Темы статей
Выбрать темы

Списание автомобиля: от «А» до «Я»

Редакция ББ
Статья

СПИСАНИЕ АВТОМОБИЛЯ: ОТ «А» ДО «Я»

 

В деятельности практически каждого бюджетного учреждения возникают ситуации, когда нужно списать различное имущество, которое по тем или иным причинам стало непригодным для дальнейшего использования. К такому имуществу могут относиться и транспортные средства.

Какими нормативными документами необходимо руководствоваться бюджетным учреждениям при списании автомобиля? Какими первичными документами оформляются такие операции? Нужно ли приходовать на баланс металлолом и материалы, полученные в результате его списания? На какие цели учреждения могут расходовать средства, полученные от реализации металлолома? Каков порядок отражения таких операций в бухгалтерском учете? Ответам на эти и другие вопросы посвящена данная консультация.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Пожалуй, без преувеличения можно сказать, что вопросы, касающиеся списания имущества, для бюджетных учреждений уже длительное время являются одними из самых актуальных. Объясняется это прежде всего тем, что Типовая инструкция о порядке списания имущества бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства от 29.11.2010 г. № 447 (далее — Типовая инструкция № 447), которая устанавливала единые требования к порядку списания имущества бюджетных учреждений, утратила силу с 21.11.2011 г. согласно приказу Минфина от 14.10.2011 г. № 1297. Кроме того, в период действия Типовой инструкции № 447 бюджетные учреждения интересовали некоторые вопросы, на которые долгое время не было разъяснений со стороны уполномоченных органов.

В данном материале мы детально рассмотрим, как действовать бюджетной организации, на балансе которой числится автомобиль, непригодный для дальнейшей эксплуатации.

Итак, начинается все с того, что в ходе проведения инвентаризации комиссия выявляет различное имущество, которое не пригодно к дальнейшей эксплуатации, однако продолжает числиться на балансе бюджетного учреждения. При выявлении таких объектов инвентаризационной комиссии следует выяснить, проводились ли в учреждении мероприятия по их списанию и реализации согласно требованиям Порядка списания объектов государственной собственности, утвержденного постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314 (далее — Порядок № 1314). На этот момент Госказначейство обращало внимание в письме от 27.05.2011 г. № 17-07/1389-7439 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 27). В этом случае комиссия должна внести предложения по их реализации или списанию.

В настоящее время механизм и процедура списания имущества бюджетных учреждений, которыми являются объекты незавершенного строительства и основные средства, находящиеся в государственной собственности, установлены Порядком № 1314.

Что касается имущества бюджетных учреждений, находящегося в коммунальной собственности, то при его списании следует руководствоваться региональными документами, которые утверждают органы местного самоуправления, руководствуясь полномочиями по управлению коммунальным имуществом.

Так, согласно ст. 327 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV, а также ст. 43, 60 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР (далее — Закон о местном самоуправлении), с целью установления единых требований к порядку списания имущества, являющегося коммунальной собственностью, органами местного самоуправления принимаются документы, определяющие порядок списания имущества, находящегося в коммунальной собственности. Все желающие могут ознакомиться с таким документами на официальных сайтах соответствующих органов местного самоуправления.

Таким образом, бюджетные учреждения, содержащиеся за счет средств местного бюджета, при списании имущества должны руководствоваться соответствующим решением (положением) о порядке списания коммунального имущества органа, уполномоченного принимать решение об управлении объектами коммунальной собственности.

Для того чтобы бюджетному учреждению списать с баланса непригодное имущество, в частности транспортное средство, необходимо провести определенные подготовительные работы. В чем заключается суть таких мероприятий и кто уполномочен этим заниматься, рассмотрим далее.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЧИН СПИСАНИЯ С БАЛАНСА НЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ

 

Кто уполномочен проводить обследование имущества и устанавливать его непригодность? Кто должен входить в состав комиссии по списанию? Обязательно ли приглашать кого-то из сторонних специалистов для участия в работе комиссии по списанию транспортных средств?

 

Первым шагом в процессе списания (ликвидации) необоротных активов является определение причин возникновения непригодности необоротных активов к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности проведения восстановительного ремонта или использования другим способом.

Среди причин, по которым происходит списание объектов необоротных активов (зданий, сооружений, оборудования, приборов, транспортных средств, инвентаря и других объектов) бюджетных учреждений, можно выделить следующие:

— непригодность к дальнейшему использованию;

— моральное устаревание;

— физический износ;

— повреждение вследствие аварии или стихийного бедствия (при условии, что их восстановление является невозможным или экономически нецелесообразным и они не могут быть реализованы);

— выявление в результате инвентаризации как недостача;

— снос зданий, сооружений в связи со строительством новых объектов и разрушенных в результате атмосферного воздействия и длительного использования.

Для определения причин списания с баланса необоротных активов, а также для его документального оформления по приказу руководителя учреждения создается комиссия по списанию имущества. Приказ о создании постоянно действующей комиссии возобновляется ежегодно или по необходимости. Поэтому вопрос о периодичности создания комиссии по списанию имущества каждое бюджетное учреждение может решить самостоятельно. Заметим, что достаточно часто полномочия по определению непригодности материальных ценностей и установлению невозможности или неэффективности проведения восстановительного ремонта, а также оформлению необходимой документации предоставляются ежегодной инвентаризационной комиссии.

В состав комиссии, как правило, включаются:

— заместитель руководителя (председатель комиссии);

— главный бухгалтер или его заместитель (в учреждениях и организациях, в которых штатным расписанием должность главного бухгалтера не предусмотрена, — лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета);

— работники инженерных, технических, строительных, учетно-экономических и других служб (отделов, управлений) субъекта хозяйствования;

— другие должностные лица (по усмотрению руководителя учреждения).

В случае необходимости и/или необходимости учета отраслевых особенностей списания имущества субъекты управления могут привлекать для участия в работе комиссии специалистов соответствующих центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и т. п. (по согласию).

Как предусмотрено п. 10 Порядка № 1314, для установления факта непригодности использования имущества, которое находится под надзором государственных инспекций (автомобилей, нагревательных котлов, подъемников и т. п.), субъект хозяйствования привлекает для участия в работе комиссии представителя соответствующей инспекции, который подписывает акт о списании или передает комиссии свое письменное заключение, которое прилагается к акту.

Таким образом, при списании автомобиля, к участию в работе комиссии по списанию приглашают представителей ГАИ (или прилагают их заключение к документам на списание).

К полномочиям комиссии по списанию относятся:

1) проведение в установленном законодательством порядке инвентаризации имущества, которое предлагается к списанию, и по ее результатам составление соответствующего акта;

2) проведение обследования имущества, подлежащего списанию, установление количества проведенных ремонтов. Для этого используется необходимая техническая документация (технические паспорта, дефектные ведомости и другие документы), а также данные бухгалтерского учета;

3) определение экономической (технической) целесообразности и нецелесообразности восстановления и дальнейшего использования имущества в учреждении и внесение предложений о дальнейшей судьбе таких объектов;

4) установление конкретных причин списания материальных ценностей: физический износ, моральное устаревание, нарушение нормальных условий эксплуатации, непригодность к дальнейшему использованию в учреждении, в частности, в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим переоснащением, повреждение в результате аварии или стихийного бедствия и невозможность восстановления или выявление в результате инвентаризации как недостача;

5) установление лиц, по вине которых произошел преждевременный выход материальных ценностей из строя (если такое имеет место);

6) определение возможности использования отдельных узлов, деталей, агрегатов и материалов имущества, подлежащего списанию, и проведение их оценки;

7) осуществление контроля за изъятием из списанного имущества пригодных узлов, деталей, агрегатов и материалов, а также узлов, деталей, материалов и агрегатов из цветных и драгоценных металлов, определение их количества, веса и контроль за их оприходованием на соответствующих балансовых счетах и сдачей соответствующим организациям;

8) составление в соответствии с законодательством актов на списание по установленной форме.

 

Для списания транспортного средства с баланса учреждения его нужно снять с учета в ГАИ. Как происходит эта процедура? Какими должны быть в этом случае действия учреждения?

 

Действительно, при списании автомобиля с баланса бюджетной организации такое транспортное средство должно быть снято с учета в подразделении ГАИ (МРЭО). Эта процедура урегулирована Порядком государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов, утвержденным постановлением КМУ от 07.09.98 г. № 1388 (далее — Порядок № 1388), а также Инструкцией о порядке осуществления подразделениями Госавтоинспекции МВД государственной регистрации, перерегистрации и учета транспортных средств, оформления и выдачи регистрационных документов, номерных знаков на них, утвержденной приказом МВД от 11.08.2010 г. № 379 (далее — Инструкция № 379).

Для снятия с учета транспортного средства в подразделении ГАИ (МРЭО) или по местонахождению транспортного средства необходимо:

1) подать заявление на снятие с учета транспортного средства;

2) оплатить услуги ГАИ (МРЭО).

Стоимость таких платных услуг определена Перечнем платных услуг, предоставляемых подразделениями Министерства внутренних дел и Государственной миграционной службы, и размер платы за их предоставление, утвержденным постановлением КМУ от 04.06.2007 г. № 795 (в редакции постановления КМУ от 26.10.2011 г. № 1098);

3) транспортные средства, подлежащие снятию с учета, кроме случаев выбраковывания их в целом, осмотреть и обследовать с целью сверки идентификационных номеров их составных частей с номерами, указанными в предоставленных документах, определить их подлинность и провести проверку по Единому государственному реестру ГАИ и автоматизированной базе данных о разыскиваемых транспортных средствах, установить соответствие конструкции и технического состояния транспортных средств обязательным требованиям правил, нормативов и стандартов Украины.

Осмотр проводят уполномоченные работники подразделений ГАИ по месту регистрации транспортных средств, а обследование — специалисты экспертной службы МВД, а по письменному требованию владельца транспортного средства или уполномоченного им лица — судебные эксперты государственных специализированных учреждений, другие эксперты. Номерные знаки, которые были закреплены за транспортным средством, изымаются, о чем делается соответствующая отметка в заявлении.

По результатам проведенного осмотра в документах, которые подаются собственником транспортного средства, уполномоченный работник подразделения ГАИ ставит соответствующую отметку или составляет акт технического осмотра. К указанным документам прилагается соответствующее заключение специалиста.

При снятии транспортных средств с регистрации в автоматизированную базу данных и Единый государственный реестр ГАИ (МРЭО) вносится запись: «Снятие с учета транспортного средства», а также указываются основания такого снятия. Свидетельство о регистрации (технический паспорт) такого транспортного средства и номерные знаки изымаются. Свидетельство о регистрации аннулируется способом, который не позволяет его повторное использование, и прилагается к материалам о снятии с учета транспортного средства, а номерные знаки уничтожаются в установленном порядке.

Упрощенный порядок снятия с учета транспортных средств в подразделениях ГАИ (МРЭО) установлен в отношении автомобилей, которые выбраковываются. В этом случае осмотр транспортного средства не проводится. Такие транспортные средства снимают с учета в подразделениях ГАИ (МРЭО) на основании утвержденных актов (имеются в виду акты на списание, составленные комиссией учреждения).

При снятии с учета транспортного средства в связи с его выбраковыванием на заявлении собственника делается надпись «Снят с учета в связи с выбраковыванием». Аналогичные записи вносят в автоматизированные базы данных и Единый государственный реестр ГАИ (МРЭО). Номерные знаки и регистрационные документы сдают в подразделение ГАИ (МРЭО). Свидетельство о регистрации такого транспортного средства аннулируется способом, который не позволяет его повторное использование, и прилагается к материалам о снятии с учета транспортного средства.

И последний момент. Как указано в п. 43 Порядка № 1388, снятие с учета транспортных средств, которые принадлежат юридическим лицам государственной формы собственности, проводится субъектами хозяйствования, на балансе которых находятся такие транспортные средства, лишь после предоставления на это согласия или разрешения соответствующих субъектов управления имуществом, которые являются представителями владельцев и выполняют их функции в пределах, определенных законодательством, или на основании исполнительной надписи нотариуса или решения суда или ликвидационной комиссии. Это значит, что только после того как учреждение получило разрешение (согласие) на списание транспортного средства, такой автомобиль может быть снят с учета в органах ГАИ (МРЭО).

 

Какие документы должна оформить комиссия при ликвидации транспортного средства? Существуют ли какие-то специальные требования к оформлению таких документов?

 

После того как комиссией проведена подготовительная работа по списанию транспортного средства, можно приступить к следующему этапу — подведению итогов (результатов) осмотра такого объекта, который непригоден к дальнейшему использованию.

Для этого комиссия составляет протокол заседания, к которому прилагаются следующие документы:

1) акт инвентаризации имущества, которое предлагается к списанию;

2) акты технического состояния имущества, которое предлагается к списанию;

3) акт на списание имущества. Типовые формы и порядок составления таких документов утверждены приказом Главного управления Госказначейства и Госкомстата от 02.12.97 г. № 125/70;

4) другие документы (копия акта об аварии, заключение соответствующих инспекций, государственных органов и т. п. (при наличии)).

В протоколе заседания комиссии указываются предложения о путях использования имущества, списание которого по заключениям комиссии является нецелесообразным, мероприятия по возмещению стоимости имущества, в результате инвентаризации которого выявлена недостача, или разукомплектованного.

Протокол заседания комиссии подписывается всеми членами комиссии. В случае несогласия с решением комиссии ее члены имеют право изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к протоколу заседания.

В акте технического состояния имущества указываются год изготовления (строительства) имущества, дата введения в эксплуатацию, объем проведенной работы по модернизации, модификации, достройки, дооборудования и реконструкции, состояние основных частей, деталей и узлов, конструктивных элементов. Такая подробная информация о состоянии имущества содержится в инвентарной карточке учета основных средств в бюджетных учреждениях типовой формы № ОЗ-6 (бюджет).

В акте о списании имущества подробно указываются причины его списания, описывается состояние основных частей, деталей, узлов, элементов и делается вывод об экономической (технической) нецелесообразности и/или невозможности восстановления такого имущества. При списании транспортных средств оформляется акт о списании автотранспортных средств типовой формы № ОЗ-4 (бюджет).

В акте о списании автотранспортных средств указываются:

— наименование транспортного средства, подлежащего списанию;

— год выпуска;

— дата ввода в эксплуатацию;

— первоначальная стоимость, сумма начисленного износа;

— пробег транспортного средства;

— количество проведенных капитальных ремонтов;

— внешний вид транспортного средства;

— техническая характеристика агрегатов и узлов транспортного средства;

— возможность дальнейшего использования основных деталей и узлов, полученных от разборки, а также причины списания.

В случае списания имущества, поврежденного в результате аварии или стихийного бедствия, к акту на его списание прилагается копия акта об аварии, в котором разъясняются причины, которые привели к ней, и указываются меры, принятые относительно виновных лиц.

Протокол заседания комиссии, акт инвентаризации, акты на списание имущества и технического состояния утверждаются руководителем субъекта хозяйствования (п. 14 Порядка № 1314). Что касается коммунального имущества, то акты о списании имущества с балансов таких бюджетных учреждений могут быть утверждены в зависимости от стоимости такого имущества:

— непосредственно руководителем бюджетного учреждения;

— должностным лицом, уполномоченным принимать решение об управлении объектами государственной (коммунальной) собственности.

Подробнее о порядке утверждения таких документов расскажем в ответе на следующий вопрос.

 

ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА СПИСАНИЕ ИМУЩЕСТВА

 

В учреждении проведена подготовительная работа: создана комиссия по списанию, которая провела осмотр транспортного средства и признала его непригодным к дальнейшей эксплуатации. Результаты работы комиссии оформлены протоколом.

Куда должно обратиться учреждение для получения согласия на списание транспортного средства? Какие документы для этого необходимо подготовить? Установлены ли действующим законодательством какие-либо требования к перечню таких документов?

 

Одним из требований, которые предусмотрены к процедуре списания имущества бюджетных учреждений, является получение разрешения органа, уполномоченного управлять имуществом, на проведение списания.

В соответствии с п. 5 Порядка № 1314 списание имущества осуществляется бюджетным учреждением — субъектом хозяйствования, на балансе которого оно находится, на основании принятого субъектом управления решения о предоставлении согласия на его списание.

Напомним, что в соответствии со ст. 4 Закона Украины «Об управлении объектами государственной собственности» от 21.09.2006 г. № 185-V субъектами управления объектами государственной собственности являются:

— Кабинет Министров Украины;

— центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере управления объектами государственной собственности;

— центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере экономического развития;

— министерства и другие органы исполнительной власти (уполномоченные органы управления);

— Фонд государственного имущества Украины;

— органы, обеспечивающие деятельность Президента Украины, Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины;

— органы, осуществляющие управление государственным имуществом в соответствии с полномочиями, определенными отдельными законами;

— государственные хозяйственные объединения, государственные холдинговые компании, другие государственные хозяйственные организации (хозяйственные структуры);

— Национальная академия наук Украины, отраслевые академии наук.

Списание имущества осуществляется при условии учета особенностей правового режима имущества, наличия установленных законодательными актами обременений или ограничений по распоряжению имуществом (кроме случаев, когда установлен запрет на распоряжение имуществом). Что касается имущества, находящегося на балансе субъекта управления, то его списание осуществляется непосредственно таким субъектом.

Следовательно, списание имущества бюджетных учреждений, находящегося в государственной собственности, осуществляется на основании решения (согласия) на списание имущества, которое выдает один из вышеуказанных органов управления объектами государственной собственности (вышестоящая организация). Причем из Порядка № 1314 следует, что необходимость получения разрешения на списание распространяется на любое имущество бюджетных учреждений независимо от причин и стоимости списываемого имущества.

Несколько иная ситуация складывается в отношении имущества бюджетных учреждений, находящихся в коммунальной собственности. Заметим, что право коммунальной собственности на движимое и недвижимое имущество принадлежит территориальным громадам сел, поселков, городов, районов в городах (п. 1 ст. 60 Закона о местном самоуправлении). Следовательно, именно эти органы местного самоуправления уполномочены принимать решение (выдавать разрешение) на списание имущества, являющегося коммунальной собственностью.

Как уже отмечалось, во многих регионах Украины органами местного самоуправления уже приняты соответствующие документы по списанию коммунального имущества, в которых, в частности, определена процедура утверждения актов о списании коммунального имущества (в зависимости от вида и стоимости имущества).

Таким образом, для каждого региона основополагающим документом в вопросе списания коммунального имущества должно быть решение «своего» органа, уполномоченного принимать решение об управлении объектами коммунальной собственности. И поэтому бюджетные учреждения при списании имущества должны руководствоваться в прежде всего решением такого органа.

Как указывало Госказначейство в письме от 15.07.2011 г. № 17-07/1700-10076 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 31), решения о передаче полномочий по управлению имуществом, находящимся в коммунальной собственности территориальной громады, определение границ этих полномочий и условий их осуществления, принимаются исключительно на пленарных заседаниях соответствующего совета.

При этом органы, уполномоченные управлять коммунальным имуществом, имеют право делегировать полномочия относительно управления объектами коммунальной собственности непосредственно или путем передачи руководителям подчиненных бюджетных учреждений соответствующих полномочий, в зависимости от стоимости за единицу (комплект) материальных ценностей и причин списания. Кстати, именно о таком подходе к порядку списания имущества бюджетных учреждений, находящегося в коммунальной собственности, Госказначейство неоднократно обращало внимание в своих письмах от 11.04.2011 г. № 17-04/904-5067 и от 08.04.2011 г. № 17-04/931-4925 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 19), от 16.05.2011 г. № 17-04/1242-6612, от 11.08.2011 г. № 17-08/51-299 и от 20.07.2011 г. № 17-04/1730-10233.

Учтите, такое право должно быть оформлено соответствующим распорядительным документом органа местного самоуправления, где, в частности, должно быть указано, на какое имущество (с указанием стоимостных пределов) распространяются полномочия по управлению имуществом.

С целью получения согласия на списание имущества субъект хозяйствования подает субъекту управления перечень документов, предусмотренных п. 6 Порядка № 1314.

Итак, для получения согласия на списание транспортного средства бюджетная организация представляет:

1) обращение о списании имущества, подписанное руководителем бюджетного учреждения;

2) технико-экономическое обоснование необходимости списания имущества, в котором содержатся экономические и/или технические расчеты, информация об ожидаемом финансовом результате списания имущества и о том, как оно повлияет на финансовый план (для государственных предприятий), а также направления использования средств, которые предполагается получить в результате списания;

3) сведения об имуществе, которое предлагается списать по данным бухгалтерского учета (кроме объектов незавершенного строительства), согласно приложению 1 к Порядку № 1314;

4) акт инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию, согласно приложению 2 к Порядку № 1314;

5) акт технического состояния имущества, утвержденный руководителем бюджетного учреждения;

6) сведения о наличии обременений или ограничений относительно распоряжения имуществом, которое предлагается списать (вместе с соответствующими подтверждающими документами).

Процедура получения извлечений о наличии или отсутствии записи в Реестре обременений движимого имущества и размер платы за выдачу извлечений из Реестра обременений движимого имущества определены Порядком ведения Государственного реестра обременений движимого имущества, утвержденным постановлением КМУ от 05.07.2004 г. № 830, а форма заявления о предоставлении информации из Государственного реестра обременений движимого имущества — Инструкцией о порядке ведения Государственного реестра обременений движимого имущества и заполнения заявлений, утвержденной приказом Минюста от 29.07.2004 г. № 73/5.

В случае необходимости субъект управления может потребовать от бюджетного учреждения подать дополнительные документы, необходимые для принятия решения о списании имущества (технические паспорта, судебные документы, выдержки из реестров, заключения специализированных организаций, договоры или их проекты и т. п.). Исчерпывающий перечень дополнительных документов сообщается в 10-дневный срок от даты поступления вышеуказанных документов.

Что касается документов, подаваемых бюджетными учреждениями при списании имущества, находящегося в коммунальной собственности, то такой перечень приводится в положении (порядке) списания имущества, утвержденном соответствующим органом местного самоуправления. Поэтому рекомендуем таким учреждениям узнать полную информацию о том, какие документы надо собрать для получения разрешения на списание транспортного средства. Как показывает практика, помимо документов, приведенных в Порядке № 1314, учреждениям также необходимо подать:

— приказ о создании постоянно действующей комиссии по списанию имущества;

— протокол заседания постоянно действующей комиссии по списанию (подписанный всеми членами комиссии и утвержденный руководителем);

— акт о списании автотранспортных средств (типовой формы № ОЗ-4 (бюджет));

— копию инвентарной карточки учета основных средств в бюджетных учреждениях (типовой формы № ОЗ-6);

— копию технического паспорта, свидетельства о госрегистрации транспортного средства.

Решение о предоставлении или отказе в предоставлении согласия на списание имущества принимается соответствующим субъектом управления в течение 30 дней с даты поступления вышеуказанных документов. Решение о предоставлении согласия на списание имущества оформляется в форме распорядительного документа, а об отказе в предоставлении такого согласия — в форме письма.

Как указывало Госказначейство в письмах от 16.05.2011 г. № 17-04/1242-6612, от 20.07.2011 г. № 17-04/1730-10233 и от 15.07.2011 г. № 17-07/1700-10076 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 31), составленные комиссией акты о списании имущества отражаются в бухгалтерском учете после их утверждения (согласования) должностным лицом, уполномоченным согласно законодательству принимать решение относительно управления объектами государственной (коммунальной) собственности непосредственно или путем передачи руководителям подчиненных бюджетных учреждений соответствующих полномочий, в зависимости от стоимости за единицу (комплект) материальных ценностей и причин списания.

 

ПРИХОДОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОСЛЕ СПИСАНИЯ

 

После разборки списанного автомобиля на основании акта о списании и выводов комиссии о непригодности к дальнейшей эксплуатации остались запасные части, которые пригодны к дальнейшей эксплуатации (автомобильный двигатель, аккумуляторная батарея и комплект зимних шин). Предполагается, что в дальнейшем автомобильный двигатель будет реализован, а аккумуляторная батарея и комплект зимних шин будут использованы для установки на других транспортных средствах учреждения. На какой субсчет нужно приходовать такие материальные ценности? Как документально оформить такую операцию?

 

Согласно п. 21 Порядка № 1314 разборка и демонтаж имущества, которое предполагается к списанию, проводятся только после принятия соответствующим субъектом управления решения о предоставлении согласия на списание имущества (кроме случаев повреждения имущества в результате аварии или стихийного бедствия).

Контроль за извлечением из имущества, подлежащего списанию, пригодных узлов, деталей, материалов и агрегатов, а также за сдачей на склад и оприходованием на соответствующих балансовых счетах осуществляет комиссия по списанию имущества учреждения. Заметим, что к полномочиям этой комиссии относятся определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов списанного объекта, а также их оценка.

После списания необоротных активов в распоряжении учреждения могут оставаться различные материальные ценности (запасные части, комплектующие и т. п.), которые обязательно должны быть оценены и зачислены на баланс.

Операции по оприходованию (зачислению на баланс) материальных ценностей, полученных в результате списания необоротных активов, должны быть оформлены соответствующими первичными документами.

Так, оприходование материальных ценностей, полученных в результате списания необоротных активов, в частности транспортного средства, производится на основании накладной или акта приемки материальных ценностей. Указанные документы оформляются в соответствии с типовыми формами, утвержденными приказом Госказначейства от 18.12.2000 г. № 130.

Поэтому в данной ситуации комиссией дополнительно составляется акт об оценке таких ценностей. При этом стоимость таких материальных ценностей устанавливается исходя из цены их возможного использования или реализации, которая, в свою очередь, может быть определена на основании действующих рыночных цен на аналогичные материальные ценности (например, данные прайс-листов) с учетом их износа, на основании заключения, выданного специализированой организацией, проводившей их оценку, и т. п.

Кроме того, данные о материальных ценностях, поступивших от ликвидации необоротных активов, в частности автомобиля, приводятся на четвертой странице Акта о списании автотранспортных средств типовой формы № ОЗ-4 (бюджет) в разделе «Расчет результатов списания объекта».

Все детали, узлы, агрегаты ликвидированного, разобранного объекта основных средств, пригодные для дальнейшей эксплуатации (например, для ремонта других транспортных средств, для реализации сторонним организациям), подлежат зачислению на субсчет 238 «Запасные части к транспортным средствам, машинам и оборудованию». Кстати, Госказначейская служба в письме от 01.09.2011 г. № 17-08/180-1071 обращала внимание на то, что запчасти учитываются в составе запасов независимо от стоимости.

И еще один организационный момент. Если после разборки списанного транспортного средства учреждением были изъяты узлы и агрегаты, которые имеют идентификационные номера, то собственник должен обратиться в ГАИ (МРЭО) для получения Справки на высвобожденные узлы и агрегаты. Данное требование предусмотрено п. 4.5.3. Инструкции № 379, а форма такой справки приведена в приложении 6 к Инструкции № 379.

 

После ликвидации автомобиля остались материалы и детали, непригодные к дальнейшему использованию. Нужно ли их оприходовать? Как определить их стоимость и куда сдать в дальнейшем? Каким образом такие операции отражаются в бухгалтерском учете?

 

В соответствии с требованиями п. 23 Порядка № 1314 все узлы, детали, материалы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта другого оборудования или для дальнейшего использования, а также материалы, полученные в результате списания имущества, подлежат оприходованию с отражением в бухгалтерском учете на счетах учета запасов. Непригодные для использования узлы, детали, материалы и агрегаты должны быть оприходованы как вторичное сырье (металлолом и т. п.).

Поэтому все непригодные к использованию после ликвидации автомобиля материалы и детали (в том числе детали, которые содержат лом цветных и черных металлов, детали, содержащие драгоценные металлы) учреждение приходует как прочие материалы на субсчет 239 «Прочие материалы». На этот момент Госказначейство обращало внимание в письме от 01.09.2010 г. № 17-04-2161-16395. На этом субсчете они учитываются до момента их сдачи специализированным предприятиям, занимающимся сбором такого сырья (отходов).

Оприходование материальных ценностей, полученных от ликвидации необоротных активов, осуществляется на основании накладной (акта приемки материальных ценностей).

Итак, оприходованный после списания автомобиля металлолом (лом черных и цветных металлов) необходимо сдать специализированным предприятиям.

Согласно Закону Украины «О металлоломе» от 05.05.99 г. № 619-XIV операции с металлоломом осуществляют только специализированные или специализированные металлургические перерабатывающие предприятия, а также их приемные пункты, которые осуществляют свою деятельность на основании лицензии, выданной в установленном порядке.

Как правило, такие предприятия (пункты приема) есть в каждом населенном пункте. Их адреса можно узнать из справочной литературы, рекламных объявлений и т. п. Также информацию о таких предприятиях можно получить от работников ГАИ при снятии автомобиля с учета.

Естественно, возникает вопрос: по какой стоимости такие материалы должны быть оприходованы на субсчет 239? В рассматриваемой ситуации учетной стоимостью таких отходов будет являться цена возможной реализации, под которой понимается стоимость, по которой материальные ценности могут быть проданы специализированным предприятиям.

В этом случае при определении стоимости оприходованных материалов рекомендуем ориентироваться на цены, установленные пунктами приема вторичного сырья в вашем регионе. Для более точного определения стоимости можно использовать информацию из прайс-листов (прейскурантов) или получить заключение специализированной организации, осуществляющей оценку, и т. п. Результаты такой оценки комиссия по списанию отражает в акте оценки отходов.

Рассмотрим на примере порядок отражения в бухгалтерском учете операций по оприходованию материальных ценностей, полученных от ликвидации автомобиля.

Пример. Комиссией по списанию принято решение о списании с баланса учреждения автомобиля УАЗ-3909, 1996 года выпуска: первоначальная стоимость — 12000 грн., износ начислен в размере 100 %.

В результате списания и разборки оприходованы:

— рама, картер заднего моста, подлежащие реализации, — по справедливой стоимости 1800 грн.;

— запчасти, пригодные для дальнейшего использования при ремонтах автомобилей, на сумму 410 грн.

детали, подлежащие сдаче специализированной организации как металлолом, на сумму 750 грн.

Оплачены услуги по проведению техосмотра в ГАИ — 350 грн.

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма,
грн.

дебет

кредит

1

2

3

4

5

1

Списан объект основных средств (автомобиль), непригодный к дальнейшей эксплуатации на основании акта о списании

— на сумму первоначальной стоимости автомобиля

401

105

12000

— на сумму износа

131

401

12000

2

Оприходованы материальные ценности, полученные в результате списания автомобиля:

— рама, картер заднего моста*

238

364

1800

— запчасти, пригодные для дальнейшего использования при ремонтах автомобилей**

323

711

410

364

323

410

238

364

410

— детали (металлолом), подлежащие сдаче специализированной организации*

239

364

750

* Поскольку предполагается реализация материальных ценностей и деталей для сдачи на металлолом, в орган Госказначейской службы нет необходимости подавать Справку о поступлениях в натуральной форме. В случае оприходования таких материальных ценностей и деталей субсчет 711 «Доходы по средствам, полученным как плата за услуги» использовать нецелесообразно. Доходы по специальному фонду учреждение отражает при поступлении средств за реализованные материальные ценности на специальный регистрационный счет.

** В орган Госказначейской службы подается Справка о поступлениях в натуральной форме не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца.

3

Поступили средства от реализации материальных ценностей

323

711

1800

4

Переданы материальные ценности покупателю на основании акта приема-передачи

364

238

1800

5

Передан металлолом специализированной организации

364

239

750

6

Поступили средства за сданный металлолом на специальный регистрационный счет

323

711

750

7

Отражены расходы на оплату услуг по проведению техосмотра в ГАИ

801 (811)

675

350

8

Оплачены услуги по проведению техосмотра в ГАИ

675

321 (323)

350

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ СДАЧИ МЕТАЛЛОЛОМА

 

На какие цели учреждения могут израсходовать средства, полученные от реализации металлолома? Как показывать в отчетности такие суммы?

 

Средства, полученные от реализации металлолома, принадлежат к четвертой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений (п. 4 ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI, далее — БКУ) и зачисляются в доход специального фонда сметы в полном объеме.

Используются такие поступления на:

— ремонт, модернизацию или приобретение новых необоротных активов и материальных ценностей;

— покрытие расходов, связанных с организацией сбора и транспортировки отходов и лома на приемные пункты;

— хозяйственные нужды бюджетных учреждений, включая оплату коммунальных услуг и энергоносителей.

Средства, полученные учреждением от сдачи металлолома, зачисляются на его специальный регистрационный счет. Подтверждением о поступлении таких поступлений будет являться выписка из специального регистрационного счета, предоставленная органом Госказначейской службы. Бюджетные учреждения на основании этой выписки в Отчете о поступлении и использовании средств, полученных как плата за услуги (форма № 4-1 д, № 4-1 м), отражают такие поступления в строке 050 «Поступления средств от реализации в установленном порядке имущества (кроме недвижимого имущества)».

Учитывая, что распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами, при поступлении незапланированных поступлений возникает необходимость внести изменения в смету согласно требованиям пп. 47 — 49 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

Такие изменения вносятся в случае, если общий объем фактических поступлений в специальный фонд вместе с объемом остатков средств на его счетах на начало года будет больше, чем соответствующие поступления, учтенные в смете на соответствующий год. Следовательно, если на счет заведения поступают средства, которые не запланированы в специальном фонде сметы, но при этом общая сумма поступлений (с учетом остатков на начало года) не превышает объемов собственных поступлений, учтенных при утверждении его сметы, то распорядители бюджетных средств не вносят изменения в смету в части поступлений спецфонда (см. письмо Госказначейства от 26.03.2010 г. № 15-06/662-5434).

 

Каким образом можно узнать, содержатся ли в деталях и узлах списанного транспортного средства драгоценные металлы? Как с ними поступить в дальнейшем? Может ли специализированная организация, которой были сданы отходы и лом драгоценных металлов, перечислить такие средства в бюджет самостоятельно, т. е. без перечисления на специальный регистрационный счет бюджетного учреждения?

 

Как предусмотрено п. 25 Порядка № 1314, узлы, детали, материалы и агрегаты, изъятые после демонтажа и разборки, подлежат сдаче субъектам хозяйствования, которые осуществляют деятельность по сбору и первоначальной обработке лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней.

Информацию о деталях и узлах, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, а также о массе самих драгоценных камней учреждения могут узнать из технического паспорта завода — изготовителя автомобиля, акта приемки-передачи и другой первичной бухгалтерской, сопроводительной и технической документации, оформленной соответствующим образом. Так, при поступлении необоротных активов в бухгалтерии учреждения открывают на каждый объект инвентарную карточку типовой формы № ОЗ-6 (бюджет). В разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» данного документа указывают перечень деталей, в которых содержатся драгоценные металлы, а также наименование детали и массу металла, указанную в паспорте.

Если вышеуказанных документов нет в наличии, то необходимо получить заключение соответствующей организации, занимающейся сбором, переработкой отходов и утилизацией драгоценных металлов и драгоценных камней, о содержании драгоценных металлов. На этот момент обращало внимание Госказначейство в письме от 01.03.2007 г. № 3.4-05/676-2841 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 13).

Кроме того, по поводу обязательности сдачи драгоценных металлов, содержащихся в списанном оборудовании, специализированным предприятиям ГлавКРУ в письме от 24.12.2004 г. № 12-14/588 указывало, что за нарушение установленного законодательством порядка проведения операций с драгоценными металлами в зависимости от вида совершенного правонарушения предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Теперь, что касается порядка перечисления средств, полученных от сдачи лома и отходов драгоценных металлов.

По общему правилу, установленному п. 4 ст. 13 БКУ, средства, полученные бюджетными учреждениями от реализации имущества (кроме недвижимого имущества), относятся к четвертой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений.

Однако в отличие от средств, которые учреждения получают от сдачи лома черных, цветных металлов и их сплавов, которые остаются в распоряжении учреждения в полном объеме, средства, полученные ими от сдачи лома и отходов золота, платины, металлов платиновой группы, драгоценных камней и серебра, нельзя в полном объеме оставить в распоряжении учреждения.

Средства, полученные от сдачи драгоценных металлов и камней, распределяются между учреждением и государственным или местным бюджетом в зависимости от источника финансирования учреждения.

Так, в соответствии с п. 42 ст. 29 и п. 19 ст. 69 БКУ к доходам общего фонда соответствующего бюджета относится 80 % средств, полученных предприятиями, учреждениями и организациями за сданные в виде лома и отходов золото, платину, металлы платиновой группы, драгоценные камни, и 50 % средств, полученных этими предприятиями, учреждениями и организациями за сданное в виде лома и отходов серебро.

Таким образом, в распоряжении бюджетных учреждений остается соответственно 20 и 50 % таких средств, которые и являются их собственными поступлениями. Соответственно 80 и 50 % полученных средств перечисляются в доход общего фонда того бюджета, за счет которого содержится бюджетное учреждение или организация.

Порядок перечисления средств, полученных от сдачи драгоценных металлов и камней, Госказначейство разъясняло в письме от 11.06.2008 г. № 15-04/1415-9320 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 27) и заключается он в следующем:

1. 100 % средств за сданные в виде лома и отходов золото, платину, металлы платиновой группы, драгоценные камни и серебро зачисляются на специальный регистрационный счет распорядителя средств, открытый в органе Госказначейской службы.

2. Распорядитель бюджетных средств передает в орган Госказначейской службы платежное поручение на перечисление 80 % средств, полученных за сданные в виде лома и отходов золото, платину, металлы платиновой группы, драгоценные камни, и 50 % средств, — за сданное в виде лома и отходов серебро со специального регистрационного счета на счет по учету поступлений общего фонда бюджета, открытый по соответствующему коду классификации доходов бюджета 31020000 «Поступления средств от Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней».

Исходя из требований, установленных БКУ к порядку распределения средств, полученных от сдачи драгоценных металлов и камней, делаем вывод: именно на бюджетные учреждения возлагаются обязанности по распределению таких средств. Следовательно, специализированная организация, которой были сданы отходы и лом драгоценных металлов, должна перечислить средства за драгоценные металлы и камни на специальный регистрационный счет бюджетной организации в полном объеме.

В заключение приведем в приложении к консультации примеры заполнения документов, которые оформляются в ходе списания такого вида необоротных активов, как транспортные средства.

 

img 1

 

img 2

 

img 3

img 4

 

img 5
img 6

 

img 7

 

img 8

 

img 9

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше