Темы статей
Выбрать темы

Минфин отвечает на актуальные вопросы по бухучету

Чмерук Николай, директор Департамента налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета Министерства финансов Украины
С 1 января 2015 года бюджетные учреждения начали работать с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета. Прежде всего это НП(С)БУ 121 «Основные средства» и НП(С)БУ 123 «Запасы». В связи с этим у бухгалтеров возник ряд вопросов, касающихся как применения отдельных требований этих стандартов, так и отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете. С просьбой ответить на наиболее актуальные вопросы редакция нашей газеты обратилась непосредственно к директору Департамента налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета Министерства финансов Украины Николаю Чмеруку.

Ред.: В соответствии с абз. 2 п. 3 разд. VI Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11 (далее — Методрекомендации), стоимость работ, которые приводят к увеличению ожидаемых будущих выгод от объекта основных средств, включается в капитальные инвестиции с будущим увеличением первоначальной стоимости основных средств.

Касается ли эта норма расходов на изготовление проектно-сметной документации, являющейся составной частью сметной стоимости строительства, капитального ремонта или улучшения (достройки, модернизации, реконструкции) основных средств?

Объясните, пожалуйста: правильно ли отражать расходы по изготовлению проектно-сметной документации на субсчете 141 «Капитальные инвестиции в основные средства»? Следует ли оприходовать изготовленную проектно-сметную документацию как отдельный объект основных средств? Если да, то на каком субсчете вести ее учет?

Н. Ч.: Во-первых, требования, касающиеся отражения в бухгалтерском учете операций по ремонту и улучшению основных средств, определены в разд. VI Методрекомендаций.

В частности, в п. 1 этого раздела Методрекомендаций определено, что приемка завершенных работ по ремонту и улучшению основных средств (модернизация, достройка, реконструкция и т. п.) оформляется соответствующим первичным документом.

Работы по улучшению объекта основных средств (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.) осуществляются за счет капитальных расходов, предусмотренных в сметах на выполнение указанных работ.

Расходы по изготовлению проектно-сметной документации на капитальный ремонт, в частности, улучшение основных средств (модернизация, достройка, реконструкция и т. п.), являются одной из составляющих формирования стоимости указанных работ в сметах на их выполнение.

Стоимость работ, которые приводят к увеличению ожидаемых будущих выгод от объекта основных средств, включается в капитальные инвестиции с будущим увеличением первоначальной стоимости основных средств. Основанием для признания расходов, связанных с улучшением основных средств, является рост в результате этих расходов ожидаемого срока полезного использования объекта, количества и/или качества работ, услуг, предоставляемых этим объектом.

Напомню, что примерами такого улучшения являются:

1) модификация, модернизация объекта основных средств с целью продления срока его полезной эксплуатации или увеличения его производственной мощности;

2) замена отдельных частей оборудования для повышения качества работ, услуг;

3) внедрение более эффективного технологического процесса, что даст возможность уменьшить расходы;

4) достройка (надстройка) здания, что увеличит количество мест (площадь) здания, объемы и/или качество выполняемых работ (услуг) или условия их выполнения.

Следовательно, расходы по изготовлению проектно-сметной документации на капитальный ремонт учитывают в составе стоимости работ, которые приводят к увеличению ожидаемых будущих выгод от объекта основных средств, и включают в капитальные инвестиции с будущим увеличением первоначальной стоимости основных средств.

Во-вторых, давайте определимся с учетом расходов на улучшение объектов основных средств. Как указано в п. 1 разд. IX Методрекомендаций, такие расходы от начала и до завершения указанных работ и ввода объектов в эксплуатацию признаются незавершенными капитальными инвестициями.

Расходы на улучшение объектов основных средств, использование которых на дату баланса по назначению не состоялось, отражаются в составе незавершенных капитальных инвестиций в необоротные активы.

В Плане счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденном приказом Минфина, от 26.06.2013 г. № 611 (далее — План счетов), предусмотрен субсчет 141 «Капитальные инвестиции в основные средства». На этом субсчете учреждения ведут учет расходов на приобретение, создание (изготовление) собственными силами и улучшение основных средств, а также расходов по незаконченным и законченным, но не сданным в эксплуатацию объектам капитального строительства, реконструкции, модернизации основных средств.

Поэтому, если расходы по изготовлению проектно-сметной документации на капитальный ремонт были понесены, но работы не начаты, то они признаются капитальными инвестициями в основные средства и учитываются на субсчете 141.

Ред.: В НП(С)БУ 121 «Основные средства» определено, что первоначальная стоимость объекта основных средств в случае приобретения за плату состоит из следующих расходов:

— сумм, уплачиваемых поставщикам активов и подрядчикам за выполнение строительно-монтажных работ (без непрямых налогов);

— регистрационных сборов, государственной пошлины и аналогичных платежей, осуществляемых в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

— сумм ввозной таможенной пошлины;

— сумм непрямых налогов в связи с приобретением (созданием) основных средств (если они не возмещаются субъекту государственного сектора);

— расходов по страхованию рисков доставки основных средств;

— расходов на транспортировку, установку, монтаж, наладку основных средств;

— прочих расходов, непосредственно связанных с доведением основных средств до состояния, в котором они пригодны для использования с запланированной целью.

В свою очередь, первоначальной стоимостью основных средств, полученных безвозмездно от физических и юридических лиц (в качестве гуманитарной помощи или дара), является их справедливая стоимость на дату получения с учетом расходов, предусмотренных п. 5 разд. ІІ НП(С)БУ 121 «Основные средства».

В связи с этим объясните: надо ли включать расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку в первоначальную стоимость основных средств, полученных безвозмездно от физических и юридических лиц? Как правильно отразить такие расходы в бухгалтерском учете?

Н. Ч.: Да, Вы правы. Расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку следует включать в первоначальную стоимость основных средств, полученных безвозмездно от физических и юридических лиц.

Напомню: первоначальной стоимостью основных средств, полученных безвозмездно от физических и юридических лиц (кроме субъектов государственного сектора), является их справедливая стоимость на дату получения с учетом расходов, предусмотренных п. 5 разд. ІІ НП(С)БУ 121 «Основные средства».

Отражение в бухгалтерском учете расходов на транспортировку, установку, монтаж, наладку, доведение до состояния, пригодного для использования по назначению, основных средств и нематериальных активов, которые включаются в стоимость необоротных активов, предусмотрены пп. 1.2 — 1.5 Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами бюджетных учреждений, приведенной в приложении 2 к Плану счетов (далее — Типовая корреспонденция). Приведем следующие бухгалтерские записи:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

Отражены суммы расходов на транспортировку, установку, монтаж, наладку, доведение до состояния, пригодного для использования по назначению, основных средств и нематериальных активов, которые включаются в стоимость необоротных активов

141 — 143

364, 675

Одновременно отражают фактические расходы

801, 802 811 — 813

402

2

Отражены суммы НДС, если НДС не включен в налоговый кредит

141 — 143

364, 675

Одновременно отражают фактические расходы

801, 802 811 — 813

402

3

Отражены суммы НДС, если НДС включен в налоговый кредит

641

364, 675

4

Зачислены объекты капитальных инвестиций после введения их в эксплуатацию в состав основных средств и нематериальных активов (без сумм копеек)

101 — 122

141 — 143

Одновременно: отражают изменения в капитале

402

401

списаны суммы копеек с приобретенных, созданных, построенных, улучшенных необоротных активов

402

141 — 143

Ред.: Учреждение приобрело у одного поставщика 3 единицы оборудования, относящегося к основным средствам. Стоимость первого объекта — 52350 грн. (в том числе НДС — 8725 грн.), второго объекта — 27000 грн. (в том числе НДС — 4500 грн.), третьего объекта — 3900 грн. (в том числе НДС — 650 грн.).

Общая сумма расходов на доставку данного оборудования составила 1200 грн. (в том числе НДС — 200 грн.).

НП(С)БУ 121 «Основные средства» предусмотрено, что первоначальная стоимость объекта основных средств в случае приобретения за плату состоит, в частности, из расходов на транспортировку основных средств.

Каким образом следует распределить 1200 грн., оплаченных поставщику за доставку оборудования?

Н. Ч.: Методологические принципы формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в финансовой отчетности информации об основных средствах, прочих необоротных материальных активах определены НП(С)БУ 121 «Основные средства» и Методрекомендациями.

Поскольку в этих нормативных актах не указан порядок распределения транспортных расходов на доставку основных средств, то бюджетное учреждение может самостоятельно определить порядок распределения вышеуказанных расходов, в частности пропорционально их стоимости.

На основании приведенных выше числовых данных порядок распределения расходов на доставку учреждение осуществляет таким образом:

— первый объект — 52350 грн. : (52350 грн. + + 27000 грн. + 3900 грн.) х 1200 грн. = 754,59 грн.;

— второй объект — 27000 грн. : (52350 грн. + + 27000 грн. + 3900 грн.) х 1200 грн. = 389,19 грн.;

— третий объект — 3900 грн. : (52350 грн. + + 27000 грн. + 3900 грн.) х 1200 грн. = 56,22 грн.

Ред.: В нашу редакцию поступили вопросы от бухгалтеров бюджетных учреждений, касающиеся проведения переоценки основных средств. Пожалуйста, ответьте на наиболее актуальные из них.

Н. Ч.: С удовольствием!

Ред.: Бюджетным учреждением за счет специального фонда (благотворительных взносов) приобретен компьютер стоимостью 6330 грн. (в том числе НДС — 1055 грн.). Стоимость такого объекта основных средств существенно, т. е. более чем на 10 %, превышает балансовую (остаточную) стоимость тех объектов (компьютеров), которые учитываются на балансе.

Должно ли учреждение в таком случае переоценивать все такие объекты основных средств (компьютеры)?

Н. Ч.: Методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, прочих необоротных материальных активах и незавершенных капитальных инвестициях в необоротные материальные активы определены НП(С)БУ 121 «Основные средства».

В соответствии с требованиями п. 3 разд. ІІІ этого Стандарта в случае принятия решения субъектом государственного сектора объект основных средств может переоцениваться, если остаточная стоимость этого объекта существенно отличается от его справедливой стоимости на дату баланса.

При этом порогом существенности для проведения переоценки объектов основных средств принимается величина, равная 10-процентному отклонению остаточной стоимости объектов основных средств от их справедливой стоимости.

Таким образом, субъект государственного сектора может, а не обязан осуществлять переоценку основных средств при наличии определенных условий. То есть бюджетное учреждение самостоятельно принимает решение: осуществлять переоценку основных средств или нет.

Также напомню, что решение о проведении переоценки объектов основных средств субъект государственного сектора должен согласовать с органом, уполномоченным управлять объектами государственной (коммунальной) собственности, если таковой определен.

В случае принятия решения о проведении переоценки объекта основных средств, такие мероприятия субъект государственного сектора проводит на годовую дату баланса.

Ред.: В п. 3 разд. III НП(С)БУ 121 «Основные средства» определено, что в случае переоценки объекта основных средств осуществляется одновременная переоценка всех объектов группы основных средств, к которой относится данный объект.

Например, учреждением принято решение переоценить компьютеры, учитываемые на балансе. Как правильно в этом случае определить объекты, которые относятся к этой группе основных средств?

Н. Ч.: Предлагаю обратиться к определению такого понятия, как «группа основных средств», которое приведено в абз. 9 п. 4 разд. I НП(С)БУ 121 «Основные средства». Так, под группой подразумевают совокупность однотипных по техническим характеристикам, назначениям и условиям использования объектов основных средств.

Ред.: Согласно п. 2 разд. ІІІ НП(С)БУ 121 «Основные средства» решение о проведении переоценки объектов основных средств субъект государственного сектора согласовывает с органом, уполномоченным управлять объектами государственной (коммунальной) собственности, если таковой определен.

При этом в п. 1 разд. VII Методрекомендаций определено, что субъекты государственного сектора низшего уровня согласовывают решение о проведении переоценки с субъектом государственного сектора высшего уровня по ведомственной подчиненности.

Субъекты государственного сектора, имеющие двойную подчиненность, решение о проведении переоценки согласовывают с субъектом государственного сектора высшего уровня, утверждающим смету.

Если можно, объясните: с каким органом необходимо согласовать проведение переоценки учреждениям коммунальной собственности?

Н. Ч.: Действительно, НП(С)БУ 121 «Основные средства» предусмотрено, что учреждение должно согласовать решение о проведении переоценки объектов основных средств с органом, уполномоченным управлять объектами государственной (коммунальной) собственности, если таковой определен.

Для того чтобы понять, какой орган осуществляет управление коммунальным имуществом, обратимся к Закону Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР. В частности, в ст. 60 этого Закона определено, что органы местного самоуправления от имени и в интересах территориальных громад осуществляют правомочия в отношении владения, пользования и распоряжения объектами права коммунальной собственности, в том числе выполняют все имущественные операции. Статьей 26 указанного Закона предусмотрено, что вопросы управления имуществом, относящимся к коммунальной собственности соответствующей территориальной громады, решаются исключительно на пленарных заседаниях местных советов.

Следовательно, именно исполнительные органы сельских, поселковых, городских и районных в городах советов (в случае их создания) осуществляют управление объектами коммунальной собственности в пределах полномочий, определенных законодательством Украины и на основании решений соответствующего совета. Поэтому с этими органами учреждениям коммунальной собственности необходимо согласовать проведение переоценки объектов основных средств.

Ред.: НП(С)БУ 121 «Основные средства» предусмотрено, что субъект государственного сектора может переоценить объект основных средств, если остаточная стоимость этого объекта существенно отличается от его справедливой стоимости на дату баланса.

При этом переоцененная первоначальная стоимость и сумма износа объекта основных средств определяются умножением соответственно первоначальной стоимости и суммы износа объекта основных средств на индекс переоценки. Индекс переоценки определяется делением справедливой стоимости переоцениваемого объекта на его остаточную стоимость.

В то же время при проведении переоценки основных фондов для целей бухгалтерского учета предусмотрено обязательное проведение такой оценки субъектом оценочной деятельности. Такое требование предусмотрено в ст. 7 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III.

Поэтому многим непонятно, может ли учреждение самостоятельно провести переоценку основных средств или же ее должен проводить субъект оценочной деятельности?

Н. Ч.: Во-первых, еще раз обращаю внимание: субъект государственного сектора может, т. е. имеет право, но не обязан проводить переоценку основных средств. В случае принятия такого решения переоценку основных средств осуществляют на годовую дату баланса.

Во-вторых, проведение оценки имущества действительно является обязательным в случае переоценки основных фондов для целей бухгалтерского учета. Именно это указано в ст. 7 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III.

В ст. 24 данного Закона отмечено, что органом государственной власти, осуществляющим государственное регулирование оценочной деятельности в Украине, является Фонд госимущества Украины.

В свою очередь, в ст. 1 Закона Украины «О Фонде государственного имущества Украины» от 09.12.2011 г. № 4107-VI определено, что Фонд государственного имущества Украины является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, который реализует государственную политику в сфере приватизации, аренды, использования и отчуждения государственного имущества, управления объектами государственной собственности, в том числе корпоративными правами государства, в отношении объектов государственной собственности, относящихся к сфере его управления, а также в сфере государственного регулирования оценки имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности. В частности, Фонду госимущества в сфере оценки имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности предоставлены полномочия осуществлять государственное регулирование оценки имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности.

Ред.: НП(С)БУ 121 «Основные средства» определен порядок отражения результатов дооценки в бухгалтерском учете. Отдельно определен порядок отражения дооценки основных средств, ранее уцененных, и уценки основных средств, ранее дооцененных. Пожалуйста, объясните подробнее такие операции.

Н. Ч.: Для того чтобы правильно отразить в бухгалтерском учете результаты дооценки или уценки основных средств, нужно ориентироваться на корреспонденции субсчетов, приведенные в Типовой корреспонденции. В частности, в данном документе приведены корреспонденции субсчетов по отражению результатов дооценки ранее уцененных основных средств и результатов уценки ранее дооцененных необоротных активов. Давайте покажем их в таблицах.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

Отражены результаты дооценки необоротных активов, ранее уцененных:

— корректировка суммы износа

101 — 122

131 — 133

— на сумму дооценки остаточной стоимости в пределах предыдущих уценок, которые были включены в состав расходов

101 — 122

741

— на сумму превышения дооценки остаточной стоимости над суммой предыдущих уценок, которые были включены в состав расходов

101 — 122

441

Если сумма дооценки необоротного актива не превышает сумму предыдущей уценки, то сумма его дооценки признается доходами субъекта государственного сектора.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

Отражены результаты уценки ранее оцененных необоротных активов:

— корректировка суммы износа

131 — 133

101 — 122

— на сумму уценки остаточной стоимости в пределах предыдущих дооценок

441

101 — 122

— на сумму превышения уценки остаточной стоимости над суммой предыдущих дооценок

831

101 — 122

Если сумма уценки необоротных активов не превышает сумму предыдущей дооценки, то сумма их уценки зачисляется в уменьшение капитала в дооценках.

Ред.: При передаче объекта основных средств в случаях, предусмотренных законодательством, субъект государственного сектора, который их передает, начисляет амортизацию в месяце их передачи за полное количество календарных месяцев пребывания объекта в эксплуатации в отчетном квартале. Такие требования предусмотрены абз. 6 п. 5 разд. IV НП(С)БУ 121 «Основные средства».

О каких именно случаях, предусмотренных законодательством, идет речь в стандарте?

Как рассчитать полное количество календарных месяцев пребывания объекта в эксплуатации: как полный календарный месяц с 1-го по 1-е число, или же расчет следует начинать с даты ввода объекта в эксплуатацию? Например, ввод в эксплуатацию объекта состоялся 15 апреля. Как правильно определить количество полных месяцев пребывания в эксплуатации?

Н. Ч.: Передачу объекта основных средств в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляют в случае:

безвозмездной передачи объекта основных средств в соответствии с Положением о порядке передачи объектов права государственной собственности, утвержденным постановлением КМУ от 21.09.98 г. № 1482;

отчуждения (продажи) объекта основных средств в соответствии с Порядком отчуждения объектов государственной собственности, утвержденным постановлением КМУ от 06.06.2007 г. № 803, и т. п.

Начисление амортизации осуществляют в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта основных средств при признании этого объекта активом (при условии зачисления на баланс).

НП(С)БУ 121 «Основные средства» определено, что стоимость объекта основных средств распределяют на систематической основе в течение срока его полезного использования (эксплуатации) путем начисления амортизации на дату баланса. Месячную сумму амортизации определяют делением годовой суммы амортизации на 12. То есть если нужно начислить амортизацию за 2 месяца, то месячную сумму амортизации умножают на 2, если за 3 месяца — то умножают на 3.

Таким образом, под полным количеством календарных месяцев пребывания объекта в эксплуатации имеется в виду период с 1-го по 1-е число месяца. Поэтому если ввод в эксплуатацию объекта основных средств состоялся 15 апреля, то амортизацию за ІІ квартал начисляют за 2 месяца (май, июнь).

Ред.: НП(С)БУ 121 «Основные средства» предусмотрено, что начисление амортизации приостанавливается на период реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования и консервации объектов основных средств.

Также в Методрекомендациях указано, что начисление амортизации прекращается начиная с месяца, следующего за месяцем выбытия объекта основных средств, перевода его на реконструкцию, модернизацию, достройку, дооборудование, консервацию. Начисление амортизации возобновляется начиная с месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию после реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования, консервации.

Подскажите: как действовать в ситуации, если объект основных средств (транспортное средство) передан на станцию технического обслуживания для проведения текущего ремонта?

Необходимо ли в таком случае прекращать начисление амортизации на транспортное средство?

Н. Ч.: Нет, в этом случае не следует прекращать начисление амортизации.

Начисление амортизации осуществляется в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта основных средств при признании этого объекта активом (при зачислении на баланс) и приостанавливается на период его реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования и консервации.

То есть если транспортное средство не находилось на реконструкции, модернизации, дооборудовании, учреждение не прекращает начислять амортизацию на такой объект основных средств.

Ред.: В НП(С)БУ 121 «Основные средства» определено, что расходы на улучшение объекта основных средств (реконструкцию (реставрацию), модернизацию, достройку, дооборудование) увеличивают его первоначальную стоимость в течение всего срока использования, если существует вероятность получения будущих экономических выгод, превышающих первоначально оцененный уровень его производительности, и/или увеличения потенциала полезности этого объекта.

Например, учреждение произвело замену старых деревянных окон на пластиковые. Будущие экономические выгоды очевидны, ведь такая замена является мерой энергосбережения и учреждение сможет существенно сэкономить при оплате расходов за теплоснабжение.

Ранее учреждения руководствовались следующими правилами: если производилась замена частей объекта основного средства, то его стоимость не изменялась.

Как действовать учреждениям в такой ситуации теперь? Следует ли в этом случае увеличивать первоначальную стоимость здания?

Н. Ч.: В этой ситуации главное — определить, на самом ли деле такие расходы направлены на улучшение эксплуатационных характеристик объекта основных средств. Основанием для признания расходов, связанных с улучшением основных средств, является рост в результате этих расходов ожидаемого срока полезного использования объекта, количества и/или качества работ, услуг, предоставляемых этим объектом и т. п.

Стоимость работ, которые приводят к увеличению ожидаемых будущих выгод от объекта основных средств, включают в капитальные инвестиции с будущим увеличением первоначальной стоимости основных средств.

Решение о характере и признаках осуществляемых субъектом государственного сектора работ, т. е. направлены ли они на повышение технико-экономических возможностей (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция, и т. п.) объекта, что приведет в будущем к увеличению экономических выгод, или же они осуществляются для поддержания объекта в пригодном для использования состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, принимает руководитель субъекта государственного сектора с учетом результатов анализа существующей ситуации и существенности таких расходов. Работы по улучшению объекта основных средств (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.) осуществляют за счет капитальных расходов, предусмотренных в сметах на выполнение указанных работ.

Ред.: Следующий вопрос интересует учреждения, которые приобретают комнатные растения для размещения в помещениях. Как Вы считаете, на каком субсчете необходимо учитывать комнатные растения, приобретаемые для размещения в помещениях?

Н. Ч.: На этот вопрос невозможно дать универсальный ответ. Поскольку состав счетов и субсчетов, которые применяются бюджетными учреждениями, определен Планом счетов.

Назначение и порядок ведения счетов и субсчетов бухгалтерского учета, а также информация о наличии и движении активов, капитала, обязательств и фактах деятельности бюджетных учреждений определены Порядком применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, приведенным в приложении 1 к Плану счетов.

Поэтому при определении субсчета для учета растений необходимо учитывать срок полезного использования, стоимость и другие условия, присущие каждому отдельному растению.

Ред.: С 2015 года в План счетов добавлен субсчет 851 «Расходы будущих периодов». На этом субсчете ведется учет расходов, осуществленных в отчетном периоде, которые подлежат отнесению на расходы в будущих отчетных периодах (оплаченные авансом арендные платежи, подписка на газеты, журналы, периодические и справочные издания и т. п.). Однако в Типовой корреспонденции отсутствует корреспонденция по отражению осуществления расходов будущих периодов и их списания на результаты выполнения сметы.

Наиболее распространенным примером осуществления расходов будущих периодов бюджетными учреждениями является оформление предоплаты на периодические и справочные издания. Пожалуйста, объясните: как отражать такие операции в бухгалтерском учете?

Н. Ч.: Давайте рассмотрим, как применить субсчет 851 «Расходы будущих периодов» на примере, когда бюджетное учреждение осуществило предоплату на периодические издания в текущем году на следующий год.

В бухгалтерском учете операции с применением субсчета 851 будут следующие:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

Перечислены денежные средства в счет предоплаты за периодические издания

364

321, 323

2

Списана сумма дебиторской задолженности за периодические издания на расходы будущих периодов

851

364

Операция осуществляется в конце года при отнесении результатов исполнения сметы по доходам и расходам.

3

Списаны расходы, ранее учтенные в расходах будущих периодов

801, 802, 811 — 813

851

Операция осуществляется в будущем году.

4

Отнесены расходы отчетного периода на результат исполнения сметы расходов за отчетный период

431, 432

801, 802, 811 — 813

Ред.: Согласно п. 1 разд. ІІІ НП(С)БУ 123 «Запасы» запасы отражаются в бухгалтерском учете и отчетности на дату баланса, в том числе в случае изменения цели содержания запасов по наименьшей из двух оценок: первоначальной стоимости либо чистой стоимости реализации.

Запасы отражаются по чистой стоимости реализации, если на дату баланса их цена снизилась или они испорчены, устарели либо иным образом утратили первоначально ожидаемую экономическую выгоду. При этом чистая стоимость реализации определяется по каждой единице запасов.

Каков порядок определения чистой стоимости реализации запасов? Кто должен определять чистую стоимость реализации запасов: комиссия из числа работников учреждения или профессиональный оценщик?

Н. Ч.: Прежде всего напомню, что чистая стоимость реализации запасов — это ожидаемая цена реализации запасов в условиях обычной деятельности, за вычетом ожидаемых расходов на завершение их производства и реализацию.

Бюджетные учреждения отражают запасы по чистой стоимости реализации в случаях, если на дату баланса:

— цена запасов снизилась;

— запасы испорчены или устарели;

— запасы иным образом утратили первоначально ожидаемую экономическую выгоду.

Определение чистой стоимости реализации запасов осуществляет комиссия, назначенная распоряжением (приказом) руководителя. Следовательно, бюджетное учреждение может самостоятельно определить чистую стоимость реализации запасов.

Ред.: С этого года в План счетов добавлен новый счет 26 «Запасы для распределения, передачи, продажи». Этот счет имеет следующие субсчета:

— 261 «Запасы для распределения, передачи, продажи»;

— 262 «Государственные материальные резервы и запасы».

Так, на субсчете 261 «Запасы для распределения, передачи, продажи», ведется учет запасов, которые приобретены (произведены, получены) и содержатся с целью дальнейшего распределения, передачи или продажи, в том числе изделия из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, учебники и прочие материалы образовательных (учебных) заведений, запасы вооружения и т. п.

Объясните: может ли учреждение учитывать на субсчете 261 вторсырье (макулатуру, металлолом), которое подлежит передаче (продаже) специализированному предприятию?

Н. Ч.: Да, бюджетное учреждение может учитывать на субсчете 261 «Запасы для распределения, передачи, продажи» вторичное сырье (металлолом и т. п.), которое подлежит сдаче (продаже) специализированному предприятию.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше