных платежей, включаемых в производственную себестоимость услуг);

— плата за расчетно-кассовое обслуживание и другие услуги банков.

Для расчета расходов на предоставление платной социальной услуги используются следующие данные:

— плановые и фактические объемы предоставления платных социальных услуг в натуральном и стоимостном выражении;

— нормы расходов материальных ресурсов для предоставления платных социальных услуг и расчеты потребности в ресурсах в натуральном выражении;

— данные и соответствующие договоры о поставке материальных ресурсов для обслуживания и управления территориальным центром;

— официальные данные о ценах поставщиков или стоимости закупок материальных ресурсов;

— экономические нормативы и нормы: износа на необоротные активы, отчислений на социальные мероприятия, налогов, сборов и других обязательных платежей, предусмотренных действующим законодательством и т. п.

После проведения расчета административных расходов проводится анализ административных расходов. Если величина административных расходов превышает 15 % расходов на заработную плату основного персонала, в расчет тарифа включаются административные расходы в размере 15 % расходов на заработную плату основного персонала, если она ниже — фактическая величина административных расходов.

Непрямые (накладные) расходы — к ним относятся общепроизводственные и административные расходы. Они планируются на основании смет этих расходов в соответствии с законодательством. В случае невозможности осуществления объективного нормирования отдельных элементов планирование производится на основании фактических расходов за предыдущий год по учету индекса инфляции на плановый год. Уровень накладных расходов определяется в процентах к фонду заработной платы основных рабочих.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Для расчета тарифов на платные социальные услуги необходимо:

— провести анализ фактических расходов (прямых и непрямых) территориального центра за базовый год;

— определить перечень социальных услуг, которые предоставляются или планируется предоставлять территориальным центром за плату;

— подготовить описание платных социальных услуг, определить количественный и качественный состав исполнителей, непосредственно принимающих участие в их предоставлении (например, социальный рабочий, социальный работник, парикмахер, швея и т. п.) (приложение 3);

— определить и утвердить нормы затрат времени, расходуемого для выполнения услуги каждым из исполнителей. Если такие нормы времени для отдельного вида социальной услуги отсутствуют, их можно определять и утверждать на основании актов хронометража. Акт хронометража составляется комиссией на основании обобщения затрат времени для выполнения такого вида услуги;

— произвести расчет прямых расходов на оплату труда, к которым относятся расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы, исчисленной согласно законодательно принятым системам оплаты труда, и определенные коллективным договором в виде тарифных ставок (окладов) работников, занятых непосредственно в предоставлении таких услуг. Тарифные ставки, надбавки, доплаты определяются на основании существующих нормативных документов;

— определить на основании соответствующих нормативов прямые материальные расходы, непосредственно используемые при предоставлении отдельного вида платной социальной услуги. Если такие нормативы отсутствуют или не утверждены, можно применять расчетные показатели с учетом фактических расходов (по ценам, подтвержденным накладными, счетами-фактурами, прайс-листами и т. п.). В соответствии с изменениями ценовой политики поставщиков материальных ресурсов данные для расчетов могут быть откорректированы с учетом индекса изменения закупочной цены или индекса инфляции;

— прочие прямые расходы включаются на основании соответствующих норм и нормативов материальных расходов. При отсутствии утвержденных норм и нормативов используются расчетные показатели, на основании которых можно объективно обосновать их потребность;

— износ оборудования, используемого при выполнении социальной услуги, рассчитывается на основе прямолинейного (равномерного) метода, исходя из утвержденной нормы износа и достоверного срока его использования;

— административные расходы включаются в тариф на платную социальную услугу в размере не более 15 % расходов на оплату труда, определенных по нормам обслуживания для предоставления этой услуги работником (работниками);

— распределение общепроизводственных расходов производится согласно «методу взаимодействия», который осуществляется в два этапа:

а) расчет собственных расходов административно-хозяйственных подразделений (администрации заведения, отдела кадров, бухгалтерии, хозяйственной службы (при их наличии) и т. п.);

б) определение стоимости услуг этих подразделений в соответствии с их долей в затратах на предоставление социальной услуги согласно указанным выше критериям распределения;

— на сумму стоимости платных социальных услуг, рассчитанной согласно настоящим Методическим рекомендациям, начисляется налог на добавленную стоимость в порядке и размерах, определенных Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость».

 

Расчет себестоимости социальной услуги производится по формуле (1):

Себестоимость = ПРОТ + ПМР + ОПР + ППР, где

ПРОТ — прямые расходы на оплату труда;

ПМР — прямые материальные расходы;

ОПР — общепроизводственные расходы;

ППР — прочие прямые расходы.

Определение тарифа (цены) платной социальной услуги рассчитывается по формуле (2):

Тариф (цена) = Себестоимость + Админрасходы + НДС, где

НДС — налог на добавленную стоимость.

 

 

Приложение 1

к пункту 5 раздела

«Классификация расходов»

Методических рекомендаций

 

Примерный перечень социальных услуг, которые предоставляются территориальным центром
социального обслуживания (предоставления социальных услуг), и нормы времени на их выполнение

Название услуги

Единица измерения

Затраты времени на предоставление услуги, минут

1

2

3

Ведение домашнего хозяйства (подготовка продуктов для приготовления еды, мытье овощей, фруктов и посуды, выброс
мусора и т. п.)

Одна услуга

18

Ведение домашнего хозяйства
(уборка жилища:
а) косметическая уборка;
б) влажная уборка;
в) генеральная уборка)

Одна уборка

 

 

 

18
42
126

Ведение домашнего хозяйства (разжигание печей, поднос угля, дров, расчистка снега; доставка воды из колонки)

Одно разжигание, доставка, поднос

42

Ведение домашнего хозяйства (мойка окон (не более 3))

Одна мойка
одного окна

30

Ведение домашнего хозяйства (оклейка окон)

Разовое поручение

30

Ведение домашнего хозяйства (помощь при консервировании овощей и фруктов)

Разовое поручение

90

Ведение домашнего хозяйства (утюжение — до 1,5 кг сухого белья)

Одно утюжение

30

Приобретение и доставка продовольственных, промышленных и хозяйственных товаров, медикаментов

Разовое поручение

84

Организация питания (приготовление еды)

Одно приготовление

60

Организация питания (кормления) (для койко-больных)

Одно кормление

24

Стирка белья и одежды (до 1,5 кг сухого белья)

Одна стирка

30

Ремонт одежды (мелкий)

Разовое поручение

6

Осуществление санитарно-гигиенических мероприятий по месту жительства (замена нательного и постельного белья)

Одна замена

10

Осуществление санитарно-гигиенических мероприятий по месту жительства (оказание помощи при купании, мытье головы, расчесывание волос, подрезание ногтей)

Разовое поручение

60

Обеспечение сопровождения (сопровождение потребителя
социальных услуг в поликлинику)

Разовое поручение

78

Оказание помощи в оплате коммунальных услуг (заполнение абонентных книжек, оплата коммунальных услуг, сверка платежей, замена книжек)

Одна оплата

45

Оказание помощи в оформлении документов (оформление субсидий на квартирную плату и коммунальные услуги)

Одно оформление

270

Оказание помощи в оформлении документов (оформление заказов на доставку угля, дров)

Одно оформление

60

Написание писем

Одно письмо

30

Представительство интересов в органах государственной власти, учреждениях, предприятиях и организациях (выполнение поручений, связанных с необходимостью посещения различных организаций)

Одно поручение

72

Оказание помощи в проведении сельскохозяйственных работ
(в обработке приусадебного участка)

Разовое поручение

138

Предоставление услуг по выполнению ремонтных работ (помощь в ремонте жилищных помещений)

Разовое поручение

240

 

 

Приложение 2

к пункту 7 раздела

«Классификация расходов»

Методических рекомендаций

 

Нормы времени, в пределах которых может предоставляться платная социальная услуга,
и их расчетные коэффициенты

Нормы времени, минут

Расчетные коэффициенты затрат времени, Кч (ч)

1

0,017

2

0,033

3

0,050

5

0,083

7

0,117

8

0,133

10

0,167

15

0,250

20

0,333

25

0,417

30

0,500

35

0,583

40

0,667

50

0,833

60

1,000

65

1,083

75

1,250

80

1,333

90

1,500

100

1,667

105

1,750

120

2,000

150

2,500

180

3,000

240

4,000

270

4,500

 

 

Приложение 3

к пункту 1 раздела

«Основные положения»

Методических рекомендаций

 

Примерное описание услуг, предоставляемых территориальным центром социального
обслуживания (предоставления социальных услуг)

1. Ведение домашнего хозяйства (подготовка продуктов для приготовления еды, мытье овощей, фруктов, посуды, выброс мусора и т. п.)

Чтобы подготовить продукты для приготовления еды в зимний период в сельской местности необходимо за ними сходить в погреб, а в летней — на огород. Принести из водоразборной колонки воду и помыть овощи. Для мытья посуды необходимо принесенную воду подогреть на печке или электроплите, вынести грязную воду и вылить в специально отведенное место.

2. Ведение домашнего хозяйства (уборка жилища):

а) косметическая уборка: социальный рабочий подметает веником помещения, складывает вещи, выносит мусор, осуществляет влажную уборку пыли;

б) влажная уборка: приносит воду из водоразборной колонки, моет пол, осуществляет влажную уборку пыли;

в) генеральная уборка: выбивает напольные дорожки, моет пол, осуществляет влажную уборку пыли, снимает паутину, моет окна, двери, подоконник и т. п.

3. Ведение домашнего хозяйства (разжигание печей, поднос угля, дров, расчистка снега, доставка воды из колонки)

Социальный рабочий приносит дрова, брикет. Выбирает и выбрасывает пепел, перекладывает в топке дрова, поджигает. Приносит для дальнейшего подкладывания в печку брикет, дрова.

4. Ведение домашнего хозяйства (мойка окон)

Социальный рабочий готовит раствор для мытья окон и наносит его на стекло и рамы окна, после чего смывает чистой водой и протирает сухой и чистой тряпкой. Мойка окон проводится при температуре воздуха не ниже +18 °С.

5. Ведение домашнего хозяйства (оклейка окон)

Социальный рабочий специальной клейкой бумагой или поролоновой лентой обклеивает щели в раме окна.

6. Ведение домашнего хозяйства (помощь при консервировании овощей и фруктов)

По просьбе потребителя социальный рабочий консервирует овощи (помидоры, огурцы, кабачки), варит варенье и компоты. Для этого необходимо помыть овощи или фрукты, посуду для консервирования (банки), простерилизовать банки и крышки, в подготовленные банки сложить овощи или фрукты, в соответствии с технологией осуществить их консервирование.

7. Ведение домашнего хозяйства (утюжение белья)

Выстиранное белье утюжат, сортируют согласно наименованиям, а затем складывают в шкаф.

8. Приобретение и доставка продовольственных, промышленных и хозяйственных товаров, медикаментов

Социальный рабочий принимает заказ на закупку соответствующих товаров (лекарств) от потребителя социальной услуги и получает от него средства. На рынке или в магазине (аптеке) покупает необходимый товар, который вместе с чеком доставляет потребителю.

9. Организация питания (приготовление еды)

Подготовительная работа: почистить овощи (картофель, свеклу, морковь, лук и т. п.), нарезать. Поставить воду на печку или плитку, после закипания вбросить подготовленные овощи и все, что необходимо для приготовления определенного блюда, и сварить.

10. Организация питания (кормления) (для койко-больных)

Социальный рабочий кормит больного приготовленным блюдом, которое в случае необходимости размельчает (перетирает, процеживает), после чего необходимо осуществить гигиеническое полоскание ротовой полости, вымыть лицо, убрать и помыть посуду.

11. Стирка белья и одежды

Принести необходимое количество воды из водоразборной колонки, подогреть ее до температуры 40 — 60 °С, подготовить белье к стирке, налить воду в стиральную машину или миску, в случае ручной стирки, постирать. Выстиранное белье развесить, грязную воду вынести и вылить в специально отведенное место.

12. Ремонт одежды (мелкий)

Необходимо взять вещь, требующую ремонта, иглу с ниткой, пуговицу или др. и починить ее (пришивание пуговиц и т. п.).

13. Осуществление санитарно-гигиенических мероприятий по месту жительства (замена нательного и постельного белья)

Снять грязное постельное и нательное белье (в случае необходимости обработать кожный покров влажной салфеткой или полотенцем). Взять в шкафу чистое белье, поменять. Подготовить грязное белье для стирки.

14. Осуществление санитарно-гигиенических мероприятий по месту жительства (оказание помощи при купании, мытье головы, расчесывании волос, подрезании ногтей)

Принести необходимое количество воды для купания (мытье головы), подогреть ее, налить в миску или ванну, покупать (помыть голову), вытереть полотенцем. Одеть чистое белье, расчесать волосы, подрезать ногти. Грязную воду вынести и вылить в специально отведенное место.

15. Обеспечение сопровождения (сопровождение потребителя социальных услуг в поликлинику)

Предварительно социальный работник записывает нетрудоспособного гражданина на прием к врачу, помогает ему одеться. Если подопечный по состоянию здоровья не в состоянии в сопровождении социального работника добраться до поликлиники на маршрутном такси, заказывается вызов автомобиля из сельского совета или территориального центра.

16. Оказание помощи в оплате коммунальных услуг (заполнение абонентских книжек, оплата коммунальных услуг, сверка платежей, замена книжек)

Социальный рабочий снимает показания счетчиков, заполняет абонентскую книжку, получает деньги у подопечного для оплаты предоставленных коммунальных услуг, производит оплату. Возвращает абонентскую книжку. При необходимости проводит сверку платежей и замену абонентских книжек в соответствующих организациях. Несет персональную ответственность за сохранность документов, полученных от нетрудоспособного гражданина.

17. Оказание помощи в оформлении документов (оформление субсидий на квартирную плату и коммунальные услуги)

Для оформления жилищной субсидии социальным рабочим заказываются справки из сельского или поселкового совета, из Пенсионного фонда, из колхоза, из газового участка и т. п. Полученные документы передаются в управление труда и социальной защиты населения для начисления субсидий. Уведомление о назначении субсидии или о ее отказе передается в сельский совет, а затем — социальному рабочему для предоставления объяснений подопечному по поводу назначения субсидий или о причин отказа.

18. Оказание помощи в оформлении документов (оформление заказов на доставку угля, дров)

Заявление подопечного о потребности в угле или дровах передается социальным рабочим в сельский (поселковой) совет.

19. Написание писем

По просьбе социальный рабочий со слов потребителя пишет письмо, заполняет адрес на конверте и относит на почту или же в городе вбрасывает в почтовый ящик.

20. Представительство интересов в органах государственной власти, учреждениях, предприятиях и организациях (выполнение поручений, связанных с необходимостью посещения различных организаций)

Дается соответствующее поручение социальному работнику, который обращается в ту или иную организацию с просьбой его выполнить; подготовка необходимых документов, получение справок, доставка их потребителю.

21. Оказание помощи в проведении сельскохозяйственных работ (в обработке приусадебного участка)

Социальным работником оформляется заказ на трактор или другую сельскохозяйственную технику или орудия, необходимые для вспашки приусадебного участка или огорода. Необходимый посевной материал закупается за средства подопечного. Засаживается приусадебный участок соответствующими семенами.

22. Предоставление услуг по выполнению ремонтных работ (помощь в ремонте жилищных помещений)

Составляется соглашение между социальным работником и потребителем социальной услуги, которое согласовывается заведующим отделением территориального центра, на проведение ремонтных работ. Указываются объемы ремонтных работ, например побелка жилой комнаты 1 раз в год (4 часа в год), побелка кухни 2 раза в год (8 часов в год). По просьбе потребителя социальным рабочим производится мелкий ремонт жилой комнаты или кухни, в случае необходимости социальный рабочий подмазывает печь глиной, замазывает трещины в стенах и осуществляет побелку.

 

Примеры расчета тарифов на платные социальные услуги

 

Пример 1. Стирка белья (ручная) у заказчика на дому в местностях без коммунальных удобств.

 

Описание услуги

Принести необходимое количество воды из водоразборной колонки или колодца, подогреть ее до температуры 40 °С, подготовить белье к стирке, налить воду в миску, добавить моющее средство заказчика, постирать, трижды прополоскать в холодной воде. Выстиранное белье отжать и развесить для сушения. Грязную воду вынести и вылить в специально отведенное место. Миску вымыть.

 

Расчет тарифа

В соответствии с картой 13 Межотраслевых норм времени на обработку белья в прачечных с механизированным, полумеханизированным и ручным процессом, утвержденных приказом Минтруда от 11.05.2004 г. № 106, норма времени на ручную стирку 100 кг сухого белья составляет 29,6 ч, т. е. норма времени на 1 кг сухого белья составляет 0,296 ч (18 мин).

Средний фонд рабочего времени на месяц в 2009 году — 167 часов.

Расходы на заработную плату социального работника за 1 час —

790 : 167 = 4,73 гривни.

Расходы на заработную плату социального работника при стирке 1 кг белья —

4,73 х 0,296 = 1,4 гривни.

 

Расходы на заработную плату

№ п/п

Показатели

 

Расходы на заработную плату на выполнение социальной услуги (ручная стирка 1 кг сухого белья), грн.

1

Должностной оклад социального рабочего

790

1,4

2

Надбавка к должностному окладу (в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 25.08.2004 г. № 1093)

20 %

0,28

3

Надбавка к должностному окладу (в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 28.08.2004 г. № 1093)

15 %

0,21

4

Премия ежемесячная

15 %

0,21

5

Ежегодная материальная помощь на оздоровление
в размере должностного оклада

790

0,117

6

Норма рабочего времени, ч

0,296

 

 

Всего

 

2,217

 

Начисления на фонд оплаты труда составляют 36,4 % расходов на заработную плату (начисления на фонд оплаты труда в Пенсионный фонд Украины (33,2 %), Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (1,6 %), Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности (1,4 %), Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,2 %)).

 

Расчет прямых материальных расходов

№ п/п

Название использованных средств

Срок использования (месяцев)

Количество (шт., пар)

Стоимость использованных средств, грн.

Стоимость прямых расходов для расчета тарифа платной социальной услуги, грн.

1

2

3

4

5

6

1

Халат хлопчатобумажный

12

1

35,00

0,0052

2

Передник

12

1

10,00

0,0015

3

Рукавицы резиновые

3

1 пара

4,50

0,0026

4

Велосипед

36

1

400,00

0,0196

5

Сумка хозяйственная

12

1

25,0

0,004

6

Сапоги резиновые

24

1

35,00

0,0025

7

Тетрадь (96 л.)

6

1

5,00

0,0015

8

Ручка

3

1

1,50

0,0009

9

Стержни для ручек

3

1

0,20

0,0001

 

Всего

 

 

 

0,0379

 

Расчет тарифа

№ п/п

Показатель

Сумма, грн.

1

Расходы на заработную плату

2,217

2

Начисления на фонд оплаты труда (36,4 %)

0,807

3

Прямые материальные расходы

0,0379

4

Общепроизводственные расходы

0,111

5

Административные расходы (15 %)

0,333

 

Всего (округляем до двух знаков после запятой)

3,51

6

Налог на добавленную стоимость*

0.7

 

Всего

4.21

 

* Налог на добавленную стоимость начисляется на сумму стоимости платных социальных услуг, рассчитанной согласно настоящим Методическим рекомендациям, в порядке и размерах, определенных Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость».

 

Общепроизводственные расходы на 1 грн. заработной платы исчисляем по формуле:

 

ОПР = (ФР - ФОТ) : ФОТ

где:

ОПР — общепроизводственные расходы на 1 грн. заработной платы;

ФР — фактические расходы по смете за базовый год (год, в котором будут предоставляться услуги);

ФОТ — составляющая фактических расходов на заработную плату и начисления на заработную плату.

Например, общепроизводственные расходы составляют 0,05 гривни. В расчет включаем: 2,217 х 0,05 = 0,111 гривни.

Проводим анализ административных расходов. Если размер административных расходов превышает 15 % расходов на заработную плату, в расчет тарифа включаются административные расходы в размере 15 % расходов на заработную плату, если он ниже — фактическая величина административных расходов.

При приеме заказа на выполнение платных социальных услуг необходимо проанализировать затраты времени социального рабочего на пребывание в пути. Стоимость проезда и расходы на заработную плату за время пребывания в пути прибавляются к тарифу на платную социальную услугу.

Пример 2. Оказание помощи в возделывании приусадебного участка и уборке урожая (на площади 0,02 гектаров).

 

Описание услуги

Социальным работником оформляется заказ на трактор или другую сельскохозяйственную технику (при необходимости) или орудия, необходимые для вспашки приусадебного участка или огорода. Необходимый посевной материал закупается за средства подопечного. Засаживается приусадебный участок соответствующими семенами. В случае необходимости проводится прополка огорода или уборка урожая.

 

Расчет тарифа

В соответствии со сборником «Нормативы численности работников территориальных центров по социальному обслуживанию незащищенных слоев населения», утвержденным приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 11.03.2002 г. № 140, рекомендованная норма времени на возделывание приусадебного участка составляет 2,3 ч (или 138 мин).

Средний фонд рабочего времени на месяц в 2009 году — 167 часов.

Расходы на заработную плату социального рабочего за 1 час —

790 : 167 = 4,73 гривни.

Расходы на заработную плату социального рабочего:

4,73 х 2,3 = 10,879 гривни.

 

Расходы на заработную плату

№ п/п

Показатели

 

Расходы на заработную плату на выполнение социальной услуги, грн.

1

Должностной оклад социального рабочего

790

10,879

2

Надбавка к должностному окладу (в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 25.08.2004 г. № 1093)

20 %

2,176

3

Надбавка к должностному окладу (в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 25.08.2004 г. № 1093)

15 %

1,632

4

Премия ежемесячная

15 %

1,632

5

Ежегодная материальная помощь на оздоровление в размере должностного оклада

790

0,907

6

Норма рабочего времени, ч

2,3

 

 

Всего

 

17,226

 

Начисления на фонд оплаты труда составляют 36,4 % расходов на заработную плату (начисление на фонд оплаты труда в Пенсионный фонд Украины (33,2 %), Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (1,6 %), Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности (1,4 %), Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,2 %)).

 

Расчет прямых материальных расходов

№ п/п

Название использованных средств

Срок использования (месяцев)

Количество (шт., пар)

Стоимость использованных средств, грн.

Стоимость прямых расходов для расчета тарифа платной социальной услуги, грн.

1

Халат хлопчатобумажный

12

1

35,00

0,04

2

Передник

12

1

10,00

0,011

3

Рукавицы резиновые

3

1 пара

4,50

0,021

4

Велосипед

36

1

400,00

0,152

5

Сумка хозяйственная

12

1

25,0

0,029

6

Сапоги резиновые

24

1

35,00

0,017

7

Тетрадь (96 л.)

6

1

5,00

0,011

8

Ручка

3

1

1,50

0,007

9

Стержни для ручек

3

1

0,20

0,001

 

Всего

 

 

 

0,289

 

Расчет тарифа

№ п/п

Показатель

Сумма, грн.

1

Расходы на оплату труда

17,226

2

Начисления на оплату труда (36,4 %)

6,27

3

Прямые материальные расходы

0,289

4

Общепроизводственные расходы

0,793

5

Административные расходы (15 %)

2,38

 

Всего (округляем до двух знаков после запятой)

25,07

6

Налог на добавленную стоимость*

5.014

 

Всего

30.08

 

* Налог на добавленную стоимость начисляется на сумму стоимости платных социальных услуг, рассчитанной согласно настоящим Методическим рекомендациям, в порядке и размерах, определенных Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость».

 

Общепроизводственные расходы на 1 грн. заработной платы исчисляем по формуле:

ОПР = (ФР - ФОТ) : ФОТ,

где:

ОПР — общепроизводственные расходы на 1 грн. заработной платы;

ФР — фактические расходы по смете за базовый год (год, в котором будут предоставляться услуги);

ФОТ — составляющая фактических расходов на заработную плату и начисления на заработную плату.

Например, общепроизводственные расходы составляют 0,05 гривни. В расчет включаем: 17.226 х 0,05 = 0,861 гривни.

Проводим анализ административных расходов. Если размер административных расходов превышает 15 % расходов на заработную плату, в расчет тарифа включаются административные расходы в размере 15 % расходов на заработную плату, если он ниже — фактическая величина административных расходов.

При приеме заказа на выполнение платных социальных услуг необходимо проанализировать затраты времени социального рабочего на пребывание в пути. Стоимость проезда и расходы на заработную плату за время пребывания в пути прибавляются к тарифу на платную социальную услугу.

Пример 3. Помощь во влажной уборке помещения.

 

Описание услуги

Принести необходимое количество воды из водоразборной колонки или колодца, помыть пол, осуществить влажное вытирание пыли, снять паутину, протереть подоконник, вылить воду в специально отведенное место.

 

Расчет тарифа

В соответствии со сборником «Нормативы численности работников территориальных центров по социальному обслуживанию незащищенных слоев населения», утвержденным приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 11.03.2002 г. № 140, рекомендованная норма времени на влажную уборку помещения составляет 0,7 ч (или 42 мин).

Средний фонд рабочего времени на месяц в 2009 году — 167 часов.

Расходы на заработную плату социального рабочего за 1 час —

790 : 167 = 4,731 гривни.

Расходы на заработную плату социального рабочего — 4,731 х 0,7 = 3,312 гривни.

 

Расходы на заработную плату

№ п/п

Показатели

 

Расходы на заработную плату на выполнение социальной услуги, грн.

1

Должностной оклад социального рабочего

790

3,312

2

Надбавка к должностному окладу (в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 25.08.2004 г. № 1093)

20 %

0,662

3

Надбавка к должностному окладу (в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 25.08.2004 г. № 1093)

15 %

0,497

4

Премия ежемесячная

15 %

0,497

5

Ежегодная материальная помощь на оздоровление в размере должностного оклада

790

0,276

6

Норма рабочего времени, ч

0,7

 

 

Всего

 

5,244

 

Начисления на фонд оплаты труда составляют 36,4 % расходов на заработную плату (начисления на фонд оплаты труда в Пенсионный фонд Украины (33,2 %), Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы (1,6 %), Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности (1,4 %), Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,2 %)).

 

Расчет прямых материальных расходов

№ п/п

Название использованных средств

Срок использования (месяцев)

Количество (шт., пар)

Стоимость использованных средств, грн.

Стоимость прямых расходов для расчета тарифа платной социальной услуги, грн.

1

2

3

4

5

6

1

Халат шерстяной

12

1

35,00

0,0122

2

Передник

12

1

10,00

0,0035

3

Рукавицы резиновые

3

1 пара

4,50

0,0063

4

Велосипед

36

1

400,00

0,0464

5

Сумка хозяйственная

12

1

25,0

0,0087

6

Сапоги резиновые

24

1

35,00

0,006

7

Тетрадь (96 л.)

6

1

5,00

0,0035

8

Ручка

3

1

1,50

0,002

9

Стержни для ручек

3

1

0,20

0,0002

 

Всего

 

 

 

0,0888

 

Расчет тарифа

№ п/п

Показатель

Сумма, грн.

1

Расходы на оплату труда

5,244

2

Начисление на фонд оплаты труда

1,909

3

Прямые материальные расходы

0,0888

4

Общепроизводственные расходы

0,2622

5

Административные расходы (15 %)

0,7866

 

Всего (округляем до двух знаков после запятой)

8,29

6

Налог на добавленную стоимость*

1.66

 

Всего

9.95

 

* Налог на добавленную стоимость начисляется на сумму стоимости платных социальных услуг, рассчитанной согласно настоящим Методическим рекомендациям, в порядке и размерах, определенных Законом Украины «О налоге на добавленную стоимость».

 

Общепроизводственные расходы на 1 грн. заработной платы исчисляем по формуле:

 

ОПР = (ФР - ФОТ) : ФОТ,

где:

ОПР — общепроизводственные расходы на 1 грн. заработной платы;

ФР — фактические расходы по смете за базовый год (год, в котором будут предоставляться услуги);

ФОТ — составляющая фактических расходов на заработную плату и начисления на заработную плату.

Например, общепроизводственные расходы составляют 0,05 гривни. В расчет включаем: 5,244 х 0,05 = 0,2622 гривни.

Проводим анализ административных расходов. Если размер административных расходов превышает 15 % расходов на заработную плату, в расчет тарифа включаются административные расходы в размере 15 % расходов на заработную плату, если он ниже — фактический размер административных расходов.

При приеме заказа на выполнение платных социальных услуг необходимо проанализировать затраты времени социального рабочего на пребывание в пути. Стоимость проезда и расходы на заработную плату за время пребывания в пути прибавляются к тарифу на платную социальную услугу.

 

Директор Департамента по делам лиц преклонного возраста и социальных услуг С. Устименко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше