Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Порядка проведения проверок государственных закупок Государственной финансовой инспекцией и ее территориальными органами и внесении изменений в некоторые акты Кабинета Министров Украины

Редакция ББ
Постановление от 01.08.2013 г. № 631

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ И ЕЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

Постановление от 01.08.2013 г. № 631

 

В соответствии с частью третьей статьи 2 Закона Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» Кабинет Министров Украины постановляет:

1. Утвердить Порядок проведения проверок государственных закупок Государственной финансовой инспекцией и ее территориальными органами (прилагается).

2. Внести в постановление Кабинета Министров Украины от 8 августа 2001 г. № 955 «Об утверждении Порядка планирования контрольно-ревизионной работы Государственной финансовой инспекцией и ее территориальными органами» и распоряжение Кабинета Министров Украины от 19 января 2011 г. № 148 «Вопросы укрепления финансово-бюджетной дисциплины» прилагаемые изменения.

 

Премьер-министр Украины Н. Азаров

 

 

Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 01.08.2013 г. № 631

Порядок проведения проверок государственных закупок Государственной финансовой инспекцией и ее территориальными органами

 

Общая часть

1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения Госфининспекцией и ее территориальными органами проверок государственных закупок.

2. В настоящем Порядке приведенные ниже термины употребляются в следующем значении:

акт проверки государственных закупок — документ, составляемый лицом (лицами) контролирующего органа по результатам проверки государственных закупок. Возражения, замечания к акту проверки (при их наличии) и заключения на них являются неотъемлемой частью акта;

документы объекта контроля — любые документы (оригиналы или надлежащим образом заверенные копии), которые касаются государственной закупки в течение всего периода ее проведения, начиная с планирования и обнародования информации о государственной закупке и до полного выполнения обязательств по договору, заключенному по результатам процедуры закупок;

обращение — заявление субъекта права обращения, поступившее в контролирующий орган, по факту нарушения законодательства о государственных закупках, в результате чего нарушены законные права и интересы субъекта права обращения;

объект контроля — распорядитель государственных средств, который осуществляет закупку в порядке, определенном Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок»;

проверка государственных закупок — проверка, которая проводится при наличии оснований, предусмотренных настоящим Порядком, в отношении объекта контроля по его местонахождению или по месторасположению объекта его права собственности;

субъект права обращения — физическое или юридическое лицо (резидент или нерезидент), которое подтвердило намерение принять участие в процедуре закупки путем подачи предложения конкурсных торгов или заявки на участие в электронном реверсивном аукционе, или ценового предложения, или предложения на переговорах в случае применения процедуры закупки у одного участника.

Термины «контролирующий орган», «встречная сверка», «инспектирование» употребляются в настоящем Порядке в значении, приведенном в Порядке проведения инспектирования Государственной финансовой инспекцией, ее территориальными органами, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 20 апреля 2006 г. № 550 (далее — Порядок проведения инспектирования).

 

Организация и проведение проверок государственных закупок

3. Вопросы осуществления государственных закупок проверяются контролирующим органом в ходе проведения инспектирования с учетом требований Порядка проведения инспектирования, а также во время государственного финансового аудита.

4. Проверки государственных закупок проводятся по письменному решению руководителя контролирующего органа или его заместителя при наличии одного из следующих оснований:

наличие поручения или решения Кабинета Министров Украины о проведении проверок государственных закупок, если соответствующие вопросы не могут быть проверены во время плановых выездных ревизий;

возникновение необходимости в проверке сведений о нарушении объектом контроля законодательства в сфере государственных закупок, поступивших в контролирующий орган, или проверке сведений, приведенных в обращении (при условии окончания срока подачи жалобы о соответствующих нарушениях в орган обжалования согласно Закону Украины «Об осуществлении государственных закупок»), если объект контроля не предоставил объяснения и их документальное подтверждение на обязательный письменный запрос контролирующего органа в течение трех рабочих дней со дня его поступления;

выявление контролирующим органом вышестоящего уровня в ходе проверки (в порядке осуществления контроля за достоверностью заключений контролирующего органа нижестоящего уровня) актов проверки государственных закупок их несоответствия требованиям законодательства. Проверка государственных закупок может быть инициирована контролирующим органом вышестоящего уровня, если начато служебное расследование в отношении должностных или служебных лиц контролирующего органа нижестоящего уровня, проводивших проверку государственных закупок, или в случае сообщения им о подозрении в совершении уголовного правонарушения;

в случае поступления жалобы от объекта контроля на действия или бездействие должностных лиц контролирующего органа.

5. По результатам рассмотрения обращения субъекта права обращения руководитель контролирующего органа или его заместитель принимает одно из следующих решений:

назначить проверку государственных закупок в отношении изложенных в обращении сведений о нарушении законодательства в сфере государственных закупок или проверить сведения в ходе проведения инспектирования или государственного финансового аудита при условии окончания срока подачи жалобы о соответствующих нарушениях в орган обжалования согласно Закону Украины «Об осуществлении государственных закупок»;

передать обращение по принадлежности в соответствующий орган;

отказать в рассмотрении обращения, в котором не указан обратный адрес и/или которое не подписано субъектом права обращения, а также если невозможно установить авторство;

рассмотреть обращение по существу вопроса без назначения проверки государственных закупок.

Автору обращения направляется уведомление о принятом решении.

6. В обращении указываются полное наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество физического лица, факты нарушения законодательства, документы, свидетельствующие о таких нарушениях (в случае наличия). Обращение подписывается субъектом права обращения с указанием даты подачи обращения, обратного адреса и контактного номера телефона.

7. Уведомление о проведении проверки государственных закупок и встречной сверки не направляется объекту контроля.

8. В ходе подготовки к проверке государственных закупок должностные лица контролирующего органа составляют в двух экземплярах программу проверки государственных закупок, в которой указываются наименование объекта контроля, тема, период проверки и вопросы, подлежащие проверке в соответствии с компетенцией контролирующего органа. Программа утверждается руководителем контролирующего органа или его заместителем.

Должностные лица контролирующего органа при проведении проверки государственных закупок для изучения вопросов в полном объеме могут вносить по письменному согласованию с руководителем контролирующего органа или его заместителем изменения в программу проверки государственных закупок.

Один экземпляр программы проверки государственных закупок (изменений к ней) выдается руководителю объекта контроля или его заместителю под подпись на экземпляре контролирующего органа для ознакомления. Если руководитель объекта контроля или его заместитель отказывается ставить подпись, об этом указывается во вводной части акта проверки.

9. К участию в проверке государственных закупок (для проведения контрольных обмеров строительных, монтажных, ремонтных и других работ, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, других проверок) могут привлекаться на договорных началах квалифицированные специалисты соответствующих органов исполнительной власти, государственных фондов, предприятий, учреждений и организаций.

10. Для проведения проверки государственных закупок контролирующий орган оформляет на каждое должностное лицо контролирующего органа и привлеченного квалифицированного специалиста направление в двух экземплярах установленного Минфином образца.

11. Состав, количество должностных лиц контролирующего органа и сроки проведения проверки государственных закупок определяются контролирующим органом с учетом объема предусмотренных программой проверки вопросов в пределах 45 рабочих дней.

12. В случае проведения проверки государственных закупок должностными лицами контролирующего органа в составе группы руководитель контролирующего органа или его заместитель назначает руководителем группы одного из ее членов.

13. Должностные лица контролирующего органа в случае проведения проверки государственных закупок обязаны поставить подпись в журнале регистрации проверок объекта контроля (в случае наличия такого журнала). Факт непредоставления объектом контроля отмеченного журнала фиксируется в акте проверки.

14. Перед началом проверки государственных закупок должностные лица контролирующего органа и привлеченные квалифицированные специалисты должны выдать руководителю объекта контроля или его заместителю направление под подпись на экземпляре контролирующего органа. Если руководитель объекта контроля или его заместитель отказывается ставить подпись, об этом указывается во вводной части акта проверки.

15. Руководитель объекта контроля, в котором проводится проверка государственных закупок, и руководитель предприятия, учреждения или организации, в которых проводится встречная сверка, обязаны обеспечить место для работы должностных лиц контролирующего органа и привлеченных специалистов, создать условия для хранения документов и предоставить возможность пользоваться связью, компьютерной, множительной и другой техникой, необходимой для исполнения ими служебных обязанностей.

16. В ходе проведения проверки государственных закупок проводится документальная и/или фактическая проверка вопросов программы проверки государственных закупок.

17. Во время документальной проверки осуществляется контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок путем изучения документов объекта контроля. В случае ведения документооборота с использованием электронных средств хранения и обработки информации по требованию должностного лица контролирующего органа руководитель объекта контроля должен обеспечить оформление соответствующих документов на бумажном носителе в необходимом количестве экземпляров, а также в случае проверки процедуры электронного реверсивного аукциона — беспрепятственный доступ к электронным документам.

Предоставление объектом контроля заверенных копий документов должностным лицам контролирующего органа для подтверждения фактов выявления нарушений обеспечивается председателем комитета по конкурсным торгам, другим уполномоченным им лицом или руководителем объекта контроля или его заместителем.

Предоставление копий бухгалтерских документов (в случае необходимости) обеспечивается главным бухгалтером или его заместителем либо уполномоченным на это должностным лицом объекта контроля.

Если объект контроля не предоставил заверенные копии документов, об этом указывается в акте проверки государственных закупок.

18. Фактическая проверка осуществляется при проведении проверки государственных закупок путем инвентаризации, обследования и контрольного обмера закупленных (полученных) объектом контроля товарно-материальных ценностей, работ, услуг и проведения других действий согласно полномочиям контролирующего органа. При этом объект контроля обеспечивает доступ на склады, в хранилища, производственные и другие помещения, принадлежащие объекту контроля или используемые им.

Должностные лица контролирующего органа имеют право требовать от руководителя объекта контроля или его заместителя создания надлежащих условий для проведения фактической проверки при участии материально ответственных лиц объекта контроля, а в случае проверки объема выполненных работ — также представителей субъекта хозяйствования — исполнителя работ.

19. В случае отсутствия бухгалтерского учета на объекте контроля, препятствования объектом контроля проведению проверки государственных закупок (недопущение должностных лиц контролирующего органа и привлеченных специалистов к проведению проверки государственных закупок, непредоставление необходимых для проверки государственных закупок документов, задержка в предоставлении документов и др.) контролирующий орган совершает соответствующие действия по процедуре, определенной пунктом 23 Порядка проведения инспектирования.

20. Проверка государственных закупок может быть приостановлена в случае необходимости проведения значительного количества встречных сверок, без завершения которых невозможно проведение на надлежащем уровне проверки, а также по обоснованному обращению объекта контроля. В таком случае общая продолжительность проверки не может превышать 60 рабочих дней со дня ее начала. При этом срок, на который приостановлена проверка, не включается в срок проведения проверки, определенный пунктом 11 настоящего Порядка.

21. Решение о приостановлении и возобновлении проведения проверки принимает руководитель контролирующего органа или его заместитель по письменному представлению должностного лица контролирующего органа, который проводит проверку государственных закупок.

В случае приостановления проверки государственных закупок на срок свыше трех рабочих дней контролирующий орган направляет объекту контроля письменное сообщение о дате ее приостановления:

лично руководителю или главному бухгалтеру объекта контроля под подпись;

через канцелярию (подразделение по вопросам делопроизводства) с отметкой на сообщении о дате регистрации в журнале входящей корреспонденции объекта контроля и за подписью работника канцелярии (общего отдела), осуществившего регистрацию;

заказным почтовым отправлением с уведомлением.

22. С целью документального и фактического подтверждения вида, объема и качества операций и расчетов для выяснения их реальности и полноты отражения в учете объекта контроля контролирующий орган может проводить встречные сверки на предприятиях, в учреждениях и организациях по процедуре, предусмотренной пунктом 26 Порядка проведения инспектирования.

23. При проверке государственных закупок должностные лица контролирующего органа могут изымать оригиналы документов по процедуре, предусмотренной пунктом 20 Порядка проведения инспектирования.

24. Для осуществления на надлежащем уровне контроля за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок должностные лица контролирующего органа имеют право в порядке, предусмотренном Законом Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине»:

получать от служебных и материально ответственных лиц объектов контроля письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки государственных закупок;

получать от государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, других юридических лиц и их должностных лиц, физических лиц — предпринимателей информацию, документы и материалы, необходимые для выполнения возложенных на контролирующий орган задач.

В случае отказа соответствующих лиц от предоставления письменных объяснений, сведений или информации об этом факте указывается в акте проверки государственных закупок.

 

Оформление и реализация результатов проверки государственных закупок

25. В случае выявления нарушений законодательства в сфере государственных закупок должностные лица контролирующего органа, не ожидая окончания проверки, имеют право рекомендовать руководителю объекта контроля принять неотложные меры для устранения и недопущения их в дальнейшем.

26. Результаты проверки государственных закупок излагаются в акте проверки.

27. Составление акта проверки государственных закупок, его подписание и реализация результатов проверки осуществляются по процедурам, предусмотренным пунктами 35, 38 — 47, абзацами первым и вторым пункта 48, пунктами 49 — 52 Порядка проведения инспектирования, с учетом норм, установленных настоящим Порядком.

Акт проверки государственных закупок подписывает руководитель объекта контроля, председатель комитета по конкурсным торгам, главный бухгалтер объекта контроля, а в случае их отсутствия — другие уполномоченные на выполнение их функций лица и должностное лицо контролирующего органа.

В случае проведения проверки государственных закупок должностными лицами контролирующего органа и привлеченными специалистами в составе группы акт проверки подписывает руководитель группы.

28. Результаты проверки государственных закупок, проведенной контролирующим органом, могут быть обжалованы объектом контроля, в отношении которого проведена проверка, в предусмотренном законом порядке.

29. По результатам проверки государственных закупок руководитель структурного подразделения, проводившего такую проверку, может вносить на рассмотрение руководителя контролирующего органа или его заместителя предложение о проведении проверки всего комплекса вопросов финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля путем инспектирования или государственного финансового аудита.

 

 

Утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 01.08.2013 г. № 631

Изменения, вносимые в постановление Кабинета Министров Украины от 8 августа 2001 г. № 955 и распоряжение Кабинета Министров Украины от 19 января 2011 г. № 148

 

1. В Порядке планирования контрольно-ревизионной работы Государственной финансовой инспекцией и ее территориальными органами, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 8 августа 2001 г. № 955:

1) в пункте 1, абзаце первом пунктов 3 и 7 слова «, проверки государственных закупок» исключить;

2) в абзаце первом пункта 4 слова «проверки государственных закупок;» исключить.

2. В абзаце четвертом подпункта 1 пункта 5 распоряжения Кабинета Министров Украины от 19 января 2011 г. № 148 слово «внеплановое» исключить.

 

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА ГОСФИНИНСПЕКЦИИ

 

УТВЕРЖДЕН НОВЫЙ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ГОСЗАКУПОК ГОСФИНИНСПЕКЦИЕЙ

Напомним: до принятия комментируемого Порядка проведения проверок государственных закупок Государственной финансовой инспекцией и ее территориальными органами, утвержденного постановлением КМУ от 01.09.2013 г. № 631 (далее — Порядок № 631), специалисты Госфин­инспекции в ходе проведения проверок госзакупок руководствовались Порядком проведения проверок государственных закупок органами государственной контрольно-ревизионной службы, утвержденным приказом ГлавКРУ от 26.06.2007 г. № 136 (далее — Порядок № 136), и Методическими рекомендациями по проведению органами государственной контрольно-ревизионной службы проверок государственных закупок, осуществляемых в соответствии с Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок» при проведении государственного финансового контроля, утвержденными приказом ГлавКРУ от 28.02.2011 г. № 44 (далее — Методические рекомендации). Кроме того, общие требования по проведению проверок госзакупок определены в Методических рекомендациях по осуществлению инспектирования органами Государственной финансовой инспекции Украины, утвержденных приказом Госфининспекции от 14.12.2011 г. № 90 (далее — Методические рекомендации № 90)*.

* Методические рекомендации утратили силу 16.02.2012 г., а Порядок № 136 и Методические рекомендации № 90 действуют и сегодня.

После 17.09.2013 г. (даты вступления в силу Порядка № 631) специалисты Госфининспекции при проведении проверок госзакупок должны руководствоваться новым Порядком № 631, ведь он утвержден постановлением Кабмина и имеет более высокую юридическую силу по сравнению с Порядком № 136.

Отметим, что вопросы проведения проверки госзакупок обязательно включаются в программы ревизий финансово-хозяйственной деятельности.

Порядок проведения проверки госзакупок, а именно: принятие решения о проведении проверки, сроки проведения, условия приостановления проверки, проведение встречных сверок и т. п., соответствует требованиям Порядка проведения инспектирования Государственной финансовой инспекцией, ее территориальными органами, утвержденного постановлением КМУ от 20.04.2006 г. № 550.

Определим основания, при наличии которых может проводиться проверка госзакупок:

— наличие поручения или решения Кабмина о проведении проверок государственных закупок, если соответствующие вопросы не могут быть проверены во время плановых выездных ревизий;

— возникновение необходимости в проверке сведений о нарушении объектом контроля законодательства в сфере государственных закупок, поступивших в контролирующий орган, или проверке сведений, приведенных в обращении (при условии окончания срока подачи жалобы о соответствующих нарушениях в орган обжалования согласно Закону Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI), если объект контроля не предоставил объяснения и их документальное подтверждение на обязательный письменный запрос контролирующего органа в течение трех рабочих дней со дня его поступления;

— выявление контролирующим органом вышестоящего уровня в ходе проверки (в порядке осуществления контроля за достоверностью заключений контролирующего органа нижестоящего уровня) актов проверки государственных закупок несоответствия их требованиям законодательства. Проверка государственных закупок может быть инициирована контролирующим органом вышестоящего уровня, если начато служебное расследование в отношении должностных или служебных лиц контролирующего органа нижестоящего уровня, проводивших проверку государственных закупок, или в случае сообщения им о подозрении в совершении уголовного правонарушения;

— в случае поступления жалобы от объекта контроля на действия или бездействие должностных лиц контролирующего органа.

Проверка госзакупок проводится путем документальной и фактической проверок.

Документальная проверка заключается в контроле за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок путем изучения документов объекта контроля.

Обратим внимание на то, что в случае необходимости главный бухгалтер или его заместитель по требованию специалистов Госфининспекции должен предоставить заверенные копии бухгалтерских документов. В случае если такие копии не предоставляются, об этом указывается в акте проверки государственных закупок.

Фактическая проверка заключается в проведении инвентаризации, обследования и контрольного обмера закупленных (полученных) объектом контроля товарно-материальных ценностей, работ, услуг.

Кстати в п. 9 приложения 1 к Методическим рекомендациям № 90 определены вопросы, проверяемые в ходе проверки госзакупок. К ним относятся:

— соблюдение законодательства при создании комитета по конкурсным торгам;

— наличие годового плана закупок, обоснованность его показателей и правомерность внесения изменений в него;

— соблюдение порядка выбора процедур закупок;

— прозрачность осуществления государственных закупок;

— соответствие документации конкурсных торгов, квалификационной документации и запроса для участия в процедуре ценовых предложений требованиям законодательства;

— соблюдение порядка предоставления комитетом по конкурсным торгам разъяснений в связи с внесением изменений в документацию конкурсных торгов или на запросы участников;

— соответствие конкурсных предложений (ценовых предложений) требованиям документации конкурсных торгов (приглашениям к участию в торгах) и законодательству;

— соблюдение порядка рассмотрения и оценки конкурсных предложений, определения победителя, акцепта конкурсного предложения победителя торгов;

— соблюдение законодательства при применении процедуры закупки у одного участника;

— соответствие условий заключенных договоров требованиям документации конкурсных торгов, условиям конкурсного предложения; выполнение условий заключенных договоров;

— достоверность отчетов о результатах процедур закупки;

— анализ закупочных цен на товары, работы и услуги.

Также отметим, что согласно п. 10.6 Методических рекомендаций № 90 все договоры, заключенные учреждением с юридическими и физическими лицами в любой форме (устной или письменной), регистрируются в Книге учета ассигнований и принятых обязательств. Заключенные договоры специалисты Госфининспекции анализируют на предмет законности их заключения. Кроме того, в обязательном порядке проверяется законность изменения цены договора.

По результатам проведения проверки госзакупок составляется акт проверки госзакупок, который подписывают руководитель объекта контроля, председатель комитета по конкурсным торгам, главный бухгалтер объекта контроля, а в случае их отсутствия — другие уполномоченные на выполнение их функций лица и должностное лицо контролирующего органа.

В заключение считаем необходимым предупредить вас о том, что исходя из результатов проверки госзакупок, руководитель структурного подразделения органа, проводившего такую проверку, может вносить на рассмотрение руководителя органа Госфининспекции или его заместителя предложения по проведению совместной проверки всего комплекса вопросов финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.

 

Александр ЛЕВИЧЕВ,
 заведующий сектором инспектирования учреждений
 и организаций, финансируемых из бюджета,
Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше