Темы статей
Выбрать темы

Учет рентабельности в стоимости платных медицинских услуг

Редакция ББ
Ответы на вопросы

УЧЕТ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В СТОИМОСТИ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

 

Екатерина КЛИМАК, главный специалист отдела нормирования и оплаты труда и работы с местными бюджетами Управления планирования, финансирования расходов бюджета и оплаты труда Департамента экономики и ресурсного обеспечения

 

Медицинское заведение является неприбыльной бюджетной организацией, предоставляющей платные медицинские услуги. При расчете стоимости таких услуг после определения всех видов расходов, составляющих себестоимость определенной услуги, закладывается прибыль на основании заданного уровня рентабельности. В частности, распоряжением главы областной государственной администрации установлена предельная рентабельность в размере 20 % на платные услуги, предоставляемые лечебно-профилактическими и санитарно-профилактическими заведениями здравоохранения.

В ходе проверки медицинского заведения областным отделением Антимонопольного комитета признаны неправомерными действия медицинского заведения в части включения в стоимость услуг прибыли. Представители Антимонопольного комитета считают, что это приводит к завышению стоимости платных услуг. Правильно ли это?

(Житомирская обл.)

 

Медицинские заведения могут предоставлять только те виды платных услуг, которые определены в Перечне платных услуг, которые могут предоставляться в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения, высших медицинских учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, утвержденном постановлением КМУ от 17.09.96 г. № 1138.

Порядка предоставления платных услуг медицинскими заведениями и порядка установления платы за медицинские услуги на сегодняшний день, к сожалению, не существует. В связи с этим у медицинских заведений возникают многочисленные вопросы по поводу установления стоимости платных медицинских услуг.

Отметим, что общий порядок предоставления платных услуг бюджетными учреждениями разных сфер одинаковый.

Во-первых, бюджетные учреждения имеют право предоставлять только те виды платных услуг, которые определены и разрешены для предоставления законодательством.

Во-вторых, базой для определения цены услуги является расчет валовых расходов, связанных с непосредственным предоставлением услуги.

Исходя из ст. 11 Закона Украины «О ценах и ценообразовании» от 21.06.2012 г. № 5007-VI (далее — Закон № 5007) на все виды продукции, товаров и услуг цену устанавливает само учреждение (за исключением тех, по которым осуществляется государственное регулирование цен и тарифов).

В стоимость платной услуги необходимо включать все расходы, связанные с ее предоставлением.

В соответствии с п. 138.8 ст. 138 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) себестоимость изготовленных и реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг состоит из расходов, прямо связанных с производством таких товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, а именно:

— прямых материальных расходов;

— прямых расходов на оплату труда;

— амортизации производственных основных средств и нематериальных активов, непосредственно связанных с производством товаров, выполнением работ, предоставлением услуг;

— стоимости приобретенных услуг, прямо связанных с производством товаров, выполнением работ, предоставлением услуг;

— других прямых расходов, в том числе расходов на приобретение электрической энергии (включая реактивную).

Отметим, что для некоторых других бюджетных сфер возможность включения прибыли в стоимость платных услуг предусмотрена законодательством.

Так, в п. 2.3 Порядка предоставления платных услуг заведениями культуры и искусств, утвержденного совместным приказом Минкультуры, Минфина и Мин-экономики от 21.12.99 г. № 732/306/152, определено, что стоимость (цена) услуг формируется, исходя из расходов (себестоимости) и прибыли с учетом спроса и платежеспособности покупателей.

Хотя для сферы здравоохранения порядок определения стоимости платных услуг не утвержден, не видим препятствий для включения рентабельности в стоимость платных медицинских услуг.

Обратите внимание на письмо Государственной налоговой администрации Украины от 18.02.2004 г. № 1452/5/15-13. В нем указано: не будет нарушением действующего законодательства закладка неприбыльными организациями — заведениями здравоохранения предельных размеров рентабельности при формировании стоимости платных медицинских услуг с дальнейшим зачислением средств, полученных от их предоставления, в состав смет (на спецсчет) на содержание таких неприбыльных организаций, в случае, если размеры рентабельности для формирования тарифов на медицинские услуги будут установлены соответствующим нормативным актом Минздрава.

На сегодняшний день предельные размеры рентабельности по услугам, предоставляемым учреждениями и заведениями здравоохранения, устанавливаются органами исполнительной власти и исполнительными органами городских советов в соответствии с п. 12 приложения к постановлению КМУ «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов)» от 25.12.96 г. № 1548.

В соответствии с п. 12 приложения к этому постановлению Совет министров АР Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации регулируют (устанавливают) тарифы на платные услуги, предоставляемые лечебно-профилактическими государственными и коммунальными заведениями здравоохранения .

Также, согласно п.п. 1 п. 1 ст. 13 Закона № 5007 государственное регулирование цен осуществляется Кабмином, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями путем установления обязательных для применения субъектами хозяйствования:

— фиксированных цен;

— предельных цен;

— предельных уровней торговой надбавки (наценки) и снабженческо-сбытовой надбавки (снабженческого вознаграждения);

предельных нормативов рентабельности;

— размера снабженческого вознаграждения;

— размера доплат, скидок (понижающих коэффициентов).

Таким образом, тарифы на платные медицинские услуги, предоставляемые государственными и коммунальными заведениями здравоохранения, определяются лечебно-профилактическими заведениями, непосредственно предоставляющими такие услуги. Совет министров АР Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации утверждают определенные тарифы, а также осуществляют их регулирование путем установления предельного размера рентабельности.

Также обратим внимание на письмо Госинспекции по контролю за ценами от 17.05.2008 г. № 200/6-10/1799. В нем указано: в тех случаях, когда государственное регулирование тарифов на платные медицинские услуги, предоставляемые лечебно-профилактическими государственными и коммунальными заведениями здравоохранения, не введено, тарифы на платные медицинские услуги устанавливаются на рыночных принципах.

В конце ответа рассмотрим особенности налогообложения неприбыльных организаций, предоставляющих платные услуги.

Так, в соответствии с п. 157.2 ст. 157 НКУ от налогообложения освобождаются доходы неприбыльных организаций, определенных в п.п. «а» п. 157.1 ст. 157 (в том числе организаций, содержащихся за счет средств соответствующих бюджетов), в частности, полученные в виде средств или имущества, поступающих в такие неприбыльные организации как компенсация стоимости полученных государственных услуг, в том числе доходов государственных учебных заведений, полученных от изготовления и реализации товаров, выполнения работ, предоставления услуг, в том числе от предоставления платных услуг, связанных с их основной уставной деятельностью.

Доходы неприбыльных организаций, определенных в п.п. «а» п. 157.1 ст. 157 НКУ, в том числе доходы заведений и учреждений образования, науки, культуры, здравоохранения, а также архивных учреждений и реабилитационных учреждений для инвалидов и детей-инвалидов, имеющих соответствующую лицензию, которые содержатся за счет бюджета, зачисляются в состав смет (на специальный счет) для содержания таких неприбыльных организаций и используются исключительно на финансирование расходов такой сметы (в том числе финансирование хозяйственной деятельности согласно их уставам), рассчитанной и утвержденной в порядке, установленном Кабмином.

В случае, если по результатам отчетного (налогового) года доходы, зачисленные в смету для содержания указанных организаций, превышают сумму определенных сметой расходов, сумма превышения учитывается в составе сметы следующего года.

При этом с суммы превышения доходов над расходами указанных неприбыльных организаций налог, предусмотренный в п. 151.1 ст. 151 НКУ, не уплачивается.

Превышение доходов над предусмотренными в смете расходами может быть только в случае, когда в стоимость платных услуг заложена рентабельность.

Таким образом, как видим, нормы НКУ также предусматривают закладку рентабельности в стоимость платных услуг, предоставляемых неприбыльными организациями.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше