МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ
Приказ от 31.10.2011 г. № 75
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 17.11.2011 г. под № 1311/20049
(извлечение)
В соответствии с пунктом 1.9 раздела I Типового положения об аттестации педагогических работников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Украины от 06.10.2010 г. № 930, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 14.12.2010 г. под № 1255/18550, с целью стимулирования целенаправленного непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников учебных заведений и учебно-методических учреждений сферы культуры, роста их профессионального мастерства приказываю:
1. Утвердить Положение об аттестации педагогических работников учебных заведений и учебно-методических учреждений сферы культуры (прилагается).
<…>
4. Признать утратившим силу приказ Министерства культуры и искусств Украины от 06.08.2001 г. № 522 «Об утверждении Временного положения об аттестации педагогических работников учебных заведений системы Министерства культуры и искусств Украины», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 28.08.2001 г. под № 757/5948.
<…>
6. Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Министр М. Кулиняк
СОГЛАСОВАН:
<…>
Утверждено приказом Министерства культуры Украины от 31.10.2011 г. № 75
Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 17.11.2011 г. под № 1311/20049
Положение об аттестации педагогических работников учебных заведений и учебно-методических учреждений сферы культуры
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано согласно пункту 1.9 раздела I Типового положения об аттестации педагогических работников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Украины от 06.10.2010 г. № 930, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 14.12.2010 г. под № 1255/18550, и определяет порядок проведения аттестации педагогических работников учебных заведений и учебно-методических учреждений сферы культуры с целью активизации творческой профессиональной деятельности педагогических работников, стимулирования их целенаправленного непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности, роста профессионального мастерства, развития творческой инициативы, повышения престижа и авторитета, обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса, непрерывного профессионального и общего образования, качественной работы, повышения ответственности за результаты учебы и воспитания, обеспечения социальной защиты компетентного педагогического труда.
1.2. Аттестация педагогических работников — это система мероприятий, направленная на всестороннее комплексное оценивание их педагогической деятельности, по результатам которой определяются соответствие педагогического работника занимаемой должности, уровень его квалификации, устанавливается тарифная ставка, присваивается квалификационная категория, присваивается педагогическое звание.
1.3. Аттестации согласно настоящему Положению подлежат:
преподаватели, концертмейстеры начальных специализированных художественных учебных заведений (школ эстетического воспитания), студий по подготовке актерских кадров при национальных творческих коллективах;
преподаватели, концертмейстеры, методисты, мастера производственного обучения средних специализированных художественных школ (школ-интернатов);
преподаватели, концертмейстеры, методисты высших учебных заведений образования сферы культуры I — II уровней аккредитации;
методисты учебно-методических учреждений;
руководители, заместители руководителей по основным направлениям деятельности учебных заведений, имеющие педагогическую нагрузку (далее — педагогические работники).
1.4. Аттестация педагогических работников является обязательной.
1.5. Аттестация педагогических работников по срокам проведения делится на очередную и внеочередную.
1.6. Аттестация проводится аттестационными комиссиями на основании комплексного оценивания уровня квалификации, педагогического мастерства, результатов педагогической и методической деятельности педагогических работников. Во время аттестации учитываются результаты профессиональной, воспитательной и методической работы (качество проведения уроков, индивидуальных, лекционных и практических занятий, лабораторных работ, контрольных мероприятий, зачетов, академических концертов, сольных концертов, экзаменов, контрольных уроков, просмотр учебных работ, персональных выставок, представлений и т. п.), личное участие педагогического работника, его учащихся, студентов во внеурочных, внеучебных творческих соревнованиях и культурно-просветительских мероприятиях (конкурсах, смотрах, фестивалях, олимпиадах, концертах, выставках, лекциях, викторинах и т. п.).
1.7. Очередная аттестация педагогических работников проводится один раз в пять лет согласно графику, составленному непосредственно в учебном заведении и учебно-методическом учреждении. График проведения аттестации и список педагогических работников, аттестуемых в текущем учебном году, утверждаются приказом руководителя учебного заведения и учебно-методического учреждения и доводятся до сведения педагогических работников, подлежащих аттестации, под подпись.
1.8. Условием очередной аттестации педагогических работников является обязательное прохождение не реже одного раза в пять лет повышения квалификации на принципах свободного выбора форм обучения, программ и учебных заведений.
Для педагогических работников высших учебных заведений I — II уровней аккредитации повышение квалификации может проходить в форме стажировки.
1.9. Аттестация педагогического работника, подлежащего очередной аттестации, может быть перенесена на один год в случае продолжительной временной нетрудоспособности или при переходе работника в год проведения очередной аттестации на работу в другое учебное заведение и по другим уважительным причинам. За такими работниками до очередной аттестации сохраняются тарифные ставки, присвоенные квалификационные категории и (или) педагогические звания.
1.10. Внеочередная аттестация педагогических работников может проводиться в любой год межаттестационного периода для лиц, которые:
имеют обоснованные основания и выразили желание повысить квалификационную категорию, тарифную ставку;
подняли вопрос о присвоении педагогического звания;
снизили уровень профессиональной работы в период между аттестациями.
1.11. Основанием для проведения внеочередной аттестации являются:
письменное заявление педагогического работника о прохождении внеочередной аттестации;
обоснованное представление руководителя или педагогического совета учебного заведения о внеочередной аттестации педагогического работника, уровень учебно-воспитательной и методической работы которого ниже требований к установленной ему тарифной ставке, присвоенной квалификационной категории и (или) педагогическому званию.
1.12. По результатам аттестации педагогическим работникам, имеющим полное высшее образование и образовательно-квалификационный уровень специалиста или магистра (до введения в действие Закона Украины «Об образовании» — высшее образование), определяется соответствие занимаемой должности и присваиваются (подтверждаются) квалификационная категория, педагогическое звание.
1.13. По результатам аттестации педагогическим работникам, имеющим неполное или базовое высшее образование и образовательно-квалификационный уровень младшего специалиста или бакалавра (до введения в действие Закона Украины «Об образовании» — среднее специальное образование), определяется соответствие занимаемой должности и устанавливается или подтверждается тарифная ставка на уровне разряда в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 30.08.2002 г. № 1298 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» (далее — устанавливается (подтверждается) тарифная ставка).
1.14. По результатам аттестации педагогическим работникам, имеющим неполное или базовое высшее образование и образовательно-квалификационный уровень младшего специалиста или бакалавра (до введения в действие Закона Украины «Об образовании» — неполное высшее или среднее специальное образование), которые приняты на работу до 1996 года (вступления в силу Законом Украины «Об образовании» в редакции от 23.03.96 г. № 100/96-ВР) и до вступления в силу настоящего Положения аттестовались с присвоением квалификационных категорий и педагогических званий, определяется соответствие занимаемой должности и присваиваются (подтверждаются) квалификационная категория, педагогическое звание.
1.15. Методисты учебно-методических учреждений (кабинетов, центров и т. п.), методисты средних специализированных художественных школ, высших художественных учебных заведений I — II уровней аккредитации аттестуются на соответствие занимаемой должности.
1.16. За педагогическими работниками, которые переходят на работу из начальных специализированных художественных учебных заведений (школ эстетического воспитания) в средние специализированные художественные школы (школы-интернаты) или высшие учебные заведения образования сферы культуры I — II уровней аккредитации, сохраняются присвоенные им квалификационная категория, тарифная ставка и педагогическое звание.
Эта норма распространяется и на педагогических работников средних специализированных художественных школ (школ-интернатов), высших учебных заведений образования сферы культуры I — II уровней аккредитации, которые переходят работать в начальные специализированные художественные учебные заведения (школы эстетического воспитания).
1.17. Работающие пенсионеры, педагогические работники-совместители, в том числе и не работающие по основному месту работы в учебных заведениях образования сферы культуры, аттестуются на общих основаниях.
Преподаватели, имеющие педагогическую нагрузку по нескольким предметам, аттестуются по результатам педагогической работы. Установленная тарифная ставка, присвоенная квалификационная категория и (или) педагогическое звание распространяются на весь объем педагогической нагрузки преподавателя.
1.18. Педагогические работники, совмещающие должности преподавателя и концертмейстера, преподавателя и методиста, концертмейстера и методиста, аттестуются отдельно по каждой должности.
1.19. Аттестации не подлежат педагогические работники, которые:
по состоянию на 1 сентября текущего учебного года имеют стаж педагогической работы менее трех лет;
находились в отпусках в связи с беременностью и родами, для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста (если ребенок нуждается в домашнем уходе — до достижения ребенком шестилетнего возраста).
За педагогическими работниками после выхода из таких отпусков сохраняются ранее установленные тарифные ставки, присвоенные квалификационные категории, педагогические звания до прохождения следующей аттестации на общих основаниях. Время пребывания в указанных отпусках не учитывается при определении срока очередной аттестации.
1.20. По желанию аттестуются педагогические работники, которые:
ранее проходили аттестацию и приняты на работу в текущем учебном году;
учатся в высших учебных заведениях.
1.21. Педагогическим работникам иностранных государств, принятым на работу в учебные заведениям и учебно-методические учреждения, при наличии соответствующих международных договоров между Украиной и иностранными государствами, из которых они прибыли, аттестационные комиссии принимают решения о присвоении квалификационной категории, которая соответствует категории, установленной им на предыдущем месте работы, с учетом документально подтвержденных достижений педагогической работы.
1.22. Педагогическим работникам, которые имели перерыв в работе (прекратили педагогическую деятельность в связи с сокращением штатов, ликвидацией или реорганизацией заведения, выходом на пенсию, переходом на работу в органы управления или методические учреждения и т. п.), в случае восстановления их на должности по специальности в учебных заведениях сохраняются ранее установленные тарифная ставка, квалификационная категория, педагогическое звание.
1.23. Педагогическим работникам, которые подлежат очередной аттестации, но не претендуют на повышение тарифной ставки, квалификационной категории, присвоение педагогического звания и не имеют замечаний к своей работе со стороны руководителя учебного заведения, родителей, учащихся, студентов, на основании письменного заявления педагогического работника аттестационная комиссия может подтвердить установленную тарифную ставку, квалификационную категорию «специалист», «специалист второй категории», «специалист первой категории» и возбудить ходатайство перед аттестационной комиссией 2-го, 3-го или 4-го уровней о подтверждении квалификационной категории «специалист высшей категории» и педагогического звания.
1.24. Педагогические работники, подлежащие очередной и внеочередной аттестации, дают письменное согласие на обработку персональных данных в соответствии с Законом Украины «О защите персональных данных».
II. Порядок создания и полномочия аттестационных комиссий
2.1. Для организации и проведения аттестации педагогических работников создаются аттестационные комиссии 1-го, 2-го, 3-го и 4-го уровней.
Аттестационные комиссии создаются:
1-го уровня — в учебных заведениях;
2-го уровня — в отделах (управлениях) культуры районных, городских и районных в городах Киеве и Севастополе;
3-го уровня — в Министерстве культуры и искусств Автономной Республики Крым, управлениях культуры областных, Севастопольской городской государственных администраций, Главном управлении культуры Киевской городской государственной администрации;
4-го уровня — в Министерстве культуры Украины.
2.2. Аттестационные комиссии всех уровней создаются ежегодно до 20 сентября и наделяются полномочиями на учебный год. Персональный состав аттестационных комиссий в течение года может меняться. Количество членов аттестационной комиссии не может быть менее пяти человек.
2.3. В состав аттестационной комиссии 1-го уровня входят: председатель (руководитель учебного заведения, учебно-методического учреждения), заместитель председателя (один из заместителей руководителя по основным направлениям деятельности), секретарь, члены комиссии. Количество членов и персональный состав аттестационной комиссии утверждаются приказом руководителя учебного заведения, учебно-методического учреждения.
Членами комиссии могут быть педагогические работники учебного заведения, учебно-методического учреждения, а также приглашенные представители общественных организаций, профсоюзов, наиболее квалифицированные педагогические работники других заведений, представители местных органов управления сферы культуры, органов местного самоуправления (с согласия).
Педагогические работники учебных заведений, учебно-методических учреждений, в которых работает менее 15 человек, аттестуются аттестационными комиссиями 1-го уровня при базовых учебных заведениях или аттестационными комиссиями вышестоящего уровня. Перечень базовых учебных заведений определяется руководителями местных органов управления сферы культуры. В состав аттестационных комиссий базовых учебных заведений должны входить руководители учебных заведений, в которых работает менее 15 человек.
2.4. Количество членов и персональный состав аттестационных комиссий 2-го, 3-го и 4-го уровней утверждаются приказами руководителей соответствующих органов управления сферы культуры.
В состав аттестационных комиссий 2-го, 3-го и 4-го уровней входят: председатель (руководитель или заместитель руководителя органа управления сферы культуры по основным направлениям деятельности), заместитель председателя, секретарь, члены комиссии.
К работе в составе комиссий 2-го, 3-го и 4-го уровней привлекаются руководители и специалисты соответствующих структурных подразделений органов управления сферы культуры, руководители (заместители руководителей по основным направлениям деятельности) учебных заведений, подчиненных соответствующим органам управления сферы культуры, представители методических учреждений, координирующие деятельность художественных учебных заведений системы Министерства культуры Украины, также представители профсоюзов, общественных организаций, наиболее квалифицированные преподаватели, представители органов местного самоуправления (с согласия).
2.5. Аттестационная комиссия 1-го уровня:
аттестует и принимает решение о соответствии (соответствии при условии выполнения определенных рекомендаций, несоответствии) педагогического работника занимаемой должности;
устанавливает (подтверждает) тарифную ставку, присваивает (подтверждает) квалификационные категории «специалист», «специалист второй категории», «специалист первой категории»;
возбуждает ходатайство перед аттестационной комиссией 2-го или вышестоящего уровня о присвоении (подтверждении) педагогическим работникам (в том числе и руководителям, и заместителям руководителя по основным направлениям деятельности, имеющим часы педагогической нагрузки) квалификационной категории «специалист высшей категории», присвоения (подтверждение) педагогических званий «старший преподаватель», «преподаватель-методист»;
возбуждает ходатайство перед аттестационной комиссией 2-го или вышестоящего уровня о продлении срока действия предыдущих решений аттестационных комиссий;
оформляет аттестационные листы и возбуждает ходатайство перед аттестационной комиссией 2-го или вышестоящего уровня о присвоении (подтверждении) квалификационной категории «специалист второй категории» педагогическим работникам, которым в соответствии с пунктом 1.14 раздела I настоящего Положения может присваиваться (подтверждаться) квалификационная категория;
оформляет аттестационные листы и возбуждает ходатайство перед аттестационной комиссией 3-го уровня о присвоении (подтверждении) квалификационных категорий «специалист первой категории», «специалист высшей категории», присвоении (подтверждении) педагогических званий «старший преподаватель», «преподаватель-методист» педагогическим работникам, которым в соответствии с пунктом 1.14 раздела I настоящего Положения могут присваиваться (подтверждаться) квалификационные категории «специалист первой категории», «специалист высшей категории», присваиваться (подтверждаться) педагогические звания «старший преподаватель», «преподаватель-методист»;
оформляет аттестационные листы и возбуждает ходатайство перед аттестационной комиссией 3-го (4-го) уровня о присвоении педагогических званий «мастер производственного обучения I категории», «мастер производственного обучения II категории» педагогическим работникам, имеющим неполное или базовое высшее образование, стаж педагогической работы не менее 8 лет и тарифную ставку на уровне 9-го разряда;
оформляет аттестационные листы и возбуждает ходатайство перед аттестационной комиссией 4-го уровня о присвоении (подтверждении) квалификационных категорий «специалист второй категории», «специалист первой категории», «специалист высшей категории», о присвоении (подтверждении) педагогических званий «старший преподаватель», «преподаватель-методист» педагогическим работникам учебных заведений государственной формы собственности, которым в соответствии с пунктом 1.14 раздела I настоящего Положения могут устанавливаться (подтверждаться) квалификационные категории «специалист второй категории», «специалист первой категории», «специалист высшей категории», присваиваться (подтверждаться) педагогические звания «старший преподаватель», «преподаватель-методист».
2.6. Аттестационная комиссия 2-го уровня:
по представлению аттестационных комиссий 1-го уровня аттестует педагогических работников и присваивает им квалификационную категорию «специалист высшей категории», педагогические звания «старший преподаватель», «преподаватель-методист»;
по представлению аттестационных комиссий 1-го уровня аттестует педагогических работников, которым в соответствии с пунктом 1.14 раздела I настоящего Положения может присваиваться (подтверждаться) квалификационная категория «специалист второй категории», и присваивает (подтверждает) им квалификационную категорию «специалист второй категории»;
рассматривает ходатайства аттестационных комиссий 1-го уровня о подтверждении квалификационных категорий и педагогических званий;
согласовывает ходатайство аттестационных комиссий 1-го уровня о продлении срока действия предыдущих решений аттестационных комиссий;
в двухнедельный срок рассматривает апелляции педагогических работников на решения аттестационных комиссий 1-го уровня.
2.7. Аттестационная комиссия 3-го уровня:
по представлению аттестационной комиссии 1-го уровня аттестует педагогических работников и присваивает квалификационную категорию «специалист высшей категории», педагогические звания «старший преподаватель», «преподаватель-методист»;
аттестует и принимает решение о соответствии (соответствии при условии выполнения определенных рекомендаций, несоответствии) занимаемой должности педагогических работников учебно-методических учреждений;
по представлению аттестационных комиссий 1-го уровня аттестует педагогических работников, которым в соответствии с пунктом 1.14 раздела I настоящего Положения могут присваиваться (подтверждаться) квалификационные категории и присваиваться (подтверждаться) педагогические звания, и присваивает (подтверждает) им квалификационные категории «специалист первой категории», «специалист высшей категории», присваивает (подтверждает) педагогические звания «старший преподаватель», «преподаватель-методист»;
согласовывает ходатайство аттестационных комиссий 1-го уровня о продлении срока действия предыдущих решений аттестационной комиссии;
рассматривает ходатайства аттестационных комиссий 1-го уровня о подтверждении квалификационной категории «специалист высшей категории» и педагогических званий «старший преподаватель», «преподаватель-методист»;
в двухнедельный срок рассматривает апелляции педагогических работников на решения аттестационных комиссий 2-го уровня.
2.8. Аттестационная комиссия 4-го уровня:
по представлению аттестационных комиссий 1-го уровня аттестует педагогических работников учебных заведений государственной формы собственности, отнесенных к сфере управления Министерства культуры Украины, и присваивает (подтверждает) квалификационную категорию «специалист высшей категории», педагогические звания «старший преподаватель», «преподаватель-методист», «мастер производственного обучения II категории», «мастер производственного обучения I категории»;
по представлению аттестационных комиссий 1-го уровня аттестует педагогических работников учебных заведений государственной формы собственности, отнесенных к сфере управления Министерства культуры Украины, которым в соответствии с пунктом 1.14 раздела I настоящего Положения могут присваиваться (подтверждаться) квалификационные категории и присваиваться (подтверждаться) педагогические звания, и присваивает (подтверждает) им квалификационные категории «специалист второй категории», «специалист первой категории», «специалист высшей категории», присваивает (подтверждает) педагогические звания «старший преподаватель», «преподаватель-методист»;
аттестует педагогических работников учебно-методического учреждения, отнесенного к сфере управления Министерства культуры Украины, на соответствие занимаемой должности;
в двухнедельный срок рассматривает апелляции педагогических работников учебных заведений государственной формы собственности и работников учебно-методического учреждения, отнесенных к сфере управления Министерства культуры Украины, на решения аттестационной комиссии 1-го уровня;
в месячный срок рассматривает апелляции на решения аттестационных комиссий 3-го уровня.
III. Организация работы аттестационных комиссий, сроки и порядок проведения аттестации педагогических работников
3.1. Ежегодно, до 20 сентября руководители органов управления сферы культуры и руководители учебных заведений издают приказы о проведении аттестации педагогических работников, создании аттестационных комиссий и утверждении их состава.
Руководители учебных заведений издают приказы об утверждении списков педагогических работников, подлежащих очередной аттестации.
Руководители учебно-методических учреждений издают приказы о проведении аттестации педагогических работников и об утверждении списков педагогических работников, подлежащих очередной аттестации.
Все педагогические работники знакомятся с приказом и порядком проведения аттестации, определенным настоящим Положением, под подпись.
3.2. До 10 октября аттестационная комиссия 1-го уровня принимает:
заявления от педагогических работников о прохождении очередной (внеочередной) аттестации по образцу, приведенному в приложении 1* к настоящему Положению;
представление руководителя учебного заведения о внеочередной аттестации педагогических работников, уровень учебно-воспитательной и методической работы которых не соответствует установленным по результатам предыдущей аттестации квалификационной категории и (или) педагогическому званию;
аттестационная комиссия 3-го уровня принимает:
заявления от руководителей и методистов областных, Киевской и Севастопольской городских методических учреждений (кабинетов, центров и т. п.) о прохождении очередной аттестации;
аттестационная комиссия 4-го уровня принимает:
заявления от методистов учебно-методического учреждения, отнесенного к сфере управления Министерства культуры Украины, о прохождении очередной аттестации.
* Приложения не публикуются. — Примеч. ред.
3.3. До 20 октября аттестационная комиссия 1-го уровня на первом заседании:
рассматривает заявления от педагогических работников о прохождении очередной (внеочередной) аттестации;
рассматривает представления руководителя заведения о внеочередной аттестации педагогических работников, уровень учебно-воспитательной и методической работы которых не соответствует установленным по результатам предыдущей аттестации квалификационной категории и (или) педагогическому званию;
утверждает график проведения аттестации и доводит его под подпись до сведения педагогических работников, аттестуемых в текущем учебном году.
Аттестационная комиссия 3-го уровня на первом заседании:
рассматривает заявления от руководителей и методистов областных, Киевской и Севастопольской городских методических учреждений (кабинетов, центров и т. п.) о прохождении очередной (внеочередной) аттестации;
утверждает график проведения аттестации и доводит его под подпись до сведения педагогических работников, аттестуемых в текущем учебном году.
Аттестационная комиссия 4-го уровня на первом заседании:
рассматривает заявления от методистов учебно-методического учреждения, отнесенного к сфере управления Министерства культуры Украины, о прохождении очередной аттестации;
утверждает график проведения аттестации и доводит его под подпись до сведения педагогических работников, аттестуемых в текущем учебном году.
Решения, принятые на первом заседании, оформляются протоколом по образцу, приведенному в приложении 2 к настоящему Положению.
3.4. Руководители учебных заведений, учебно-методических учреждений не позднее чем за 10 дней до проведения аттестации знакомят педагогических работников, подлежащих аттестации, под подпись с их аттестационными листами по форме, приведенной в приложении 3 к настоящему Положению.
3.5. Аттестационная комиссия 1-го уровня согласно утвержденному графику работы изучает педагогическую деятельность аттестуемых педагогических работников путем посещения уроков, внеурочных мероприятий, изучения уровня учебных достижений учащихся по предмету, ознакомления с данными об участии педагогического работника в работе объединений, профессиональных конкурсах и других мероприятиях, связанных с организацией учебно-воспитательной работы, и т. п.
3.6. До 1 марта аттестационная комиссия 1-го уровня, руководитель учебно-методического учреждения оформляют аттестационные листы в двух экземплярах и определяют дату, до которой проводится ознакомление педагогических работников с аттестационными листами.
3.7. До 1 апреля аттестационная комиссия 1-го уровня на втором заседании:
проводит аттестацию педагогических работников;
рассматривает аттестационные листы, заявления педагогических работников и приложенные к ним документы, представления руководителя;
заслушивает аттестуемых педагогических работников (при необходимости);
принимает решения об установлении (подтверждении) тарифных ставок, присвоении (подтверждении) квалификационных категорий «специалист», «специалист второй категории», «специалист первой категории»;
принимает решения, готовит и направляет ходатайства в аттестационные комиссии 2-го, 3-го или 4-го уровней о присвоении (подтверждении) квалификационной категории «специалист высшей категории», педагогических званий «старший преподаватель», «преподаватель-методист», «мастер производственного обучения I категории», «мастер производственного обучения II категории».
На основании всестороннего рассмотрения результатов педагогической работы, уровня профессиональной подготовки и профессиональной компетентности педагогического работника принимает одно из решений, указанных в пункте 3.9 настоящего раздела.
Оформленные надлежащим образом аттестационные листы вместе с ходатайством аттестационной комиссии о присвоении (подтверждении) квалификационной категории «специалист высшей категории», педагогических званий, а также аттестационные листы и ходатайства на педагогических работников, указанных в пункте 1.14 раздела I настоящего Положения, передаются в аттестационные комиссии 2-го, 3-го или 4-го уровней.
3.8. Аттестационные комиссии 2-го уровня до 10 апреля, а 3-го и 4-го уровней до 25 апреля проводят аттестацию руководителей и методистов областных, Киевского и Севастопольского городских методических учреждений (кабинетов, центров и т. п.), методистов учебно-методического учреждения, отнесенного к сфере управления Министерства культуры Украины, и педагогических работников учебных заведений, во время которой рассматривают:
ходатайства аттестационных комиссий 1-го уровня;
аттестационные листы педагогических работников;
заслушивают председателей аттестационных комиссий 1-го уровня и педагогических работников (при необходимости);
принимают одно из решений, определенных в пункте 3.9 настоящего раздела.
3.9. Аттестационные комиссии принимают решения:
3.9.1 аттестационная комиссия 1-го уровня:
о соответствии занимаемой должности (соответствует занимаемой должности; соответствует занимаемой должности, при условии выполнения определенных рекомендаций; не соответствует занимаемой должности);
об установлении (подтверждении) тарифной ставки;
о присвоении (подтверждении) квалификационных категорий «специалист», «специалист второй категории», «специалист первой категории»;
о возбуждении ходатайства о присвоении (подтверждении) квалификационной категории «специалист высшей категории»;
о присвоении (подтверждении) педагогических званий «старший преподаватель», «преподаватель-методист»;
о возбуждении ходатайства перед аттестационной комиссией вышестоящего уровня о присвоении (подтверждении) для педагогических работников, указанных в пункте 1.14 раздела I настоящего Положения, квалификационной категории, присвоении (подтверждении) педагогического звания;
о возбуждении ходатайства о продлении действия предыдущего решения аттестационной комиссии;
3.9.2 аттестационная комиссия 2-го уровня:
о присвоении (подтверждении) квалификационной категории «специалист высшей категории»;
о присвоении (подтверждении) педагогических званий «старший преподаватель», «преподаватель-методист»;
о присвоении (подтверждении) для педагогических работников, указанных в пункте 1.14 раздела I настоящего Положения, квалификационной категории «специалист второй категории»;
о продлении действия предыдущего решения аттестационной комиссии до следующей аттестации на общих основаниях;
3.9.3 аттестационная комиссия 3-го уровня:
о соответствии занимаемой должности педагогических работников научно-методических учреждений (соответствует занимаемой должности; соответствует занимаемой должности, при условии выполнения определенных рекомендаций; не соответствует должности);
о присвоении (подтверждении) квалификационной категории «специалист высшей категории»;
о присвоении (подтверждении) педагогических званий «старший преподаватель», «преподаватель-методист»;
о присвоении (подтверждении) для педагогических работников, указанных в пункте 1.14 раздела I настоящего Положения, квалификационных категорий «специалист первой категории», «специалист высшей категории»;
о присвоении (подтверждении) для педагогических работников, указанных в пункте 1.14 раздела I настоящего Положения, педагогических званий «старший преподаватель», «преподаватель-методист»;
о продлении действия предыдущего решения аттестационной комиссии до следующей аттестации на общих основаниях;
3.9.4 аттестационная комиссия 4-го уровня:
о соответствии занимаемой должности (соответствует занимаемой должности; соответствует занимаемой должности, при условии выполнения определенных рекомендаций; не соответствует должности);
о присвоении (подтверждении) квалификационной категории «специалист высшей категории»;
о присвоении (подтверждении) педагогических званий «старший преподаватель», «преподаватель-методист»; «мастер производственного обучения I категории», «мастер производственного обучения II категории»;
о присвоении (подтверждении) для педагогических работников, указанных в пункте 1.14 раздела I настоящего Положения, квалификационных категорий «специалист второй категории», «специалист первой категории», «специалист высшей категории»;
о присвоении (подтверждении) для педагогических работников, указанных в пункте 1.14 раздела I настоящего Положения, педагогических званий «старший преподаватель», «преподаватель-методист»;
о продлении действия предыдущего решения аттестационной комиссии до следующей аттестации на общих основаниях.
3.10. Аттестационные комиссии всех уровней принимают решения путем тайного голосования, процедура которого определяется этими комиссиями (кроме случаев, предусмотренных в пункте 3.11 настоящего раздела).
Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если в нем приняли участие не менее 2/3 ее членов. Результаты голосования определяются простым большинством голосов присутствующих членов аттестационной комиссии.
В случае одинакового количества голосов «за» и «против» принимается решение в пользу аттестуемого педагогического работника.
Если по результатам голосования не удовлетворяется просьба педагогического работника об установлении (подтверждении) тарифной ставки, квалификационной категории, педагогического звания, по результатам дополнительного голосования принимается решение об установлении тарифной ставки, квалификационной категории, соответствующей фактическому уровню его профессиональной деятельности.
3.11. Решение аттестационных комиссий о подтверждении тарифной ставки, квалификационной категории и (или) педагогического звания выносится на втором заседании аттестационных комиссий всех уровней путем открытого голосования.
Аттестация педагогических работников, которым подтверждается тарифная ставка, квалификационная категория и (или) педагогическое звание, может проводиться при условии их отсутствия на заседании аттестационной комиссии.
На основании принятых решений аттестационных комиссий руководители учебных заведений и соответствующих органов управления сферы культуры издают приказы о подтверждении тарифной ставки, квалификационной категории, педагогического звания.
3.12. Педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, аттестуется на общих основаниях. При рассмотрении вопроса о его аттестации этот педагогический работник не участвует в голосовании.
3.13. Решение о соответствии занимаемой должности принимается при условиях, если педагогический работник:
имеет образование, которое соответствует требованиям, определенным законами Украины «Об образовании», «О высшем образовании», «Об общем среднем образовании» и «О внешкольном образовании»;
прошел повышение квалификации в институте последипломного образования (не реже одного раза в пять лет), что подтверждается соответствующим свидетельством о повышении квалификации, — для руководителей и методистов областных, Киевской и Севастопольской городских методических учреждений (кабинетов, центров и т. п.), педагогических работников средних специализированных художественных школ и высших художественных учебных заведений I — II уровней аккредитации;
прошел повышение квалификации (не реже одного раза в пять лет) — для педагогических работников школ эстетического воспитания в соответствии с пунктом 2.11 раздела II Положения о начальном специализированном художественном учебном заведении (школе эстетического воспитания), утвержденного приказом Министерства культуры и искусств Украины от 06.08.2001 г. № 523, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 10.09.2001 г. под № 803/5994, а для педагогических работников, указанных в пункте 1.14 раздела I настоящего Положения, — в институте последипломного образования, что подтверждается соответствующим свидетельством о повышении квалификации;
исполняет обязанности, определенные должностной инструкцией;
соответствует требованиям, определенным статьей 54 Закона Украины «Об образовании», статьей 21 Закона Украины «О внешкольном образовании».
3.14. На присвоение квалификационной категории, присвоение педагогического звания без повышения квалификации имеют право педагогические работники, которые:
не более чем за пять лет до проведения аттестации закончили высшее учебное заведение;
имеют почетное или ученое звание, научную степень.
3.15. При установлении тарифных ставок на уровне соответствующих разрядов, присвоении квалификационных категорий, присвоении педагогических званий аттестационные комиссии должны учитывать исключительно педагогические и творческие достижения педагогических работников, а также полученные ими государственные награды, знаки отличия, премии, почетные, ученые звания и научные степени.
3.16. Решения аттестационных комиссий всех уровней оформляются протоколом по образцу, приведенному в приложении 4 к настоящему Положению.
Второй экземпляр аттестационного листа вручается под подпись аттестованным работникам не позднее трех дней после издания руководителем учебного заведения и учебно-методического учреждения приказа о результатах аттестации.
Заявление педагогического работника, представление руководителя о внеочередной аттестации, аттестационный лист и документы о повышении квалификации хранятся в личном деле педагогического работника по месту работы до следующей аттестации.
IV. Условия для установления педагогическим работникам тарифных ставок, присвоения (подтверждения) квалификационных категорий
4.1. Педагогические работники, проходящие аттестацию, должны:
владеть знаниями теоретических основ, современными методиками по преподаваемому предмету и уметь их применить в практической работе;
быть осведомленными о современных достижениях науки по преподаваемому предмету;
владеть основами педагогики, психологии и возрастной физиологии и уметь их применять в учебно-воспитательном процессе;
владеть методикой преподавания предмета;
иметь результативность педагогической работы (участие учащихся, студентов в творческих соревнованиях и культурно-просветительских мероприятиях: концертах, конкурсах, смотрах, фестивалях, выставках, представлениях и т. п.);
уметь эффективно использовать разнообразные средства обучения, а также организовывать внеклассную работу с целью повышения заинтересованности учащихся, студентов предметом и развития их кругозора, способностей и одаренности;
иметь педагогическую культуру (умение владеть собой, создавать атмосферу сотворчества, сотрудничества и т. п.);
владеть государственным языком в объеме, необходимом для исполнения профессиональных обязанностей.
4.2. Педагогическим работникам, которые проявили высокий уровень профессионализма, инициативы, творчества, в совершенстве владеют эффективными формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивают высокую результативность, качество своего труда, присваивается квалификационная категория «специалист высшей категории».
4.3. Педагогическим работникам, которые проявили фундаментальный уровень профессионализма, хорошо владеют эффективными формами и методами педагогической деятельности, достигли значительных результатов в решении учебно-воспитательных задач, присваивается квалификационная категория «специалист первой категории».
4.4. Педагогическим работникам, которые проявили достаточный уровень профессионализма, используют современные формы и методы обучения и воспитания, достигли весомых результатов в педагогической деятельности, присваивается квалификационная категория «специалист второй категории».
4.5. Педагогическим работникам, которые профессионально компетентны, обеспечивают нормативные уровни и стандарты художественного образования и воспитания, квалификационная категория «специалист» устанавливается при назначении на должность и подтверждается при проведении аттестации.
4.6. Педагогическому работнику, имеющему неполное или базовое высшее образование (до введения в действие Закона Украины «Об образовании» — неполное или среднее специальное образование), при назначении на должность устанавливается тарифная ставка на уровне 8-го разряда и подтверждается в случае качественного выполнения его учащимися, студентами учебных планов и программ, нормативных уровней и стандартов художественного образования и воспитания.
4.7. Педагогическому работнику, который имеет неполное или базовое высшее образование (до введения в действие Закона Украины «Об образовании» — неполное или среднее специальное образование), в случае использования им в работе современных форм и методов обучения и воспитания, достижения весомых результатов в педагогической деятельности устанавливается тарифная ставка на уровне 9-го разряда.
4.8. Все достижения педагогического работника должны быть подтверждены справками, благодарностями, грамотами, отзывами учреждений, заведений; дипломами фестивалей, конкурсов, смотров и т. п.; буклетами, афишами или программами культурно-художественных мероприятий и т. п.
V. Требования к присвоению (подтверждению) педагогическим работникам квалификационных категорий, установлению тарифных ставок
5.1. Квалификационная категория «специалист» присваивается (подтверждается) преподавателям, которые:
ранее не проходили аттестацию и назначены на должность в текущем учебном году, имеют образовательно-квалификационный уровень специалиста или магистра, и может подтверждаться при проведении аттестации;
обеспечивают полное и качественное выполнение учебных планов, программ, нормативные уровни и стандарты художественного образования и воспитания;
выявили уровень знаний по преподаваемому предмету в объеме, достаточном для осуществления учебно-воспитательного процесса;
владеют отдельными формами и методами организации учебно-воспитательного процесса.
5.2. Квалификационная категория «специалист второй категории» присваивается (подтверждается) преподавателям:
которые имеют достаточный уровень знаний содержания обучения по преподаваемому предмету;
которые владеют современными формами и методами организации учебно-воспитательного процесса;
которые владеют современными образовательными технологиями, применяют инновационные методы обучения и воспитания;
которые применяют знания основ педагогики и психологии;
опыт работы которых известен и обобщается в районе (городе);
учащиеся, студенты которых стали победителями районных (городских) творческих соревнований или принимали участие в районных (городских) культурно-просветительских мероприятиях.
5.3. Квалификационная категория «специалист первой категории» присваивается (подтверждается) преподавателям:
которые имеют обстоятельный уровень знаний содержания обучения по преподаваемому предмету;
которые обстоятельно владеют формами и методами организации и осуществления учебно-воспитательного процесса;
которые имеют положительную динамику собственного профессионального становления;
опыт работы которых известен и обобщается в Автономной Республике Крым, области, городе Киеве;
учащиеся, студенты которых стали победителями областных (Автономной Республики Крым, Киевских городских) творческих соревнований или принимали участие в областных (Автономной Республики Крым, Киевских городских) культурно-просветительских мероприятиях;
которые формируют у студентов навыки самостоятельно овладевать знаниями и применять их на практике;
учащиеся, студенты которых выполняют программы сольных концертов, являются участниками или постановщиками концертных номеров, принимают участие в коллективных публичных выставках произведений и т. п. на уровне Автономной Республики Крым, области, города Киеве;
которые имеют одного и более учащихся, продолживших образование в средних специализированных художественных школах и высших учебных заведениях художественного направления; которые имеют одного и больше студентов, продолживших образование в высших учебных заведениях III — IV уровней аккредитации;
которые выполняют программы сольных концертов или являются постановщиками либо участниками спектаклей, балетов, концертных номеров, культурно-просветительских мероприятий, принимают участие в коллективных публичных выставках произведений и т. п. на уровне Автономной Республики Крым, области, города Киева;
которые входят в состав оргкомитетов и жюри смотров, конкурсов, фестивалей, выставок при проведении творческих соревнований и других культурно-просветительских мероприятий на уровне Автономной Республики Крым, области, города Киева;
которые стали победителями областных (Автономной Республики Крым, Киевских городских) творческих соревнований или принимали участие в областных (Автономной Республики Крым, Киевских городских) культурно-просветительских мероприятиях;
которые читают лекции или проводят практические занятия (семинары) для слушателей областных курсов повышения квалификации, организуют проведение стажировки на базе учебных заведений, в которых преподают.
5.4. Квалификационная категория «специалист высшей категории» присваивается (подтверждается) преподавателям:
которые имеют высокий уровень знаний содержания обучения по преподаваемому предмету;
которые имеют высокий уровень владения формами и методами организации и осуществления учебно-воспитательного процесса;
которые владеют инновационными и образовательными методиками, активно их используют и распространяют в профессиональной среде;
опыт работы которых известен и обобщается в Украине;
учащиеся, студенты которых стали победителями международных или всеукраинских фестивалей, смотров, конкурсов, выставок или принимали участие в международных или всеукраинских культурно-просветительских мероприятиях и т. п.;
учащиеся которых систематически поступают в средние специализированные художественные школы и высшие учебные заведения художественного направления; студенты которых систематически поступают в высшие учебные заведения III — IV уровней аккредитации;
учащиеся, студенты которых выполняют программы сольных концертов, являются участниками или постановщиками концертных номеров, проводят персональные выставки и т. п. на всеукраинском и международном уровнях;
которые выполняют программы сольных концертов или являются постановщиками или участниками спектаклей, балетов, концертных номеров, культурно-просветительских мероприятий, проводят персональные выставки и т. п. на всеукраинском и международном уровнях;
которые входят в состав оргкомитетов и жюри смотров, конкурсов, фестивалей, выставок при проведении творческих соревнований и других культурно-просветительских мероприятий на всеукраинском и международном уровнях;
которые читают лекции или проводят практические занятия (семинары) для слушателей Института последипломного образования Национальной Академии руководящих кадров культуры и искусств (ее филиалов), организуют проведение мастер-классов на базе учебных заведений, в которых преподают;
которые стали победителями всеукраинских или международных творческих соревнований или принимали участие во всеукраинских или международных культурно-просветительских мероприятиях;
которые имеют научную степень, ученое или почетное звание.
5.5. Тарифная ставка на уровне 8-го разряда устанавливается (подтверждается) преподавателям:
которые ранее не проходили аттестацию и назначены на должность в текущем учебном году и имеют неполное высшее образование или образовательно-квалификационный уровень младшего специалиста либо бакалавра;
которые имеют уровень знаний содержания обучения и воспитания по преподаваемому предмету;
владеют формами и методами организации учебно-воспитательного процесса.
5.6. Тарифная ставка на уровне 9-го разряда устанавливается (подтверждается) преподавателям:
обеспечивающим полное и качественное выполнение учебных планов, программ, нормативные уровни и стандарты художественного образования и воспитания;
выявившим определенный уровень знаний по преподаваемому предмету в объеме, достаточном для осуществления учебно-воспитательного процесса;
владеющим отдельными формами и методами организации учебно-воспитательного процесса.
5.7. При аттестации концертмейстеров в первую очередь учитывается исполнительское мастерство и концертная активность аттестуемого работника.
5.8. Квалификационная категория «специалист» присваивается (подтверждается) концертмейстерам:
обеспечивающим качественный уровень сопровождения исполнения учащимися, студентами, коллективами произведений (номеров) согласно требованиям учебных программ;
обеспечивающим выступления учащихся, студентов, коллективов в шефских концертах, лекциях-концертах, музыкальных лекториях и т. п.
5.9. Квалификационная категория «специалист второй категории» присваивается (подтверждается) концертмейстерам:
которые владеют методами самостоятельной работы над музыкальным произведением, знают специфику работы (индивидуальной и с коллективами) с учащимися, студентами инструментальных, вокальных, хореографических, театральных и цирковых специализаций;
которые обеспечивают достаточный уровень сопровождения выступлений учащихся, студентов, коллективов при проведении районных (городских) смотров, конкурсов, фестивалей и т. п.;
если учащиеся, студенты, коллективы, выступления которых они сопровождали, стали победителями районных (городских) творческих соревнований или принимали участие в районных (городских) культурно-просветительских мероприятиях.
5.10. Квалификационная категория «специалист первой категории» присваивается (подтверждается) концертмейстерам:
которые владеют методами самостоятельной работы над музыкальным произведением, знают специфику работы (индивидуальной и с коллективами) с учащимися, студентами инструментальных, вокальных, хореографических, театральных и цирковых специализаций; могут заменить на уроке или во время проведения занятий отсутствующего преподавателя;
если учащиеся, студенты, коллективы, выступления которых они сопровождали, стали победителями областных (Автономной Республики Крым, Киевских городских) творческих соревнований или принимали участие в областных (Автономной Республики Крым, Киевских городских) культурно-просветительских мероприятиях;
если один или более учащихся, выступления которых они сопровождали, продолжили образование в средних специализированных художественных школах и высших учебных заведениях художественного направления; если один и более студентов, выступления которых они сопровождали, продолжили образование в высших учебных заведениях III — IV уровней аккредитации.
5.11. Квалификационная категория «специалист высшей категории» присваивается (подтверждается) концертмейстерам:
которые владеют методами самостоятельной работы над музыкальным произведением (индивидуальной и с коллективами) с учащимися, студентами инструментальных, вокальных, хореографических, театральных и цирковых специализаций; могут заменить на уроке или во время проведения занятий отсутствующего преподавателя; могут оказать необходимую помощь учащемуся, студенту во время работы над произведениями программы;
если учащиеся, студенты, коллективы, выступления которых они сопровождали, стали победителями международных или всеукраинских фестивалей, смотров, конкурсов или принимали участие в международных или всеукраинских культурно-просветительских мероприятиях и т. п.;
если учащиеся, выступления которых они сопровождали, систематически поступают в средние специализированные художественные школы и высшие учебные заведения художественного направления; если студенты, выступления которых они сопровождали, систематически поступают в высшие учебные заведения III — IV уровней аккредитации;
которые имеют почетное звание.
5.12. Тарифная ставка на уровне 8-го разряда устанавливается (подтверждается) концертмейстерам:
ранее не проходившим аттестацию и назначенным на должность в текущем учебном году и имеющим образовательно-квалификационный уровень младшего специалиста или бакалавра;
обеспечивающим качественный уровень сопровождения исполнения учащимися произведений согласно требованиям учебных программ, сопровождающим выступления учащихся в шефских концертах, лекциях-концертах, музыкальных лекториях и т. п.
5.13. Тарифная ставка на уровне 9-го разряда устанавливается (подтверждается) педагогическим работникам:
которые обеспечивают качественное сопровождение выступлений учащихся во время проведения районных (городских) смотров, конкурсов, фестивалей и т. п.;
если учащиеся, выступления которых они сопровождали, стали победителями районных (городских) творческих соревнований или принимали участие в районных (городских) культурно-просветительских мероприятиях.
5.14. Высшие художественные учебные заведения I — II уровней аккредитации имеют право самостоятельно определять дополнительные конкретные требования к присвоению квалификационных категорий педагогическим работникам (преподавателям и концертмейстерам) согласно специфике работы заведения, с учетом требований настоящего Положения.
VI. Требования к присвоению педагогическим работникам педагогических званий
6.1. Педагогическим работникам, которым установлены квалификационные категории «специалист высшей категории», «специалист первой категории», может присваиваться педагогическое звание «старший преподаватель», если они:
организуют и осуществляют методическую работу и работу по повышению квалификации в предметно-цикловых комиссиях высших художественных учебных заведений I — II уровней аккредитации, в отделах и отделениях средних специализированных художественных школ (школ-интернатов), начальных специализированных художественных учебных заведений (школ эстетического воспитания);
проводят мероприятия по распространению прогрессивного педагогического опыта, оказывают практическую помощь молодым педагогическим работникам в профессиональном становлении.
6.2. Педагогическим работникам, которым установлена квалификационная категория «специалист высшей категории», присваивается педагогическое звание «преподаватель-методист», если они:
внедряют в учебно-воспитательный процесс эффективные формы и методы работы, обобщают передовой педагогический опыт путем проведения лекций, открытых уроков, мастер-классов, семинаров и т. п. в учреждениях и заведениях повышения квалификации;
активно участвуют в деятельности предметно цикловых комиссий, отделов и (или) отделений, методических объединений, ассоциаций и т. п.;
участвовали и (или) участвуют в разработке нормативных документов (положений, учебных планов, программ и т. п.);
составили учебники, учебно-методические пособия и разработки, прошедшие апробацию, которые одобрены методическими учреждениями соответствующего уровня и внедрены в организацию учебно-воспитательного процесса;
оказывают практическую помощь педагогическим работникам других учебно-воспитательных заведений в освоении передового опыта.
6.3. Педагогическим работникам с неполным высшим или базовым высшим образованием педагогическое звание «старший преподаватель» присваивается, если им установлена тарифная ставка на уровне 9-го разряда и стаж работы на занимаемой должности не менее 8 лет.
6.4. Мастерам производственного обучения с неполным или базовым высшим образованием присваивается (подтверждается) педагогическое звание «мастер производственного обучения II категории», если им установлена тарифная ставка на уровне 9-го разряда и стаж работы на занимаемой должности не менее 5 лет, а также которые:
на высоком профессиональном уровне владеют методикой практического обучения, эффективно применяют ее в работе;
имеют значительные достижения в педагогической и творческой деятельности;
организуют и активно участвуют в школьных, районных, областных выставках и конкурсах;
имеют учащихся — победителей школьных, районных, областных художественных фестивалей, конкурсов;
имеют собственные методические наработки, проводят открытые уроки и мастер-классы для участников районных, областных семинаров и фестивалей.
6.5. Мастерам производственного обучения с неполным или базовым высшим образованием присваивается (подтверждается) педагогическое звание «мастер производственного обучения I категории», если им установлена тарифная ставка на уровне 9-го разряда и стаж работы на занимаемой должности не меньше 8 лет, их деятельность соответствует требованиям, установленным к педагогическому званию «мастер производственного обучения второй категории», а также которые:
организуют и активно участвуют во всеукраинских и международных выставках и конкурсах, имеют персональные выставки творческих работ;
обеспечивают нормативные уровни и стандарты обучения и воспитания; формируют высокий уровень знаний, практических умений и навыков;
имеют учащихся — победителей всеукраинских и международных художественных фестивалей, конкурсов;
имеют собственные методические разработки, проводят открытые уроки и мастер-классы для участников всеукраинских, международных семинаров и фестивалей.
6.6. Все достижения педагогического работника должны быть подтверждены справками, благодарностями, грамотами, отзывами учреждений, заведений; дипломами фестивалей, конкурсов, смотров и т. п.; буклетами, афишами или программами культурно-художественных мероприятий и т. п.
VII. Решения аттестационных комиссий и порядок их обжалования
7.1. Руководитель органа управления сферы культуры, учебного заведения, учебно-методического учреждения на основании решения аттестационной комиссии издает приказ.
Приказ руководителя органа управления сферы культуры учебного заведения, учебно-методического учреждения в недельный срок доводится до сведения аттестованного педагогического работника, коллектива и подается в бухгалтерию для начисления заработной платы. Заработная плата по тарифным ставкам, установленным (подтвержденным) по результатам аттестации, начисляется со дня принятия решения аттестационной комиссией соответствующего уровня.
На основании приказа руководителя органа управления сферы культуры, заведения, учебно-методического учреждения в трудовую книжку педагогического работника в раздел «сведения о работе» вносится запись об установлении тарифной ставки, присвоении квалификационной категории (со ссылкой на соответствующий разряд), присвоении педагогического звания.
7.2. Вопросы, связанные с увольнением или переводом на другую работу педагогического работника по результатам аттестации, решаются руководителем органа управления сферы культуры, заведения, учебно-методического учреждения в двухмесячный срок со дня принятия решения аттестационной комиссией.
7.3. В случае обжалования решения аттестационной комиссии руководителем органа управления сферы культуры, заведения, учебно-методического учреждения может быть принято решение о расторжении трудового договора только после рассмотрения апелляции аттестационной комиссией вышестоящего уровня.
Срок рассмотрения апелляции не засчитывается в определенный двухмесячный срок реализации решения аттестационной комиссии. После окончания указанного срока увольнение педагогического работника по результатам аттестации не допускается.
7.4. В случае принятия решения аттестационной комиссией 1-го уровня о несоответствии работника занимаемой должности руководителем органа управления сферы культуры, учебного заведения, учебно-методического учреждения издается приказ об увольнении или переводе педагогического работника с его согласия на другую работу с соблюдением требований законодательства о труде. Приказ может быть издан только после рассмотрения апелляций педагогического работника (в случае их подачи) аттестационными комиссиями вышестоящего уровня.
7.5. В случае принятия решения аттестационной комиссией 1-го уровня о соответствии педагогического работника занимаемой должности при условии выполнения определенных рекомендаций, направленных на устранение выявленных недостатков, аттестационная комиссия в установленный ею срок проводит повторную аттестацию с целью проверки выполнения рекомендаций и окончательно принимает решение о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности.
7.6. При смене места работы педагогический работник, которому установлена (подтверждена) тарифная ставка, присвоена (подтверждена) квалификационная категория, присвоено (подтверждено) педагогическое звание, подает трудовую книжку и аттестационный лист, что является основанием для начисления ему заработной платы по новому месту работы.
7.7. Педагогический работник в случае несогласия с решением аттестационной комиссии имеет право в десятидневный срок со дня вручения ему аттестационного листа обратиться с апелляцией в аттестационную комиссию вышестоящего уровня.
7.8. Апелляция на решение аттестационной комиссии 1-го уровня подается в аттестационную комиссию 2-го уровня. Апелляция на решения аттестационных комиссий 1-го и 2-го уровней может быть подана в аттестационную комиссию 3-го уровня. Апелляция на решение аттестационной комиссии 3-го уровня может быть подана в аттестационную комиссию 4-го уровня.
Для педагогических работников учебных заведений, отнесенных к сфере управления Министерства культуры Украины, апелляция на решение аттестационной комиссии 1-го уровня подается в аттестационную комиссию 4-го уровня.
Решения аттестационных комиссий могут быть обжалованы в суде.
7.9. Аттестационные комиссии, в которые подаются апелляции, рассматривают их на основании оригиналов документов и в двухнедельный срок принимают следующие решения:
об отмене решения аттестационной комиссии нижестоящего уровня и присвоении квалификационной категории, соответствующей фактическому уровню работы педагогического работника;
об отмене решения аттестационной комиссии нижестоящего уровня и присвоении соответствующего педагогического звания;
об оставлении апелляции без удовлетворения, а решения аттестационной комиссии — без изменений.
7.10. Апелляции на решения аттестационных комиссий рассматриваются при участии подавших их лиц, кроме случаев, когда они в письменной форме отказались от личного участия в рассмотрении апелляций или не явились на ее заседание.
Решения аттестационной комиссии, принятые по результатам рассмотрения апелляций, оформляются протоколом по образцу, приведенному в приложении 5 к настоящему Положению.
7.11. Апелляция подается лично в письменной форме или направляется в аттестационную комиссию вышестоящего уровня заказным письмом.
В апелляции должны быть указаны: наименование аттестационной комиссии, в которую подается апелляция; фамилия, имя, отчество, место работы и должность лица, подающего апелляцию, его место проживания; в чем заключается необоснованность обжалуемого решения аттестационной комиссии; перечень прилагаемых документов и других материалов; дата подачи апелляции, личная подпись. К апелляции прилагается аттестационный лист.
7.12. Решение аттестационной комиссии вышестоящего уровня является основанием для отмены руководителем предыдущего и издания нового приказа об установлении (подтверждении) тарифной ставки, присвоении (подтверждении) работнику квалификационной категории, присвоении (подтверждении) педагогического звания.
7.13. Трудовые споры по вопросам увольнения с работы педагогических работников по результатам аттестации рассматриваются согласно действующему законодательству Украины.
7.14. Вопросы аттестации, не урегулированные настоящим Положением, решаются аттестационной комиссией 4-го уровня согласно действующему законодательству Украины.
Начальник отдела анализа и прогнозирования деятельности учебных заведений И. Походзей
<…>
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА ГОСФИНИНСПЕКЦИИ
УТВЕРЖДЕНО НОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ
Напомним, что п. 1.9 разд. I Типового положения об аттестации педагогических работников, утвержденного приказом Минобразования от 06.10.2010 г. № 930, предусматривает: центральные органы исполнительной власти, в подчинении которых есть учебные и другие заведения, на основании этого Типового положения по согласованию с МОНмолодежьспорта могут разрабатывать свои положения об аттестации педагогических работников.
Во исполнение этой нормы, а также с целью стимулирования целенаправленного непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников учебных заведений и учебно-методических учреждений сферы культуры, роста их профессионального мастерства, Минкультуры комментируемым приказом утвердило Положение об аттестации педагогических работников учебных заведений и учебно-методических учреждений сферы культуры (далее — Положение № 75).
Комментируемый приказ вступил в силу 05.12.2011 г. С этой же даты утратило действие Временное положение об аттестации педагогических работников учебных заведений системы Министерства культуры и искусств Украины, утвержденное приказом Министерства культуры и искусств от 06.08.2001 г. № 522 (далее — Временное положение № 522).
Таким образом, педагогические работники учебных заведений и учебно-методических учреждений сферы культуры уже весной 2012 года будут проходить аттестацию с учетом требований нового Положения № 75.
В соответствии с требованиями этого Положения аттестации подлежат:
— преподаватели, концертмейстеры начальных специализированных художественных учебных заведений (школ эстетического воспитания), студий по подготовке актерских кадров при национальных творческих коллективах;
— преподаватели, концертмейстеры, методисты, мастера производственного обучения средних специализированных художественных школ (школ-интернатов);
— преподаватели, концертмейстеры, методисты высших учебных заведений сферы культуры I — II уровней аккредитации;
— методисты учебно-методических учреждений;
— руководители, заместители руководителей по основным направлениям деятельности учебных заведений, которые имеют педагогическую нагрузку.
Рассмотрим некоторые изменения в проведении аттестации таких педагогических работников по разделам Положения № 75.
РАЗДЕЛ I. Общие положения
В разделе оговариваются цель, принципы, виды, а также условия прохождения аттестации педагогическими работниками.
Напомним, что ранее на основании п. 3.2 Временного положения № 522 педагогические работники могли отказаться от прохождения очередной аттестации. В таком случае им устанавливалась квалификационная категория на ступень ниже той, которую они имели по итогам предыдущей аттестации (квалификационная категория «специалист» в данном случае оставалась без изменений); работникам, для которых не были предусмотрены квалификационные категории, определялась оплата труда по низшему должностному окладу, останавливалось действие педагогического звания. Не допускался только отказ от прохождения аттестации педагогическими работниками, относительно которых стоял вопрос об их несоответствии занимаемой должности.
Теперь же аттестация педагогических работников является обязательной (п. 1.4 Положения № 75). Это значит, что сейчас отказаться от прохождения аттестации педагогический работник не может. Считаем такое требование абсолютно объективным, ведь в соответствии с ч. 4 ст. 54 Закона Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII педагогические работники подлежат аттестации (без исключений).
Работающие пенсионеры, педагогические работники-совместители, в том числе и те, которые не работают по основному месту работы в учебных заведениях сферы культуры, аттестуются на общих основаниях.
Педагогические работники, которые совмещают должности преподавателя и концертмейстера, преподавателя и методиста, концертмейстера и методиста, аттестуются отдельно по каждой должности (п. 1.18 Положения № 75).
В случае продолжительной временной нетрудоспособности, перехода работника на работу в другое учебное заведение в году проведения очередной аттестации, а также по другим уважительным причинам аттестация педагогического работника, подлежащего очередной аттестации, может быть перенесена на один год. При этом за такими работниками сохраняются тарифные ставки, присвоенные квалификационные категории и(или) педагогические звания до очередной аттестации (п. 1.9 Положения № 75).
Кроме того, п. 1.19 Положения № 75 предусмотрено, что аттестации не подлежат педагогические работники, которые на 1 сентября текущего учебного года имеют стаж педагогической работы менее трех лет. Напомним: в период действия Временного положения № 522 аттестации не подлежали педагогические работники, которые имели стаж непосредственной педагогической работы до трех лет (в данном случае такой стаж педагогический работник мог иметь на момент прохождения аттестации, а не на 1 сентября).
РАЗДЕЛ II. Порядок создания и полномочия аттестационных комиссий
Этим разделом предусмотрен порядок формирования аттестационных комиссий 1 — 4 уровней, их состав и полномочия.
Основным положительным моментом является то, что разд. II Положения № 75 определен конкретный порядок формирования, классификация, а также полномочия аттестационных комиссий. Например, четко указано количество членов аттестационной комиссии — не менее 5. Аттестационные комиссии всех уровней создаются ежегодно до 20 сентября и наделяются полномочиями на учебный год. Персональный состав аттестационных комиссий в течение года может меняться.
В соответствии с п. 2.3 Положения № 75 теперь членами аттестационной комиссии могут быть не только педагогические работники данного учебного заведения, учебно-методического учреждения, но также и приглашенные представители общественных организаций, профсоюзов, наиболее квалифицированные педагогические работники других учреждений, представители местных органов управления сферы культуры, органов местного самоуправления (по согласию).
Педагогические работники учебных заведений, учебно-методических учреждений, в которых работает менее 15 человек, аттестуются аттестационными комиссиями 1-го уровня при базовых учебных заведениях или аттестационными комиссиями высшего уровня. Перечень базовых учебных заведений определяется руководителями местных органов управления сферы культуры. В состав аттестационных комиссий базовых учебных заведений должны входить руководители учебных заведений, в которых работает менее 15 человек (п. 2.3 Положения № 75).
Напомним, что Временным положением № 522 не предусматривалось разделение аттестационных комиссий на уровни, не был оговорен минимальный состав членов аттестационных комиссий, не было четко описано, какие учебные заведения являются малокомплектными, а также не было предусмотрено привлечение в состав комиссий представителей из других учреждений.
В связи с этим нововведением на сегодняшний день возникает вопрос: что же делать с теми аттестационными комиссиями, которые были сформированы до 20 сентября 2011 года в учебных заведениях с количеством работников менее 15 человек (уточним, что в данном случае имеется в виду количество работников, а не количество ставок, так как один работник может занимать и 1,5 ставки), ведь в соответствии с действовавшим на то время Временным положением № 522 они наделялись полномочиями до конца учебного года? Кроме того, в данном случае не понятно, каких именно работников стоит принимать во внимание — только педагогических или всех работников по штатному расписанию, включая хозяйственный персонал*.
* По вопросам, которые недостаточно четко прописаны в Положении № 75, редакцией нашей газеты направлен соответствующий запрос в Минкультуры. — Примеч. ред.
РАЗДЕЛ III. Организация работы аттестационных комиссий, сроки и порядок проведения аттестации педагогических работников
Этим разделом предусматриваются сроки подачи заявлений, утверждений списков и графика работы аттестационных комиссий, сроки и особенности проведения аттестации.
Обратите внимание: согласно с п.п. 3.7, 3.8 Положения № 75 изменены сроки проведения аттестации. В частности, аттестация педагогических работников проводится аттестационными комиссиями в такие сроки:
— комиссиями 1 уровня — до 1 апреля;
— комиссиями 2 уровня — до 10 апреля;
— комиссиями 3, 4 уровня — до 25 апреля.
Напомним, что п. 8.6 Временного положения № 522 не уточнял конкретные сроки проведения аттестации разными аттестационными комиссиями, а был указан один срок для всех — до 20 апреля.
Также отметим, что в соответствии с п. 3.16 Положения № 75 изменился срок вручения второго экземпляра аттестационного листа аттестованному работнику, а именно не позднее трех дней после издания руководителем учебного заведения и учебно-методического учреждения приказа о результатах аттестации. Ранее, согласно п. 8.9 Временного положения № 522 второй экземпляр аттестационного листа мог вручаться аттестованному работнику (под расписку) не позднее недельного срока.
РАЗДЕЛЫ IV, V. Условия и требования для установления педагогическим работникам тарифных ставок, присвоения (подтверждения) квалификационных категорий
В этих разделах описываются конкретные условия присвоения (подтверждения) квалификационных категорий и установления тарифных ставок педагогическим работникам.
Напомним, что одним из требований Временного положения № 522 для присвоения квалификационных категорий был стаж непосредственной педагогической работы (например, для присвоения II квалификационной категории — не менее 3-х лет).
Теперь же Положением № 75 не установлено требование о наличии стажа педагогической деятельности для присвоения квалификационных категорий. Однако при этом ужесточились требования относительно профессионализма, компетентности и достижений педагогических работников для присвоения им квалификационных категорий.
Обратим также внимание на тот момент, что согласно п. 4.8 Положения № 75 все достижения педагога должны быть подтверждены справками, благодарностями, грамотами, отзывами учреждений, заведений; дипломами фестивалей, конкурсов, смотров и т. д.; буклетами, афишами или программами культурных мероприятий и т. п., что не было предусмотрено требованиями Временного положения № 522.
РАЗДЕЛ VI. Требования к присвоению педагогическим работникам педагогических званий
В этом вопросе основное нововведение содержит п. 6.3 Положения № 75, согласно которому педагогическим работникам с неполным высшим или базовым высшим образованием может присваиваться педагогическое звание «старший преподаватель», при условии, если им установлена тарифная ставка на уровне 9-го разряда и их стаж работы на занимаемой должности составляет не менее 8 лет.
Напомним, что ранее на основании п. 5.9 Временного положения № 522 педагогическим работникам, которые не имеют соответствующего специального образования (в том числе и тем, которые не имели высшего образования) и были приняты на работу в учебные заведения до 1996 года в порядке исключения, могли присваиваться только квалификационные категории: высшая — при наличии стажа работы на занимаемой должности не менее 8 лет; первая — 6 лет, вторая — 5 лет. Педагогические звания таким работникам не присваивались.
Также Положением № 75 установлены основные требования к присвоению мастерам производственного обучения педагогических званий «мастер производственного обучения I категории», «мастер производственного обучения II категории». В то время как Временным положением № 522 аттестация мастеров производственного обучения не была предусмотрена вообще, а следовательно, и присвоение им педагогических званий.
РАЗДЕЛ VII. Решения аттестационных комиссий и порядок их обжалования
В этом разделе описываются порядок реализации материалов проведенной аттестации, а также порядок подачи апелляций на решение аттестационной комиссии.
Здесь новшеством является норма о проведении повторной аттестации. Согласно п. 7.5 Положения № 75 в случае принятия аттестационной комиссией 1-го уровня решения о соответствии работника занимаемой должности при условии выполнения определенных рекомендаций, направленных на устранение выявленных недостатков, аттестационная комиссия в установленный ею срок проводит повторную аттестацию с целью проверки их исполнения и принимает решение о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности.
Также стоит отметить, что сократился срок подачи апелляций педагогическими работниками. Так, согласно с п. 7.7 Положения № 75 педагогические работники в десятидневный срок со дня вручения аттестационного листа имеют право подать апелляцию на решение аттестационной комиссии в аттестационную комиссию высшего уровня (ранее этот срок составлял 14 дней).
Решения аттестационных комиссий могут быть обжалованы в суде (п. 7.8 Положения № 75).
В завершение отметим, что п. 7.1 Положения № 75 предусматривает, что на основании приказа руководителя органа управления сферы культуры, учреждения, учебно-методического учреждения в трудовую книжку педагогического работника в раздел «Сведения о работе» вносится запись об установлении тарифной ставки, присвоении квалификационной категории (со ссылкой на соответствующий разряд), присвоении педагогического звания.
В то же время Инструкция о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденная совместным приказом Минтруда, Минюста и Минсоцзащиты населения от 29.07.93 г. № 58 (далее — Инструкция № 58), не предусматривает внесение таких данных в трудовую книжку работника. В связи с этим считаем, что их внесение является правом, а не обязанностью работодателя. Вместе с тем Инструкция № 58 не содержит и запрета на внесение записи в трудовую книжку об установлении тарифной ставки, присвоении квалификационной категории и педагогического звания.
Светлана МЕРЕНКОВА,
ведущий контролер-ревизор Харьковской государственной
объединенной финансовой инспекции