Темы статей
Выбрать темы

О разъяснении отдельных аспектов деятельности по внутреннему аудиту

Редакция ББ
Письмо от 15.10.2012 г. № 21-14/241

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ УКРАИНЫ

О РАЗЪЯСНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВНУТРЕННЕМУ АУДИТУ

Письмо от 15.10.2012 г. № 21-14/241

 

Госфининспекция Украины предоставляет разъяснения по отдельным аспектам организации и проведения внутреннего аудита согласно перечню вопросов, изложенных в этих обращениях.

1. Относится ли к компетенции подразделения внутреннего аудита направление материалов по результатам проведенных внутренних аудитов в правоохранительные органы?

В соответствии с п. 4.2 гл. 4 разд. IV Стандартов внутреннего аудита, утвержденных приказом Минфина от 04.10.2011 г. № 1247 и зарегистрированных в Минюсте 20.09.2011 г. под № 1219/19957 (далее — Стандарты), в случае выявления подразделением внутреннего аудита во время проведения внутреннего аудита фактов нецелевого использования бюджетных средств, расточительства, злоупотребления служебным положением, нарушений финансово-бюджетной дисциплины, которые привели к потерям или убыткам и/или которые имеют признаки преступления, руководитель подразделения внутреннего аудита в письменном виде информирует руководителя учреждения о необходимости информирования правоохранительных органов о таких фактах или передачи им материалов внутреннего аудита.

По решению руководителя учреждения руководитель подразделения внутреннего аудита или другого структурного подразделения учреждения, если это определено распорядительным документом учреждения, обеспечивает информирование и/или передачу материалов такого аудита в правоохранительные органы в соответствии с законодательством (п. 4.3 гл. 4 разд. IV Стандартов).

Учитывая изложенное, распределение полномочий между структурными подразделениями учреждения в процессе передачи материалов внутренних аудитов в правоохранительные органы, в частности, как и порядок их передачи — в целом, в соответствии с требованиями п. 1.1 гл. 1 разд. II Стандартов должен быть урегулирован во внутренних документах каждого отдельного центрального органа исполнительной власти (далее — ЦОИВ), исходя из специфики его деятельности, особенностей организационной структуры и требований руководителя ЦОИВ.

2. Может ли подразделение внутреннего аудита проводить внутренние аудиты по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, относящихся к сфере управления Минагрополитики?

В соответствии с п. 1.1 гл. 1 разд. III Стандартов подразделения внутреннего аудита могут проводить аудиты по следующим направлениям:

— аудит эффективности;

— финансовый аудит;

— аудит соответствия.

Такое направление аудита, как внутренний аудит отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности, Стандартами не определено.

В то же время п. 2 Порядка создания структурных подразделений внутреннего аудита и проведения такого аудита в министерствах, других центральных органах исполнительной власти, их территориальных органах и бюджетных учреждениях, относящихся к сфере управления министерств, других центральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства от 28.09.2011 г. № 1001 (далее — Порядок № 1001), прямо определено, что объектом внутреннего аудита является деятельность центрального органа исполнительной власти, его территориальных органов и бюджетных учреждений в полном объеме или по отдельным вопросам (на отдельных этапах).

Таким образом, в пределах трех, определенных Стандартами, направлений внутреннего аудита деятельность подконтрольного субъекта может быть охвачена в полном объеме или по отдельным ее вопросам.

3. Каким официальным документом аудиторская группа может требовать информацию и документы, необходимые для проведения внутренних аудитов?

Основные задачи и функции подразделения внутреннего аудита, права, полномочия и обязанности руководителя и работников подразделения внутреннего аудита согласно требованиям Стандартов (п. 1.1 гл. 1 разд. II) определяются во внутренних документах министерства, другого ЦОИВ.

Таким образом, форма официального документа на получение информации и документов для проведения внутреннего аудита, а также порядок ее предоставления аудиторской группе, должны быть определены и утверждены во внутренних распорядительных документах министерства, другого ЦОИВ с учетом специфики его деятельности и принятой на уровне каждого отдельного министерства, ЦОИВ системы документооборота.

4. Какие меры необходимо принять аудиторской группе, если предприятие, учреждение и организация, где проводится внутренний аудит, отказывается предоставлять информацию и документы для проведения внутреннего аудита?

Подпунктом 1 п. 12 Порядка № 1001 определено, что работники подразделения внутреннего аудита имеют право на полный и беспрепятственный доступ к документам, информации и базам данным, касающимся аудиторских задач, включая информацию с ограниченным доступом, которые предоставляются в установленном законодательством порядке. Со своей стороны, предоставление таких прав подразделению внутреннего аудита должен обеспечить руководитель министерства, другого ЦОИВ (п.п. 1 п. 15 Порядка № 1001).

Исходя из изложенного, в случае непредоставления аудиторской группе информации и документов, необходимых для проведения внутреннего аудита, нужно, в первую очередь, проинформировать об этом руководителя министерства, другого ЦОИВ для принятия им соответствующих мер.

При этом в таких случаях руководитель подразделения внутреннего аудита может инициировать перед руководителем ЦОИВ: привлечение лиц, виновных в непредоставлении аудиторской группе необходимых документов и информации, к дисциплинарной ответственности, в том числе — освобождение таких лиц от занимаемых должностей, а в случае, если это руководитель предприятия, — расторжение с ним контракта. Кроме того, при подобных обстоятельствах в определенных законодательством случаях можно инициировать обращение в правоохранительные органы и в суд, а также обращение в органы Государственной финансовой инспекции Украины (п. 14 Порядка № 1001).

Вместе с тем следует отметить, что порядок инициирования и применения указанных выше мер согласно требованиям пп. 1.1. и 1.2 гл. 1 разд. II Стандартов должен быть определен во внутренних распорядительных документах по вопросам проведения внутреннего аудита в системе каждого отдельного ЦОИВ, которые должны быть разработаны руководителем подразделения внутреннего аудита и утверждены руководителем ЦОИВ.

5. Может ли подразделение внутреннего аудита предоставлять оригинал или копию аудиторского отчета по требованию другим структурным подразделениям министерства?

Стандарты не содержат прямого запрета по предоставлению оригинала (или копии) аудиторского отчета по требованию (запросу) другим структурным подразделениям ЦОИВ.

Таким образом, по решению руководителя ЦОИВ оригинал (копия) аудиторского отчета или информация о результатах внутреннего аудита могут быть переданы в другие структурные подразделения министерства, ЦОИВ с соблюдением всех требований законодательства.

В то же время следует отметить, что этот вопрос также согласно требованиям Стандартов должен быть урегулирован внутренними документами министерства, ЦОИВ.

При этом следует учесть, что в любом случае согласно п. 2.4 гл. 2 разд. IV Стандартов за сохранность оригиналов дел внутренних аудитов ответственность несет руководитель подразделения внутреннего аудита.

6. Имеет ли аудиторский отчет статус конфиденциального документа?

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона Украины от 13.01.2011 г. № 2939-VI «О доступе к публичной информации» (далее — Закон № 2939) аудиторскому отчету нельзя присвоить гриф ограниченного доступа «Конфиденциально», поскольку конфиденциальной информацией считается информация, доступ к которой ограничен физическим или юридическим лицом, кроме субъектов властных полномочий, к которым относятся все органы государственной власти (в том числе центральные органы исполнительной власти), органы местного самоуправления, другие субъекты, осуществляющие властные управленческие функции, в том числе на выполнение делегированных полномочий (п.п. 1 п. 1 ст. 13 Закона № 2939 и абз. 5 п. 1 ст. 1 Закона Украины от 02.10.92 г. № 2657-XII «Об информации»).

7. Относится ли к полномочиям подразделения внутреннего аудита проведение аудита эффективности использования бюджетных средств субъектами хозяйствования, не относящимися к сфере управления Министерства?

В соответствии с п. 9 ч. 5 ст. 22 Бюджетного кодекса Украины главный распорядитель бюджетных средств осуществляет внутренний контроль за полнотой поступлений, взятием бюджетных обязательств распорядителями бюджетных средств низшего уровня и получателями бюджетных средств и расходованием ими бюджетных средств. При этом согласно требованиям Бюджетного кодекса Украины (абз. 2 ч. 3 ст. 26) под внутренним контролем понимается комплекс мероприятий, который применяется руководителем для обеспечения соблюдения законности и эффективности использования бюджетных средств, достижения результатов в соответствии с установленной целью, задачами, планами и требованиями, касающимися деятельности бюджетного учреждения и его подведомственных учреждений.

Согласно требованиям Стандартов и Порядка № 1001 объектом внутреннего аудита эффективности могут, в частности, быть: эффективность функционирования системы внутреннего контроля, качество предоставления административных услуг и выполнения контрольно-надзорных и других функций, задач, определенных для министерства, ЦОИВ актами законодательства, а также эффективность планирования и выполнения бюджетных программ, которые реализует министерство, как главный распорядитель. Однако не отдельный участник процесса выполнения такой бюджетной программы, который к тому же не относится к сфере управления соответствующего ЦОИВ.

Вместе с тем, в рамках проведения аудита эффективности выполнения бюджетной программы подразделение внутреннего аудита министерства имеет право собирать аудиторские доказательства (в том числе и исследовать эффективность использования бюджетных средств) у всех участников процесса выполнения бюджетной программы (в министерстве, у распорядителей низшего уровня, получателей бюджетных средств, не относящихся к сфере управления министерства и т. п.).

В то же время такой сбор доказательств не может быть аудитом эффективности использования бюджетных средств субъектом хозяйствования .

Он не дает аудиторам полномочий исследовать финансово-хозяйственную деятельность такого субъекта. Во время сбора доказательств исследуется исключительно использование бюджетных средств, полученных субъектом в рамках реализации той или иной бюджетной программы, которая является объектом внутреннего аудита эффективности.

 

И. о. Председателя
В. Костюшко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше