ЗАМЕНА ОКОН
Игорь ОМЕЛЬЧЕНКО, заместитель начальника КРУ в Харьковской области
Ежегодной комиссией по списанию имущества учреждения составлен акт о том, что деревянные окна (фактический срок их эксплуатации — 37 лет) частично изношены, стали ветхими, способствуют оттоку тепла из помещения и требуют замены. На основании акта комиссии руководителем учреждения принято решение в целях уменьшения потребления энергоресурсов заменить старые деревянные окна на металлопластиковые в количестве 34 шт. (при общем количестве окон — 110 шт.), установить подоконники и отливы, выполнить работы по шпаклеванию откосов.
В связи с этим просим ответить на такие вопросы:
1. Можно ли произвести замену окон, если они действительно физически изношены, однако их предельный срок эксплуатации не истек? Необходимо ли для этого привлекать в состав комиссии сторонних специалистов для определения непригодности окон? Достаточно ли для проведения замены окон только акта комиссии?
2. Учреждение планирует самостоятельно приобрести металлопластиковые окна и передать их подрядной организации для выполнения работ. Можно ли это сделать и, если да, как отразить такие операции в бухгалтерском учете?
3. Являются ли работы по замене окон и шпаклеванию откосов ремонтом кабинетов? К какому виду работ относится замена окон, подоконников, отливов и штукатуривание откосов — текущему или капитальному? По какому КЭКР осуществляются расходы на приобретение окон, а также расходы на оплату работ по их установке?
4. Можно ли отходы, которые останутся после демонтажа старых деревянных окон, передать подрядной организации и зачесть их стоимость в уменьшение стоимости предоставленных услуг по замене окон?
(г. Кировоград)
Вопросы, касающиеся замены окон, неоднократно рассматривались на страницах газеты «Бюджетная бухгалтерия». Однако, как свидетельствуют письма, поступающие в редакцию, эта тема продолжает оставаться актуальной и в настоящее время. Поэтому далее рассмотрим подробно все вышеуказанные вопросы по порядку.
1.
Требования к порядку списания имущества установлены Порядком списания объектов государственной собственности, утвержденным постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314 (далее — Порядок № 1314), и Типовой инструкцией о порядке списания имущества бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 29.11.2010 г. № 447 (далее — Типовая инструкция № 447 // «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 4).Так, одной из причин списания имущества является его непригодность для дальнейшего использования (физический износ). Вопросами определения непригодности имущества и установления невозможности и неэффективности проведения восстановительного ремонта, а также оформлением необходимой документации для его списания по приказу руководителя учреждения занимается постоянно действующая комиссия. Именно на комиссию по списанию возлагаются, в частности, такие функции:
— проведение обследования имущества, подлежащего списанию. Для этого используется необходимая техническая документация (технические паспорта, дефектные ведомости и другие документы), а также данные бухгалтерского учета;
— установление возможности или невозможности восстановления и дальнейшего использования имущества в данном учреждении и внесение предложений о его продаже, безвозмездной передаче или ликвидации;
— установление конкретных причин списания имущества (физический износ, моральное старение, нарушение нормальных условий эксплуатации, повреждение в результате аварии и т. п.).
Поэтому именно к полномочиям комиссии по списанию относятся проведение осмотра объектов необоротных активов, установление факта непригодности старых деревянных окон к эксплуатации, а также невозможности и неэффективности проведения их восстановительного ремонта.
Добавим также, что в соответствии с
Государственной целевой экономической программой энергоэффективности и развития сферы производства энергоносителей из возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива на 2010 — 2015 годы, утвержденной постановлением КМУ от 01.03.2010 г. № 243, одним из видов мероприятий, направленных на восстановление зданий и приведение их теплотехнических характеристик в соответствие с современными требованиями, нормами и стандартами, уменьшение потерь энергоресурсов, а также улучшение условий пребывания работников, являются работы по замене окон.Поэтому если комиссией по списанию будет дано заключение о том, что старые деревянные окна пришли в негодность и их замена будет способствовать повышению энергоэффективности и энергосбережению в учреждении, то у руководителя учреждения будут аргументированные основания для принятия решения о необходимости осуществления указанных мероприятий.
Что касается состава комиссии по списанию, то он определен в
п. 6 Типовой инструкции № 447 и п. 9 Порядка № 1314. Как правило, в состав комиссии включают работников учреждения. И только в том случае, когда комиссией устанавливается факт непригодности использования имущества, находящегося под надзором государственных инспекций, для участия в работе комиссии привлекается представитель соответствующей инспекции. Он подписывает акт о списании или передает комиссии свое письменное заключение, которое прилагается к акту. Таким образом, необходимость привлечения в состав комиссии по списанию сторонних специалистов для определения непригодности имущества касается только того имущества, которое находится под надзором государственных инспекций (например, автомобилей, нагревательных котлов, подъемников и т. п.).После того как руководителем учреждения принято решение о замене старых деревянных окон на металлопластиковые, в обязательном порядке должны быть оформлены документы, на основании которых определяются фактические объемы работ. Для этого составляется
дефектный акт, форма которого приведена в приложении к совместному письму Госстроя и Госжилкоммунхоза от 24.02.2005 г. № 7/8-134, № 4/3-260. Также составляется сметная документация исходя из действующих цен, норм, расценок и тарифов с учетом требований Правил определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000, утвержденных приказом Госстроя от 27.08.2000 г. № 174.Кроме того, в случае если стоимость предмета закупки для товаров и услуг равняется или превышает 100 тыс. грн., а для работ — 300 тыс. грн., то возникает необходимость в проведении процедур закупок в соответствии с требованиями
Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI.2.
Достаточно часто бюджетные учреждения самостоятельно приобретают детали, материалы, запчасти и пр. с целью передачи их подрядной организации для проведения ремонта и технического обслуживания объектов необоротных активов. В этом случае приобретенные материальные ценности должны обязательно приходоваться на баланс учреждения и учитываться в бухгалтерском учете на таких субсчетах:—
202 «Оборудование, конструкции и детали к установке». Как отмечало Госказначейство в письме от 17.11.2008 г. № 15-04/2554-19642, на этом субсчете ведется учет строительных конструкций и деталей, в частности железобетонных и деревянных конструкций, блоков и сборных частей зданий и сооружений; сборных элементов; оборудования для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической системы (отопительные котлы, радиаторы и т. п.). Кроме того, на этом субсчете также учитываются отечественное и импортное оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки, и другие материальные ценности, необходимые для строительства;—
204 «Строительные материалы» — в случае приобретения строительных материалов для капитального строительства и используемых в процессе строительных и монтажных работ;—
234 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности» — в случае приобретения строительных материалов для текущего ремонта.Передача приобретенных бюджетным учреждением материальных ценностей заказчикам оформляется накладными. Для этого применяется типовая форма № З-3, утвержденная
приказом Госказначейства «Об утверждении типовых форм учета и списания запасов бюджетных учреждений и инструкции по их составлению» от 18.12.2000 г. № 130.Заметим, что взаимоотношения между бюджетной организацией (заказчиком) и подрядчиками должны быть оформлены договором подряда. В этом договоре необходимо предусмотреть сроки выполнения работ, права и обязанности сторон, порядок оплаты работ и пр. Кроме того, в нем следует указать, за счет какой стороны (заказчика — бюджетного учреждения или подрядчика) будут приобретены материалы для ремонта. После окончания работ оформляются акты приемки-передачи выполненных работ, где указывается количество израсходованных материалов заказчика.
При проведении капитального ремонта стоимость материалов, переданных подрядной организации, отражается в отдельных строках Акта приемки выполненных строительных работ (типовая форма № КБ-2в) и Справки о стоимости выполненных строительных работ и расходах (типовая форма № КБ-3). Примеры оформления типовых форм по выполнению строительных работ с использованием материалов заказчика приведены на с. 27 — 28 сборника официальных документов и разъяснений «Ценообразование в строительстве», 2010, февраль, № 2 (см.
письмо Минрегионстроя от 16.03.2010 г. № 12/19-3-9-14-295).В этом случае заказчики оплачивают подрядной организации стоимость выполненных работ без учета стоимости переданных материалов.
Отметим: заказчики должны осуществлять контроль за использованием своих материалов, переданных подрядной организации.
Покажем на примере порядок отражения операций по замене окон в бухгалтерском учете.
Пример
. Учреждением для проведения ремонта здания приобретены металлопластиковые окна, подоконники, отливы, строительные материалы (штукатурка, краска, цемент, гипс, металлический профиль на сумму 40800 грн. (в том числе НДС — 6800 грн.)). Для выполнения работ по установке окон, подоконников, отливов, шпаклеванию откосов учреждением заключен договор с подрядной организацией на сумму 10200 грн. (в том числе НДС — 1700 грн.). Выполнение работ подрядной организацией подтверждено актом выполненных работ, утвержденным руководителем учреждения. В акте указано, что для проведения ремонта израсходованы материалы заказчика.Порядок отражения таких операций покажем в таблице:
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция субсчетов | Сумма, грн. | |
дебет | кредит | |||
1 | Оприходованы окна, подоконники, отливы, строительные материалы (без учета НДС) | 202, 204, 234 | 675 | 34000 |
2 | Отнесена на расходы учреждения сумма НДС | 801 (802, 811) | 675 | 6800 |
3 | Перечислена оплата за полученные материальные ценности | 675 | 321 (323) | 40800 |
4 | Переданы окна, подоконники, отливы, строительные материалы подрядной организации для проведения ремонта | 631 | 202, 204, 234 | 34000 |
5 | Отражены расходы на проведение ремонта, выполненного подрядной организацией (на основании акта выполненных работ) | 801 (802, 811) | 631 | 10200 |
6 | Списана стоимость израсходованных в ходе проведения ремонта материалов заказчика | 801 (802, 811) | 631 | 34000 |
7 | Перечислена оплата подрядной организации за выполненные работы | 631 | 321 (323) | 10200 |
Согласно
п. 1.16 Инструкции по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64, расходы, связанные с проведением ремонта необоротных активов, не относятся на увеличение стоимости необоротных активов, а относятся на расходы по соответствующим кодам экономической классификации расходов.Таким образом, при выполнении работ по замене окон, установке подоконников, отливов, шпаклеванию откосов, т. е. выполнении работ, которые не связаны с дооборудованием, реконструкцией, модернизацией объекта необоротных активов, их стоимость
не относится не увеличение стоимости здания, в котором проводился ремонт, а отражается в составе фактических расходов учреждения.3. Для правильного разграничения запланированных мероприятий, направленных на поддержание объектов необоротных активов в рабочем состоянии, нужно прежде всего определить, к какому виду ремонта относятся работы — текущему или капитальному. Суть текущего и капитального ремонта определена в письме Государственного комитета Украины по строительству и архитектуре от 30.04.2003 г. № 7/7-401, на которое также ссылалось Госказначейство в письмах от 10.06.2010 г. № 17-10/1440-10262 и от 14.04.2008 г. № 3.4-04/1074-6139.
Так,
капитальный ремонт здания представляет собой комплекс ремонтно-строительных работ, предусматривающий замену, обновление и модернизацию конструкций и оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением, улучшение эксплуатационных показателей, планировки здания и благоустройство территории без изменения строительных габаритов объекта. Капитальный ремонт предусматривает приостановление на время выполнения работ эксплуатации здания в целом или его частей.Текущий
ремонт представляет собой комплекс ремонтно-строительных работ, который предусматривает систематическое и своевременное поддержание эксплуатационных качеств и предупреждение предварительного износа конструкций и инженерного оборудования. Если здание в целом не подлежит капитальному ремонту, комплекс работ текущего ремонта может учитывать отдельные работы, которые классифицируются как относящиеся к капитальному ремонту (кроме работ, предусматривающих замену и модернизацию конструктивных элементов здания). Текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, которая обеспечивает эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). Текущий ремонт является средством предупреждения износа конструкций и инженерного оборудования здания, а капитальный — необходимостью при фактическом износе здания.Основным документом, позволяющим сориентироваться при отнесении работ к текущему или капитальному ремонту, является
Примерный перечень услуг по содержанию зданий и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, зданий, сооружений, утвержденный приказом Госкомитета Украины по вопросам ЖКХ от 10.08.2004 г. № 150 (далее — Перечень № 150).Далее рассмотрим, к какому виду ремонта относятся согласно
Перечню № 150 работы по замене окон, подоконников, отливов, оштукатуриванию.Так,
к текущему ремонту относятся:«
1.2.2. Стены:<…>
1.2.2.12. Ремонт и замена отливных досок, покрытий цоколя, отливов окон;
<…>
1.2.8. Проемы:
1.2.8.1. Исправление оконных рам и дверей с заменой до 5 % всей площади зимних рам и до 3 % общего количества дверей;
<…>
1.2.8.4. Установка новых оконных и дверных наличников;
1.2.8.5.
Ремонт и замена отдельных оконных коробок и подоконников до 2 % общего их количества;<…>
1.2.9. Штукатурные и малярные работы:
<…>
1.2.9.9. Частичный ремонт штукатурки оконных и дверных косяков».
В свою очередь,
к капитальному ремонту относятся:«2.8. Проемы:
2.8.1. Замена оконных рам, дверных полотен и досок подоконников с окраской и установкой новых приборов и застеклением;
2.8.2.
Замена новыми оконных и дверных коробок, рам и косяков с наличниками или перевязка их с добавлением новых материалов с полной их забивкой;<…>
2.9. Штукатурные и малярные работы:
2.9.1. Штукатурение стен и потолков заново или местами более 1 кв. м.;
2.9.2. Малярные и отбойные работы, вызванные ремонтом потолков или штукатурением стен;
2.9.3. Окраска оконных рам, дверей, потолков, стен и полов после произведенного капитального ремонта этих конструкций;
<…>
2.9.6. Обивка стен и потолков сухой штукатуркой».
Ориентируясь на вышеприведенный перечень работ, выполняемых в ходе проведения текущего и капитального ремонта, учреждение может определить, к какому виду ремонта (текущему или капитальному) относятся запланированные работы.
Поскольку в рассматриваемой ситуации учреждение проводит замену окон в количестве 34 шт. (при общем количестве окон — 110 шт.) и это количество составляет
более 2 % от общего количества окон в помещении, то такие работы относятся к капитальному ремонту. И только в том случае, если замена окон составляет менее 2 % от общего количества окон, учреждение может классифицировать такие работы как текущий ремонт. Напомним, что вопросы, касающиеся проведения капитального ремонта, подробно рассматривались в статье «Капитальный ремонт: что нужно знать бухгалтеру» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 9).Заметим, что замену окон нужно рассматривать именно как ремонтные работы строительных конструкций (т. е. здания в целом), а не как ремонт конкретного кабинета. Так,
Правилами содержания жилых домов и придомовых территорий, утвержденными приказом Госкомитета Украины по вопросам ЖКХ от 17.05.2005 г. № 76, предусмотрено, что к числу мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту строительных конструкций относится проверка состояния окон и дверей (п. 4.6). Да и Перечнем № 150 мероприятия по замене окон отнесены к ремонту проемов здания (п.п. 1.2.8 и п. 2.8).Поскольку список запланированных ремонтных работ в данной ситуации является достаточно большим и включает в себя не только замену окон, подоконников, отливов, но и штукатурные работы, нужно правильно составить проектно-сметную документацию на такие работы. Перечень вопросов, на которые обращают внимание работники КРУ в ходе проверки правильности оформления проектно-сметной документации, определен в
разд. 6 Методических рекомендаций по проведению государственной контрольно-ревизионной службой ревизий использования средств на строительство, утвержденных приказом ГлавКРУ от 27.02.2009 г. № 39 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 12). Поэтому ознакомиться с этими требованиями несомненно будет полезным для бюджетных учреждений. Следует также учесть, что за правильность отнесения расходов к текущему и капитальному ремонту ответственность несет распорядитель бюджетных средств.В соответствии с
Инструкцией о применении экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Госказначейства от 25.11.2008 г. № 495, расходы на приобретение и изготовление мебели (столов, стульев, шкафов, тумбочек и т. п.), жалюзи, ролетов, металлических решеток, оконных и дверных блоков осуществляются по КЭКР 1131 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь, в том числе мягкий инвентарь и обмундирование». Поэтому стоимость окон, приобретенных учреждением, списывается на фактические расходы по КЭКР 1131.О порядке применения КЭКР при осуществлении расходов на приобретение материалов для текущего и капитального ремонта и оплате подрядной организации за выполненные работы Госказначейство разъясняло в
письмах от 31.05.2010 г. № 15-04/1260-9359 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 24), от 30.06.2010 г. № 17-06/1658-11769, от 08.07.2010 г. № 17-06/1752-12613.Покажем в таблице, какие КЭКР применяются для отражения вышеуказанных расходов:
КЭКР | Примечание |
1131 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь, в том числе мягкий инвентарь и обмундирование» | Применяется для отражения расходов, связанных с приобретением строительных материалов для проведения текущего ремонта |
1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» | Применяется для оплаты работ, выполненных подрядной организацией по текущему ремонту зданий, помещений |
2133 «Капитальный ремонт других объектов» | Применяется для осуществления расходов на приобретение строительных материалов за счет средств, предусмотренных на капитальный ремонт и используемых в процессе ремонтных работ |
Применяется для оплаты работ, выполненных подрядной организацией по капитальному ремонту зданий, помещений |
После проведения ремонта объектов необоротных активов (независимо от того, проводился текущий ремонт или капитальный) оформляется
Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов типовой формы № ОЗ-2 (бюджет). В акте указываются сметная стоимость работ в соответствии с утвержденным расчетом расходов, необходимых для их осуществления, и фактическая стоимость законченных работ.Акт составляется в двух экземплярах и подписывается представителем бюджетного учреждения, уполномоченным на приемку основных средств после ремонта, и представителем подрядной организации, выполнившей ремонт. Первый экземпляр акта сдается в бухгалтерию учреждения, где делаются соответствующие записи о произведенных работах в инвентарных карточках учета основных средств формы № ОЗ-6 (бюджет). Второй экземпляр передается предприятию, выполнившему ремонт. Изменения в характеристике объекта, связанные с его ремонтом, вносятся в соответствующий раздел акта и технический паспорт объекта.
4. Скажем сразу, что отходы, оставшиеся после демонтажа старых деревянных окон, учреждение не имеет права зачесть в уменьшение стоимости предоставленных услуг по замене окон. Связано это с тем, что ст. 45 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI запрещает осуществлять расчеты с бюджетом в неденежной форме, в том числе путем взаимозачета, применения векселей, бартерных операций.
В свое время ГлавКРУ в
письме от 04.02.2009 г. № 26-18/4 рекомендовало в ходе проведения ревизий выяснять не только вопросы программы, но и, в частности, такой вопрос, как использование подконтрольным учреждением неденежной формы расчетов (бартер, вексели).Поэтому в рассматриваемой ситуации правильно будет поступить следующим образом.
Прежде всего комиссия по списанию должна установить возможность использования таких материальных ценностей к дальнейшей эксплуатации и провести их оценку. При определении стоимости материалов, оставшихся после демонтажа старых окон, можно ориентироваться на цены, установленные пунктами приема вторичного сырья в вашем регионе. Для более точного определения стоимости также можно использовать информацию из прайс-листов, а также ориентироваться на рыночные цены, сложившиеся в регионе. По этой оценочной стоимости такие материалы должны быть оприходованы на баланс учреждения на субсчет 239 «Прочие материалы».
Производя оценку отходов, комиссия определяет не только их стоимость, но и количество (как правило, в кубических или квадратных метрах), а результаты отражает
в акте оценки отходов. Такой документ составляется в произвольной форме, поскольку действующим законодательством не предусмотрено типовой формы.Кроме того, в данном случае учреждению необходимо предоставить в орган Госказначейства
Справку о поступлениях в натуральной форме (приложение 51 к Порядку обслуживания государственного бюджета по расходам и операциям по предоставлению и возврату кредитов, утвержденному приказом Госказначейства от 25.05.2004 г. № 89) не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца. Пример заполнения такой Справки был приведен в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 24, с. 36.Кстати, о необходимости оприходования на соответствующих субсчетах бухгалтерского учета непригодных для дальнейшего использования узлов, деталей, материалов как вторичного сырья Госказначейство указывало в
письмах от 01.09.2010 г. № 17-04-2161-16395 и от 08.04.2011 г. № 17-04/931-4925 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 19).Также напомним, что порядок отражения в бухгалтерском учете операций по оприходованию материальных ценностей, полученных в результате ликвидации объектов основных средств, рассматривался в статьях «Учет вторичного сырья» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 24) и «Что делать с ненужным имуществом» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 37).