Темы статей
Выбрать темы

Замена окон

Редакция ББ
Ответы на вопросы

ЗАМЕНА ОКОН

 

Игорь ОМЕЛЬЧЕНКО, заместитель начальника КРУ в Харьковской области

 

Ежегодной комиссией по списанию имущества учреждения составлен акт о том, что деревянные окна (фактический срок их эксплуатации — 37 лет) частично изношены, стали ветхими, способствуют оттоку тепла из помещения и требуют замены. На основании акта комиссии руководителем учреждения принято решение в целях уменьшения потребления энергоресурсов заменить старые деревянные окна на металлопластиковые в количестве 34 шт. (при общем количестве окон — 110 шт.), установить подоконники и отливы, выполнить работы по шпаклеванию откосов.

В связи с этим просим ответить на такие вопросы:

1. Можно ли произвести замену окон, если они действительно физически изношены, однако их предельный срок эксплуатации не истек? Необходимо ли для этого привлекать в состав комиссии сторонних специалистов для определения непригодности окон? Достаточно ли для проведения замены окон только акта комиссии?

2. Учреждение планирует самостоятельно приобрести металлопластиковые окна и передать их подрядной организации для выполнения работ. Можно ли это сделать и, если да, как отразить такие операции в бухгалтерском учете?

3. Являются ли работы по замене окон и шпаклеванию откосов ремонтом кабинетов? К какому виду работ относится замена окон, подоконников, отливов и штукатуривание откосов — текущему или капитальному? По какому КЭКР осуществляются расходы на приобретение окон, а также расходы на оплату работ по их установке?

4. Можно ли отходы, которые останутся после демонтажа старых деревянных окон, передать подрядной организации и зачесть их стоимость в уменьшение стоимости предоставленных услуг по замене окон?

(г. Кировоград)

 

Вопросы, касающиеся замены окон, неоднократно рассматривались на страницах газеты «Бюджетная бухгалтерия». Однако, как свидетельствуют письма, поступающие в редакцию, эта тема продолжает оставаться актуальной и в настоящее время. Поэтому далее рассмотрим подробно все вышеуказанные вопросы по порядку.

 

1.

Требования к порядку списания имущества установлены Порядком списания объектов государственной собственности, утвержденным постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314 (далее — Порядок № 1314), и Типовой инструкцией о порядке списания имущества бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 29.11.2010 г. № 447 (далее — Типовая инструкция № 447 // «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 4).

Так, одной из причин списания имущества является его непригодность для дальнейшего использования (физический износ). Вопросами определения непригодности имущества и установления невозможности и неэффективности проведения восстановительного ремонта, а также оформлением необходимой документации для его списания по приказу руководителя учреждения занимается постоянно действующая комиссия. Именно на комиссию по списанию возлагаются, в частности, такие функции:

— проведение обследования имущества, подлежащего списанию. Для этого используется необходимая техническая документация (технические паспорта, дефектные ведомости и другие документы), а также данные бухгалтерского учета;

 — установление возможности или невозможности восстановления и дальнейшего использования имущества в данном учреждении и внесение предложений о его продаже, безвозмездной передаче или ликвидации;

— установление конкретных причин списания имущества (физический износ, моральное старение, нарушение нормальных условий эксплуатации, повреждение в результате аварии и т. п.).

Поэтому именно к полномочиям комиссии по списанию относятся проведение осмотра объектов необоротных активов, установление факта непригодности старых деревянных окон к эксплуатации, а также невозможности и неэффективности проведения их восстановительного ремонта.

Добавим также, что в соответствии с

Государственной целевой экономической программой энергоэффективности и развития сферы производства энергоносителей из возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива на 2010 — 2015 годы, утвержденной постановлением КМУ от 01.03.2010 г. № 243, одним из видов мероприятий, направленных на восстановление зданий и приведение их теплотехнических характеристик в соответствие с современными требованиями, нормами и стандартами, уменьшение потерь энергоресурсов, а также улучшение условий пребывания работников, являются работы по замене окон.

Поэтому если комиссией по списанию будет дано заключение о том, что старые деревянные окна пришли в негодность и их замена будет способствовать повышению энергоэффективности и энергосбережению в учреждении, то у руководителя учреждения будут аргументированные основания для принятия решения о необходимости осуществления указанных мероприятий.

Что касается состава комиссии по списанию, то он определен в

п. 6 Типовой инструкции № 447 и п. 9 Порядка № 1314. Как правило, в состав комиссии включают работников учреждения. И только в том случае, когда комиссией устанавливается факт непригодности использования имущества, находящегося под надзором государственных инспекций, для участия в работе комиссии привлекается представитель соответствующей инспекции. Он подписывает акт о списании или передает комиссии свое письменное заключение, которое прилагается к акту. Таким образом, необходимость привлечения в состав комиссии по списанию сторонних специалистов для определения непригодности имущества касается только того имущества, которое находится под надзором государственных инспекций (например, автомобилей, нагревательных котлов, подъемников и т. п.).

После того как руководителем учреждения принято решение о замене старых деревянных окон на металлопластиковые, в обязательном порядке должны быть оформлены документы, на основании которых определяются фактические объемы работ. Для этого составляется

дефектный акт, форма которого приведена в приложении к совместному письму Госстроя и Госжилкоммунхоза от 24.02.2005 г. № 7/8-134, № 4/3-260. Также составляется сметная документация исходя из действующих цен, норм, расценок и тарифов с учетом требований Правил определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000, утвержденных приказом Госстроя от 27.08.2000 г. № 174.

Кроме того, в случае если стоимость предмета закупки для товаров и услуг равняется или превышает 100 тыс. грн., а для работ — 300 тыс. грн., то возникает необходимость в проведении процедур закупок в соответствии с требованиями

Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI.

2.

Достаточно часто бюджетные учреждения самостоятельно приобретают детали, материалы, запчасти и пр. с целью передачи их подрядной организации для проведения ремонта и технического обслуживания объектов необоротных активов. В этом случае приобретенные материальные ценности должны обязательно приходоваться на баланс учреждения и учитываться в бухгалтерском учете на таких субсчетах:

202 «Оборудование, конструкции и детали к установке». Как отмечало Госказначейство в письме от 17.11.2008 г. № 15-04/2554-19642, на этом субсчете ведется учет строительных конструкций и деталей, в частности железобетонных и деревянных конструкций, блоков и сборных частей зданий и сооружений; сборных элементов; оборудования для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической системы (отопительные котлы, радиаторы и т. п.). Кроме того, на этом субсчете также учитываются отечественное и импортное оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки, и другие материальные ценности, необходимые для строительства;

204 «Строительные материалы» — в случае приобретения строительных материалов для капитального строительства и используемых в процессе строительных и монтажных работ;

234 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности» — в случае приобретения строительных материалов для текущего ремонта.

Передача приобретенных бюджетным учреждением материальных ценностей заказчикам оформляется накладными. Для этого применяется типовая форма № З-3, утвержденная

приказом Госказначейства «Об утверждении типовых форм учета и списания запасов бюджетных учреждений и инструкции по их составлению» от 18.12.2000 г. № 130.

Заметим, что взаимоотношения между бюджетной организацией (заказчиком) и подрядчиками должны быть оформлены договором подряда. В этом договоре необходимо предусмотреть сроки выполнения работ, права и обязанности сторон, порядок оплаты работ и пр. Кроме того, в нем следует указать, за счет какой стороны (заказчика — бюджетного учреждения или подрядчика) будут приобретены материалы для ремонта. После окончания работ оформляются акты приемки-передачи выполненных работ, где указывается количество израсходованных материалов заказчика.

При проведении капитального ремонта стоимость материалов, переданных подрядной организации, отражается в отдельных строках Акта приемки выполненных строительных работ (типовая форма № КБ-2в) и Справки о стоимости выполненных строительных работ и расходах (типовая форма № КБ-3). Примеры оформления типовых форм по выполнению строительных работ с использованием материалов заказчика приведены на с. 27 — 28 сборника официальных документов и разъяснений «Ценообразование в строительстве», 2010, февраль, № 2 (см.

письмо Минрегионстроя от 16.03.2010 г. № 12/19-3-9-14-295).

В этом случае заказчики оплачивают подрядной организации стоимость выполненных работ без учета стоимости переданных материалов.

Отметим: заказчики должны осуществлять контроль за использованием своих материалов, переданных подрядной организации.

Покажем на примере порядок отражения операций по замене окон в бухгалтерском учете.

Пример

. Учреждением для проведения ремонта здания приобретены металлопластиковые окна, подоконники, отливы, строительные материалы (штукатурка, краска, цемент, гипс, металлический профиль на сумму 40800 грн. (в том числе НДС — 6800 грн.)). Для выполнения работ по установке окон, подоконников, отливов, шпаклеванию откосов учреждением заключен договор с подрядной организацией на сумму 10200 грн. (в том числе НДС — 1700 грн.). Выполнение работ подрядной организацией подтверждено актом выполненных работ, утвержденным руководителем учреждения. В акте указано, что для проведения ремонта израсходованы материалы заказчика.

Порядок отражения таких операций покажем в таблице:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Оприходованы окна, подоконники, отливы, строительные материалы (без учета НДС)

202, 204, 234

675

34000

2

Отнесена на расходы учреждения сумма НДС

801 (802, 811)

675

6800

3

Перечислена оплата за полученные материальные ценности

675

321 (323)

40800

4

Переданы окна, подоконники, отливы, строительные материалы подрядной организации для проведения ремонта

631

202, 204, 234

34000

5

Отражены расходы на проведение ремонта, выполненного подрядной организацией (на основании акта выполненных работ)

801 (802, 811)

631

10200

6

Списана стоимость израсходованных в ходе проведения ремонта материалов заказчика

801 (802, 811)

631

34000

7

Перечислена оплата подрядной организации за выполненные работы

631

321 (323)

10200

 

Согласно

п. 1.16 Инструкции по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64, расходы, связанные с проведением ремонта необоротных активов, не относятся на увеличение стоимости необоротных активов, а относятся на расходы по соответствующим кодам экономической классификации расходов.

Таким образом, при выполнении работ по замене окон, установке подоконников, отливов, шпаклеванию откосов, т. е. выполнении работ, которые не связаны с дооборудованием, реконструкцией, модернизацией объекта необоротных активов, их стоимость

не относится не увеличение стоимости здания, в котором проводился ремонт, а отражается в составе фактических расходов учреждения.

 

3. Для правильного разграничения запланированных мероприятий, направленных на поддержание объектов необоротных активов в рабочем состоянии, нужно прежде всего определить, к какому виду ремонта относятся работы — текущему или капитальному. Суть текущего и капитального ремонта определена в письме Государственного комитета Украины по строительству и архитектуре от 30.04.2003 г. № 7/7-401, на которое также ссылалось Госказначейство в письмах от 10.06.2010 г. № 17-10/1440-10262 и от 14.04.2008 г. № 3.4-04/1074-6139.

Так,

капитальный ремонт здания представляет собой комплекс ремонтно-строительных работ, предусматривающий замену, обновление и модернизацию конструкций и оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением, улучшение эксплуатационных показателей, планировки здания и благоустройство территории без изменения строительных габаритов объекта. Капитальный ремонт предусматривает приостановление на время выполнения работ эксплуатации здания в целом или его частей.

Текущий

ремонт представляет собой комплекс ремонтно-строительных работ, который предусматривает систематическое и своевременное поддержание эксплуатационных качеств и предупреждение предварительного износа конструкций и инженерного оборудования. Если здание в целом не подлежит капитальному ремонту, комплекс работ текущего ремонта может учитывать отдельные работы, которые классифицируются как относящиеся к капитальному ремонту (кроме работ, предусматривающих замену и модернизацию конструктивных элементов здания). Текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, которая обеспечивает эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). Текущий ремонт является средством предупреждения износа конструкций и инженерного оборудования здания, а капитальный — необходимостью при фактическом износе здания.

Основным документом, позволяющим сориентироваться при отнесении работ к текущему или капитальному ремонту, является

Примерный перечень услуг по содержанию зданий и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, зданий, сооружений, утвержденный приказом Госкомитета Украины по вопросам ЖКХ от 10.08.2004 г. № 150 (далее — Перечень № 150).

Далее рассмотрим, к какому виду ремонта относятся согласно

Перечню № 150 работы по замене окон, подоконников, отливов, оштукатуриванию.

Так,

к текущему ремонту относятся:

«

1.2.2. Стены:

<…>

1.2.2.12. Ремонт и замена отливных досок, покрытий цоколя, отливов окон;

<…>

1.2.8. Проемы:

1.2.8.1. Исправление оконных рам и дверей с заменой до 5 % всей площади зимних рам и до 3 % общего количества дверей;

<…>

1.2.8.4. Установка новых оконных и дверных наличников;

1.2.8.5.

Ремонт и замена отдельных оконных коробок и подоконников до 2 % общего их количества;

<…>

1.2.9. Штукатурные и малярные работы:

<…>

1.2.9.9. Частичный ремонт штукатурки оконных и дверных косяков».

В свою очередь,

к капитальному ремонту относятся:

«2.8. Проемы:

2.8.1. Замена оконных рам, дверных полотен и досок подоконников с окраской и установкой новых приборов и застеклением;

2.8.2.

Замена новыми оконных и дверных коробок, рам и косяков с наличниками или перевязка их с добавлением новых материалов с полной их забивкой;

<…>

2.9. Штукатурные и малярные работы:

2.9.1. Штукатурение стен и потолков заново или местами более 1 кв. м.;

2.9.2. Малярные и отбойные работы, вызванные ремонтом потолков или штукатурением стен;

2.9.3. Окраска оконных рам, дверей, потолков, стен и полов после произведенного капитального ремонта этих конструкций;

<…>

2.9.6. Обивка стен и потолков сухой штукатуркой».

Ориентируясь на вышеприведенный перечень работ, выполняемых в ходе проведения текущего и капитального ремонта, учреждение может определить, к какому виду ремонта (текущему или капитальному) относятся запланированные работы.

Поскольку в рассматриваемой ситуации учреждение проводит замену окон в количестве 34 шт. (при общем количестве окон — 110 шт.) и это количество составляет

более 2 % от общего количества окон в помещении, то такие работы относятся к капитальному ремонту. И только в том случае, если замена окон составляет менее 2 % от общего количества окон, учреждение может классифицировать такие работы как текущий ремонт. Напомним, что вопросы, касающиеся проведения капитального ремонта, подробно рассматривались в статье «Капитальный ремонт: что нужно знать бухгалтеру» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 9).

Заметим, что замену окон нужно рассматривать именно как ремонтные работы строительных конструкций (т. е. здания в целом), а не как ремонт конкретного кабинета. Так,

Правилами содержания жилых домов и придомовых территорий, утвержденными приказом Госкомитета Украины по вопросам ЖКХ от 17.05.2005 г. № 76, предусмотрено, что к числу мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту строительных конструкций относится проверка состояния окон и дверей (п. 4.6). Да и Перечнем № 150 мероприятия по замене окон отнесены к ремонту проемов здания (п.п. 1.2.8 и п. 2.8).

Поскольку список запланированных ремонтных работ в данной ситуации является достаточно большим и включает в себя не только замену окон, подоконников, отливов, но и штукатурные работы, нужно правильно составить проектно-сметную документацию на такие работы. Перечень вопросов, на которые обращают внимание работники КРУ в ходе проверки правильности оформления проектно-сметной документации, определен в

разд. 6 Методических рекомендаций по проведению государственной контрольно-ревизионной службой ревизий использования средств на строительство, утвержденных приказом ГлавКРУ от 27.02.2009 г. № 39 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 12). Поэтому ознакомиться с этими требованиями несомненно будет полезным для бюджетных учреждений. Следует также учесть, что за правильность отнесения расходов к текущему и капитальному ремонту ответственность несет распорядитель бюджетных средств.

В соответствии с

Инструкцией о применении экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Госказначейства от 25.11.2008 г. № 495, расходы на приобретение и изготовление мебели (столов, стульев, шкафов, тумбочек и т. п.), жалюзи, ролетов, металлических решеток, оконных и дверных блоков осуществляются по КЭКР 1131 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь, в том числе мягкий инвентарь и обмундирование». Поэтому стоимость окон, приобретенных учреждением, списывается на фактические расходы по КЭКР 1131.

О порядке применения КЭКР при осуществлении расходов на приобретение материалов для текущего и капитального ремонта и оплате подрядной организации за выполненные работы Госказначейство разъясняло в

письмах от 31.05.2010 г. № 15-04/1260-9359 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 24), от 30.06.2010 г. № 17-06/1658-11769, от 08.07.2010 г. № 17-06/1752-12613.

Покажем в таблице, какие КЭКР применяются для отражения вышеуказанных расходов:

 

КЭКР

Примечание

1131 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь, в том числе мягкий инвентарь и обмундирование»

Применяется для отражения расходов, связанных с приобретением строительных материалов для проведения текущего ремонта

1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)»

Применяется для оплаты работ, выполненных подрядной организацией по текущему ремонту зданий, помещений

2133 «Капитальный ремонт других объектов»

Применяется для осуществления расходов на приобретение строительных материалов за счет средств, предусмотренных на капитальный ремонт и используемых в процессе ремонтных работ

Применяется для оплаты работ, выполненных подрядной организацией по капитальному ремонту зданий, помещений

 

После проведения ремонта объектов необоротных активов (независимо от того, проводился текущий ремонт или капитальный) оформляется

Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов типовой формы № ОЗ-2 (бюджет). В акте указываются сметная стоимость работ в соответствии с утвержденным расчетом расходов, необходимых для их осуществления, и фактическая стоимость законченных работ.

Акт составляется в двух экземплярах и подписывается представителем бюджетного учреждения, уполномоченным на приемку основных средств после ремонта, и представителем подрядной организации, выполнившей ремонт. Первый экземпляр акта сдается в бухгалтерию учреждения, где делаются соответствующие записи о произведенных работах в инвентарных карточках учета основных средств формы № ОЗ-6 (бюджет). Второй экземпляр передается предприятию, выполнившему ремонт. Изменения в характеристике объекта, связанные с его ремонтом, вносятся в соответствующий раздел акта и технический паспорт объекта.

 

4. Скажем сразу, что отходы, оставшиеся после демонтажа старых деревянных окон, учреждение не имеет права зачесть в уменьшение стоимости предоставленных услуг по замене окон. Связано это с тем, что ст. 45 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI запрещает осуществлять расчеты с бюджетом в неденежной форме, в том числе путем взаимозачета, применения векселей, бартерных операций.

В свое время ГлавКРУ в

письме от 04.02.2009 г. № 26-18/4 рекомендовало в ходе проведения ревизий выяснять не только вопросы программы, но и, в частности, такой вопрос, как использование подконтрольным учреждением неденежной формы расчетов (бартер, вексели).

Поэтому в рассматриваемой ситуации правильно будет поступить следующим образом.

Прежде всего комиссия по списанию должна установить возможность использования таких материальных ценностей к дальнейшей эксплуатации и провести их оценку. При определении стоимости материалов, оставшихся после демонтажа старых окон, можно ориентироваться на цены, установленные пунктами приема вторичного сырья в вашем регионе. Для более точного определения стоимости также можно использовать информацию из прайс-листов, а также ориентироваться на рыночные цены, сложившиеся в регионе. По этой оценочной стоимости такие материалы должны быть оприходованы на баланс учреждения на субсчет 239 «Прочие материалы».

Производя оценку отходов, комиссия определяет не только их стоимость, но и количество (как правило, в кубических или квадратных метрах), а результаты отражает

в акте оценки отходов. Такой документ составляется в произвольной форме, поскольку действующим законодательством не предусмотрено типовой формы.

Кроме того, в данном случае учреждению необходимо предоставить в орган Госказначейства

Справку о поступлениях в натуральной форме (приложение 51 к Порядку обслуживания государственного бюджета по расходам и операциям по предоставлению и возврату кредитов, утвержденному приказом Госказначейства от 25.05.2004 г. № 89) не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца. Пример заполнения такой Справки был приведен в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 24, с. 36.

Кстати, о необходимости оприходования на соответствующих субсчетах бухгалтерского учета непригодных для дальнейшего использования узлов, деталей, материалов как вторичного сырья Госказначейство указывало в

письмах от 01.09.2010 г. № 17-04-2161-16395 и от 08.04.2011 г. № 17-04/931-4925 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 19).

Также напомним, что порядок отражения в бухгалтерском учете операций по оприходованию материальных ценностей, полученных в результате ликвидации объектов основных средств, рассматривался в статьях «Учет вторичного сырья» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 24) и «Что делать с ненужным имуществом» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 37).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше