Темы статей
Выбрать темы

Об изменениях в законодательстве

Редакция ББ
Письмо от 06.12.2012 г. № 02-18/1346

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ УКРАИНЫ

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Письмо от 06.12.2012 г. № 02-18/1346

 

16 октября 2012 года Верховной Радой Украины принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно деятельности Министерства финансов Украины, Министерства экономического развития и торговли Украины, других центральных органов исполнительной власти, деятельность которых направляется и координируется через соответствующих министров», который зарегистрирован под № 5463-VI и вступил в силу 2 декабря текущего года (опубликован в газете «Голос України» от 01.12.2012 г. № 229) (далее — Закон № 5463).

Этим Законом внесены комплексные изменения в Закон Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» и другие законодательные акты в связи с проведением административной реформы и реорганизацией системы органов государственной контрольно-ревизионной службы в систему органов Госфининспекции Украины.

В отношении новаций, связанных с принятием Закона № 5463, следует отметить следующие.

Прежде всего претерпело изменения название Закона Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине». Согласно внесенным изменениям этот Закон теперь имеет название «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» (далее — Закон о ГФК).

При этом следует отметить, что текст Закона о ГФК не содержит непосредственного (собственного) наименования органа, осуществляющего государственный финансовый контроль (например, ГлавКРУ, Госфининспекция Украины).

В соответствии со статьей 1 Закона о ГФК осуществление государственного финансового контроля обеспечивает центральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Украины на реализацию государственной политики в сфере государственного финансового контроля.

Такие функции на сегодняшний день выполняет только Госфининспекция Украины, поскольку только она уполномочена на это Президентом Украины согласно пункту 1 Положения о Государственной финансовой инспекции Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 23.04.2011 г. № 499/2011.

С учетом этого Закон о ГФК распространяется исключительно на деятельность Госфининспекции Украины и ее территориальных органов.

Законом о ГФК определяются основные принципы деятельности, права и функции органа государственного финансового контроля.

Не следует считать, что вследствие этого Закон о ГФК определяет функции только центрального аппарата Госфининспекции Украины.

В соответствии со статьей 21 Закона Украины «О центральных органах исполнительной власти» и пунктом 7 Положения о Государственной финансовой инспекции Украины Госфининспекция Украины осуществляет свои полномочия непосредственно и через созданные в установленном порядке территориальные органы.

Таким образом, нормами Закона о ГФК могут и должны пользоваться как Госфининспекция Украины, так и ее территориальные органы.

Приведенные в Законе о ГФК главная задача государственного финансового контроля и понятие «подконтрольные учреждения» полностью удовлетворяют нормам Положения о Государственной финансовой инспекции Украины.

Законом о ГФК сохранены также виды и содержание действующих на сегодняшний день видов государственного финансового контроля — инспектирование, государственный финансовый аудит и проверка государственных закупок.

При этом формы государственного финансового аудита отдельно не указаны. То есть отныне количество таких форм законодательством не ограничено. Правительством может быть принято решение о введении любой новой формы государственного финансового аудита или отмене действующей.

Следует также отметить, что в соответствии со статьей 2 Закона о ГФК порядок проведения государственного финансового аудита, инспектирования и проверок государственных закупок устанавливается Кабинетом Министров Украины.

В связи с этим информируем, что Госфининспекцией Украины разработаны:

проект постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка проведения проверок государственных закупок Государственной финансовой инспекцией, ее территориальными органами и внесении изменений в некоторые акты Кабинета Министров Украины»;

проект приказа Министерства финансов Украины «О признании утратившими силу приказов Главного контрольно-ревизионного управления Украины от 26 июня 2007 года № 136 и от 3 августа 2010 года № 288».

Учитывая указанное, с целью избежания обжалования подконтрольным учреждением результатов проверки государственных закупок рекомендуем до утверждения постановлением Правительства соответствующего Порядка не назначать проверки государственных закупок.

Определенные статьей 8 Закона о ГФК функции органа государственного финансового контроля также полностью согласовываются с функциями Госфин­инспекции Украины, установленными Положением о ней, Бюджетным кодексом Украины и другими актами законодательства.

Отдельно следует указать, что кроме осуществления государственного финансового контроля, на органы Госфининспекции Украины возложены также функции по осуществлению контроля за выполнением функций по управлению объектами государственной собственности. Проверка этого вопроса осуществляется в соответствии с пунктом 3 Примерной программы ревизии бюджетного учреждения, утвержденной приказом Госфининспекции Украины от 14.10.2011 г. № 14. Особенности исследования этого вопроса приведены в пункте 3 Раздела IV Методических рекомендаций по осуществлению инспектирования органами Государственной финансовой инспекции Украины, утвержденных приказом Госфининспекции Украины от 14.12.2011 г. № 90.

Законом о ГФК также выделено отдельной функцией осуществление контроля за состоянием внутреннего контроля и внутреннего аудита у распорядителей бюджетных средств. Проверка этого вопроса предусмотрена пунктом 4 Примерной программы ревизии бюджетного учреждения. Рекомендации по этому вопросу изложены в пункте 4 Раздела IV упомянутых Методических рекомендаций.

По сравнению с предыдущим Законом внесены существенные изменения в статью 10, определяющую права органов Госфининспекции Украины. Вместе с этим заметим, что такие изменения согласовываются с нормами Положения о Государственной финансовой инспекции Украины.

Определенные Законом о ГФК права теперь будут касаться не только проведения ревизий, но и других видов государственного финансового контроля.

Отдельным пунктом урегулировано право получать от государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, других юридических лиц и их должностных лиц, физических лиц — предпринимателей информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на органы Госфининспекции Украины задач.

Усовершенствовано законодательное регулирование вопроса проведения встречных сверок. В частности, орган государственного финансового контроля имеет право проводить встречные сверки на предприятиях, в учреждениях и организациях с целью документального и фактического подтверждения вида, объема и качества операций и расчетов для выяснения их реальности и полноты отражения в учете контролируемых предприятия, учреждения и организации. То есть проводить встречные сверки можно не только у непосредственного контрагента объекта контроля, но и у других субъектов, деятельности которых касается проведенная объектом контроля операция (например, не только у подрядчика работ, но и у всех субподрядчиков).

Новым в Законе о ГФК является и норма об определении убытков, нанесенных государству или контролируемым предприятию, учреждению, организации. При этом в Законе конкретизировано, что такие убытки должны определяться не согласно утвержденной Правительством Методике (как на сегодня определено Положением о Государственной финансовой инспекции Украины), а с учетом всех актов законодательства, устанавливающих порядки расчета убытков в результате определенных видов нарушений. При исчислении размера убытков следует учитывать письмо Госфининспекции Украины от 11.01.2012 г. № 02-18/39.

Конкретизирован в Законе о ГФК также и вопрос предъявления требований по результатам осуществления государственного финансового контроля. В частности, установлено, что требования являются обязательными для исполнения, а также сняты ограничения вопросов, по которым они могут предъявляться (предыдущая редакция Закона пре­дусматривала возможность предъявления требований только по вопросам сохранения и использования государственной собственности и финансов).

Отдельно Законом о ГФК выделено право поднимать перед руководителями соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций вопросы о привлечении к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях. Это право предусматривает, в частности:

обращение к уполномоченным органам по поводу инициирования вопроса о соответствии занимаемой должности виновных в совершении нарушений лиц (в том числе руководства объектов контроля);

обращение к объектам контроля по поводу предъявления ими гражданских исков о возмещении материального ущерба, нанесенного им действиями их работников;

нарушение в установленном порядке вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности.

Процедура проведения ревизий, определенная статьей 11 Закона о ГФК, изменений не претерпела. Остались без изменений также статьи 12, 14 — 17 данного Закона.

Унифицировано содержание статьи 13 Закона о ГФК, которая определяет процедуру рассмотрения жалоб на действия должностных лиц органа государственного финансового контроля. В частности, установлено, что действия или бездействие должностных лиц органа государственного финансового контроля могут быть обжалованы в судебном или административном порядке.

Следует обратить внимание, что орган государственного финансового контроля обеспечивает рассмотрение жалоб на действия или бездействие своих должностных лиц в административном порядке не позднее чем в месячный срок с момента их поступления.

Таким образом, такого рода жалобы должны быть рассмотрены в течение календарного месяца (30 календарных дней). Подчеркиваем, что отныне срок их рассмотрения не может быть продлен еще на 15 календарных дней, как это определено Законом Украины «Об обращениях граждан».

Стоит учитывать, что подача жалобы в административном порядке не прекращает обжалуемого действия должностных лиц органа государственного финансового контроля.

Отдельно следует отметить изменения к Кодексу Украины об административных правонарушениях.

Изменениями к статье 2341 этого Кодекса определено, что от имени органов государственного финансового контроля рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право: руководитель центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственного финансового контроля, его заместители, а также другие уполномоченные руководителем должностные лица этого органа.

Таким образом, соответствующие полномочия прямо предоставлены только Председателю и заместителям Председателя Госфининспекции Украины. Другие лица могут быть уполномочены на рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложении административных взысканий от имени органов государственного финансового контроля исключительно Председателем Госфининспекции Украины.

При этом следует учитывать следующее. Как уже указывалось выше, Госфининспекция Украины осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы. Таким образом, Председатель Госфининспекции Украины может предоставить полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях не только должностным лицам Госфининспекции Украины, но и должностным лицам ее территориальных органов.

Законом № 5463 внесены также изменения в ряд других законодательных актов в части замены слов «государственная контрольно-ревизионная служба» словами «орган государственного финансового контроля». Такие изменения, в частности, внесены в Хозяйственный и Бюджетный кодексы Украины, законы Украины «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов», «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях», «О государственной тайне», «О выборах Президента Украины», «О Представительстве Президента Украины в Автономной Республике Крым», «Об обращении векселей в Украине», «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма», «О Центральной избирательной комиссии», «Об управлении объектами государственной собственности», «Об осуществлении государственных закупок».

 

Первый заместитель Председателя
В. Костюшко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше