ПЛАНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ НА ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ В ЗАВЕДЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Владислав СТАНКУС, заведующий сектором контроля заведений и организаций, финансируемых из бюджета, КРО в г. Харькове
Нужно ли при составлении сметы на год в заведении здравоохранения по КЭКР 1111 «Заработная плата» планировать расходы на выплату надбавки за выслугу лет по вакантным должностям?
(Донецкая обл.)
Сначала напомним, что требования по планированию расходов в сметах определены в
Порядке составления, рассмотрения, утверждения и основных требованиях к исполнению смет бюджетных заведений, утвержденных постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228 (далее — Порядок № 228).План ассигнований общего фонда бюджета
, план предоставления кредитов из общего фонда бюджета, план специального фонда, план использования бюджетных средств высших учебных заведений и научных заведений, помесячный план использования бюджетных средств являются неотъемлемыми частями сметы и утверждаются вместе с этой сметой.Расчеты, обосновывающие показатели расходов бюджета или предоставления кредитов из бюджета, которые включаются в проект сметы, являются неотъемлемой частью сметы. В соответствии с
п. 2 Порядка № 228 распорядители бюджетных средств нижестоящего уровня согласовывают форму расчетов с главным распорядителем бюджетных средств.Согласно
п. 12 Порядка № 228 главные распорядители бюджетных средств рассматривают показатели проектов смет распорядителей нижестоящего уровня в отношении законности и правильности расчетов, целесообразности запланированных расходов бюджета или предоставления кредитов из бюджета, правильности их распределения в соответствии с экономической классификацией расходов или классификацией кредитования бюджета, полноты поступления доходов или возврата кредитов, соблюдения действующих ставок (должностных окладов), норм, цен, лимитов, а также другие показатели согласно законодательству и составляют проекты сводных смет.Главным требованием в процессе планирования расходов сметы является то, что во время определения объемов расходов бюджета и/или предоставления кредитов из бюджета распорядителей нижестоящего уровня главные распорядители должны
учитывать объективную потребность в средствах каждого заведения исходя из его основных производственных показателей и контингентов, которые устанавливаются для заведений (количество классов, учащихся в школах, коек в больницах, детей в дошкольных заведениях и т. п.), объема выполняемой работы, штатной численности, необходимости погашения дебиторской и кредиторской задолженности и реализации отдельных программ и намеченных мероприятий по сокращению расходов в плановом периоде (п. 20 Порядка № 228).Кроме того, при определения расходов в проектах смет должен обеспечиваться
строгий режим экономии средств и материальных ценностей.Право медицинских работников на получение надбавки за выслугу лет предусмотрено
Порядком выплаты надбавки за выслугу лет врачам и специалистам с базовым и неполным высшим медицинским образованием государственных и коммунальных заведений здравоохранения, утвержденным постановлением КМУ от 29.12.2009 г. № 1418.Выплата указанной надбавки является обязательной
выплатой медицинским работникам.Надбавка за выслугу лет в государственном или коммунальном заведении здравоохранения исчисляется исходя из должностного оклада (с повышениями) работника без учета других надбавок и доплат.
Надбавка к должностному окладу за выслугу лет медицинским работникам назначается и выплачивается в зависимости от стажа работы в следующих размерах:
— если стаж более 3 лет — 10 %;
— более 10 лет — 20 %;
— более 20 лет — 30 %.
То есть если вакантная должность будет занята в течение года, то работнику, медицинский стаж которого составляется более 3 лет, заведение
обязательно должно выплатить указанную надбавку.Учитывая вышеприведенное, считаем, что планировать надбавку за выслугу лет медицинским работникам
по вакантным должностям нужно.Размер надбавки, которую следует запланировать, определяется в каждом конкретном случае отдельно исходя из вакантной должности.
Так, например, если заведению здравоохранения нужен врач-хирург высшей категории, то можно запланировать по такой вакантной должности надбавку за выслугу лет в размере 20 % должностного оклада, поскольку для получения высшей категории врач-хирург должен проработать не менее 10 лет.
Если же предварительно спрогнозировать размер надбавки за выслугу лет работника по вакантной должности невозможно, то в связи с тем, что в проекте смет заведения должен обеспечиваться
строгий режим экономии средств, считаем, что такую надбавку следует запланировать в наименьшем размере, т. е. 10 % должностного оклада. Если на вакантную должность будет принят работник, имеющий право на получение указанной надбавки в большем размере, то заведение должно ее выплачивать за счет экономии фонда заработной платы, а при отсутствии такой экономии следует обратиться в вышестоящую организацию с просьбой выделить дополнительные средства на указанную цель.В заключение напомним, что неправильное планирование средств на заработную плату, приводящее к созданию остатка средств, не свидетельствует об экономии средств на оплату труда и не позволяет выплатить премии и другие поощрительные выплаты, а наоборот, такие средства подлежат сокращению.