Темы статей
Выбрать темы

Об организации процедур закупок в текущем году на следующий год

Редакция ББ
Письмо

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ УКРАИНЫ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕДУР ЗАКУПОК В ТЕКУЩЕМ ГОДУ НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД

Письмо от 23.12.2010 г.

 

Минэкономики на многочисленные обращения субъектов сферы государственных закупок по применению законодательства о государственных закупках, учитывая предложения, предоставленные Государственным казначейством Украины, Главным контрольно-ревизионным управлением Украины, Государственным комитетом статистики Украины, по организации процедур закупок в текущем году на следующий год сообщает.

С 30.07.2010 г. вступил в силу Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» (далее — Закон), устанавливающий правовые и экономические принципы осуществления закупок товаров, работ и услуг за государственные средства.

В соответствии с пунктом 10 части первой статьи 1 Закона заказчики — это распорядители государственных средств, которые осуществляют закупку в порядке, определенном этим Законом.

Пунктом 27 части первой статьи 1 Закона определено, что распорядители государственных средств — это органы государственной власти, органы власти Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления, другие органы, учреждения, организации, определенные Конституцией и другими актами законодательства Украины, а также учреждения или организации, созданные в установленном порядке органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым или органами местного самоуправления и уполномоченные на получение государственных средств, взятие по ним обязательств и осуществление платежей, а также предприятия и их объединения.

Согласно пункту 21 части первой статьи 1 Закона предприятия — это предприятия, созданные в установленном порядке органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым или органами местного самоуправления и уполномоченные на получение государственных средств, взятие по ним обязательств и осуществление платежей, в том числе государственные, казенные, коммунальные предприятия, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых государственная или коммунальная доля акций (долей, паев) превышает 50 процентов, их дочерние предприятия, а также предприятия, хозяйственные общества, в уставном капитале которых 50 и более процентов принадлежат государственным, в том числе казенным, коммунальным предприятиям и хозяйственным обществам, в уставном капитале которых государственная или коммунальная доля акций (долей, паев) превышает 50 процентов, объединения таких предприятий (хозяйственных обществ).

В соответствии с пунктом 4 части первой статьи 1 Закона государственные средства — это средства Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов, средства Национального банка Украины, государственных целевых фондов, Пенсионного фонда Украины, средства общеобязательного государственного социального страхования, средства общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, средства общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением, средства, предусмотренные Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, вызвавших потерю трудоспособности», средства учреждений или организаций, созданных в установленном порядке органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями или органами местного самоуправления, средства государственных и местных фондов, средства государственного оборонного заказа, средства государственного заказа для удовлетворения приоритетных государственных нужд, средства государственного материального резерва, средства Аграрного фонда, средства Фонда социальной защиты инвалидов, средства, предоставляемые заказчикам под гарантии Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления по кредитам, займам, предоставляемым иностранными государствами, банками, международными финансовыми организациями или на условиях софинансирования совместно с иностранными государствами, банками, международными финансовыми организациями, средства предприятий и их объединений.

Исходя из изложенного

заказчиками являются, в частности, распорядители и получатели бюджетных средств. В соответствии со статьей 23 Бюджетного кодекса Украины любые бюджетные обязательства и платежи из бюджета могут осуществляться только при наличии соответствующего бюджетного назначения. Несоблюдение этой нормы обуславливает приостановление бюджетных ассигнований или приостановление операции по бюджетным средствам (статья 117 Бюджетного кодекса Украины).

Частью 5 статьи 51 Бюджетного кодекса Украины определено, что распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и производят расходы только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами.

Если до начала нового бюджетного периода не вступил в силу закон о Государственном бюджете Украины, согласно статье 46 Бюджетного кодекса Украины Кабинет Министров Украины имеет право осуществлять расходы Государственного бюджета Украины в соответствии с этой статьей Кодекса со следующими ограничениями, а именно:

1) расходы Государственного бюджета Украины могут осуществляться только на цели, определенные в законе о Государственном бюджете Украины на предыдущий бюджетный период и одновременно предусмотренные в проекте закона о Государственном бюджете Украины на следующий бюджетный период, поданном Кабинетом Министров Украины в Верховную Раду Украины;

2) ежемесячные расходы Государственного бюджета Украины не могут превышать 1/12 объема расходов, определенных законом о Государственном бюджете Украины на предыдущий бюджетный период, кроме случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 15 и частью четвертой статьи 23 этого Кодекса;

3) до принятия закона о Государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период осуществлять капитальные расходы запрещается, кроме случаев, связанных с введением военного или чрезвычайного положения, объявлением отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации, расходов, связанных с капитализацией банков, и расходов, осуществляемых из Стабилизационного фонда.

В свою очередь главный распорядитель бюджетных средств получает бюджетные назначения путем их утверждения в законе о Государственном бюджете Украины или решении о местном бюджете, доводит в установленном порядке до распорядителей бюджетных средств нижестоящего уровня сведения об объемах ассигнований, обеспечивает управление бюджетными ассигнованиями.

При этом пунктом 45 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2002 г. № 228 «Об утверждении Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений», предусмотрено:

если бюджетная роспись на следующий год не утверждена в установленный законодательством срок, в обязательном порядке составляется временная роспись бюджета на соответствующий период. Бюджетные учреждения составляют на этот период временные индивидуальные сметы (со справками об изменениях к ним в случае их внесения), а высшие учебные заведения и научные учреждения также временные индивидуальные планы использования бюджетных средств и временные индивидуальные помесячные планы использования бюджетных средств, которые утверждаются их руководителями. При этом сводные временные сметы не составляются.

В соответствии с частью четвертой статьи 11 Закона комитет по конкурсным торгам планирует в течение года осуществление процедур закупок согласно утвержденной смете, финансовому планом (плану ассигнований, плану использования бюджетных (государственных) средств).

В то же время учитывая, что Закон не содержит прямых ограничений по организации процедур закупок до вступления в силу закона о Государственном бюджете Украины, утверждения сметы, плана использования бюджетных средств, заказчик для обеспечения безотлагательных потребностей в товарах, работах и услугах в следующем году может в конце текущего года (или в начале следующего) начать процедуру закупки за бюджетные средства по соответствующему предмету закупки

исходя из его ожидаемой стоимости, при условии что в основных условиях договора о закупке, в договоре о закупке будет предусмотрен соответствующий порядок возникновения договорных обязательств в зависимости от реального финансирования. При этом при заключении договора распорядителю бюджетных средств необходимо обязательно учитывать часть первую статьи 23 Бюджетного кодекса Украины и предусмотреть условия возникновения платежных обязательств при наличии соответствующего бюджетного назначения (бюджетных ассигнований), поскольку согласно части шестой статьи 51 Бюджетного кодекса Украины любые обязательства, взятые физическими и юридическими лицами за средства Государственного бюджета Украины без соответствующих бюджетных ассигнований или же с превышением полномочий, установленных этим Кодексом и законам о Государственном бюджете Украины, не считаются бюджетными обязательствами.

Вместе с тем частью пятой статьи 40 Закона предусмотрено, что условия договора о закупке не должны отличаться от содержания предложения конкурсных торгов или ценового предложения (в том числе цены за единицу продукции) победителя процедуры закупки и не должны изменяться после подписания договора о закупке до полного выполнения обязательств сторонами, кроме случаев уменьшения объемов закупки в зависимости от реального финансирования расходов и согласованного уменьшения сторонами договора цены договора о закупке.

Кроме того, в соответствии с частью первой статьи 4 Закона закупка осуществляется согласно годовому плану, который составляется и утверждается комитетом по конкурсным торгам. Годовой план, изменения к нему направляются Государственному казначейству Украины, годовой план, смета (временная смета), финансовый план (план ассигнований, план использования бюджетных (государственных) средств), изменения к ним направляются Уполномоченному органу в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения.

Одновременно обращаем внимание субъектов сферы государственных закупок на необходимость учета требований новой редакции Бюджетного кодекса Украины, вступающей в силу 1 января 2011 года.

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

КАК осуществлять ЗАКУПКИ ДО УТВЕРЖДЕНИЯ СМЕТ

Вопрос, касающийся правомерности проведения заказчиками процедур закупок до утверждения смет, возник не случайно. Ведь в

Законе Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI (далее — Закон) отсутствует специальная норма, разрешающая заказчикам проводить процедуры закупок до утверждения смет, аналогичная той, которая была предусмотрена п. 6 Положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденного постановлением КМУ от 17.10.2008 г. № 921.

Минэкономики в комментируемом

письме отмечает, что Закон не содержит прямых ограничений на организацию процедур закупок до утверждения сметы. Поэтому заказчик (распорядитель бюджетных средств) для обеспечения безотлагательных потребностей в товарах, работах и услугах в следующем году может в конце текущего года (или в начале следующего) начать процедуру закупки. При этом стоимость предмета закупки определяется исходя из его ожидаемой годовой стоимости.

Также в

письме указывается, что в этом случае в договоре о закупке необходимо предусмотреть соответствующий порядок выполнения договорных обязательств в зависимости от реального финансирования. То есть в договоре нужно записать, что после фактического утверждения сметы сумма обязательств по договору может быть откорректирована в соответствии со сметой.

Напомним: в

п.п. 6.2.3 разд. VI «Права и обязанности сторон» Типового договора о закупке товаров (работ и услуг) за государственные средства, утвержденного приказом Минэкономики от 27.07.2010 г. № 925, в частности, определено, что заказчик имеет право уменьшать объем закупки товаров (выполнения работ или предоставления услуг) и общую стоимость этого договора в зависимости от реального финансирования. В этом случае стороны вносят соответствующие изменения в этот договор. Кстати, аналогичная норма содержится также в ч. 5 ст. 40 Закона.

Кроме того, в договоре о закупке распорядители бюджетных средств должны обязательно указать условие возникновения платежных обязательств заказчика —

наличие соответствующих бюджетных назначений (бюджетных ассигнований). Связано это условие с требованиями ч. 1 ст. 23 и ч. 3 ст. 48 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI, который вступил в силу 01.01.2011 г.

Заметим, что аналогичное разъяснение по этому вопросу Минэкономики приводило в

письме от 01.12.2008 г. № 3303-27/1103 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 5).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше