Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Методических рекомендаций

Редакция ББ
Приказ от 02.12.2013 г. № 285

Государственная финансовая инспекция Украины

Об утверждении Методических рекомендаций

 

Приказ от 02.12.2013 г. № 285

 

С целью обеспечения единых подходов при проведении проверки государственных закупок приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по проведению проверок государственных закупок Государственной финансовой инспекцией и ее территориальными органами (далее — Методические рекомендации) (прилагаются).

2. Руководителям отраслевых структурных подразделений Госфининспекции Украины, территориальных органов Госфининспекции Украины в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе обеспечить изучение и соблюдение работниками соответствующих подразделений положений Методических рекомендаций, утвержденных настоящим приказом.

3. Признать утратившим силу приказ ГлавКРУ от 15.06.2009 № 137 «Методические рекомендации по проведению органами государственной контрольно-ревизионной службы проверок государственных закупок» (с изменениями).

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Председателя Госфининспекции Украины в соответствии с распределением обязанностей.

 

И. о. Председателя В. Костюшко

 

 

Утверждены приказом Государственной финансовой инспекции Украины от 02.12.2013 г. № 285

Методические рекомендации по проведению проверок государственных закупок Государственной финансовой инспекцией и ее территориальными органами

I. Общие положения

1. Методические рекомендации по проведению проверок государственных закупок Государственной финансовой инспекцией и ее территориальными органами (далее — Рекомендации) разработаны с целью реализации статьи 2 Закона Украины от 26.01.93 № 2939-ХII «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» (далее — Закон № 2939) по обеспечению государственного финансового контроля посредством проведения проверок государственных закупок.

Проверки государственных закупок осуществляются согласно Порядку проведения проверок государственных закупок Государственной финансовой инспекцией и ее территориальными органами, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 01.08.2013 г. № 631 (далее — Порядок проверок).

2. Пользователями настоящих Рекомендаций являются Государственная финансовая инспекция и ее территориальные органы (далее — орган государственного финансового контроля).

3. Термины, приведенные в настоящих Рекомендациях, употребляются в значениях, предусмотренных Законом Украины от 01.06.2010 № 2289-VI «Об осуществлении государственных закупок» (далее — Закон № 2289), Законом № 2939 и Законом Украины от 24.05.2012 № 4851-VI «Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности» (далее — Закон № 4851).

4. Основной задачей проверок государственных закупок является осуществление контроля за соблюдением законодательства о государственных закупках объектом контроля (заказчиком).

Объект контроля — распорядитель государственных средств, который осуществляет закупку в порядке, определенном Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок» (пункт 2 Порядка проверок).

Контроль за соблюдением законодательства о закупках осуществляется как в порядке проведения проверки государственных закупок, так и во время государственного финансового аудита и инспектирования.

5. Проверка государственных закупок заключается в документальном и фактическом анализе соблюдения подконтрольными учреждениями законодательства о государственных закупках и проводится органом государственного финансового контроля.

 

II. Проверка соблюдения требований законодательства в сфере государственных закупок

Нормативно-правовая база, в частности:

— Закон Украины от 01.06.2010 № 2289-VI «Об осуществлении государственных закупок»;

— Закон Украины от 24.05.2012 № 4851-VI «Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности»;

— постановление Кабинета Министров Украины от 09.10.2006 № 1404 «Вопросы предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства»;

— постановление Кабинета Министров Украины от 04.07.2012 № 602 «Об утверждении Порядка определения генеральных заказчиков и взаимодействия заказчиков с генеральным заказчиком по рамочным соглашениям»;

— постановление Кабинета Министров Украины от 04.07.2012 № 603 «Об особенностях выполнения рамочных соглашений»;

— приказ Министерства экономики Украины от 26.07.2010 № 916 «Об утверждении Типового положения о комитете по конкурсным торгам»;

— приказ Министерства экономики Украины от 26.07.2010 № 919 «Об утверждении стандартной документации конкурсных торгов»;

— приказ Министерства экономики Украины от 26.07.2010 № 921 «Об утверждении Порядка определения предмета закупки»;

— приказ Министерства экономики Украины от 26.07.2010 № 922 «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок»;

— приказ Министерства экономики Украины от 28.07.2010 № 932 «Об определении официального печатного издания по вопросам государственных закупок, международного информационного издания по вопросам государственных закупок и веб-портала Уполномоченного органа по вопросам закупок»;

— приказ Министерства экономического развития и торговли Украины от 24.04.2012 № 503 «Об утверждении Перечня товаров и услуг, которые могут закупаться по рамочным соглашениям»;

— приказ Министерства экономического развития и торговли Украины от 24.04.2012 № 504 «Об особенностях заключения рамочных соглашений»;

— приказ Государственной службы статистики Украины от 26.11.2012 № 485 «Об утверждении формы государственного статистического наблюдения № 1-торги (квартальная) «Отчет о проведении закупок товаров, работ и услуг за государственные средства».

 

1. Проверка соблюдения законодательства по созданию комитета по конкурсным торгам (статья 11 Закона № 2289)

1.1. Во время проверки соблюдения требований законодательства по созданию и функционированию комитета по конкурсным торгам необходимо исследовать, в частности: приказы о создании комитета по конкурсным торгам, изменения к приказам о создании комитета по конкурсным торгам, вопросы прохождения председателем и секретарем комитета по конкурсным торгам обучения по вопросам организации и осуществления закупок, положение о комитете по конкурсным торгам.

1.2. В обязательном порядке подлежит проверке соответствие фактического количества членов комитета по конкурсным торгам количеству, предусмотренному Законом, наличие у председателя и секретаря комитета по конкурсным торгам документа о прохождении обучения по вопросам организации и осуществления закупок в порядке, установленном Уполномоченным органом.

1.3. При проверке необходимо обратить внимание на следующее:

— состав комитета по конкурсным торгам и положение о комитете по конкурсным торгам утверждаются решением заказчика (генерального заказчика). В состав комитета по конкурсным торгам не могут входить должностные лица и представители участников, члены их семей, а также народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым и депутаты городского, районного в городе, районного, областного совета.

Типовое положение о комитете по конкурсным торгам утверждено приказом Министерства экономики Украины от 26.07.2010 № 916 «Об утверждении Типового положения о комитете по конкурсным торгам»;

— руководство работой комитета по конкурсным торгам осуществляет его председатель. Председатель комитета по конкурсным торгам организует работу комитета и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на комитет функций.

Председатель комитета по конкурсным торгам назначает своего (своих) заместителя (заместителей), ответственного секретаря и определяет функции каждого члена комитета по конкурсным торгам;

— решение комитета по конкурсным торгам оформляется протоколом, который подписывается всеми членами комитета, присутствующими на заседании комитета по конкурсным торгам. Если член комитета по конкурсным торгам отказался подписать протокол, это заносится в протокол с указанием причин отказа;

— решения по вопросам, которые рассматриваются на заседаниях комитета, принимаются простым большинством голосов в присутствии не менее двух третей членов комитета. При условии равного распределения голосов голос председателя комитета является решающим.

Члены комитета по конкурсным торгам несут персональную ответственность за принятые ими решения в соответствии с законами Украины.

По результатам проверки указанного вопроса формируется заключение об отсутствии либо наличии нарушений требований статьи 11 Закона № 2289.

 

2. Проверка годового плана закупок и изменений к нему на его соответствие приказу Минэкономики Украины от 26.07.2010 № 922 «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок» (далее — приказ МЭУ № 922). Проверка соблюдения требований статьи 4 Закона № 2289.

2.1. При проверке этого вопроса необходимо исследовать, в частности: годовой план государственных закупок и изменения к нему; смету, изменения к смете, расчеты к смете или финансовый план, изменения к финансовому плану, расчеты к финансовому и инвестиционному планам, документы структурных подразделений заказчика (служебные, докладные записки, заявки и т. п.) касательно необходимости закупки товаров, работ или услуг, протоколы о выборе процедур закупок.

2.2. Исследуется годовой план на соответствие форме годового плана закупок и инструкции по заполнению формы годового плана закупок, утвержденных приказом МЭУ № 922, и требованиям статьи 4 Закона № 2289.

2.3. При проверке годового плана закупок необходимо проверить, направлялись ли в Государственную казначейскую службу Украины годовой план, изменения к нему и направлялись ли в Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения годовой план, смета (временная смета), финансовый план (план ассигнований, план использования бюджетных (государственных) средств), изменения к ним. А также проверить, обнародованы ли заказчиком путем размещения на собственном веб-сайте или в случае его отсутствия на веб-сайте главного распорядителя бюджетных средств годовой план закупок и изменения к нему в течение пяти рабочих дней со дня их утверждения.

При проверке следует обратить внимание:

Закупки осуществляются в соответствии с годовым планом (часть первая статьи 4 Закона № 2289).

Заказчик не имеет права делить предмет закупки на части с целью избежания проведения процедуры открытых торгов или применения Закона № 2289 (часть вторая статьи 4 Закона № 2289).

Открытые торги являются основной процедурой закупки (часть первая статьи 20 Закона № 2289).

С целью соблюдения режима экономии и недопущения расходования бюджетных ассигнований, не обусловленных потребностью, целесообразно анализировать обоснованность потребности в закупке товаров, работ и услуг.

По результатам проверки указанного вопроса формируется заключение об отсутствии либо наличии нарушений требований статьи 4 Закона № 2289, в том числе о соответствии или несоответствии годового плана форме, утвержденной приказом МЭУ № 922.

 

3. Проверка соблюдения порядка выбора процедур закупок согласно действующему законодательству Украины

3.1. При проверке этого вопроса необходимо исследовать, в частности: годовой план государственных закупок; протоколы касательно выбора процедур закупок.

3.2. Проверка порядка определения процедур закупок базируется на:

— проверке наличия протоколов касательно выбора процедур закупок;

— сопоставлении информации в протоколах касательно выбора процедур закупок с данными годового плана государственных закупок;

— проверке правильности принятых решений касательно выбора процедуры закупки;

— проверке соблюдения порядка определения предметов закупок согласно приказу Министерства экономики Украины от 26.07.2010 № 921 «Об утверждении Порядка определения предмета закупки» (далее — приказ МЭУ № 921).

При проверке следует обратить внимание:

Приказом МЭУ № 921 установлен Порядок определения предмета закупки.

При осуществлении проверки государственных закупок необходимо учитывать особенности отношений, возникающих в связи с закупкой товаров, работ и услуг, и случаи (по отдельному перечню), на которые не распространяется действие Закона № 2289.

По результатам проверки указанного вопроса формируется заключение об отсутствии либо наличии нарушений Порядка определения предмета закупки, утвержденного приказом МЭУ № 921.

4. Проверка соблюдения требований законодательства о государственных закупках в части прозрачности осуществления государственных закупок (статья 10 Закона № 2289)

При проверке этого вопроса исследуются, в частности:

4.1. Обнародование на веб-портале Уполномоченного органа следующих документов (часть первая статьи 10 Закона № 2289):

объявление о проведении процедуры закупки — после опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок, но не позднее чем за 30 дней до дня раскрытия предложений конкурсных торгов или квалификационных предложений, если Законом № 2289 для отдельных процедур закупки не установлен иной срок;

обоснование применения процедуры закупки у одного участника — одновременно с объявлением о проведении процедуры закупки;

документация конкурсных торгов или квалификационная документация — после опубликования объявления о проведении процедуры закупки в государственном официальном печатном издании по вопросам закупок, но не позднее чем за 30 дней до дня раскрытия предложений конкурсных торгов или квалификационных предложений, если Законом № 2289 для отдельных процедур закупки не установлен иной срок;

изменения к документации конкурсных торгов или квалификационной документации и разъяснения к ней (при наличии) — в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об их внесении, но не позднее чем за семь дней до даты раскрытия предложений конкурсных торгов или квалификационных предложений;

протокол раскрытия предложений конкурсных торгов, ценовых предложений, квалификационных предложений — в течение трех рабочих дней со дня раскрытия предложений конкурсных торгов, ценовых предложений, квалификационных предложений;

информация об отклонении предложений конкурсных торгов, ценовых предложений, квалификационных предложений и основаниях такого отклонения в виде протокола — в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения;

уведомление об акцепте предложения конкурсных торгов или ценового предложения (предложения по результатам применения процедуры закупки у одного участника) — в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об определении победителя процедуры закупки;

объявление о результатах процедуры закупки — после опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок, но не позднее чем через семь дней со дня заключения договора о закупке или принятия решения об отмене торгов либо признании их не состоявшимися;

уведомление об отмене торгов либо признании их не состоявшимися, уведомление об отмене процедуры закупки у одного участника (при наличии) — в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения;

отчет о результатах проведения процедуры закупки — в течение трех рабочих дней со дня его утверждения.

Информация о проведении процедуры электронного реверсивного аукциона и его результатах подлежит обнародованию согласно положениям раздела VIII1 Закона № 2289.

4.2. Опубликование в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок следующих документов (часть вторая статьи 10 Закона № 2289):

объявление о проведении процедуры закупки (объявление о проведении открытых торгов, объявление о проведении процедуры двухступенчатых торгов, объявление о проведении предварительной квалификации, запрос ценовых предложений, информация о применении процедуры закупки у одного участника);

уведомление об акцепте предложения конкурсных торгов или ценового предложения, предложения по результатам применения процедуры закупки у одного участника;

сведения о рамочном соглашении, по которому заключен договор о закупке (при проведении закупки по рамочным соглашениям);

объявление о результатах процедуры закупки (объявление о результатах проведения торгов, уведомление о результатах проведения предварительной квалификации, информация о результатах процедуры запроса ценовых предложений, информация о результатах проведения процедуры закупки у одного участника;

уведомление об отмене торгов или признании их не состоявшимися, уведомление об отмене про­цедуры закупки у одного участника).

4.3. Размещение в международном информационном издании по вопросам государственных закупок Уполномоченного органа и на веб-портале Уполномоченного органа на английским языке объявлений о проведении процедуры закупки и о результатах процедуры закупки, если ожидаемая стоимость закупки превышает сумму, эквивалентную:

для товаров — 200 тысячам евро;

для услуг — 300 тысячам евро;

для работ — 500 тысячам евро.

Курс евро фиксируется согласно официальному курсу Национального банка Украины, установленному на день отправления для опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок объявления о проведении процедуры закупки (часть четвертая статьи 10 Закона № 2289).

При проверке следует обратить внимание:

приказом Министерства экономики Украины от 28.07.2010 № 932 «Об определении официального печатного издания по вопросам государственных закупок, международного информационного издания по вопросам государственных закупок и веб-портала Уполномоченного органа по вопросам закупок» определены:

— официальным печатным изданием по вопросам государственных закупок — информационный бюллетень «Вестник государственных закупок»;

— международным информационным изданием по вопросам государственных закупок — международное печатное издание «Announcer of the public purchasing»;

— веб-порталом Уполномоченного органа в сфере закупок — официальный общегосударственный веб-портал «Государственные закупки» по адресу в сети Internet www.tender.me.gov.ua

По результатам проверки указанного вопроса формируется заключение об отсутствии либо наличии нарушений статьи 10 Закона № 2289.

 

5. Проверка соответствия документации конкурсных торгов, квалификационной документации и запроса ценовых предложений требованиям законодательства (статья 22, часть третья статьи 38 и часть вторая статьи 36 Закона № 2289)

5.1. При проверке этого вопроса необходимо исследовать, в частности: документацию конкурсных торгов, квалификационную документацию, запросы ценовых предложений и изменения к ним.

5.2. При проверке правильности составления документации конкурсных торгов (статья 22 Закона № 2289) необходимо исследовать:

— полноту и правильность отражения информации, предусмотренной при составлении документации конкурсных торгов (наличие всех разделов, определенных законодательством);

— наличие информации о необходимых технических, качественных и количественных характеристиках предмета закупки, в том числе соответствующей технической спецификации (в случае необходимости — планы, чертежи, рисунки либо описания предмета закупки). При этом техническая спецификация должна содержать: подробное описание закупаемых товаров, работ, услуг, в том числе их технические и качественные характеристики; требования касательно технических и функциональных характеристик предмета закупки, в случае если описание составить невозможно либо если целесообразнее указать такие показатели; ссылки на стандартные характеристики, требования, условные обозначения и терминологию, связанную с закупаемыми товарами, работами или услугами, предусмотренные действующими международными или национальными стандартами, нормами и правилами. Техническая спецификация не должна содержать ссылки на конкретные торговую марку или фирму, патент, конструкцию либо тип предмета закупки, источник его происхождения или производителя. Если такая ссылка необходима, спецификация должна содержать выражение «или эквивалент». Технические, качественные характеристики предмета закупки должны предусматривать необходимость применения мероприятий по защите окружающей среды;

— установление срока, в течение которого предложения конкурсных торгов считаются действительными, но не менее 90 дней с даты раскрытия предложений конкурсных торгов.

5.3. Необходимо учитывать то, что:

— документация конкурсных торгов не должна содержать требований, ограничивающих конкуренцию и приводящих к дискриминации участников;

— техническая спецификация к документации конкурсных торгов не должна содержать ссылки на конкретные торговую марку или фирму, патент, конструкцию или тип предмета закупки, источник его происхождения или производителя. Если такая ссылка необходима, спецификация должна содержать выражение «или эквивалент».

Приказом Министерства экономики Украины от 26.07.2010 № 919 «Об утверждении стандартной документации конкурсных торгов» утверждена стандартная документация конкурсных торгов

5.4. При проверке правильности составления квалификационной документации (часть третья статьи 38 Закона № 2289) необходимо исследовать:

— полноту и правильность отражения информации, предусмотренной при составлении квалификационной документации (наличие всех разделов, определенных законодательством);

— наличие информации о необходимых технических и качественных характеристиках предмета закупки, в том числе соответствующую техническую спецификацию (при необходимости планы, чертежи, рисунки или описания предмета закупки). Техническая спецификация, планы, чертежи, рисунки или описания предмета закупки, которые требуются заказчиком, не должны содержать ссылок на конкретные торговую марку или фирму, патент, конструкцию или тип предмета закупки, источник его происхождения или производителя. Если такая ссылка необходима, спецификация должна содержать выражение «или эквивалент». Технические, качественные характеристики предмета закупки должны предусматривать необходимость применения мероприятий по защите окружающей среды.

5.5. Необходимо учитывать то, что:

— техническая спецификация к квалификационной документации не должна содержать ссылки на конкретные торговую марку или фирму, патент, конструкцию или тип предмета закупки, источник его происхождения или производителя. Если такая ссылка необходима, спецификация должна содержать выражение «или эквивалент»;

— заказчик в срок, который не должен превышать 10 дней с даты раскрытия квалификационных предложений, уведомляет каждого участника о результатах предварительной квалификации.

5.6. При проверке правильности составления запросов ценовых предложений (часть вторая статьи 36 Закона № 2289) необходимо исследовать:

— полноту и правильность отражения информации, предусмотренной частью второй статьи 36 Закона № 2289;

— наличие описания предмета закупки или его частей (если заказчик предусматривает подачу ценовых предложений по частям), в том числе их необходимые технические и другие параметры.

5.7. Необходимо учитывать то, что:

— срок подачи участниками ценовых предложений устанавливается заказчиком, но не может быть менее 10 рабочих дней со дня опубликования запроса ценовых предложений в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок в соответствии со статьей 10 Закона № 2289.

5.8. При проверке закупки по рамочным соглашениям необходимо учитывать то, что закупка по рамочным соглашениям осуществляется в порядке, пре­дусмотренном для проведения процедуры открытых торгов, двухступенчатых торгов, предварительной квалификации, с учетом требований статьи 13 Закона № 2289.

А также учитывать то, что:

— особенности заключения рамочных соглашений определены приказом Министерства экономического развития и торговли Украины от 24.04.2012 № 504;

— перечень товаров и услуг, которые могут закупаться по рамочным соглашениям, определен приказом Министерства экономического развития и торговли Украины от 24.04.2012 № 503;

— особенности выполнения рамочных соглашений определены постановлением Кабинета Министров Украины от 04.07.2012 № 603;

— порядок определения генеральных заказчиков и взаимодействия заказчиков с генеральным заказчиком по рамочным соглашениям определен постановлением Кабинета Министров Украины от 04.07.2012 № 602.

По результатам проверки указанных вопросов формируется заключение об отсутствии либо наличии нарушений статей 13, 22, 36, 38 Закона № 228, а также не установлены ли заказчиком в документации конкурсных торгов дискриминационные требования к участникам в нарушение статьи 5 Закона № 2289 и принципов осуществления закупок, определенных статьей 3 Закона № 2289.

 

6. Проверка соблюдения порядка предоставления комитетом по конкурсным торгам разъяснений в связи с внесением изменений в документацию конкурсных торгов либо на запросы участников (статья 23 Закона № 2289)

6.1. При проверке этого вопроса исследуются, в частности: документация конкурсных торгов и изменения к ней, запросы участников конкурсных торгов по поводу предоставления разъяснения, разъяснения комитета по конкурсным торгам, протоколы комитета по конкурсным торгам касательно проведения собраний с целью разъяснения любых запросов по документации конкурсных торгов.

6.2. Проверка вопроса предоставления разъяснений комитетом по конкурсным торгам базируется на:

— исследовании поступления запросов о предоставлении разъяснений от участников конкурсных торгов;

— проверке предоставления ответа комитетом по конкурсным торгам на все вопросы, указанные в запросах участников конкурсных торгов, о предоставлении разъяснений и в установленные Законом № 2289 сроки;

— проверке опубликования предоставленных разъяснений касательно документации конкурсных торгов и внесенных изменений в нее (часть первая статьи 10 Закона № 2289).

6.3. При проверке необходимо учитывать то, что участник, получивший от заказчика документацию конкурсных торгов, имеет право не позднее чем за 10 дней до окончания срока подачи предложений конкурсных торгов обратиться к заказчику за разъяснениями по поводу документации конкурсных торгов. Заказчик должен предоставить разъяснение на запрос в течение трех дней со дня его получения всем лицам, которым была предоставлена документация конкурсных торгов.

Заказчик имеет право по собственной инициативе либо по результатам запросов внести изменения в документацию конкурсных торгов, продлив срок подачи и раскрытия предложений конкурсных торгов не менее чем на семь дней, и уведомить в письменном виде в течение одного рабочего дня со дня принятия решения о внесении указанных изменений всех лиц, которым была выдана документация конкурсных торгов.

При осуществлении закупки по сокращенной процедуре заказчик не имеет права по собственной инициативе либо по результатам запросов вносить изменения в документацию конкурсных тортов, кроме случаев, когда внесение таких изменений необходимо для приведения в соответствие документации конкурсных торгов с требованиями действующего законодательства либо таких изменений требует решение органа обжалования. В таком случае заказчик обязан внести соответствующие изменения в документацию конкурсных торгов и продлить срок подачи предложений конкурсных торгов.

В случае несвоевременного предоставления заказчиком разъяснений касательно содержания документации конкурсных торгов или несвоевременного внесения в нее изменений заказчик должен продлить срок подачи и раскрытия предложений конкурсных торгов не менее чем на семь дней и уведомить об этом всех лиц, которым была выдана документация конкурсных торгов.

6.4. Работники органа государственного финансового контроля при проведении контрольных мероприятий должны проверять наличие фактов непредоставления или несвоевременного предоставления разъяснений на запросы участников конкурсных торгов касательно документации конкурсных торгов (в частности, не созданы ли условия, нарушающие свободный доступ участников к информации).

При этом в случае установления указанных фактов во время проверки органов государственной власти или местного самоуправления и если они привели к отклонению конкурсных предложений участников конкурсных торгов, следует в пределах компетенции такие факты описательно фиксировать в акте проверки и уведомлять об этом правоохранительные органы, учитывая требования части первой статьи 16 Закона Украины от 07.04.2011 № 3206-VI «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» (далее — Закон № 3206), в соответствии с которой лицам, указанным в пунктах 1 — 3 части первой статьи 4 Закона № 3206, запрещается:

1) отказывать физическим или юридическим лицам в информации, предоставление которой этим физическим или юридическим лицам предусмотрено законом;

2) предоставлять несвоевременно, недостоверную или не в полном объеме информацию, которая подлежит предоставлению в соответствии с законом.

По результатам проверки указанных вопросов формируется заключение о непредоставлении либо несвоевременном или неполном предоставлении разъяснений на запросы участников конкурсных торгов касательно документации конкурсных торгов в нарушение статьи 23 Закона № 2289 (или об отсутствии нарушений).

7. Проверка соответствия конкурсных предложений (ценовых предложений) требованиям документации конкурсных торгов (запросов ценовых предложений) и законодательству

7.1. При проверке этого вопроса исследуются, в частности: конкурсные предложения участников (ценовые предложения участников); документы, поданные в составе конкурсного предложения участников в подтверждение квалификационных и других требований, предусмотренных документацией конкурсных торгов; документация конкурсных торгов.

7.2. Проверка базируется на сопоставлении поданных участниками конкурсных предложений (ценовых предложений) с требованиями документации конкурсных торгов (запроса ценовых предложений) и законодательства в части соответствия:

— срока действия конкурсных предложений участников — сроку, определенному документацией конкурсных торгов;

— документов, поданных участниками в подтверждение их квалификационных и других требований, предусмотренных документацией конкурсных торгов, — перечню квалификационных и других требований, предусмотренных документацией конкурсных торгов, и требованиям статьи 16 Закона № 2289.

Следует отметить, что документы, поданные в подтверждение квалификационных и других требований, предусмотренных документацией конкурсных торгов, должны действовать на дату раскрытия или более позднюю дату, если иное не установлено документацией конкурсных торгов или законодательством.

7.3. С целью выявления участников — связанных лиц в обязательном порядке исследованию подлежат уставные документы, поданные участниками в составе предложений конкурсных торгов, квалификационных предложений, ценовых предложений.

7.4. При наличии подозрения касательно достоверности документов, предоставленных в составе предложений конкурсных торгов, квалификационных предложений, ценовых предложений, проверяется, в частности, соответствие компетенции учреждения, предоставившего такие документы (в частности, следует анализировать, предусмотрено ли действующим законодательством полномочие соответствующего учреждения предоставлять те или иные документы), и правильность указанных в них данных.

По результатам проверки указанных вопросов формируется заключение о нарушении требований статей 17 и 29 Закона № 2289 и допущении заказчиком к оценке предложений участников конкурсных торгов, которые не соответствуют требованиям, установленным в документации конкурсных торгов, и статье 16 Закона № 2289; о нарушении требований статей 36, 38 Закона № 2289; или об отсутствии нарушений.

8. Проверка наличия соответствия утвержденной форме и достоверности составления протоколов раскрытия предложений конкурсных торгов (квалификационных предложений, ценовых предложений) (статьи 27, 36, 38 Закона № 2289)

8.1. При проверке этого вопроса исследуются, в частности: протоколы раскрытия предложений конкурсных торгов (квалификационных предложений, ценовых предложений) (далее — протокол раскрытия); предложения конкурсных торгов (квалификационные предложения, ценовые предложения) участников торгов; документация конкурсных торгов, квалификационная документация, запрос ценовых предложений; реестр полученных предложений конкурсных торгов, квалификационных предложений, ценовых предложений (далее — реестр).

8.2. Проверка базируется на:

— проверке соответствия протокола раскрытия — форме, утвержденной приказом Минэкономики Украины № 922;

— проверке протоколов раскрытия на соответствие дате, месту и времени раскрытия предложений конкурсных торгов, квалификационных предложений, ценовых предложений, определенных в документации конкурсных торгов, квалификационной документации, запросе ценовых предложений;

— сопоставлении сведений в реестре с данными протокола раскрытия;

— сопоставлении изложенной в протоколе раскрытия информации о предоставлении документов для подтверждения соответствия участников квалификационным требованиям, предусмотренным документацией конкурсных торгов (квалификационной документацией), с фактически имеющимися документами, поданными в составе конкурсных предложений участников на подтверждение квалификационным требованиям.

По результатам проверки указанных вопросов формируется заключение об отсутствии либо наличии нарушения требований статей 27, 36 и 38 Закона № 2289 и соответствии или несоответствии протокола раскрытия форме, утвержденной приказом Минэкономики Украины № 922.

 

9. Проверка соблюдения порядка рассмотрения и оценки предложений конкурсных торгов (ценовых предложений), определения победителя, акцепта предложения конкурсных торгов (ценового предложения) победителя торгов (статьи 28, 31 и 36 Закона № 2289):

9.1. При проверке этого вопроса исследуются, в частности:

протоколы о рассмотрении и отклонении предложений конкурсных торгов (квалификационных предложений), оценки и определения победителя процедуры закупки; документация конкурсных торгов; запрос ценовых предложений; предложения конкурсных торгов (ценовые предложения); уведомление об акцепте и результатах торгов.

9.2. Общий срок рассмотрения, оценки предложений конкурсных торгов и определения победителя процедуры закупки не должен превышать 20 рабочих дней со дня раскрытия предложений конкурсных торгов.

При осуществлении закупок по сокращенной процедуре общий срок рассмотрения, оценки и определения победителя процедуры закупки не должен превышать 10 рабочих дней со дня раскрытия предложений конкурсных торгов.

Общий срок для рассмотрения ценовых предложений и определения победителя процедуры закупки не должен превышать пяти дней со дня раскрытия ценовых предложений.

9.3. Проверка соблюдения порядка рассмотрения и оценки предложений конкурсных торгов (ценовых предложений), определения победителя, акцепта предложения конкурсных торгов (ценового предложения), базируется:

при проведении открытых торгов (двухступенчатых торгов, предварительной квалификации) (статья 28 Закона № 2289):

— на соблюдении общего срока осуществления оценки предложений конкурсных торгов;

— на сравнении критериев и методики оценки, предусмотренных документацией конкурсных торгов, с данными протокола оценки, по которым определен победитель торгов;

— на исследовании протокола оценки на предмет допущения к оценке участников, которые должны были быть отклонены согласно требованиям Закона № 2289;

— на соответствии удельного веса ценового критерия требованиям действующего законодательства (не менее 50 %);

— на проверке акцепта того предложения конкурсных торгов, которое было определено наиболее экономически выгодным по результатам оценки;

при проведении процедуры запроса ценовых предложений (статья 36 Закона № 2289):

на проверке правильности определения победителя торгов с учетом наименьшей цены и требований, указанных в запросе ценовых предложений.

9.4. Учитывать то, что заказчик имеет право обратиться за подтверждением информации, предоставленной участником, в государственные органы, предприятия, учреждения, организации в соответствии с их компетенцией. В случае получения достоверной информации о его несоответствии требованиям квалификационных критериев, наличии оснований, указанных в части первой статьи 17 Закона, либо факта указания в предложении конкурсных торгов любой недостоверной информации, являющейся существенной при определении результатов процедуры закупки, заказчик отклоняет предложение конкурсных торгов такого участника (часть седьмая статьи 28 Закона № 2289).

9.5. Учитывать то, что один и тот же участник не может подавать более одного предложения конкурсных торгов (ценового предложения) при проведении процедуры закупки.

9.6. Учитывать то, что заказчик имеет право на исправление арифметических ошибок, допущенных в результате арифметических действий, выявленных в поданном предложении конкурсных торгов при проведении его оценки, в порядке, определенном документацией конкурсных торгов, при условии получения письменного согласия на это участника, подавшего предложение конкурсных торгов (часть третья статьи 28 Закона № 2289).

9.7. Проверка акцепта предложения конкурсных торгов осуществляется с учетом следующих требований:

при проведении открытых торгов (двухступенчатых торгов, предварительной квалификации) (статья 31 Закона № 2289):

в день определения победителя заказчик акцептует предложение конкурсных торгов, которое признано наиболее экономически выгодным по результатам оценки;

заказчик обязан в течение одного рабочего дня со дня принятия решения об определении победителя направить победителю торгов уведомление об акцепте предложения конкурсных торгов, а всем участникам — письменное уведомление о результатах торгов с указанием наименования и местонахождения участника-победителя, предложение конкурсных торгов которого признано наиболее экономически выгодным по результатам оценки;

уведомление об акцепте предложения конкурсных торгов обязательно безвозмездно публикуется в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок

при проведении процедуры запроса ценовых предложений (статья 36 Закона № 2289):

заказчик акцептует ценовое предложение в день определения победителя. В течение одного рабочего дня со дня принятия решения об определении победителя заказчик обязан направить победителю процедуры закупки уведомление об акцепте ценового предложения, а всем участникам — уведомление о результатах процедуры запроса ценовых предложений с указанием наименования и местонахождения участника-победителя;

уведомление об акцепте ценового предложения обязательно безвозмездно публикуется в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок.

По результатам проверки указанных вопросов формируется заключение об отсутствии либо наличии нарушений требований статей 28, 31 и 36 Закона № 2289.

 

10. Проверка соблюдения порядка составления отчета о результатах процедуры закупки (статья 19 Закона № 2289)

10.1. При проверке этого вопроса исследуются, в частности, отчеты о результатах осуществления процедур закупок товаров, работ и услуг за государственные средства.

10.2. Проверка соблюдения составления отчета о результатах процедуры закупки базируется на:

проверке соответствия отчетов о результатах проведения процедуры закупки форме, утвержденной приказом Минэкономики Украины № 922;

— исследовании полноты и правильности отражения информации, предусмотренной при составлении отчета о проведении процедуры закупки.

10.3. Учитывать то, что в случае обоснованной неотложной необходимости в закупке продукции пищевой промышленности, продуктов питания, услуг по организации питания, лекарственных средств и изделий медицинского назначения срок для подачи предложений конкурсных торгов может быть сокращен до 15 дней. Причиной сокращения срока не может быть бездействие заказчика по проведению соответствующих процедур закупок. Обоснование неотложной необходимости указывается в отчете о результатах проведения процедуры закупки и не должно свидетельствовать о намерениях заказчика ослабить конкуренцию между участниками (часть третья статьи 21 Закона № 2289).

Если в результате проведения торгов не был заключен договор о закупке, в отчете о результатах проведения процедуры закупки обязательно указываются основания принятия решения о незаключении договора о закупке, если таковое было.

По результатам проверки указанных вопросов формируется заключение об отсутствии либо наличии нарушения требований статьи 19 Закона № 2289 и соответствия или несоответствия форме составления отчета о результатах проведения процедуры закупки, утвержденной приказом Минэкономики № 922.

 

11. Проверка обоснованности и правильности применения процедуры закупки у одного участника (статья 39 Закона № 2289)

11.1. При проверке этого вопроса следует исследовать, в частности:

годовой план закупок; протокол заседания комитета по конкурсным торгам касательно принятия решения о применении процедуры закупки у одного участника; информацию о применении процедуры закупки у одного участника, которая обнародована и опубликована в соответствии со статьей 10 Закона № 2289; обоснование применения процедуры закупки у одного участника; договор о закупке товаров, работ или услуг; оригиналы или копии экспертных, нормативных, технических и других документов, подтверждающих наличие оснований для применения процедуры закупки у одного участника в соответствии с частью второй статьи 39 Закона № 2289; копии учредительных документов участника, выписку или извлечение из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, копии паспорта, а в случае его отсутствия — другого документа, удостоверяющего личность, и документа о присвоении идентификационного номера (для физических лиц).

11.2. Проверка соблюдения правильности применения процедуры закупки у одного участника базируется на:

— проверке наличия протокола о выборе про­цедуры закупки;

— проверке протокола переговоров с одним или несколькими участниками и предоставления им(и) подтвержденной документально информации о соответствии участника квалификационным требованиям в соответствии со статьей 16 Закона № 2289;

— проверке соблюдения требований касательно опубликования информации о закупке (статья 10 Закона № 2289);

— проверке наличия подтверждающих документов (экспертных, нормативных, технических и других документов, подтверждающих наличие условий применения процедуры закупки). Кроме того, необходимо проверять соответствие компетенции предоставившего их учреждения, достоверность указанных документов, правильность указанных в них данных и даты их выдачи;

— анализе учредительных документов участника, выписки или извлечения из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей;

— проверке правильности определения оснований для применения процедуры закупки у одного участника в соответствии с требованиями части второй статьи 39, а именно:

1) при применении основания «закупка произведений искусства или закупка, связанная с защитой прав интеллектуальной собственности, или заключение договора о закупке с победителем архитектурного или художественного конкурса, или закупка услуг по выполнению научно-исследовательских, научно-технических и опытно-конструкторских работ, прошедших конкурсный отбор в установленном Кабинетом Министров Украины порядке» необходимо проверять наличие договоров или других документов, подтверждающих наличие у участника авторских прав именно на закупаемый предмет закупки;

2) при применении основания «отсутствие конкуренции (в том числе по техническим причинам) на товары, работы или услуги, которые могут быть поставлены, выполнены или предоставлены только определенным поставщиком (исполнителем), при отсутствии при этом альтернативы» необходимо проверять, кем фактически поставлены товары, выполнены работы или предоставлены услуги, т. е. исследовать, участником ли, с которым заключен договор, фактически выполнялись работы, не перечислялись ли средства субподрядным организациям, выполнявшим эти работы. В случае перечисления средств субподрядным организациям проводить углубленную проверку соответствующих перечислений с целью подтверждения законности закупки услуг у указанных организаций;

3) при применении основания «неотложная необходимость в осуществлении закупки в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения процедур конкурсных торгов, в частности связанных с обеспечением продуктами нефтепереработки жидкими специализированного санитарного транспорта бригад экстренной (скорой) медицинской помощи, с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также предоставлением в установленном порядке Украиной гуманитарной помощи другим государствам» следует проверять сроки выполнения договора, заключенного по результатам процедуры закупки у одного участника, т. е. анализировать, действительно ли закупка проведена в связи с неотложной необходимостью (в частности, исследовать реальное состояние начала поставки товаров, предоставления услуг или выполнения работ и в сроки, определенные договором о закупке).

Следует исследовать, на самом ли деле подтверждается факт возникновения особых экономических или социальных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения процедур конкурсных торгов.

Кроме того, при проверке необходимо обращать внимание на срок применения процедуры закупки у одного участника и исследовать, не применена ли процедура в последний момент необходимости поставки товаров, предоставления услуг или выполнения работ, во избежание открытых торгов;

4) при применении основания «если заказчиком была дважды отменена процедура закупки из-за отсутствия достаточного количества участников» необходимо проверять наличие не менее чем двух уведомлений об отмене процедуры закупки из-за отсутствия достаточного количества участников, предметом закупки в которых были те же товары, работы или услуги, которые являются предметом закупки у одного участника, и отчетов о результатах проведения такой процедуры закупки;

5) при применении оснований:

— «необходимость осуществить дополнительную закупку у того же поставщика с целью унификации, стандартизации или обеспечения совместимости с имеющимися товарами, технологиями, работами или услугами, если замена предыдущего поставщика (исполнителя работ, предоставляющего услуги) может привести к несовместимости или возникновению проблем технического характера, связанных с эксплуатацией и обслуживанием»;

— «закупка товаров на товарных биржах»;

— «закупка товаров в случае прекращения хозяйственной деятельности, в частности вследствие банкротства, по договоренности с кредиторами»;

— «необходимость проведения дополнительных строительных работ, не включенных в первоначальный проект, но ставших в силу непредвиденных обстоятельств необходимыми для выполнения проекта при условии, что договор будет заключен с предыдущим исполнителем этих работ, если такие работы технически или экономически связаны с главным договором»;

— «учет требований, определенных частью четырнадцатой статьи 3910 Закона № 2289»

необходимо проверять наличие документов, подтверждающих наличие необходимости применения процедуры закупки у одного участника по имеющимся основаниям.

По результатам проверки указанных вопросов формируется заключение об отсутствии либо наличии нарушений требований статьи 39 Закона № 2289.

 

12. Проверка процедуры электронного реверсивного аукциона (статьи 391— 3911 Закона № 2289)

12.1. Проверка процедуры электронного реверсивного аукциона (далее — ЭРА) базируется на проверке соблюдения заказчиком требований Закона и подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих проведение ЭРА.

 

13. Проверка наличия оснований для отмены заказчиком торгов (статья 30 Закона № 2289)

13.1. При проверке этого вопроса следует исследовать: протоколы о рассмотрении и отклонении предложений конкурсных торгов (квалификационных предложений), протокол оценки; документацию конкурсных торгов; запрос ценовых предложений; предложения конкурсных торгов (ценовые предложения); объявления о результатах процедуры закупки, уведомления об отмене торгов или признании их состоявшимися, уведомление об отмене процедуры закупки у одного участника.

13.2. При проверке этого вопроса рекомендуется исследовать наличие оснований для отмены торгов, предусмотренных статьей 30 Закона № 2289.

По результатам проверки указанного вопроса формируется заключение об отсутствии либо наличии нарушений требований статьи 30 Закона № 2289.

 

14. Проверка соблюдения законодательства при заключении договоров о закупке товаров, работ или услуг и соответствия условий договоров о закупке требованиям документации конкурсных торгов (основным условиям договора, указанным в запросе), содержания предложения конкурсных торгов или ценового предложения (в том числе цены за единицу товара) победителя процедуры закупки (статьи 2, 31, 36, 40 и 42 Закона № 2289)

14.1. При проверке этого вопроса исследуются, в частности:

договоры о закупке; акцептованные предложения конкурсных торгов, ценовые предложения.

14.2. Проверка процедуры заключения договоров о закупке товаров, работ или услуг базируется:

при проведении открытых торгов (двухступенчатых торгов, предварительной квалификации) на:

— проверке соблюдения сроков заключения договоров;

— сопоставлении условий заключенных договоров о закупке с проектом договора или основными условиями договора о закупке, предоставленными победителем процедуры закупки в предложении конкурсных торгов (ценовом предложении);

— проверке условий договора о закупке требованиям действующего законодательства, в частности, наличия всех существенных условий в соответствии с определенным типом договора (купли-продажи, аренды, подряда и т. п.).

14.3. При проверке следует обратить внимание:

в случае проведения открытых торгов (двухступенчатых торгов, предварительной квалификации) на следующее:

заказчик заключает договор о закупке с участником, предложение конкурсных торгов которого было акцептовано, не позднее чем через 30 дней со дня акцепта предложения в соответствии с требованиями документации конкурсных торгов и акцептованного предложения. С целью обеспечения права на обжалование решений заказчика договор о закупке не может быть заключен ранее чем через 14 дней с даты опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок уведомления об акцепте предложения конкурсных торгов. При осуществлении закупок по сокращенной процедуре с участником, предложение конкурсных торгов которого было акцептовано, заказчик заключает договор о закупке в соответствии с требованиями документации конкурсных торгов и акцептованного предложения в срок не ранее чем через пять дней со дня опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок уведомления об акцепте предложения конкурсных торгов, но не позднее чем через 14 дней со дня акцепта (абзацы третий и четвертый части второй статьи 31 Закона № 2289);

в случае письменного отказа победителя торгов подписать договор о закупке в соответствии с требованиями документации конкурсных торгов или незаключения договора о закупке по вине участника в срок, установленный Законом, заказчик определяет наиболее экономически выгодное предложение конкурсных торгов из тех, срок действия которых еще не истек (часть третья статьи 31 Закона № 2289);

в случае проведения процедуры запроса ценовых предложений на следующее:

заказчик заключает с победителем договор о закупке в соответствии с основными условиями договора, указанными в запросе, в срок не ранее чем через пять рабочих дней со дня опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок уведомления об акцепте ценового предложения, но не позднее чем через 14 дней со дня определения победителя (абзац четвертый части пятой статьи 36 Закона № 2289);

в случае проведения процедуры закупки у одного участника на следующее:

заказчик имеет право заключить договор о закупке по результатам применения процедуры закупки у одного участника в срок не ранее чем через 14 дней (пять рабочих дней при применении процедуры закупки по основаниям, определенным пунктом 3 части второй настоящей статьи, а также в случае закупки нефти, нефтепродуктов сырых, электрической энергии, услуг по ее передаче и распределению, централизованному снабжению тепловой энергией, услуг почтовой связи, почтовых марок и маркированных конвертов, телекоммуникационных услуг, в том числе по трансляции радио- и телесигналов, услуг по централизованному водоснабжению и водоотведению и услуг по перевозке железнодорожным транспортом общего пользования) со дня опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок уведомления об акцепте предложения по результатам применения процедуры закупки у одного участника (абзац второй части третьей статьи 39 Закона № 2289).

Кроме того, обратить внимание на то, что:

— условия договора о закупке не должны отличаться от содержания предложения конкурсных торгов или ценового предложения (в том числе цены за единицу товара) победителя процедуры закупки. Существенные условия договора о закупке не могут изменяться после его подписания до выполнения обязательств сторонами в полном объеме, кроме случаев, определенных частью пятой статьи 40 Закона № 2289;

— при проверке заключенных с победителями процедур закупок договоров на предмет наличия существенных условий рекомендуется исследовать вопрос соответствия сроков и порядка осуществления оплаты заказчиком требованиям постановления Кабинета Министров Украины от 09.10.2006 № 1404 «Вопросы предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства»;

— договор о закупке является ничтожным в случае его заключения в период обжалования процедуры закупки в соответствии со статьей 18 Закона № 2289, а также в случае его заключения с нарушением сроков, предусмотренных абзацами третьим, четвертым части второй статьи 31, абзацем четвертым части пятой статьи 36, абзацем первым части третьей статьи 39 и статьей 3910 Закона № 2289, кроме случая нарушения указанных сроков в связи с обжалованием процедуры закупки (часть первая статьи 42 Закона № 2289);

— запрещается заключение договоров, предусматривающих расходование государственных средств, и/или оплата заказчиком товаров, работ и услуг до/без проведения процедур, определенных Законом (часть пятая статьи 2 Закона № 2289).

14.4. При проверке учитывать то, что участник —победитель процедуры закупки при заключении договора должен предоставить разрешение либо лицензии на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, если получение такого разрешения либо лицензии на осуществление такого вида деятельности предусмотрено законодательством.

По результатам проверки указанных вопросов формируется заключение об отсутствии либо наличии нарушений требований статей 2, 31, 36, 40 и 42 Закона № 2289.

 

15. Проверка выполнения условий договоров о закупке, наличия оснований для перечисления государственных средств

15.1. При проверке этого вопроса исследуются договоры о закупке, дополнительные соглашения к договорам, платежные поручения, накладные, акты выполненных работ (предоставленных услуг), бухгалтерские регистры.

15.2. Проверка базируется, в частности, на:

— сопоставлении условий заключенных договоров (в части оплаты) с фактически осуществленным перечислением средств;

— проверке выполнения договорных обязательств контрагентами (в частности, в части определенных договорами сроков поставки товаров, предоставления услуг или выполнения работ);

— проверке фактической поставки товаров (выполнения работ, предоставления услуг) путем инвентаризации, обследования и контрольного обмера закупленных (полученных) объектом контроля товарно-материальных ценностей, работ, услуг и других действий;

— проверке достоверности и реальности дебиторской и кредиторской задолженности.

15.3. При проверке следует обратить внимание на соответствие существенных условий заключенных договоров (цена за единицу, количество/объем, общая стоимость) с размером фактически уплаченной суммы и поставленными товарно-материальными ценностями (выполненными работами, предоставленными услугами).

15.4. Для определения полноты расчетов между заказчиком и участником процедуры закупки при осуществлении проверок государственных закупок нужно проводить встречные сверки.

Встречная сверка — метод документального и фактического подтверждения у предприятий, учреждений и организаций вида, объема и качества операций и расчетов для выяснения их реальности и полноты отражения в учете объекта контроля (абзац четвертый пункта 3 Общей части Порядка проведения инспектирования Государственной финансовой инспекцией, ее территориальными органами, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 20.04.2006 № 550).

15.5. Учитывать то, что существенные условия договора о закупке не могут изменяться после его подписания до выполнения обязательств сторонами в полном объеме, кроме случаев, установленных частью пятой статьи 40 Закона № 2289.

15.6. При проверке выполнения условий договоров и перечисления средств бюджетными учреждениями и получателями государственных средств следует учитывать требования Порядка регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденного приказом Минфина Украины от 02.03.2012 № 309.

При этом следует обратить внимание, что проверяется договор как юридическое обязательство на соответствие финансовым обязательствам в виде подтверждающих документов (акты выполненных работ (предоставленных услуг), накладные, квитанции, чеки и т. п.), а затем платежные поручения и другие расчетные документы проверяются на соответствие финансовым обязательствам — подтверждающим документам.

 

16. Проверка других вопросов, касающихся деятельности комитета по конкурсным торгам и закупкам, которые проверяются

При проверке других документов, касающихся деятельности комитета по конкурсным торгам и закупкам, исследуются обращения участников, жалобы, решения Уполномоченного органа и органа обжалования и т. п.

По результатам проверки формируется заключение о соблюдении или несоблюдении заказчиком требований законодательства в сфере государственных закупок (требований, установленных Законом № 2289 и нормативно-правовыми актами, разработанными в соответствии с Законом № 2289).

 

Начальник Управления мониторинга рисковых операций и государственных закупок Г. Ермилова

Комментарий специалиста Госфининспекции

 

Госфининспекция будет проверять госзакупки по новой методике

Сразу отметим, что приказом Госфининспекции «Об утверждении Методических рекомендаций» от 02.12.2013 г. № 285 (далее — Методрекомендации) отменены Методические рекомендации по проведению органами государственной контрольно-ревизионной службы проверок государственных закупок, утвержденные приказом ГлавКРУ от 05.06.2009 г. № 137 (далее — Методрекомендации № 137).

Напомним, что в 2013 году постановлением КМУ от 01.08.2013 г. № 631 был также утвержден Порядок проведения проверок государственных закупок Государственной финансовой инспекцией и ее территориальными органами (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 36, с. 4). Этот Порядок является более обобщенным, в то время как комментируемые Методрекомендации подробно определяют аспекты проведения проверок госзакупок Госфининспекцией.

Поэтому рассмотрим подробно, что нового для нас несут в себе Методрекомендации, и сравним их с Методрекомендациями № 137, по которым проводились проверки госзакупок раньше.

Обратим внимание на то, что Методрекомендации полностью соответствуют требованиям Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI (далее — Закон № 2289) и все расхождения между ними и Методрекомендациями № 137 в большей мере связаны с требованиями данного Закона.

 

Объект контроля

Несколько изменено понятие объекта контроля по сравнению с Методрекомендациями № 137. Так, теперь под объектом контроля, на котором осуществляется проверка госзакупок, следует понимать распорядителя государственных средств, который осуществляет закупку в порядке, определенном Законом № 2289.

 

Соблюдение законодательства о создании комитета по конкурсным торгам

Методрекомендациями определено, что проверке подлежит наличие у председателя и секретаря комитета по конкурсным торгам документа о прохождении обучения по вопросам организации и осуществления закупок (раньше проверялось также наличие документа о прохождении обучения и у заместителя председателя).

Такие изменения обусловлены тем, что согласно ст. 11 Закона № 2289 определена обязанность прохождения обучения только для председателя и секретаря комитета по конкурсным торгам. Для других членов тендерного комитета это не обязанность, а только пожелание. Так, согласно ст. 11 Закона № 2289 такое обучение могут пройти также другие члены комитета по конкурсным торгам.

Заметим, что на сегодняшний день и до сих пор не утвержден нормативный документ, который регулировал бы вопрос прохождения обучения или повышения квалификации по вопросам организации и осуществления процедур закупок.

Также во время проверки специалисты Госфининспекции уделяют внимание тому, кто именно является членами тендерного комитета.

Так, раньше этот вопрос проверялся на предмет невхождения в число членов тендерного комитета должностных лиц и представителей участников, их близких родственников, должностных лиц объединений предприятий, их представителей. Сейчас же будет проверяться, чтобы в состав тендерного комитета не входили должностные лица и представители участников, члены их семей, а также народные депутаты Украины, депутаты ВР, АР Крым и депутаты городского, районного в городе, районного, областного совета.

По результатам проверки указанного вопроса формируется заключение об отсутствии либо наличии нарушений требований ст. 11 Закона № 2289.

 

Проверка годового плана закупок и изменений к нему

Методрекомендациями определен новый перечень документов, который специалисты Госфининспеции должны проверить в рамках этого вопроса. К ним относятся годовой план государственных закупок и изменения к нему, смета, изменения к смете, расчеты к смете или финансовый план, изменения к финансовому плану, расчеты к финансовому и инвестиционному планам, документы структурных подразделений заказчика (служебные, докладные записки, заявки и т. п.) касательно необходимости закупки товаров, работ или услуг, протоколы о выборе процедур закупок.

Также уточнено, что исследуется годовой план на соответствие Инструкции по заполнению формы годового плана закупок, утвержденной приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 922 (далее — Инструкция № 922), и требованиям ст. 4 Закона № 2289.

Кроме того, имейте в виду, что специалисты Госфининспекции проверят, направлялись ли в Госказначейскую службу годовой план, изменения к нему и направлялись ли в Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения годовой план, смета (временная смета), финансовый план (план ассигнований, план использования бюджетных (государственных) средств), изменения к ним. А также они проверят, обнародованы ли заказчиком путем размещения на собственном веб-сайте или в случае его отсутствия на веб-сайте главного распорядителя бюджетных средств годовой план закупок и изменения к нему в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения.

Обратите внимание: в Методрекомендациях указано, что открытые торги являются основной процедурой закупки.

Учтите, что по результатам проверки указанного вопроса специалистами Госфининспекции формируется заключение об отсутствии либо наличии нарушений требований ст. 4 Закона № 2289, в том числе по поводу соответствия или несоответствия годового плана форме, утвержденной Инструкцией № 922.

 

Проверка соблюдения порядка выбора процедур закупок

Кроме других вопросов, которые и раньше рассматривались в ходе этой проверки, Метод­рекомендациями предусмотрена также проверка соблюдения порядка определения предмета закупки согласно приказу Минэкономики «Об утверждении Порядка определения предмета закупки» от 26.07.2010 г. № 921.

По результатам проверки указанного вопроса формируется заключение об отсутствии либо наличии нарушений порядка определения предмета закупки, утвержденного этим приказом.

 

Проверка соблюдения требований законодательства о государственных закупках в части прозрачности их осуществления

Претерпели изменения вопросы, которые проверят в рамках этой проверки, по сравнению с Методрекомендациями № 137.

Так, теперь в рамках этого вопроса специалисты Госфининспекции проверят:

1. Обнародование на веб-портале Уполномоченного органа следующих документов:

— объявления о проведении процедуры закупки — после опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок, но не позднее чем за 30 дней до дня раскрытия предложений конкурсных торгов или квалификационных предложений, если Законом № 2289 для отдельных процедур закупки не установлен иной срок;

— обоснования применения процедуры закупки у одного участника — одновременно с объявлением о проведении процедуры закупки;

— документации конкурсных торгов или квалификационной документации — после опубликования объявления о проведении процедуры закупки в государственном официальном печатном издании по вопросам закупок, но не позднее чем за 30 дней до дня раскрытия предложений конкурсных торгов или квалификационных предложений, если Законом № 2289 для отдельных процедур закупки не установлен иной срок;

— изменений к документации конкурсных торгов или квалификационной документации и разъяснений к ней (при наличии) — в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об их внесении, но не позднее чем за 7 дней до даты раскрытия предложений конкурсных торгов или квалификационных предложений;

— протокола раскрытия предложений конкурсных торгов, ценовых предложений, квалификационных предложений — в течение 3 рабочих дней со дня раскрытия предложений конкурсных торгов, ценовых предложений, квалификационных предложений;

— информации об отклонении предложений конкурсных торгов, ценовых предложений, квалификационных предложений и основаниях такого отклонения в виде протокола — в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения;

— уведомления об акцепте предложения конкурсных торгов или ценового предложения (предложения по результатам применения процедуры закупки у одного участника) — в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об определении победителя процедуры закупки;

— объявления о результатах процедуры закупки — после опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок, но не позднее чем через 7 дней со дня заключения договора о закупке или принятия решения об отмене торгов либо признании их не состоявшимися;

— уведомления об отмене торгов либо признании их не состоявшимися, уведомления об отмене процедуры закупки у одного участника (при наличии) — в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения;

— отчета о результатах проведения процедуры закупки — в течение 3 рабочих дней со дня его утверждения.

2. Опубликование в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок следующих документов:

— объявления о проведении процедуры закупки (объявления о проведении открытых торгов, объявления о проведении процедуры двухступенчатых торгов, объявления о проведении предварительной квалификации, запросе ценовых предложений, информации о применении процедуры закупки у одного участника);

— уведомления об акцепте предложения конкурсных торгов или ценового предложения, предложения по результатам применения процедуры закупки у одного участника;

— сведений о рамочном соглашении, по которому заключен договор о закупке (при проведении закупки по рамочным соглашениям);

— объявления о результатах процедуры закупки (объявления о результатах проведения торгов, уведомления о результатах проведения предварительной квалификации, информации о результатах процедуры запроса ценовых предложений, информации о результатах проведения процедуры закупки у одного участника;

— уведомления об отмене торгов или признании их не состоявшимися, уведомления об отмене процедуры закупки у одного участника).

3. Размещение в международном Информационном издании по вопросам государственных закупок Уполномоченного органа и на веб-портале Уполномоченного органа на английском языке объявлений о проведении процедуры закупки и о результатах процедуры закупки.

По результатам проверки указанного вопроса формируется заключение об отсутствии либо наличии нарушений требований ст. 10 Закона № 2289.

 

Проверка соответствия документации конкурсных торгов, квалификационной документации и запроса ценовых предложений требованиям законодательства

В этом разделе также появились новые вопросы проверки, на которые стоит обратить ваше внимание.

Так, во время проверки правильности составления документации конкурсных торгов специалисты Госфининспекции исследуют:

— полноту и правильность отражения информации, предусмотренной при составлении документации конкурсных торгов (наличие всех разделов, определенных законодательством);

— наличие информации о необходимых технических, качественных и количественных характеристиках предмета закупки, в том числе соответствующей технической спецификации (в случае необходимости — планы, чертежи, рисунки либо описание предмета закупки);

— установление срока, в течение которого предложения конкурсных торгов считаются действительными, но не менее 90 дней с даты раскрытия предложений конкурсных торгов.

При проверке правильности составления квалификационной документации специалисты Госфининспекции исследуют:

— полноту и правильность отражения информации, предусмотренной при составлении квалификационной документации (наличие всех разделов, определенных законодательством);

— наличие информации о необходимых технических и качественных характеристиках предмета закупки, в том числе соответствующей технической спецификации (при необходимости планы, чертежи, рисунки или описания предмета закупки).

При проверке правильности составления запросов ценовых предложений специалисты Госфининспекции проверят:

— полноту и правильность отражения информации, предусмотренной ч. 2 ст. 36 Закона № 2289;

— наличие описания предмета закупки или его частей (если заказчик предусматривает подачу ценовых предложений по частям), в том числе их необходимые технические и другие параметры.

По результатам проверки указанных вопросов формируется заключение об отсутствии либо наличии нарушений требований ст. 13, 22, 36, 38 Закона № 228, а также не установлены ли заказчиком в документации конкурсных торгов дискриминационные требования к участникам в нарушение требований ст. 5 Закона № 2289 и принципов осуществления закупок, определенных ст. 3 данного Закона.

 

Проверка соблюдения порядка предоставления комитетом по конкурсным торгам разъяснений в связи с внесением изменений в документацию конкурсных торгов либо на запросы участников

Проверка этого вопроса раньше вообще не была предусмотрена Методрекомендациями № 137.

При проверке этого вопроса специалисты Госфининспекции исследуют, в частности: документацию конкурсных торгов и изменения к ней, запросы участников конкурсных торгов по поводу предоставления разъяснения, разъяснения комитета по конкурсным торгам, протоколы комитета по конкурсным торгам касательно проведения собраний с целью разъяснения любых запросов по документации конкурсных торгов.

Проверка вопроса предоставления разъяснений комитетом по конкурсным торгам базируется на:

— исследовании поступления запросов о предоставлении разъяснений от участников конкурсных торгов;

— проверке предоставления ответа комитетом по конкурсным торгам на все вопросы, указанные в запросах участников конкурсных торгов, о предоставлении разъяснений и в установленные Законом № 2289 сроки;

— проверке опубликования предоставленных разъяснений касательно документации конкурсных торгов и внесенных в нее изменений (ч. 1 ст. 10 Закона № 2289).

Специалисты Госфининспекции при проведении контрольных мероприятий должны проверять наличие фактов непредоставления или несвоевременного предоставления разъяснений на запросы участников конкурсных торгов касательно документации конкурсных торгов, в частности, не созданы ли условия, нарушающие свободный доступ участников к информации.

При этом, в случае установления указанных фактов во время проверки органов государственной власти или местного самоуправления и если они привели к отклонению конкурсных предложений участников конкурсных торгов, такие факты специалистами Госфининспекции описательно фиксируются в акте проверки и о них уведомляются правоохранительные органы.

Исходя из требований ч. 1 ст. 16 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» от 07.04.2011 г. № 3206-VI запрещается:

1) отказывать физическим или юридическим лицам в информации, предоставление которой этим физическим или юридическим лицам преду­смотрено законом;

2) предоставлять несвоевременно, недостоверную или не в полном объеме информацию, которая подлежит предоставлению в соответствии с законом.

По результатам проверки указанных вопросов формируется заключение о непредоставлении либо несвоевременном или неполном предоставлении разъяснений на запросы участников конкурсных торгов касательно документации конкурсных торгов в нарушение ст. 23 Закона № 2289 или об отсутствии нарушений.

 

Проверка соответствия конкурсных предложений (ценовых предложений) требованиям документации конкурсных торгов (запросов ценовых предложений) и законодательству

Вопросы такой проверки остались почти такими же, как были в Методрекомендациях № 137.

Отдельно следует заметить, что в случае наличия подозрения касательно достоверности документов, предоставленных в составе предложений конкурсных торгов, квалификационных предложений, ценовых предложений, проверяется, в частности, соответствие компетенции учреждения, предоставившего такие документы, и правильность указанных в них данных.

По результатам проверки указанного вопроса формируется заключение о нарушении требований ст. 17 и 29 Закона № 2289 и допущении заказчиком к оценке предложений участников конкурсных торгов, которые не соответствуют требованиям, установленным в документации конкурсных торгов, и ст. 16 Закона № 2289; о нарушении требований ст. 36, 38 Закона № 2289 или об отсутствии нарушений.

Заметим, что такие вопросы, как проверка наличия соответствия утвержденной форме и достоверности составления протоколов раскрытия предложений конкурсных торгов; проверка соблюдения порядка рассмотрения и оценки предложений конкурсных торгов (ценовых предложений), определение победителя, акцепта предложения конкурсных торгов; проверка соблюдения порядка составления отчета о результатах процедуры закупки, остались почти без изменений, т. е. такими же, как были в Метод­рекомендациях № 137.

 

Проверка обоснованности и правильности применения процедуры закупки у одного участника

Изменились вопросы проверки соблюдения правильности применения процедуры закупки у одного участника.

Так, проверка соблюдения правильности применения процедуры закупки у одного участника базируется на:

— проверке наличия протокола о выборе процедуры закупки;

— проверке протокола переговоров с одним или несколькими участниками и предоставления им(и) подтвержденной документально информации о соответствии участника квалификационным требованиям в соответствии со ст. 16 Закона № 2289;

— проверке соблюдения требований касательно опубликования информации о закупке (ст. 10 Закона № 2289);

— проверке наличия подтверждающих документов (экспертных, нормативных, технических и других документов, подтверждающих наличие условий применения процедуры закупки);

— анализе учредительных документов участника, выписки или извлечения из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей;

— проверке правильности определения оснований для применения процедуры закупки у одного участника.

Здесь нужно обратить внимание на интересные моменты, которые следует учитывать при проверке оснований для применения закупки у одного участника. Для наглядности приведем их в таблице.

Основание

Проверка

1

2

Закупка произведений искусства или закупка, связанная с защитой прав интеллектуальной собственности, или заключение договора о закупке с победителем архитектурного или художественного конкурса, или закупка услуг по выполнению научно-исследовательских, научно-технических и опытно-конструкторских работ, прошедших конкурсный отбор в установленном Кабмином порядке

Проверяется наличие договоров или других документов, подтверждающих наличие у участника авторских прав именно на закупаемый предмет закупки

Отсутствие конкуренции (в том числе по техническим причинам) на товары, работы или услуги, которые могут быть поставлены, выполнены или предоставлены только определенным поставщиком (исполнителем), при отсутствии при этом альтернативы

Проверяется, кем фактически поставлены товары, выполнены работы или предоставлены услуги, т. е. исследуется, участником ли, с которым заключен договор, фактически выполнялись работы, не перечислялись ли средства субподрядным организациям, выполнявшим данные работы. В случае перечисления средств субподрядным организациям проводится углубленная проверка соответствующих перечислений с целью подтверждения законности закупки услуг у указанных организаций

Неотложная необходимость в осуществлении закупки в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения процедур конкурсных торгов, в частности связанных с обеспечением продуктами нефтепереработки жидкими специализированного санитарного транспорта бригад экстренной (скорой) медицинской помощи, с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также предоставлением в установленном порядке Украиной гуманитарной помощи другим государствам

Проверяются сроки выполнения договора, заключенного по результатам процедуры закупки у одного участника, т. е. анализируется, действительно ли закупка проведена в связи с неотложной необходимостью (в частности, исследуется реальное состояние начала поставки товаров, предоставления услуг или выполнения работ, и сроки, определенные договором о закупке).

Также исследуется, на самом ли деле подтверждается факт возникновения особых экономических или социальных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения процедур конкурсных торгов.

Кроме того, обращается внимание на срок применения процедуры закупки у одного участника и исследуется, не применена ли процедура в последний момент необходимости поставки товаров, предоставления услуг или выполнения работ во избежание открытых торгов

Если заказчиком была дважды отменена процедура закупки из-за отсутствия достаточного количества участников

Проверяется наличие не менее чем двух уведомлений об отмене процедуры закупки из-за отсутствия достаточного количества участников, предметом закупки в которых были те же товары, работы или услуги, которые являются предметом закупки у одного участника, и отчеты о результатах проведения такой процедуры закупки

Необходимость осуществить дополнительную закупку у того же поставщика с целью унификации, стандартизации или обеспечения совместимости с имеющимися товарами, технологиями, работами или услугами, если замена предыдущего поставщика (исполнителя работ, предоставляющего услуги) может привести к несовместимости или возникновению проблем технического характера, связанных с эксплуатацией и обслуживанием

Проверяется наличие документов, подтверждающих необходимость применения процедуры закупки у одного участника по соответствующим основаниям

Закупка товаров на товарных биржах

Закупка товаров в случае прекращения хозяйственной деятельности, в частности вследствие банкротства, по договоренности с кредиторами

Необходимость проведения дополнительных строительных работ, не включенных в первоначальный проект, но ставших в силу непредвиденных обстоятельств необходимыми для выполнения проекта при условии, что договор будет заключен с предыдущим исполнителем этих работ, если такие работы технически или экономически связаны с главным договором

Учет требований, определенных ч. 14 ст. 3910 Закона № 2289

 

По результатам проверки указанных вопросов формируется заключение об отсутствии либо наличии нарушений требований ст. 39 Закона № 2289.

Проверка наличия оснований для отмены заказчиком торгов

Это направление проверки является новым.

При проверке этого вопроса специалисты Госфининспекции исследуют: протоколы о рассмотрении и отклонении предложений конкурсных торгов (квалификационных предложений), протокол оценки; документацию конкурсных торгов; запрос ценовых предложений; предложения конкурсных торгов (ценовые предложения); объявления о результатах процедуры закупки, уведомления об отмене торгов или признании их состоявшимися, уведомление об отмене процедуры закупки у одного участника.

При проверке этого вопроса проверяющим рекомендуется исследовать наличие оснований для отмены торгов, предусмотренных ст. 30 Закона № 2289.

По результатам проверки формируется заключение об отсутствии либо наличии нарушений требований ст. 30 Закона № 2289.

 

Проверка соблюдения законодательства при заключении договоров о закупке товаров, работ или услуг и соответствия условий договоров о закупке требованиям документации конкурсных торгов (основным условиям договора, указанным в запросе), содержания предложения конкурсных торгов или ценового предложения (в том числе цены за единицу товара) победителя процедуры закупки

При проверке этого вопроса специалисты Госфининспекции должны исследовать, в частности, договоры о закупке, акцептованные предложения конкурсных торгов, ценовые предложения.

Проверка процедуры заключения договоров о закупке товаров, работ или услуг при проведении открытых торгов (двухступенчатых торгов, предварительной квалификации) базируется на:

— проверке соблюдения сроков заключения договоров;

— сопоставлении условий заключенных договоров о закупке с проектом договора или основными условиями договора о закупке, предоставленными победителем процедуры закупки в предложении конкурсных торгов (ценовом предложении);

— проверке соответствия условий договора о закупке требованиям действующего законодательства, в частности наличие всех существенных условий в соответствии с определенным типом договора (купли-продажи, аренды, подряда и т. п.).

По результатам проверки указанных вопросов формируется заключение об отсутствии либо наличии нарушений требований ст. 2, 31, 36, 40 и 42 Закона № 2289.

 

Проверка выполнения условий договоров о закупке, наличия оснований для перечисления государственных средств

В рамках этой проверки кроме вопросов, которые ранее указывались в Методрекомендациях № 137, исследуются вопросы о фактической поставке товаров (выполнении работ, предоставлении услуг) путем инвентаризации, обследования и контрольного обмера закупленных (полученных) объектом контроля товарно-материальных ценностей, работ, услуг и других действий.

Также следует заметить, что для определения полноты расчетов между заказчиком и участником процедуры закупки при осуществлении проверок государственных закупок специалисты Госфининспекции проводят встречные сверки. Напомним, что встречная сверка — это метод документального и фактического подтверждения у предприятий, учреждений и организаций вида, объема и качества операций и расчетов для выяснения их реальности и полноты отражения в учете объекта контроля.

Кроме того, во время проверки выполнения условий договоров и перечисления средств бюджетными учреждениями и получателями бюджетных средств учитываются требования Порядка регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Госказначейской службы, утвержденного приказом Минфина от 02.03.2012 г. № 309.

При этом следует обратить внимание, что проверяется договор как юридическое обязательство на соответствие финансовым обязательствам в виде подтверждающих документов (акты выполненных работ (предоставленных услуг), накладные, квитанции, чеки и т. п.), а затем платежные поручения и другие расчетные документы проверяются на соответствие финансовым обязательствам — подтверждающим документам.

 

 

Александр ЛЕВИЧЕВ,
 заведующий сектором инспектирования учреждений и организаций,
 финансируемых из бюджета,
 Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше