Темы статей
Выбрать темы

Вопросы деятельности учреждений культуры

Редакция ББ
Ответы на вопросы

ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

 

Татьяна РЯБУХА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

1. Имеет ли право централизованная бухгалтерия учреждения культуры требовать от руководителя коммунального учреждения «Центральная библиотечная система для взрослых» выплачивать заработную плату коллективу библиотеки, предоставляющему платные услуги, со специального счета? При этом заработная плата таких работников должна состоять из двух частей: первая будет выплачиваться за счет средств общего фонда сметы, а вторая — специального, а также общая сумма зарплаты таких работников не должна превышать оклад, утвержденный штатным расписанием библиотеки.

2. Имеет ли право централизованная бухгалтерия корректировать расшифровку к смете по специальному фонду и включать в нее расходы на коммунальные услуги?

(г. Мариуполь)

 

1. В первую очередь напомним, что вопросы самостоятельного ведения бухгалтерского учета учреждениями социально-культурной сферы или централизованными бухгалтериями урегулированы

распоряжением КМУ «Об обеспечении целевого использования средств бюджетными учреждениями (заведениями) социально-культурной сферы» от 19.08.2009 г. № 1007-р, с изменениями, внесенными распоряжением КМУ «О первоочередных мерах по обеспечению расширения автономии общеобразовательных учебных заведений» от 08.12.2009 г. № 1564-р (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 4, с. 6).

Указанным

распоряжением бюджетным учреждениям социально-культурной сферы предоставлено право открывать в органах Госказначейства регистрационные и специальные регистрационные счета на свое имя.

Бюджетное учреждение, принявшее решение об открытии отдельных счетов на свое имя, может

вести бухгалтерский учет самостоятельно (в этом случае в его штатное расписание вводится должность главного бухгалтера (бухгалтера)) или, как и ранее, обслуживаться централизованной бухгалтерией.

Если бюджетным учреждением (в данном случае — коммунальным учреждением «Центральная библиотечная система для взрослых») принято решение об открытии в органе Госказначейства регистрационного и специального регистрационного счетов и о продолжении обслуживания централизованной бухгалтерией (бухгалтерией),

право первой подписи платежных документов для осуществления расходов с новых счетов имеет руководитель такого бюджетного учреждения (заведения) (другие должностные лица, которым предоставлено право первой подписи), а второй подписи главный бухгалтер (бухгалтер) централизованной бухгалтерии (бухгалтерии).

Как указывало Госказначейство в

письме от 20.01.2005 г. № 07-06/95-518, право на осуществление расходов имеет тот распорядитель бюджетных средств, на имя которого открыты регистрационные и специальные регистрационные счета в органах Госказначейства.

То есть если отдельные регистрационные и специальные регистрационные счета коммунальному учреждению «Центральная библиотечная система для взрослых»

не открыты, то право первой подписи имеет руководитель учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия и на имя которого отрыты счета в органе Госказначейства. Чаще всего таким учреждением является управление культуры. В таком случае все основные вопросы деятельности бюджетных организаций, обслуживаемых централизованной бухгалтерией, решаются руководителем учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия, и главным бухгалтером централизованной бухгалтерии.

Что касается заработной платы работников, занимающихся предоставлением платных услуг, отметим следующее.

Во время предоставления платных услуг является

целесообразным составление отдельного штатного расписания по специальному фонду. Об этом шла речь в консультации «Штатное расписание по специальному фонду» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 47, с. 27).

Для оплаты труда работников, занимающихся предоставлением платных услуг,

должны использоваться средства специального фонда. Более того, расходование средств общего фонда сметы на заработную плату работников за время предоставления ими платных услуг является незаконными расходами бюджетного учреждения. Объясним почему.

Для расчета платы за услуги составляется калькуляция, в которую должны войти все расходы, связанные с предоставлением таких услуг, в том числе расходы на заработную плату с начислениями.

В соответствии с

Перечнем групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требованиями по их образованию и направлениям использования, утвержденным постановлением КМУ от 17.05.2002 г. № 659 (далее — Перечень № 659), плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно их функциональным полномочиям, относится к первой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений. Такая плата поступает на специальные счета бюджетных учреждений.

Расходование средств, полученных от предоставления платных услуг, четко регламентировано. Так, согласно

п. 3 Перечня № 659 плата за предоставленные услуги должна расходоваться на покрытие расходов, связанных с организацией и предоставлением таких услуг.

Исходя из изложенного сумма заработной платы сначала должна быть включена в состав расходов при расчете калькуляции, затем поступить в составе платы за предоставленные услуги и потом должна расходоваться на оплату труда работников, которые предоставляли платные услуги.

При этом следует иметь в виду, что средства специального фонда, как и средства общего фонда бюджетных учреждений, относятся

к средствам местного бюджета, поскольку, как определено в п. 9 ст. 47 Закона Украины «О Государственном бюджете на 2010 год» от 27.04.2010 г. № 2154-VI (далее — Закон о Госбюджете на 2010 год), собственные поступления бюджетных учреждений, содержащихся за счет средств соответствующего местного бюджета, в том числе средства за пользование учреждениями банков временно свободными средствами высших и профессионально-технических учебных заведений, полученными за предоставление платных услуг и размещенными на вкладных (депозитных) счетах, относятся к доходам специальных фондов местных бюджетов.

Как указано в

ст. 1 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР, заработная плата — это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.

Поэтому следует учитывать, что

работник должен отрабатывать полностью и то время, за которое он получает заработную плату за счет средств общего фонда, и то время, за которое он получает заработную плату за счет средств специального фонда сметы.

2. Чтобы ответить на второй вопрос, сначала вспомним очередность расходования средств специального фонда сметы.

В соответствии с

п. 23 и 49 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228, средства специального фонда используются:

1) согласно направлениям использования;

2) на погашение задолженности учреждения по бюджетным обязательствам по специальному и

общему фондам;

3) на проведение мероприятий, связанных с выполнением основных функций учреждения,

не обеспеченных (или частично обеспеченных) расходами общего фонда.

Кроме того, отметим, что если объемы собственных поступлений бюджетных учреждений превышают расходы, утвержденные в смете, то согласно

ст. 65 Закона о Госбюджете на 2010 год распорядитель бюджетных средств предусматривает направление таких сверхплановых объемов в первую очередь на погашение задолженности по оплате труда, начислениям на заработную плату, стипендиям, коммунальным услугам и энергоносителям.

Если такой задолженности

нет, распорядитель бюджетных средств направляет:

— 50 % средств на мероприятия, осуществляемые за счет соответствующих поступлений;

— 50 % средств на мероприятия, которые необходимы для выполнения основных функций, но не обеспечены средствами общего фонда сметы.

В таком случае распорядитель бюджетных средств перераспределяет объемы взятых бюджетных обязательств по общему фонду для осуществления расходов по этим обязательствам из специального фонда сметы.

То есть если у учреждения есть расходы, которые должны осуществляться за счет средств общего фонда, но не могут быть обеспечены средствами этого фонда, то они в порядке определенной выше очередности

могут быть обеспечены средствами специального фонда.

Но при этом следует помнить и о

ст. 43 Закона о Госбюджете на 2010 год, которой определено, что Верховной Раде АР Крым, областным, городским, районным, поселковым, сельским советам при утверждении соответствующих бюджетов необходимо обеспечить в полном объеме потребность в ассигнованиях на оплату труда работников бюджетных учреждений в соответствии с установленными действующим законодательством условиями оплаты труда и размером минимальной заработной платы, произведение расчетов за электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, природный газ и услуги связи, потребляемые бюджетными учреждениями, не допуская никакой просроченной задолженности по указанным расходам*.

* Если по общему фонду сметы учреждения потребность в ассигнованиях на оплату коммунальных услуг и энергоносителей не обеспечена в полном объеме, то это нарушение бюджетного законодательства будет трактоваться контролирующими органами как нарушение, осуществленное главным распорядителем бюджетных средств, а не бюджетным учреждением, которое правильно рассчитало потребность в ассигнованиях на оплату коммунальных услуг и энергоносителей, но не получило их от главного распорядителя.

Поэтому в расходы специального фонда, касающиеся коммунальных услуг,

в первую очередь включаются расходы на коммунальные услуги, связанные с предоставлением платных услуг.

Однако если по каким-либо объективным причинам потребность на оплату коммунальных услуг в полном объеме по общему фонду сметы не обеспечена, что подтверждается документально, то погашение задолженности по коммунальным услугам может производиться и за счет средств специального фонда сметы, если таковые останутся после их расходования согласно установленным направлениям использования.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше