Темы статей
Выбрать темы

Правила составления паспортов бюджетных программ

Маркович Галина, эксперт по финансовым вопросам, Проектный офис секторной децентрализации, заслуженный экономист Украины, кандидат экономических наук
Применение программно-целевого метода в бюджетном процессе предусматривает составление паспортов бюджетных программ, т. е. документов, непосредственно определяющих все основные положения бюджетной программы. Как именно необходимо составлять паспорта бюджетных программ? В каких случаях вносятся изменения в паспорта бюджетных программ? Кто и в какой срок их должен составить и утвердить? На эти и другие вопросы ответим в статье, а также приведем пример составления паспорта бюджетной программы.

Основные аспекты составления паспортов бюджетных программ

Правила составления паспортов бюджетных программ местных бюджетов и отчетов об их исполнении (далее — Правила), а также формы паспорта и отчета о его исполнении утверждены приказом Минфина «О некоторых вопросах внедрения программно-целевого метода составления и выполнения местных бюджетов» от 26.08.2014 г. № 836.

Паспорт бюджетной программы местного бюджета — это документ, определяющий цель, задачу, ответственных исполнителей, результативные показатели и другие характеристики бюджетной программы в соответствии с бюджетным назначением, установленным решением о местном бюджете.

Информация, содержащаяся в паспорте бюджетной программы, применяется для осуществления мониторинга и оценки ее эффективности, в частности, сравнительного анализа эффективности бюджетной программы, контроля за целевым использованием бюджетных средств.

Паспорта бюджетных программ составляют все главные распорядители бюджетных средств по каждой бюджетной программе, кроме бюджетных программ:

— создаваемых в течение года за счет средств резервного фонда бюджета;

— по возврату кредитов в бюджет;

— по возмещению вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры и суда, возмещению гражданину стоимости конфискованного и бесхозного имущества, взысканного в доход государства, возмещению вреда, нанесенного физическому или юридическому лицу незаконными решениями, действиями или бездействием органов государственной власти, их должностных и служебных лиц;

— по перечислению межбюджетных трансфертов.

Паспорт бюджетной программы формируется на основе информации, приведенной в бюджетном запросе главного распорядителя, с учетом бюджетных назначений, установленных решением о местном бюджете.

Заметим, что в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе Казначейство осуществляет платежи по поручению распорядителей и получателей бюджетных средств в случае наличия утвержденного в установленном порядке паспорта бюджетной программы.

Разработка и утверждение паспортов бюджетных программ

Главные распорядители разрабатывают проекты паспортов бюджетных программ и подают их на утверждение местному финансовому органу в течение 30 дней после вступления в силу решения о местном бюджете.

В течение недели главные распорядители подают на утверждение в местный финансовый орган проекты паспортов бюджетных программ в случае:

— возникновения новых бюджетных программ (подпрограмм);

— вступления в силу решения о внесении изменений в решение о местном бюджете на соответствующий бюджетный период, приводящих к изменению информации и показателей, утвержденных в паспортах бюджетных программ;

— передачи бюджетных назначений от одного главного распорядителя к другому;

— передачи нераспределенных бюджетных назначений на определенную в решении о местном бюджете цель между главными распорядителями;

— перераспределения расходов по бюджетным программам в пределах общего объема бюджетных назначений, предусмотренных главному распорядителю;

— перераспределения расходов по подпрограммам в пределах общего объема бюджетных назначений, предусмотренных для исполнения бюджетной программы;

— изменения информации и изменения показателей, утвержденных в паспортах бюджетных программ, необходимость во внесении которых по объективным причинам возникла в процессе исполнения бюджета и которые соответствуют цели и задачам бюджетной программы;

— утверждения новых или внесения изменений в действующие порядки использования бюджетных средств, приводящих к изменению информации и показателей, утвержденных в паспортах бюджетных программ;

— внесения изменений в роспись местного бюджета, приводящих к изменению информации и показателей, утвержденных в паспортах бюджетных программ.

Отметим, что проекты паспортов бюджетных программ подаются в местный финансовый орган вместе с проектами приказов об их утверждении в бумажном и электронном виде.

Главные распорядители средств и местные финансовые органы обеспечивают соответствие содержания паспортов бюджетных программ решению о местном бюджете на соответствующий бюджетный период, бюджетной росписи (кроме случаев внесения изменений в паспорта бюджетных программ при внесении изменений в специальный фонд сметы бюджетного учреждения в части собственных поступлений бюджетных учреждений), соответствующим порядкам использования бюджетных средств и Правилам.

Внимание! В случае несоответствия проекта паспорта бюджетной программы решению о местном бюджете на соответствующий бюджетный период, бюджетной росписи, порядкам использования бюджетных средств и Правилам местный финансовый орган имеет право в недельный срок со дня его получения вернуть такой паспорт бюджетной программы на доработку соответствующему главному распорядителю.

Паспорта бюджетных программ главного распорядителя утверждаются совместным приказом главного распорядителя и финоргана в трех экземплярах в течение 45 дней со дня вступления в силу решения о местном бюджете.

В таких случаях, как:

— возникновение новых бюджетных программ (подпрограмм);

— вступление в силу решения о внесении изменений в решение о местном бюджете на соответствующий бюджетный период, приводящих к изменению информации и показателей, утвержденных в паспортах бюджетных программ;

— передача бюджетных назначений от одного главного распорядителя к другому;

— передача нераспределенных бюджетных назначений на определенную в решении о местном бюджете цель между главными распорядителями;

— перераспределение расходов по бюджетным программам в пределах общего объема бюджетных назначений, предусмотренных главному распорядителю.

Паспорта бюджетных программ утверждаются в течение двух недель после наступления таких случаев.

Если согласно нормативно-правовым актам главный распорядитель принимает свои решения в иной, отличной от приказа, форме (например, распоряжение), паспорт бюджетной программы утверждается одновременно соответствующим распорядительным документом главного распорядителя и приказом местного финансового органа.

В таком случае в грифе «ЗАТВЕРДЖЕНО» формы паспорта бюджетной программы указывается еще и название распорядительного документа главного распорядителя.

Один экземпляр совместного приказа об утверждении паспортов бюджетных программ остается в местном финансовом органе, второй и третий — передаются соответствующему главному распорядителю, один из которых в установленном порядке передается в соответствующий территориальный орган Государственной казначейской службы Украины.

Главный распорядитель средств в трехдневный срок со дня утверждения приказа о паспорте бюджетной программы подает приказ и паспорт бюджетной программы в электронном виде в местный финансовый орган.

Кроме того, в недельный срок со дня утверждения приказа о паспортах бюджетных программ главный распорядитель обеспечивает доведение до ответственных исполнителей, распорядителей нижестоящего уровня и получателей бюджетных средств его копий и копий утвержденных паспортов бюджетных программ.

Ответственные исполнители, распорядители нижестоящего уровня и получатели бюджетных средств информируют соответствующие территориальные органы Казначейства путем подачи им копий приказа об утверждении паспортов бюджетных программ и копий самих паспортов.

Внимание! Именно главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает своевременность утверждения паспортов бюджетных программ, достоверность и полноту содержащейся в них информации.

Внесение изменений в паспорта бюджетных программ

Если в решение о местном бюджете внесены изменения, приводящие к изменению информации и показателей бюджетной программы, паспорт которой еще не утвержден, паспорт указанной программы утверждается на основании показателей (объема средств, названия), установленных решением о местном бюджете с учетом внесенных изменений.

Если в процессе исполнения бюджета открываются новые бюджетные программы, показатели паспорта бюджетной программы должны соответствовать показателям росписи местного бюджета с изменениями.

Изменения в паспорта бюджетных программ вносятся в течение бюджетного периода путем утверждения их в новой редакции в порядке, установленном для составления паспортов бюджетных программ, в случае:

— принятия изменений к решению о местном бюджете на соответствующий бюджетный период, приводящих к изменению информации и показателей, утвержденных в паспортах бюджетных программ;

— изменения информации и изменения показателей, утвержденных в паспортах бюджетных программ, необходимость во внесении которых по объективным причинам возникла в процессе исполнения бюджета и которые соответствуют цели и задачам бюджетной программы;

— передачи бюджетных назначений от одного главного распорядителя к другому;

— передачи нераспределенных бюджетных назначений на определенную в решении о местном бюджете цель между главными распорядителями;

— перераспределения расходов по бюджетным программам в пределах общего объема бюджетных назначений, предусмотренных главному распорядителю;

— перераспределения расходов по подпрограммам в пределах общего объема бюджетных назначений, предусмотренных для исполнения бюджетной программы;

— принятия соответствующих решений о внесении изменений в действующие порядки использования бюджетных средств, приводящих к изменению информации и показателей, утвержденных в паспортах бюджетных программ;

— внесения изменений в роспись местного бюджета, приводящих к изменению результативных показателей бюджетной программы (подпрограммы);

— внесения изменений в специальный фонд сметы бюджетного учреждения в части собственных поступлений бюджетных учреждений, приводящих к возникновению новых задач бюджетной программы (подпрограммы).

В случае уменьшения или передачи бюджетных назначений, приводящих к отмене существующей программы, соответствующий главный распорядитель бюджетных средств готовит приказ о признании утратившим силу приказа об утверждении соответствующего паспорта бюджетной программы.

Требования к составлению паспортов бюджетных программ

Теперь давайте рассмотрим требования к составлению паспорта бюджетной программы и для наглядности приведем пример его составления.

Как указывалось ранее, форма паспорта бюджетной программы утверждена приказом № 836.

В соответствии с указанной формой паспорта бюджетной программы в пунктах 1 — 4 определяются соответственно коды и наименования главного распорядителя, ответственного исполнителя, бюджетной программы, код функциональной классификации расходов и кредитования бюджета, которому соответствует бюджетная программа, бюджетные назначения, установленные решением о местном бюджете, либо бюджетные ассигнования, установленные росписью местного бюджета в случаях, предусмотренных абз. 3 — 5 п. 1.3 разд. I Правил.

Код функциональной классификации расходов и кредитования бюджета указывается лишь в случае, когда бюджетная программа не делится на подпрограммы.

В пункте 5 формы паспорта приводится перечень нормативно-правовых актов, на основании которых бюджетная программа была включена в решение о местном бюджете на соответствующий бюджетный период или возникла в случаях, предусмотренных абз. 3 — 5 п. 1.3 разд. I Правил, в том числе приводятся региональные целевые программы, осуществляемые в пределах бюджетной программы.

В пункте 6 указывается цель бюджетной программы, в пункте 7 — коды программной классификации расходов и кредитования местных бюджетов, функциональной классификации расходов и кредитования бюджета и названия подпрограмм, направленных на достижение цели, определенной паспортом бюджетной программы.

Если бюджетная программа не делится на подпрограммы, пункт 7 формы паспорта не заполняется.

В пункте 8 формы паспорта указываются объемы финансирования бюджетной программы в разрезе подпрограмм (в случае их формирования) и задач бюджетной программы.

Соответственно, если бюджетная программа не делится на подпрограммы, пункт 8 формы паспорта заполняется только в разрезе задач бюджетной программы.

В пункте 9 формы паспорта указываются объемы бюджетных назначений, направляемые на реализацию региональных целевых программ, которые исполняются в составе бюджетной программы.

В пункте 10 формы паспорта с распределением по подпрограммам (в случае их формирования) и задачам бюджетной программы определяются результативные показатели бюджетной программы (подпрограммы), которые разделяются на четыре группы — затрат, продукта, эффективности, качества.

При этом, поскольку показатели эффективности и качества определяются с использованием нескольких показателей, должны быть указаны источники информации по каждому из них.

Если отсутствует статистическая информация, необходимо подать информацию о количественных показателях, которые характеризуют конечные результаты, достигнутые за средства конкретной программы (подпрограммы).

Паспорт бюджетной программы может быть составлен по неполному перечню результативных показателей с предоставлением соответствующих пояснений.

При разработке бюджетных программ (подпрограмм) и результативных показателей их исполнения главные распорядители должны использовать типовые перечни бюджетных программ и результативных показателей их исполнения для местных бюджетов, утвержденные на законодательном уровне для каждой отрасли. Этот перечень нормативных документов мы приводили в статье «Программно-целевой метод в бюджетном процессе: аспекты применения» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 34).

При этом главные распорядители самостоятельно выбирают из определенных перечней результативных показателей бюджетных программ те, которые максимально эффективно и в полном объеме отражают результаты исполнения бюджетных программ.

В пункте 11 формы паспорта с распределением по инвестиционным проектами (программам) отражаются источники их финансирования, кассовые расходы по состоянию на начало отчетного периода, план расходов отчетного периода и прогноз расходов до конца реализации инвестиционного проекта (программы) с разбивкой по годам. В графе 13 необходимо предоставить пояснения, характеризующие источники финансирования. Пункт 11 формы паспорта заполняется только для утвержденных в местном бюджете расходов / предоставления кредитов на реализацию инвестиционных проектов (программ).

Приведем пример паспорта бюджетной программы местного бюджета.

img 1

7. Підпрограми, спрямовані на досягнення мети, визначеної паспортом бюджетної програми

№ з/п

КПКВК

КФКВК

Назва підпрограми

8. Обсяги фінансування бюджетної програми у розрізі підпрограм та завдань

(тис. грн.)

№ з/п

КПКВК

КФКВК

Підпрограма/завдання бюджетної програм2

Загальний фонд

Спеціальний фонд

Разом

1

2

3

4

5

6

7

1

1011120

070601

Забезпечити підготовку для регіону фахівців у вищих навчальних закладах І та ІІ рівнів акредитації

21447,900

4070,600

25518,500

2

1011120

070601

Забезпечення збереження енергоресурсів

744,000

198,300

942,300

3

1011120

070601

Придбання обладнання та предметів довгострокового користування

125,000

125,000

Усього

22191,900

4393,900

26585,800

9. Перелік регіональних цільових програм, які виконуються у складі бюджетної програми

(тис. грн.)

Назва регіональної цільової програми та підпрограми

КПКВК

Загальний фонд

Спеціальний фонд

Разом

1

2

3

4

5

Регіональна цільова програма 1

Підпрограма 1

Підпрограма 2

Усього

10. Результативні показники бюджетної програми у розрізі підпрограм і завдань

№ з/п

КПКВК

Назва показника

Одиниця виміру

Джерело інформації

Значення показника

1

2

3

4

5

6

1

1011120

Забезпечити підготовку для регіону фахівців у вищих навчальних закладах І та ІІ рівнів акредитації

1. Показники затрат

1

1011120

Середньорічна кількість посадових окладів (ставок) педагогічного персоналу

од.

Звітність установ

194,96

2

1011120

Середньорічна кількість штатних одиниць адмінперсоналу, за умовами оплати віднесених до педагогічного персоналу

од.

Звітність установ

18,000

3

1011120

Середньорічна кількість штатних одиниць спеціалістів

од.

Звітність установ

30,500

4

1011120

Середньорічна кількість штатних одиниць робітників

од.

Звітність установ

22,000

5

1011120

Всього — середньорічна кількість ставок (штатних одиниць)

од.

Звітність установ

265,460

2. Показники продукту

1

1011120

Середньорічна кількість студентів денної форми навчання

осіб

Звітність установ

1393,000

2

1011120

Середньорічна кількість стипендіатів за рахунок коштів бюджету

осіб

Звітність установ

748,000

3

1011120

Кількість осіб, прийнятих на 1 курс на денну форму навчання

осіб

Звітність установ

410,000

4

1011120

Кількість випускників

осіб

Звітність установ

369,000

3. Показники ефективності

1

1011120

Витрати на 1 приведеного студента

грн.

Розрахунок

18319,100

4. Показники якості

1

1011120

Відсоток студентів, які отримують відповідний документ про освіту

%

Розрахунок

26,500

2

1011120

Відсоток працевлаштованих випускників

%

Розрахунок

76,400

2

1011120

Забезпечення збереження енергоресурсів

1. Показники затрат

1

1011120

Обсяг видатків на оплату енергоносіїв та комунальних послуг всього, з них на оплату:

тис. грн.

Звітність установ

942,300

2

1011120

Теплопостачання

тис. грн.

Звітність установ

655,000

3

1011120

Водопостачання

тис. грн.

Звітність установ

28,300

4

1011120

Електроенергії

тис. грн.

Звітність установ

259,000

5

1011120

загальна площа приміщень

кв. м

Звітність установ

3942,160

6

1011120

опалювальна площа приміщень

кв. м

Звітність установ

3879,090

2. Показники продукту

1

1011120

Обсяг споживання енергоресурсів, натуральні одиниці, в тому числі:

Звітність установ

2

1011120

Теплопостачання

тис. Гкал

Звітність установ

0,620

3

1011120

Водопостачання

куб. м

Звітність установ

3,250

4

1011120

Електроенергії

тис. кВт·год

Звітність установ

85,000

3. Показники ефективності

1

1011120

Середнє споживання комунальних послуг та енергоносіїв, в тому числі:

Розрахунок

2

1011120

Теплопостачання

Гкал на 1 кв. м опал. площі

Розрахунок

0,160

3

1011120

Водопостачання

куб. м на 1 кв. м заг. площі

Розрахунок

0,824

4

1011120

Електроенергії

кВт·год на 1 кв. м

загал. площі

Розрахунок

21,562

4. Показники якості

1

1011120

Річна економія витрачання енергоресурсів в натуральному виразі:

%

Розрахунок

2

1011120

Теплопостачання

%

Розрахунок

1,000

3

1011120

Водопостачання

%

Розрахунок

1,000

4

1011120

Електроенергії

%

Розрахунок

1,000

5

1011120

Обсяг річної економії бюджетних коштів, отриманої від проведення заходів, що приводять до збереження

тис. грн.

Розрахунок

7,440

3

1011120

Придбання обладнання та предметів довгострокового користування

1. Показники затрат

1

1011120

Обсяг видатків на придбання обладнання та предметів довгострокового користування (у розрізі їх видів)

тис. грн.

Звітність установ

125,000

2

1011120

Оргтехніка

тис. грн.

Звітність установ

125,000

2. Показники продукту

1

1011120

Кількість установ (закладів), в яких проведено оновлення матеріально-технічної бази

од.

Звітність установ

1,000

2

1011120

Кількість придбаного обладнання та предметів довгострокового користування (у розрізі їх видів)

од.

Звітність установ

10,000

3

1011120

Оргтехніка

од.

Звітність установ

10,000

3. Показники ефективності

1

1011120

Середні витрати на придбання одиниці оргтехніки

тис. грн.

Розрахунок

12,500

4. Показники якості

1

1011120

Динаміка кількості установ, в яких здійснено оновлення матеріально-технічної бази, в порівнянні до попереднього року

%

Розрахунок

100,000

2

1011120

Рівень оновлення матеріально-технічної бази порівняно з минулим роком

%

Розрахунок

250,000

11. Джерела фінансування інвестиційних проектів у розрізі підпрограм2

(тис. грн.)

Код

Найменування джерел надходжень

КПКВК

Касові видатки станом на 01 січня звітного періоду

План видатків звітного періоду

Прогноз видатків до кінця реалізації інвестиційного проекту3

Пояснення, що характеризують джерела фінансування

загальний фонд

спеціальний фонд

разом

загальний фонд

спеціальний фонд

разом

загальний фонд

спеціальний фонд

разом

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Підпрограма 1

Інвестиційний проект 1

Надходження із бюджету

Інші джерела фінансування (за видами)

х

х

х

Інвестиційний проект 2

Усього

1 Код функціональної класифікації видатків та кредитування бюджету вказується лише у випадку, коли бюджетна програма не поділяється на підпрограми.

2 Пункт 11 заповнюється тільки для затверджених у місцевому бюджеті видатків / надання кредитів на реалізацію інвестиційних проектів (програм).

3 Прогноз видатків до кінця реалізації інвестиційного проекту зазначається з розбивкою за роками.

img 2
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше