Согласно статье 56 главы 10 раздела II Бюджетного кодекса Украины и части второй статьи 6 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» приказываю:
1. В Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 23 января 2015 года № 11:
в пункте 1 раздела II:
в абзаце сорок четвертом подпункта 1.1 слова и цифры «стоимостью свыше 5000 гривень за единицу» исключить;
в абзаце пятом подпункта 1.2:
цифры «2500» заменить цифрами «6000»;
слова и цифры «(для сценическо-постановочных средств — 5000 гривень) включительно без налога на добавленную стоимость, —» заменить словами «включительно без налога на добавленную стоимость, — сценическо-постановочные средства»;
абзац первый пункта 5 раздела VIII изложить в следующей редакции:
«5. В актах о списании приводятся данные, характеризующие объекты основных средств: наименование объекта, инвентарный (номенклатурный) номер, начало эксплуатации объекта, первоначальная (переоцененная) стоимость, сумма начисленного износа, краткая характеристика объекта, причины выбытия и т. п.».
2. В разделе II Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету нематериальных активов субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 23 января 2015 года № 11:
дополнить пункт 16 новым абзацем следующего содержания:
«Объект нематериальных активов, полученный в пользование, учитывается субъектом государственного сектора (лицензиатом) на забалансовом счете в оценке, определенной исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи за предоставленное право использования объектов интеллектуальной собственности в виде периодических платежей, исчисленных в порядке и сроки, установленные договором, включаются лицензиатом в расходы отчетного периода.»;
пункт 17 исключить.
Министр А. Данилюк
Комментарий редакции
Внесены изменения в Методрекомендации по бухучету
Минфин комментируемым приказом внес изменения в некоторые Методические рекомендации по бухгалтерскому учету для субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11, а именно в:
— Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора (далее — Методрекомендации ОС);
— Методические рекомендации по бухгалтерскому учету нематериальных активов субъектов государственного сектора (далее — Методрекомендации НА).
Отметим, что эти изменения главным образом связаны с утверждением приказа Минфина «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету» от 28.03.2016 г. № 394 (далее — приказ № 394). С этим приказом и подробным комментарием к нему можно ознакомиться в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 17-18.
Напомним, что указанным приказом были внесены изменения в Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202 (далее — НП(С)БУ 121), и План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611 (далее — План счетов).
В большей части эти изменения связаны с установлением нового стоимостного критерия для основных средств — 6000 грн.
Итак, к основным средствам бюджетные учреждения относят материальные активы, если такие объекты соответствуют следующим критериям:
— первоначальная стоимость превышает 6000 грн. (без НДС), т. е. составляет 6001 грн. и более;
— срок их использования превышает один год.
Те материальные активы, по которым срок использования составляет больше одного года, но стоимость меньше 6000 грн., учреждения зачисляют в состав МНМА.
Отметим, что требования о применении стоимостного критерия в размере 6000 грн., предусмотренные НП(С)БУ 121 и Планом счетов для основных средств и МНМА, бюджетные учреждения применяют в отношении тех материальных активов, которые приобретают начиная с 10.05.2016 г. В комментарии к приказу № 394 мы рассматривали разные ситуации применения стоимостного критерия, так что можете просмотреть их еще раз. Кроме того, об особенностях учета расходов на приобретение и монтаж основных средств вы можете узнать из статьи «Лето… Жара… Кондиционеры снова в моде» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 28).
Теперь что касается других изменений.
Во-первых, отредактировано требование к составу объектов, которые относят к прочим основным средствам.
Согласно обновленному абз. 5 п.п. 1.2 п. 1 разд. II Методрекомендаций ОС в эту группу также зачисляют сценическо-постановочные средства (декорации, мебель и реквизиты, бутафорию, театральные и национальные костюмы, головные уборы, белье, обувь, парики и т. п.), учебные кинофильмы, магнитные диски и ленты, кассеты и т. п.
Следовательно, в состав прочих основных средств, которые бюджетные учреждения учитывают на субсчете 109 «Прочие основные средства», относят сценическо-постановочные средства (декорации, мебель и реквизит, бутафорию, театральные и национальные костюмы, головные уборы, белье, обувь, парики и т. п.), стоимость которых превышает 6000 грн. за единицу. Если стоимость сценическо-постановочных средств составляет менее 6000 грн., то их зачисляют в состав МНМА, т. е. на субсчет 113 «Малоценные необоротные материальные активы».
Во-вторых, уточнены требования к порядку составления акта о списании основных средств. Как определено в абз. 1 п. 5 разд. VIII Методрекомендаций ОС, в таких актах приводятся данные, характеризующие объекты основных средств: наименование объекта, инвентарный (номенклатурный) номер, начало эксплуатации объекта, первоначальная (переоцененная) стоимость, сумма начисленного износа, краткая характеристика объекта, причины выбытия и т. п.
Напомним, что в настоящий момент бюджетные учреждения при документальном оформлении операций с основными средствами применяют формы документов, утвержденные совместным приказом Главного управления Госказначейства и Госкомстата «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств, которые принадлежат учреждениям и организациям, содержащимся за счет государственного или местных бюджетов, и Инструкции по их составлению» от 02.12.97 г. № 125/70.
С чем тогда связаны изменения в оформлении актов о списании?
Вероятнее всего, Минфин готовится к утверждению новых форм типовых документов по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора и порядка их составления. По крайней мере, проект такого приказа Минфина еще в прошлом году был разработан и размещен на официальной веб-странице Министерства (www.minfin.gov.ua) в рубрике «Законодательство / Проекты документов / Проекты регуляторных актов для обсуждения» раздела «Аспекты работы».
Кстати, именно такая формулировка содержится в упомянутом проекте приказа в части, касающейся актов о списании. Надеемся, что в ближайшее время упомянутый проект приказа увидит свет.
И в-третьих, п. 16 разд II Методрекомендаций НА дополнен новым абзацем. Отметим, что ранее абзац с аналогичным содержанием был предусмотрен в разд. ІІ Методрекомендаций НА, но в п. 17 этого же раздела. Потому в связи с этим п. 17 разд. ІІ этих Методрекомендаций теперь исключен.
Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик