Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Новые гарантии «солдатам учреждения»: совершенству нет предела…

Ушакова Лилия, эксперт по вопросам оплаты труда
Бюджетная бухгалтерия Июнь, 2015/№ 24
В избранном В избранное
Печать
Поводом для развития нескончаемой темы «Солдат учреждения» послужил вступивший в силу с 11.06.2015 г. Закон № 433. Что нового нагарантировали наши законодатели «солдатам учреждения» и что теперь с этим делать их работодателям? Разбираемся!

Немного истории

Причины, по которым вчерашние работники надевают военную форму и идут служить в армию, могут быть разные. Как быть: разрывать с такими работниками трудовой договор или сохранять за ними место работы? Традиционно в этом вопросе работодатели ориентировались на положения п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ.

С момента объявления первой частичной мобилизации в марте 2014 года текст этого пункта КЗоТ менялся лишь раз. Тогда был установлен запрет на увольнение по п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период. По таким работникам необходимо было соблюдать гарантии, установленные ч. 3 ст. 119 КЗоТ, в частности, сохранять за ними место работы, должность и средний заработок, который обещали компенсировать из бюджета.

Но все течет, все меняется. Стремясь финансово поддержать добровольцев, принявших решение встать на защиту Родины, и тех мобилизованных работников, кто решил продолжить службу по контракту, законотворцы дружно вносили изменения и дополнения в гарантийную ст. 119 КЗоТ, забывая об увольнительном п. 3 ч. 1 ст. 36 этого Кодекса. Результат: положения этих двух норм перестали «дружить» друг с другом. То есть за теми, кого работодатель имел право уволить на основании п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ, он должен был сохранять место работы, должность и средний заработок согласно ст. 119 КЗоТ.

И вот наконец-то «непонятки» устранены. Теперь благодаря Закону № 433 основанием для увольнения по п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ является призыв или поступление работника либо собственника — физического лица на военную службу, направление на альтернативную (невоенную) службу, кроме случаев, когда за работником сохраняются место работы и должность в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 119 КЗоТ.

Но расслабляться не стоит! Законом № 433 были внесены изменения в ч. 3 ст. 119 КЗоТ, а ч. 4 этой статьи вообще изложена в новой редакции. Так что интрига сохраняется, продолжаем разбираться!

Тот решил служить, а этого призвали: увольнять нельзя оставить

Внимание! В соответствии с обновленной с 11.06.2015 г. ст. 119 КЗоТ организации и учреждения обязаны сохранять место работы, должность и средний заработок (читайте: не имеют права увольнять на основании п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ в случае призыва или поступления на службу) работников:

1) призванных на срочную военную службу! Неожиданно? Как сказать… Попытку сравнять в гарантиях призванных на военную службу солдат-срочников и мобилизованных солдат наши законодатели предприняли еще в январе 2015 года. Однако тогда, внеся соответствующие изменения в ч. 3 ст. 39 Закона № 2232, они забыли их продублировать в КЗоТ. Поэтому до 11.06.2015 г. КЗоТ разрешал увольнять работников, призванных на срочную военную службу. И вот наконец-то Закону № 433 удалось согласовать положения ст. 119 КЗоТ и ч. 3 ст. 39 Закона № 2232.

Вместе с тем не можем не отметить: специалисты Минсоцполитики считают, что запрет на увольнение работников, призванных на срочную военную службу, действует с 08.02.2015 г. несмотря на то, что рассматриваемые споры между КЗоТ и Законом № 2232 устранены только с 11.06.2015 г.

Важно! На наш взгляд, анализ положений ч. 3 ст. 119 КЗоТ дает возможность сделать вывод, что установленные в ней гарантии, в том числе и по сохранению места работы, должности, распространяются только на солдат-срочников, призванных на службу в течение особого периода. По его окончании гарантии исчезают, а значит, вы вправе распрощаться с работником в случае его призыва на военную службу;

2) призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период;

3) принятых на военную службу по контракту в случае:

— возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности;

— объявления решения о проведении мобилизации;

— объявления решения о введении военного положения;

4) призванных во время мобилизации, на особый период, и подлежащих увольнению с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но продолживших военную службу в связи с принятием на военную службу по контракту.

Всех, кто не попадет в эти бравые ряды (например, работников, которых направили на альтернативную (невоенную) службу, тех, что поступили на службу по контракту по окончании мобилизации, не в период кризисной ситуации и военного положения), можно уволить на основании п. 3 ч. 1 ст. 36 КЗоТ.

С категориями работников, на которых распространяются гарантии, установленные ч. 3 — 5 ст. 119 КЗоТ, разобрались. Теперь пора выяснить, в течение какого периода они действуют.

Ищем границы

Гарантии для «солдат учреждения», установленные ч. 3 и 4 ст. 119 КЗоТ, по сохранению места работы, должности и средней зарплаты начинают действовать со дня начала прохождения военной службы. Таким днем считают:

— день отправления в воинскую часть с областного сборного пункта — для граждан, призванных на срочную военную службу;

— день зачисления в списки личного состава воинской части — для граждан, принятых на военную службу по контракту, в том числе резервистов во время мобилизации;

— день отправления в воинскую часть из районного (городского) военного комиссариата — для граждан, призванных на военную службу во время мобилизации, на особый период, и на военную службу по призыву лиц офицерского состава.

И как долго действуют гарантии? Те из вас, у кого в учреждении были мобилизованные работники, помнят, что максимальный срок для гарантий был равен году, а если мобилизованный «солдат учреждения» продолжал службу по контракту — он продлевался более чем на год. Теперь эту информацию из папки «Знать и отслеживать» можно переложить в папку «Забыть и не вспоминать»! С 11.06.2015 г. действуют новые сроки сохранения места работы, должности и среднего заработка «солдатам учреждения». Для наглядности мы их привели в таблице.

Новые сроки сохранения гарантий для «солдат учреждения»

Категория работников

Срок по гарантиям ( ч. 3 — 5 ст. 119 КЗоТ)

1. Призванные на срочную военную службу

До окончания особого периода или до дня фактической демобилизации

2. Призванные на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период

3. Принятые на военную службу по контракту в случае: — возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности; — объявления решения о проведении мобилизации; — объявления решения о введении военного положения

4. Призванные во время мобилизации, на особый период, и подлежащие увольнению с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но продолжившие военную службу по контракту

Не более чем на срок заключенного контракта

5. Лица, перечисленные в пп. 1 — 4 этой таблицы, которые во время прохождения военной службы: — получили ранения (другие повреждения здоровья) и находятся на лечении в медицинских учреждениях; — попали в плен; — признаны безвестно отсутствующими

До дня, следующего за днем их постановки на воинский учет в военных комиссариатах после увольнения с военной службы по окончании ими лечения в медучреждениях, возвращения из плена, появления их после признания безвестно отсутствующими или до дня объявления судом их умершими

Компенсируют всем

Обновленные положения ч. 3 — 5 ст. 119 КЗоТ гарантируют компенсацию из бюджета среднего заработка всех «солдат учреждения», перечисленных выше в таблице, а не только мобилизованных. Причем Кабмин должен привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с Законом № 433 в течение одного месяца.

Конечно, такая информация не может не радовать работодателей. Но вот средства на эту «радость» в Госбюджете на 2015 год не заложены. А значит, их надо найти и зафиксировать в соответствующем законе. Кроме того, не помешало бы подкорректировать освобождающие от налогообложения п.п. 165.1.1 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI и ч. 7 ст. 7 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI. Ведь в них речь идет только о компенсации среднего заработка мобилизованных работников. И если этого не сделать, есть вероятность, что налоговики будут настаивать на налогообложении выплат в размере среднего заработка, начисленного «солдатам учреждения»: срочникам и контрактникам.

Ой, как хочется верить, что в этот раз наши законодатели и КМУ не будут «тянуть кота за хвост». Ждем.

Нормативные документы

КЗоТКодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Закон № 433 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам социальной защиты граждан Украины, проходящих военную службу во время особого периода» от 14.05.2015 г. № 433-VIII.

Закон № 2232 — Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-XII.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно