Темы статей
Выбрать темы

Предоставление финансовой поддержки предприятиям из местных бюджетов

Редакция ББ
Ответы на вопросы

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЯМ ИЗ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Игорь ОМЕЛЬЧЕНКО, заместитель начальника КРУ в Харьковской области

 

В ходе проведения государственных финансовых аудитов исполнения местных бюджетов установлены неединичные случаи, когда исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов в соответствии с решением совета предоставляют финансовую поддержку предприятиям, находящимся в коммунальной собственности соответствующих территориальных громад. При этом финансовая поддержка предоставляется по коду 1310 «Субсидии и текущие трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)». Финансовая поддержка из государственного бюджета предоставляется согласно постановлениям КМУ, в которых указываются цели направления средств, условия их распределения и т. п. Таким образом, механизм предоставления финансовой помощи из государственного бюджета достаточно прозрачен и обеспечивает возможность проведения финансового контроля на предмет их целевого и эффективного использования.

А вот финансовая поддержка из сельских, поселковых, городских бюджетов предоставляется по решению совета без принятия какой-либо программы на местном уровне, и, как свидетельствует практика, после получения поддержки финансовое состояние предприятий не улучшается. Бюджетные средства зачисляются на расчетный счет субъекта хозяйствования и используются на финансово-хозяйственную деятельность предприятия (выплату заработной платы, осуществление налоговых платежей и обязательных сборов и т. п.). В связи с этим просим ответить на следующие вопросы:

1. Какими факторами регулируется предоставление финансовой помощи из сельских, поселковых, городских бюджетов предприятиям, находящимся в коммунальной собственности соответствующих территориальных громад?

2. Не противоречит ли предоставление сельскими, поселковыми и городскими советами финансовой помощи предприятиям на указанных выше условиях нормам действующего бюджетного законодательства?

3. Каким образом оценить уровень эффективности (неэффективности) целевого использования этих средств?

(г. Харьков)

 

Для успешного проведения санации или реструктуризации предприятий в определенных случаях может быть принято решение о предоставлении государственной финансовой поддержки.

Так, в соответствии с

п. 2 ст. 12 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV (далее — ХКУ) основными средствами регулирующего влияния государства на деятельность субъектов хозяйствования являются:

— государственный заказ;

— лицензирование, патентование и квотирование;

— сертификация и стандартизация;

— применение нормативов и лимитов;

— регулирование цен и тарифов;

— предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот;

предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий.

Условия, объемы, сферы и порядок применения отдельных видов средств государственного регулирования хозяйственной деятельности определяются

ХКУ, другими законодательными актами, а также программами экономического и социального развития. Установление и отмена льгот и преимуществ в хозяйственной деятельности отдельных категорий субъектов хозяйствования осуществляются в соответствии с ХКУ и другими законами.

Финансовая поддержка ориентируется прежде всего на предприятия, которые способны ее использовать с максимальной отдачей и обеспечить увеличение производства продукции, что положительно повлияет на доходную часть бюджета.

Также финансовая поддержка может предоставляться с целью ограничения конкуренции.

Так, согласно

п. 1 ст. 26 ХКУ решения или действия органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые направлены на ограничение конкуренции или результатом которых могут быть такие ограничения, признаются обоснованными в случаях:

— предоставления помощи социального характера отдельным субъектам хозяйствования при условии, что она предоставляется без дискриминации других субъектов хозяйствования;

— предоставления помощи за счет государственных ресурсов с целью возмещения убытков, нанесенных стихийным бедствием или другими чрезвычайными событиями, на определенных рынках товаров или услуг, перечень которых устанавливается законодательством;

— предоставления помощи, в том числе создания льготных экономических условий отдельным регионам с целью компенсации социально-экономических потерь, вызванных тяжелой экологической ситуацией;

— осуществления государственного регулирования, связанного с реализацией проектов общенационального значения.

Для того чтобы понять, можно ли производить расходы на финансовую поддержку предприятий из соответствующих бюджетов, следует обратиться к

Бюджетному кодексу Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ), ведь именно он определяет перечень расходов, которые могут производиться из государственного и местных бюджетов.

В соответствии с

п. 13 ст. 87 БКУ из государственного бюджета могут осуществляться расходы на государственные программы поддержки регионального развития и приоритетных отраслей экономики.

Что касается местных бюджетов, то конкретные расходы на осуществление программ поддержки регионального развития и приоритетных отраслей экономики не определены. Единственное, что может иметь отношение к расходам на цели, интересующие корреспондентов в вопросе, — это расходы на другие программы, связанные с выполнением собственных полномочий, утвержденные ВР АР Крым, соответствующим местным советом согласно закону, осуществление которых предусмотрено

п. 21 ст. 91 БКУ.

Но, как видим, в любом случае такие расходы осуществляются

только на выполнение соответствующих программ.

Отметим, что в 2006 году была разработана и утверждена

Государственная стратегия регионального развития на период до 2015 года, утвержденная постановлением КМУ от 21.07.2006 г. № 1001 (далее — Государственная стратегия), которой на Министерство регионального развития и строительства была возложена задача по координации в рамках его полномочий деятельности центральных и местных органов исполнительной власти по разработке и выполнению планов мероприятий по реализации стратегии.

Как определенно в

разд. 3 Государственной стратегии, объем финансирования мероприятий, направленных на выполнение соглашений по региональному развитию и программ преодоления состояния депрессивности территорий, ежегодно предусматривается в проектах государственного и местных бюджетов по соответствующим программам. Министерства, другие центральные и местные органы исполнительной власти, участвующие в реализации стратегии, ежегодно предусматривают соответствующие средства по своим бюджетным программам. Это еще раз подтверждает наше утверждение, содержащееся выше в тексте.

Источниками финансирования мероприятий по реализации стратегии за счет местного бюджета являются доходы местных бюджетов, которые не учитываются при определении межбюджетных трансфертов.

К категориям

субсидий и трансфертов относятся все бесплатные государственные платежи, которые не подлежат возврату и предусматриваются только на текущие цели получателя бюджетных средств.

Так, в соответствии с

Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Госказначейства от 25.11.2008 г. № 495, субсидии — это все неоплатные текущие выплаты предприятиям, не предусматривающие компенсации в виде специально обусловленных выплат или товаров и услуг в обмен на произведенные платежи, а также расходы, связанные с возмещением убытков государственных предприятий.

Что касается

дотаций, то в ст. 16 ХКУ определены следующие направления их использования:

— на поддержку производства жизненно важных продуктов питания;

— на производство жизненно важных лекарственных препаратов и средств реабилитации инвалидов;

— на импортные закупки отдельных товаров;

— на услуги транспорта, обеспечивающие социально важные перевозки;

— также субъектам хозяйствования, оказавшимся в критической социально-экономической или экологической ситуации, с целью финансирования капитальных вложений на уровне, необходимом для поддержания их деятельности, на цели технического развития, дающие значительный экономический эффект, а также в других случаях, предусмотренных законом.

Как отмечалось выше, предоставление финансовой поддержки должно осуществляться в рамках выполнения соответствующих бюджетных программ.

Согласно

п. 6 ст. 20 БКУ участники бюджетных программ осуществляют оценку их эффективности на всех стадиях бюджетного процесса. Такая оценка предусматривает мониторинг, анализ и контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

Оценка эффективности бюджетных программ осуществляется на основании анализа результативных показателей бюджетных программ, а также другой информации, содержащейся в бюджетных запросах, сметах, паспортах бюджетных программ, отчетах об исполнении смет и отчетах о выполнении паспортов бюджетных программ.

Для оценки эффективности бюджетной программы используются результативные показатели бюджетной программы.

Общие требования к определению результативных показателей бюджетной программы утверждены приказом Министерства финансов Украины от 10.12.2010 г. № 1536.

Непроведение участниками бюджетных программ оценки их эффективности является нарушением указанной нормы БКУ.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше