Фонд государственного имущества Украины рассмотрел письмо <…> о необходимости проведения независимой оценки и сообщает следующее.
Законодательством по вопросам оценки имущества не установлена обязательность проведения независимой оценки в случаях оприходования остатков товарно-материальных ценностей, выявленных при проведении инвентаризации, при переоценке необоротных активов и при оприходовании пригодных для дальнейшей эксплуатации составляющих имущества, после его списания.
Эти вопросы в министерствах, других центральных органах исполнительной власти, учреждениях и организациях, содержащихся за счет средств бюджетов всех уровней (далее — учреждения), регулируются нормативными актами, в частности, такими, как:
Инструкция по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденная приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 30.10.98 г. № 90;
Положение по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 26.06.2013 г. № 611.
В соответствии с этими документами оценка в указанных выше случаях может быть проведена комиссией, назначаемой приказом руководителя учреждения.
В случае необходимости предприятие может привлекать субъектов оценочной деятельности — субъектов хозяйствования для проведения независимой оценки
Статьей 7 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» определена обязательность оценки убытков или размера возмещения. В случае необходимости обоснования наличия или установления фактов хищения, недостачи, уничтожения (порчи) имущества, приведших к причинению имущественного ущерба государству, территориальной громаде или субъекту хозяйствования с государственной (коммунальной) долей в уставном (складочном) капитале, оценка убытков проводится в соответствии с Методикой оценки имущества, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 10.12.2003 г. № 1891, путем проведения независимой оценки.
В иных случаях независимая оценка убытков проводится в соответствии с национальными стандартами оценки и другими нормативно-правовыми актами по вопросам методического регулирования оценки.
Директор Департамента координации,
разработки и выполнения программных документов,
оценки и распоряжения объектами
государственной собственности
М. Горяйнов
Комментарий редакции
Когда учреждения должны проводить независимую оценку имущества: мнение Фонда госимущества
Необходимость проведения оценки имущества возникает в случаях, установленных законодательством Украины, международными соглашениями, на основании договора, а также по требованию одной из сторон соглашения и с согласия сторон. Основным документом, определяющим правовые основы осуществления оценки имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине, ее государственного и общественного регулирования, обеспечения создания системы независимой оценки имущества, является Закон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III.
Ситуации, когда проведение оценки имущества является обязательным, приведены в ст. 7 этого Закона. В этой статье определено, что проведение независимой оценки имущества является обязательным, в частности, в случае определения убытков или размера возмещения.
Как указано в комментируемом письме, именно в случае необходимости обоснования наличия или установления фактов хищения, недостачи, уничтожения (порчи) имущества, приведших к причинению имущественного ущерба государству, территориальной громаде или субъекту хозяйствования с государственной (коммунальной) долей в уставном (складочном) капитале, оценка убытков проводится с помощью независимой оценки. Ключевые вопросы проведения независимой оценки имущества определены в Методике оценки имущества, утвержденной постановлением КМУ от 10.12.2003 г. № 1891 (далее — Методика № 1891).
Следовательно, при недостачах, хищении, уничтожении (порче) материальных ценностей следует проводить независимую оценку имущества в соответствии с этой Методикой.
Таким образом, для определения размера убытков в результате хищения, недостачи (порчи) имущества бюджетные учреждения и организации должны обратиться к субъекту оценочной деятельности для проведения независимой оценки, т. е. самостоятельно они не могут осуществить расчет убытков.
Следует также отметить, что в некоторых случаях учреждения могут самостоятельно определить размер убытка. Для этого проводят стандартизированную оценку убытков. Эти случаи приведены в п. 110 Методики № 1891:
1) отсутствие исходных данных, содержащих информацию о поврежденном имуществе до и после его хищения (недостачи, уничтожения, порчи), кроме данных бухгалтерского учета;
2) невозможность личного осмотра поврежденного имущества исполнителем оценки, что не позволяет ему получить сведения о состоянии имущества до и после хищения (недостачи, уничтожения, порчи);
3) нанесение имущественного убытка в результате неправомерных действий со средствами.
Кроме того, в комментируемом письме Фонд госимущества отвечает на вопрос:
«Необходимо ли проводить независимую оценку имущества в следующих случаях:
1) при оприходовании излишков товарно-материальных ценностей, выявленных при проведении инвентаризации;
2) при переоценке стоимости необоротных активов;
3) при оприходовании пригодных для дальнейшей эксплуатации составляющих объекта необоротных активов после его списания?»
Как свидетельствуют выводы письма, в таких случаях учреждения самостоятельно проводят оценку имущества. При этом все заботы, связанные с оценкой имущества, берет на себя комиссия, созданная по приказу руководителя учреждения.
Кстати, приятно отметить, что Фонд госимущества поддержал наши выводы. Поскольку все эти вопросы были подробно освещены в материале нашего специалиста «Проведение оценки имущества» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 19, с. 16).
Виктория МАТВЕЕВА,
экономист-аналитик