Темы статей
Выбрать темы

«Антикоррупционное» декларирование-2014 для должностных лиц бюджетных учреждений

Редакция ББ
Статья

«Антикоррупционное» декларирование-2014 для должностных лиц бюджетных учреждений

 

Несмотря на исторические события, происходящие в нашем государстве в течение последних месяцев, от выполнения требований законов пока еще никого не освободили. Поэтому, уважаемые друзья, напоминаем вам о том, что все должностные лица юридических лиц публичного права должны в срок до 31.03.2014 г. подать по своему месту работы декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за 2013 год.

В предлагаемой статье мы ответим на наиболее актуальные вопросы по заполнению деклараций, возникающие в данный момент у работников бюджетной сферы.

Вера КОЗИНА, юрист, директор Департамента изданий для публично-правовой сферы Издательского дома «Фактор»

 

Используемые сокращения

Декларация — Декларация об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за 2013 год, утвержденная приложением к Закону № 3206.

Примечание — Примечания к приложению к Закону № 3206.

Кто должен подавать Декларацию

В прошлом году в Законе № 3206 появилось новое определение — «субъект декларирования». Согласно абз. 8 ч. 1 ст. 1 упомянутого Закона к этой категории относятся лица, которые обязаны подавать Декларацию, а именно лица, определенные п. 1 ч. 1 ст. 4 и п.п. «а» п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 3206.

Все категории субъектов декларирования, перечисленных в ст. 4 Закона № 3206, нас с вами, уважаемые читатели, не интересуют. Поэтому мы не будем тратить время на их анализ. Для своих целей вам достаточно знать только то, что любое должностное лицо юридического лица публичного права является субъектом декларирования, а следовательно, должно составить и своевременно подать Декларацию.

Кто является должностным лицом в юридических лицах публичного права, мы с вами подробно разбирали в одном из прошлых номеров газеты (см. статью «Антикоррупционный «ликбез» для бухгалтера бюджетного учреждения» // «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 42).

Важно! Поскольку Минюст в своих Метод­рекомендациях разрешает использовать постановление Пленума ВСУ № 5 для определения статуса должностного лица, обратите внимание на ключевое для большинства работников бюджетных учреждений предписание этого документа:

«Работники предприятий, учреждений, организаций, выполняющие профессиональные (адвокат, врач, учитель и т. п.), производственные (например, водитель) или технические (машинистка, охранник и т. п.) функции, могут признаваться служебными лицами только при условии, что наряду с этими функциями они выполняют организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные обязанности».

(абз. 6 п. 1 постановления Пленума ВСУ № 5)

Эта норма дает ответ на вопрос, который нам все чаще задают бюджетники: нужно ли рядовым работникам бюджетной сферы, скажем, врачам или учителям, подавать Декларацию. Как видим, делать этого не нужно, если на указанных работников не возлагаются дополнительные функции.

Мы уже знаем о случаях, когда руководители бюджетных учреждений заставляют всех работников учреждения («поголовно») сдавать Декларации. Это грубая ошибка. Такой руководитель принуждает работников, не являющихся должностными лицами в понимании антикоррупционного законодательства, предоставлять персональные данные о себе и своих близких, которые они не обязаны показывать, а также возлагает на этих людей дополнительные обязанности, которые они не должны выполнять. Это, во-первых, злоупотребление служебным положением, за которое при определенных обстоятельствах может наступать как административная, так и уголовная ответственность. Во-вторых, за незаконный сбор и хранение конфиденциальной информации о лице (а такой информации в Декларациях просто море!) ст. 182 Уголовного кодекса Украины предусмотрена уголовная ответственность. Поэтому, уважаемые руководители, ваши «хитрости» могут «сработать» только до первых жалоб недовольных вашими действиями работников.

Что же делать? Самым лучшим выходом из ситуации должна стать проверка всех должностных инструкций и приказов о возложении на работников временных обязанностей с целью определения, выполняет этот работник организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные обязанности или нет. Кому-то это все равно придется сделать. Ведь в течение 15 рабочих дней с момента окончания декларационной кампании (т. е. до 22.04.2014 г. включительно) лицо, уполномоченное в вашем учреждении на предотвращение и выявление коррупции, должно проверить, все ли ваши субъекты декларирования вовремя подали декларации, и сообщить руководителю учреждения, кто декларации не подал. Следовательно, эту работу так или иначе придется выполнить.

Должны ли руководители учреждений либо уполномоченные лица (подразделения) напоминать всем поименно субъектам декларирования об их обязанностях? Нет, это не обязательно. Достаточно просто уведомить коллектив на общем собрании, распоряжениями по подразделениям, размещением объявлений в учреждении и т. п., что должностные лица должны подать декларации.

 

Куда подаются декларации

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона № 3206 Декларация подается по месту работы (службы).

Во многих бюджетных учреждениях существует так называемое двойное подчинение, когда должностное лицо назначается одним органом, а заработную плату получает от другого. Это вас может запутать. На самом деле все достаточно просто. Согласно Порядку № 16 Декларация подается и хранится в кадровом подразделении по месту работы (службы) вместе с личным делом субъекта декларирования. Следовательно, вы подаете свою Декларацию туда, где находятся ваши трудовая книжка и личное дело.

Куда подавать декларации совместителям? По нашему мнению, достаточно подать Декларацию по основному месту работы. Впрочем, никто не запрещает подавать Декларацию по всем местам, где вы работаете.

Не забывайте, что в вашем учреждении могут работать лица, которые не являются должностными лицами, но имеют статус депутата местного совета. Такие лица тоже являются субъектами декларирования. Они сдают декларации также по месту работы (службы), а не в совет, в котором они депутатствуют.

Декларация подается в кадровое подразделение учреждения. Это предусмотрено п. 2 Порядка № 16. Вы можете как сдать Декларацию лично, так и направить по почте.

Хранить декларации у себя, т. е. вообще их никуда не подавать, не стоит. Многочисленная судебная практика подтверждает, что такая «самодеятельность» расценивается как административное коррупционное правонарушение (несвоевременная подача или неподача Декларации, ответственность предусмотрена ст. 1726 КоАП).

 

В какой срок следует подать Декларацию

Как уже отмечалось в начале этой статьи, последним днем подачи Декларации в этом году будет понедельник, 31.03.2014 г.

Тем, кто любит откладывать все на последний момент, важно учитывать не только последний день, но и последние часы подачи Декларации. Исходить при этом нужно из следующего:

При подаче Декларации лично

Срок подачи Декларации заканчивается:

31.03.2014 г., последний час работы кадровой службы или канцелярии предприятия, учреждения либо организации, в которой работает (проходит службу) субъект декларирования

При направлении Декларации по почте

Срок подачи Декларации заканчивается:

31.03.2014 г., последний час работы отделения почтовой связи
ГП «Укрпочта», отделение службы экспресс-доставки (если в вашем населенном пункте есть частная служба почтовой доставки).
Если по каким-либо причинам вы решили воспользоваться услугами связи, а не подавать Декларацию лично, не забывайте о том, что она должна быть направлена ценным письмом с описью вложенного, и работник почты на описи вложенного должен проставить не только дату и время отправления письма, но и личную подпись

 

Исключение. Закон определяет случаи, при наступлении которых срок подачи Деклараций может быть перенесен. В частности, в соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона № 3206 в срок до 31 декабря текущего года Декларацию могут подать лица, не имевшие возможности сделать это до 1 апреля из-за пребывания: в отпуске в связи с беременностью и родами или для ухода за ребенком; на больничном; за пределами Украины; под стражей.

Внимание! Другие основания для переноса обычного срока подачи Декларации на более поздний период не предусмотрены. В частности, пребывание в командировке, в отпуске (кроме заграничных командировок и отпусков, а также «родильных» и «детских» отпусков) и другие основания, прямо не предусмотренные Законом № 3206, не освобождают лицо от ответственности за несвоевременную подачу Декларации.

Заполнение Декларации

Постановлением № 64 предусмотрено, что декларации заполняют и подают путем распечатки или копирования их на бумаге формата А4 по форме, приведенной в приложении к указанному Закону (включая примечание). Бланк состоит из 10 страниц.

Вы можете распечатать бланк из Интернета или из печатного СМИ, в котором этот бланк был обнародован. Однако проверяйте, чтобы распечатка соответствовала форме, утвержденной Законом № 3206. Например, первая страница бланка должна заканчиваться таблицей, приведенной в позиции 4 Декларации, вторая — позицией 20 и т. п. Нельзя сокращать количество строк, предусмотренных той или иной позицией Декларации, либо уменьшать размер шрифта, чтобы вместить на один лист распечатки полторы или две страницы бланка Декларации.

Так, 22.08.2012 г. Киевский апелляционный административный суд постановлением по делу № 9103/104/2012* подтвердил, что Центральная избирательная комиссия правомерно отказала лицу в регистрации в кандидаты в народные депутаты Украины из-за того, что оно подало антикоррупционную декларацию на 8 листах, а не на 10, как это предусмотрено в постановлении № 64. Принимая такое решение, суд исходил из того, что форма Декларации четко регламентирована действующим законодательством, в частности, последняя должна быть напечатана на бланке из 10 страниц формата A4, поэтому поданная Декларация не соответствует требованиям Закона № 3206.

* Режим доступа к полному тексту документа на сайте ЕДРСР: http://reyestr.court.gov.ua/Review/25712547

Важно! Что делать, если информация не вмещается в позиции либо графе, отведенные для нее в Декларации? Например, членов семьи так много, что данные о них не помещаются в 9 строк, отведенных в позиции 4 Декларации. Можно ли добавить на компьютере дополнительные строки в эту позицию, чтобы записать всех родственников, сведения о которых нужно задекларировать? Да, можно.

В соответствии с п. 2 Примечания субъект декларирования заполняет Декларацию собственноручно чернильной или шариковой ручкой синего или черного цвета таким образом, что обеспечивает свободное чтение внесенных сведений.

В отличие от налоговой декларации, «антикоррупционную» Декларацию субъект ответственности должен заполнять только собственноручно. То есть никаких нотариальных доверенностей на заполнение «антикоррупционных» деклараций за другое лицо либо возможности подачи этой Декларации в электронном виде не предусмотрено.

Согласно п. 8 Примечания в случае отсутствия отдельных сведений в соответствующем поле ставится прочерк, т. е. пустые графы в Декларации оставлять нельзя:

Б. Полученные (начисленные) из источников за пределами Украины декларантом

21.

Название страны

Размер дохода

в иностранной валюте

перечисленного в гривни

 

Согласно предписаниям п. 3 Примечания в позиции 1 Декларации в случае, если декларантом в отчетном году изменены фамилия, имя, отчество, сначала указываются новая фамилия, имя, отчество, а в скобках — предыдущие фамилия, имя, отчество. Например:

 

img 1

 

В соответствии с абз. 2 п. 3 Примечания, если декларант по своим религиозным убеждениям отказался от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, уведомил об этом соответствующий орган доходов и сборов и имеет об этом отметку в паспорте гражданина Украины, в Декларации указываются серия и номер паспорта гражданина Украины.

В позиции 2 Декларации мы указываем место проживания. В соответствии с абз. 4 ст. 3 Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине» от 11.12.2003 г. № 1382-IV место проживания — это административно-территориальная единица, на территории которой лицо проживает сроком более шести месяцев в году.

В позиции 3 Декларации указывается занимаемая должность:

 

img 2

 

Как показывает практика, немало должностных лиц бюджетных учреждений в документах некорректно отражают полное название своего места работы. Поэтому обратите внимание, что название и должности, и места работы (службы) должно быть указано полностью и соответствовать официальному названию.

В позиции 4 указываются сведения о членах семьи декларанта. Согласно ч. 1 ст. 1 Закона № 3206 к членам семьи относятся лица, состоящие в браке, а также их дети, в том числе совершеннолетние, родители, лица, находящиеся под опекой и на попечении, другие лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом, имеют взаимные права и обязанности, в том числе лица, которые совместно проживают, но не состоят в браке.

Согласно п. 10 Методрекомендаций лицо может быть отнесено к членам семьи для целей заполнения Декларации при наличии совокупности следующих признаков:

1) общее проживание;

2) связанность общим бытом;

3) наличие взаимных прав и обязанностей с декларантом.

Это, однако, не касается лиц, состоящих в браке, которые признаются членами семьи независимо от наличия указанных признаков.

Получается, что вы должны указать сведения о:

1

Жене (муже)

Если вы состоите в зарегистрированном браке, независимо от того, проживаете вы вместе или временно не проживаете вместе

Примечание. В соответствии с ч. 2 ст. 3 СК супруги считаются семьей и тогда, когда жена и муж в связи с учебой, работой, лечением, необходимостью ухода за родителями, детьми и по другим уважительным причинам не проживают совместно. Согласно ст. 21 СК браком является семейный союз женщины и мужчины, зарегистрированный в органе государственной регистрации актов гражданского состояния. Проживание одной семьей женщины и мужчины без брака не является основанием для возникновения у них прав и обязанностей супругов.

2

Детях (усыновленных)

Независимо от того, достигли они совершеннолетия или нет, при условии, что они совместно проживают с вами и связаны общим бытом

3

Родителях

При наличии совокупности трех признаков

4

Лицах, находящихся под вашей опекой или на вашем попечении

При наличии совокупности трех признаков

5

Других лицах

При наличии совокупности трех признаков

 

Теперь что касается заполнения позиций Декларации о доходах и расходах. Согласно п. 9 Примечания сведения о финансовых суммах округляют до гривни.

В Декларации указываются сведения по состоянию на конец отчетного периода (п. 10 Методрекомендаций). Следовательно, вы должны предоставить информацию о своих доходах и расходах, а также имуществе по состоянию на конец дня 31.12.2013 г.

Что касается заполнения Раздела II Декларации «Сведения о доходах», то здесь следует обратить внимание на то, что в случае получения дохода от преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики по спорту (позиция 7 Декларации) необходимо обязательно указывать название заведения, учреждения и т. п., в которых получены (начислены) указанные в этой позиции доходы.

В случае получения декларантом и (или) членами его семьи доходов из источников за пределами Украины в позициях 21 — 22 в поле «перечисленного в гривни» указываются сведения по официальному курсу гривни к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком Украины на день проведения финансовой операции.

При заполнении Раздела III Декларации «Cведения о недвижимом имуществе» в позициях 23 — 28 необходимо задекларировать имущество, находящееся в собственности, в аренде или на другом праве пользования декларанта с указанием его местонахождения и общей площади (в кв. м), а поле «Сумма расходов (грн) на приобретение в собственность/аренду или на другое право пользования» в позициях 23 — 28 заполняется только в том случае, если РАЗОВЫЙ расход (вклад/взнос) по каждой из указанных позиций в 2013 году равен или превышает 150 тыс. грн.* Обратите внимание, что для целей заполнения позиций 23 — 28 Декларации расходы, связанные с приобретением имущества, и расходы, связанные с пользованием имуществом, приобретенным в собственность в 2013 году, считаются отдельно, а расходы, связанные с арендой или другим правом пользования недвижимым имуществом (например, правом постоянного пользования, сервитутом), — отдельно.

* Хотя согласно действующей редакции Закона № 3206 в Декларации указывается 80, а не 150 тысяч, эти изменения будут касаться только деклараций за 2014 год, которые будут подаваться в 2015 году. То есть в данный момент поле «Сумма расходов (грн) на приобретение в собственность/аренду или на другое право пользования» в позициях 23 — 28, 35 — 39 и поле «Всего» в позициях 46, 48, 50, 56, 59 и 62 Декларации заполняется, если разовый расход (вклад/взнос) по каждой из указанных позиций в отчетном году равен или превышает 150 тыс. грн.

Что касается позиции 23 Декларации. Информацию о земельных участках нужно указывать, руководствуясь документами на право собственности на землю, т. е. по каждому земельному акту отдельно. Например, де-факто вы имеете единственный земельный участок, который можно найти по одному адресу, скажем, на нем у вас расположен дом, а сразу за домом начинается огород или сад, но де-юре этот участок состоит из двух частей (под застройку и для ведения садоводства), и у вас имеются два акта на право собственности — в Декларации их нужно отразить как два отдельных участка. Объемы земельных участков в Декларации указываются в метрах квадратных, а не в гектарах, как это предусмотрено правоустанавливающими документами на землю.

В Разделе ІV Декларации «Сведения о транспортных средствах» в позициях 35 — 39 необходимо задекларировать транспортные средства, находящиеся в собственности, в аренде или на другом праве пользования декларанта. При этом поле «Сумма расходов (грн) на приобретение в собственность/аренду или на другое право пользования» в позициях 35 — 39 Декларации заполняется также только в том случае, если РАЗОВЫЙ расход (вклад/взнос) по каждой из указанных позиций в 2013 году равен или превышает 150 тыс. грн.

Раздел ІV. Сведения о транспортных средствах

А. Транспортные средства, находящиеся в собственности, в аренде или на другом праве пользования декларанта, и расходы декларанта на их приобретение (пользование)

35.

Перечень транспортных средств

Марка/модель (объем цилиндров двигателя,
куб. см, мощность двигателя, кВт, длина, см)

Год выпуска

Сумма расходов (грн) на

приобретение в собственность

аренду или на другое право пользования

Автомобили легковые

Chevrolet Aveo, седан, 1498 см3, 76 кВт, 431 см

2006

 

В разделах V и VI Декларации декларантом указываются соответственно сведения о вкладах в банках, ценных бумагах и других активах и сведения о финансовых обязательствах декларанта и членов его семьи. При их заполнении поле «Всего» в позициях 46, 48, 50, 56, 59 и 62 заполняется, если разовый расход (вклад/взнос) по каждой из указанных позиций в 2013 году был равен или превышал 150 тыс. грн. При заполнении позиций 45 — 64 в поле «в том числе за рубежом» указываются сведения по официальному курсу гривни к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком Украины на день проведения финансовой операции.

Достоверность внесенных в Декларацию сведений заверяется подписью декларанта и указанием даты ее заполнения.

 

В завершение

В этом номере мы рассмотрели только общие требования по заполнению и подаче Деклараций. Поэтому приглашаем вас на наш форум http://budget.factor.ua/, где мы оперативно отвечаем на все ваши вопросы.

Мы работаем с вопросами применения предписаний антикоррупционного законодательства с первого дня существования Закона № 3206 и согласовываем свою позицию с позицией уполномоченных органов центральной власти и имеющейся судебной практикой. А следовательно, как показывает практика, нашим советам можно доверять. На форуме в рубрике «Антикоррупционное законодательство» вы сможете задать любой вопрос, касающийся декларационной кампании, и получить ответ на него в течение одного рабочего дня. Успешной вам работы!

 

Нормативные документы

СК — Семейный кодекс Украины от 10.01.2002 г. № 2947-III.

Закон № 3206 — Закон Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» от 07.04.2011 г. № 3206-VI.

Порядок № 16 — Порядок хранения документов и использования сведений, указанных в декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера, и сведений об открытии валютного счета в учреждении банка-нерезидента, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 16.01.2012 г. № 16.

Постановление № 64 — постановление Кабинета Министров Украины «Об изготовлении бланков декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера» от 08.02.2012 г. № 64.

Методрекомендации — Методические рекомендации «Предотвращение и противодействие коррупции в государственных органах и органах местного самоуправления», утвержденные Министерством юстиции Украины 09.10.2013 г.

Постановление Пленума ВСУ № 5 — постановление Пленума Верховного Суда Украины «О судебной практике по делам о взяточничестве» от 26.04.2002 г. № 5.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше