О публичных закупках (ч. 1)

Бюджетная бухгалтерия Май, 2016/№ 20
В избранном В избранное
Печать
Закон Украины от 25.12.2015 г. № 922-VIII*

* С изменениями и дополнениями, внесенными Законом Украины от 12.04.2016 г. № 1078-VIII. — Примеч. ред.

Настоящий Закон устанавливает правовые и экономические основы осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения потребностей государства и территориальной громады.

Целью настоящего Закона являются обеспечение эффективного и прозрачного осуществления закупок, создание конкурентной среды в сфере публичных закупок, предотвращение проявлений коррупции в этой сфере, развитие добросовестной конкуренции.

Раздел I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Определение основных терминов

1. В настоящем Законе следующие ниже термины употребляются в таком значении:

1) авторизованная электронная площадка — авторизованная Уполномоченным органом информационно-телекоммуникационная система, которая является частью электронной системы закупок и обеспечивает регистрацию лиц, автоматическое размещение, получение и передачу информации и документов в ходе проведения процедур закупок, пользование сервисами с автоматическим обменом информацией, доступ к которой осуществляется с помощью сети Интернет. Порядок авторизации электронных площадок определяется Кабинетом Министров Украины;

2) афилированные предприятия — подразделения заказчика, имущество и операции которых указаны в консолидированном балансе заказчика, или субъекты хозяйствования, в отношении которых заказчик осуществляет контроль или которые совместно с заказчиком находятся под контролем другого субъекта хозяйствования;

3) веб-портал Уполномоченного органа по вопросам закупок (далее — веб-портал Уполномоченного органа) — информационно-телекоммуникационная система, в состав которой входят модуль электронного аукциона и база данных, и который является частью электронной системы закупок и обеспечивает создание, хранение и обнародование всей информации о закупках, проведение электронного аукциона, автоматический обмен информацией и документами и пользование сервисами с автоматическим обменом информацией, доступ к которому осуществляется с помощью сети Интернет. Обеспечение функционирования веб-портала Уполномоченного органа осуществляется в том числе за счет предоставления авторизованным электронным площадкам платного доступа к модулю электронного аукциона и базы данных. Порядок предоставления доступа и размер платы устанавливаются Кабинетом Министров Украины;

4) деятельность в отдельных сферах хозяйствования — деятельность, которая осуществляется в одной или нескольких из таких сфер:

обеспечение производства, транспортировки, поставки и хранения газа;

обеспечение производства, транспортировки и поставки тепловой энергии;

обеспечение производства, передачи, распределения, купли-продажи, поставки электрической энергии, централизованного диспетчерского (оперативно-технологического) управления объединенной энергетической системой Украины;

обеспечение производства, транспортировки и поставки питьевой воды, обеспечение функционирования централизованного водоотведения;

предоставление услуг по пользованию инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования, обеспечению функционирования городского электрического транспорта и эксплуатации его объектов для предоставления услуг по перевозке;

предоставление услуг автостанций, портов, аэропортов, услуг по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов;

предоставление услуг почтовой связи, геологическое изучение (в том числе опытно-промышленная разработка месторождений) нефтегазоносных недр, месторождений угля и других видов твердого топлива;

обеспечение функционирования и эксплуатация телекоммуникационных сетей фиксированной связи общего пользования или предоставление общедоступных телекоммуникационных услуг;

обеспечение транспортировки, хранения, переработки нефти и нефтепродуктов сырых;

обеспечение функционирования рынка электрической энергии, рынка «на сутки заранее», балансирующего рынка, рынка вспомогательных услуг, а также предоставление услуг системного оператора, администратора расчетов, администратора коммерческого учета, оператора рынка, гарантированного покупателя в соответствии с положениями Закона Украины «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины», предоставление вспомогательных услуг на рынке вспомогательных услуг и услуг по выравниванию условий для конкуренции в соответствии с положениями Закона Украины «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины»;

разработка, изготовление, реализация, ремонт, модернизация и утилизация вооружения, военной техники, военного оружия и боеприпасов к нему, организация, координация, а также непосредственная поставка товаров, выполнение работ и предоставления услуг во исполнение государственного оборонного заказа.

Не считается деятельностью в отдельных сферах хозяйствования следующая деятельность:

производство и поставка тепловой энергии в сети общего пользования, если такое производство является следствием другой производственной деятельности заказчика, кроме деятельности, которая осуществляется в сферах, определенных в настоящем пункте, при этом поставка тепловой энергии осуществляется только в целях экономной эксплуатации производственных мощностей заказчика, а доходы от этой деятельности не превышают 20 процентов среднегодового дохода за предыдущие три года, включая доход за текущий год;

производство, передача и поставка электрической энергии в сети общего пользования, если такое производство, передача и поставка являются необходимыми для потребления самим заказчиком для осуществления другой производственной деятельности, кроме деятельности, которая осуществляется в сферах, определенных в настоящем пункте, а объем поставки электрической энергии заказчиком в сети общего пользования зависит от уровня его собственного потребления, при условии, что собственное потребление не ниже 70 процентов общего объема произведенной заказчиком электроэнергии, рассчитанного по среднегодовым показателям производства за предыдущие три года, включая показатели за текущий год;

производство, транспортировка и поставка питьевой воды в сети общего пользования, если такие производство, транспортировка и поставка являются необходимыми для потребления самим заказчиком для осуществления другой производственной деятельности, кроме деятельности, которая осуществляется в сферах, определенных в настоящем пункте, а объем поставки питьевой воды заказчиком для общего пользования зависит от уровня его собственного потребления, при условии, что собственное потребление не ниже 70 процентов общего объема произведенной заказчиком питьевой воды, рассчитанного по среднегодовым показателям производства за предыдущие три года, включая показатели за текущий год;

5) договор о закупке — договор, который заключается между заказчиком и участником по результатам проведения процедуры закупки и предусматривает предоставление услуг, выполнение работ или приобретение права собственности на товары;

6) электронная система закупок — информационно-телекоммуникационная система, обеспечивающая проведение процедур закупок, создание, размещение, обнародование и обмен информацией и документами в электронном виде, в состав которой входят веб-портал Уполномоченного органа, авторизованные электронные площадки, между которыми обеспечен автоматический обмен информацией и документами;

7) обеспечение выполнения договора о закупке — предоставление обеспечения выполнения обязательств участника перед заказчиком по договору о закупке;

8) обеспечение тендерного предложения — предоставление обеспечения выполнения обязательств участника перед заказчиком, возникших в связи с подачей тендерного предложения, в виде такого обеспечения, как гарантии;

9) заказчики — органы государственной власти, органы местного самоуправления и органы социального страхования, созданные в соответствии с законом, а также юридические лица (предприятия, учреждения, организации) и их объединения, которые обеспечивают потребности государства или территориальной громады, если такая деятельность не осуществляется на промышленной или коммерческой основе, при наличии одного из таких признаков:

юридическое лицо является распорядителем, получателем бюджетных средств;

органы государственной власти или органы местного самоуправления или другие заказчики владеют большинством голосов в высшем органе управления юридического лица;

в уставном капитале юридического лица государственная или коммунальная доля акций (долей, паев) превышает 50 процентов.

К заказчикам также относятся юридические лица и/или субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность в отдельных сферах хозяйствования и отвечают хотя бы одному из таких признаков:

органам государственной власти, органам власти Автономной Республики Крым, органам местного самоуправления принадлежит доля в уставном капитале субъекта хозяйствования в размере более 50 процентов или такие органы владеют большинством голосов в высшем органе субъекта хозяйствования или правом назначать больше половины состава исполнительного органа либо наблюдательного совета субъекта хозяйствования;

наличие специальных или эксклюзивных прав;

10) информационный ресурс Уполномоченного органа — сайт, наполнение которого осуществляет Уполномоченный орган и на котором предоставляются бесплатные консультации по вопросам закупок, доступ к которому осуществляется через сеть Интернет;

11) мониторинг закупок — анализ соблюдения заказчиком законодательства в сфере публичных закупок на всех стадиях процедуры закупки путем систематического наблюдения и анализа информации с помощью электронной системы закупок;

12) наиболее экономически выгодное предложение — предложение, признанное наилучшим по результатам оценки тендерных предложений в соответствии со статьей 28 настоящего Закона;

13) объявление о проведении процедуры закупки — объявление о проведении открытых торгов, объявление о проведении конкурентного диалога;

14) орган обжалования — Антимонопольный комитет Украины;

15) победитель процедуры закупки — участник, тендерное предложение которого соответствует всем критериям и условиям, определенным в тендерной документации, и признано наиболее экономически выгодным, и которому заказчик сообщил о намерении заключить договор, или участник, которому заказчик сообщил о намерении заключить договор по результатам применения переговорной процедуры закупки;

16) связанное лицо — лицо, отвечающие любому из таких признаков:

юридическое лицо, которое осуществляет контроль над участником процедуры закупки или контролируется таким участником процедуры закупки, или находится под общим контролем с таким участником процедуры закупки;

физическое лицо или члены его семьи, осуществляющие контроль над участником процедуры закупки;

служебное (должностное) лицо участника процедуры закупки, уполномоченное осуществлять от имени участника процедуры закупки юридические действия, направленные на установление, изменение или приостановление гражданско-правовых отношений, и члены семьи такого служебного (должностного) лица;

физические лица — члены тендерного комитета, руководитель заказчика и/или члены их семей, которые осуществляют контроль над участниками процедуры закупки или уполномочены осуществлять от имени участника процедуры закупки юридические действия, направленные на установление, изменение или приостановление гражданско-правовых отношений.

Под осуществлением контроля понимается возможность осуществления решающего влияния или решающее влияние на хозяйственную деятельность участника процедуры закупки непосредственно или посредством большего количества связанных физических или юридических лиц, которое осуществляется, в частности, путем реализации права владения или пользования всеми активами или их значительной частью, права решающего влияния на формирование состава, результаты голосования, а также совершение сделок, которые разрешают определять условия хозяйственной деятельности, предоставлять обязательные к исполнению указания или выполнять функции органа управления участника процедуры закупки, или обладание долей (паем, пакетом акций), составляющей не менее 25 процентов уставного капитала участника процедуры закупки.

Для физического лица общая сумма обладания долей в уставном капитале участника процедуры закупки определяется в зависимости от объема корпоративных прав, которые совокупно принадлежат такому физическому лицу, членам его семьи и юридическим лицам, контролируемым таким физическим лицом или членами его семьи.

Для целей настоящего Закона членами семьи считаются супруги, дети, родители, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки, усыновители, усыновленные, а также другие лица, при условии их постоянного проживания совместно со связанным лицом и ведения с ним общего хозяйства;

17) услуги — любой предмет закупки, кроме товаров и работ, в частности транспортные услуги, освоение технологий, научные исследования, научно-исследовательские или опытно-конструкторские разработки, медицинское и бытовое обслуживание, лизинг, наем (аренда), а также финансовые и консультационные услуги, текущий ремонт;

18) предмет закупки — товары, работы или услуги, которые закупаются заказчиком в рамках единой процедуры закупки, относительно которых участникам разрешается подавать тендерные предложения или предложения на переговорах (в случае применения переговорной процедуры закупки). Предмет закупки определяется заказчиком в порядке, установленном Уполномоченным органом;

19) приведенная цена — цена, указанная участником в тендерном предложении и пересчитанная с учетом показателей других критериев оценки по математической формуле, определенной заказчиком в тендерной документации;

20) публичная закупка (далее — закупка) — приобретение заказчиком товаров, работ и услуг в порядке, установленном настоящим Законом;

21) рамочное соглашение — сделка, которая заключается одним или несколькими заказчиками (централизованными закупочными организациями) в порядке, установленном настоящим Законом, с одним или несколькими участниками процедуры закупки с целью определения основных условий закупки отдельных товаров и услуг для заключения соответствующих договоров о закупке в течение срока действия рамочного соглашения;

22) работы — проектирование, строительство новых, расширение, реконструкция, капитальный ремонт и реставрация существующих объектов и сооружений производственного и непроизводственного назначения, работы по нормированию в строительстве, геологоразведочные работы, техническое переоснащение действующих предприятий и сопутствующие работам услуги, в том числе геодезические работы, бурение, сейсмические исследования, аэро- и спутниковая фотосъемка и другие услуги, включаемые в сметную стоимость работ, если стоимость таких услуг не превышает стоимость самих работ;

23) система облачных вычислений — система, в которой реализуется модель обеспечения доступа по требованию к общей совокупности динамически распределяемых настраиваемых вычислительных ресурсов (включая внутрисистемные сети, серверы, хранилища данных, прикладные программы и услуги), которые могут быть оперативно предоставлены и высвобождены, через глобальные сети передачи данных с минимальными управленческими мероприятиями и/или минимальным взаимодействием с предоставителем облачных услуг;

24) специализированные организации, осуществляющие закупки, — специализированные фонды, организации и механизмы Организации Объединенных Наций, Международная ассоциация обеспечения медикаментами (International Dispensary Association), Королевское Агентство Великобритании (Crown Agents), Глобальный механизм по обеспечению лекарственными средствами (Global Drug Facility), Партнерство в сфере поставки и управления поставками (Partnership for Supply Chain Management), Агентство НАТО по поддержке и поставке (NATO Support and Procurement Agency), которые предоставляют правительствам государств и/или центральным органам государственной власти услуги по организации и проведению процедур закупок лекарственных средств, медицинских изделий и связанных с этим услуг, а также товаров, работ и услуг для обеспечения обороноспособности государства на основании соответствующих соглашений и согласно внутренним правилам и процедурам таких организаций;

25) специальные или эксклюзивные права — права, предоставленные в пределах полномочий органом государственной власти или органом местного самоуправления на основании какого-либо нормативно-правового акта и/или акта индивидуального действия, которые ограничивают осуществление деятельности в сферах, определенных настоящим Законом, одним или несколькими лицами, что существенно влияет на способность других лиц осуществлять деятельность в указанных сферах. Не считаются специальными или эксклюзивными права, предоставленные по результатам конкурсов (тендеров), информация о проведении которых предварительно обнародовалась, если предоставление этих прав осуществлялось на основе объективных критериев;

26) срок действия тендерного предложения — установленный заказчиком в тендерной документации срок, после окончания которого тендерное предложение утрачивает силу;

27) субъект обжалования в органе обжалования (далее — субъект обжалования) — физическое или юридическое лицо, которое обратилось в орган обжалования с целью защиты своих прав и охраняемых законом интересов по поводу решения, действия или бездействия заказчика, которые противоречат законодательству в сфере публичных закупок и в результате которых нарушено право или законные интересы такого лица;

28) тендер (торги) — осуществление конкурентного отбора участников с целью определения победителя торгов согласно процедурам, установленным настоящим Законом (кроме переговорной процедуры закупки);

29) тендерная документация — документация, касающаяся условий проведения публичных закупок, которая разрабатывается и утверждается заказчиком и обнародуется для свободного доступа на веб-портале Уполномоченного органа и авторизованных электронных площадках. Тендерная документация не является объектом авторского права и/или смежных прав;

30) тендерное предложение — предложение по предмету закупки или его части (лоту), которое участник подает заказчику в соответствии с требованиями тендерной документации;

31) тендерный комитет — служебные (должностные) и другие лица заказчика, назначенные ответственными за организацию и проведение процедур закупки в соответствии с настоящим Законом;

32) товары — продукция, объекты любого вида и назначения, в том числе сырье, изделия, оборудование, технологии, предметы в твердом, жидком и газообразном состоянии, а также услуги, связанные с поставкой таких товаров, если стоимость таких услуг не превышает стоимость самих товаров;

33) уполномоченное лицо (лица) — служебное, должностное и другое физическое лицо заказчика, определенное ответственным за организацию и проведение процедур закупки в соответствии с настоящим Законом на основании собственного распорядительного решения или трудового договора (контракта);

34) Уполномоченный орган — центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере публичных закупок;

35) участник процедуры закупки (далее — участник) — физическое лицо, в том числе физическое лицо — предприниматель, юридическое лицо (резидент или нерезидент), которое подало тендерное предложение или участвовало в переговорах в случае применения переговорной процедуры закупки;

36) централизованные закупочные организации — юридические лица, определяемые Кабинетом Министров Украины, Советом министров Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления как заказчики, которые организуют и проводят процедуры закупок и закупки по рамочным соглашениям в интересах заказчиков в соответствии с настоящим Законом. Централизованные закупочные организации приобретают все права и обязанности заказчиков, определенные настоящим Законом, и несут ответственность согласно законам Украины. Особенности создания и деятельности централизованных закупочных организаций устанавливаются Кабинетом Министров Украины;

37) часть предмета закупки (лот) — определенная заказчиком часть товаров, работ или услуг, на которую в рамках единой процедуры закупки участникам разрешается подавать тендерные предложения или предложения на переговорах в случае применения переговорной процедуры закупки.

Статья 2. Область применения Закона

1. Настоящий Закон применяется:

к заказчикам, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 200 тысяч гривень, а работ — 1,5 миллиона гривень;

к заказчикам, осуществляющим деятельность в отдельных сферах хозяйствования, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 1 миллион гривень, а работ — 5 миллионов гривень.

При осуществлении закупки товаров, работ и услуг, стоимость которых ниже стоимости, установленной в абзацах втором и третьем этой части, заказчики должны соблюдать принципы осуществления публичных закупок, установленных настоящим Законом, и могут использовать электронную систему закупок с целью отбора поставщика товара (товаров), предоставителя услуги (услуг) и исполнителя работ для заключения договора.

В случае осуществления закупок товаров, работ и услуг без использования электронной системы закупок, при условии, что стоимость предмета закупки равна или превышает 50 тысяч гривень и ниже стоимости, установленной в абзацах втором и третьем этой части, заказчики обязательно обнародуют отчет о заключенных договорах в системе электронных закупок в соответствии со статьей 10 настоящего Закона.

2. Условия, порядок и процедуры закупок товаров, работ и услуг могут устанавливаться или изменяться исключительно настоящим Законом, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом. Изменение положений настоящего Закона может осуществляться исключительно путем внесения изменений в настоящий Закон.

3. Действие настоящего Закона не распространяется на случаи, если предметом закупки являются:

товары и услуги, связанные с разработкой дизайна, изготовлением защищенной бумаги, банкнот, монет и государственных наград Украины, их хранением, транспортировкой и учетом;

товары, работы и услуги, закупка которых осуществляется зарубежными дипломатическими учреждениями;

товары, работы и услуги, закупка которых представляет государственную тайну в соответствии с Законом Украины «О государственной тайне»;

услуги, необходимые для осуществления государственных заимствований, обслуживания и погашения государственного долга;

товары, услуги, связанные с операциями Национального банка Украины по обеспечению управления золотовалютными резервами, их размещению, покупке и продаже на вторичном рынке ценных бумаг, осуществлению валютных интервенций путем купли-продажи валютных ценностей на валютных рынках;

приобретение, аренда земли, зданий, другого недвижимого имущества или имущественных прав на землю, здания, другое недвижимое имущество;

услуги международных третейских судов, международных коммерческих арбитражей для рассмотрения и решения споров, в которых участвует заказчик;

услуги финансовых учреждений, в том числе международных финансовых организаций, по предоставлению кредитов, гарантий, финансового лизинга и услуги, вспомогательные к финансовым услугам;

финансовые услуги, которые предоставляются в связи с эмиссией, покупкой, продажей, передачей ценных бумаг или других финансовых инструментов;

услуги, закупка которых осуществляется банками для предоставление ими банковских услуг и проведения банковских операций в соответствии с законами Украины «О банках и банковской деятельности» и «О Национальном банке Украины»;

услуги, предоставляемые Национальным банком Украины в соответствии с законом;

бланки документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство Украины, — паспорта, бланки документов, удостоверяющих личность и подтверждающих ее специальный статус, бланки других документов, которые в соответствии с законодательством Украины требуют использования специальных элементов защиты, марки акцизного налога, которые изготовляются предприятиями, относящимися к сфере управления Национального банка Украины, а также товары и услуги, необходимые для их изготовления;

услуги по осуществлению научной, научно-технической деятельности, которые финансируются на конкурсной основе в порядке, определенном статьями 49, 58 и 59 Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности»;

товары и услуги, необходимые для выполнения Фондом гарантирования вкладов физических лиц возложенных на него функций и полномочий, определенных Законом Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» по выведению неплатежеспособных банков с рынка;

товары и услуги, подлежащие закупке в соответствии с соглашениями по закупке, которые заключаются центральным органом исполнительной власти Украины, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику в сфере здравоохранения, со специализированными организациями, осуществляющими закупки. Закупка таких товаров, работ и услуг осуществляется согласно правилам и процедурам, установленным соответствующим специализированным организациям, осуществляющим закупки, с учетом порядка, определенного Кабинетом Министров Украины;

товары, работы и услуги, подлежащие закупке в соответствии с соглашениями, которые заключаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику в сфере национальной безопасности, в военной сфере, сфере обороны и военного строительства со специализированными организациями, осуществляющими закупки. Закупка таких товаров, работ и услуг осуществляется согласно правилам и процедурам, установленным соответствующим специализированным организациям.

4. Действие настоящего Закона для заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования, дополнительно не распространяется на случаи, если предметом закупки являются:

1) товары, работы и услуги, которые непосредственно производятся, выполняются, предоставляются исключительно для обеспечения деятельности в отдельных сферах хозяйствования их афилированными предприятиями;

2) топливно-энергетические ресурсы для производства электрической, тепловой энергии, проведения геологического изучения месторождений полезных ископаемых (в том числе необлученных топливных элементов (твэлов) для ядерных реакторов);

3) товары, закупаемые для перепродажи третьим лицам, при условии, что заказчик не занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке таких товаров и другие субъекты хозяйствования могут свободно осуществлять их продажу при тех же условиях, что и заказчик;

4) углеводородное сырье, нефтепродукты для их дальнейшей переработки и реализации и связанные и необходимые для этого сопутствующие услуги: по переработке, производству, транспортировке, фрахтованию, страхованию, перемещению, грузовым перевозкам, хранению, сливу/наливу, инспектерованию количества и качества, таможенно-брокерские, информационно-аналитические услуги относительно рыночных цен и биржевых котировок, финансовые услуги, услуги бирж, аукционов, систем электронных торгов;

5) товары, работы и услуги, если цены (тарифы) на них утверждаются государственными коллегиальными органами, другими органами власти в соответствии с их полномочиями или определяются в порядке, установленном указанными органами, в том числе если определение таких цен осуществляется на аукционах;

6) товары, работы и услуги по соглашениям о разделе продукции, заключенным согласно Закону Украины «О соглашениях о разделе продукции»;

7) товары и услуги на рынке «на сутки заранее», балансирующем рынке и рынке вспомогательных услуг в соответствии с Законом Украины «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины»;

8) электрическая энергия, которая покупается и продается на рынке электрической энергии гарантированным покупателем, оператором рынка, системным оператором, стороной, ответственной за баланс балансирующей группы, стороной, ответственной за баланс балансирующей группы производителей по «зеленому» тарифу;

9) услуги системного оператора, администратора расчетов, администратора коммерческого учета, оператора рынка, гарантированного покупателя в соответствии с Законом Украины «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины»;

10) услуги по выравниванию условий для конкуренции в соответствии с Законом Украины «Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины».

5. Особенности осуществления процедур закупки, определенных настоящим Законом, устанавливаются отдельными законами для таких товаров, работ и услуг, как:

необлученные топливные элементы (твэлы) для ядерных реакторов;

нефть или нефтепродукты сырые;

услуги почтовой связи, почтовые марки и маркированные конверты;

телекоммуникационные услуги, в том числе по ретрансляции радио- и телесигналов (кроме услуг мобильной связи и услуг Интернет-провайдеров);

услуги по подготовке специалистов, научных, научно-педагогических и рабочих кадров, повышению квалификации и переподготовке кадров (последипломное образование) по государственному заказу;

товары и услуги, закупка которых осуществляется в соответствии с программами Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией в Украине, выполняемые в соответствии с законом;

услуги энергосервиса.

Особенности осуществления процедур закупки товаров, работ и услуг, определенных настоящим Законом (кроме товаров, работ и услуг, которые подлежат закупке в соответствии с соглашениями в порядке, определенном абзацем семнадцатым части третьей настоящей статьи), Министерством обороны Украины и его разведывательным органом, Министерством внутренних дел Украины, Службой безопасности Украины, Национальной гвардией Украины, Государственной пограничной службой Украины, Службой внешней разведки Украины, Государственной службой специальной связи и защиты информации Украины, Государственной службой Украины по чрезвычайным ситуациям и другими воинскими формированиями и/или частями в особый период устанавливаются отдельным законом.

6. Запрещается приобретение товаров, работ и услуг до/без проведения процедур, определенных настоящим Законом, и заключение договоров, предусматривающих оплату заказчиком товаров, работ и услуг до/без проведения процедур, определенных настоящим Законом. Заказчик не имеет права делить предмет закупки на части во избежание проведения процедуры открытых торгов или применения настоящего Закона.

Статья 3. Принципы осуществления закупок

1. Закупки осуществляются согласно таким принципам:

добросовестная конкуренция среди участников;

максимальная экономия и эффективность;

открытость и прозрачность на всех стадиях закупок;

недискриминация участников;

объективная и непредвзятая оценка тендерных предложений;

предотвращение коррупционных действий и злоупотреблений.

Статья 4. Планирование закупок и другие предпосылки осуществления процедур закупок

1. Закупка осуществляется в соответствии с годовым планом. Годовой план, приложение к годовому плану и изменения к ним бесплатно обнародуются на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок в течение пяти дней со дня их утверждения.

Статья 5. Недискриминация участников

1. Отечественные и иностранные участники всех форм собственности и организационно-правовых форм участвуют в процедурах закупок на равных условиях.

2. Заказчики обеспечивают свободный доступ всех участников к информации о закупке, предусмотренной настоящим Законом.

3. Заказчик не может устанавливать дискриминационные требования к участникам.

Статья 6. Международные обязательства Украины в сфере закупок

1. Если международным договором Украины, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, предусмотрен порядок закупки, отличающийся от определенного настоящим Законом, применяются положения международного договора Украины.

2. Закупка товаров, работ и услуг за средства кредитов, займов, предоставленных в соответствии с международными договорами Украины Международным банком реконструкции и развития, Международной финансовой корпорацией, Многосторонним агентством по гарантированию инвестиций, Международной ассоциацией развития, Европейским банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком, Северным инвестиционным банком, а также другими международными валютно-кредитными организациями, осуществляется согласно правилам и процедурам, установленным этими организациями, а в случае неустановления таких правил и процедур — в соответствии с настоящим Законом.

Закупка товаров, работ и услуг на условиях их софинансирования в рамках проектов, реализуемых за счет кредитов, займов, указанных в абзаце первом этой части, осуществляется согласно правилам и процедурам, установленным соответствующим организациям, а в случае неустановления таких правил и процедур — в соответствии с настоящим Законом.

Раздел II

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Статья 7. Государственное регулирование и контроль в сфере закупок

1. Уполномоченный орган осуществляет регулирование и реализует государственную политику в сфере закупок в пределах полномочий, определенных настоящим Законом.

2. Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств:

до осуществления оплаты по договору о закупке проверяет наличие договора о закупке, годового плана закупок и отчета о результатах проведения процедуры закупки, подтверждающих проведение процедуры закупки, по результатам которой заключен договор о закупке;

принимает меры по недопущению осуществления платежей со счета заказчика согласно взятому финансовому обязательству по договору о закупке в случаях:

отсутствия или несоответствия установленным законодательством требованиям необходимых документов, предусмотренных абзацем вторым этой части;

отмены процедуры закупки;

вступления в законную силу решения суда о признании результатов процедуры закупки недействительными;

на период приостановления процедуры закупки;

наличия соответствующего решения органа обжалования в соответствии со статьей 18 настоящего Закона.

Проверка наличия документов, определенных в абзаце втором этой части, проводится подразделением центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, который осуществляет обслуживание заказчика, путем просмотра документов, размещенных в электронной системе закупок.

Банки во время оплаты по договорам о закупке проверяют наличие отчета о результатах проведения процедуры закупок и других документов в соответствии с Законом Украины «О банках и банковской деятельности» путем их просмотра в электронной системе закупок. В случае их несоответствия требованиям настоящего Закона платежное поручение считается оформленным ненадлежащим образом.

3. Счетная палата, Антимонопольный комитет Украины, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере государственного финансового контроля, осуществляют контроль в сфере публичных закупок в пределах своих полномочий, определенных Конституцией и законами Украины.

Мониторинг закупок проводит центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере государственного финансового контроля, и его органы на местах.

Порядок проведения мониторинга определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную финансовую политику.

Органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, не имеют права вмешиваться в проведение процедур закупок.

4. Нормативно-правовое обеспечение государственного регулирования в сфере закупок осуществляет Уполномоченный орган.

Статья 8. Уполномоченный орган и орган обжалования

1. Основными функциями Уполномоченного органа являются:

1) разработка и утверждение нормативно-правовых актов, необходимых для выполнения настоящего Закона;

2) анализ функционирования системы публичных закупок;

3) подготовка и подача в Верховную Раду Украины, Кабинет Министров Украины, Счетную палату ежегодного отчета, содержащего анализ функционирования системы публичных закупок;

4) обобщение практики осуществления закупок, в том числе международной;

5) изучение, обобщение и распространение мирового опыта по вопросам закупок;

6) обеспечение функционирования веб-портала Уполномоченного органа и информационного ресурса Уполномоченного органа;

7) наполнение информационного ресурса Уполномоченного органа;

8) взаимодействие с общественностью по вопросам усовершенствования системы публичных закупок;

9) организация совещаний и семинаров по вопросам закупок;

10) международное сотрудничество в сфере закупок;

11) разработка и утверждение:

примерной тендерной документации;

примерного положения о тендерном комитете или уполномоченном лице (лицах);

порядка определения предмета закупки;

порядка размещения информации о публичных закупках;

форм:

годового плана закупок;

объявления о проведении процедуры закупки (объявления о проведении открытых торгов, объявления о проведении конкурентного диалога);

реестра полученных тендерных предложений;

протокола раскрытия тендерных предложений;

протокола рассмотрения тендерных предложений;

уведомления о намерении заключить договор;

отчета о результатах проведения процедуры закупки;

уведомления о внесении изменений в договор;

отчета о выполнении договора о закупке;

отчета о заключенных договорах;

12) предоставление обобщенных ответов рекомендательного характера по применению законодательства в сфере закупок;

13) предоставление бесплатных консультаций рекомендательного характера по вопросам закупок на информационном ресурсе Уполномоченного органа;

14) разработка примерных учебных программ по вопросам организации и осуществления закупок;

15) сотрудничество с государственными органами и общественными организациями по предотвращению проявлений коррупции в сфере закупок;

16) информирование общественности о политике и правилах публичных закупок;

17) авторизация электронных площадок.

2. Уполномоченный орган имеет право осуществлять действия и принимать меры, предусмотренные законодательством, для выполнения возложенных на него функций.

3. Антимонопольный комитет Украины как орган обжалования с целью непредвзятой и эффективной защиты прав и законных интересов лиц, связанных с участием в процедурах закупки, создает постоянно действующую административную коллегию (коллегии) по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок. Решения постоянно действующей административной коллегии (коллегий) принимаются от имени Антимонопольного комитета Украины.

Постоянно действующая административная коллегия (коллегии) Антимонопольного комитета Украины по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок действует в составе трех государственных уполномоченных Антимонопольного комитета Украины. Председатель постоянно действующей административной коллегии Антимонопольного комитета Украины должен иметь высшее образование.

Член постоянно действующей административной коллегии (коллегий), являющийся связанным лицом с субъектом обжалования или заказчиком, не может участвовать в рассмотрении и принятии решений по такой жалобе и должен быть заменен на время рассмотрения и принятия решения по такой жалобе другим государственным уполномоченным Антимонопольного комитета Украины, который определяется Председателем Антимонопольного комитета Украины.

Порядок деятельности постоянно действующей административной коллегии (коллегий) устанавливается в соответствии с Законом Украины «Об Антимонопольном комитете Украины», если иное не установлено настоящим Законом.

Статья 9. Общественный контроль в сфере публичных закупок

1. Общественный контроль обеспечивается через свободный доступ ко всей информации относительно публичных закупок, подлежащей обнародованию в соответствии с настоящим Законом, к анализу и мониторингу информации, размещенной в электронной системе закупок, а также путем информирования через электронную систему закупок или в письменном виде органов, уполномоченных на осуществление контроля, о выявленных нарушениях законодательства в сфере публичных закупок и недостатках работы электронной системы закупок.

2. Заказчики и участники процедур закупок и Уполномоченный орган должны содействовать в привлечении общественности к осуществлению контроля в сфере закупок в соответствии с законами Украины «Об общественных объединениях», «Об обращениях граждан» и «Об информации».

3. Граждане и общественные организации и их союзы не имеют права вмешиваться в процедуру закупки.

Раздел III

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПКИ

Статья 10. Обнародование информации о закупке

1. Заказчик самостоятельно и бесплатно через авторизованные электронные площадки обнародует на веб-портале Уполномоченного органа в порядке, установленном Уполномоченным органом и настоящим Законом, информацию о закупке, а именно:

объявление о проведении процедуры закупки и тендерной документации — не позже чем за 15 дней до дня раскрытия тендерных предложений, если стоимость закупки не превышает пределы, установленные в части четвертой настоящей статьи, и не позже 30 дней в случае превышения таких пределов;

изменения к тендерной документации и разъяснения к ней (в случае наличия) — в течение одного дня со дня принятия решения об их внесении или предоставлении разъяснений;

объявление со сведениями о заключенном рамочном соглашении (в случае осуществления закупки по рамочным соглашениям) — не позже чем через семь дней со дня заключения рамочного соглашения;

протокол рассмотрения тендерных предложений — в течение одного дня со дня его утверждения;

уведомление о намерении заключить договор о закупке — в течение одного дня со дня принятия решения об определении победителя процедуры закупки;

информацию об отклонении тендерного предложения участника — в течение одного дня со дня принятия решения об отклонении;

договор о закупке — в течение двух дней со дня его заключения;

уведомление о внесении изменений в договор — в течение трех дней со дня внесения изменений;

отчет о выполнении договора — в течение трех дней со дня окончания срока действия договора, выполнения договора или его расторжения;

отчет о заключенных договорах — в течение одного дня со дня заключения договора.

Ответственность за полноту и достоверность информации, обнародуемой на веб-портале Уполномоченного органа, несут председатель и секретарь тендерного комитета заказчика или уполномоченное лицо (лица).

2. Информация, указанная в части первой настоящей статьи, может дополнительно обнародоваться заказчиком в других средствах массовой информации, на веб-сайтах заказчика (в случае наличия) или веб-сайтах соответствующих органов власти, органов местного самоуправления.

3. Тендерные процедуры закупки не могут проводиться до/без обнародования объявления о проведении процедуры закупки на веб-портале Уполномоченного органа согласно части первой настоящей статьи.

4. Объявление о проведении процедуры закупки в сроки, установленные в части первой настоящей статьи, обязательно дополнительно обнародуются на веб-портале Уполномоченного органа на английском языке, если ожидаемая стоимость закупки превышает сумму, эквивалентную:

для товаров и услуг — 133 тысячам евро;

для работ — 5150 тысячам евро.

Курс евро определяется согласно официальному курсу Национального банка Украины, установленному на день предоставления для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа объявления о проведении процедуры закупки.

5. Доступ к информации, обнародованной на веб-портале Уполномоченного органа, является бесплатным и свободным. Информация о закупке, определенная настоящим Законом, размещается на веб-портале Уполномоченного органа бесплатно через авторизованные электронные площадки.

Уполномоченный орган обеспечивает обнародование информации о закупках, указанной в части первой настоящей статьи, в соответствии с требованиями Закона Украины «О доступе к публичной информации», в том числе в форме открытых данных.

Веб-портал Уполномоченного органа должен отвечать установленным законодательством требованиям относительно защиты информации.

Статья 11. Тендерный комитет и уполномоченные лица заказчика

1. Для организации и проведения процедур закупок заказчик создает тендерный комитет (комитеты) или определяет уполномоченное лицо (лиц).

Тендерный комитет действует на принципах коллегиальности и непредвзятости.

Членство в тендерном комитете или определение уполномоченного лица (лиц) не должно создавать конфликт между интересами заказчика и участника или между интересами участников процедуры закупки, наличие которого может повлиять на объективность и непредвзятость принятия решений относительно выбора победителя процедуры закупки. Уполномоченное лицо (лица) при организации и проведении процедур закупок должно обеспечить объективность и непредвзятость во время процесса организации и проведения процедур закупки в интересах заказчика.

2. Состав тендерного комитета и положения о тендерном комитете утверждаются решением заказчика. Уполномоченное лицо (лица) осуществляет свою деятельность на основании заключенного с заказчиком трудового договора (контракта) или распорядительного решения заказчика. Уполномоченное лицо должно иметь высшее образование.

Не могут входить в состав тендерного комитета и/или определяться уполномоченными лицами должностные лица и представители участников, члены их семей, а также народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым и депутаты городского, районного в городе, районного, областного совета.

В состав тендерного комитета входит не менее пяти человек. В случае, если количество служебных (должностных) лиц в штатной численности работников заказчика меньше пяти человек, в состав тендерного комитета должны входить все служебные (должностные) лица заказчика. Руководство работой тендерного комитета осуществляет его председатель. Председатель тендерного комитета назначается заказчиком, организует работу комитета и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на комитет функций. В случае определения заказчиком уполномоченного лица (лиц) организация работы осуществляется им (ими) самостоятельно согласно условиям трудового договора (контракта) или положения.

Председатель, секретарь и другие члены тендерного комитета, уполномоченные лица могут пройти обучение по вопросам организации и осуществления закупок.

3. Тендерный комитет или уполномоченное лицо (лица):

планирует закупки, составляет и утверждает годовой план закупок;

осуществляет выбор процедуры закупки;

проводит процедуры закупок;

обеспечивает равные условия для всех участников, объективный и честный выбор победителя;

обеспечивает составление, утверждение и хранение соответствующих документов по вопросам публичных закупок, определенных настоящим Законом;

обеспечивает обнародование информации и отчета о публичных закупках в соответствии с Законом;

осуществляет другие действия, предусмотренные настоящим Законом.

4. Решение тендерного комитета или уполномоченного лица оформляется протоколом. В решении отражаются результаты поименного голосования членов комитета, присутствующих на заседании тендерного комитета, по каждому вопросу. Протокол подписывается всеми членами комитета, присутствующими на его заседании, или всеми уполномоченными лицами. В случае отказа члена тендерного комитета или одного из уполномоченных лиц подписать протокол об этом указывается в протоколе с обоснованием причин отказа.

5. Примерное положение о тендерном комитете и уполномоченном лице (лицах) утверждается Уполномоченным органом.

Статья 12. Процедуры закупки

1. Закупка может осуществляться путем применения одной из следующих процедур:

открытые торги;

конкурентный диалог;

переговорная процедура закупки.

2. Заказчик осуществляет процедуры закупки, предусмотренные частью первой настоящей статьи, путем использования электронной системы закупок.

3. Электронная система закупок должна быть общедоступной и гарантировать недискриминацию, равные права во время регистрации всем заинтересованным лицам и равный доступ к информации всем лицам, обмен и сохранение информации и документов должны происходить с гарантированием нетронутости данных об участниках и их предложениях в ходе проведения процедуры закупки и их конфиденциальность до момента раскрытия тендерных предложений.

Электронная система закупок во время получения тендерных предложений должна обеспечивать фиксацию даты и точного времени получения тендерных предложений и невозможность доступа каких-либо лиц к полученным тендерным предложениям (их частям) до момента наступления даты и времени конечного срока подачи и раскрытия таких предложений, указанных в объявлении о проведении процедуры закупки.

При использовании электронной системы закупок с целью подачи тендерных предложений и осуществления их оценки документы и данные создаются и подаются с учетом требований Закона Украины «Об электронных документах и электронном документообороте».

Электронная система закупок должна обеспечить сохранность и надлежащую защиту всей информации по проведению процедур закупок, возможность доступа к этой информации заказчиков, участников, контролирующих органов, органа обжалования, уполномоченного органа и других лиц в соответствии с положениями настоящего Закона и отвечать требованиям относительно наличия:

1) возможности осуществлять обмен информацией с использованием Интернета;

2) общедоступных средств телекоммуникации, не ограничивающих участия в процедурах закупок;

3) системы электронного обмена документами с использованием методов идентификации, требования к которым определяются Кабинетом Министров Украины;

4) возможности осуществлять идентификацию участников и точно определять время и дату получения тендерных предложений (их частей) при условии отсутствия доступа к таким данным со стороны каких-либо лиц до установленного конечного срока подачи и времени и даты раскрытия их предложений;

5) системы сохранения данных, осуществляющей хранение в течение не менее 10 лет всех документов, которые поступили от заказчиков, участников, органа обжалования и были созданы при оценке тендерных предложений, и обеспечивающей автоматическое резервирование и возобновление данных;

6) обеспечения непрерывности процесса закупок.

Надлежащей защитой информации в системе электронных закупок считается защита в системе облачных вычислений, которая подтверждается наличием действительного сертификата, устанавливающего соответствие системы менеджмента информационной безопасностью, применяемой при обработке информации в системе облачных вычислений, требованиям стандарта ISO/IEC 27001 или ДСТУ ISO/IEC 27001, или других стандартов, которыми они заменены, выданного отечественным или иностранным органом либо организацией по оценке соответствия, аккредитованным национальным органом Украины по аккредитации или иностранным органом по аккредитации, являющимся стороной многостороннего соглашения о признании Международного форума по аккредитации и/или Европейской кооперации по аккредитации, в соответствии со стандартом ISO/IEC 17021, или ДСТУ ISO/IEC 17021, или другими стандартами, которыми они заменены.

Доступ к информации в электронной системе закупок и ее передача осуществляются через сеть Интернет с использованием криптографической защиты с применением протокола TLS версии не ниже 1.2.

В случае раскрытия и оценки предложений участников электронная система должна обеспечивать ввод/вывод данных, принятие команд и отражение результатов их выполнения в интерактивном режиме реального времени.

В ходе проведения электронного аукциона авторизованные электронные площадки должны обеспечить равный и свободный доступ к нему всем участникам и возможность осуществлять просмотр прохождения электронного аукциона в интерактивном режиме реального времени всем заинтересованным лицам.

Дополнительные требования по функционированию электронной системы закупок, предоставлению сервисов устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Статья 13. Закупка по рамочным соглашениям

1. Закупка по рамочным соглашениям осуществляется в порядке, предусмотренном для проведения процедуры открытых торгов, с учетом требований настоящей статьи, а рамочные соглашения заключаются в соответствии с требованиями настоящей статьи.

2. Особенности заключения и выполнения рамочных соглашений определяются Уполномоченным органом.

3. В объявлении о проведении закупки по рамочному соглашению обязательно указываются:

1) срок, на который заключается соглашение, который не может превышать четырех лет;

2) количество участников, с которыми будет заключено соглашение, кроме случаев заключения рамочного соглашения;

3) наименование и местонахождение заказчика (заказчиков), которые будут осуществлять закупку по соглашению.

4. Рамочное соглашение заключается с несколькими участниками при условии, что в нем участвует не менее трех участников.

В случае поступления предложений в количестве меньшем, чем заявленное количество участников, или отклонения полученных тендерных предложений на основаниях, установленных настоящим Законом, заказчик имеет право заключить рамочное соглашение с теми участниками, предложения которых не отклонены, но не меньше чем с тремя.

5. Заказчик имеет право заключить договор о закупке соответствующих товаров и услуг исключительно с теми участниками, с которыми заключено рамочное соглашение.

6. Рамочные соглашения выполняются с соблюдением следующих требований:

1) в случае заключения рамочного соглашения с одним участником все существенные условия договора о закупке определяются в рамочном соглашении, а такой договор считается заключенным после подачи заказчиком участнику предложения выполнить указанные условия и получения письменного согласия участника;

2) в случае заключения рамочного соглашения с несколькими участниками:

если все существенные условия договора о закупке определены в рамочном соглашении, заказчик имеет право заключить такой договор с соблюдением указанных в рамочном соглашении условий отбора среди участников, с которыми заключено соответствующее рамочное соглашение;

если не все существенные условия договора о закупке определены в рамочном соглашении, такой договор заключается заказчиком с победителем процедуры конкурентного отбора, проводимой заказчиком среди участников, с которыми заключено соответствующее рамочное соглашение.

С целью определения победителя конкурентного отбора заказчик направляет приглашение всем участникам, с которыми заключено рамочное соглашение, подать предложения по заключению договора о закупке. Заказчик должен установить срок, достаточный для подготовки участниками предложений.

Оценка предложений и определение победителя (победителей) проводятся по критериям, установленным в рамочном соглашении, с учетом специфических требований к предмету закупки, установление которых допускается согласно договору. Такие специфические требования указываются в приглашении участникам подать предложения. Приглашения участникам и их предложения не могут предусматривать существенное изменение условий договоров закупки и характеристик соответствующего предмета закупки, определенных рамочным соглашением.

Отбор и конкурентный отбор проводятся заказчиком с применением электронного аукциона в соответствии со статьей 29 настоящего Закона.

7. Один заказчик может быть стороной одного или нескольких рамочных соглашений. Заказчик в течение семи дней со дня заключения рамочного соглашения предоставляет для обнародования в соответствии со статьей 10 настоящего Закона объявления со сведениями о заключенном рамочном соглашении.

Статья 14. Предоставление информации в ходе проведения процедуры закупки

1. Предоставление информации в ходе проведения процедуры закупки осуществляется в электронном виде через электронную систему закупок.

2. Вся информация, предоставляемая в ходе проведения процедур закупки, может обрабатываться в системе облачных вычислений при условии подтверждения надлежащего уровня защиты информации в такой системе согласно требованиям абзаца одиннадцатого части третьей статьи 12 настоящего Закона.

Статья 15. Язык, применяемый в ходе проведения процедур закупок

1. Во время проведения процедур закупок все документы, которые готовятся заказчиком, излагаются на украинском языке, а также по решению заказчика одновременно все документы могут иметь аутентичный перевод на другой язык. Определяющим является текст, изложенный на украинском языке.

Статья 16. Квалификационные критерии

1. Заказчик требует от участников подачи ими документально подтвержденной информации об их соответствии квалификационным критериям.

2. Заказчик устанавливает один или несколько из таких квалификационных критериев:

наличие оборудования и материально-технической базы;

наличие работников соответствующей квалификации, имеющих необходимые знания и опыт;

наличие документально подтвержденного опыта выполнения аналогичного договора.

3. Определенные заказчиком согласно настоящей статье квалификационные критерии и перечень документов, подтверждающих информацию участников о соответствии их таким критериям, указываются в тендерной документации и требуются при проведении переговоров с участником (в случае применения переговорной процедуры закупки).

Заказчик не устанавливает квалификационные критерии и не определяет перечень документов, подтверждающих поданную участниками информацию о соответствии их таким критериям, в случае закупки нефти, нефтепродуктов сырых, электрической энергии, услуг по ее передаче и распределению, централизованной поставке тепловой энергии, централизованной поставке горячей воды, услуг по централизованному отоплению, услуг почтовой связи, почтовых марок и маркированных конвертов, телекоммуникационных услуг, в том числе по трансляции радио- и телесигналов, услуг по централизованному водоснабжению и/или водоотведению, услуг по перевозке железнодорожным транспортом общего пользования.

4. Документы, не предусмотренные законодательством для участников — юридических, физических лиц, в том числе физических лиц — предпринимателей, не подаются ими в составе тендерного предложения и не требуются при проведении переговоров с участником (в случае применения переговорной процедуры закупки).

Отсутствие документов, не предусмотренных законодательством для участников — юридических, физических лиц, в том числе физических лиц — предпринимателей, в составе тендерного предложения не может быть основанием для его отклонения заказчиком.

Статья 17. Отказ в участии в процедуре закупки

1. Заказчик принимает решение об отказе участнику в участии в процедуре закупки и обязан отклонить тендерное предложение участника в случае, если:

1) он имеет неопровержимые доказательства того, что участник предлагает, дает или соглашается дать прямо или опосредствовано любому должностному лицу заказчика, другого государственного органа вознаграждение в любой форме (предложение по найму на работу, ценная вещь, услуга и тому подобное) с целью повлиять на принятие решения относительно определения победителя процедуры закупки или применения заказчиком определенной процедуры закупки;

2) сведения о юридическом лице, являющемся участником, внесены в Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения;

3) служебное (должностное) лицо участника, которое уполномочено участником представлять его интересы в ходе проведения процедуры закупки, физическое лицо, являющееся участником, было привлечено согласно закону к ответственности за совершение в сфере закупок коррупционного правонарушения;

4) субъект хозяйствования (участник) в течение последних трех лет привлекался к ответственности за нарушение, предусмотренное пунктом 4 части второй статьи 6, пунктом 1 статьи 50 Закона Украины «О защите экономической конкуренции», в виде совершения антиконкурентных согласованных действий, касающихся искажения результатов торгов (тендеров);

5) физическое лицо, являющееся участником, было осуждено за преступление, совершенное из корыстных побуждений, судимость с которого не снята или не погашена в установленном законом порядке;

6) служебное (должностное) лицо участника, подписавшее тендерное предложение, было осуждено за преступление, совершенное из корыстных побуждений, судимость с которого не снята или не погашена в установленном законом порядке;

7) тендерное предложение подано участником процедуры закупки, являющимся связанным лицом с другими участниками процедуры закупки и/или с членом (членами) тендерного комитета, уполномоченным лицом (лицами) заказчика;

8) участник признан в установленном законом порядке банкротом и в отношении него открыта ликвидационная процедура;

9) в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований отсутствует информация, предусмотренная пунктом 9 части второй статьи 9 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований»;

10) юридическое лицо, являющееся участником, не имеет антикоррупционной программы или уполномоченного по реализации антикоррупционной программы, если стоимость закупки товара (товаров), услуги (услуг) или работ равна или превышает 20 миллионов гривень.

2. Заказчик может принять решение об отказе участнику в участии в процедуре закупки и может отклонить тендерное предложение участника в случае, если участник имеет задолженность по уплате налогов и сборов (обязательных платежей).

3. Заказчик в тендерной документации указывает, что информация об отсутствии оснований, определенных в частях первой и второй настоящей статьи, предоставляется в произвольной форме. Способ документального подтверждения согласно законодательству отсутствия оснований, предусмотренных пунктами 2, 3, 5, 6 и 8 части первой и частью второй настоящей статьи, определяется заказчиком для предоставления таких документов только победителем процедуры закупки. Заказчик не требует документального подтверждения информации, содержащейся в открытых единых государственных реестрах, доступ к которым является свободным.

Победитель торгов в срок, не превышающий пяти дней с даты обнародования на веб-портале Уполномоченного органа уведомления о намерении заключить договор, должен предоставить заказчику документы, подтверждающие отсутствие оснований, определенных пунктами 2, 3, 5, 6 и 8 части первой настоящей статьи.

Заказчик не требует от участников документов, подтверждающих отсутствие оснований, определенных пунктами 1 и 7 части первой настоящей статьи.

Уполномоченный орган ежегодно до 20 января и дополнительно в случае необходимости обнародует информацию о перечне открытых единых государственных реестров, доступ к которым является свободным, на веб-портале Уполномоченного органа.

Статья 18. Порядок обжалования процедур закупки

1. Жалоба в орган обжалования подается субъектом обжалования в форме электронного документа через электронную систему закупок. После размещения жалобы субъектом обжалования в электронной системе закупок жалоба автоматически вносится в реестр жалоб и формируется ее регистрационная карточка. Жалоба вместе с регистрационной карточкой в день размещения субъектом обжалования автоматически обнародуется на веб-портале Уполномоченного органа.

Регистрационная карточка жалобы должна содержать следующую информацию:

дату и время подачи жалобы субъектом обжалования в электронной системе закупок;

номер жалобы, присвоенный в электронной системе закупок при ее подаче;

номер объявления о проведении процедуры закупки, обнародованого на веб-портале Уполномоченного органа.

Жалоба должна содержать следующую информацию:

наименование заказчика, решения, действия или бездействие которого обжалуется;

имя (наименование), место проживания (место нахождения) субъекта обжалования;

основания подачи жалобы, ссылки на нарушение процедуры закупки или принятые решения, действия или бездействие заказчика, фактические обстоятельства, которые это могут подтверждать;

обоснование наличия нарушенных прав и охраняемых законом интересов по поводу решения, действия или бездействия заказчика, которые противоречат законодательству в сфере публичных закупок и в результате которых нарушено право или законные интересы такого лица;

требования субъекта обжалования и их обоснования.

К жалобе прилагаются документы и материалы в электронной форме (в том числе в виде pdf формата файла), которые подтверждают нарушение процедуры закупки или неправомерность решений, действий или бездействия заказчика, и документ об осуществлении оплаты за подачу жалобы в орган обжалования.

Сразу после внесения в реестр жалоб жалоба с сопроводительными документами и ее регистрационная карточка автоматически направляются органу обжалования и заказчику.

За подачу жалобы в орган обжалования взимается плата. Размер платы определяется Кабинетом Министров Украины.

2. Жалобы, касающиеся тендерной документации и/или принятых решений, действия или бездействия заказчика, которые произошли до окончания срока, установленного для подачи тендерных предложений, могут подаваться в орган обжалования с момента обнародования объявления о проведении торгов, но не позже чем за четыре дня до даты, установленной для подачи тендерных предложений.

Жалобы, касающиеся принятых решений, действия или бездействия заказчика, которые произошли после оценки предложений участников, подаются в течение 10 дней со дня обнародования на веб-портале Уполномоченного органа уведомления о намерении заключить договор, но до дня заключения договора о закупке.

Жалобы, касающиеся принятых решений, действий или бездействия заказчика, которые произошли после рассмотрения тендерных предложений на соответствие техническим требованиям, определенным в тендерной документации, и определения соответствия участников квалификационным критериям, подаются в течение пяти дней со дня обнародования на веб-портале Уполномоченного органа протокола рассмотрения тендерных предложений.

Если в тендерную документацию заказчиком вносились изменения после окончания срока, установленного для подачи тендерных предложений в объявлении об их проведении, не подлежат обжалованию положения тендерной документации, в которые изменения не вносились.

Если в орган обжалования была подана жалоба (жалобы) относительно обжалования положений тендерной документации, по результатам которой (которых) органом обжалования было принято одно или несколько решений по существу, после окончания срока, установленного для подачи тендерных предложений в объявлении об их проведении, не подлежат обжалованию те положения тендерной документации, по которым жалоба (жалобы) до окончания этого срока субъектами не была подана.

После окончания срока, установленного для подачи тендерных предложений в объявлении об их проведении, жалобы могут подаваться только по поводу изменений к тендерной документации, внесенных заказчиком.

В случае нарушения сроков, определенных в абзацах первом — третьем этой части, жалобы автоматически не принимаются системой электронных закупок.

Жалобы по заключенным договорам о закупке рассматриваются в судебном порядке.

3. Орган обжалования в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня внесения жалобы в реестр жалоб, должен разместить в системе электронных закупок решение о принятии жалобы к рассмотрению с указанием даты, времени и места рассмотрения жалобы или обоснованное решение об оставлении жалобы без рассмотрения, или решение о прекращении рассмотрения жалобы. Система электронных закупок автоматически обнародует принятые органом обжалования решения на веб-портале Уполномоченного органа и рассылает уведомления субъекту обжалования и заказчику.

4. Орган обжалования оставляет жалобу без рассмотрения в случае, если:

субъект обжалования подает жалобу относительно того же нарушения, в той же процедуре закупки и по тем же основаниям, которые уже были предметом рассмотрения органа обжалования и по которым органом обжалования было принято соответствующее решение;

жалоба не отвечает требованиям части первой или второй настоящей статьи;

субъектом обжалования не внесена плата, предусмотренная частью первой настоящей статьи;

заказчиком в соответствии с настоящим Законом устранены нарушения, указанные в жалобе.

5. Орган обжалования принимает решение о прекращении рассмотрения жалобы в случае, если:

обстоятельства, указанные в абзацах втором — пятом части четвертой настоящей статьи, установлены органом обжалования после принятия жалобы к рассмотрению;

жалоба отозвана субъектом обжалования;

заказчиком принято решение об отмене торгов или признании их несостоявшимися, отмены переговорной процедуры, кроме случая обжалования любого из этих решений.

6. Датой начала рассмотрения жалобы является дата обнародования регистрационной карточки жалобы в электронной системе закупок.

Срок рассмотрения жалобы органом обжалования составляет 15 рабочих дней с даты начала рассмотрения жалобы.

Субъект обжалования, заказчик имеют право участвовать в рассмотрении жалобы, в том числе путем применения телекоммуникационных систем в интерактивном режиме реального времени. Рассмотрение жалобы является открытым, все желающие могут присутствовать на рассмотрении. Лица, присутствующие на рассмотрении, могут использовать средства фото-, видео- и звукозаписи. Решение, принятое органом обжалования, оглашается публично.

7. В случае принятия жалобы к рассмотрению электронная система закупок автоматически приостанавливает начало электронного аукциона и не обнародует договор о закупке и отчет о результатах проведения процедуры закупки.

Заказчику запрещается совершать какие-либо действия и принимать какие-либо решения относительно закупки, в том числе заключение договора о закупке, кроме действий, направленных на устранение нарушений, указанных в жалобе.

В случае устранения заказчиком нарушений, указанных в жалобе, заказчик в течение одного рабочего дня с момента устранения нарушения должен уведомить об этом орган обжалования и разместить в электронной системе подтверждение.

В любом случае заключение договора о закупке во время обжалования запрещается.

8. Рассмотрение жалобы приостанавливает течение сроков, установленных частью второй статьи 32, абзацем восьмым части третьей статьи 35 настоящего Закона.

Течение этих сроков продолжается со дня, следующего за днем принятия решения органом обжалования по результатам рассмотрения жалобы, решения о прекращении рассмотрения жалобы или решения об оставлении жалобы без рассмотрения.

После принятия решения органом обжалования по результатам рассмотрения жалобы об отказе в удовлетворении жалобы, решения о прекращении рассмотрения жалобы или решения об оставлении жалобы без рассмотрения электронная система закупок автоматически, не раньше чем через два дня со дня размещения такого решения в электронной системе закупок, определяет дату и время проведения электронного аукциона и рассылает уведомление всем лицам, подавшим тендерные предложения.

9. По результатам рассмотрения жалобы орган обжалования имеет право:

принять решение об установлении или отсутствии нарушений процедуры закупки (в том числе нарушении порядка обнародования или необнародования информации о закупках, предусмотренной настоящим Законом) и о мерах, которые должны применяться для их устранения, в частности обязать заказчика полностью или частично отменить свои решения, предоставить необходимые документы, разъяснения, устранить любые дискриминационные условия (в том числе указанные в технической спецификации, являющейся составной частью тендерной документации), привести тендерную документацию в соответствие с требованиями законодательства, или при невозможности исправить допущенные нарушения отменить процедуру закупки.

10. Орган обжалования рассматривает жалобу и принимает решение на ее основании в пределах полученной по жалобе информации и информации, размещенной в электронной системе закупок. Решения по результатам рассмотрения жалоб принимаются органом обжалования исключительно на его заседаниях.

Орган обжалования имеет право привлекать для получения консультаций и экспертных заключений представителей государственных органов (по согласованию с руководителями государственных органов), экспертов и специалистов, которые не могут быть связанными лицами и владеют специальными знаниями, необходимыми для профессионального и непредвзятого рассмотрения жалобы. Субъект обжалования и заказчик могут предоставлять заключения экспертов и специалистов, владеющих специальными знаниями. Заключения таких представителей государственных органов, экспертов и специалистов обнародуются в электронной системе закупок и приобщаются к материалам дела о рассмотрении жалобы.

11. Орган обжалования по результатам рассмотрения жалобы принимает обоснованное решение, в котором указываются:

заключение органа обжалования о наличии или отсутствии нарушения процедуры закупки;

заключение органа обжалования об удовлетворении жалобы полностью или частично или об отказе в ее удовольствии;

основания и обоснования принятия решения;

в случае, если жалоба удовлетворена полностью или частично, — обязательство устранения заказчиком нарушения процедуры закупки и/или возобновления процедуры закупки с момента предыдущего законного решения или правомерного действия заказчика.

Решение органа обжалования содержит следующую информацию:

наименование органа обжалования;

краткое содержание жалобы;

мотивировочную часть решения;

резолютивную часть решения;

срок обжалования решения.

В течение одного рабочего дня после принятия решения по результатам рассмотрения жалобы орган обжалования в электронной системе закупок предоставляет информацию о резолютивной части решения и в течение трех рабочих дней со дня его принятия размещает решение в электронной системе закупок. Решение по результатам рассмотрения жалобы сразу после размещения в электронной системе автоматически обнародуется на веб-портале Уполномоченного органа и направляется субъекту обжалования и заказчику.

12. Решения органа обжалования вступают в силу со дня их принятия и являются обязательными для исполнения заказчиками, лицами, которых они касаются.

Решение органа обжалования может быть обжаловано субъектом обжалования, заказчиком в судебном порядке в течение 30 дней со дня его обнародования в электронной системе закупок.

Статья 19. Отчет о результатах проведения процедуры закупки

1. В отчете о результатах проведения процедуры закупки обязательно указываются:

наименование предмета закупки;

количество участников процедуры закупки и наименование и местонахождение участника, с которым заключен договор о закупке;

цены предложений участников тендера (цена предложения на переговорах в случае применения переговорной процедуры закупки) и сумма, определенная в договоре о закупке;

дата обнародования объявления со сведениями о заключенном рамочном соглашении, по которому заключен договор о закупке (в случае проведения закупки по рамочным соглашениям), размещенного на веб-портале Уполномоченного органа в соответствии со статьей 10 настоящего Закона;

дата обнародования уведомления о намерении заключить договор, размещенного на веб-портале Уполномоченного органа в соответствии со статьей 10 настоящего Закона;

дата обнародования объявления о проведении процедуры закупки на веб-портале Уполномоченного органа в соответствии со статьей 10 настоящего Закона;

в случае, если в результате проведения торгов не был заключен договор о закупке, — основания принятия решения о незаключении договора о закупке;

дата заключения договора о закупке;

сводная информация о наличии и соответствии установленным законодательством требованиям документов, подтверждающих соответствие участников квалификационным критериям согласно статье 16 настоящего Закона, и наличии/отсутствии обстоятельств, установленных статьей 17 настоящего Закона;

в случае закупки работ или услуг — полное наименование и местонахождение каждого юридического субъекта хозяйствования, которого участник, с которым заключен договор о закупке, будет привлекать к выполнению работ в качестве субподрядчика в объеме не менее 20 процентов стоимости договора о закупке, если об этом указано в договоре о закупке.

2. Отчет о результатах проведения процедуры закупки автоматически формируется электронной системой закупок и обнародуется в течение одного дня после обнародования заказчиком договора о закупке на веб-портале Уполномоченного органа.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд