В первую очередь напомним: в соответствии с п. 3 Методики расчета арендной платы за государственное имущество и пропорции ее распределения, утвержденной постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786 (далее — Методика № 786), в плату за аренду индивидуально определенного имущества не включаются расходы на содержание арендованного имущества и плата за услуги, которые в соответствии с заключенными соглашениями обязуются предоставлять арендатору государственное предприятие, организация, хозяйственное общество, на балансе которых находится это имущество.
Указанное свидетельствует о том, что стоимость коммунальных услуг, потребленных арендатором, не может быть включена в сумму арендной платы и должна уплачиваться арендатором отдельно.
Что же касается коммунального имущества, то при сдаче его в аренду учреждениям следует руководствоваться региональными методиками расчета арендной платы, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления.
Как правило, эти методики разрабатываются на основе Методики № 786 и содержат требование, запрещающее включение в арендную плату расходов на содержание арендованного имущества.
Таким образом, арендатор должен оплачивать коммунальные услуги на основании отдельного договора, заключенного с арендодателем. Примерная форма Договора о возмещении расходов балансодержателя на содержание арендованного недвижимого имущества и предоставление коммунальных услуг арендатору утверждена приказом Фонда госимущества от 23.08.2000 г. № 1774.
При заключении такого договора арендодатель и арендатор определяют порядок расчетов за потребленные коммунальные услуги.
Теперь перейдем непосредственно к расчетам.
Применение любых норм потребления услуг по водоснабжению и водоотведению, существующих в жилищно-коммунальном хозяйстве, в вашем случае невозможно, поскольку помещение учреждения, во-первых, не является жилым помещением, а во-вторых, имеет прибор учета.
Таким образом, количество потребленных арендатором услуг по водоснабжению и водоотведению следует определять расчетным путем, используя имеющиеся данные о фактическом потреблении учреждением услуг по водоснабжению и водоотведению, количестве работающих и режиме работы.
В первую очередь рассчитаем, какое количество потребленной воды приходится на каждое лицо, находившееся в помещениях учреждения (в том числе наемный работник арендатора), в июне 2015 года. Для этого необходимо разделить количество фактически потребленной воды на количество пользовавшихся ею лиц:
23 м3: 46 человек = 0,5 м3.
Как видим, за 20 рабочих дней июня 2015 года каждое из лиц, находившихся в помещениях учреждения, потребило по 0,5 м3 воды.
Однако при проведении расчета необходимо учесть тот факт, что режим работы арендатора не совпадает с режимом работы учреждения. Так, работники бюджетного учреждения находятся на рабочем месте с 9:00 до 18:00, т. е. 9 часов в день (с учетом перерыва, во время которого также могут использовать воду), а наемный работник арендатора работает с 9:00 до 17:00, т. е. 8 часов в день.
Исходя из указанного, количество потребленной воды наемным работником арендатора следует рассчитать пропорционально его фактическому пребыванию на рабочем месте в течение 8-часового рабочего дня.
Выходит, что за 20 рабочих дней июня 2015 года при 8-часовом рабочем дне наемный работник арендатора потребил 0,44 м3воды (0,5 м3х 8 : 9), что в денежном выражении составляет 2,50 грн. (0,44 м3х 5,676 грн./м3).
Соответственно количество услуг по водоотведению, которое необходимо будет возместить арендатору, также составляет 0,44 м3, что в денежном выражении будет 1,41 грн. (0,44 м3х 3,216 грн./м3).
То есть арендатор за июнь 2015 года должен возместить за потребленные услуги по водоснабжению и водоотведению 3,91 грн. (2,50 грн. + 1,41 грн.).
В конце отметим, что универсальной формулы для проведения расчетов за потребленные коммунальные услуги нет и каждый из расчетов следует проводить исходя из конкретных обстоятельств, складывающихся в учреждении.