ГОСКАЗНАЧЕЙСТВО ОТВЕЧАЕТ НА АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
(ОБЗОР ПИСЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗНАЧЕЙСТВА УКРАИНЫ)
Предлагаем вашему вниманию очередную подборку писем Государственного казначейства Украины. В данном материале представлены разъяснения о порядке применения КЭКР и отражения в бухгалтерском учете различных хозяйственных операций.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
Инструкция № 495 — Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Госказначейства Украины от 25.11.2008 г. № 495.
Инструкция № 64 — Инструкция по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства Украины от 17.07.2000 г. № 64.
Порядок № 263 — Порядок составления, утверждения и представления сети распорядителей средств местных бюджетов всех уровней и основные требования к ней, утвержденные приказом Минфина Украины от 14.05.2010 г. № 263.
Порядок № 228 — Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.
Приказ № 57 — приказ Минфина Украины «Об утверждении документов, применяемых в процессе исполнения бюджета» от 28.01.2002 г. № 57.
Типовая инструкция № 447 — Типовая инструкция о порядке списания имущества бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства Украины от 29.11.2010 г. № 447.
Порядок № 89 — Порядок обслуживания государственного бюджета по расходам и операциям по предоставлению и возврату кредитов, предоставленных за счет средств государственного бюджета, утвержденный приказом Госказначейства Украины от 25.05.2004 г. № 89.
Правила № 174 — Правила определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000, утвержденные приказом Госстроя Украины от 27.08.2000 г. № 174.
ДБН А.2.2-3-2004 — Государственные строительные нормы Украины «Проектирование. Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации для строительства»
ДБН А.2.2-3-2004, утвержденные приказом Госстроя Украины от 20.01.2004 г. № 8.
№ | Ответ Госказначейства Украины | Комментарий редакции |
1 | 2 | 3 |
1 | ВОПРОС: Как учитывать в бухгалтерском учете нематериальные активы? | |
Письмо от 16.05.2011 г. № 17-04/1243-6611 В соответствии со ст. 1108 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV лицо, которое имеет исключительное право разрешить использование объекта права интеллектуальной собственности (лицензиар), может предоставить другому лицу (лицензиату) письменные полномочия, которые предоставляют ему право на использование этого объекта в определенной ограниченной сфере (лицензия на использование объекта права интеллектуальной собственности). Нематериальные активы для взятия на учет должны быть законченными и засвидетельствованными соответствующими документами (патентом, сертификатом, лицензией и т. п) в порядке, установленном действующим законодательством Украины. Лицензия на использование объекта права интеллектуальной собственности может быть оформлена как отдельный документ или быть составной частью лицензионного договора. На учет в составе нематериальных активов принимаются приобретенные права на владение, пользование и распоряжение объектом нематериальных активов после отчуждения их (прав) от бывших владельцев и определения их стоимости. Приобретенный объект авторского права на условиях пользования им, без передачи прав на владение или распоряжение, не учитывается в составе нематериальных активов. Расходы, связанные с приобретением (созданием) таких объектов, признаются расходами того отчетного периода, в течение которого они были осуществлены, без признания таких расходов в будущем нематериальным активом | Критерием и основанием для оприходования таких объектов являются охранные документы, которые согласно действующему законодательству удостоверяют правомерность приобретения учреждением права собственности на такие объекты. Поэтому только те объекты авторского права, на которые учреждение получило исключительные права на владение, пользование и распоряжение, учреждения могут учитывать в составе объектов нематериальных активов. В свое время Госказначейством были разработаны Рекомендации по единым подходам к приобретению и отражению в бухгалтерском учете бюджетных учреждений программного обеспечения, которые приведены в письме от 17.09.2007 г. № 3.4-04/2055-10882 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 38) и в которых достаточно подробно описаны принципы учета программного обеспечения. Например, если учреждение приобретает программное обеспечение, на которое имущественные права ему не передаются (имущественные и авторские права на такое программное обеспечение остаются у разработчика, а заказчику предоставляется право пользования этим программным обеспечением без передачи самого программного обеспечения и/или полномочий на его использованием третьим лицам), то оплата расходов на приобретение такого программного обеспечения осуществляется по КЭКР 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». К таким расходам относится оплата за установление (инсталляцию) программного обеспечения (программных продуктов, информационных систем и комплексов, баз данных, веб-страниц/сайтов/порталов), последующее пользование им, сопровождение и обслуживание, в том числе обучение пользователей. В этом случае такое программное обеспечение учреждения не учитывают в составе нематериальных активов. Если же в документах на приобретение авторского права определено, что учреждение получает исключительные права на владение, пользование и распоряжение таким объектом, то расходы на его приобретение осуществляют по КЭКР 2300 «Приобретение земли и нематериальных активов». Учет таких объектов ведется на субсчете 121 «Авторские и смежные с ними права». Как указывало Госказначейство в письме от 25.03.2011 г. № 17-04/843-4326, нематериальные активы для взятия на учет должны быть законченными и засвидетельствованными соответствующими документами (патентом, сертификатом, лицензией и т. п.) в порядке, установленном действующим законодательством Украины. В комментарии к письму Госказначейства от 07.06.2011 г. № 17-04/1462-8022 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 30) был приведен порядок отражения в бухгалтерском учете операций по приобретению нематериальных активов. Кроме того, вопросы учета компьютерных программ рассматривались в статье «Компьютерные программы: особенности учета» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 14). Вопросы, касающиеся управленческого учета компьютерных программ, на которые оформлены только права пользования, и особенностей проведения их инвентаризации, освещались в статье «Инвентаризация нематериальных активов» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 40) | |
2 | ВОПРОС: Как учитывать средства, предусмотренные в государственном бюджете для реализации пилотных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства? | |
Письмо от 20.05.2011 г. № 17-04/1300-7029 Порядком № 263 предусмотрено, что распорядители средств государственного бюджета могут определяться лишь главными распорядителями средств местного бюджета по бюджетным назначениям местного бюджета, которые не предусматривают расходов, связанных с содержанием этих учреждений по основной деятельности. В таком случае главный распорядитель средств местного бюджета — учреждение государственного бюджета самостоятельно осуществляет расходы для выполнения программ и мероприятий, которые осуществляются за счет средств местного бюджета, или формирует сеть, в которую включаются бюджетные учреждения, содержащиеся за счет средств этого местного бюджета, и/или получатели. Получатели могут быть включены одновременно в сеть распорядителей средств разных бюджетов. Инвестиции, которые согласно законодательству поступают бюджетным учреждениям, согласно ч. 4 ст. 13 БКУ относятся ко второй подгруппе второй группы собственных поступлений бюджетных учреждений. Следовательно, средства, которые будут поступать из других источников, как софинансирование программ, предусмотренных порядками использования средств, должны быть предусмотрены в смете распорядителя как собственные поступления бюджетных учреждений по второй подгруппе второй группы. В случае выполнения мероприятий получателем бюджетных средств средства из других источников, которые поступают для реализации программ, предусмотренных порядками использования средств, зачисляются на счета, открытые учреждением (предприятием) в банковских учреждениях | Заметим, что перечень и полномочия главных распорядителей бюджетных средств определены ст. 22 БКУ. Так, в соответствии с п. 2 и 3 ч. 2 ст. 22 БКУ главными распорядителями бюджетных средств являются: — по бюджетным назначениям, определенным другими решениями о местных бюджетах, — местные государственные администрации, исполнительные органы и аппараты местных советов (секретариат Киевского городского совета), главные управления, управления, отделы и другие самостоятельные структурные подразделения местных государственных администраций, исполнительных органов местных советов в лице их руководителей. Если согласно закону местным советом не создан исполнительный орган, функции главного распорядителя средств соответствующего местного бюджета выполняет председатель такого местного совета. К числу получателей бюджетных средств относятся субъекты хозяйствования, общественные и другие организации, не имеющие статуса бюджетного учреждения, которые уполномочены распорядителем бюджетных средств осуществлять мероприятия, предусмотренные бюджетной программой, и получают для их осуществления средства из бюджета. Основные критерии получателей бюджетных средств определены в Порядке № 228, однако соответствующими порядками использования бюджетных средств могут быть определены критерии и условия выбора получателя, которому предоставляется государственная поддержка. Получатели бюджетных средств используют бюджетные средства на основании плана использования бюджетных средств, а бюджетные учреждения — на основании сметы, при составлении которых необходимо руководствоваться Порядком № 228 и приказом № 57. Как предусмотрено Порядком № 263, получатели бюджетных средств могут быть включены одновременно в сеть главного распорядителя и распорядителя нижестоящего уровня по средствам одного местного бюджета только по разным кодам временной классификации расходов и кредитования местных бюджетов, в то время как бюджетное учреждение в лице его руководителя не может быть одновременно главным распорядителем и распорядителем разных местных бюджетов. Поэтому в зависимости от того, кому перечисляются бюджетные средства — получателю или бюджетному учреждению, порядок учета таких средств будет иметь свои особенности | |
3 | ВОПРОС: Кто может утверждать акты о списании госимущества? | |
Письма от 16.05.2011 г. № 17-04/1242-6612; от 11.08.2011 г. № 17-08/51-299; от 20.07.2011 г. № 17-04/1730-10233 Согласно с п. 9 Типовой инструкции № 447 составленные комиссией акты о списании имущества отражаются в бухгалтерском учете после их утверждения (согласования) должностным лицом (руководящим органом), уполномоченным в соответствии с законодательством принимать решение о распоряжении имуществом. При этом в ст. 5 Закона Украины «Об управлении объектами государственной собственности» от 21.09.2006 г. № 185-V Составленные комиссией акты о списании имущества отражаются в бухгалтерском учете после их утверждения (согласования) должностным лицом, уполномоченным согласно законодательству принимать решение об управлении объектами государственной (коммунальной) собственности непосредственно или путем передачи руководителям подчиненных бюджетных учреждений соответствующих полномочий, в зависимости от стоимости за единицу (комплект) материальных ценностей и причин списания | Из этого следует, что акты о списании имущества с балансов бюджетных учреждений в зависимости от стоимости такого имущества могут быть утверждены: При этом именно органы, уполномоченные управлять государственным или коммунальным имуществом, имеют право делегировать полномочия по утверждению актов о списании имущества непосредственно руководителю бюджетного учреждения. Обратите внимание: такое право должно быть оформлено соответствующим распорядительным документом, в котором указывается, на какое имущество (с указанием стоимостных пределов) распространяется такое право. Что касается коммунального имущества, то органы местного самоуправления утверждают соответствующие документы по списанию такого имущества, в которых, в частности, утверждают процедуру утверждения актов о списании коммунального имущества в зависимости от стоимости имущества и причин списания. Как указывало Госказначейство в письме от 15.07.2011 г. № 17-07/1700-10076 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 31), решение о передаче полномочий по управлению имуществом, находящимся в коммунальной собственности территориальной громады, определение границ этих полномочий и условий их осуществления, принимаются на пленарных заседаниях соответствующего совета | |
4 | ВОПРОС: Нужно ли сторнировать износ, начисленный на стоимость здания, которое отнесено к памятникам культуры и внесено в Государственный реестр памятников недвижимости в 2008 году? | |
Письмо от 20.07.2011 г. № 17-04/1730-10233 Начисление износа на необоротные активы осуществляется согласно требованиям разд. 7 Инструкции № 64. В соответствии со ст. 58 Конституции Украины законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратной силы во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица | Действительно, в соответствии с п. 7.3 Инструкции № 64 износ не начисляется, в частности, на памятники культурного наследия национального или местного значения, которые внесены (подлежат внесению) в Государственный реестр недвижимых памятников Украины. При этом памятники культурного наследия были исключены из перечня объектов необоротных активов, на которые износ не начисляется, в 2009 году согласно приказу Госказначейства от 22.12.2009 г. № 526. Вместе с тем, как указывает Госказначество в письме от 20.07.2011 г. № 17-04/1730-10233, в связи с изменением перечня объектов, на которые износ в настоящее время не начисляется, никаких корректировок сумм ранее начисленного износа выполнять не надо. Связано это с тем, что в данном случае действует правило «закон обратной силы не имеет». В соответствии с вышеуказанным правилом действие закона или другого нормативно-правового акта распространяется только на те отношения, которые возникли после вступления их в силу. Это является одной из важнейших гарантий правовой стабильности, уверенности субъектов права в том, что их правовое состояние не ухудшится с принятием нового закона или другого нормативного акта, а также является необходимым условием доверия к государству и праву. Кстати, на то, что нет необходимости в проведении каких-либо корректировок по ранее начисленным суммам износа на необоротные активы, Госказначейство обращало внимание в письме от 27.05.2010 г. № 15-04/1239-9217 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 25) | |
5 | ВОПРОС: Когда бюджетные учреждения должны учитывать музейные ценности на субсчете 111? | |
Письмо от 29.07.2011 г. № 17-04/1827-10748 В соответствии с Порядком применения плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденным приказом Главного управления Госказначейства от 10.12.99 г. № 114, музейные ценности (независимо от стоимости), кроме предметов искусства и природоведения, древности и народного быта и экспонатов научного, исторического и технического значения, которые учитываются в порядке, установленном для учета этих ценностей в государственных музеях, учитываются на субсчете 111 «Музейные ценности, экспонаты зоопарков, выставок». Учет таких объектов ведется согласно требованиям | Музейные предметы и предметы музейного значения, которые хранятся в музеях независимо от форм собственности и подчинения, а также предметы музейного значения, которые хранятся на предприятиях, в учреждениях, организациях государственной и коммунальной формы собственности, подлежат учету в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Формы учетных документов утверждаются центральным органом исполнительной власти в сфере Предметы искусства и природоведения, древности и народного быта, экспонаты научного, исторического и технического значения подлежат учету в соответствии с Положением о Музейном фонде, утвержденным постановлением КМУ от 20.07.2000 г. № 1147. Этим документом определен порядок формирования Музейного фонда Украины, порядок учета музейных предметов, музейных коллекций, музейных собраний, обеспечения их охраны, сохранения и использования. Что касается остальных музейных ценностей (независимо от стоимости), которые не относятся к предметам искусства и природоведения, древности и народного быта и экспонатам научного, исторического и технического значения, то их необходимо учитывать на субсчете 111 | |
6 | ВОПРОСы: 1. Каков порядок открытия специальных регистрационных счетов? 2. Каков порядок утверждения справки о внесении изменений в смету в случае поступления средств из других источников как софинансирование бюджетных программ? | |
Письмо от 03.08.2011 г. № 17-04/1867-10926 1. Перечень документов, которые подаются распорядителями бюджетных средств в органы Госказначейства для открытия бюджетных счетов, определен в п. 4.1 Порядка открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственного казначейства Украины, утвержденного приказом Госказначейства Украины от 02.12.2002 г. № 221. В случае открытия распорядителем бюджетных средств в течение бюджетного года счетов для учета операций с собственными поступлениями бюджетных учреждений в органы Госказначейства необходимо предоставить смету (если по этой бюджетной программе не предоставлялась смета с начала года) или справку о внесении изменений в смету. 2. Порядком № 228 определено, что расходы бюджета или предоставления кредитов из бюджета специального фонда бюджета осуществляются исключительно в пределах и за счет соответствующих поступлений в этот фонд на основании смет с учетом внесенных в них изменений. Изменения в специальный фонд сметы вносятся в случае, когда общий объем фактических поступлений в этот фонд вместе с объемом остатков бюджетных средств на его счетах на начало года будет больше, чем соответствующие поступления, учтенные в смете на соответствующий год. При этом в специальном фонде сметы уточненный объем расходов бюджета или предоставления кредитов из бюджета должен равняться сумме уточненного объема доходов и остатков бюджетных средств на начало года. В течение бюджетного периода распорядители вносят изменения в специальный фонд сметы по собственным поступлениям на основании справки Государственной казначейской службы о подтверждении поступлений на специальные регистрационные счета, открытые в органах Государственной казначейской службы, и справки об изменениях в смету без внесения соответствующих изменений в бюджетную роспись по специальному фонду бюджета. Распорядители нижестоящего уровня подают распорядителям высшего уровня заверенные соответствующим органом Государственной казначейской службы копии утвержденных справок о внесении изменений в специальный фонд сметы по собственным поступлениям. Распорядителями вносятся изменения в специальный фонд сметы в части увеличения поступлений и расходов в случае, когда объемы собственных поступлений специального фонда сметы фактически превысили объемы, учтенные при утверждении соответствующего бюджета с учетом остатков на начало года | 1. Одним из документов, который необходимо подать распорядителю бюджетных средств в орган Госказначейства для открытия бюджетных счетов, является утвержденная смета. В случае если такие счета открываются не в начале года, то распорядитель бюджетных средств должен предоставить смету или справку о внесении изменений в смету. Как определено в п. 47 Порядка № 228, в случае внесения изменений в смету распорядителями бюджетных средств составляются соответствующие справки, которые утверждаются и исполняются в том же порядке, что и сметы. Формы таких документов утверждены приказом № 57. 2. Расходы специального фонда сметы осуществляются исключительно в пределах и за счет соответствующих поступлений в этот фонд на основании смет с учетом внесенных в них изменений. Взятие бюджетных обязательств по специальному фонду осуществляется распорядителями бюджетных средств исключительно в пределах соответствующих фактических поступлений специального фонда. Аналогичная норма предусмотрена ч. 2 ст. 48 БКУ. О том, как действовать распорядителям бюджетных средств в случае внесения изменений в специальный фонд, и какие документы при этом оформлять, говорится в п. 49 Порядка № 228. Все изменения должны быть экономически обоснованы и подтверждены расчетами по каждому коду экономической классификации расходов. Как при составлении сметы, так и при внесении изменений в смету, расчеты подписываются руководителем учреждения и руководителем его финансового подразделения или главным (старшим) бухгалтером и для утверждения не предоставляются. Изменения в специальный фонд сметы в течение года распорядители бюджетных средств вносят на основании таких документов: После этого распорядители бюджетных средств должны упорядочить бюджетные обязательства | |
7 | ВОПРОС: Как отражать расходы, связанные с приобретением подарков для поощрения физических лиц? | |
Письмо от 04.08.2011 г. № 17-04/1887-11041 В соответствии со ст. 143 Кодекса законов о труде Украины В структуру заработной платы входят основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты (ст. 2 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР). Выплаты в форме вознаграждений по итогам работы за год, премии по специальным системам и положениям, компенсационные и другие денежные и материальные выплаты, которые не предусмотрены актами действующего законодательства или которые осуществляются сверх установленных норм, относятся к другим выплатам. Согласно Инструкции № 495 КЭКР 1110 включает оплату труда всех работников бюджетных учреждений (организаций), военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава Расходы на приобретение сувениров, подарков осуществляются по КЭКР 1131 | В зависимости от того, кто является получателем подарка — работник учреждения или лицо, не являющееся таковым, расходы, связанные с приобретением подарков, учреждения осуществляют по разным КЭКР. Так, если ценные подарки предоставляются работникам учреждения или военнослужащим, то расходы на их приобретение осуществляются по КЭКР 1111 или 1112. В том случае если приобретение подарков, сувениров предназначено для выдачи (вручения) лицам, не являющимся работниками учреждения, то такие расходы осуществляются по КЭКР 1131. Кроме того, нужно обратить внимание на то, что разд. IV НКУ предусмотрен разный порядок налогообложения налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) стоимости подарков в зависимости от того, является получатель подарка работником учреждения или нет. Так, если подарок предоставляется работникам учреждения, то для целей обложения НДФЛ указанная выплата (подарок) будет являться зарплатной в соответствии с п.п. 14.1.48 НКУ. При начислении доходов в виде заработной платы база обложения НДФЛ определяется как начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налоговой социальной льготы при ее наличии (п. 164.6 НКУ). Обращаем внимание: если подарок предоставляется в денежной форме, то базой налогообложения будет сумма таких денежных средств. В случае предоставления подарка в неденежной форме база обложения НДФЛ определяется как стоимость такого подарка, рассчитанная по обычным ценам, умноженная на коэффициент, исчисляемый по формуле: К = 100 : (100 - Сн), где К — коэффициент; Сн — ставка налога, установленная для таких доходов на момент начисления. В случае предоставления подарков в денежной и/или неденежной форме лицам, которые не являются работниками учреждения, стоимость таких подарков для целей обложения НДФЛ приравнивается к дополнительному благу (п.п. 164.2.17 НКУ). Также нужно учитывать, что согласно п.п. 165.1.39 НКУ не включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога стоимость неденежных подарков, а также призов победителям и призерам спортивных соревнований, если их стоимость не превышает 50 % одной минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года (в 2011 году — 470,50 грн.). Следовательно, в 2011 году не облагаются НДФЛ подарки, которые предоставляются в неденежной форме и стоимость которых не превышает 470,50 грн. | |
8 | ВОПРОС: Как учитывать благотворительную помощь в виде необоротных активов? | |
Письмо от 10.08.2011 г. № 17-08/40-258 В соответствии с п. 1.24 Инструкции № 64 необоротные активы, полученные безвозмездно в виде безвозвратной помощи, подарка, принимаются комиссией, созданной приказом руководителя учреждения, в состав которой обязательно входит работник бухгалтерии и представитель учреждения вышестоящего уровня. Комиссия составляет акт, в котором указываются наименование, количество и стоимость полученных материальных ценностей по рыночным свободным ценам на их аналогичные виды. Оценка необоротных активов осуществляется в соответствии с Законом Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III. | Заметим, что общие требования к получению, использованию и учету благотворительных взносов и пожертвований от юридических и физических лиц, как резидентов, так и нерезидентов, бюджетными учреждениями определены Порядком получения благотворительных (добровольных) взносов и пожертвований от юридических и физических лиц бюджетными учреждениями и заведениями образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, науки, спорта и физического воспитания для потребностей их финансирования, утвержденным постановлением КМУ от 04.08.2000 г. № 1222. Порядок документального оформления получения благотворительной помощи в виде необоротных активов осуществляется с учетом требований Инструкции № 64. Так, оприходование на баланс учреждения необоротных активов осуществляется на основании Акта приемки-передачи основных средств типовой формы № ОЗ-1 (бюджет). Независимо от того, в какой форме благотворительная помощь предоставляется учреждению, такие поступления относятся к собственным поступлениям бюджетных учреждений и зачисляются в состав доходов специального фонда. | |
| Необоротные активы, полученные безвозмездно от других учреждений, зачисляются на баланс учреждения по первоначальной (восстановительной) стоимости учреждения, которое их передало с указанием начисленной суммы износа за полное количество календарных месяцев Согласно ст. 13 БКУ благотворительные взносы, гранты и подарки, полученные бюджетными учреждениями, относятся В случае осуществления операций в натуральной форме, указанные операции подлежат отражению в бухгалтерском учете учреждения. Распорядители бюджетных средств не позднее последнего рабочего дня месяца составляют и подают в органы Госказначейства Справку о поступлениях в натуральной форме (п. 12.16 Порядка № 89) | В случае получения благотворительной помощи в натуральной форме учреждение-получатель должно подать в орган Госказначейства Справку о поступлениях в натуральной форме. Форма такой справки приведена в приложении 51 к Порядку № 89, а с примером ее заполнения вы можете ознакомиться в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 24, с. 36. Обратите внимание: в случае получения благотворительной помощи учреждению необходимо внести изменения в смету в части специального фонда в соответствии с требованиями п. 47 и 49 Порядка № 228, на основании справки Государственной казначейской службы о подтверждении поступлений на специальные регистрационные счета и справки об изменениях к смете. Подробно вопросы, касающиеся порядка получения, документального оформления и бухгалтерского учета благотворительной помощи, рассматривались в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 32 |
9 | ВОПРОС: Как учитывать расходы на строительство объектов? | |
Письмо от 06.09.2011 г. № 17-08/207-1273 В соответствии с ДБН А.2.2-3-2004 объектом строительства считается отдельное здание или сооружение (со всем оборудованием, которое к ним относится, инструментом и реманентом, галереями, эстакадами, внутренними инженерными сетями водоснабжения, канализации, газопровода, теплопровода, электроснабжения, радиофикации, подсобными и вспомогательными надворными зданиями, благоустройством и другими работами и расходами), на строительство, реконструкцию которых должны быть составлены отдельно проект и смета. Если на строительной площадке по проекту (рабочему проекту) сооружается только один объект основного назначения, то понятие «объект строительства» совпадает с понятием «строение». Так, под строением понимается совокупность домов и сооружений (объектов), строительство и реконструкция которых осуществляется, как правило, по единой проектно-сметной документации со сводным сметным расчетом стоимости строительства, на который в установленном порядке утверждается титул строения. В соответствии с Инструкцией № 495 по КЭКР 2123 проводится строительство прочих объектов, а по КЭКР 2121 — строительство жилья | Добавим, что Правилами № 174 определено, что объектом строительства является каждое отдельное здание (производственный корпус или цех, склад, жилой дом и т. п.) или сооружение (мост, тоннель, платформа и т. п.) со всеми обустройствами (галереями, эстакадами и т. п.), оборудованием, мебелью, инвентарем, подсобными и вспомогательными устройствами, которые им принадлежат, а также, при необходимости, с инженерными сетями, которые к ним прилегают. На строительство объекта должны быть составлены отдельный проект и смета или сметный расчет (объектная смета или объектный сметный расчет). Если на строительной площадке по проекту возводится только один объект основного назначения, без строительства подсобных и вспомогательных объектов (например, в промышленности — здание цеха основного назначения; в транспорте — здание железнодорожного вокзала, в жилищно-гражданском строительстве — жилой дом, театр, здание школы и т. п.), то понятие «объект строительства» совпадает с понятием «строение». Правилами № 174 необходимо руководствоваться при определении состава и порядка составления сметной документации. Так, общая стоимость работ по объекту строительства определяется на основании данных объектных смет или объектных сметных расчетов. Объектная смета представляет собой документ, который объединяет в своем составе на объект в целом данные из локальных смет и отражает общую стоимость работ по объекту строительства. Объектный сметный расчет объединяет в своем составе на объект в целом данные из локальных сметных расчетов и локальных смет, которые подлежат уточнению. Сводные сметные расчеты стоимости строительства зданий, сооружений (или их очередей) составляются на основе объектных смет, объектных сметных расчетов и сметных расчетов на отдельные виды расходов. Сводный сметный расчет стоимости строительства зданий, сооружений или их очередей представляет собой сметный документ, который определяет полную сметную стоимость строительства всех объектов, предусмотренных проектом (рабочим проектом), включая сметную стоимость строительных и монтажных работ, затраты на приобретение оборудования, мебели и инвентаря, а также все сопутствующие расходы | |
10 | ВОПРОС: Как осуществляются расходы на строительство и реконструкцию? | |
Письмо от 06.09.2011 г. № 17-08/208-1274 В соответствии с ДБН А.2.2-3-2004 новым строительством считается строительство комплекса объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий, домов, сооружений, а также филиалов и отдельных производств, которое осуществляется на свободных площадях с целью создания новой производственной мощности или предоставления услуг, которые после введения в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе. Под реконструкцией понимается перестройка существующих объектов производственного и общественного назначения, связанная с усовершенствованием производства, повышением его технико-экономического уровня и качества производимой продукции, улучшением условий эксплуатации и проживания, качества услуг, с изменением основных технико-экономических показателей (количество продукции, мощность, функциональное назначение, геометрические размеры). Согласно Инструкции № 495 по КЭКР 2123 «Прочее строительство (приобретение)» осуществляются расходы на строительство объектов, а по КЭКР 2143 «Реконструкция других объектов» — расходы на реконструкцию объектов | Несмотря на то что такие работы, как строительство новых объектов и реконструкция существующих объектов, имеют свои особенности, при выполнении таких работ бюджетные учреждения руководствуются общими документами. Так, кроме ДБН А.2.2-3-2004, которыми определены требования к составу, порядку разработки, согласования и утверждения проектной документации на новое строительство и реконструкцию зданий и сооружений общественного назначения и на новое строительство, реконструкцию и техническое переоснащение объектов производственного назначения, такие мероприятия должны осуществляться с учетом требований следующих документов: Также заметим, что на объекты реконструкции и строительства нужно составлять такой обязательный документ, как титул строений (постановление КМУ от 08.09.97 г. № 995). На этот момент обращалось внимание в материале, подготовленном специалистом контрольно-ревизионной службы Напомним, что перечень документов, которые необходимо подать в Госказначейство, приведен в Методических рекомендациях по перечню подтверждающих документов, предоставляемых распорядителями (получателями) бюджетных средств на стадии регистрации обязательств и оплаты счетов, утвержденных приказом Госказначейства от 14.09.2010 г. № 330 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 37, 41). При выполнении работ, связанных с капитальным строительством, капитальным ремонтом, реконструкцией и реставрацией, приобретением основных средств и жилья, в договорах о закупке работ и услуг за бюджетные средства заказчики могут предусматривать в соответствии с надлежащим образом оформленным решением главного распорядителя бюджетных средств предварительную оплату на срок не более 3 месяцев. Такое право предусмотрено п.п. 1 п. 1 постановления КМУ «Вопросы предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» от 09.10.2006 г. № 1404 |
Материал подготовила Виктория МАТВЕЕВА,
экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»