Темы статей
Выбрать темы

Проведение технического надзора при осуществлении капитального ремонта здания

Редакция ББ
Ответы на вопросы

ПРОВЕДЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ЗДАНИЯ

 

Юлия КРОТ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Является ли обязательным проведение технадзора за выполнением подрядчиком работ по капитальному ремонту здания? Кем осуществляется такой надзор и кто должен оплачивать стоимость этих услуг?

(Харьковская обл.)

 

Отметим, что Госкомстрой в

письме от 30.04.2003 г. № 7/7-401 определяет капитальный ремонт как комплекс ремонтно-строительных работ, предусматривающий замену, восстановление и модернизацию конструкций и оборудование зданий в связи с их физической изношенностью и разрушением, улучшение эксплуатационных показателей, а также улучшение планирования здания и благоустройства территории без изменения строительных габаритов объекта.

Вместе с тем в соответствии с

Порядком выполнения строительных работ, утвержденным постановлением КМУ от 13.04.2011 г. № 466, строительные работы — это работы по новому строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту. Более того, согласно Закону Украины «Об архитектурной деятельности» от 20.05.99 г. № 687-XIV (далее — Закон № 687) капремонт также подпадает под понятие «строительство».

Поэтому при проведении капитального ремонта уже существующих объектов необходимо руководствоваться всеми нормативными актами, регламентирующими осуществление деятельности в сфере строительства. Соответственно проведение капитального ремонта как одного из видов строительных работ требует получения практически всей разрешительной документации для объектов строительства, предусмотренной

Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI (далее — Закон № 3038) и Законом № 687.

Прежде всего обратим внимание на обязательность проведения экспертизы проектной документации на строительство для бюджетных учреждений. Так,

ч. 4 ст. 31 Закона № 3038 предусмотрено, что проекты строительства объектов, сооружаемых с привлечением бюджетных средств, подлежат обязательной экспертизе по сметной части проектной документации.

Целью проведения экспертизы проектов строительства согласно

Порядку утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы, утвержденному постановлением КМУ от 11.05.2011 г. № 560 (далее — Порядок № 560), является определение качества проектных решений путем выявления отклонений от требований к прочности, надежности и долговечности домов и сооружений, их эксплуатационной безопасности и инженерному обеспечению, в том числе к доступности лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения, санитарному и эпидемиологическому благополучию населения, охране труда, экологии, пожарной, техногенной, ядерной и радиационной безопасности, энергосбережению и энергоэффективности, сметной части проекта строительства.

Экспертизу проводят экспертные организации независимо от формы собственности, соответствующие критериям, определенным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Информация об экспертных организациях, соответствующих критериям, обнародуется указанным Министерством на его официальном сайте (

п. 7 Порядка № 560).

Экспертная организация, проводящая экспертизу, определяется непосредственно заказчиком строительства. При этом заказчик несет ответственность согласно законодательству за достоверность документов, поданных для проведения экспертизы.

Однако не следует путать экспертизу проектной документации с техническим надзором за выполнением строительных работ, поскольку проведение последнего, в отличие от осуществления экспертизы, не является обязательным.

Действительно, в соответствии с

ч. 1 ст. 320 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV заказчик имеет право, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность подрядчика, осуществлять контроль и технический надзор за соответствием объема, стоимости и качества выполненных работ проектам и сметам. Однако это только право заказчика, но не обязанность.

Зачастую технический надзор проводится при выполнении сверхсложных с технической точки зрения строительных работ, например, при строительстве или реконструкции мостов, стадионов и т. п.

Согласно

ст. 1 Закона № 687 под техническим надзором следует понимать осуществление заказчиком контроля за соблюдением проектных решений и требований государственных стандартов, строительных норм и правил, а также контроля за качеством выполненных работ и их объемами при строительстве или изменении (в том числе путем снесения) объекта градостроительства.

Механизм осуществления технического надзора при новом строительстве, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте зданий и сооружений, а также техническом переоснащении действующих предприятий определяется

Порядком осуществления технического надзора при строительстве объекта архитектуры, утвержденным постановлением КМУ от 11.07.2007 г. № 903.

В частности, в соответствии с

п. 2 этого Порядка технический надзор обеспечивает заказчик (застройщик) в течение всего периода строительства объекта. При этом, как указано в письме Государственной архитектурной инспекции от 29.09.2008 г. № 22/4-3181, технический надзор на подконтрольных объектах строительства может осуществляться двумя способами:

1)

собственными силами (при наличии в его структуре соответствующих квалифицированных работников, которые в соответствии с Порядком проведения профессиональной аттестации ответственных исполнителей отдельных видов работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры, утвержденным постановлением КМУ от 23.05.2011 г. № 554, получили квалификационный сертификат);

2) на основе договора с

третьими лицами, но при условии получения ими соответствующей лицензии.

Что же касается оплаты услуг по осуществлению технического надзора во время капитального ремонта зданий, то она проводится

за счет заказчика (застройщика), по заказу которого и выполняется такой надзор. Причем в соответствии с Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Госказначейства от 25.11.2008 г. № 495, расходы на оплату услуг по осуществлению технадзора на проведение капремонта (строительства, реконструкции), если такие работы не включены в смету, отражаются по КЭКР 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше