О вступлении в силу и введении в действие Закона Украины «О публичных закупках»

Министерство экономического развития и торговли Украины
Бюджетная бухгалтерия Апрель, 2016/№ 14
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 22.03.2016 г. № 3302-06/8257-06

Минэкономразвития Украины как Уполномоченный орган, осуществляющий регулирование и координацию в сфере государственных закупок, сообщает.

19.02.2016 г. вступил в силу Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII (далее — Закон), проект которого был разработан Минэкономразвития Украины с целью оптимизации процедур закупок, повышения уровня прозрачности и открытости осуществления закупок, уровня конкуренции в сфере публичных закупок и снижения уровня коррупции путем ввода системы электронных закупок и электронной системы обжалования, повышения профессиональности закупщиков.

Данный Закон содержит ряд концептуальных изменений по осуществлению публичных закупок заказчиками с обязательным использованием электронной системы закупок, которая обеспечивает проведение процедур закупок, создание, размещение, обнародование и обмен информацией и документами в электронном виде, в состав которой входят веб-портал Уполномоченного органа, авторизованные электронные площадки, между которыми обеспечен автоматический обмен информацией и документами.

О введении в действие Закона

Информируем, что согласно разделу IX «Заключительные и переходные положения» Закона, данный Закон вводится в действие поэтапно:

с 1 апреля 2016 года для центральных органов исполнительной власти и заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования;

с 1 августа 2016 года — для всех заказчиков.

Так, согласно статье 1 Закона Украины «О центральных органах исполнительной власти» систему центральных органов исполнительной власти составляют министерства Украины (далее — министерства) и другие центральные органы исполнительной власти. Система центральных органов исполнительной власти является составляющей системы органов исполнительной власти, высшим органом которой является Кабинет Министров Украины.

Согласно разделу III Закона Украины «О центральных органах исполнительной власти» центральные органы исполнительной власти создаются для выполнения отдельных функций по реализации государственной политики как службы, агентства, инспекции. Деятельность центральных органов исполнительной власти направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через соответствующих министров согласно законодательству.

Кроме того, центральными органами исполнительной власти со специальным статусом согласно статье 24 Закона Украины «О центральных органах исполнительной власти» является Антимонопольный комитет Украины, Фонд государственного имущества Украины, Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины.

При этом определение понятия «заказчики» приведено в пункте 9 части первой статьи 1 Закона.

К заказчикам также относятся юридические лица и/или субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность в отдельных сферах хозяйствования, определенных в пункте 4 части первой статьи 1 Закона и соответствуют хотя бы одному из признаков, установленных в пункте 9 части первой статьи 1 Закона.

Вместе с тем обращаем внимание субъектов хозяйствования на нововведенные исключения, при наличии которых деятельность не считается деятельностью в отдельных сферах хозяйствования (пункт 4 части первой статьи 1 Закона).

Об общих положениях Закона

Статьей 1 Закона определены основные термины, употребляемые в Законе. Следует отметить, что данным Законом изменен ряд терминов, которые будут использоваться в сфере публичных закупок, и введен ряд новых. Поэтому заказчикам, для которых Закон вводится в действие с 1 апреля 2016 года, при проведении закупок необходимо употреблять термины, определенные в статье 1 данного Закона.

Кроме того, в отличие от Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок», данным Законом изменена область применения Закона. Так, в соответствии с частью первой статьи 2 Закона данный Закон применяется:

к заказчикам, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 200 тысяч гривень, а работ 1,5 миллиона гривень;

к заказчикам, осуществляющим деятельность в отдельных сферах хозяйствования, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 1 миллион гривень, а работ 5 миллионов гривень.

При этом, поскольку Закон не содержит разграничения стоимостных показателей в зависимости от происхождения средств (бюджетные или собственные средства), заказчики и заказчики, осуществляющие деятельность в отдельных сферах хозяйствования, руководствуются стоимостными пределами предмета закупки, определенными в части первой статьи 2 Закона независимо от источника финансирования такой закупки.

В то же время Законом предусмотрено, что при осуществлении закупки товаров, работ и услуг, стоимость которых меньше стоимости, установленной в абзацах втором и третьем части первой статьи 2 Закона, заказчики должны придерживаться принципов осуществления публичных закупок, установленных данным Законом, и могут использовать электронную систему закупок с целью отбора поставщика товара (товаров), предоставителя услуги (услуг) и исполнителя работ для заключения договора. При осуществлении закупок товаров, работ и услуг без использования электронной системы закупок, при условии, что стоимость предмета закупки равна или превышает 50 тысяч гривень и меньше стоимости, установленной в абзацах втором и третьем части первой статьи 2 Закона, заказчики обязательно обнародуют отчет о заключенных договорах в системе электронных закупок в соответствии со статьей 10 данного Закона.

При этом обращаем внимание заказчиков, что данным Законом изменен перечень случаев, на которые действие данного Закона не распространяется.

Кроме того, действие данного Закона для заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования, дополнительно не распространяется на случаи, если предметом закупки являются определенные в части четвертой статьи 2 Закона. Поэтому заказчики, осуществляющие деятельность в отдельных сферах хозяйствования, проводят закупку предметов закупки, определенных в частях третьей и четвертой статьи 2 Закона, без применения процедур закупок.

Наряду с этим информируем, что статьей 4 Закона установлена обязанность безвозмездно обнародовать на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок годовой план, приложение к годовому плану и изменения к ним в течение пяти дней со дня их утверждения.

Поэтому заказчикам, которые до введения в действие данного Закона не составляли годовой план и/или приложение к нему, в случае их утверждения с даты введения Закона в действие необходимо руководствоваться требованиями статьи 4 Закона.

При этом в случае, если заказчиком был составлен и утвержден годовой план и приложение к нему до введения в действие данного Закона, необходимость в повторном их обнародовании отсутствует.

В то же время в случае внесения изменений в годовой план и/или приложение к нему после введения в действие Закона такие изменения обнародуются на веб-портале Уполномоченного органа в течение пяти дней со дня их утверждения.

О процедурах закупок

Статьей 12 Закона предусмотрено осуществление публичных закупок с применением таких процедур, как открытые торги, конкурентный диалог, а также переговорной процедуры закупки. Частью второй статьи 12 Закона установлено, что заказчик осуществляет процедуры закупки путем использования электронной системы закупок.

Вместе с тем Закон содержит некоторые отличия проведения тендера, в частности:

обязательное применение заказчиком электронного аукциона во время открытых торгов и конкурентного диалога;

различный порядок осуществления оценки тендерных предложений участников в зависимости от ожидаемой стоимости предмета закупки;

отмена предыдущего обнародования объявления о закупке в случае применения переговорной процедуры закупки и обнародование лишь сообщения о намерении заключить договор по результатам проведенных переговоров с участником (участниками).

Обращаем внимание заказчиков, что согласно части первой статьи 28 Закона оценка тендерных предложений проводится автоматически электронной системой закупок на основе критериев и методики оценки, указанных заказчиком в тендерной документации, и путем применения электронного аукциона.

При этом рассмотрение тендерных предложений на соответствие требованиям тендерной документации осуществляется заказчиком после оценки предложений и начиная с того участника, предложение которого по результату оценки определено наиболее экономически выгодным. В случае отклонения тендерного предложения, которое по результатам оценки определено наиболее экономически выгодным, заказчик рассматривает следующее тендерное предложение из перечня участников, которое считается наиболее экономически выгодным.

При этом в случае, если объявление о проведении процедуры закупки обнародуется в соответствии с нормами части четвертой статьи 10 данного Закона, проводится оценка только тех тендерных предложений, которые не были отклонены согласно данному Закону.

Вместе с тем частью четвертой статьи 10 Закона установлено, что объявления о проведении процедуры закупки в сроки, установленные в части первой этой статьи, обязательно дополнительно обнародуются на веб-портале Уполномоченного органа на английском языке, если ожидаемая стоимость закупки превышает сумму, эквивалентную: для товаров и услуг — 133 тысячам евро; для работ — 5150 тысячам евро.

Таким образом, если ожидаемая стоимость закупки превышает упомянутые выше пределы, заказчик до проведения автоматической оценки тендерных предложений в срок, не превышающий 20 рабочих дней, рассматривает тендерные предложения на соответствие техническим требованиям, определенным в тендерной документации, и определяет соответствие участников квалификационным критериям.

Согласно части пятой статьи 28 Закона по результатам рассмотрения составляется протокол рассмотрения тендерных предложений по форме, установленной Уполномоченным органом, и оглашается заказчиком на веб-портале Уполномоченного органа в соответствии со статьей 10 данного Закона. После обнародования заказчиком протокола рассмотрения тендерных предложений электронной системой закупок автоматически рассылаются уведомления всем участникам тендера и оглашается перечень участников, тендерные предложения которых не отклонены согласно данному Закону. Дата и время проведения электронного аукциона определяются электронной системой автоматически, но не ранее чем через пять дней после обнародования протокола рассмотрения тендерных предложений.

О централизованных закупочных организациях и уполномоченных лицах

Законом предусмотрена возможность создания централизованных закупочных организаций и осуществления закупок уполномоченными лицами заказчика.

Согласно пункту 36 части первой статьи 1 Закона централизованные закупочные организации — юридические лица, которые определяются Кабинетом Министров Украины, Советом министров Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления в качестве заказчиков, организующих и проводящих процедуры закупок и закупки по рамочным соглашениям в интересах заказчиков в соответствии с данным Законом. Централизованные закупочные организации приобретают все права и обязанности заказчиков, которые определены данным Законом, и несут ответственность согласно законам Украины.

В то же время особенности создания и деятельности централизованных закупочных организаций устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

При этом, исходя из содержания статей 1 и 11 Закона, уполномоченное лицо (лица) является служебным, должностным и другим физическим лицом заказчика, которое определено ответственным за организацию и проведение процедур закупки согласно данному Закону на основании собственного распорядительного решения или трудового договора (контракта) и должно иметь высшее образование.

Вместе с тем согласно статье 21 Кодекса законов о труде Украины трудовым договором является соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом либо физическим лицом, по которому работник обязуется производить работу, определенную данным соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган либо физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон. Работник имеет право реализовать свои способности к производительному и творческому труду путем заключения трудового договора на одном или одновременно на нескольких предприятиях, в учреждениях, организациях, если иное не предусмотрено законодательством, коллективным договором или соглашением сторон.

Особой формой трудового договора является контракт, в котором срок его действия, права, обязанности и ответственность сторон (в том числе материальная), условия материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения договора, в том числе досрочного, могут устанавливаться соглашением сторон.

Согласно части пятой статьи 11 Закона примерное положение о тендерном комитете и уполномоченном лице (лицах) утверждается Уполномоченным органом.

Об авторизации электронных площадок

Постановлением Кабинета Министров Украины от 24.02.2016 № 166 г. «Об утверждении Порядка функционирования электронной системы закупок и проведения авторизации электронных площадок» утвержден порядок, определяющий требования к функционированию электронной системы закупок, процедуру проведения авторизации электронных площадок, условия подключения и случаи отключения электронных площадок от электронной системы закупок, требования к электронным площадкам и ответственность операторов авторизованных электронных площадок.

Согласно требованиям указанного постановления авторизация электронных площадок осуществляется Уполномоченным органом на основании решения комиссии, персональный и количественный состав которой утвержден приказом Минэкономразвития от 15.03.2016 г. № 440 «О создании комиссии по обеспечению осуществления авторизации электронных площадок, подготовке решений об их подключении/отключении к/от электронной системы закупок, устранению технических сбоев в электронной системе закупок» (далее — Комиссия).

Информация о деятельности Комиссии размещается на официальном веб-сайте Министерства (www.me.gov.ua) в подрубрике «Комиссия по обеспечению осуществления авторизации электронных площадок, подготовке решений об их подключении/отключении к/от электронной системы закупок, устранению технических сбоев в электронной системе закупок» рубрики «Государственные закупки» раздела «Деятельность».

Заявка на авторизацию подается по адресу Уполномоченного органа и регистрируется и обнародуется на веб-портале Уполномоченного органа.

Директор Департамента регулирования государственных закупок А. Стародубцев

Комментарий редакции

Как заказчикам проводить закупки в соответствии с Законом о публичных закупках

С 1 апреля некоторые заказчики уже должны проводить процедуры закупок товаров, работ и услуг в соответствии с новым Законом Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII (далее — Закон № 922). При этом обязательность использования электронной системы закупок касается центральных органов исполнительной власти и заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования.

Систему центральных органов исполнительной власти составляют министерства и другие центральные органы исполнительной власти. Перечень таких органов, полномочия и порядок их деятельности урегулированы Законом Украины «О центральных органах исполнительной власти» от 17.03.2011 г. № 3166-VI и Указом Президента Украины «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» от 09.12.2010 г. № 1085/2010 (ср. 025069200).

Что касается заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования, их перечень определен в п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона № 922, а признаки, которыми такие субъекты хозяйствования должны соответствовать, приведены в п. 9 ч. 1 ст. 1 этого Закона.

Все остальные заказчики, а это прежде всего обычные распорядители бюджетных средств, начнут руководствоваться Законом № 922 только с 01.08.2016 г. Следовательно, еще есть время подготовиться к использованию электронной системы закупок согласно требованиям этого Закона, а пока что продолжать работать в соответствии с Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII (далее — Закон № 1197).

Учитывая это, авторы комментируемого письма акцентировали внимание на основных изменениях, которые необходимо применять определенным категориям заказчиков уже с 01.04.2016 г., а именно:

— изменен ряд терминов, которые будут использоваться в сфере публичных закупок, и введены новые;

— изменена сфера применения Закона № 922 (ч. 1 ст. 2);

— изменен перечень случаев, на которые действие Закона № 922 не распространяется (ч. 3 ст. 2);

— публичные закупки осуществляют с применением таких процедур, как открытые торги, конкурентный диалог, а также переговорная процедура закупки ( ст. 12 Закона № 922);

— заказчик осуществляет процедуры закупки путем использования электронной системы закупок;

— заказчик обязательно применяет электронный аукцион во время открытых торгов и конкурентного диалога;

— применяется разный порядок осуществления оценки тендерных предложений участников в зависимости от ожидаемой стоимости предмета закупки;

— отменено требование о предварительном обнародовании объявления о закупке в случае применения переговорной процедуры закупки, обнародуется только сообщение о намерении заключить договор по результатам проведенных переговоров с участником (участниками);

— оценка тендерных предложений проводится автоматически электронной системой закупок на основе критериев и методики оценки, указанных заказчиком в тендерной документации, и путем применения электронного аукциона ( ч. 1 ст. 28 Закона № 922);

— рассмотрение тендерных предложений на соответствие требованиям тендерной документации осуществляется заказчиком после оценки предложений и начиная с того участника, предложение которого по результату оценки определено наиболее экономически выгодным;

— после обнародования заказчиком протокола рассмотрения тендерных предложений электронная система закупок автоматически рассылает сообщения всем участникам тендера и обнародует перечень участников, тендерные предложения которых не отклонены согласно ст. 30 Закона № 922;

— дату и время проведения электронного аукциона определяет автоматически электронная система (но не раньше чем через 5 дней после обнародования протокола рассмотрения тендерных предложений);

— предусмотрена возможность создания централизованных закупочных организаций. Особенности создания и деятельности централизованных закупочных организаций устанавливаются Кабмином;

— появилась возможность осуществления закупок тендерным комитетом или уполномоченными лицами заказчика ( ст. 11 Закона № 922). Примерное положение о тендерном комитете и уполномоченном лице (лицах) утверждено приказом Минэкономразвития от 30.03.2016 г. № 557 (http://www.me.gov.ua/Documents/Download?id=4b06c8c7-8e25-4516-ac96-61176e93f171).

Отдельно авторы письма напомнили заказчикам о необходимости обнародования на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок годового плана, приложения к годовому плану и изменений к ним (в течение 5 дней со дня их утверждения).

Поэтому заказчикам, которые до введения в действие Закона № 922 не составляли годовой план и/или приложение к нему, в случае их утверждения с даты введения этого Закона в действие необходимо руководствоваться требованиями его ст. 4.

При этом в случае, если заказчиком были составлены и утверждены годовой план и приложение к нему до введения в действие Закона № 922, необходимость в повторном их обнародовании отсутствует.

Однако примите к сведению: с 01.04.2016 г. заказчики должны обнародовать информацию о закупках на веб-портале prozorro.gov.ua через кабинет заказчика, зарегистрированный на одной из авторизованных электронных площадок. Перечень площадок, которые прошли авторизацию и имеют право предоставлять кабинеты заказчиков в соответствии с Законом № 922, можно найти по ссылке: prozorro.gov.ua/ua/pochati-robotu/ (информация обновляется). При этом процедуры закупок, начатые указанными заказчиками до 31.03.2016 г. включительно, завершаются на портале tender.me.gov.ua. С 1 апреля 2016 года новые процедуры закупок, изменения к годовым планам и приложения к ним для указанных заказчиков обнародуются через кабинеты на площадках.

Что касается всех остальных заказчиков, которые начнут руководствоваться Законом № 922 с 01.08.2016 г., то они продолжают работать на веб-портале tender.me.gov.ua в соответствии с Законом № 1197.

Добавим, что во исполнение требований Закона № 922 Минэкономразвития утвердило такие документы:

— приказ «Об определении веб-портала Уполномоченного органа по вопросам закупок в составе электронной системы закупок и обеспечении его функционирования» от 18.03.2016 г. № 473;

— Примерное положение о тендерном комитете и уполномоченном лице (лицах), утвержденное приказом от 30.03.2016 г. № 557 (http://www.me.gov.ua/Documents/Download?id=4b06c8c7-8e25-4516-ac96-61176e93f171);

приказ «Об утверждении форм документов в сфере публичных закупок» от 22.03.2016 г. № 490;

Порядок размещения информации о публичных закупках, утвержденный приказом от 08.03.2016 г. № 477;

Порядок определения предмета закупки, утвержденный приказом от 17.03.2016 г. № 454.

Поэтому бюджетные учреждения уже сегодня имеют возможность ознакомиться с Законом № 922 и нормативными документами, с которыми будут работать с 01.08.2016 г.

И хотя для изучения всех изменений, внесенных Законом № 922, времени еще достаточно, советуем вам не откладывать это в долгий ящик и не терять время, а уже сейчас подготовиться к работе в системе Prozorro.

Определим, что именно целесообразно сделать бюджетным учреждениям:

1) зарегистрироваться и подписать договор с площадкой (лучше с несколькими);

2) утвердить положение о тендерном комитете или уполномоченном лице (лицах);

3) получить электронную цифровую подпись (ЭЦП) для лица, которое будет отвечать за публикацию информации на площадке от имени бюджетного учреждения — заказчика.

Для того чтобы вы справились с этими задачами как можно оперативнее, в одном из ближайших номеров газеты мы дадим практические советы по этим вопросам.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд