Темы статей
Выбрать темы

Информация по предложенным изменениям к постановлению Кабинета Министров Украины от 29.12.2009 г. № 1417 «Некоторые вопросы деятельности территориальных центров социального обслуживания (предоставления социальных услуг)»

Редакция ББ
Письмо от 16.04.2010 г. № 361/0/15-10/014

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

ИНФОРМАЦИЯ ПО ПРЕДЛОЖЕННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ ОТ 29.12.2009 г. № 1417 «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ)»

Письмо от 16.04.2010 г. № 361/0/15-10/014

 

В связи с обращениями к Минтруда граждан, общественных объединений, народных депутатов Украины, депутатов местных советов, руководителей местных управлений труда и социальной защиты населения по проблемам, возникшим в регионах в связи с введением постановления Кабинета Министров Украины от 29.12.2009 г. № 1417 «Некоторые вопросы деятельности территориальных центров социального обслуживания (предоставления социальных услуг)» и утвержденных им Типового положения о территориальном центре социального обслуживания (предоставления социальных услуг) и Перечня социальных услуг, условий и порядка их предоставления структурными подразделениями территориального центра социального обслуживания (предоставления социальных услуг), а также с целью усиления социальной защиты граждан преклонного возраста, инвалидов, других уязвимых категорий населения в условиях финансового кризиса Министерством проведена соответствующая работа по усовершенствованию указанных выше нормативно-правовых документов. В частности, Минтруда разработаны изменения к постановлению, которыми предусматривается урегулировать наиболее проблемные вопросы.

Изменениями предусматривается предоставить разрешение органам местной власти и органам местного самоуправления на основании решения комиссии освобождать от платы за обслуживание в отделениях территориальных центров нетрудоспособных лиц, хотя и имеющих родственников, которые обязаны согласно закону обеспечивать уход за ними, однако по уважительным причинам не имеют возможности это делать.

Предлагается также увеличить размер прожиточного минимума, дающий право на получение социальных услуг в отделении организации предоставления адресной натуральной и денежной помощи терцентров, с одного прожиточного минимума для лиц, потерявших трудоспособность, до полутора прожиточных минимумов для семьи.

Кроме того, поскольку не принят Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год», в связи с чем усложнено финансирование территориальных центров, предлагается перенести срок приведения уставных документов территориальных центров в соответствие с постановлением Кабинета Министров Украины от 29.12.2009 г. № 1417 до 1 июля 2010 года.

В настоящее время проект акта направлен на рассмотрение центральных органов исполнительной власти и социальных партнеров.

С целью оказания методической помощи органам труда и социальной защиты населения Минтруда подготовлены комментарии по отдельным актуальным вопросам, возникающим у местных органов власти и руководителей терцентров в связи с введением Постановления.

 

О сроке, определенном для местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Постановлением на приведение уставных документов территориальных центров в соответствие с Постановлением

Пунктом 3 Постановления определен двухмесячный срок, в течение которого местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления должны привести уставные документы территориальных центров социального обслуживания (предоставления социальных услуг) (далее — терцентры) в соответствие с вышеуказанным Постановлением. Такая работа требует расходов, в частности, для изготовления новых штампов, печатей, бланков, перерегистрации счетов терцентров в органах государственного казначейства и т. п.

Вместе с тем в связи с непринятием Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» расходы на деятельность терцентров ограничены (их финансирование осуществляется в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Украины и временными сметами, месячный объем которых определяется как 1/12 от размера предыдущего года), что усложняет функционирование этих учреждений.

С целью создания в регионах надлежащих условий для внедрения утвержденных Постановлением документов Минтруда разработаны изменения, которыми предусмотрено перенести срок приведения уставных документов терцентров в соответствие с Постановлением, до 1 июля 2010 года.

 

О социальном обслуживании граждан преклонного возраста, инвалидов, больных, не способных к самообслуживанию и нуждающихся в посторонней помощи согласно условиям, определенным Постановлением

Законами Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине» определено право ветеранов войны, граждан преклонного возраста и ветеранов труда на социальное обслуживание, однако право на бесплатное обслуживание указанных категорий граждан без учета их семейного положения указанными законами не установлено.

В то же время Законом Украины «О социальных услугах» (далее — Закон), который вступил в силу с 1 января 2004 года, определено, что право на

бесплатное социальное обслуживание (получение социальных услуг) в государственных и коммунальных учреждениях имеют граждане, не способные к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью и не имеющие родных, которые должны обеспечить им уход и помощь. Граждане, которые имеют родных, обязанных по закону их содержать, имеют право согласно закону получать социальные услуги, но на платной основе, в соответствии с утвержденными тарифами.

Аналогичные условия социального обслуживания нетрудоспособных граждан преклонного возраста и инвалидов были установлены и ранее. Так, до принятия постановления Кабинета Министров Украины от 29.12.2009 г. № 1417 деятельность терцентров регулировалась приказом Министерства социальной защиты населения Украины от 01.04.97 г. № 44 «Об утверждении Типового положения (образцового) о территориальном центре социального обслуживания пенсионеров и одиноких нетрудоспособных граждан и об отделении социальной помощи на дому» (далее — Приказ № 44). Приказом было установлено, что на бесплатное обслуживание в терцентр принимались

одинокие нетрудоспособные граждане.

В отдельных случаях отделение социальной помощи на дому терцентра принимало на обслуживание нетрудоспособных граждан, имевших трудоспособных детей или родственников, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны их содержать, но по уважительным причинам не имели возможности осуществлять за ними уход (проживали в другом населенном пункте или по состоянию здоровья либо из-за территориальной отдаленности не могли оказывать помощь родителям, находились в командировке, на лечении и т. п.).

В таких случаях нетрудоспособные граждане, получавшие пенсию в минимальных размерах, обслуживались терцентром бесплатно, а те из них, которые получали пенсию в размере больше минимального, вносили за обслуживание плату в размере 5 процентов размера их пенсии.

С принятием Закона Украины «О социальных услугах» часть положений Приказа № 44 стала противоречить Закону, потому в июне 2009 года Минюст в одностороннем порядке отменил государственную регистрацию указанного Приказа как не соответствующего Закону.

С целью приведения законодательства, регулирующего деятельность терцентров, в соответствие с Законом Кабинет Министров Украины принял постановление Кабинета Министров Украины от 29.12.2009 г. № 1417 «Некоторые вопросы деятельности территориальных центров социального обслуживания (предоставления социальных услуг)», которым утверждены новая редакция Типового положения о территориальном центре социального обслуживания (предоставления социальных услуг) (далее — Типовое положение) и Перечень социальных услуг, условия и порядок их предоставления в структурных подразделениях территориального центра социального обслуживания (предоставления социальных услуг) (далее — Перечень). Правовые нормы, определенные в указанных документах, согласованы с Законом и другими нормативно-правовыми актами, принятыми в Украине с целью регулирования деятельности в сфере социального обслуживания (предоставления социальных услуг).

В настоящее время в соответствии с законодательством гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, инвалидностью, болезнью и

не имеющим родных, которые должны обеспечить им уход и помощь (т. е. одиноким), социальные услуги предоставляются терцентрами бесплатно.

В то же время законодательством (статья 1 Закона Украины «О государственной социальной помощи лицам, которые не имеют права на пенсию, и инвалидам») установлено, что к одиноким относятся лица, не имеющие

трудоспособных родственников, обязанных согласно закону их содержать. К нетрудоспособным законодательство (статья 1 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании») относит лиц, которые достигли установленного законом пенсионного возраста или признаны инвалидами, в том числе детьми-инвалидами, а также лиц, имеющих право на пенсию в связи с потерей кормильца в соответствии с этим Законом.

Гражданам,

имеющих родных, которые должны обеспечить им уход и помощь, другим категориям лиц, определенным постановлением Кабинета Министров Украины от 14.01.2004 г. № 12 «О порядке предоставления платных социальных услуг и утверждения их перечня», услуги должны предоставляться терцентрами на платной основе в соответствии с тарифами.

Механизм регулирования тарифов на платные социальные услуги применяется государственными и коммунальными предприятиями, учреждениями и заведениями социального обслуживания, к которым относятся также и терцентры, согласно Порядку регулирования тарифов на платные социальные услуги, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 09.04.2005 г. № 268.

Целесообразно отметить, что Постановлением (пункты 20 и 42 Перечня) местным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления предоставлено

право освобождать (в некоторых случаях) от платы за предоставление социальных услуг в отделениях социальной помощи на дому и стационарных отделениях одиноко проживающих малообеспеченных нетрудоспособных лиц, имеющих родственников, которые обязаны согласно закону их содержать и оказывать им социальную помощь, однако по каким-либо причинам не оказывают такой помощи (находятся за рубежом или в местах лишения свободы, стали наркоманами или алкоголиками, место пребывания родственников не установлено и т. п.).

Что касается обслуживания граждан преклонного возраста, инвалидов в других отделениях терцентров, то в соответствии со статьей 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» местные органы власти

имеют право устанавливать за счет собственных средств и благотворительных поступлений дополнительные к установленным законодательством гарантии по социальной защите населения.

Сегодня, кроме терцентров, социальные услуги нетрудоспособным гражданам преклонного возраста, инвалидам и больным, не способным к самообслуживанию, имеют право предоставлять физические лица, деятельность которых регулируется Порядком назначения и выплаты компенсации физическим лицам, предоставляющим социальные услуги, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 29.04.2004 г. № 558. При условии назначения компенсации расходы за предоставление социальных услуг возмещаются физическим лицам в виде ежемесячных денежных выплат в размерах, установленных Кабинетом Министров Украины. При этом семейное положение лиц преклонного возраста, инвалидов, больных, нуждающихся в социальных услугах, не учитывается. Для оформления компенсации граждане, не способные к самообслуживанию и в связи с этим нуждающиеся в социальных услугах, и физические лица, которые согласны предоставлять им услуги, должны обратиться с соответствующими документами в местное управлению труда и социальной защиты населения.

 

О подаче заявления лицом, нуждающимся в социальных услугах, не в управление труда и социальной защиты населения по месту жительства, а непосредственно в терцентр

Пункт 3 Перечня согласуется со статьей 9 Закона Украины «О социальных услугах», которой определено, что для получения социальных услуг, предоставляемых государственными и коммунальными субъектами, лицо, которое в них нуждается, должно обратиться с письменным заявлением в

местный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который обязан планировать социальные услуги, определять необходимый объем ассигнований на эти цели и т. п. Терцентр не является органом власти, это — бюджетное учреждение, предоставляющее социальные услуги (предоставитель услуг). Обращения лиц, нуждающихся в социальном обслуживании (предоставлении социальных услуг), непосредственно в терцентр как предоставителю услуг противоречит требованиям Бюджетного кодекса Украины, установленным для главных распорядителей средств.

 

О дальнейшей деятельности отделений реабилитации детей-инвалидов, которые функционируют при терцентрах

В соответствии с Законом Украины «О реабилитации инвалидов в Украине» к сфере управления Минтруда относятся реабилитационные учреждения по профессиональной реабилитации инвалидов, социальной реабилитации детей-инвалидов, реабилитационные учреждения смешанного типа для инвалидов и детей-инвалидов с умственной отсталостью, учреждения постоянного и временного пребывания инвалидов с умственной отсталостью и реабилитационные учреждения смешанного типа для инвалидов и детей-инвалидов.

Центры социальной реабилитации детей-инвалидов организуют свою деятельность в соответствии с Типовым положением о центре социальной реабилитации детей-инвалидов, утвержденным приказом Минтруда от 13.02.2007 г. № 48. Согласно приказу центр социальной реабилитации детей-инвалидов является заведением системы органов труда и социальной защиты населения и имеет статус юридического лица.

Одной из главных задач центра социальной реабилитации детей-инвалидов является создание условий для всестороннего развития ребенка-инвалида, усвоения им знаний, умений и навыков с целью подготовки его к получению дошкольного образования, с дальнейшим получением базового и полного общего среднего образования, профессионально-технического и высшего образования.

Стоит отметить, что реабилитационный процесс в реабилитационном центре для детей-инвалидов должен отвечать определенным требованиям. Для этого Минтруда утверждены, кроме Типового положения о центре социальной реабилитации детей-инвалидов, социальные нормативы в сфере социальной реабилитации, типовые штаты работников центра социальной реабилитации детей-инвалидов.

С целью создания надлежащих условий для получения детьми-инвалидами реабилитационных услуг кабинеты центра социальной реабилитации детей-инвалидов оснащаются необходимым реабилитационным оборудованием согласно Типовому перечню оборудования кабинетов центра социальной реабилитации детей-инвалидов (приказ Минтруда от 14.05.2007 г. № 219).

Именно поэтому в сфере управления Минтруда создаются центры социальной реабилитации детей-инвалидов.

Таким образом, с 2007 года в Украине происходит процесс приведения работы реабилитационных учреждений, в том числе отделений для детей-инвалидов, функционирующих при терцентрах, в соответствие с нормативно-правовой базой в сфере реабилитации.

 

О дополнительных обязанностях, возлагаемых на местные управления труда и социальной защиты населения в соответствии с Постановлением

С целью формирования оптимальной численности работников структурных подразделений городских (районных) управлений труда и социальной защиты населения при составлении их штатных расписаний, а также для нормирования работ, выполняемых специалистами управлений, используются Нормы времени и численности работников отделов (подразделений) городских (районных) управлений труда и социальной защиты населения (далее — Сборник норм), утвержденные приказом Минтруда от 06.11.2008 г. № 508.

Общая часть Сборника норм содержит положение о разработке и применении норм времени и численности работников городских (районных) управлений, методические указания с разъяснениями порядка применения норм времени и численности; описание организационно-технических условий труда, на которые рассчитаны нормы; примеры расчета численности.

В нормативной части приведены карты норм времени на основные работы, выполняемые работниками городских (районных) управлений, и карты норм численности работников городских (районных) управлений.

Нормы времени сгруппированы по основным видам работ, выполняемых работниками городских (районных) управлений, и расположены в логической последовательности выполнения видов работ и операций по каждому направлению деятельности.

Следовательно, численность работников по отдельным видам работ, в частности обслуживанию граждан, обратившихся в местный орган труда и социальной защиты для получения социальных услуг, определяется отношением общей трудоемкости типового состава работ (прием и обработка заявлений, обеспечение сотрудничества с органами здравоохранения, определение потребности в социальных услугах, планирование их предоставления и т. п.) за год (месяц, кварта и т. п.) к годовому (месячному, квартальному и т. п.) фонду рабочего времени одного работника с учетом коэффициента, учитывающего запланированные невыходы работников (отпуска, болезни и т. п.), который, как правило, составляет 1,15.

Общая трудоемкость определяется на основании норм времени, приведенных в нормативных картах указанного Сборника норм (карта 1 позиция 1, 2 и т. п.).

Пример расчета численности работников приведен в общей части Сборника норм.

Теперь обращаем внимание на результаты исследования Проекта «Усовершенствование системы социальной помощи» (далее — Проект), реализацию которого при поддержке Международного банка реконструкции и развития осуществляет Минтруда, проведенного в 2009 году по описанию, анализу и оценке деловых процессов в местных органах труда и социальной защиты населения.

Общая численность среднестатистического управления труда и социальной защиты населения — 43 специалиста, из них в процессе оказания помощи занято 18 специалистов, а непосредственный прием граждан, обращающихся за назначением всех видов социальной помощи, осуществляет 5 специалистов (или 26,7 % от числа специалистов, задействованных в единой технологии приема граждан, или 11,2 % от общей численности специалистов управления). В целом в процессе предоставления всех видов социальной помощи, социальных выплат и компенсаций в прошлом году было занято 13419 специалистов.

По данным управлений труда и социальной защиты населения, в течение 2009 года в местные управления с заявлениями о предоставлении всех видов социальной помощи, социальных выплат и компенсаций обратилось свыше 4094,0 тыс. граждан. Таким образом, на одного специалиста из числа задействованных в процессе предоставления всех видов социальной помощи, социальных выплат и компенсаций приходится около 1,2 обращения.

Более показательным является определение нагрузки на одного специалиста, занятого только приемом граждан. На основании оценки показателей эффективности работы всех 757 управлений труда и социальной защиты населения (осуществляется с 2008 года) в целом по Украине в течение одного дня один такой специалист принимал около 4,53 заявителя. Кроме того, за консультациями к нему обращается еще дополнительно от 2 до 3 граждан (в среднем — 2,4).

Что касается дополнительной нагрузки на специалистов по приему граждан в связи с принятием Постановления, то по предварительным расчетам нагрузка на специалиста увеличится в среднем на 1,2 обращения. То есть вместо 4,53 обращений в день будет около 6.

Примером может быть исследование, проведенное в Винницком районе Винницкой области, где в течение прошлого года в управления труда и социальной защиты населения с заявлениями по вопросам предоставления социальных выплат обратилось 6849 граждан. В местный терцентр было подано около 389 заявлений о необходимости в социальном обслуживании. В управлении труда и социальной защиты населения Винницкой райгосадминистрации приемом граждан занято 5 специалистов (общая численность управления — 46 специалистов, в технологии по единому заявлению — 22 специалиста).

Таким образом, в среднем на одного специалиста, занятого приемом граждан, с учетом Постановления, приходится около 5,5 заявлений. То есть значительного роста нагрузки на работников местных управлений труда и социальной защиты населения в связи с изменением порядка обращений граждан, нуждающихся в социальных услугах, не произойдет.

 

О получении извлечения из Государственного реестра сделок об отсутствии договора пожизненного содержания (ухода)

Указанное требование о снятии с обслуживания в отделениях социальной помощи на дому терцентров лиц, заключивших договор пожизненного содержания (ухода), Минтруда было применено начиная еще с 1997 года (письмо Минсоцзащиты от 06.05.97 г. № 01-3/783-014-3). То есть терцентры в течение 12 лет подряд должны были применять такое положение в своей деятельности, поскольку в условиях бюджетного финансирования недопустимо расходовать ограниченные бюджетные средства на обслуживание лиц, обязанности по содержанию (уходу) за которыми взяли на себя граждане, с которыми заключен договор пожизненного содержания (ухода).

Плата за предоставление извлечения из Реестра сделок об отсутствии заключенного договора пожизненного содержания (ухода), выданного нотариусом, установлена Временным порядком государственной регистрации сделок, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 26.05.2004 г. № 671, и составляет 17 гривень (с учетом налога на добавленную стоимость).

Указанным постановлением органам государственной власти предоставлено право бесплатно получать по их запросу такое извлечение. Одновременно обращаем внимание, что терцентр не относится к органам государственной власти, потому по запросу терцентра извлечение из Реестра может быть не выдано. В то же время управление труда и социальной защиты населения, как структурное подразделение местного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, имеет право обращаться к нотариату с такими запросами, освобождаясь от платы за извлечение малообеспеченных граждан преклонного возраста или инвалидов.

 

О предоставлении терцентром лицам преклонного возраста, инвалидам медицинских услуг бесплатно

В соответствии со статьей 49 Конституции Украины в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения медицинская помощь оказывается бесплатно.

Терцентры, как учреждения, осуществляющие социальное обслуживание (предоставляющие социальные услуги), не относятся к учреждениям здравоохранения, которые согласно Конституции Украины обязаны оказывать медицинскую помощь. Кроме того, бюджетные средства, предусмотренные для финансирования заведений здравоохранения, терцентрам не выделяются.

 

О финансировании отделений организации предоставления адресной натуральной и денежной помощи терцентров

В соответствии с пунктом 13 Типового положения о территориальном центре социального обслуживания (предоставления социальных услуг), утвержденного Постановлением, терцентр содержится за счет средств, которые в соответствии с Бюджетным кодексом Украины выделяются из местных бюджетов на социальную защиту населения и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов между государственным бюджетом и местными бюджетами, других поступлений, в том числе от деятельности его структурных подразделений, от предоставления платных социальных услуг, а также благотворительных средств граждан, предприятий, учреждений и организаций.

В соответствии с пунктом 4 статьи 89 Бюджетного кодекса Украины финансирование терцентров осуществляется из местных бюджетов в составе расходов, учитываемых при определении объема межбюджетных трансфертов.

Пунктом 33 постановления Кабинета Министров Украины от 12.09.2009 г. № 995 «Некоторые вопросы урегулирования межбюджетных отношений» определен механизм расчета объема расходов на содержание терцентров. Расчет расходов осуществляется Минфином на основании данных о численности контингента выявленных одиноких нетрудоспособных граждан, инвалидов и пенсионеров.

Контингент (количество одиноких нетрудоспособных граждан, нуждающихся в предоставлении различных видов социальных услуг терцентрами и отделениями социальной помощи на дому в сельской и городской местности) по состоянию на 1 января определяется согласно форме отчетности № 12-соц «Отчет об организации социального обслуживания и предоставлении социальных услуг пенсионерам, одиноким нетрудоспособным гражданам и инвалидам» (административные данные), утвержденной приказом Минтруда от 05.10.2007 г. № 536.

Минтруда ежегодно в соответствии с отчетами главных управлений труда и социальной защиты населения подает данные в Минфин о численности лиц, нуждающихся в предоставлении разных видов социальных услуг, в том числе и по отделениям организации предоставления адресной натуральной и денежной помощи.

Минтруда также ежегодно подает предложения к Формуле распределения объема межбюджетных трансфертов (дотаций выравнивания и средств, передаваемых в государственный бюджет) между государственным бюджетом и местными бюджетами, согласно которой определяется расчетный показатель объема расходов на содержание терцентров, в частности в части учета всего контингента лиц, обслуживаемых терцентром, в том числе и получающих социальные услуги в отделениях организации предоставления адресной натуральной и денежной помощи.

К сожалению, предложения Минтруда Минфином пока еще не учитываются.

 

Об уменьшении контингента граждан, обслуживаемых в отделениях адресной натуральной и денежной помощи терцентра

Что касается контингента, который будет получать социальные услуги в отделениях организации предоставления адресной натуральной и денежной помощи терцентра, то местные органы власти или органы местного самоуправления, учредившие терцентр, в соответствии с законами Украины «О местных государственных администрациях», «О местном самоуправлении в Украине» имеют право определять дополнительные к установленным государством социальные гарантии для лиц преклонного возраста, инвалидов, ветеранов войны и труда, детей войны, реализацию которых в рамках местных программ социальной защиты и социального обслуживания целесообразно осуществлять именно через отделения адресной натуральной и денежной помощи. Исходя из указанного возможность формировать достаточный по численности контингент для указанного выше отделения имеется. Кроме того, отметим, что численность в 500 человек, которая определена как один из критериев функционирования указанного отделения, должна быть обслужена в нем в течение года.

Одновременно считаем необходимым отметить, что Постановлением введен ряд правовых норм, улучшающих социальное обслуживание отдельных категорий граждан и условия труда социальных рабочих и социальных работников, предоставляющих социальные услуги.

В частности,

расширены категории лиц, имеющих право на получение социальных услуг в терцентрах. Так, право на получение социальных услуг в терцентрах приобрели:

— инвалиды III группы;

— больные (из числа лиц трудоспособного возраста на период до установления им группы инвалидности), если они не способны к самообслуживанию;

— малообеспеченные граждане, находящиеся в сложной жизненной ситуации в связи с безработицей, при условии, что они зарегистрированы в государственной службе занятости как ищущие работу и имеют на своем иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, лиц преклонного возраста, инвалидов;

— граждане, которые пострадали в результате стихийного бедствия, катастроф и имеют на своем иждивении несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, лиц преклонного возраста, инвалидов.

Местным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления

предоставлено право создавать, в случае необходимости, специализированные отделения для обслуживания на дому инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, с психическими расстройствами, других категорий граждан, не способных к самообслуживанию. Благодаря этому созданы условия для более полного учета потребностей жителей конкретной громады, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, в соответствующих видах социальных услуг. Предусмотрено снятие ограничения по обслуживанию в терцентрах инвалидов с психическими заболеваниями, лиц, имеющих онкологические заболевания IV клинической группы, больных СПИДом.

Упорядочена деятельность структурных подразделений терцентра

, конкретизированы задачи отделений, определен перечень документов, которые должны быть в личном деле гражданина, определены категории лиц, имеющих право на обслуживание в этих структурных подразделениях.

Усилена социальная защита социальных работников и социальных рабочих

, непосредственно предоставляющих социальные услуги. В частности, они будут иметь право на ежегодные профилактические медицинские осмотры за счет работодателя, повышение квалификации.

Ограничена нагрузка на одного социального рабочего

(1 штатная единица рассчитана для обслуживания 6 человек в сельской (пригородной) местности, других местностях, не имеющих транспортного сообщения, частном или государственном секторе без коммунальных удобств и 10 человек в городах с коммунальными удобствами; 1 штатная единица для обслуживания 2 нетрудоспособных граждан с пятой группой двигательной активности). Уменьшение нагрузки создает условия для улучшения качества социальных услуг, предоставляемых гражданам, находящимся в сложных жизненных обстоятельствах, облегчает условия труда социальных рабочих.

Согласно Постановлению терцентр приобретает право закупать для социальных работников и социальных рабочих спецодежду, обувь, велосипеды, другие средства передвижения, проездные билеты или выплачивать денежную компенсацию за их приобретение, что будет способствовать усилению социальной защищенности работников.

Учитывая неотложную потребность в проведении в регионах соответствующей информационно-разъяснительной работы среди населения, смягчении напряженности, возникшей в связи с введением постановления Кабинета Министров Украины от 29.12.2009 г. № 1417 «Некоторые вопросы деятельности территориальных центров социального обслуживания (предоставления социальных услуг)», просим довести изложенную выше информацию до сведения местных управлений труда и социальной защиты населения, терцентров, других социальных учреждений, а также обеспечить проведение соответствующей работы в региональных и местных СМИ.

 

Заместитель Министра С. Бычков

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше