Темы статей
Выбрать темы

Готовимся к уплате единого социального взноса

Редакция ББ
Статья

ГОТОВИМСЯ К УПЛАТЕ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО ВЗНОСА

 

Для многих бухгалтеров уже не является новостью то, что с 1 января 2011 года должен вступить в силу Закон о едином социальном взносе, текст которого опубликован в сегодняшнем номере нашей газеты.

В данной статье мы обратили внимание на главные моменты, связанные с начислением и уплатой единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

Ольга ВИТКОВСКАЯ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Итак, с 2011 года Украина перейдет на систему единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — единый социальный взнос, ЕСВ). Это значит, что вместо привычной уплаты социальных взносов в четыре фонда соцстрахования

платеж будет один — в Пенсионный фонд Украины (далее — ПФУ).

Налоговое законодательство не будет регулировать порядок начисления, исчисления и уплаты ЕСВ, поскольку он

не входит в систему налогообложения (ч. 2 ст. 8 Закона о ЕСВ). Основные правовые и организационные принципы обеспечения сбора и учета, условия и порядок начисления и уплаты ЕСВ и полномочия органа, который осуществляет его сбор и ведение учета, определены Законом о ЕСВ.

Наряду с тем, что

администрирование ЕСВ (в частности, обеспечение сбора, ведение учета поступлений от его уплаты) передано ПФУ (ч. 1 ст. 12 Закона о ЕСВ), другие соцфонды не подлежат расформированию — они будут заниматься вопросами, связанными с использованием средств их фондов и проведением в связи с этим проверок страхователей.

Несмотря на то что предполагается одним взносом заменить четыре существующих, упростив тем самым порядок начисления и уплаты, подготовку и подачу отчетности, а также администрирование страховых взносов, как и в любом начинании,

пока видится больше вопросов, чем ответов. Принятие Закона о ЕСВ — это только начало. В скором времени еще предстоит освоить инструкции, порядки и другие подзаконные акты, в которых подробно будет описан порядок начисления и уплаты ЕСВ, предоставления соответствующей отчетности. Конечно, всем этим вопросам мы будем уделять внимание на страницах нашей газеты.

Заметим, что согласно

ст. 6 Закона о ЕСВ плательщик ЕСВ имеет право безвозмездно получать:

— от территориального органа ПФУ информацию, необходимую для выполнения обязанностей, возложенных на плательщика

Законом о ЕСВ;

— от ПФУ консультации и разъяснения о правах и обязанностях плательщика ЕСВ, порядка его уплаты.

В свою очередь, в обязанности ПФУ входит предоставление разъяснений по вопросам применения законодательства о сборе и учете ЕСВ, а его территориальные органы

обязаны предоставлять плательщикам ЕСВ в устной и письменной форме консультации по вопросам применения законодательства о сборе и учете ЕСВ, разъяснять их права и обязанности (ч. 2 ст. 12; п. 10 ч. 1 ст. 14 Закона о ЕСВ).

Так что при возникновении вопросов, связанных с уплатой ЕСВ, плательщик имеет полное право получить консультацию, в том числе в устной форме, в территориальном органе ПФУ по месту своей регистрации. К слову,

перерегистрация плательщиков страховых взносов и застрахованных лиц в связи со вступлением в силу Закона о ЕСВ осуществляться не будет (абз. 2 п. 3 разд. VIII «Заключительные и переходные положения» Закона о ЕСВ). Со дня вступления в силу Закона о ЕСВ плательщики страховых взносов считаются плательщиками единого социального взноса. Кто именно является плательщиками в понимании Закона о ЕСВ — рассмотрим далее.

 

ПЛАТЕЛЬЩИКИ, БАЗА, СТАВКИ

Плательщики

Плательщиками ЕСВ являются страхователи (названы в

п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона о ЕСВ) и застрахованные лица (названы в п. 2 — 14 ч. 1 ст. 4 Закона о ЕСВ). Далее в таблице на с. 42 приведен перечень страхователей и застрахованных лиц. Заметим, что данный перечень не отличается от существующего на сегодняшний день.

 

База для взимания ЕСВ

База для начисления и удержания ЕСВ указана в

ч. 1 ст. 7 Закона о ЕСВ (заметим, что она соответствует базе, установленной для взимания взносов в настоящее время). Так, единый социальный взнос начисляется на:

1)

заработную плату наемных работников, которая включает основную, дополнительную зарплату, прочие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые согласно Закону об оплате труда;

2)

вознаграждение физлицу за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовому договору;

3) оплату

первых 5 дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя;

4)

пособие по временной нетрудоспособности;

5) пособия или компенсации согласно законодательству;

6) денежное обеспечение.

Единый социальный взнос, как и прежде, необходимо будет исчислять в пределах

максимальной величины базы, которая равна 15 прожиточным минимумам для трудоспособных лиц (ч. 3 ст. 7 и п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона о ЕСВ). При этом для взноса предусмотрен и минимальный размер, исчисленный исходя из минимальной зарплаты, действующей в месяце, за который начисляют зарплату, доход (п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона о ЕСВ).

Обратите внимание: отдельный подход в начислении ЕСВ установлен для лиц, которые (

ч. 2 ст. 7 Закона о ЕСВ):

— работают в сельском хозяйстве;

— заняты на сезонных работах;

— выполняют работы (предоставляют услуги) по ГПД.

Так, в случае когда

срок выполнения работ (предоставления услуг) для вышеуказанных лиц превышает календарный месяц, ЕСВ начисляется на сумму, определяемую путем деления зарплаты (дохода), выплаченной по результатам работы, на количество месяцев, за которые она начислена.

Такой подход применяется с целью разделения дохода, с которого уплачиваются соцвзносы, для применения максимальной величины и включения соответствующих месяцев в стаж. В то же время все специалисты сходятся во мнении, что логичнее было бы говорить о делении дохода не на

«количество месяцев, за которые она начислена», а о делении его между месяцами, на которые приходится выполнение работ (предоставление услуг) пропорционально календарным дням. Как бы там ни было, это прописано в Законе о ЕСВ, а от ПФУ остается ждать разъяснений по применению вышеуказанной нормы на практике.

Указанный порядок начисления ЕСВ распространяется также на лиц, которым после увольнения
с работы начислена:

зарплата (доход) за отработанное время. Обратите внимание: на сегодняшний день соцвзносы на выплаты, которые начислены работнику после увольнения, не начисляются, поскольку он уже не состоит в трудовых отношениях с учреждением и не является застрахованным лицом;

средняя заработная плата за вынужденный прогул согласно решению суда.

Кроме того, как следует из

п. 7 ст. 7 Закона о ЕСВ, Кабином будет утвержден перечень выплат, на которые ЕСВ не начисляется.

 

Ставки ЕСВ

Размеры ставок ЕСВ применительно к базе по категориям плательщиков приведены в

ст. 8 Закона о ЕСВ. Заметим, что упрощение порядка уплаты соцвзносов позволило снизить общую ставку в части начислений только на 0,1 процентный пункт. Что касается взноса в части удержаний, то для обычных работников общий размер ЕСВ не изменился.

Начисление взноса.

Так, согласно абз. 2 п. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ для бюджетных учреждений единый взнос в части начислений устанавливается в размере 36,3 %. Можно сказать, что это сумма взносов: в ПФУ — 33,2 %; в ФБ — 1,6 %, в ФССВПТ — 1,4 %, в ФНС — 0,2 %, уменьшенная на 0,1 процентный пункт.

Кроме того, для воинских частей и органов, выплачивающих денежное обеспечение, ставка взноса в части начислений устанавливается в размер

34,7 % суммы денежного обеспечения. Такой процент получается, если суммировать ставки взносов в ПФУ — 33,2 % и в ФБ — 1,6 % и уменьшить на 0,1 процентный пункт.

Удержание взноса

. Что касается взноса в части удержаний, то для обычных работников общий размер ЕСВ, который удерживает работодатель за счет начисленного им дохода, составляет 3,6 % (фактически это сумма действующих сейчас взносов: в ПФУ — 2 %, в ФБ — 0,6 % и в ФССВПТ — 1 %).

Для плательщиков, получающих денежное обеспечение, ставка взноса установлена в размере

2,6 % денежного обеспечения (это сумма действующих сейчас взносов: в ПФУ — 2 %; в ФБ — 0,6 %).

Кроме того, для плательщиков, работающих на должностях, работа на которых засчитывается в стаж, дающий право на получение пенсии в соответствии с

законами Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XII, «О прокуратуре» от 05.11.91 г. № 1789-XII, «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов» от 23.09.97 г. № 540/97-ВР, «О научной и научно-технической деятельности» от 13.12.91 г. № 1977-XII, «О статусе народного депутата Украины» от 17.11.92 г. № 2790-XII, «О Национальном банке Украины» от 20.05.99 г. № 679-XIV, «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III, Таможенным кодексом Украины, Положением о помощнике-консультанте народного депутата Украины, утвержденным постановлением Верховной Рады Украины от 13.10.95 г. № 379/95-ВР, ставка ЕСВ устанавливается в размере 6,1 % (п. 9 ч. 7 ст. 8 Закона о ЕСВ). Заметим: сейчас для таких работников ставка в части удержаний в ПФУ установлена согласно абз. 1 п. 5 ст. 4 Закона № 400/97 в размере 1 — 5 %, а удерживается взнос дифференцированно, в зависимости от суммы заработной платы (1 % от части дохода, который не превышает 150 грн.; 2 % от части дохода в размере от 151 до 250 грн.; 3 % от части дохода в размере от 251 до 350 грн.; 4 % от части дохода в размере от 351 до 500 грн.; 5 % от части дохода, превышающего 500 грн.). С введением ЕСВ необходимость в проведении вышеуказанных исчислений отпадет, ведь сумма ЕСВ установлена в абсолютном размере (6,1 %).

Ставки ЕСВ для инвалидов.

Как и прежде, отдельная ставка в части начислений на заработную плату установлена для работников, являющихся инвалидами. Так, согласно ч. 13 ст. 8 Закона о ЕСВ ее размер составляет 8,41 %. Ставка ЕСВ в части удержаний из зарплаты инвалидов такая же, как и для остальных работников, — 3,6 %.

Ставки ЕСВ для больничных

. Размер ставки ЕСВ для больничных (оплата первых 5 дней временной нетрудоспособности и пособие по временной нетрудоспособности, выплачиваемое за счет средств ФССВПТ), отличается от общей, что, в общем-то, логично — ведь на данную выплату начисляются и с нее удерживаются только взносы в ПФУ. Размер взноса остался на прежнем уровне и составляет 33,2 % в части начислений (абз. 2 ч. 6 ст. 8 Закона о ЕСВ) и 2 % в части удержаний (ч. 12 ст. 8 Закона о ЕСВ).

В то же время не можем не отметить, что в определении базы для начисления и удержания взносов с суммы больничных в

Законе о ЕСВ есть некоторые моменты, которые вызывают вопросы.

Во-первых

, в качестве базы для удержания взноса определено только пособие по временной нетрудоспособности (ч. 12 ст. 8 Закона о ЕСВ). По устным разъяснениям специалистов ПФУ, удерживать взнос необходимо будет со всей суммы больничных (в том числе и с оплаты первых 5 дней временной нетрудоспособности за счет работодателя).

Во-вторых

, не совсем ясно, какую ставку в части удержаний применять для сумм больничных, выплачиваемых лицам, определенным п. 9 ч. 7 ст. 8 Закона о ЕСВ (в частности, госслужащим). Так, согласно указанному пункту для них установлена специальная ставка в размере 6,1 % от базы определенной п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона о ЕСВ, в которую включается и оплата за дни болезни. Вместе с тем ч. 12 ст. 8 Закона о ЕСВ, которой определена ставка в части удержаний для больничных в размере 2 %, не устанавливает исключение для таких работников.

По устным консультациям специалистов ПФУ, к больничным, выплачиваемым лицам, определенным

п. 9 ч. 7 ст. 8 Закона о ЕСВ (в частности, госслужащим), необходимо применять ставку в части удержаний в размере 2 %, поскольку Законом о ЕСВ для таких выплат установлена отдельная ставка.

В-третьих

, практически аналогичная ситуация прослеживается со ставкой в части начислений для сумм больничных, выплачиваемых работникам-инвалидам. Так, для таких работников установлена пониженная ставка в размере 8,41 % от базы, определенной п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона о ЕСВ, в которую включается и оплата за дни болезни. Вместе с тем абз. 2 ч. 6 ст. 8 Закона о ЕСВ, которым определена ставка в части начислений для больничных, не устанавливает исключений для работников-инвалидов.

По устным консультациям специалистов ПФУ, к больничным, выплачиваемым работникам-инвалидам, необходимо применять ставку в части начислений в

размере 33,2 %, поскольку Законом о ЕСВ для таких выплат установлена отдельная ставка.

Ставка ЕСВ для ГПД. Отдельные ставки предусмотрел законодатель для вознаграждений, выплачиваемых по гражданско-правовыми договорами (далее — ГПД). Так, при начислении такого дохода работодатель должен применить ставку в части начислений в размере 34,7 %, а в части удержаний — 2,6 %.

В то же время обратим внимание на такой момент. Согласно

п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона о ЕСВ работодатель не должен начислять ЕСВ с вознаграждения по ГПД только в том случае, если он заключен «с физическим лицом — предпринимателем, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) отвечают видам деятельности, указанным в свидетельстве о государственной регистрации его как предпринимателя».

Однако в

действующей в настоящее время форме свидетельства о госрегистрации не предусмотрено внесение данных о видах деятельности физлиц-предпринимателей.

 

ПЛАТЕЛЬЩИКИ, БАЗА И СТАВКИ ЕСВ

Страхователи

Застрахованные лица

База

Ставки

начисление

удержание

1

2

3

4

5

Предприятия, учреждения и организации, другие юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины, независимо от формы собственности, вида деятельности и ведения хозяйства, в том числе филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения юридических лиц, которые имеют отдельный баланс и самостоятельно ведут расчеты с застрахованными лицами, используют труд других лиц на условиях трудового договора или на других условиях, предусмотренных законодательством, а также по ГПД (абз. 2 п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона о ЕСВ)

Работники — граждане Украины, иностранцы (если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых дано ВРУ) и лица без гражданства, работающие на условиях трудового договора (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона о ЕСВ)

Сумма начисленной зарплаты наемных работников, которая включает основную, дополнительную зарплату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые согласно Закону об оплате труда (п. 1 ч. 1 ст. 7)

36,3 % (абз. 3 ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ).
8,41 % — для работников-инвалидов
(ч. 13 ст. 8 Закона о ЕСВ)

3,6 % (абз. 1 ч. 7 ст. 8 Закона о ЕСВ).
6,1 % — для лиц, указанных в п. 9 ч. 7 ст. 8 Закона о ЕСВ*

Лица, работающие на выборных должностях в органах государственной власти, органах местного самоуправления, объединениях граждан и получающие зарплату (вознаграждение) за работу на такой должности (п. 7 ч. 1 ст. 4 Закона о ЕСВ)

Работники военизированных формирований, горноспасательных частей независимо от подчинения, а также личный состав аварийно-спасательной службы, созданной в соответствии с законодательством на постоянной основе (п. 8 ч. 1 ст. 4 Закона о ЕСВ)

Физлица, выполняющие работы (предоставляющие услуги) по ГПД (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона о ЕСВ)

Вознаграждение физлицу за выполнение работ (предоставление услуг) по ГПД (ч. 1 ст. 7 Закона о ЕСВ)

34,7 % (абз. 5 ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ)

2,6 % (ч. 8 ст. 8 Закона о ЕСВ)

Дипломатические представительства и консульские учреждения Украины, филиалы, представительства, другие обособленные подразделения предприятий, учреждений и организаций (в том числе международные), созданные в соответствии с законодательством Украины, которые имеют отдельный баланс и самостоятельно осуществляют расчеты с застрахованными лицами (абз. 5 п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона о ЕСВ)

Граждане Украины, которые работают на условиях трудового договора у этих страхователей (если иное не предусмотрено международными договорами, согласие на обязательность которых дано ВРУ) (абз. 1 п. 6 ч. 1 ст. 4 Закона о ЕСВ)

Сумма начисленной зарплаты наемных работников, которая включает основную, дополнительную зарплату, прочие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые согласно Закону об оплате труда (п. 1 ч. 1 ст. 7)

36,3 % (абз. 3 ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ).
8,41 % — для работников-инвалидов
(ч. 13 ст. 8 Закона о ЕСВ)

3,6 % (абз. 1 ч. 7 ст. 8 Закона о ЕСВ).
6,1 % — для лиц, указанных в п. 9 ч. 7 ст. 8 Закона о ЕСВ*

Дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, филиалы, представительства и другие обособленные подразделения иностранных предприятий, учреждений и организаций (в том числе международные), расположенные на территории Украины (абз. 6 п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона о ЕСВ)

Граждане Украины и лица без гражданства, которые работают на условиях трудового договора у этих страхователей (абз. 2 п. 6 ч. 1 ст. 4)

Сумма начисленной зарплаты наемных работников, которая включает основную, дополнительную зарплату, прочие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, определяемые согласно Закону об оплате труда (п. 1 ч. 1 ст. 7)

36,3 % (абз. 3 ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ).
8,41 % — для работников-инвалидов
(ч. 13 ст. 8 Закона о ЕСВ)

3,6 % (абз. 1 ч. 7 ст. 8 Закона о ЕСВ)
6,1 % — для лиц, указанных в п. 9 ч. 7 ст. 8 Закона о ЕСВ*

Учреждения и организации, которые используют наемный труд, воинские части, которые выплачивают денежное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности (абз. 7 п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона о ЕСВ)

Военнослужащие (кроме военнослужащих срочной службы), лица рядового и начальствующего состава (п. 9 ч. 1 ст. 4 Закона о ЕСВ)

Сумма денежного обеспечения, выплачиваемая воинскими частями (абз. 2 п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона о ЕСВ)

34,7 % (абз. 1 ч. 6 ст. 8 Закона о ЕСВ)

2,6 % (ч. 8 ст. 8 Закона о ЕСВ)

Лица, получающие пособие по временной нетрудоспособности (п. 11 ч. 1 ст. 4 Закона о ЕСВ)

Сумма пособия по временной нетрудоспособности и оплата первых
5 дней временной нетрудоспособности (абз. 2 п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона о ЕСВ)

33,2 % (абз. 2 ч. 6 ст. 8 Закона о ЕСВ)

2 % (ч. 12 ст. 8 Закона о ЕСВ)

*

Кроме того, ставку 6,1 % удерживают с доходов плательщиков, работающих на должностях, работа на которых засчитывается в стаж, дающий право на получение пенсии в соответствии с законами Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. 3723-XII, «О прокуратуре» от 05.11.91 г. 1789-XII, «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов» от 23.09.97 г. 540/97-ВР, «О научной и научно-технической деятельности» от 13.12.91 г. № 1977-XII, «О статусе народного депутата Украины» от 17.11.92 г. № 2790-XII, «О Национальном банке Украины» от 20.05.99 г. 679-XIV, «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III, Таможенным кодексом Украины, Положением о помощнике-консультанте народного депутата Украины, утвержденным постановлением Верховной Рады Украины от 13.10.95 г. № 379/95-ВР.

 

ПОСОБИЯ ОТ ФССВПТ: НОВЫЙ ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ

Как и прежде, начислять и выплачивать пособия по временной потере трудоспособности, по беременности и родам, помощь на погребение за счет средств ФССВПТ, будут работодатели. Изменения состоят в другом.

На сегодняшний день расходы на выплату больничных осуществляются за счет взносов, как начисленных на фонд оплаты труда, так и удержанных из заработной платы работников.

Новый порядок предполагает, что финансировать работодателей для предоставления материального обеспечения будут исполнительные дирекции ФССВПТ. Суммы пособий будут перечисляться на счета работодателей. Для этих целей бюджетные учреждения должны открыть отдельные счета для зачисления страховых средств в соответствующем органе Госказначейства.

Основанием для получения финансирования от ФССВПТ будет

заявление-расчет, содержащее информацию о начисленном застрахованным лицам материальном обеспечении по его видам. Финансирование работодателей осуществляется в течение 10 дней после поступления такого заявления.

Указанные средства должны быть использованы

исключительно для предоставления материального обеспечения и социальных услуг застрахованным лицам. Об использовании таких средств работодатели должны будут подавать сведения в порядке, установленном ФССВПТ.

В

Законе о ЕСВ порядок финансирования прописан лишь в общем виде, детально же он будет изложен в документе, утвержденном ФССВПТ.

Пока можно лишь констатировать, что новый порядок значительно облегчит жизнь бюджетным учреждениям, устранив вечную проблему, когда на выплату начисленных за счет средств ФССВПТ пособий у учреждений не хватает средств по КЭКР 1120.

 

ОСОБЕННОСТИ УПЛАТЫ ЕСВ

Правила уплаты ЕСВ приведены в

ст. 9 Закона о ЕСВ. Вот основные из них:

1. ЕСВ уплачивается в безналичной форме

на счета, специально открытые ПФУ в органах Госказначейства. Таким образом, с 2011 года ПФУ будут открыты новые счета, о которых должны быть уведомлены плательщики взноса.

2.

Днем уплаты является день, когда ЕСВ списан со счета плательщика, независимо от срока зачисления средств на счет ПФУ (ч. 10 ст. 9 Закона о ЕСВ).

3.

В первую очередь должны выполняться обязательства по уплате ЕСВ, кроме обязательств по зарплате (доходу), в том числе и перед обязательствами по налогам (ч. 12 ст. 9 Закона о ЕСВ).

4. Плательщики ЕСВ

обязаны уплачивать ЕСВ не позднее 20 числа месяца, следующего за базовым отчетным периодом (абз. 1 ч. 8 ст. 9 Закона о ЕСВ).

При этом

базовым периодом для ЕСВ является календарный месяц (абз. 3 ч. 8 ст. 9 Закона о ЕСВ).

Работодатели

обязаны уплачивать ЕСВ во время каждой выплаты зарплаты (дохода), на которые начислен ЕСВ (в том числе на авансовые платежи), одновременно с выдачей таких сумм (абз. 2 ч. 8 ст. 9 Закона о ЕСВ). Исключением являются случаи:

— если платеж уже уплачен не позднее 20 числа месяца согласно

абз. 1 ч. 8 ст. 9 Закона о ЕСВ;

— если есть переплата по ЕСВ, которая превышает или равна сумме ЕСВ, согласно сверке с ПФУ.

Средства перечисляют

одновременно с получением (перечислением) средств на оплату труда (выплату дохода, денежного обеспечения), в том числе в безналичной или натуральной форме. При этом фактическим получением (перечислением) средств на оплату труда (выплату дохода, денежного обеспечения) считается (абз. 2 ч. 8 ст. 9 Закона о ЕСВ):

— получение средств наличными;

— зачисление на счет получателя;

— перечисление по поручению получателя на любые цели;

— получение товаров (услуг) или любых других материальных ценностей в счет таких выплат;

— фактическое осуществление с таких выплат отчислений согласно законодательству или исполнительным документам или любых других отчислений.

5.

Ошибочно уплаченный ЕСВ (ч. 13 ст. 9 Закона о ЕСВ) засчитывают в счет будущих платежей по ЕСВ или возвращают плательщику в порядке и сроки, определенные ПФУ (будет разработан специальный порядок).

Таким образом, как и в отношении уплачиваемого сейчас взноса в ПФУ, для ЕСВ предусмотрена обязательная его уплата в случае несвоевременной выплаты начисленного дохода. Так, если предприятие не выплатит зарплату 20 числа следующего за базовым месяца, то ЕСВ все равно надо уплатить в этот срок, несмотря на то что сама зарплата будет выплачена позже.

Уплаченный ЕСВ будет распределяться по видам социального страхования (в бюджет ПФУ, ФНС, ФССВПТ и ФБ) пропорционально суммам ЕСВ в процентах. Для бюджетных учреждений порядок распределения определен

ч. 16 ст. 8 Закона о ЕСВ.

 

ОТЧЕТНОСТЬ

Поскольку

Закон о ЕСВ определяет организационные принципы обеспечения сбора и учета ЕСВ, вопросам предоставления соответствующей отчетности в нем уделено не много внимания, а только установлена обязанность плательщиков ЕСВ предоставлять соответствующую отчетность. В частности:

— плательщики ЕСВ обязаны подавать отчетность в территориальный орган ПФУ в сроки, в порядке и по форме,

установленным ПФУ по согласованию с соответствующими фондами соцстрахования и Госкомстатом (п. 4 ч. 2. ст. 6 Закона о ЕСВ);

— работодатели обязаны подавать в ПФУ персонифицированные сведения о заработной плате застрахованных лиц, на которую начислены и с которой уплачены ЕСВ, и другие сведения

(ч. 2 ст. 20 Закона о ЕСВ);

до введения предоставления в ПФУ персонифицированных сведений о заработной плате застрахованных лиц работодатели обязаны подавать в территориальные органы ПФУ персонифицированные сведения о застрахованных лицах, с которыми произошел несчастный случай на производстве или наступило профессиональное заболевание, а также о лицах, уволенных с работы за период после предоставления последнего отчета по персонифицированному учету, в порядке, установленном ПФУ по согласованию с Минтруда (п. 5 разд. VIII «Заключительные и переходные положения» Закона о ЕСВ).

Таким образом, в скором времени должны появиться форма и порядок заполнения отчетности по ЕСВ, разработанные ПФУ. Пока можно лишь предположить, что поскольку разрабатывать такую отчетность будет ПФУ, она будет похожа на отчет, предоставляемый на сегодняшний день в ПФУ. По крайней мере, в настоящее время на сайте ПФУ размещен проект формы отчета для работодателей, которая действительно очень схожа с этим отчетом.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Согласно

п. 2 ст. 13 Закона о ЕСВ ПФУ и его территориальные органы проводят плановые (не чаще одного раза в календарный год), а также внеплановые (в случаях, предусмотренных законом) проверки начисления и уплаты ЕСВ. Соответственно штрафовать за неуплату, неполную уплату, а также неподачу отчетности будет именно этот Фонд. Заметим, что сам порядок проведения проверок еще должен быть утвержден Кабмином (п. 2 ст. 13 Закона о ЕСВ), но размеры штрафных санкций уже установлены ст. 25 Закона о ЕСВ (см. табл. далее). Виды и размеры штрафных санкций, которые будут применяться плательщикам ЕСВ, также не претерпели значительных изменений.

Кроме того, за нарушения законодательства о сборе и учете ЕСВ должностные лица организаций — плательщиков ЕСВ будут привлекаться к административной ответственности.

Проверке будет подлежать и правильность расходования страховых средств, полученных от фондов соцстрахования (на выплату пособий по временной нетрудоспособности и пособий от несчастного случая на производстве). Такие проверки будут проводить соответствующие фонды (ФССВПТ и ФНС).

За уклонение от уплаты ЕСВ предусмотрена также уголовная ответственность.

Далее в таблице на с. 45 приведены виды ответственности, а также размер штрафа (санкций).

 

Вид нарушения

Размер штрафа (санкции)

1

2

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ К ПЛАТЕЛЬЩИКУ ЕСВ

Уклонение от постановки на учет или несвоевременное предоставление заявления о постановке на учет плательщиками ЕСВ, на которых не распространяется действие Закона № 755 (п. 1 ч. 11 ст. 25)

170 грн.

Неуплата (неперечисление) или несвоевременная уплата (несвоевременное перечисление) ЕСВ (п. 2 ч. 11 ст. 25)

10 % своевременно не уплаченных сумм

Доначисление территориальным органом ПФУ или плательщиком своевременно не начисленного ЕСВ (п. 3 ч. 11 ст. 25)

5 % такой суммы за каждый полный или неполный базовый отчетный период, за который доначислена эта сумма, но не более 50 % суммы доначисленного ЕСВ

Неподача, несвоевременное предоставление, предоставление не по установленной форме отчетности, предусмотренной Законом о ЕСВ (п. 4 ч. 11 ст. 25)

170 грн.

Ненадлежащее ведение бухгалтерской документации, на основании которой начисляется ЕСВ (п. 5 ч. 11 ст. 25)

От 136 до 255 грн.

Неуплата, неполная уплата или несвоевременная уплата суммы ЕСВ одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется ЕСВ (авансовые платежи) (п. 6 ч. 11 ст. 25)

10 % своевременно не уплаченных сумм

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФССВПТ

Нарушение порядка использования страховых средств ФССВПТ (ч. 1 ст. 30 Закона № 2240)

Возмещение ФССВПТ в полном объеме неправомерно потраченной суммы страховых средств и/или стоимости предоставленных социальных услуг

Штраф в размере 50 % такой суммы

Несвоевременный возврат или возврат не в полном объеме страховых средств, полученных в соответствии с ч. 1 ст. 21 и ст. 22 Закона № 2240 (ч. 1 ст. 30 Закона № 2240)

Штраф в размере 10 % несвоевременно возвращенных или возвращенных не в полном объеме страховых средств

Пеня в размере 0,1 % таких сумм за каждый день просрочки платежа

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФБ

Нарушение порядка использования работодателем средств ФБ (ч. 2 ст. 38 Закона № 1533)

Штраф в размере предоставленной ФБ использованной с нарушением суммы

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Ст. 1651 КоАП (ПФУ; субъект ответственности — должностные лица предприятий, учреждений, организаций):

нарушение порядка начисления, исчисления и сроков уплаты ЕСВ, страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование;
— неподача, несвоевременное предоставление, предоставление не по установленной форме отчетности по ЕСВ, страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование;
— предоставление недостоверных сведений, которые используются в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования, другой отчетности и сведений, предусмотренных Законом о ЕСВ и Законом № 1058;
— нарушение установленного порядка использования и осуществления операций со средствами ПФУ и Накопительного фонда

От 340 до 510 грн. (за повторное в течение года — от 510 до 680 грн.)

неуплата или несвоевременная уплата страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, в том числе авансовых платежей, в сумме, не превышающей 300 нмдг (в 2010 году — 130350 грн.*)

От 425 до 850 грн. (за повторное в течение года — от 1700 до 5100 грн.)

неуплата или несвоевременная уплата страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, в том числе авансовых платежей, в сумме более 300 нмдг (в 2010 году — 130350 грн.*)

От 850 до 1700 грн. (за повторное в течение года — от 1700 до 5100 грн.)

Ст. 1653 КоАП (ФБ; субъект ответственности — должностные лица, учреждений, организаций, использующие наемный труд):

нарушение порядка использования средств общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы;
несвоевременный или неполный их возврат;
— несвоевременное предоставление или неподача определенных Законом № 1533 сведений, предоставление недостоверных сведений об использовании средств общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы

От 136 до 255 грн. (за повторное в течение года — от 170 до 340 грн.)

Ст. 1654 КоАП (ФНС; субъект ответственности — должностные лица предприятий, учреждений, организаций, использующие наемный труд):

нарушение порядка использования средств общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, вызвавших потерю трудоспособности;
несвоевременный или неполный их возврат;
— несвоевременное предоставление или неподача установленной отчетности;
— предоставление недостоверной отчетности о страховых средствах;
— несвоевременное информирование ФНС о годовом фактическом объеме реализованной продукции (работ, услуг), несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, произошедших на предприятии, об изменениях технологии работ или вида деятельности предприятия

От 136 до 255 грн. (за повторное в течение года — от 170 до 340 грн.)

Ст. 1655 КоАП (ФССВПТ; субъект ответственности — должностные лица, учреждений, организаций, использующие наемный труд):

— нарушение порядка использования средств общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением;
несвоевременный или неполный их возврат;
— несвоевременное предоставление или неподача установленной отчетности;
— предоставление недостоверной отчетности об использовании страховых средств

От 136 до 255 грн. (за повторное в течение года — от 170 до 340 грн.)

Ст. 18823 КоАП (субъект ответственности — должностные лица предприятий, учреждений, организаций):

— совершение действий, препятствующих уполномоченным лицам ПФУ в проведении проверок, связанных с начислением, исчислением и уплатой ЕСВ;
— совершение действий, препятствующих уполномоченным лицам ПФУ, ФБ, ФНС, ФССВПТ в проведении проверок использования страховых средств в предусмотренных законом случаях

От 136 до 255 грн. (за повторное в течение года — от 170 до 340 грн.)

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Преднамеренное уклонение от уплаты ЕСВ или страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, совершенное служебным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, или любым другим лицом, которое обязано его уплачивать, если такое деяние привело к фактическому непоступлению в фонды общеобязательного государственного социального страхования средств в значительных размерах (от 1000 нмдг, в 2010 г. — от 434, 5 тыс. грн.)
(ч. 1 ст. 2121 УКУ)

От 5100 до 8500 грн. или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет**

Действия, указанные в ч. 1 ст. 2121 УКУ (см. выше), совершенные по предварительному сговору группой лиц или если они привели к фактическому непоступлению в фонды общеобязательного государственного социального страхования средств в крупных размерах (от 3000 нмдг, в 2010 г. — от 1303,5 тыс. грн.) (ч. 2 ст. 2121 УКУ)

От 8500 до 34000 грн., или исправительные работы до 2 лет, или ограничение свободы до 5 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет**

Действия, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 2121 УКУ (см. выше), совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты ЕСВ или страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, или если они привели к фактическому непоступлению в фонды общеобязательного государственного социального страхования средств в особо крупных размерах

(от 5000 нмдг, в 2010 г. — от 2172,5 тыс. грн.) (ч. 3 ст. 2121 УКУ)

Лишение свободы от 5 до 10 лет
с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет с конфискацией имущества

* При квалификации нарушений размер необлагаемого минимума доходов граждан принимают равным размеру налоговой социальной льготы (п. 22.5 Закона № 889).
** Лицо, которое впервые совершило деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 2121 УКУ, освобождается от уголовной ответственности, если до привлечения к уголовной ответственности оно уплатило ЕСВ или страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование, а также возместило ущерб, причиненный фондам общеобязательного государственного социального страхования их несвоевременной уплатой (штрафные санкции, пеня)
(ч. 4 ст. 2121 УКУ).

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

КоАП

— Кодекс об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

УКУ

— Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

Закон о ЕСВ

— Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Закон об оплате труда —

Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Закон № 400/97 —

Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. № 400/97-ВР.

Закон № 2240

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III.

Закон № 1533

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III.

Закон № 1058

— Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV.

Закон № 755

Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Закон № 889

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше