Темы статей
Выбрать темы

Оплата труда водителей бюджетных учреждений

Редакция ББ
Статья

ОПЛАТА ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

В редакцию нашей газеты поступает множество писем с просьбой предоставить разъяснения по тем или иным вопросам, касающимся темы оплаты труда водителей автотранспортных средств. Мы решили объединить ваши вопросы и подготовили подробную статью на эту тему. Надеемся, информация, содержащаяся в ней, поможет вам при начислении зарплаты водителям.

Светлана МЕРЕНКОВА, ведущий государственный финансовый инспектор Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции

Ольга ВИТКОВСКАЯ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

В отличие от других категорий работников бюджетной сферы порядок оплаты труда водителей автотранспортных средств имеет свои особенности. Рассмотрим их далее подробно.

 

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОКЛАДЫ

При установлении водителям тарифных ставок (должностных окладов) необходимо руководствоваться отраслевыми нормативными документами, регулирующими вопросы оплаты труда той или иной категории работников бюджетной сферы.

Следует отметить, что такими документами предусмотрено установление водителям тарифного разряда (должностного оклада) в зависимости от типа автомобиля, его технических характеристик и габаритов. При определении должностного оклада водителя, за которым закреплены несколько разных по типу автомобилей (например, автобус и легковой автомобиль), следует исходить из того, ставка какого водителя предусмотрена штатным расписанием учреждения и какой именно автомобиль был изначально закреплен за водителем.

Тарифный разряд (должностной оклад) устанавливается при приеме на работу и в последующем не меняется, поскольку условиями оплаты труда водителей не установлены диапазоны тарифных разрядов в зависимости от квалификации водителя.

С другой стороны дифференцирование оплаты труда водителей в зависимости от их квалификации, стажа и опыта работы производится работодателем путем присвоения соответствующего квалификационного класса и, как следствие, установления надбавки за классность.

Повышение должностного оклада. Отдельным категориям водителей условиями оплаты труда предусматривается повышение тарифных ставок (должностных окладов), к примеру:

— водителям санитарного транспорта тарифные ставки повышаются на 20 % за управление санитарным транспортом (п. 2.4.4 Условий № 308/519);

— в детских домах должностные оклады (ставки заработной платы) работников (кроме педагогических и руководящих, деятельность которых непосредственно связана с учебно-воспитательным процессом) повышаются на 20 % согласно п. 32 Инструкции № 102.

 

ПОРЯДОК ПРИСВОЕНИЯ КЛАССОВ И УСТАНОВЛЕНИЯ НАДБАВОК ЗА КЛАССНОСТЬ

Квалификация — это уровень подготовленности, мастерства, степень готовности к выполнению работы по определенной специальности или должности, определяется разрядом, классом или другими аттестационными категориями.

Для водителей уровень квалификации определяется классом. Классы являются критерием оценки уровня профессионального мастерства водителей. Они зависят от сложности управления механическими транспортными средствами, профессиональной подготовки и опыта работы водителя.

Согласно абз. 4 ст. 96 КЗоТ отнесение выполняемых работ к определенным тарифным разрядам и присвоение квалификационных разрядов работникам проводится работодателем согласно тарифно-квалификационным справочникам по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).

Квалификационные характеристики по должности водителя автотранспортных средств предусмотрены п. 4 «Водитель автотранспортных средств» разд. II Справочника № 136.

Примечанием к этому пункту установлено, что в процессе работы в учреждении водителю может быть присвоена квалификация II или I класса. Для присвоения II класса в удостоверении водителя должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий «B», «C», «E» или «D», или «D» и «E», а также непрерывный стаж работы водителем III класса в учреждении — не менее трех лет. Для присвоения I класса должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий «B», «C», «D» и «E», а также непрерывный стаж работы водителем II класса в данном учреждениине менее двух лет. Для наглядности приведем вышесказанное в таблице.

 

Класс водителя

Наличие в водительском удостоверении отметок на право управления механическими транспортными средствами, относящимися к категориям*

Требования к стажу, предусмотренные Справочником № 136

III класс

«B» и (или) «C»

Требования к стажу не предъявляются.
Право на управление транспортными средствами, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами, имеют граждане, которые последние три года работали водителями соответствующей категории транспортных средств (п. 7 Положения о выдаче водительских удостоверений)

II класс

«B», «C», «E» или «D», или «D» и «E»

Непрерывный стаж работы в учреждении не менее 3 лет в качестве водителя III класса

I класс

«B», «C», «D» и «E»

Непрерывный стаж работы в данном учреждении не менее 2 лет в качестве водителя II класса

* Напомним, что со вступлением в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» от 24.09.2008 г. № 586-VI произошли изменения в порядке выдачи водительских удостоверений и присвоения водительских категорий.

Удостоверение водителя, выданное до вступления в силу этого Закона, может быть обменено на новое. При этом в новом удостоверении водителя отмечаются категории (п. 27 постановления КМУ «О внесении изменений в Положение о порядке выдачи удостоверений водителя и допуска граждан к управлению транспортными средствами» от 20.05.2009 г. № 511):

«А1», «А» — соответствует категории «А»;

«В1», «В» — соответствует категории «В»;

«С1», «С» — соответствует категории «С»;

«D1», «D» — соответствует категории «D»;

«BЕ» — соответствует категориям «В» и «Е»;

«C1E», «СЕ» — соответствует категориям «C» и «Е»;

«D1E», «DЕ» — соответствует категориям «D» и «Е».

 

Отсюда следует, что при приеме на работу водителю автотранспортного средства устанавливается квалификация III класса. Далее в процессе работы в данном учреждении водителю могут быть присвоены квалификации II и I класса.

Обязательными условиями присвоения водителям II или I классов являются:

1) наличие водительского удостоверения установленного образца с разрешающей отметкой на право управления соответствующими категориями транспортных средств («B», «C», «D», «E»);

2) соблюдение требований к стажу работы в качестве водителя. Для установления класса водителю учитывается его непрерывный стаж работы на должности водителя в конкретном учреждении, а не период времени наличия удостоверения водителя или период управления транспортным средством. Исчисление непрерывного стажа работы начинается со дня заключения трудового договора с водителем. При этом следует исходить из того, что рабочее время водителя — это время, в течение которого водитель обязан выполнять свои обязанности, определенные трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка. Кроме того, п. 2.1 Положения № 340 определены периоды, которые включаются в рабочее время водителя, в частности, период простоев не по вине водителя.

 

Порядок присвоения (повышения) классности водителям

Конкретный порядок присвоения классов водителям автотранспортных средств на сегодняшний день не утвержден.

В данном случае следует соблюдать нормы ст. 96 КЗоТ и п. 10 Общих положений Справочника № 336, согласно которым квалификационные разряды повышаются прежде всего работникам, которые успешно выполняют установленные нормы труда и добросовестно относятся к своим трудовым обязанностям. Присвоение и повышение квалификационных категорий работникам осуществляют комиссии по проведению квалификационной аттестации.

Также можно руководствоваться п.п. 8.7.3 и 8.7.4 Методических рекомендаций № 111, согласно которым присвоение водителям II и I классов осуществляется квалификационными комиссиями учреждения, в состав которых включается также сотрудник службы безопасности (в бюджетном учреждении это может быть инженер по охране труда). Решение квалификационной комиссии утверждается приказом руководителя учреждения. Кроме того, можно руководствоваться положениями Справочника № 58/3-102.

Учреждение должно самостоятельно разработать Положение о присвоении водителям квалификационных классов. В этом документе, в частности, должны быть указаны:

1) порядок формирования квалификационной комиссии (далее — комиссия). Для решения вопросов о присвоении (повышении) уровня квалификации (классности) в учреждении создается комиссия под председательством руководителя организации или иного лица, назначенного соответствующим приказом. В состав такой комиссии рекомендуется включать:

— представителя профсоюзной организации;

— начальника отдела кадров (инспектора по кадрам, в случае если должность начальника не предусмотрена штатным расписанием);

— инженера по охране труда.

Состав и полномочия комиссии утверждаются приказом или распоряжением руководителя учреждения;

2) требования к квалификации водителей. При вынесении решения о присвоении класса следует руководствоваться квалификационными требованиями, которым должен соответствовать водитель определенного класса, установленными Справочником № 136. При этом комиссия должна строго соблюдать последовательность в присвоении класса, установленную этим Справочником. Так, водителю не ранее чем через 3 года работы на занимаемой должности комиссией может быть присвоена квалификация II класса. По истечении 2 лет после присвоения квалификации II класса при непрерывном стаже работы водителем такому работнику может быть присвоена квалификация I класса. Комиссией не может быть принято решение о присвоении водителям квалификации II или I класса в меньшие сроки, нежели те, которые определены Справочником № 136.

Кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками, для присвоения квалификации II или I класса следует принимать во внимание (п. 3 Справочника № 58/3-102):

— показатели в работе (систематическое выполнение планов, расписания и графиков движения, отсутствие перерасхода топлива по сравнению с установленными нормами и т. д.);

— соблюдение трудовой дисциплины (водитель не должен иметь за последние 3 года работы нарушений правил дорожного движения, повлекших дорожно-транспортные происшествия или приведших к лишению водительских прав, а также в течение последнего года — нарушений правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций).

Подчеркнем, что классность можно не только установить (повысить), но и понизить. Так, если водитель автотранспортного средства не выполняет предусмотренный должностной инструкцией перечень своих обязанностей, а также систематически нарушает правила дорожного движения и технической эксплуатации автотранспортного средства, работодатель по представлению комиссии и по согласованию с соответствующим профсоюзным комитетом может снизить ему квалификацию на один класс. Снижение класса квалификации утверждается приказом руководителя учреждения с занесением в трудовую книжку (п. 7 Справочника № 58/3-102). Восстановление класса производится в общем порядке, но не ранее чем через 3 месяца после его снижения (абз. 5 ст. 96 КЗоТ). При лишении водителя в установленном порядке права управления транспортными средствами на определенный законом срок классность восстанавливается аналогично после восстановления права водителя на управление транспортными средствами;

3) процедура присвоения классов . Как правило, вопрос присвоения классов рассматривается комиссией на основании заявления водителя. К заявлению прилагаются:

— копия трудовой книжки;

— копия водительского удостоверения;

— ходатайство непосредственного руководителя водителя о присвоении соответствующего класса, в котором указываются общие сведения о водителе: дата приема на работу, образование, общий стаж работы водителем, дается оценка деятельности работника.

Порядок работы комиссии может быть таким:

— основной формой работы комиссии является заседание под руководством председателя или его заместителя;

— заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 ее членов;

— решение комиссии принимается простым большинством голосов из числа ее членов, присутствующих на заседании;

— при равенстве голосов членов комиссии решающим является голос ее председателя;

4) срок и периодичность заседания комиссии;

5) порядок оформления результатов . Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем комиссии и ее членами и передается в кадровую службу (специалисту по кадрам) учреждения для подготовки проекта распоряжения (приказа) работодателя о присвоении (повышении) класса.

Информацию о присвоении (повышении, понижении) класса работодатель отражает в трудовой книжке водителя.

Достаточно часто при приеме на работу водители уже имеют стаж и опыт работы. Некоторые водители имеют классность. В связи с этим у работодателей возникают вопросы: если водителю установлен I класс по предыдущему месту работы, то действителен ли он при приеме на работу к новому работодателю?

Отвечая на этот вопрос представители Минсоцполитики указывают, что действующими нормативно-правовыми актами Украины не предусмотрено правовой нормы по сохранению классности водителям, присвоенной работодателем на прежнем месте работы (см. «Праця I зарплата», 2009, № 25, с. 16).

Как говорилось выше, конкретный порядок присвоения и подтверждения классов водителям автотранспортных средств на сегодняшний день не утвержден, соответственно при приеме на работу к новому работодателю подтверждение или неподтверждение уже имеющегося класса не будет нарушением действующего законодательства.

Что подтверждается другой консультацией представителя Минсоцполитики (см. «Праця і зарплата», 2010, № 42, с.15).

Таким образом, считаем, что решение этого вопроса относится исключительно к компетенции нового работодателя. Так, работодатель, учитывая соблюдение требований для присвоения I класса (наличие в водительском удостоверении отметок на право управления соответствующими категориями транспортных средств и необходимый стаж роботы) может принять решение о сохранении (подтверждении) классности водителю, присвоенной работодателем на прежнем месте работы. Для этого водитель должен написать соответствующее заявление о сохранении (подтверждении) класса, присвоенного на предыдущем месте работы. В этом случае по окончании испытательного срока, в ходе которого проверяются знания и навыки водителя, комиссия оценивает водителя на соответствие или несоответствие этой квалификации. По результатам комиссии руководитель учреждения принимает окончательное решение о сохранении (подтверждении) класса.

В то же время руководитель может принять решение не сохранять (не подтверждать) классность водителю, присвоенную на предыдущем месте работы.

Для того, чтобы окончательно расставить все точки над «і» в решении этого вопроса, редакция нашей газеты направила соответствующий запрос в Минсоцполитики.

Далее рассмотрим примеры на основании вопросов наших читателей.

Пример 1 . На должность водителя бюджетного учреждения принимается работник, имеющий удостоверение, разрешающее управление транспортными средствами категорий «B», «C» и «E», которое было ему выдано в 1994 году. Ранее на должности водителя он не работал, что следует из записей в трудовой книжке. Однако он проработал более 10 лет в органах государственной автомобильной инспекции. Какая классность может быть установлена такому работнику?

Обязательным условием при решении вопросов присвоения классности водителям является наличие необходимого стажа работы по должности водителя автотранспортных средств. Поэтому в данном случае водителю может быть присвоена только квалификация III класса, а II класса не ранее, чем через 3 года работы на занимаемой им должности. По истечении 2 лет после присвоения квалификации II класса при непрерывном стаже работы водителем такому работнику может быть присвоена квалификация I класса.

Пример 2. На должность водителя бюджетного учреждения принимается работник, имеющий удостоверение, разрешающее управление транспортными средствами категорий «B», «C» и «D». Перед приемом на работу в данное учреждение этот работник беспрерывно работал водителем автотранспортного средства на предприятии 2 года и 8 месяцев, о чем свидетельствует запись в трудовой книжке. Перерыв в работе на должности водителя со дня увольнения с прошлого места работы и до приема на новое составил менее месяца. Какая классность может быть установлена такому работнику?

Для присвоения II класса обязательным условием является наличие непрерывного стажа работы водителем III класса в одном учреждении не менее 3 лет, а не непрерывного стажа управления транспортным средством. Поэтому такому водителю может быть присвоена квалификация II класса квалификационной комиссией бюджетного учреждения через 3 года работы на занимаемой должности. По истечении 2 лет после присвоения квалификации II класса при непрерывном стаже работы водителем такому работнику может быть присвоена квалификация I класса.

Пример 3 . На должность водителя бюджетного учреждения принимается работник, имеющий удостоверение, разрешающее управление транспортными средствами категорий «B», «C», «D» и «E». Перед приемом на работу в данное учреждение этот работник беспрерывно работал водителем автотранспортного средства в другом учреждении 7 лет, где ему была присвоена квалификация I класса, о чем свидетельствует запись в его трудовой книжке. Какая классность может быть установлена такому работнику?

Как указывалось выше, специалисты Минсоцполитики считают, что действующими нормативно-правовыми актами Украины не предусмотрено правовой нормы по сохранению классности водителям, присвоенной работодателем на прежнем месте работы. В этом случае руководителем учреждения и квалификационной комиссией может быть принято одно из решений:

— сохранить класс, присвоенный на предыдущем месте работы. В таком случае работник будет приниматься на работу как водитель автотранспортного средства I класса;

— не сохранять класс, присвоенный на предыдущем месте работы. В таком случае работник будет приниматься на работу как водитель III класса.

Пример 4 . На должность водителя бюджетного учреждения принимается работник, имеющий удостоверение, разрешающее управление транспортными средствами категорий «B», «C», «D» и «E». Эту должность он будет занимать на условиях совместительства. По основному месту работы ему присвоена квалификация I класса, о чем свидетельствует запись в трудовой книжке. Какая классность может быть установлена такому работнику?

Здесь такая же ситуация, как и в предыдущем случае. Это значит, что решение относительно установления классности водителю должен принять руководитель учреждения на основании заключения квалификационной комиссии.

Пример 5. В учреждении работают водители, имеющие свидетельства о присвоении им квалификации «водитель автомобиля 1 класса», выданные еще в 70-е годы. В свидетельстве написано: «Выдано в том, что он закончил обучение и сдал экзамены по программе повышения квалификации водителей на первый класс…». В 1989 году (после получения классности) при обмене прав на новые у водителей открыты не все категории (а именно: у одного — категории «В»,»С» и «Е», у другого только «В» и «С»). Мы производим доплату этим водителям за классность в размере 25 % тарифной ставки. Водители работают в учреждении более 20 лет. Представители Госфининспекции утверждают, что свидетельства о присвоении классности недействительны и мы не имеем право производить доплату за классность? Так ли это?

Обязательным условием при решении вопросов присвоения классности является наличие в водительском удостоверении необходимых разрешающих отметок, дающих право управления определенными категориями транспортных средств («В», «С», «D», «Е»). Если водители получили в учебных заведениях свидетельства о классности еще в 70-е годы и не имеют необходимых разрешающих отметок в водительском удостоверении после их обмена, а администрация учреждения присвоила им класс квалификации, то в этих случаях ежемесячная надбавка за классность не выплачивается. Для того чтобы у водителя было право на получение надбавки за классность, в его водительском удостоверении, прежде всего, должны стоять разрешающие отметки на право управления определенными категориями транспортных средств.

 

Надбавка за классность

Следует учитывать, что тарифный разряд водителям устанавливается исходя из наличия у работника III класса. Для тех работников, которым в установленном порядке присвоены I или II классы, действующими нормативными документами по оплате труда предусмотрено установление ежемесячной надбавки к заработной плате.

Руководителям бюджетных учреждений предоставлено право самостоятельно устанавливать работникам надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера, в том числе и надбавки за классность водителям в пределах выделенных бюджетных ассигнований.

Водителям автотранспортных средств устанавливается ежемесячная надбавка за классность к тарифной ставке в размерах:

— водителям II класса — 10 %;

— водителям I класса — 25 %.

Надбавка начисляется за фактически отработанное водителем время.

Законом Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III определено, что автотранспортное средство — это колесное транспортное средство (автобус, грузовой и легковой автомобиль, прицеп, полуприцеп), которое используется для перевозки пассажиров, грузов или выполнения специальных рабочих функций.

Это значит, что, к примеру, работнику, занимающему должность тракториста, не может быть установлена надбавка за классность, поскольку такая надбавка устанавливается исключительно водителям автотранспортных средств. Между тем согласно п.п. 10 п. 2.2.22 Условий № 308/519 месячные оклады трактористов определяются исходя из 3-5 тарифных разрядов ЕТС в зависимости от квалификационного разряда. Другими словами, квалификация таких работников уже учтена в их тарифных ставках.

Обратите внимание: согласно п. 4.6 Условий № 308/519 надбавка за классность устанавливается в процентах к должностному окладу, определенному согласно п. 2.1 — 2.2 этих Условий, т. е. без учета повышения на 20 % за санитарный транспорт. Что касается установления надбавки за классность согласно приказу № 557, то в этом случае надбавка за классность устанавливается водителю в процентах к должностному окладу с учетом установленных ему повышений.

Надбавка за классность устанавливается распоряжением (приказом) работодателя с момента приема на работу или момента присвоения соответствующего класса.

Документами для установления водителю легкового автомобиля надбавки за классность являются:

а) при приеме на работу — водительское удостоверение, содержащее разрешающие отметки на право управления транспортными средствами тех категорий, которые предусмотрены в соответствующих классах квалификационными характеристиками, сведения о стаже работы и наличии присвоенного ранее класса в соответствии с трудовой книжкой;

б) при повышении класса — распоряжение (приказ) о присвоении класса.

 

УСТАНОВЛЕНИЕ НЕНОРМИРОВАННОГО РАБОЧЕГО ДНЯ

Установление ненормированного рабочего дня должно осуществляться с соблюдением положений Рекомендаций № 7.

Согласно п. 1 Рекомендаций № 7 ненормируемый рабочий день — это особый режим рабочего времени, который устанавливается для определенной категории работников в случае невозможности нормирования времени трудового процесса. При необходимости эта категория работников выполняет работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени (эта работа не считается сверхурочной). Мера труда в данном случае определяется не только продолжительностью рабочего времени, но также кругом обязанностей и объемом выполненных работ (нагрузкой).

Другими словами, работники, которым установлен ненормированный рабочий день, могут привлекаться к труду сверх нормальной продолжительности рабочего времени. При этом часы, отработанные сверх нормальной продолжительности рабочего времени при таком режиме работы, не отображаются в табеле учета использования рабочего времени и дополнительно не оплачиваются.

Список профессий и должностей, на которых может применяться ненормированный рабочий день, определяется коллективным договором (п. 7 Рекомендаций № 7). При составлении указанного списка следует иметь в виду следующее:

1) ненормированный рабочий день может применяться для работников, которым установлена неполная рабочая неделя, а для работников, занятых на работе с неполным рабочим днем, нет (п. 2 Рекомендаций № 7). Это значит, что работникам, которым установлено неполное рабочее время путем уменьшения:

— продолжительности рабочего дня или уменьшения продолжительности рабочей недели с одновременным уменьшением продолжительности рабочего дня, ненормированный рабочий день не устанавливается;

— продолжительности рабочей недели, ненормированный рабочий день может быть установлен.

Здесь также следует обратить внимание на момент, касающийся установления ненормированного рабочего дня совместителям. Как известно, согласно п. 2 постановления № 245 продолжительность работы по совместительству не может превышать четырех часов в день и полного рабочего дня в выходной. Общая продолжительность работы по совместительству в течение месяца не должна превышать половину месячной нормы рабочего времени. Следовательно, совместители работают на условиях неполного рабочего времени, а значит, оснований для установления им ненормированного рабочего дня нет. На это обращало внимание также Минтруда в письмах от 05.06.2008 г. № 5305/0/14-08/06 и от 03.09.2009 г. № 246/13/116-09. Это утверждение справедливо как для внешних, так и для внутренних совместителей.

Таким образом, ненормированный рабочий день может быть установлен только по основному месту работы (при условии, что по основному месту работник занят полный рабочий день).

Также обратим внимание на следующую ситуацию. Водителю, который работает с 8:00 до 19:00 на 1,5 ставки в одном учреждении (ставка по основному месту работы и 0,5 ставки по совместительству), установить ненормированный рабочий день нельзя. На это обращало внимание Минтруда в письме от 26.08.2010 г. № 265/13/116-10 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 41, с. 14). Так, установить ненормированный рабочий день на работе:

по совместительству нельзя, поскольку совместители работают на условиях неполного рабочего времени, что не дает права на установление ненормированного рабочего дня;

— по основному месту работы нет оснований. В этом случае у работника нет возможности выполнять работу сверх установленной продолжительности рабочего времени (после окончания работы по основной должности он приступает к работе по совместительству). В связи с этим установить ему ненормированный рабочий день не представляется возможным;

2) ненормированный рабочий день не может быть установлен работникам, относительно которых применяется суммированный учет рабочего времени. Суммированный учет рабочего времени осуществляется по табелю выходов на работу и утвержденному графику работы (сменности) за учетный период, т. е. в данном случае у работников нет возможности работать сверх нормальной продолжительности рабочего времени. При суммированном учете рабочего времени время, отработанное сверх нормы продолжительности рабочего времени за учетный период, считается сверхурочным и оплачивается согласно ст. 106 КЗоТ.

Водителям с ненормированным рабочим днем предоставляется в виде компенсации ежегодный дополнительный отпуск и в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляется соответствующая оплата за выполненный объем работ, степень напряженности, сложность и самостоятельность в работе, необходимость выполнения служебных заданий сверх установленной продолжительности рабочего времени (п. 2.10 Положения № 340).

 

Доплата за ненормированный рабочий день

Согласно п.п. 3.4.4 Условий № 308/519 руководители учреждений по согласованию с профсоюзными комитетами могут устанавливать ненормированный рабочий день для водителей легковых и санитарных автомобилей, автомобилей скорой медицинской помощи с доплатой 25 % тарифной ставки за отработанное время. Водителям автомобилей с ненормированным рабочим днем доплата за работу в ночное время производится на общих основаниях.

В соответствии с п.п. 4 п. 4 приказа № 557 водителям автотранспортных средств устанавливается доплата за ненормированный рабочий день в размере 25 % тарифной ставки за отработанное время.

Водителям легковых автомобилей, автобусов, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов, устанавливается доплата за ненормированный рабочий день в размере 25 % тарифной ставки за отработанное время (п. 2 приказа № 77).

 

Предоставление отпуска за ненормированный рабочий день

Напомним, что дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день относится к ежегодным отпускам и предоставляется на основании ст. 8 Закона об отпусках.

Максимальная продолжительность отпуска за ненормированный рабочий день — 7 календарных дней. Конкретная продолжительность отпуска устанавливается коллективным договором по каждому виду работ, профессий и должностей или трудовым договором.

Пунктом 3 Рекомендаций № 7 предусмотрено предоставление отпуска за ненормированный рабочий день в качестве компенсации за:

— выполненный объем работ;

— степень напряженности, сложность и самостоятельность в работе;

— необходимость периодического выполнения служебных заданий сверх установленной продолжительности рабочего времени.

Другими словами, при определении продолжительности дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день необходимо учитывать все три вышеперечисленных фактора, приведенные в п. 3 Рекомендаций № 7. Это значит, что предоставлять отпуска только при наличии сверхурочных часов неправильно, необходимо также оценить выполняемый работников объем работ, степень напряженности, сложность и самостоятельность в работе.

Следовательно, в коллективном договоре следует определить:

— перечень должностей (работ), работа на которых дает право на дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день;

— конкретную продолжительность такого отпуска по каждой должности (виду работ).

Выше мы указали: нормативными документами по оплате труда установлено, что надбавка за классность и доплата за ненормированный рабочий день начисляются за фактически отработанное время. Поэтому следует разобраться, что считается фактически отработанным водителем временем. Это имеет значение при выплате таких надбавок и доплат, когда водитель не имеет возможности работать по независящим от него причинам (например, ввиду отсутствия горюче-смазочных материалов, ремонта автомобиля).

 

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ ВОДИТЕЛЕЙ

При организации труда и отдыха водителей следует руководствоваться нормами КЗоТ, а также Положения № 340.

Так, согласно абз. 11 п. 1.5 Положения № 340 рабочее время водителя — время, в течение которого водитель обязан выполнять свои обязанности, определенные трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка.

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не должна превышать 40 ч. в неделю.

Для водителей, которым установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми работодателем по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели (ст. 52 КЗоТ, п. 2.2 Положения № 340).

Для водителей, которым установлена шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем, продолжительность ежедневной работы не может превышать 7 часов.

Согласно п. 2.1 Положения № 340 в рабочее время водителя включаются:

— сменный период управления;

— подготовительно-заключительный период (время для выполнения работ перед выездом на маршрут (в рейс) и по возвращении);

— время простоев не по вине водителя;

— время простоев (в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров);

— время проведения медицинских осмотров водителя перед выездом на маршрут (в рейс) и по возвращении;

— время проведения работ по устранению технических неисправностей транспортного средства на маршруте (в рейсе);

— другое время, предусмотренное законодательством Украины.

Для контроля за соблюдением работниками установленного режима рабочего времени ведется Табель учета использования рабочего времени типовой формы № П-5, утвержденной приказом № 489 (далее — Табель).

Для отражения использованного рабочего времени за каждый день в Табеле отведено две строки:

— нижняя — для отметки условных обозначений (кодов) видов затрат рабочего времени. Для заполнения Табеля предусмотрены буквенные и цифровые коды использования работниками рабочего времени. Так, часы работы, предусмотренные колдоговором, обозначаются буквенным кодом «Р» или цифровым «01»;

— верхняя — для записи количества отработанных часов согласно графику работы. Если правилами внутреннего трудового распорядка водителям установлена пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 ч с двумя выходными (суббота и воскресенье), продолжительность ежедневной работы — с 9.00 до 18.00, то в Табеле ставится цифра «8».

Основанием для табелирования работника являются данные о его приходе на работу и уходе с нее. Время начала и окончания ежедневной работы (смены) предусматривается правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности, которые утверждаются приказом руководителя (ст. 57 КЗоТ). Как правило, началом работы водителя считается момент явки к постоянному месту работы в то время, которое установлено правилами внутреннего трудового распорядка и (или) графиками работ (сменности), а окончанием работы — время освобождения от работы после проведения заключительных работ, касающихся возврата автомобиля на место его стоянки.

Подчеркнем: ошибочно считать, что фактически отработанное водителем время подтверждается путевыми листами, поскольку путевые листы не являются основанием для начисления зарплаты водителям.

Со своей стороны отметим, что в обязанности водителей входит не только лишь вождение автотранспортного средства. Кроме этого, водитель ежедневно должен проверять техническое состояние автотранспортного средства, обеспечивать исправность оборудования в соответствии с требованиями стандартов, касающихся безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды, выполнять работы по ежедневному техническому обслуживанию, а также устранять технические неисправности, возникающие при работе автотранспортного средства.

Фактически отработанным водителем временем считаются часы, проставленные в Табеле. Если водитель в рабочее время не выезжал, но был на работе, ему производится оплата за эти часы. На это обращало внимание Минтруда в письме от 23.01.2009 г. № 57/13/84-09 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 10).

Следовательно, доплата за классность и надбавка за ненормированный рабочий день начисляются за все дни (часы), которые по Табелю являются отработанными на должности водителя.

 

ОПЛАТА ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОМ РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЯ ИЛИ ПРИ ОТСУТСТВИИ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Согласно Справочнику № 136 работы по ежедневному техническому обслуживанию транспортного средства, устранению технических неисправностей, возникающих при работе на линии и не требующих разборки главных механизмов, водители выполняют согласно квалификационным требованиям.

Если же автомобиль требует длительного или более сложного ремонта, то отметим следующее. Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей может осуществляться без привлечения к выполнению этих работ водителей. При постановке закрепленных за водителями автомобилей на ремонт или техническое обслуживание водителям может быть предоставлена работа по специальности на других автомобилях.

Если же такой возможности нет, то в коллективном договоре следует предусмотреть порядок организации работы водителей и оплаты их труда в случаях, когда водитель не имеет возможности работать по не зависящим от него причинам (в том числе ввиду отсутствия горюче-смазочных материалов).

Среди периодов, которые включаются в рабочее время водителя, прямо не указаны периоды нахождения транспортного средства в ремонте или же если в учреждении нет возможности приобретения топлива. Вместе с тем такое время характеризуется как простой не по вине водителя (ст. 34 КЗоТ). Однако для того, чтобы квалифицировать такое время как простой, должна быть оформлена соответствующая документация.

Если автомобиль находится на ремонте или у учреждения нет возможности приобрести топливо для нормальной эксплуатации автомобиля, то в этом случае оплата труда водителя будет зависеть от того, как оформлены отношения с водителем на период простоя. Возможны два варианта: оформление простоя или перевод водителя на другую работу. Следует отметить, что на время простоя работникам по их просьбе может быть предоставлен ежегодный отпуск или отпуск без сохранения заработной платы. Однако отправлять работников в такой отпуск принудительно запрещается. При согласии работника на оформление ему отпуска без сохранения заработной платы следует учитывать, что продолжительность такого отпуска не может превышать 15 календарных дней.

Рассмотрим каждый из вышеприведенных вариантов подробнее.

Оформление простоя

Для фиксации простоя не по вине работника должны быть оформлены:

— соответствующий акт (в нем указываются причины, которые обусловили приостановление работы);

— приказ руководителя. Если простой носит продолжительный характер, то собственник или уполномоченный им орган должен в приказе оговорить необходимость присутствия или отсутствия работника на работе. Вопрос необходимости присутствия или отсутствия работника на работе в случае простоя может быть решен и в Правилах внутреннего распорядка учреждения, организации (см. письмо Минтруда от 23.10.2007 г. № 257/06/187-07).

Простой подлежит обязательной оплате в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 113 КЗоТ, т. е. время простоя не по вине работника оплачивается из расчета не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада). В Табеле время простоя отмечается буквой «П».

При этом заметим, что надбавка за классность и доплата за ненормированный рабочий день в этом случае не начисляются.

Пример 6 . Водитель попал в дорожно-транспортное происшествие, которое произошло не по его вине. В результате автомобиль был поврежден и отправлен на ремонт на станцию техобслуживания. Время ремонта — с 3 по 23 сентября. На это время работнику оформлен простой с оплатой из расчета 2/3 тарифной ставки (ст. 113 КЗоТ). Должностной оклад водителя составляет 1107,00 грн. Водителю автомобиля присвоен I класс. Кроме того, ему установлена надбавка за ненормированный рабочий день в размере 25 % должностного оклада.

1. Поскольку простой продолжался 15 рабочих дней сентября (всего в этом месяце 20 рабочих дней), определим размер должностного оклада, который должен быть начислен водителю за отработанные в сентябре дни: 1107,00 грн./20 р. дн. х х 5 р. дн. = 276,75 грн.

2. Рассчитаем размер надбавки за ненормированный рабочий день за отработанные дни: 276,75 грн. х 25 % = 69,19 грн.

3. Рассчитаем размер надбавки за классность за отработанные дни: 276,75 грн. х 25 % = = 69,19 грн.

4. Определим размер должностного оклада за время простоя согласно ст. 113 КЗоТ: 1107,00 грн. : 20 р. дн. х 15 дн. х 2 : 3 = 553,50 грн.

Таким образом, общая сумма заработной платы за сентябрь, подлежащая начислению водителю, составляет 968,63 грн. (276,75 + 69,19 + 69,19 + 553,50).

Оплата простоев не по вине работника согласно п. 2.2.12 Инструкции № 5 отнесена к фонду дополнительной заработной платы. Следовательно, такие выплаты облагаются единым взносом на общеобязательное государственное социальное страхование и налогом на доходы физлиц.

 

Перевод на другую работу

В ст. 34 КЗоТ указано следующее: в случае простоя работники могут быть переведены с их согласия с учетом специальности и квалификации на другую работу в том же учреждении на все время простоя или в другое учреждение в той же местности сроком до одного месяца . При этом ограничения количества переводов в течение календарного года или их общей длительности на протяжении года законодательством не установлены.

Временный перевод на другую работу по причине простоя оформляется приказом (распоряжением) руководителя, в котором должна быть указана работа, на которую переводится работник (должность, профессия, специальность, квалификация или конкретные трудовые обязанности), срок начала и окончания перевода на другую работу, конкретная причина перевода.

Другими словами, простой не по вине работника является основанием для его временного перевода на другую работу (например, механика, автослесаря) и производится при наличии вакантной должности. В этом случае простой не оформляется и порядок оплаты согласно ст. 113 КЗоТ не применяется. Для осуществления такого перевода необходимо согласие работника. Такое согласие в обязательном порядке необходимо зафиксировать документально. Перевод на другую работу без согласия работника неправомерен, как и привлечение его к дисциплинарной ответственности или расторжение трудового договора в связи с его отказом от перевода.

В должностной инструкции водителя может быть записано, что в случае простоя его могут по распоряжению руководителя временно перевести на другую работу для выполнения обязанностей по другой должности.

При этом ст. 34 КЗоТ не установлен порядок оплаты труда в случае перевода работника в связи с простоем на другую работу. В письме от 23.10.2007 г. № 257/06/187-07 Минтруда указало, что в таком случае нужно производить оплату по аналогии со ст. 33 КЗоТ, т. е. не ниже, чем средний заработок по предыдущей работе.

К примеру, автомобиль не эксплуатировался ввиду отсутствия возможности приобретения топлива. На это время работник был переведен на другую работу — на должность дворника. В этом случае работнику за этот месяц производится оплата труда за выполненную работу по должности дворника, но не ниже, чем средний заработок по предыдущей работе (на должности водителя).

Средний заработок рассчитывается согласно Порядку исчисления средней заработной платы, утвержденному постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100, исходя из выплат за последние 2 месяца, предшествующих месяцу перевода на другую работу.

Это значит, что необходимо сравнить сумму дневного заработка по должности дворника и среднедневного заработка по должности водителя, и если дневной заработок:

— выше среднего заработка, период временного перевода оплачивается исходя из условий труда по должности дворника;

— ниже среднего заработка, период временного перевода оплачивается исходя из средней зарплаты.

Сведения о временном переводе на другую работу в трудовую книжку не записываются.

Если водитель выполняет работы по ремонту автотранспортного средства самостоятельно в свое рабочее время, приказ о временном перемещении автомобиля на ремонт не издавался и водителю не оформлялся простой, то в этом случае руководителем учреждения в соответствующем приказе устанавливается порядок оплаты труда такой работы. Оплата труда за время выполнения таких работ проводится в соответствии с установленными условиями оплаты труда водителей. Доплата за классность и надбавка за ненормированный рабочий день начисляются за все часы, которые по Табелю являются отработанными. В связи с этим считаем, что доплата за классность и надбавка за ненормированный рабочий день должны начисляться.

Если же водитель не имеет возможности работать ввиду лишения его прав (т. е. в этом случае имеет место простой по вине работника), то в этом случае на основании п. 7 ст. 36 КЗоТ у работодателя есть все основания на прекращение трудового договора с данным работником.

 

ДРУГИЕ ДОПЛАТЫ И НАДБАВКИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ УСТАНОВЛЕНЫ ВОДИТЕЛЮ

Водители автотранспортных средств, как и другие работники, имеют право на установление надбавки за высокие достижения в труде, за сложность и напряженность в работе в размере до 50 % тарифной ставки, а также на выплату премий.

Водителям устанавливаются другие виды доплат и надбавок, предусмотренные условиями оплаты труда. Так, например, водителям выездных бригад отделения скорой медицинской помощи выплачивается надбавка за продолжительность непрерывной работы согласно п. 4.1 Условий № 308/519.

С учетом специфики работы водитель не может работать на двух машинах одновременно, поэтому если за водителем закреплены два автомобиля, то ему не может быть установлена доплата за расширение зоны обслуживания или за увеличение объема работ (см. письмо Минтруда от 27.07.2009 г. № 426/13/84-09).

В Положении о премировании работников может быть установлен такой вид премии, как премия за экономию топливно-энергетических ресурсов. Установление такой премии в бюджетных учреждениях также возможно. Это не противоречит действующим нормативным актам, регулирующим вопросы оплаты труда работников бюджетной сферы, к тому же в условиях экономии бюджетных средств приведет к большей ответственности водителей за использование топлива. В Положении о премировании может быть определен порядок поощрения водителей за экономию топливно-энергетических ресурсов и порядок взыскания за их перерасход. Заметим, что такая премия может выплачиваться в пределах фонда премирования и за счет экономии фонда оплаты труда.

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г. № 322-VIII.

Закон об отпусках — Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Условия № 308/519 — Условия оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденные совместным приказом Минздрава и Минтруда от 05.10.2005 г. № 308/519.

Справочник № 136 — Справочник квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск № 69 «Автомобильный транспорт», утвержденный приказом Минтранса от 14.02.2006 г. № 136.

Методические рекомендации № 111 — Методические рекомендации по вопросам безопасности автомобильных перевозок, утвержденные приказом Госдепартамента автотранспорта от 19.09.2003 г. № 111.

Положение № 340 — Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств, утвержденное приказом Минтранса от 07.06.2010 г. № 340.

Положение о выдаче водительских удостоверений — Положение о порядке выдачи удостоверений водителя и допуска граждан к управлению транспортными средствами, утвержденное постановлением КМУ от 08.05.93 г. № 340.

Справочник № 336 — Справочник квалификационных характеристик профессий работников, утвержденный приказом Минтруда и соцполитики от 29.12.2004 г. № 336.

Справочник № 58/3-102 — Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 20.02.84 г. № 58/3-102.

Приказ № 557 — приказ Минобразования «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557.

Приказ № 77 — приказ Минтруда «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 02.10.96 г. № 77.

Рекомендации № 7 — Рекомендации относительно порядка предоставления работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда, утвержденные приказом Минтруда от 10.10.97 г. № 7.

Постановление № 245 — постановление КМУ «О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций» от 03.04.93 г. № 245.

Приказ № 489 — приказ Госкомстата «Об утверждении типовых форм первичной учетной документации по статистике труда» от 05.12.2008 г. № 489.

Инструкция № 5 — Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше