Основные аспекты составления паспортов бюджетных программ
Правила составления паспортов бюджетных программ местных бюджетов и отчетов об их исполнении (далее — Правила), а также формы паспорта и отчета о его исполнении утверждены приказом Минфина «О некоторых вопросах внедрения программно-целевого метода составления и выполнения местных бюджетов» от 26.08.2014 г. № 836.
Паспорт бюджетной программы местного бюджета — это документ, определяющий цель, задачу, ответственных исполнителей, результативные показатели и другие характеристики бюджетной программы в соответствии с бюджетным назначением, установленным решением о местном бюджете.
Информация, содержащаяся в паспорте бюджетной программы, применяется для осуществления мониторинга и оценки ее эффективности, в частности, сравнительного анализа эффективности бюджетной программы, контроля за целевым использованием бюджетных средств.
Паспорта бюджетных программ составляют все главные распорядители бюджетных средств по каждой бюджетной программе, кроме бюджетных программ:
— создаваемых в течение года за счет средств резервного фонда бюджета;
— по возврату кредитов в бюджет;
— по возмещению вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры и суда, возмещению гражданину стоимости конфискованного и бесхозного имущества, взысканного в доход государства, возмещению вреда, нанесенного физическому или юридическому лицу незаконными решениями, действиями или бездействием органов государственной власти, их должностных и служебных лиц;
— по перечислению межбюджетных трансфертов.
Паспорт бюджетной программы формируется на основе информации, приведенной в бюджетном запросе главного распорядителя, с учетом бюджетных назначений, установленных решением о местном бюджете.
Заметим, что в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе Казначейство осуществляет платежи по поручению распорядителей и получателей бюджетных средств в случае наличия утвержденного в установленном порядке паспорта бюджетной программы.
Разработка и утверждение паспортов бюджетных программ
Главные распорядители разрабатывают проекты паспортов бюджетных программ и подают их на утверждение местному финансовому органу в течение 30 дней после вступления в силу решения о местном бюджете.
В течение недели главные распорядители подают на утверждение в местный финансовый орган проекты паспортов бюджетных программ в случае:
— возникновения новых бюджетных программ (подпрограмм);
— вступления в силу решения о внесении изменений в решение о местном бюджете на соответствующий бюджетный период, приводящих к изменению информации и показателей, утвержденных в паспортах бюджетных программ;
— передачи бюджетных назначений от одного главного распорядителя к другому;
— передачи нераспределенных бюджетных назначений на определенную в решении о местном бюджете цель между главными распорядителями;
— перераспределения расходов по бюджетным программам в пределах общего объема бюджетных назначений, предусмотренных главному распорядителю;
— перераспределения расходов по подпрограммам в пределах общего объема бюджетных назначений, предусмотренных для исполнения бюджетной программы;
— изменения информации и изменения показателей, утвержденных в паспортах бюджетных программ, необходимость во внесении которых по объективным причинам возникла в процессе исполнения бюджета и которые соответствуют цели и задачам бюджетной программы;
— утверждения новых или внесения изменений в действующие порядки использования бюджетных средств, приводящих к изменению информации и показателей, утвержденных в паспортах бюджетных программ;
— внесения изменений в роспись местного бюджета, приводящих к изменению информации и показателей, утвержденных в паспортах бюджетных программ.
Отметим, что проекты паспортов бюджетных программ подаются в местный финансовый орган вместе с проектами приказов об их утверждении в бумажном и электронном виде.
Главные распорядители средств и местные финансовые органы обеспечивают соответствие содержания паспортов бюджетных программ решению о местном бюджете на соответствующий бюджетный период, бюджетной росписи (кроме случаев внесения изменений в паспорта бюджетных программ при внесении изменений в специальный фонд сметы бюджетного учреждения в части собственных поступлений бюджетных учреждений), соответствующим порядкам использования бюджетных средств и Правилам.
Внимание! В случае несоответствия проекта паспорта бюджетной программы решению о местном бюджете на соответствующий бюджетный период, бюджетной росписи, порядкам использования бюджетных средств и Правилам местный финансовый орган имеет право в недельный срок со дня его получения вернуть такой паспорт бюджетной программы на доработку соответствующему главному распорядителю.
Паспорта бюджетных программ главного распорядителя утверждаются совместным приказом главного распорядителя и финоргана в трех экземплярах в течение 45 дней со дня вступления в силу решения о местном бюджете.
В таких случаях, как:
— возникновение новых бюджетных программ (подпрограмм);
— вступление в силу решения о внесении изменений в решение о местном бюджете на соответствующий бюджетный период, приводящих к изменению информации и показателей, утвержденных в паспортах бюджетных программ;
— передача бюджетных назначений от одного главного распорядителя к другому;
— передача нераспределенных бюджетных назначений на определенную в решении о местном бюджете цель между главными распорядителями;
— перераспределение расходов по бюджетным программам в пределах общего объема бюджетных назначений, предусмотренных главному распорядителю.
Паспорта бюджетных программ утверждаются в течение двух недель после наступления таких случаев.
Если согласно нормативно-правовым актам главный распорядитель принимает свои решения в иной, отличной от приказа, форме (например, распоряжение), паспорт бюджетной программы утверждается одновременно соответствующим распорядительным документом главного распорядителя и приказом местного финансового органа.
В таком случае в грифе «ЗАТВЕРДЖЕНО» формы паспорта бюджетной программы указывается еще и название распорядительного документа главного распорядителя.
Один экземпляр совместного приказа об утверждении паспортов бюджетных программ остается в местном финансовом органе, второй и третий — передаются соответствующему главному распорядителю, один из которых в установленном порядке передается в соответствующий территориальный орган Государственной казначейской службы Украины.
Главный распорядитель средств в трехдневный срок со дня утверждения приказа о паспорте бюджетной программы подает приказ и паспорт бюджетной программы в электронном виде в местный финансовый орган.
Кроме того, в недельный срок со дня утверждения приказа о паспортах бюджетных программ главный распорядитель обеспечивает доведение до ответственных исполнителей, распорядителей нижестоящего уровня и получателей бюджетных средств его копий и копий утвержденных паспортов бюджетных программ.
Ответственные исполнители, распорядители нижестоящего уровня и получатели бюджетных средств информируют соответствующие территориальные органы Казначейства путем подачи им копий приказа об утверждении паспортов бюджетных программ и копий самих паспортов.
Внимание! Именно главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает своевременность утверждения паспортов бюджетных программ, достоверность и полноту содержащейся в них информации.
Внесение изменений в паспорта бюджетных программ
Если в решение о местном бюджете внесены изменения, приводящие к изменению информации и показателей бюджетной программы, паспорт которой еще не утвержден, паспорт указанной программы утверждается на основании показателей (объема средств, названия), установленных решением о местном бюджете с учетом внесенных изменений.
Если в процессе исполнения бюджета открываются новые бюджетные программы, показатели паспорта бюджетной программы должны соответствовать показателям росписи местного бюджета с изменениями.
Изменения в паспорта бюджетных программ вносятся в течение бюджетного периода путем утверждения их в новой редакции в порядке, установленном для составления паспортов бюджетных программ, в случае:
— принятия изменений к решению о местном бюджете на соответствующий бюджетный период, приводящих к изменению информации и показателей, утвержденных в паспортах бюджетных программ;
— изменения информации и изменения показателей, утвержденных в паспортах бюджетных программ, необходимость во внесении которых по объективным причинам возникла в процессе исполнения бюджета и которые соответствуют цели и задачам бюджетной программы;
— передачи бюджетных назначений от одного главного распорядителя к другому;
— передачи нераспределенных бюджетных назначений на определенную в решении о местном бюджете цель между главными распорядителями;
— перераспределения расходов по бюджетным программам в пределах общего объема бюджетных назначений, предусмотренных главному распорядителю;
— перераспределения расходов по подпрограммам в пределах общего объема бюджетных назначений, предусмотренных для исполнения бюджетной программы;
— принятия соответствующих решений о внесении изменений в действующие порядки использования бюджетных средств, приводящих к изменению информации и показателей, утвержденных в паспортах бюджетных программ;
— внесения изменений в роспись местного бюджета, приводящих к изменению результативных показателей бюджетной программы (подпрограммы);
— внесения изменений в специальный фонд сметы бюджетного учреждения в части собственных поступлений бюджетных учреждений, приводящих к возникновению новых задач бюджетной программы (подпрограммы).
В случае уменьшения или передачи бюджетных назначений, приводящих к отмене существующей программы, соответствующий главный распорядитель бюджетных средств готовит приказ о признании утратившим силу приказа об утверждении соответствующего паспорта бюджетной программы.
Требования к составлению паспортов бюджетных программ
Теперь давайте рассмотрим требования к составлению паспорта бюджетной программы и для наглядности приведем пример его составления.
Как указывалось ранее, форма паспорта бюджетной программы утверждена приказом № 836.
В соответствии с указанной формой паспорта бюджетной программы в пунктах 1 — 4 определяются соответственно коды и наименования главного распорядителя, ответственного исполнителя, бюджетной программы, код функциональной классификации расходов и кредитования бюджета, которому соответствует бюджетная программа, бюджетные назначения, установленные решением о местном бюджете, либо бюджетные ассигнования, установленные росписью местного бюджета в случаях, предусмотренных абз. 3 — 5 п. 1.3 разд. I Правил.
Код функциональной классификации расходов и кредитования бюджета указывается лишь в случае, когда бюджетная программа не делится на подпрограммы.
В пункте 5 формы паспорта приводится перечень нормативно-правовых актов, на основании которых бюджетная программа была включена в решение о местном бюджете на соответствующий бюджетный период или возникла в случаях, предусмотренных абз. 3 — 5 п. 1.3 разд. I Правил, в том числе приводятся региональные целевые программы, осуществляемые в пределах бюджетной программы.
В пункте 6 указывается цель бюджетной программы, в пункте 7 — коды программной классификации расходов и кредитования местных бюджетов, функциональной классификации расходов и кредитования бюджета и названия подпрограмм, направленных на достижение цели, определенной паспортом бюджетной программы.
Если бюджетная программа не делится на подпрограммы, пункт 7 формы паспорта не заполняется.
В пункте 8 формы паспорта указываются объемы финансирования бюджетной программы в разрезе подпрограмм (в случае их формирования) и задач бюджетной программы.
Соответственно, если бюджетная программа не делится на подпрограммы, пункт 8 формы паспорта заполняется только в разрезе задач бюджетной программы.
В пункте 9 формы паспорта указываются объемы бюджетных назначений, направляемые на реализацию региональных целевых программ, которые исполняются в составе бюджетной программы.
В пункте 10 формы паспорта с распределением по подпрограммам (в случае их формирования) и задачам бюджетной программы определяются результативные показатели бюджетной программы (подпрограммы), которые разделяются на четыре группы — затрат, продукта, эффективности, качества.
При этом, поскольку показатели эффективности и качества определяются с использованием нескольких показателей, должны быть указаны источники информации по каждому из них.
Если отсутствует статистическая информация, необходимо подать информацию о количественных показателях, которые характеризуют конечные результаты, достигнутые за средства конкретной программы (подпрограммы).
Паспорт бюджетной программы может быть составлен по неполному перечню результативных показателей с предоставлением соответствующих пояснений.
При разработке бюджетных программ (подпрограмм) и результативных показателей их исполнения главные распорядители должны использовать типовые перечни бюджетных программ и результативных показателей их исполнения для местных бюджетов, утвержденные на законодательном уровне для каждой отрасли. Этот перечень нормативных документов мы приводили в статье «Программно-целевой метод в бюджетном процессе: аспекты применения» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 34).
При этом главные распорядители самостоятельно выбирают из определенных перечней результативных показателей бюджетных программ те, которые максимально эффективно и в полном объеме отражают результаты исполнения бюджетных программ.
В пункте 11 формы паспорта с распределением по инвестиционным проектами (программам) отражаются источники их финансирования, кассовые расходы по состоянию на начало отчетного периода, план расходов отчетного периода и прогноз расходов до конца реализации инвестиционного проекта (программы) с разбивкой по годам. В графе 13 необходимо предоставить пояснения, характеризующие источники финансирования. Пункт 11 формы паспорта заполняется только для утвержденных в местном бюджете расходов / предоставления кредитов на реализацию инвестиционных проектов (программ).
Приведем пример паспорта бюджетной программы местного бюджета.

7. Підпрограми, спрямовані на досягнення мети, визначеної паспортом бюджетної програми
№ з/п | КПКВК | КФКВК | Назва підпрограми |
8. Обсяги фінансування бюджетної програми у розрізі підпрограм та завдань
(тис. грн.)
№ з/п | КПКВК | КФКВК | Підпрограма/завдання бюджетної програм2 | Загальний фонд | Спеціальний фонд | Разом |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 1011120 | 070601 | Забезпечити підготовку для регіону фахівців у вищих навчальних закладах І та ІІ рівнів акредитації | 21447,900 | 4070,600 | 25518,500 |
2 | 1011120 | 070601 | Забезпечення збереження енергоресурсів | 744,000 | 198,300 | 942,300 |
3 | 1011120 | 070601 | Придбання обладнання та предметів довгострокового користування | 125,000 | 125,000 | |
Усього | 22191,900 | 4393,900 | 26585,800 |
9. Перелік регіональних цільових програм, які виконуються у складі бюджетної програми
(тис. грн.)
Назва регіональної цільової програми та підпрограми | КПКВК | Загальний фонд | Спеціальний фонд | Разом |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Регіональна цільова програма 1 | ||||
Підпрограма 1 | ||||
Підпрограма 2 | ||||
… | ||||
Усього |
10. Результативні показники бюджетної програми у розрізі підпрограм і завдань
№ з/п | КПКВК | Назва показника | Одиниця виміру | Джерело інформації | Значення показника |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | 1011120 | Забезпечити підготовку для регіону фахівців у вищих навчальних закладах І та ІІ рівнів акредитації | |||
1. Показники затрат | |||||
1 | 1011120 | Середньорічна кількість посадових окладів (ставок) педагогічного персоналу | од. | Звітність установ | 194,96 |
2 | 1011120 | Середньорічна кількість штатних одиниць адмінперсоналу, за умовами оплати віднесених до педагогічного персоналу | од. | Звітність установ | 18,000 |
3 | 1011120 | Середньорічна кількість штатних одиниць спеціалістів | од. | Звітність установ | 30,500 |
4 | 1011120 | Середньорічна кількість штатних одиниць робітників | од. | Звітність установ | 22,000 |
5 | 1011120 | Всього — середньорічна кількість ставок (штатних одиниць) | од. | Звітність установ | 265,460 |
2. Показники продукту | |||||
1 | 1011120 | Середньорічна кількість студентів денної форми навчання | осіб | Звітність установ | 1393,000 |
2 | 1011120 | Середньорічна кількість стипендіатів за рахунок коштів бюджету | осіб | Звітність установ | 748,000 |
3 | 1011120 | Кількість осіб, прийнятих на 1 курс на денну форму навчання | осіб | Звітність установ | 410,000 |
4 | 1011120 | Кількість випускників | осіб | Звітність установ | 369,000 |
3. Показники ефективності | |||||
1 | 1011120 | Витрати на 1 приведеного студента | грн. | Розрахунок | 18319,100 |
4. Показники якості | |||||
1 | 1011120 | Відсоток студентів, які отримують відповідний документ про освіту | % | Розрахунок | 26,500 |
2 | 1011120 | Відсоток працевлаштованих випускників | % | Розрахунок | 76,400 |
2 | 1011120 | Забезпечення збереження енергоресурсів | |||
1. Показники затрат | |||||
1 | 1011120 | Обсяг видатків на оплату енергоносіїв та комунальних послуг всього, з них на оплату: | тис. грн. | Звітність установ | 942,300 |
2 | 1011120 | Теплопостачання | тис. грн. | Звітність установ | 655,000 |
3 | 1011120 | Водопостачання | тис. грн. | Звітність установ | 28,300 |
4 | 1011120 | Електроенергії | тис. грн. | Звітність установ | 259,000 |
5 | 1011120 | загальна площа приміщень | кв. м | Звітність установ | 3942,160 |
6 | 1011120 | опалювальна площа приміщень | кв. м | Звітність установ | 3879,090 |
2. Показники продукту | |||||
1 | 1011120 | Обсяг споживання енергоресурсів, натуральні одиниці, в тому числі: | Звітність установ | ||
2 | 1011120 | Теплопостачання | тис. Гкал | Звітність установ | 0,620 |
3 | 1011120 | Водопостачання | куб. м | Звітність установ | 3,250 |
4 | 1011120 | Електроенергії | тис. кВт·год | Звітність установ | 85,000 |
3. Показники ефективності | |||||
1 | 1011120 | Середнє споживання комунальних послуг та енергоносіїв, в тому числі: | Розрахунок | ||
2 | 1011120 | Теплопостачання | Гкал на 1 кв. м опал. площі | Розрахунок | 0,160 |
3 | 1011120 | Водопостачання | куб. м на 1 кв. м заг. площі | Розрахунок | 0,824 |
4 | 1011120 | Електроенергії | кВт·год на 1 кв. м загал. площі | Розрахунок | 21,562 |
4. Показники якості | |||||
1 | 1011120 | Річна економія витрачання енергоресурсів в натуральному виразі: | % | Розрахунок | |
2 | 1011120 | Теплопостачання | % | Розрахунок | 1,000 |
3 | 1011120 | Водопостачання | % | Розрахунок | 1,000 |
4 | 1011120 | Електроенергії | % | Розрахунок | 1,000 |
5 | 1011120 | Обсяг річної економії бюджетних коштів, отриманої від проведення заходів, що приводять до збереження | тис. грн. | Розрахунок | 7,440 |
3 | 1011120 | Придбання обладнання та предметів довгострокового користування | |||
1. Показники затрат | |||||
1 | 1011120 | Обсяг видатків на придбання обладнання та предметів довгострокового користування (у розрізі їх видів) | тис. грн. | Звітність установ | 125,000 |
2 | 1011120 | Оргтехніка | тис. грн. | Звітність установ | 125,000 |
2. Показники продукту | |||||
1 | 1011120 | Кількість установ (закладів), в яких проведено оновлення матеріально-технічної бази | од. | Звітність установ | 1,000 |
2 | 1011120 | Кількість придбаного обладнання та предметів довгострокового користування (у розрізі їх видів) | од. | Звітність установ | 10,000 |
3 | 1011120 | Оргтехніка | од. | Звітність установ | 10,000 |
3. Показники ефективності | |||||
1 | 1011120 | Середні витрати на придбання одиниці оргтехніки | тис. грн. | Розрахунок | 12,500 |
4. Показники якості | |||||
1 | 1011120 | Динаміка кількості установ, в яких здійснено оновлення матеріально-технічної бази, в порівнянні до попереднього року | % | Розрахунок | 100,000 |
2 | 1011120 | Рівень оновлення матеріально-технічної бази порівняно з минулим роком | % | Розрахунок | 250,000 |
11. Джерела фінансування інвестиційних проектів у розрізі підпрограм2
(тис. грн.)
Код | Найменування джерел надходжень | КПКВК | Касові видатки станом на 01 січня звітного періоду | План видатків звітного періоду | Прогноз видатків до кінця реалізації інвестиційного проекту3 | Пояснення, що характеризують джерела фінансування | ||||||
загальний фонд | спеціальний фонд | разом | загальний фонд | спеціальний фонд | разом | загальний фонд | спеціальний фонд | разом | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Підпрограма 1 | ||||||||||||
Інвестиційний проект 1 | ||||||||||||
Надходження із бюджету | ||||||||||||
Інші джерела фінансування (за видами) | х | х | х | |||||||||
… | ||||||||||||
Інвестиційний проект 2 | ||||||||||||
… | ||||||||||||
Усього |
1 Код функціональної класифікації видатків та кредитування бюджету вказується лише у випадку, коли бюджетна програма не поділяється на підпрограми.
2 Пункт 11 заповнюється тільки для затверджених у місцевому бюджеті видатків / надання кредитів на реалізацію інвестиційних проектів (програм).
3 Прогноз видатків до кінця реалізації інвестиційного проекту зазначається з розбивкою за роками.
