Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Типовых штатных нормативов высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации

Редакция ББ
Приказ от 11.01.2014 г. № 26

Министерство образования и науки Украины

Об утверждении Типовых штатных нормативов высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации

Приказ от 11.01.2014 г. № 26

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 17.01.2014 г. под № 97/24874

 

 

В соответствии с подпунктом 34.2 пункта 34 раздела IV Национального плана действий на 2013 год по внедрению Программы экономических реформ на 2010 — 2014 годы «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», утвержденного Указом Президента Украины от 12 марта 2013 года № 128, статьей 64 Закона Украины «О высшем образовании» и с целью упорядочения штатов и штатных нормативов высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации приказываю:

1. Утвердить Типовые штатные нормативы высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации (прилагаются).

2. Руководителям высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации (далее — заведения) привести штатные расписания заведений в соответствие с настоящим приказом.

С целью экономного и рационального использования средств не допускать увеличения численности работников, оплата труда которых осуществляется за счет средств общего фонда, сложившейся на 01 сентября 2014 года, кроме создания новых высших учебных заведений и других случаев увеличения численности работников этих заведений по решениям Кабинета Министров Украины.

Предоставить право руководителям заведений вводить численность должностей работников, определенную по утвержденным нормативам, в полном объеме за счет средств специального фонда.

3. Предоставить право руководителям заведений в случае производственной необходимости в пределах утвержденных в установленном порядке средств на оплату труда и количества должностей, определенных по нормативам, утвержденным настоящим приказом, осуществлять замену должностей (кроме руководящих) отдельных структурных подразделений с целью учета специфики учебно-воспитательного процесса в конкретном заведении. Замена должностей работников может осуществляться только в пределах одной категории (педагогического, научно-педагогического, хозяйственно-обслуживающего и т. п.) персонала.

В случае производственной необходимости или на период осуществления заведением определенной ограниченной во времени деятельности (в частности, организация подготовки и прохождения лицензионной или аккредитационной экспертиз) учебными заведениями за счет специального фонда могут быть введены дополнительные должности, но не более 10 % общей численности работников учебного заведения, рассчитанной по нормативам, утвержденным настоящим приказом.

4. Департаменту экономики и финансирования (Даниленко С. В.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Украины.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра — руководителя аппарата Днепрова О. С.

6. Настоящий приказ вступает в силу с 01 сентября 2014 года.

 

Министр Д. Табачник

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель Министра социальной политики Украины
 — руководитель аппарата
 В. Коломиец

Заместитель Министра финансов Украины
 С. Рыбак

Председатель Центрального комитета
 Профсоюза работников образования и науки Украины
 Г. Труханов

Первый заместитель Председателя Совместного представительского органа
 стороны работодателей на национальном уровне
 А. Мирошниченко

Исполнительный директор Национальной Ассамблеи инвалидов Украины
 Н. Скрипка

 

 

Утверждены приказом Министерства образования и науки Украины от 11.01.2014 г. № 26

Зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины 17.01.2014 г. под № 97/24874

Типовые штатные нормативы высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации

 

1. Настоящими Типовыми штатными нормативами устанавливаются нормы введения должностей в высших учебных заведениях III — IV уровней аккредитации.

Структура высшего учебного заведения формируется руководителем учебного заведения в зависимости от потребностей учебно-воспитательного процесса и с целью рационального и эффективного использования средств и рабочего времени работников.

Настоящие Типовые штатные нормативы определяют максимальное количество должностей (штатных единиц) и распространяются на высшие учебные заведения III — IV уровней аккредитации, заведения последипломного образования (далее — учебные заведения) государственной и коммунальной форм собственности независимо от подчиненности, за исключением высших военных учебных заведений и воинских учебных подразделений высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации, осуществляющих подготовку граждан на должности лиц офицерского, сержантского и старшинского состава для прохождения военной службы по контракту.

Количество преподавательского состава определяется в зависимости от контингента лиц, обучающихся по государственному заказу и за средства физических (юридических) лиц, согласно утвержденным Кабинетом Министров Украины нормативам обучающихся лиц, соискателей и т. п. на одну штатную должность преподавателя. Настоящими Типовыми штатными нормативами не установлены нормы по определению количества преподавательского состава (преподаватели-стажеры, ассистенты, преподаватели, старшие преподаватели, доценты, профессоры) учебных заведений.

Штатное расписание учебного заведения разрабатывается в пределах утвержденных в установленном порядке средств на оплату труда с соблюдением наименований должностей и требований, предусмотренных настоящими Типовыми штатными нормативами.

2. В настоящих Типовых штатных нормативах контингент обучающихся лиц, в том числе расчетный (приведенный), определяется как общее количество студентов, аспирантов, которые учатся за средства государственного (местных) бюджета(ов) и средства физических (юридических) лиц, на 01 января соответствующего календарного года.

При этом расчетный (приведенный) контингент определяется с учетом количества студентов, аспирантов дневной формы обучения и экстернов с коэффициентом 1, вечерней формы обучения — с коэффициентом 0,25, заочной (дистанционной) формы обучения — с коэффициентом 0,1.

Должности работников высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации, количество которых зависит от контингента студентов (в том числе расчетного (приведенного)), вводятся за счет средств общего и специального фондов пропорционально количеству студентов, обучающихся за средства государственного (местных) бюджета(ов) и за средства физических (юридических) лиц соответственно.

 

I. Ректорат

Наименование должности

Максимальная нормативная численность

Условия введения

1

2

3

Руководитель (ректор, президент)

1

На учебное заведение

Директор филиала

1

На территориально обособленный филиал

Первый заместитель руководителя (первый проректор, первый вице-президент)

1

На учебное заведение

Заместители руководителя (проректор, вице-президенты)*

2

По расчетному (приведенному) контингенту студентов и аспирантов, обучающихся по государственному заказу и за средства физических (юридических) лиц:

до 2000 человек

3

до 6000 человек

5

до 12000 человек

* Должность проректора по научной работе вводится в пределах общей численности проректора по расчетному (приведенному) контингенту студентов и аспирантов, обучающихся за средства государственного (местных) бюджета(ов) и за средства физических (юридических) лиц, свыше 1500 человек и с учетом одного из таких дополнительных условий:

1) при наличии специализированного ученого совета;

2) при наличии аспирантуры;

3) при наличии в структуре высшего учебного заведения научных подразделений (научно-исследовательских институтов, частей, секторов, проблемных научно-исследовательских лабораторий).

Помощник руководителя

1

На учебное заведение

1

Дополнительно вводится по расчетному (приведенному) контингенту студентов и аспирантов 6000 и более человек

Секретарь-машинистка

2

По расчетному (приведенному) контингенту студентов и аспирантов до 12000 человек

3

12000 и более человек

Инспектор

1

По расчетному (приведенному) контингенту студентов и аспирантов 6000 и более человек

Главный инженер

1

На учебное заведение

Главный механик

1

На учебное заведение

Главный энергетик

1

На учебное заведение

Ученый секретарь

1

На учебное заведение

Юрисконсульт

1

По расчетному (приведенному) контингенту студентов и аспирантов 2000 человек, но не меньше одной должности на учебное заведение

0,5

Дополнительно на каждую 1000 расчетного (приведенного) контингента студентов и аспирантов свыше 2000 человек

Практический психолог или социальный педагог

Вводятся в штатные расписания учебных заведений при условии наличия специалистов с профессиональным образованием из расчета одна должность на 1000 студентов и аспирантов дневной формы обучения, но не более пяти должностей на учебное заведение, и финансируются за счет средств специального фонда

Руководитель подразделения содействия трудоустройству студентов и выпускников высшего учебного заведения

1

На подразделение

Специалист по профориентации выпускников учебного заведения (ведущий, I, II категорий, без категории)

1

На каждую 1000 студентов дневной формы обучения, но не более пяти должностей на учебное заведение

Подразделение по работе с иностранными студентами

Руководитель подразделения

1

На подразделение

Инспектор

1

Вводится на каждые 75 иностранных студентов (аспирантов, стажеров)

Секретарь-машинистка

1

На подразделение

 

 

II. Факультет

Наименование должности

Максимальная нормативная численность

Условия введения

1

2

3

Декан

1

При наличии контингента студентов на факультете:

с дневной формой обучения не менее 200 человек.

При наличии на факультете студентов дневного, заочного (дистанционного), экстернатного, вечернего обучения (смешанный контингент) должность декана вводится по расчетному (приведенному) контингенту студентов 200 человек

Исполнение обязанностей заместителей декана возлагается на научно-педагогических работников факультета при таких условиях:

 

 

не менее 500 обучающихся лиц

1000 — 1500 обучающихся лиц

свыше 1500 обучающихся лиц

Факультет с дневной формой обучения

1

2

3

 

 

не менее 600 обучающихся лиц

1200 — 1800 обучающихся лиц

свыше 1800 обучающихся лиц

Факультет со смешанным контингентом

1

2

3

Диспетчер факультета

1

При наличии контингента студентов с дневной формой обучения не менее 200 человек

2

При наличии контингента студентов с дневной формой обучения не менее 1000 человек

3

При наличии контингента студентов с дневной формой обучения свыше 2000 человек

Секретарь-машинистка** на факультетах с дневной формой обучения

1

При наличии контингента студентов с дневной формой обучения не менее 200 человек

0,5

Дополнительно на каждые 300 человек с дневной формой обучения свыше 200 человек

** На факультетах со смешанным контингентом студентов должность секретаря-машинистки факультета устанавливается по расчетному (приведенному) контингенту студентов 200 человек. На каждые 300 человек приведенного контингента свыше 200 человек утверждается дополнительно по 0,5 должности секретаря-машинистки факультета.

Заведующий хозяйством
(на факультете)

1

Вводится в случае размещения факультета в отдельном здании

 

Структура и численность работников учебно-научного института (центра), вычислительного (информационно-вычислительного) центра, обсерватории, ботанического сада, студенческого городка, учебно-опытной, учебно-научной станции (базы, бюро, службы), вивария, института (центра) последипломного образования и других структурных подразделений высшего учебного заведения, не предусмотренные настоящим приказом, определяются заведением самостоятельно с учетом пунктов 2 и 3 настоящего приказа.

III. Кафедра

Наименование должности

Максимальная нормативная численность

Условия введения

1

2

3

Заведующий кафедрой

1

При условии создания кафедры

Заведующий учебной лабораторией

1

На каждую оборудованную учебную лабораторию на кафедрах, которые обеспечивают подготовку по определенной образовательно-профессиональной программе

Старший лаборант, лаборант, техник

Численность старших лаборантов, лаборантов, техников устанавливается с учетом численности преподавательского состава кафедры:
для кафедр, обеспечивающих естественно-математическую
и/или техническую подготовку, численность старших лаборантов, лаборантов, техников устанавливается в объеме до 40 % численности преподавательского состава кафедры;
для кафедр, обеспечивающих общеэкономическую и/или социально-гуманитарную подготовку, — в объеме до 25 % численности преподавательского состава кафедры

Инженер (ведущий, I, II категорий, без категории)

1

При наличии сложного оборудования

В учебных заведениях по подготовке работников искусств и на художественных факультетах
(в учебных структурных подразделениях) других учебных заведений на кафедрах вводятся должности концертмейстеров, исходя из объема нагрузки на ставку 960 часов в год и с учетом объема практических (в том числе индивидуальных) занятий по учебным планам на подготовку лиц по определенным образовательно-квалификационным уровням

 

 

IV. Учебно-производственная (учебная) мастерская

Наименование должности

Максимальная нормативная численность

Условия введения

1

2

3

Заведующий учебной мастерской

1

На учебную мастерскую, где проводится практическое обучение студентов

Мастер производственного обучения

Из расчета одна ставка на 1080 часов/год практических занятий
со студентами в соответствии с учебным планом

 

 

V. Учебные подразделения

Наименование структурных подразделений и должностей

Максимальная нормативная численность по расчетному (приведенному) контингенту лиц

до 1500

1501 — 6000

6001 — 12000

свыше 12000

1

2

3

4

5

Учебный отдел

Руководитель отдела

1

1

1

1

Заместитель руководителя отдела

1

1

2

Заведующий производственной практикой

1

1

1

1

Методист

1

4

6

8

Инспектор

1

3

6

9

Диспетчер

1

1

2

3

Секретарь учебной части

1

1

1

1

Методист по заочной форме обучения

Одна должность на каждые 500 студентов заочной (дистанционной) формы обучения.
При расчете должностей методистов по заочной (дистанционной) форме обучения контингент студентов определяется в физических лицах

Инженер-программист или администратор базы данных (обслуживание Единой государственной электронной базы по вопросам образования (ЕГЭБО))

1

2

4

4

Учебно-методический отдел

Руководитель отдела

1

1

1

1

Заместитель руководителя отдела

1

1

1

Методист

2

4

6

9

Старший инспектор, инспектор

1

1

2

3

Секретарь-машинистка

1

1

1

1

Подразделение по организации воспитательной работы студентов

Руководитель подразделения

1

1

1

1

Заместитель руководителя подразделения

1

1

1

Культорганизатор

3

5

7

8

Секретарь-машинистка

1

1

1

1

Подразделение технических средств обучения

Руководитель подразделения

1

1

Ведущий инженер (инженер-электронщик)

1

1

2

Инженер (инженер-электронщик)
(I, II категорий, без категории)

1

1

1

2

Техник

1

1

Учебно-консультационный центр (пункт)

Заведующий учебно-консультационным центром (пунктом)

Должность вводится по контингенту студентов заочной формы обучения не менее 200 человек

Секретарь-машинистка

Должность вводится по контингенту студентов заочной формы обучения не менее 200 человек

 

 

VI. Аспирантура

Наименование должности

Максимальная нормативная численность

Условия введения

1

2

3

Заведующий аспирантурой

1

При наличии не менее 50 аспирантов всех форм обучения (физических лиц)

Специалист* (ведущий, I или II категории)

1

При наличии не менее 100 аспирантов всех форм обучения (физических лиц)

 

2

При наличии 300 и более аспирантов всех форм обучения (физических лиц)

Секретарь-машинистка

1

При наличии не менее 100 аспирантов всех форм обучения (физических лиц)

 

 

* Названия должностей определяются в соответствии с Национальным классификатором Украины ДК 003:2010 «Классификатор профессий», утвержденным приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулировании и потребительской политики от 28 июля 2010 года № 327.

 

VII. Подразделение научной работы студентов*

Наименование должности

Максимальная нормативная численность

Условия введения

1

2

3

Руководитель подразделения

1

При наличии не менее 50 студентов, занимающихся научной деятельностью

Специалист** (ведущий, I, II категорий, без категории)

2

На подразделение

 

* В высшем учебном заведении создается один подраздел научной работы студентов, который ведет работы по разным направлениям научно-исследовательской работы.

** Названия должностей определяются в соответствии с Национальным классификатором Украины ДК 003:2010 «Классификатор профессий», утвержденным приказом Государственного комитета Украины по вопросам технической регуляции и потребительской политики от 28 июля 2010 года № 327.

VIII. Редакционно-издательское подразделение

Наименование должности

Максимальная нормативная численность

Условия введения

1

2

3

Начальник подразделения

1

При численности работников отдела не менее 5 человек

Численность работников отдела устанавливается в соответствии с объемами работы
(в авторских листах) в год:

Редактор (ведущий, I и II категорий)

1

На каждые 110 авторских листов в год

Редактор технический

1

На 900 авторских листов в год

Корректор

1

На 210 авторских листов в год

Оператор копировальных и множительных машин (I, II категорий)

1

На отдел

Секретарь-машинистка

1

На 340 авторских листов в год

 

IX. Эксплуатационно-технический отдел*

Наименование структурных подразделений и должностей

Максимальная нормативная численность по расчетному (приведенному) контингенту лиц

до 1500

до 6000

до 12000

свыше 12000

1

2

3

4

5

Начальник отдела

1

1

Заместитель начальника отдела

1

Инженер (ведущий, I, II категорий, без категории)

1

2

3

5

Техник

1

2

Старший диспетчер

1

1

 

* Численность работников, обслуживающих котельные, вентиляционные, бойлерные установки, насосные станции, устанавливается по отраслевым нормативам соответствующих сфер деятельности.

 

X. Отдел материально-технического обеспечения (отдел снабжения)

Наименование структурных подразделений и должностей

Максимальная нормативная численность по расчетному (приведенному) контингенту лиц

до 1500

до 6000

до 12000

свыше 12000

1

2

3

4

5

Начальник отдела

1

1

1

1

Инженер (ведущий, I, II категорий, без категории)

2

2

3

Старший товаровед

1

1

1

Товаровед

1

1

1

2

Заведующий центральным складом

Должность вводится в тех случаях, когда есть центральный склад, с которого материальные ценности отпускаются на другие специализированные склады

Заведующий складом

Должность вводится вместо должности кладовщика при наличии ценностей на сумму не менее 200 тыс. гривень.
При территориальной обособленности на каждый склад по этим же нормативам может вводиться должность заведующего складом

Кладовщик

Вводится при наличии объема ценностей для хранения на сумму до 200 тыс. гривень, а также дополнительно к должности заведующего складом по номенклатуре ценностей свыше 2000 наименований

Агент по снабжению

1

1

2

2

Грузчик

1

2

3

4

 

 

XI. Планово-финансовый отдел

Наименование структурных подразделений и должностей

Максимальная нормативная численность по расчетному (приведенному) контингенту лиц

до 6000

до 12000

свыше 12000

1

2

3

4

Начальник отдела

1

1

1

Заместитель начальника отдела

1

2

2

Экономист (ведущий, I, II категорий, без категории)

4

6

12

 

 

XII. Бухгалтерская служба

Наименование структурных подразделений и должностей

Максимальная нормативная численность по расчетному (приведенному) контингенту лиц

до 1500

до 6000

до 12000

свыше 12000

1

2

3

4

5

Главный бухгалтер (бухгалтерская служба создается в соответствии с Типовым положением о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 26 января 2011 года № 59)

1

1

1

1

Заместитель главного бухгалтера

1

2

4

7

Бухгалтер, экономист, инженер-электронщик (обслуживание компьютерной техники)
(ведущий, I, II категорий, без категории)

9

19

30

55

Старший кассир

1

1

2

Кассир

1

2

3

4

 

 

XIII. Подразделение внутреннего аудита

Наименование структурных подразделений и должностей

Максимальная нормативная численность по расчетному (приведенному) контингенту лиц

до 1500

до 6000

до 12000

свыше 12000

1

2

3

4

5

Руководитель подразделения

1

1

1

1

Ревизор, экономист, бухгалтер-ревизор
(ведущий, I, II категорий, без категории)

1

2

3

4

 

 

XIV. Отдел кадров

 

Наименование структурных подразделений и должностей

Максимальная нормативная численность по расчетному (приведенному) контингенту лиц

до 1500

до 6000

до 12000

свыше 12000

1

2

3

4

5

Начальник отдела

1

1

1

1

Заместитель начальника отдела

1

1

1

Старший инспектор по кадрам

1

4

5

8

Инспектор по кадрам

2

4

6

10

Секретарь-машинистка

1

1

1

1

 

XV. Канцелярия и архив

Наименование структурных подразделений и должностей

Максимальная нормативная численность по расчетному (приведенному) контингенту лиц

до 1500

до 6000

до 12000

свыше 12000

1

2

3

4

5

Заведующий канцелярией

1

1

1

1

Делопроизводитель

1

1

1

1

Заведующий архивом

1

1

Архивариус

1

1

1

1

Секретарь-машинистка

0,5

0,5

1

1

Стенографист

0,5

0,5

0,5

0,5

Диспетчер

1

1

Экспедитор

0,5

1

1

Курьер

1

1

1

2

 

 

XVI. Режимно-секретное подразделение

Наименование структурных подразделений и должностей

Максимальная нормативная численность по расчетному (приведенному) контингенту лиц

до 1500

до 6000

до 12000

свыше 12000

1

2

3

4

5

Начальник режимно-секретного подразделения

1

1

Специалист по режиму секретности (I, II категорий,
без категории)

1

1

1

1

Секретарь-машинистка

0,5

1

1

1

 

XVII. Военно-мобилизационное подразделение

Наименование структурных подразделений и должностей

Максимальная нормативная численность по расчетному (приведенному) контингенту лиц

до 1500

до 6000

до 12000

свыше 12000

1

2

3

4

5

Начальник военно-мобилизационного подразделения

1

1

1

Инженер по мобилизационной работе
(ведущий, I, II категорий, без категории)

1

0,5

1

1

Секретарь-машинистка

0,5

1

1

1

 

XVIII. Штаб гражданской обороны

Наименование структурных подразделений и должностей

Максимальная нормативная численность по расчетному (приведенному) контингенту лиц

до 1500

до 6000

до 12000

свыше 12000

1

2

3

4

5

Начальник штаба

1

1

1

1

Инженер по гражданской обороне

0,5

0,5

1

2

 

XIX. Хозяйственный отдел

Наименование структурных подразделений и должностей

Максимальная нормативная численность по расчетному (приведенному) контингенту лиц

до 1500

до 6000

до 12000

свыше 12000

1

2

3

4

5

Начальник отдела

1

1

1

1

Заведующий хозяйством

1

1

1

1

Инженер по ремонту (ведущий, I, II категорий,
без категории (в том числе инженер по эксплуатации))

2

3

5

6

Диспетчер

1

1

1

1

 

1. Должность коменданта вводится в каждом учебном заведении, если площадь помещения сооружения составляет до 10 тыс. кв. метров.

На каждые 10 тыс. кв. метров отдельно расположенных сооружений вводится дополнительно должность коменданта.

2. Должность уборщика служебных помещений устанавливается из расчета одна должность уборщицы на 550 кв. метров убираемой площади. Дополнительное количество штатных единиц уборщиц устанавливается в высших учебных заведениях, работающих в две смены, при расчете 0,12 должности уборщицы на каждые 550 кв. метров убираемой площади.

Нормы времени и работы, выполняемые уборщиками служебных помещений, определяются в соответствии с Межотраслевыми нормами численности рабочих, обслуживающих общественные здания (здания управлений, конструкторские и проектные организации), утвержденными приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 11 мая 2004 года № 105.

3. Должность гардеробщика в осенне-зимний период устанавливается из расчета один гардеробщик на 350 обслуживаемых мест в гардеробе. В учебных заведениях, работающих в две смены, дополнительно вводится 0,5 должности гардеробщика из расчета 350 обслуживаемых мест в гардеробе.

4. Должность дворника вводится в соответствии с Межотраслевыми нормами численности рабочих, обслуживающих общественные здания (здания управлений, конструкторские и проектные организации), утвержденными приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 11 мая 2004 года № 105.

5. Должность садовника предусматривается при наличии не менее 2 гектаров площади озеленения.

6. Должность сторожа вводится в штатные расписания учебных заведений, где нет возможности передать охрану помещения на пульт вневедомственной охраны. Количество штатных единиц должности сторожа определяется в соответствии с Межотраслевыми нормами численности рабочих, обслуживающих общественные здания (здания управлений, конструкторские и проектные организации), утвержденными приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 11 мая 2004 года № 105.

7. Количество рабочих, занятых обслуживанием домов (зданий) (рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту домов, операторов котельных, слесарей-сантехников, электромонтеров по обслуживанию и ремонту электрооборудования, столяров, лифтеров и т. п.), определяется в соответствии с Межотраслевыми нормами численности рабочих, обслуживающих общественные здания (здания управлений, конструкторские и проектные организации), утвержденными приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 11 мая 2004 года № 105.

8. Должность швейцара (вахтера) вводится из расчета одна должность в смену на учебный корпус, на обособленную учебно-производственную мастерскую (лабораторию), расположенную в отдельном здании.

9. Должности водителя автотранспортных средств и грузчика устанавливаются из расчета одна должность водителя на работающее автотранспортное средство, одна должность грузчика на две работающие грузовые машины. Должность начальника автотранспортного подразделения вводится при наличии 50 и более автотранспортных средств, а должность старшего механика (механика) автотранспортного подразделения вводится при наличии не менее 15 автотранспортных средств.

В случае необходимости за счет общего фонда могут содержаться ставки водителей автотранспортных средств, которые согласно учебным планам используются в учебном процессе.

10. Количество должностей лифтеров определяется в соответствии с Межотраслевыми нормами численности рабочих, обслуживающих общественные здания (здания управлений, конструкторские и проектные организации), утвержденными приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 11 мая 2004 года № 105.

11. Должность техника электросвязи по обслуживанию автоматической телефонной станции устанавливается из расчета 0,35 человеко-часа в месяц на один монтируемый номер станции. Для обслуживания АТС (цифровой) вводятся две должности техника электросвязи.

 

XX. Служба по охране труда

Наименование структурных подразделений и должностей

Максимальная нормативная численность по расчетному (приведенному) контингенту лиц

до 1500

до 6000

до 12000

свыше 12000

1

2

3

4

5

Руководитель службы по охране труда

1

1

1

Инженер по охране труда (ведущий, I, II категорий, без категории)

1

2

3

4

Инструктор по противопожарной профилактике

0,5

1

1

1

 

XXI. Библиотека

Структура и штатные нормативы библиотеки учебного заведения определяются в соответствии с приказом Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины от 27 сентября 2012 года № 1058 «Об утверждении Типовой структуры и Типовых штатных нормативов библиотек высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации», зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 15 октября 2012 года под № 1729/22041.

 

XXII. Общежитие

Наименование должности

Максимальная нормативная численность

Условия введения

1

2

3

Заведующий общежитием

1

На общежитие с количеством мест для проживания свыше 250. При условии введения должности заведующего общежитием должность коменданта не вводится

Комендант

1

На общежитие с количеством мест для проживания до 250

Кастелянша

0,5

В расчете на каждые 200 человек, проживающих в общежитиях, но не менее 0,5 должности на заведение

Паспортист

0,5

Вводится в учебных заведениях, имеющих общежитие, с количеством до 500 (включительно) студентов, проживающих в общежитии

1

Вводится в учебных заведениях, имеющих общежитие, с количеством свыше 500 студентов, проживающих в общежитии

Воспитатель

1

На общежитие

Дежурный общежития

1

В смену при 40-часовой рабочей неделе

Заведующий камерой хранения (ручного багажа)

1

Вводится при наличии камеры хранения и свыше 250 человек, проживающих в общежитии

Гардеробщик

1

Вводится в общежитии, оборудованном гардеробом, при наличии не менее 300 человек, проживающих в общежитии

Уборщик служебных помещений

1

В расчете на 550 кв. м убираемой площади общежития без учета площади комнат, где проживают студенты

Дворник

 

В соответствии с Межотраслевыми нормами численности рабочих, обслуживающих общественные здания (здания управлений, конструкторские и проектные организации), утвержденными приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 11 мая 2004 года № 105

Электромонтер по обслуживанию и ремонту электрооборудования, слесарь-сантехник, столяр, сторож, лифтер, оператор котельной и другие рабочие, обслуживающие дома (здания)

 

В соответствии с Межотраслевыми нормами численности рабочих, обслуживающих общественные здания (здания управлений, конструкторские и проектные организации), утвержденными приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 11 мая 2004 года № 105

 

Комментарий редакции

 

С 01.09.2014 г. заработают Типовые штаты вузов III — IV уровней аккредитации

Уверенными шагами Минобразования ликвидирует такой значительный пробел в законодательстве, как отсутствие типовых штатных нормативов учебных заведений. Уже много сделано на этом пути. Теперь дошел черед и до вузов III — IV уровней аккредитации.

Перед вами приказ Минобразования, которым утверждены Типовые штатные нормативы высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации (далее — Типовые штаты № 26). Он вступит в силу 01.09.2014 г., так что время на подготовку еще есть. А работа предстоит ответственная: и должностей много, и специфики их введения хватает. Мы же постараемся максимально осветить этот процесс в сегодняшнем комментарии, но все особенности в нем все равно не уместить. Поэтому ждем вопросов от вас, дорогие читатели, которые непременно будут освещены на страницах нашего издания.

Как мы понимаем, при разработке Типовых штатов № 26 Минобразования взяло за основу приказ Минвуза СССР «Об утверждении Типовых штатов административно-управленческого и обслуживающего персонала высших учебных заведений системы Министерства высшего и среднего специального образования СССР» от 31.03.69 г. № 239, адаптировав его к новым условиям работы и подходам к высшему образованию. Посмотрим, что получилось.

 

На кого распространяются новые штаты?

Типовые штаты № 26 распространяются на вузы
III — IV уровней аккредитации и заведения последипломного образования государственной и коммунальной форм собственности независимо от подчинения.

Исключение — военные вузы и военные учебные подразделения вузов III — IV уровней аккредитации, подготавливающие граждан на должности лиц офицерского, сержантского и старшинского состава для прохождения военной службы по контракту. Такие учебные заведения ориентируются на совместный приказ Минобороны и Минобразования «Об утверждении Типовых нормативов для разработки штатов (штатных расписаний) высших военных учебных заведений, военных учебных подразделений высших учебных заведений и военных лицеев» от 26.07.2013 г. № 521/1041.

Что они устанавливают?

Типовые штаты № 26 определяют нормы введения должностей в штатное расписание учебного заведения, за исключением:

а) штатов библиотек, ведь с 02.11.2012 г. действуют Типовые штатные нормативы библиотек высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации, утвержденные приказом МОНМС от 27.09.2012 г. № 1058;

б) преподавательского состава (преподаватели-стажеры, ассистенты, преподаватели, старшие преподаватели, доценты, профессора). Количество таких работников определяют в зависимости от контингента обучающихся по госзаказу и за средства физических (юридических) лиц, в соответствии с постановлением КМУ «Об утверждении нормативов численности студентов (курсантов), аспирантов (адъюнктов), докторантов, соискателей научной степени кандидата наук, слушателей, интернов, клинических ординаторов на одну штатную должность научно-педагогического работника в высших учебных заведениях III и IV уровней аккредитации и высших учебных заведениях последипломного образования государственной формы собственности» от 17.08.2002 г. № 1134. При формировании объемов ассигнований на оплату труда преподавательского состава руководитель при расчете количества ставок должен учесть все особенности графика учебного процесса, учебного плана, в частности сроки приема и выпуска, т. е. движение контингента студентов, аспирантов, докторантов в течение учебного года, объемы учебных дисциплин и их распределение по семестрам (триместрам). На это обращало внимание Минобразования в письме от 01.11.2011 г. № 1/11-10093, с которым вы можете ознакомиться в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 11;

в) отдельных подразделений, таких как учебно-научный институт (центр), вычислительный (информационно-вычислительный) центр, обсерватория, ботанический сад, студенческий городок, учебно-исследовательская, учебно-научная станция (база, бюро, служба), виварий, институт (центр) последипломного образования и другие структурные подразделения, не предусмотренные Типовыми штатами № 26. Структуру и численность их работников нужно определить самостоятельно с учетом пп. 2 и 3 комментируемого приказа (об этих пунктах пойдет речь ниже).

Структуру вуза формирует его руководитель в зависимости от потребностей учебно-воспитательного процесса и с целью рационального и эффективного использования средств и рабочего времени работников.

 

Какие основные правила введения должностей в штатное расписание?

1. Типовыми штатами № 26 определено максимальное количество должностей (штатных единиц), которое может быть введено в штатное расписание (абз. 3 п. 1 Типовых штатов № 26).

Важно! Должности разрешено вводить полностью за счет средств спецфонда (абз. 3 п. 2 комментируемого приказа).

Дополнительно должности можно ввести только на таких условиях (абз. 2 п. 3 комментируемого приказа):

а) в случае производственной необходимости или на период осуществления заведением ограниченной во времени деятельности (в том числе организация подготовки и прохождения лицензионной или аккредитационной экспертизы);

б) дополнительные должности вводят только за счет средств спецфонда;

в) количество дополнительных должностей не должно превышать 10 % от общей численности работников, рассчитанной по Типовым штатам № 26. Надо понимать, что здесь речь идет о штатных единицах. Ведь численность работников зачастую не совпадает с количеством штатных единиц, так как работник может занимать как 1 ставку, так и 0,25, 0,5, 0,75, 1,5 ставки. Например, если штатным расписанием утверждено 87,25 штатных единиц, то количество работающих может составлять и 70, и 87, и 100 человек.

Но количество дополнительных должностей, введенных за счет спецфонда, не должно превышать 10 % от рассчитанных штатных единиц.

Внимание! Нельзя вводить должности (как основные, так и дополнительные) за счет спецфонда, если работники, которые их занимают, не принимают участия в предоставлении платных услуг.

2. При необходимости руководитель ВУЗа может изменить должности отдельных структурных подразделений, кроме руководящих (абз. 1 п. 3 комментируемого приказа). Делают это в пределах фонда оплаты труда и количества должностей, определенных по Типовым штатам № 26.

Важно! Замена должностей возможна только в пределах одной категории персонала (педагогического, научно-педагогического, хозяйственно-обслуживающего и т. п.).

Значит, заменять должности, принадлежащие к разным категориям персонала, нельзя. Например, в пределах одной категории «профессионалы», можно заменить должность «инженер-электроник» на должность «бухгалтер (с дипломом специалиста)». А вот ввести того же бухгалтера за счет рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий (категория «рабочие») — нет.

Внимание! Заменить можно только те должности, которые введены в штатное расписание.

Например, должность коменданта общежития вводят при наличии мест для проживания до 250. Поэтому в общежитии, где количество мест для проживания превышает 250, должность коменданта в штатное расписание не вводят вообще. Значит, и заменить ее нельзя.

3. В штатное расписание вносят также вакантные должности.

4. Штатное расписание разрабатывают в пределах утвержденных средств на оплату труда с соблюдением наименований должностей и требований, предусмотренных Типовыми штатами № 26.

 

Определяем контингент студентов

Вы, наверное, уже обратили внимание, что количество отдельных штатных единиц должностей зависит от контингента обучающихся. Этот показатель определяют по-разному, в зависимости от ситуации.

Первый случай — расчетно. Контингент учащихся определяют, когда введение должности зависит от смешанного контингента обучающихся. Расчетный (приведенный) контингент равен общему количеству студентов, аспирантов, обучающихся за средства государственного (местных) бюджета(ов) и средства физических (юридических) лиц. При этом количество:

— студентов, аспирантов дневной формы обу­чения и экстернов учитывают с коэффициентом 1;

— студентов вечерней формы обучения — с коэффициентом 0,25;

— студентов и аспирантов заочной (дистанционной) формы обучения — с коэффициентом 0,1.

Пример. На 01.01.2013 г. численность студентов, аспирантов дневной формы обучения и экстернов составляет 1000 чел., студентов вечерней формы обучения — 300 чел.; студентов и аспирантов заочной (дистанционной) формы обучения — 150 чел.

Расчетный (приведенный) контингент обучающихся составит: 1000 чел. х 1 + 300 чел. х 0,25 + + 150 чел. х 0,1 = 1090 чел.

В основном для введения должностей используют такой такой расчетный (приведенный) контингент обучающихся. Исключение — должность декана факультета. Так, при наличии на факультете студентов дневной, заочной (дистанционной), экстернатной, вечерней форм обучения (смешанный контингент) должность декана вводится с расчетным (приведенным) контингентом студентов 200 чел.

Второй случай — прямым счетом. Контингент учащихся определяют, когда введение должности зависит не от смешанного, а от определенного контингента обучающихся. К примеру, количество штатных единиц должности диспетчера факультета зависит только от контингента студентов дневной формы обучения.

Важно! Контингент обучающихся (как в первом, так и во втором случае) определяют на 1 января соответствующего календарного года.

Судя по всему, при составлении штатных расписаний на 1 сентября 2014 года надо будет взять контингент обучающихся на 1 января 2013 года. Но этот вопрос мы все же уточним у Минобразования.

Внимание! Должности работников, количество которых зависит от контингента студентов (в том числе расчетного (приведенного)), вводят за счет средств общего и специального фондов пропорционально количеству студентов, обучающихся за бюджетные средства и за средства физических (юридических) лиц соответственно.

Нюансы введения отдельных должностей

В общем порядок введения должностей, установленный Типовыми штатами № 26, прост. Но обратим внимание на ряд должностей.

Юрисконсульт. Порядок введения этой должности описан в разделе I Типовых штатов № 26. Для лучшего восприятия покажем его в таблице:

Расчетный (приведенный) контингент студентов и аспирантов

Количество штатных единиц должности юрисконсульта

Менее 2000 чел.

1

От 2000 до 2999 чел.

1

От 3000 до 3999 чел.

1,5

От 4000 до 4999 чел.*

2

* И так далее: на каждую последующую 1000 расчетного (приведенного) контингента студентов и аспирантов вводят 0,5 штатной единицы должности юрисконсульта.

 

Добавим также, что должностной оклад юрис­консульта не определен приказом Минобразования «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557 (далее — приказ № 557). Поэтому его определяют согласно приложению 11 к этому приказу, а именно: ведущим специалистам устанавливают 10-й тарифный разряд, а специалистам без категории, I и II категорий — 7-й, 9-й и 8-й тарифные разряды соответственно.

Практический психолог (социальный педагог). Это самая неоднозначная, на наш взгляд, должность. Дело в том, что Типовыми штатами № 26 предписано такие должности финансировать за счет средств спецфонда.

Если речь идет о платных услугах по обучению, то расходы на оплату труда таких работников следует включить в калькуляцию. Но тогда получается, что со студентами и аспирантами, обучающимися за счет бюджетных средств, практический психолог (социальный педагог) будет работать бесплатно или не будет работать вообще.

Ввести же такие должности за счет других поступлений не получится — они имеют установленные направления их использования. Поэтому этот момент требует дополнительных разъяснений со стороны Минобразования.

Специалист по профориентации выпускников учебного заведения. В Классификаторе профессий ДК 003:2010, утвержденном приказом Госпотребстандарта от 28.07.2010 г. № 327, такой должности нет. Она образована путем расширения должности «специалист» словами «по проф­ориентации выпускников учебного заведения», которые уточняют место работы, выполняемые работы, сферу деятельности (приложение В к Классификатору профессий). Должностной оклад такому работнику также определяют по приложению 11 к приказу № 557.

Мастер производственного обучения. Вводится из расчета одна ставка на 1080 ч/год практических занятий со студентами в соответствии с учебным планом.

Заметим, что продолжительность рабочей недели мастера производственного обучения составляет 40 ч. Поскольку он является педагогическим работником, его рабочее время состоит из двух частей: нормированной (в нашем случае — 1080 ч/год практических занятий) и ненормированной — выполнение другой педагогической работы в оставшееся время.

Работники редакционно-издательского отдела. Численность работников такого отдела устанавливают в соответствии с объемами работы (в авторских листах) в год. Однако не уточняется, какой год имеется в виду. Поэтому такой вопрос также адресуем Минобразования.

Дворник. Такую должность вводят согласно Межотраслевым нормам численности рабочих, обслуживающих общественные здания (здания управлений, конструкторские и проектные организации), утвержденным приказом Минтруда от 11.05.2004 г. № 105. С особенностями ее введения вы можете ознакомиться в статье специалиста Госфининспекции «Штатное расписание общеобразовательного учебного заведения согласно новым требованиям» («Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 19), а также из письма Минтруда от 01.12.2011 г. № 436/13-116-11 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 2).

На этом завершаем комментарий. Мы остановились только на самом важном. При возникновении дополнительных вопросов обращайтесь к нам редакцию, и мы с удовольствием на них ответим.

 

Ольга ВИТКОВСКАЯ, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше