Темы статей
Выбрать темы

О применении законодательства в сфере государственных закупок

Редакция ББ
Разъяснение

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

О ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Разъяснение от 07.07.2011 г.

 

Минэкономики на многочисленные обращения субъектов сферы государственных закупок по вопросу применения законодательства о государственных закупках с учетом предложений, предоставленных Счетной палатой Украины, Министерством внутренних дел Украины, Национальным банком Украины, Главным контрольно-ревизионным управлением Украины, Государственным комитетом статистики Украины, сообщает.

Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» (с изменениями) (далее — Закон) устанавливает правовые и экономические принципы осуществления закупок товаров, работ и услуг за государственные средства.

 

О возмещении заказчиком-арендатором коммунальных расходов без применения требований Закона

Согласно пункту 3 части первой статьи 1 Закона государственная закупка (далее — закупка)

приобретение заказчиком товаров, работ и услуг за государственные средства в порядке, установленном данным Законом.

В то же время в соответствии с пунктом 5 части первой статьи 1 Закона договор о закупке — это договор, заключаемый между заказчиком и участником по результатам процедуры закупки и предусматривающий предоставление услуг, выполнение работ или приобретение права собственности на товары за государственные средства.

Если расходы государственных средств осуществляются именно как возмещение (компенсация) коммунальных расходов арендодателю, не используются для приобретения товаров, работ или услуг и не предусматривают заключения договора о закупке, то такие расходы не являются закупкой в понимании Закона.

 

О возможности заключения долгосрочных договоров (со сроком действия более одного года) при закупке работ

Согласно Порядку определения предмета закупки, утвержденному приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 921 «Об утверждении Порядка определения предмета закупки», определение предмета закупки работ осуществляется заказчиком в соответствии с пунктом 26 части первой статьи 1 Закона по объектам строительства и с учетом Правил определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000 (далее — Правила), а также Ведомственных строительных норм ВБН Г.1-218-182:2006 «Классификация работ по ремонтам автомобильных дорог общего пользования».

В то же время объектом строительства является каждое отдельное здание (производственный корпус или цех, склад, жилой дом и т. п.) или сооружение (мост, тоннель, платформа, дорога и т. п.) со всем обустройством (галереями, эстакадами и т. п.), монтаж оборудования, мебели, инвентаря, подсобных и вспомогательных устройств, которые неотъемлемы от него, а также при необходимости с прилегающими к нему инженерными сетями. На строительство объекта должен быть составлен отдельный проект и смета или сметный расчет (объектная смета или объектный сметный расчет).

При составлении сметы или сметного расчета на объект строительства (объектная смета или объектный сметный расчет) следует учитывать, что согласно Правилам объектные сметы объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных смет, а объектные сметные расчеты объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных сметных расчетов и локальных смет и подлежат уточнению (подпункты 2.2.3 и 2.2.4 пункта 2.2 раздела 2 Правил).

Таким образом, согласно Правилам и Закону предмет закупки работ определяется по объектам строительства и на каждый из таких объектов строительства составляется отдельная объектная смета или объектный сметный расчет. На отдельные виды работ составляются локальные сметы или локальные сметные расчеты, данные из которых объединяются при составлении объектных смет или объектных сметных расчетов (подпункты 2.2.1 и 2.2.2 пункта 2.2 раздела 2 Правил).

При этом следует отметить, что в соответствии с частью второй статьи 4 Закона заказчик не имеет права делить предмет закупки на части с целью избежания проведения процедуры открытых торгов или применения данного Закона.

В то же время в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 2 Бюджетного кодекса Украины бюджетное обязательство — любое осуществленное в соответствии с бюджетным ассигнованием размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, согласно которым необходимо осуществить платежи в течение этого же периода или в будущем.

Учитывая изложенное, заказчики при закупке работ за государственные средства исходят из данных отдельного проекта по объекту или объектного сметного расчета и осуществляют процедуру закупки на ожидаемую стоимость по объекту в целом путем применения одной из процедур, предусмотренных статьей 12 Закона, в случае если стоимость работ равна или превышает 300 тысяч гривень.

 

О предоставлении субъектами малого предпринимательства и представителями иностранных субъектов хозяйственной деятельности в подтверждение квалификационных критериев, определенных статьей 16 Закона, финансовой отчетности в составе предложений конкурсных торгов

В соответствии с частью первой статьи 16 Закона заказчик требует от участников или участников предварительной квалификации представления ими документально подтвержденной информации об их соответствии квалификационным критериям.

Согласно части второй статьи 16 Закона для участия в процедурах закупок участники должны обладать квалификационными данными, соответствующими критериям, в частности наличие финансовой возможности (баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств и т. п.).

При этом перечень квалификационных критериев, определенных статьей 16 Закона, является обязательным, а перечень документов, подтверждающих информацию участников о соответствии их таким критериям, определяется заказчиком самостоятельно с учетом принципов, установленных статьей 5 Закона.

В соответствии с частью четвертой статьи 16 Закона документы, не предусмотренные законодательством для участников или участников предварительной квалификации — физических лиц, в том числе физических лиц — предпринимателей, не подаются ими в составе предложения конкурсных торгов или квалификационного предложения и не требуются при проведении переговоров с участником (в случае применения процедуры закупки у одного участника).

Следует отметить, что в соответствии с частью третьей статьи 11 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» для субъектов малого предпринимательства и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности национальными положениями (стандартами) устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах.

Учитывая указанное и в связи с тем, что другим законодательным актом Украины определено, что для субъектов малого предпринимательства и представителей иностранных субъектов хозяйственной деятельности национальными положениями (стандартами) устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах, заказчик не отклоняет предложение конкурсных торгов, в случае если участник процедуры закупки предоставил заказчику подтверждение со ссылкой на нормы соответствующих законодательных актов Украины о том, что их финансовая отчетность не содержит отчета о движении денежных средств. При этом это должно быть предусмотрено условиями документации конкурсных торгов.

 

О согласованном уменьшении сторонами договора цены договора о закупке в связи со вступлением в силу Налогового кодекса Украины с 01.01.2011 г., в случае если товары, работы и услуги не являются объектами налогообложения

Согласно части первой статьи 40 Закона договор о закупке заключается в письменной форме в соответствии с положениями Гражданского кодекса Украины и Хозяйственного кодекса Украины с учетом особенностей, определенных данным Законом.

В соответствии с частью пятой статьи 40 Закона условия договора о закупке не должны отличаться от содержания предложения конкурсных торгов или ценового предложения (в том числе цены за единицу продукции) победителя процедуры закупки и не должны изменяться после подписания договора о закупке до полного выполнения обязательств сторонами, кроме случаев уменьшения объемов закупки в зависимости от реального финансирования расходов и согласованного уменьшения сторонами договора цены договора о закупке.

Учитывая, что уменьшение налоговой нагрузки может повлиять на стоимость заключенного договора о закупке, а также исходя из того, что уменьшение цены договора не противоречит требованиям Закона, заказчик может применить часть пятую статьи 40 Закона в части согласованного уменьшения сторонами договора цены договора о закупке, в случае если товары, работы и услуги не являются объектом налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом Украины.

При этом отмечаем, что уменьшение цены договора не может влиять на объем предмета закупки и должно быть обоснованным и документально подтвержденным.

 

О начале течения сроков

В соответствии с частью третьей статьи 251 Гражданского кодекса Украины (далее — ГК) срок и дата могут быть определены актами гражданского законодательства, сделкой или решением суда.

Согласно части второй статьи 4 ГК, в частности, актами гражданского законодательства являются другие законы Украины, принимаемые в соответствии с Конституцией Украины и этим Кодексом.

Следовательно, Закон является актом гражданского законодательства. В Законе определяются сроки, которые должны соблюдать субъекты сферы закупок при осуществлении процедур закупок.

В свою очередь, статьей 252 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что срок определяется годами, месяцами, неделями, днями или часами. При этом дата определяется календарной датой или указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

В соответствии со статьей 253 ГК течение срока начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало.

Вместе с этим срок, определенный годами, истекает в соответствующий месяц и число последнего года срока.

К сроку, определенному полугодием или кварталом года, применяются правила о сроках, определенных месяцами. При этом отсчет кварталов ведется с начала года.

Срок, определенный месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Срок, определенный как полумесячный, равняется пятнадцати дням.

Если истечение срока, определенного месяцем, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, срок истекает в последний день этого месяца.

Срок, определенный неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока.

Если последний день срока приходится на выходной, праздничный или другой нерабочий день, который определен в соответствии с законом в месте совершения определенного действия, днем окончания срока является первый следующий за ним рабочий день (статья 254 ГК).

При этом статьей 255 ГК предусматривается, что если срок установлен для совершения действия, оно может быть совершено до окончания последнего дня срока. В случае если это действие должно быть совершено в учреждении, то срок истекает тогда, когда в этом учреждении по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Письменные заявления и сообщения, сданные в учреждение связи до истечения последнего дня срока, считаются сданными своевременно.

Таким образом, для исчисления течения сроков необходимо руководствоваться Гражданским кодексом Украины, который закрепляет общие положения по правильному исчислению сроков и определению начала течения срока, а также Законом, в котором определяются сроки, течение которых начинается после наступления определенного события, с которым связано его начало. В таком случае течение срока начинается

со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало, и считается первым днем для совершения определенного действия, имеющего юридическое значение.

 

Об изменении организационно-правовой формы хозяйственных обществ и изменении наименования акционерных обществ

В соответствии с пунктом 5 части первой статьи 1 Закона договор о закупке — это договор, заключаемый между заказчиком и участником по результатам процедуры закупки и предусматривающий предоставление услуг, выполнение работ или приобретение права собственности на товары за государственные средства.

Согласно статье 108 Гражданского кодекса Украины изменение организационно-правовой формы юридического лица является преобразованием.

В случае преобразования к новому юридическому лицу переходят все имущество, все права и обязанности предыдущего юридического лица.

Следовательно, в случае изменения организационно-правовой формы юридического лица новое юридическое лицо является правопреемником предыдущего, к которому переходят права и обязанности, в том числе обязательства по договору, заключенному в результате процедуры закупки.

При этом в соответствии со статьей 629 Гражданского кодекса Украины договор является обязательным для выполнения сторонами.

Учитывая изложенное, изменение организационно-правовой формы не является основанием для проведения новой процедуры закупки по тому же предмету и не требует заключения нового договора о закупке, в случае если его срок действия не закончился в установленном действующим законодательством порядке.

В то же время статьей 5 Закона Украины «Об акционерных обществах» (с изменениями) определены типы акционерных обществ (публичные акционерные общества и частные акционерные общества). Изменение типа общества с частного на публичное или с публичного на частное не является его преобразованием.

В свою очередь, в соответствии с частью пятой раздела XVII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «Об акционерных обществах» (с изменениями) уставы и внутренние положения акционерных обществ, созданных до вступления в силу данного Закона, подлежат приведению в соответствие с нормами данного Закона не позднее чем в течение двух лет со дня вступления в силу данного Закона, в частности внесением изменений в устав общества, которые в том числе предусматривают изменение наименования акционерного общества с открытого или закрытого акционерного общества на публичное акционерное общество или с открытого или закрытого акционерного общества на частное акционерное общество при условии, что количество акционеров на дату внесения таких изменений не превышает 100 человек, а также выполнения всех других требований данного Закона в уставе общества. При этом приведение деятельности в соответствие с нормами данного Закона, уставов и внутренних положений акционерных обществ, созданных до вступления в силу данного Закона, в том числе изменение наименования акционерных обществ с открытого или закрытого на публичное или частное, не является преобразованием и не требует применения процедуры прекращения.

Таким образом, изменение наименования акционерного общества с открытого или закрытого акционерного общества на публичное акционерное общество или с открытого или закрытого акционерного общества на частное акционерное общество не является основанием для проведения новой процедуры закупки по тому же предмету и не требует заключения нового договора о закупке, в случае если его срок действия не закончился в установленном действующим законодательством порядке.

 

О документальном подтверждении соответствия участников установленным критериям и требованиям в соответствии со статьями 16 и 17 Закона

В соответствии с частью первой статьи 17 Закона заказчик принимает решение об отказе участнику, участнику предварительной квалификации в участии в процедуре закупки, предварительной квалификации участников и обязан отклонить предложение конкурсных торгов (квалификационное, ценовое предложение) участника (участника предварительной квалификации), в случае если:

1) он имеет неопровержимые доказательства того, что участник или участник предварительной квалификации предлагает, дает или соглашается дать прямо или опосредованно любому должностному лицу заказчика, другого государственного органа вознаграждение в любой форме (предложение о найме на работу, ценная вещь, услуга и т. п.) с целью повлиять на принятие решения об определении победителя процедуры закупки или применении заказчиком определенной процедуры закупки;

2) участник или участник предварительной квалификации был привлечен согласно закону к ответственности за совершение в сфере государственных закупок коррупционного правонарушения;

3) выявлен факт участия участника или участника предварительной квалификации в сговоре;

4) физическое лицо, являющееся участником или участником предварительной квалификации, было осуждено за преступление, связанное с нарушением процедуры закупки, или другое преступление, совершенное из корыстных побуждений, судимость с которого не снята или не погашена в установленном законом порядке;

5) служебное (должностное) лицо участника или участника предварительной квалификации, уполномоченное участником или участником предварительной квалификации представлять его интересы при проведении процедуры закупки, было осуждено за преступление, связанное с нарушением процедуры закупки, или другое преступление, совершенное из корыстных побуждений, судимость с которого не снята или не погашена в установленном законом порядке;

6) предложение конкурсных торгов (квалификационное, ценовое предложение) подано участником процедуры закупки, являющимся связанным лицом с другими участниками процедуры закупки;

7) участником или участником предварительной квалификации не предоставлены документы, подтверждающие правомочие на заключение договора о закупке;

8) участник или участник предварительной квалификации признан в установленном законом порядке банкротом и в отношении его открыта ликвидационная процедура.

Согласно пункту 2 части второй статьи 22 Закона документация конкурсных торгов должна содержать, в частности, квалификационные критерии к участникам в соответствии со статьей 16, требования, установленные статьей 17 данного Закона, и

информацию о способе документального подтверждения соответствия участников установленным критериям и требованиям согласно законодательству.

В то же время в соответствии с пунктом 6 «Квалификационные критерии к участникам» раздела III «Подготовка предложений конкурсных торгов» Стандартной документации конкурсных торгов, утвержденной приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 919, при определении квалификационных критериев в документации конкурсных торгов заказчик руководствуется перечнем квалификационных критериев, указанных в статье 16 Закона.

Заказчиком указываются квалификационные критерии к участникам в соответствии со статьей 16 Закона, требования, установленные статьей 17 Закона, и информация о способе документального подтверждения соответствия участников установленным критериям и требованиям согласно законодательству.

 

Директор департамента государственных закупок
 и государственного заказа
 О. Анипко

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

МИНЭКОНОМИКИ РАЗЪЯСНЯЕТ ОТДЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ЗАКОНА О ГОСЗАКУПКАХ

В комментируемом

разъяснении Минэкономики обращает внимание на особенности применения отдельных норм Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI (далее — Закон о госзакупках). Рассмотрим их подробно:

1.

При возмещении стоимости коммунальных услуг арендодателю нормы Закона о госзакупках не применяются.

Как известно,

аренда имущества подпадает под определение «услуги» в понимании Закона о госзакупках. И поэтому закупку такого вида услуг, как услуги по аренде недвижимого и движимого имущества, распорядители бюджетных средств должны осуществлять с применением одной из процедур закупок в случае, если стоимость таких услуг превышает 100 тыс. грн.

При аренде недвижимого имущества на арендатора, помимо арендной платы, возлагаются обязанности по оплате расходов за потребленную электрическую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения и прочие коммунальные услуги.

Порядок расчетов за потребленные арендатором коммунальные услуги должен быть урегулирован еще на этапе заключения договора об аренде помещения. При этом сторонами такого договора может быть выбран один из следующих вариантов:

— расчеты за потребленные коммунальные услуги арендатор осуществляет самостоятельно путем заключения прямых договоров с поставщиками этих услуг, т. е. без участия арендодателя;

— арендодатель полностью оплачивает стоимость коммунальных услуг, а арендатор в свою очередь компенсирует арендодателю соответствующие расходы.

В отношении первого варианта расчетов у арендатора, как правило, не возникает особых вопросов. Ведь к перечню товаров, работ и услуг, определенных в

п. 3 ст. 2 Закона о госзакупках, на которые не распространяется действие этого Закона, относятся:

— электрическая энергия, ее поставка, передача и распределение;

— природный и нефтяной газ и услуги по его транспортировке, распределению и поставке;

— тепловая энергия, ее поставка и транспортировка;

— услуги по централизованному отоплению, водоснабжению и водоотведению.

Исходя из

этой нормы Закона о госзакупках распорядители бюджетных средств осуществляют закупку указанных услуг без проведения процедур закупок, т. е. путем заключения прямых договоров с поставщиками.

Что касается второго варианта, то в этом случае порядок расчетов за потребленные коммунальные услуги арендатор и учреждение-арендодатель

в обязательном порядке закрепляют в отдельном договоре — договоре о возмещении расходов балансодержателя на содержание арендованного недвижимого имущества и предоставлении коммунальных услуг арендатору. Типовая форма такого договора утверждена приказом Фонда госимущества «Об утверждении договоров аренды» от 23.08.2000 г. № 1774.

В случае когда расходы арендатора на возмещение коммунальных услуг превышают 100 тыс. грн., то у участников договора аренды возникает вопрос о необходимости применения требований

Закона о госзакупках.

В комментируем документе Минэкономики разъясняет, что

такие расходы не являются закупкой в понимании Закона о госзакупках при условии, что:

— такие расходы осуществляются именно как возмещение (компенсация) коммунальных расходов арендодателя;

— такие средства не используются арендодателем для приобретения товаров, работ и услуг;

— такие расчеты не предусматривают заключения договора о закупке.

2. Особенности определения предмета закупки в случае закупки долгосрочных работ.

Для того чтобы определиться с основаниями для проведения торгов и выбрать процедуру закупки, прежде всего необходимо определить объект строительства и стоимость работ, связанных с его строительством. Пожалуй, именно здесь у заказчиков торгов и возникает вопрос: что относится к объекту строительства?

Отвечая на этот вопрос, Минэкономики обращает внимание на то, что

объектом строительства является каждое отдельное здание (производственный корпус или цех, склад, жилой дом и т. п.) или сооружение (мост, туннель, платформа, дорога и т. п.) со всеми обустройствами (галереями, эстакадами и т. п.), монтаж оборудования, мебели, инвентаря, подсобных и вспомогательных устройств, неотъемлемых от него, а также при необходимости с прилегающими к нему инженерными сетями.

Для определения стоимости работ по объекту строительства необходимо обратиться к

сметной документации. Порядок ее составления определен в п. 2.2 Правил определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000, утвержденных приказом Госстроя от 27.08.2000 г. № 174.

Общая стоимость работ по объекту строительства, которая и является критерием определения оснований для проведения торгов (равна или превышает 300 тыс. грн.), определяется на основании данных

объектных смет или объектных сметных расчетов.

Объектная смета представляет собой документ, который объединяет в целом данные из локальных смет и

отражает общую стоимость работ по объекту строительства. Объектный сметный расчет объединяет в своем составе на объект в целом данные из локальных сметных расчетов и локальных смет, которые подлежат уточнению.

Заметим, что стоимость работ, определенная в локальных сметах или локальных сметных расчетах, не является критерием для проведения торгов, так как они составляются

только на отдельные виды работ по объектам строительства.

Таким образом, заказчикам для определения предмета закупки по работам необходимо:

— определить объект строительства;

— определить стоимость работ по объекту строительства согласно объектной смете или объектному сметному расчету;

— сравнить стоимость работ по объекту строительства со стоимостной границей для проведения торгов и, если она равна или превышает 300 тыс. грн., применить одну из процедур закупок.

Поскольку закупка работ предусматривает выполнение работ на срок более одного года, то при заключении таких договоров сторонам необходимо учитывать требования бюджетного законодательства.

Статьей

23 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI предусмотрено, что какие-либо бюджетные обязательства распорядители бюджетных средств могут брать только при наличии соответствующего бюджетного назначения. Поэтому в договоре о закупке нужно предусмотреть условия относительно возможности уменьшения объемов закупки в зависимости от реального финансирования расходов. На необходимость такого условия указывается в разделе I Типового договора о закупке товаров (работ и услуг) за государственные средства, форма и Инструкция по заполнению которого утверждены приказом Минэкономики 27.07.2010 г. № 925.

Также нужно учесть, что по заключенным долгосрочным договорам, т. е. по которым предусмотрено выполнение работ в течение срока, превышающего один год, распорядители бюджетных средств при регистрации бюджетных обязательств руководствуются

Порядком учета обязательств распорядителей бюджетных средств в органах Государственного казначейства Украины, утвержденным приказом Госказначейства от 09.08.2004 г. № 136. Так, в Реестре бюджетных обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств указываются суммы в пределах плановых показателей текущего бюджетного года на основании данных календарного плана к долгосрочному договору. В графе «Данные бюджетного обязательства: срок действия договора» проставляется срок действия договора (даты начала и окончания действия договора). При этом по долгосрочным договорам (срок действия которых превышает один календарный год) сроком действия является текущий год.

3. О финансовой отчетности в составе предложений конкурсных торгов.

Квалификационные критерии и перечень документов, подтверждающих информацию участников о соответствии их таким критериям, заказчики указывают в документации конкурсных торгов и требуют в ходе проведения переговоров с участниками (в случае применения процедуры закупки у одного участника).

Так, к числу документов, подтверждающих информацию участников о соответствии их квалификационным критериям, относится, в частности, информация о наличии финансовой возможности. Как определено в

п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках, такими документами являются баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, справка из обслуживающего банка об отсутствии (наличии) задолженности по кредитам.

Стоит обратить внимание на то, что перечень квалификационных критериев, предусмотренных

ст. 16 Закона о госзакупках, является обязательным и к оценке допускаются только предложения конкурсных торгов, соответствующие квалификационным критериям. В случае если участник не соответствует квалификационным критериям, установленным ст. 16 Закона о госзакупках, заказчик отклоняет предложение конкурсных торгов, руководствуясь при этом ст. 29 данного Закона.

Вместе с тем Минэкономики в комментируем

разъяснении указывает на то, что перечень документов, подтверждающих информацию о соответствии участников таким критериям, заказчики определяют самостоятельно с учетом основных принципов осуществления закупок.

Поэтому теми участниками или участниками предварительной квалификации — физическими лицами, в том числе физическими лицами — предпринимателями, в отношении которых законодательством не предусмотрена необходимость составления вышеуказанных документов, такие документы не подаются в составе предложений конкурсных торгов и заказчики не вправе их требовать во время проведения переговоров с участниками (в случае применения процедуры закупки у одного участника).

Кроме того, особое внимание Минэкономики уделяет субъектам малого предпринимательства и представителям иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые могут являться участниками процедур закупок. Согласно

ст. 11 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV для указанных субъектов предусмотрена подача сокращенных форм финансовой отчетности в составе баланса и отчета о финансовых результатах. Поэтому предоставить отчет о движении денежных средств они просто не имеют возможности.

Учитывая это обстоятельство, Минэкономики обращает внимание на то, что заказчики не имеют права отклонять предложения конкурсных торгов в случае, если участник процедуры закупки предоставил заказчику информацию о наличии финансовой возможности со ссылкой на соответствующие законодательные акты о том, что их финансовая отчетность не содержит отчет о движении денежных средств. Кстати, это должно быть предусмотрено также в условиях документации конкурсных торгов.

4. Об уменьшении цены договора.

Как предусмотрено

п. 5 ст. 40 Закона о госзакупках, условия договора о закупке не должны отличаться от содержания предложения конкурсных торгов или ценового предложения (в том числе цены за единицу продукции) победителя процедуры закупки и не должны изменяться после подписания договора о закупке до полного выполнения обязательств сторонами. Исключения составляют случаи уменьшения объемов закупки в зависимости от реального финансирования расходов и согласованного уменьшения сторонами договора цены договора о закупке.

Таким образом, Минэкономики отмечает, что стороны могут принять решение

об изменении цены договора о закупке при соблюдении следующих условий:

— такое уменьшение цены осуществляется

по взаимному согласию сторон;

— изменение цены договора должно быть

обосновано заказчиком;

объем предмета закупки остается неизменным;

— изменение цены договора должно быть

документально подтверждено.

Заметим, что возможность изменения цены договора закупки может возникнуть не только в ситуации, которая рассматривается в комментируемом

разъяснении. О том, как действовать бюджетным учреждениям в подобных ситуациях, специалисты контрольно-ревизионной службы рассказывали в консультации «Об изменении цены договора о закупке» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 24, с. 13).

5. О начале течения сроков.

Законом о госзакупках

определены сроки проведения процедур закупок, в частности детализированы сроки их проведения по разным процедурам, а также предусмотрены случаи их сокращения.

Для того чтобы не возникало вопросов о правильности исчисления таких сроков, Минэкономики акцентирует внимание на том, что для исчисления течения сроков (исчисление сроков и определение начала течения срока) сторонам необходимо руководствоваться

Гражданским кодексом Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV, а Законом о госзакупках непосредственно определены сроки, течение которых начинается после наступления определенного события, с которым связано его начало. Например, такими событиями являются опубликование объявления о проведении процедуры закупки в государственном официальном печатном издании, раскрытие предложений конкурсных торгов, принятие решения об определении победителя процедуры закупки и т. п. В таком случае течение срока начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано ее начало, и считается первым днем для совершения определенного действия, которое имеет юридическое значение.

6. Изменение названия и организационно-правовой формы стороны договора о закупке не влечет перезаключение договора.

В случае если у одной из сторон договора о закупке, в частности у участника, происходит преобразование организационно-правовой формы собственности, то это обстоятельство, как указывает Минэкономики в комментируем

разъяснении, не является основанием для проведения новой процедуры закупки по тому же предмету закупки и не требует заключения нового договора о закупки, при условии, если срок его действия не истек.

7. Квалификационные критерии и требования к участникам определены Законом о госзакупках.

Как отмечает Минэкономики, заказчик при определении квалификационных критериев в документации конкурсных торгов должен руководствоваться перечнем квалификационных критериев, определенных в

ст. 16 Закона о госзакупках, требованиями, предусмотренными ст. 17 этого Закона, и информацией о способе документального подтверждения соответствия участников установленным критериям и требованиям согласно законодательству.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше