МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Приказ от 20.12.2011 г. № 1473
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 10.01.2012 г. под № 14/20327
(извлечение)
В соответствии с частью четвертой статьи 54 Закона Украины «Об образовании», частью первой статьи 32 Закона Украины «О дошкольном образовании», частью первой статьи 27 Закона Украины «Об общем среднем образовании», статьей 25 Закона Украины «О внешкольном образовании», частью четвертой статьи 45 Закона Украины «О профессионально-техническом образовании», частью четвертой статьи 48 Закона Украины «О высшем образовании» и с целью совершенствования процесса аттестации педагогических работников приказываю:
1. Утвердить Изменения к Типовому положению об аттестации педагогических работников, утвержденному приказом Министерства образования и науки Украины от 06.10.2010 г. № 930, зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 14.12.2010 г. под № 1255/18550 (прилагаются).
2. Министерству образования и науки Автономной Республики Крым, управлениям образования и науки областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, заведениям последипломного педагогического образования обеспечить повышение квалификации учителей и преподавателей, имеющих педагогическую нагрузку по нескольким предметам, по интегрированным программам.
3. Установить, что присвоенные по результатам последней аттестации квалификационные категории и педагогические звания учителям и преподавателям, которые преподают два и более учебных предмета и до вступления в силу этого приказа не прошли повышения квалификации по всем преподаваемым ими предметам, распространяются на всю педагогическую нагрузку до следующей аттестации.
<…>
5. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
<…>
Министр Д. Табачник
СОГЛАСОВАН:
<…>
Утверждены приказом Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины от 20.12.2011 г. № 1473
Зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины 10.01.2012 г. под № 14/20327
Изменения к Типовому положению об аттестации педагогических работников
1. В разделе I:
1.1. В пункте 1.1 после слов «заведений последипломной» слово «педагогической» исключить.
1.2. Абзац третий пункта 1.7 исключить.
1.3. В абзаце втором пункта 1.8 слово «три» заменить словом «два».
1.4. В пункте 1.9 слова «Министерством образования и науки Украины» заменить словами «центральным органом исполнительной власти в сфере образования».
2. В разделе II:
2.1. В пункте 2.5 слова «органов управления образованием» заменить цифрой и словом «III уровня».
2.2. В абзаце втором пункта 2.6 слово «семи» заменить словом «пяти».
2.3. В пункте 2.7 слово «профсоюзов» заменить словами «соответствующих профсоюзных органов».
2.4. Подпункт 3 пункта 2.12 после слов «педагогических званий» дополнить словами «(о соответствии ранее присвоенным педагогическим званиям)».
2.5. Подпункт 5 пункта 2.13 после слов «(для практических психологов этих кабинетов (центров)» дополнить словами «или о соответствии ранее присвоенной квалификационной категории, педагогическому званию».
2.6. В пункте 2.14:
в подпункте 2 слова «(для практических психологов)» заменить словами «(аттестовать на соответствие ранее присвоенному педагогическому званию «практический психолог-методист»)»;
подпункт 3 после слов «практический психолог-методист» дополнить словами «(аттестовать на соответствие ранее присвоенному педагогическому званию «практический психолог-методист»)»;
подпункт 4 после слов «присваивать педагогические звания» дополнить словами «(аттестовать на соответствие ранее присвоенным педагогическим званиям)».
3. В разделе III:
3.1. В пункте 3.1:
в абзаце первом слова «результатов предыдущей аттестации и» исключить;
дополнить пункт абзацем вторым следующего содержания:
«Работники, включенные в списки лиц, подлежащих очередной аттестации, имеют право подавать в аттестационную комиссию заявления о присвоении более высокой квалификационной категории (тарифного разряда).».
3.2. Пункт 3.2 после абзаца первого дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«Решение о переносе аттестации может приниматься аттестационными комиссиями и в другие сроки.».
В связи с этим абзац второй считать абзацем третьим.
3.3. Пункт 3.3 изложить в следующей редакции:
«3.3. Аттестационная комиссия согласно утвержденному графику работы до 15 марта изучает педагогическую деятельность аттестуемых лиц путем посещения уроков (учебных занятий), внеурочных (внеучебных) мероприятий, изучения уровня учебных достижений учащихся, студентов, курсантов, слушателей, воспитанников (далее — учащиеся) по предмету (дисциплине), который преподает педагогический работник, ознакомления с учебной документацией по выполнению педагогическим работником своих должностных обязанностей, его участию в работе методических объединений, профессиональных конкурсах и других мероприятиях, связанных с организацией учебно-воспитательной работы, и т. п.».
3.4. Дополнить пункт 3.6 абзацами вторым и третьим следующего содержания:
«По решению аттестационной комиссии аттестация может быть проведена при отсутствии работника, если он не явился на заседание аттестационной комиссии по объективным причинам (служебная командировка, территориальная отдаленность, продолжительная болезнь и другие причины, препятствующие присутствию на заседании) и дал на это письменное согласие, за исключением случаев аттестации работников, в отношении которых поднят вопрос о несоответствии занимаемой должности.
В случае неявки педагогического аттестуемого работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия после выяснения причин неявки может провести аттестацию в его отсутствие.».
3.5. Абзац второй пункта 3.7 изложить в следующей редакции:
«Члены аттестационной комиссии могут в письменной форме изложить отдельное мнение в отношении решения аттестационной комиссии, которое прилагается к протоколу.».
3.6. В пункте 3.8 слова «путем тайного голосования большинством собравшихся на заседании ее членов» заменить словами «простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии».
3.7. В пункте 3.9:
подпункт 3 после слова «соответствует» дополнить словами «(не соответствует)»;
подпункт 5 после слов «специалист высшей категории» дополнить словами «и/или педагогического звания или о соответствии работника ранее присвоенной квалификационной категории «специалист высшей категории», и/или соответствии работника ранее присвоенному педагогическому званию»;
подпункт 6 изложить в следующей редакции:
«6) педагогический работник соответствует (не соответствует) ранее присвоенному педагогическому званию;».
3.8. В подпункте 1 пункта 3.11 слово «соответствующую» исключить.
3.9. Пункт 3.17 изложить в следующей редакции:
«3.17. За работниками, прервавшими работу на педагогической должности (независимо от продолжительности перерыва в работе), сохраняются присвоенные по результатам последней аттестации квалификационные категории и педагогические звания.
Аттестация таких работников осуществляется не позднее чем через два года после приема их на работу.».
3.10. Дополнить пункт 3.18 абзацем вторым следующего содержания:
«При совмещении работниками педагогических должностей в одном учебном заведении их аттестация осуществляется по каждой из занимаемых должностей.».
3.11. Пункт 3.20 изложить в следующей редакции:
«3.20. Учителя и преподаватели, имеющие педагогическую нагрузку по нескольким предметам, аттестуются по тому предмету, который преподают по специальности. В этом случае присвоенная квалификационная категория распространяется на всю педагогическую нагрузку. Необходимым условием при этом является повышение квалификации по предметам инвариантной составляющей содержания общего среднего образования.».
3.12. Пункт 3.22 изложить в следующей редакции:
«3.22. За педагогическими работниками, которые переходят на работу из одного учебного заведения в другое, а также на другие педагогические должности в этом же заведении, сохраняются присвоенные квалификационные категории (тарифные разряды) и педагогические звания до следующей аттестации.
За педагогическими работниками, которые переходят на должности методистов, воспитателей-методистов, сохраняются присвоенные предыдущей аттестацией квалификационные категории. Аттестация таких работников осуществляется не позднее чем через два года после перехода на должность методиста или воспитателя-методиста.
При переходе педагогического работника из методического учреждения на педагогические должности в учебное заведение за ним сохраняется присвоенная ранее квалификационная категория до следующей аттестации.».
3.13. Пункт 3.23 после слов «повышения квалификации» дополнить словами «, если их деятельность по профилю совпадает с присужденной научной степенью или присвоенным ученым званием».
4. В разделе IV:
4.1. В пункте 4.1:
абзац восьмой изложить в следующей редакции:
«методисты методических кабинетов (центров), институтов последипломного образования, профессионально-технических, внешкольных и высших учебных заведений I — II уровней аккредитации — полное высшее педагогическое или другое профессиональное образование по направлению методической работы;»;
абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции:
«инструкторы по физкультуре — полное высшее профессиональное педагогическое образование (для дошкольных учебных заведений — полное высшее профессиональное педагогическое образование или которые имеют полное высшее педагогическое образование по специальности дошкольное образование);».
4.2. В пункте 4.3 слова «которые ранее не аттестовались и» и «, студентами, курсантами, слушателями, воспитанниками (далее — учащиеся)» исключить;
дополнить пункт абзацем вторым следующего содержания:
«Выпускникам высших учебных заведений, получившим полное высшее образование, при приеме на работу устанавливается квалификационная категория «специалист».
4.3. Пункт 4.4 после слова «внеурочной» дополнить словом «(внеучебной)».
4.4. В пункте 4.5 слова «компетентно ориентированного» заменить словом «компетентностно-ориентированного».
4.5. Пункт 4.6 после слова «урока» дополнить словами «(учебных занятий)».
4.6. Пункт 4.8 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«За педагогическими работниками, которые получили второе полное высшее педагогическое образование и перешли на должность по полученной специальности, сохраняются присвоенные предыдущей аттестацией квалификационные категории. Аттестация таких работников осуществляется не позднее чем через два года после перехода на другую должность.».
4.7. Пункт 4.9 изложить в следующей редакции:
«4.9. Специалисты, перешедшие на должности педагогических работников в профессионально-технические и высшие учебные заведения I — II уровней аккредитации из производства или сферы услуг, а также научно-педагогические работники высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации, перешедшие на педагогические должности, аттестуются на присвоение квалификационной категории «специалист второй категории» при наличии не менее двух лет стажа работы на производстве, в сфере услуг или стажа научно-педагогической деятельности; «специалист первой категории» — не менее пяти лет; «специалист высшей категории» — не менее восьми лет.».
4.8. В пункте 4.10 слово «непрерывно» исключить.
5. В разделе V:
5.1. Абзац первый пункта 5.2 после слов «профессиональными объединениями преподавателей» дополнить словами «профессионально-технических и».
5.2. В пункте 5.4 слова «(для воспитателей дошкольных учебных заведений)» заменить словами «(для музыкальных руководителей, инструкторов по физкультуре и воспитателей дошкольных учебных заведений)».
5.3. Пункт 5.7 исключить.
6. Пункт 6.2 раздела VI после слова «срок» дополнить словами «, но не более одного года».
Директор Департамента общего среднего
и дошкольного образования
О. Ересько
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА ГОСФИНИНСПЕКЦИИ
ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
С тех пор как вступило в силу новое Типовое положение об аттестации педагогических работников, утвержденное приказом Минобразования от 06.10.2010 г. № 930 (далее — Типовое положение № 930), прошел уже год.
Все помнят, что при проведении аттестации в марте — апреле 2011 года в соответствии с требованиями Типового положения № 930 аттестационные комиссии I — III уровней столкнулись с множеством вопросов, в связи с чем Минобразования приходилось неоднократно давать письменные разъяснения на поступавшие вопросы.
Теперь, приняв во внимание все замечания и предложения, Министерство образования и науки, молодежи и спорта (далее — МОНМС) комментируемым приказом внесло изменения в Типовое положение № 930.
Комментируемый приказ вступил в силу 23.01.2012 г. Следовательно, педагогические работники весной 2012 года будут проходить аттестацию с учетом изменений, внесенных в Типовое положение № 930.
Далее, в разрезе разделов Типового положения № 930 рассмотрим те изменения, которые произошли в проведении аттестации педагогических работников.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Уточнен п.п. 1.1 Типового положения № 930
Прежней редакцией п.п. 1.1 Типового положения № 930 предусматривалось, что этот документ определяет порядок проведения аттестации педагогических работников, в частности, учебно-методических (научно-методических) учреждений и заведений последипломного педагогического образования. Внесенными изменениями слово «педагогического» исключено.
Педработники вузов I — II уровней аккредитации будут проходить повышение квалификации на основе свободного выбора форм обучения
Напомним: ранее абз. 3 п. 1.7 Типового положения № 930 для педагогических работников высших учебных заведений I — II уровней аккредитации было предусмотрено повышение квалификации в форме стажировки. Внесенными изменениями эта норма исключена.
Следовательно, такие работники будут проходить повышение квалификации не реже одного раза в пять лет на основе свободного выбора форм обучения, программ и учебных заведений, как это предусмотрено для остальных категорий педагогических работников.
Изменены сроки проведения внеочередной аттестации
Одним из наиболее существенных изменений в этом разделе является изменение сроков проведения внеочередной аттестации. Так, ранее п. 1.8 Типового положения № 930 предусматривал, что внеочередная аттестация с целью повышения квалификационной категории могла проводиться не раньше, чем через три года после присвоения предыдущей. Теперь же, с учетом внесенных изменений, внеочередная аттестация с целью повышения квалификационной категории может проводиться уже через два года после присвоения предыдущей.
Заметим: действие п. 1.8 Типового положения № 930 не распространяется на педагогических работников, которые:
— в межаттестационный период подготовили победителей III этапа всеукраинских или международных ученических или студенческих олимпиад по базовым учебным предметам; победителей III этапа всеукраинских или международных спортивных соревнований; победителей всеукраинских конкурсов спецмастерства среди учеников профессионально-технических учебных заведений; победителей всеукраинского конкурса-защиты научно-исследовательских работ учеников — членов Малой академии наук;
— стали победителями или лауреатами конкурсов специального мастерства, проводимых центральными органами исполнительной власти, которые имеют ученую степень, ученые или почетные звания, если их деятельность по профилю совпадает с имеющейся ученой степенью, ученым (почетным) званием.
Дело в том, что в соответствии с п. 4.7 Типового положения № 930 вышеперечисленные работники аттестуются без соблюдения последовательности в присвоении квалификационных категорий и срока проведения внеочередной аттестации.
РАЗДЕЛ II. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ АТТЕСТАЦИОННЫХ КОМИССИЙ
Изменениями, внесенными в разд. II Типового положения № 930, подкорректирован состав и полномочия аттестационных комиссий.
Так, ранее, в соответствии с п. 2.6 Типового положения № 930 количество членов аттестационной комиссии должно было составлять не менее 7 человек. Теперь же, с учетом изменений, внесенных в этот пункт, количество членов аттестационной комиссии должно составлять не менее 5 человек.
Также комментируемым приказом расширены полномочия аттестационных комиссий II — III уровней, а именно, теперь им предоставлено право не только присваивать педагогические звания, но и принимать решения о соответствии ранее присвоенным педагогическим званиям.
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИЯ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ
Предаттестационная работа
До комментируемых изменений п. 3.1 Типового положения № 930 обязывал руководителей учебных и других заведений, работники которых аттестуются, до 10 октября предоставлять в соответствующие аттестационные комиссии списки педагогических работников, подлежащих очередной аттестации, с указанием результатов предыдущей аттестации и сроков проведения повышения квалификации.
Теперь требование об указании результатов предыдущей аттестации исключено из п. 3.1 Типового положения № 930.
Изменениями также предусмотрено, что педагогические работники, которые внесены в списки для прохождения очередной аттестации, вправе подать в аттестационную комиссию заявление о присвоении им следующей квалификационной категории.
Решение о переносе очередной аттестации
Напомним: ранее п. 3.2 Типового положения № 930 предусматривал, что аттестационные комиссии могли принимать решение о переносе очередной аттестации педработника до 20 октября.
Теперь с учетом изменений, внесенных в этот пункт, такое решение может приниматься аттестационными комиссиями и в другие сроки. Со своей стороны добавим, что данный срок может быть продлен не позднее чем до 15 марта, так как к этому сроку аттестационная комиссия должна полностью изучить педагогическую деятельность аттестующихся работников.
Подчеркнем, что в соответствии с п. 3.15 Типового положения № 930 аттестация педагогического работника, подлежащего очередной аттестации, может быть перенесена на один год в случае длительной временной нетрудоспособности или при переходе работника в год проведения очередной аттестации на работу в другое учебное учреждение и по другим причинам. За такими работниками до следующей очередной аттестации сохраняются установленные предыдущей аттестацией квалификационные категории (тарифные разряды), педагогические звания.
Действительно, продолжительная нетрудоспособность педработника, а также переход в другое учебное заведение могут произойти в любое время. Однако, по нашему мнению, в таком случае МОНМС также следовало бы внести изменения и в п. 3.1 Типового положения № 930, а именно изменить срок подачи заявлений работников с просьбой перенести срок очередной аттестации.
Аттестация может быть проведена и в отсутствие работника
Нельзя не отметить то, что п. 3.6 Типового положения № 930 дополнен новыми абзацами вторым и третьим, предусматривающими, в каких случаях аттестация может быть проведена в отсутствие работника, а именно, если он:
— не явился на заседание аттестационной комиссии по объективным причинам (служебная командировка, территориальная удаленность, продолжительная болезнь и другие причины, препятствующие присутствию на заседании);
— дал на то письменное согласие.
Исключение составляют случаи аттестации работников, в отношении которых поставлен вопрос о несоответствии занимаемой должности.
В случае неявки аттестуемого педагогического работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия после выяснения причин неявки может провести аттестацию в его отсутствие.
Аттестация работников, которые прервали работу на педагогической должности
Как и прежде, п. 3.17 Типового положения № 930 предусматривает, что за работниками, которые прервали работу на педагогической должности (независимо от продолжительности перерыва в работе), сохраняются присвоенные по результатам последней аттестации квалификационные категории и педагогические звания.
Однако теперь четко предусматривается, что аттестация таких работников осуществляется не позже чем через два года после принятия их на работу.
Аттестация педагогических работников, которые в одном заведении занимают разные педагогические должности
Неоднократно на страницах газеты «Бюджетная бухгалтерия» рассматривались вопросы об аттестации и оплате труда педагогических работников, которые в одном заведении занимают разные педагогические должности.
Не оставило без внимания данный вопрос и МОНМС, дополнив п. 3.18 Типового положения № 930 абзацем вторым, предусматривающим, что при совмещении работниками педагогических должностей в одном учебном заведении их аттестация осуществляется по каждой из занимаемых должностей.
Пример. Практический психолог общеобразовательной школы проводит уроки основ здоровья в объеме 4 часа в неделю и ведет кружок «Рукоделие» в объеме 2 часа в неделю. В таком случае данный работник будет проходить аттестацию сразу по трем педагогическим должностям: как практический психолог, учитель основ здоровья и руководитель кружка.
Требование относительно обязательного повышения квалификации по всем дисциплинам, которые преподает учитель
Нормы прежнего п. 3.20 Типового положения № 930 вызывали наибольшее количество вопросов со стороны как педагогических работников, так и руководителей учебных заведений. Особо остро данный вопрос возникал в школах сельской местности, где из-за нехватки специалистов учителям приходилось вести уроки не по своей специальности.
Дело в том, что этот пункт предусматривал, что учителя и преподаватели, которые имеют педагогическую нагрузку по нескольким предметам, аттестуются по тому предмету, который преподают по специальности. При этом присвоенная квалификационная категория распространяется и на педагогическую нагрузку по другим предметам, которые они преподают. Необходимым условием при этом являлось повышение квалификации по тем учебным дисциплинам, которые они преподают.
Такая формулировка привела к тому, что во многих учебных заведениях занижали квалификационные категории учителям, которые аттестовались ранее и не прошли повышение квалификации по тем предметам, которые они преподают.
Напомним, что на протяжении года Минобразования неоднократно разъясняло вопросы, связанные с применением п. 3.20 Типового положения № 930 (см. письма от 26.01.2011 г. № 1/9-44 и от 31.08.2010 г. № 1/11-8241), где рекомендовало принять решение относительно распространения присвоенных в результате аттестации категории и педагогического звания на всю педагогическую нагрузку педагогическим работникам, которые по различным причинам не прошли повышение квалификации по всем предметам, которые они преподают, и предоставить возможность до 1 января 2012 года пройти курсовую подготовку.
Учитывая такое положение вещей, п. 3 комментируемого приказа установлена аналогичная норма, а именно: присвоенные по результатам последней аттестации квалификационные категории и педагогические звания учителям и преподавателям, которые преподают два и более учебных предмета и до вступления этого приказа не прошли повышение квалификации по всем предметам, которые они преподают, распространяются на всю педагогическую нагрузку до следующей аттестации.
Кроме того, в п. 3.20 Типового положения № 930 внесены изменения, согласно которым такие педагогические работники должны повышать квалификацию только по предметам инвариантной составляющей содержания общего среднего образования.
Таким образом, теперь требование об обязательном повышении квалификации по всем учебным дисциплинам, которые преподает учитель, применяется только относительно тех учителей, которые будут аттестовываться с 2012 года (т. е. по новым правилам).
Квалификационная категория, присвоенная учителям, которые аттестовывались до 2012 года и не прошли повышения квалификации по всем предметам, которые они преподают, распространяется на всю педагогическую нагрузку до следующей аттестации. Оплата труда в таких случаях осуществляется по присвоенной квалификации и распространяется на всю педагогическую нагрузку.
Требования п. 3.20 Типового положения № 930 относительно прохождения курсов повышения квалификации абсолютно справедливы, ведь в соответствии с ч. 1 ст. 54 Закона Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-ХII педагогической деятельностью могут заниматься лица с высокими нравственными качествами, имеющие соответствующее образование, профессионально-практическую подготовку. Однако прежде всего педагогическим работникам нужно предоставить возможность прохождения курсов повышения квалификации.
Аттестация при переходе на работу в другое учреждение
Существенно претерпел изменения и п. 3.22 Типового положения № 930. Теперь предусматривается, что при переходе педагогического работника с методического учреждения на педагогические должности в учебное заведение за ним сохраняется присвоенная ранее квалификационная категория до следующей аттестации. До внесения этого изменения сохранялись лишь присвоенные предыдущей аттестацией квалификационные категории за педагогическими работниками, которые переходили на должности методистов, но не более чем на два года.
Также напомним, что в соответствии с п.п. 3 п. 13 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102 (далее — Инструкция № 102), за методистами учебно-методических, методических кабинетов (центров), институтов повышения квалификации (усовершенствования) учителей сохраняется право на получение повышенных должностных окладов, если в период работы на должностях учителя, преподавателя, воспитателя по результатам аттестации им было присвоено соответствующее звание. Сохранение педагогических званий при переходе педагогического работника из методического учреждения на педагогические должности в учебное заведение ни Инструкцией № 102, ни Типовым положением № 930 на сегодняшний день не предусмотрено.
Однако при этом со своей стороны отметим, что не стоит путать переход на педагогическую должность с совмещением педагогических должностей, упомянутых в п. 3.18 Типового положения № 930. Так, например, если методист методкабинета, кроме выполнения обязанностей по основной должности, ведет преподавательскую работу в учебном заведении, он должен проходить аттестацию по каждой из занимаемых должностей.
РАЗДЕЛ IV. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРИСВОЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КАТЕГОРИЙ
Одной из главных недоработок этого раздела было отсутствие условий для присвоения квалификационных категорий инструкторам по физкультуре, работающим в заведениях, не относящихся к дошкольным, а также для методистов профессионально-технических, внешкольных и высших учебных заведений I — II уровней аккредитации.
В результате аттестационные комиссии всех уровней весной 2011 года столкнулись с проблемой аттестации вышеуказанных работников.
Теперь, учитывая изменения, внесенные в п. 4.1 Типового положения № 930, методисты профессионально-технических, внешкольных и высших учебных заведений I — II уровней аккредитации могут аттестоваться на соответствие занимаемой должности с присвоением квалификационных категорий при наличии полного высшего педагогического или другого профессионального образования по направлению методической работы, а инструкторы по физкультуре — при наличии полного высшего профессионального педагогического образования.
РАЗДЕЛ V. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРИСВОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗВАНИЙ
Подтверждение педагогических званий
Напомним: прежняя редакция разд. V Типового положения № 930 содержала п. 5.7, который предусматривал, что педагогические звания присваиваются бессрочно. Комментируемыми изменениями данный пункт исключен.
Следовательно, теперь педагогическим работникам, имеющим педагогические звания, во время прохождения очередной аттестации придется подтверждать уже присвоенные им звания (т. е. каждые пять лет).
По нашему мнению, данное изменение, внесенное МОНМС, является правильным, так как в межаттестационный период педагогический работник может не только повысить свой профессионализм, но и понизить. Кроме того, это будет являться стимулом для повышения уровня профессиональной компетентности, развития творческой инициативы, повышения престижа и авторитета, обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса педагогическими работниками.
Однако в данном случае возникает вопрос: останутся ли бессрочными педагогические звания, присвоенные педработникам до введения в действие Типового положения № 930, а также те, которые были присвоены в апреле 2011 года?
Давая ответ на подобный вопрос в письме от 06.01.2011 г. № 1/9-6, Минобразования подчеркнуло, что педагогические звания, присвоенные до вступления в силу Типового положения № 930 (т. е. до 30 декабря 2010 года), считаются присвоенными бессрочно.
Считаем, что этот вопрос на сегодняшний день требует разъяснений со стороны МОНМС, а также законодательного урегулирования*.
* По всем спорным вопросам, связанным со вступлением в силу комментируемых изменений, редакцией нашей газеты направлен запрос в МОНМС. — Примеч. ред.
Так, например, многие педработники, которым были присвоены педагогические звания в 2006 году на основании вышеуказанного письма, в апреле 2011 года не проходили аттестацию с целью подтверждения присвоенных им званий. Как теперь проводить оплату труда вышеупомянутым работникам? Ведь на основании изменений, внесенных приказом № 1473, они больше не имеют педагогических званий и, следовательно, не имеют права на повышение должностных окладов.
Присвоение педагогических званий музыкальным руководителям и инструкторам по физкультуре
Учитывая изменения, внесенные в п. 5.4 Типового положения № 930, теперь музыкальным руководителям и инструкторам по физкультуре дошкольных учебных заведений, так же как и воспитателям, которые имеют базовое или неполное высшее педагогическое образование, может присваиваться педагогическое звание «воспитатель-методист», если стаж их педагогической деятельности составляет не менее 8 лет и если они имеют наивысший тарифный разряд.
Однако при этом согласно п. 2 ст. 32 Закона Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 г. № 2628-III педагогическое звание «воспитатель-методист» присваивается воспитателям дошкольных учебных учреждений. Присвоение звания «воспитатель-методист» музыкальным руководителям и инструкторам по физкультуре не предусмотрено. Закон имеет высшую юридическую силу по отношению к Типовому положению № 930.
Кроме того, в Типовом положении № 930 ничего не сказано о возможности присвоения педагогических званий инструкторам по физкультуре, работающим в заведениях, не относящихся к дошкольным, инструкторам по труду и слуховых кабинетов, концертмейстерам, социальным педагогам, художественным руководителям, культорганизаторам, аккомпаниаторам и т. д. Здесь также необходимы разъяснения МОНМС по вопросу о том, какие именно педагогические звания могут быть присвоены таким работникам.
РАЗДЕЛ VI. РЕШЕНИЯ АТТЕСТАЦИОННЫХ КОМИССИЙ И ПОРЯДОК ИХ ОБЖАЛОВАНИЯ
Этот раздел претерпел наименьшее количество изменений. Так, в нем подкорректирован только п. 6.2 Типового положения № 930, где уточнено, что в случае принятия аттестационной комиссией решения о соответствии работника занимаемой должности при условии выполнения определенных мероприятий, направленных на устранение выявленных недостатков, аттестационная комиссия в установленный ею срок, но не более одного года, проводит повторную аттестацию с целью проверки их выполнения и принимает решение о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности.
Светлана МЕРЕНКОВА,
ведущий контролер-ревизор Харьковской
объединенной государственной финансовой инспекции