(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 20/1
  • № 20
  • № 19
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
2/16
Бюджетная бухгалтерия
Бюджетная бухгалтерия
Май , 2016/№ 17-18

О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету

http://tinyurl.com/y2rpgvcw
Приказ от 28.03.2016 г. № 394
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 14.04.2016 г. под № 558/28688

В соответствии со статьей 56 Бюджетного кодекса Украины и частью второй статьи 6 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» приказываю:

1. Абзац второй подпункта 3.2.3 пункта 3 раздела II Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 12 октября 2010 года № 1202, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 01 ноября 2010 года под № 1017/18312 (с изменениями), изложить в следующей редакции:

«Субъекты государственного сектора зачисляют к малоценным необоротным материальным активам предметы стоимостью (без налога на добавленную стоимость), не превышающей 6000 гривень, и срок использования которых превышает один год».

2. В классе 1 «Необоротные активы» раздела I «Балансовые счета» приложения 1 к Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 26 июня 2013 года № 611, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 18 июля 2013 года под № 1214/23746 (с изменениями):

1) в счете 10 «Основные средства»:

абзац сорок восьмой изложить в такой редакции:

«На субсчете 109 «Прочие основные средства» учитываются основные средства, не включенные в другие субсчета счета 10 «Основные средства». К ним относятся сценично-постановочные средства (декорации, мебель и реквизит, бутафория, театральные и национальные костюмы, головные уборы, белье, обувь, парики и т. п.); учебные кинофильмы, магнитные диски и ленты, кассеты и другие основные средства.»;

абзацы сорок девятый и пятидесятый исключить;

2) в счете 11 «Прочие необоротные материальные активы»:

в абзацах двадцать первом и двадцать третьем цифры «2500» заменить цифрами «6000»;

в абзаце двадцать четвертом слова и цифры «2500 гривень (для сценично-постановочных средств — до 5000 гривень) включительно без налога на добавленную стоимость, —» заменить словами и цифрами «6000 гривень включительно без налога на добавленную стоимость, — сценично-постановочные средства».

3. Департаменту налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета (Романюк Ю. П.) в установленном порядке обеспечить:

подачу настоящего приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины;

обнародование настоящего приказа.

4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Макееву Е. Л.

Министр Н. Яресько

Комментарий редакции

Установлен новый стоимостный критерий для основных средств — 6000 грн.

Наконец-то дождались! Минфин комментируемым приказом внес изменения в Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202 (далее — НП(С)БУ 121), и План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611 (далее — План счетов).

Главная суть этих изменений заключается в установлении нового стоимостного критерия в размере 6000 грн. для зачисления материальных активов в состав основных средств. Рассмотрим их подробнее.

Во-первых, посмотрим, как теперь выглядят требования НП(С)БУ 121 и Плана счетов относительно учета объектов, зачисляемых на соответствующие субсчета счетов 10 и 11.

До изменений

После изменений

Раздел II НП(С)БУ 121

3.2.3. Малоценные необоротные материальные активы.

Субъекты государственного сектора зачисляют к малоценным необоротным материальным активам предметы стоимостью (без налога на добавленную стоимость), которая не превышает 2500 гривень, и срок использования которых превышает один год, и сценично-постановочные средства стоимостью, не превышающей 5000 гривень за единицу

3.2.3. Малоценные необоротные материальные активы.

Субъекты государственного сектора зачисляют к малоценным необоротным материальным активам предметы стоимостью (без налога на добавленную стоимость), которая не превышает 6000 гривень, и срок использования которых превышает один год

План счетов

Малоценные необоротные материальные активы включают:
‹…›

4) предметы производственного назначения стоимостью до 2500 гривень включительно за единицу (комплект) без налога на добавленную стоимость — рабочие столы, верстаки, кафедры, парты и т. п.; оборудование, способствующее охране труда; предметы технического значения, которые не могут быть отнесены к рабочим машинам (светокопировальные рамы и т. п.);

‹…›

6) хозяйственный инвентарь стоимостью до 2500 гривень включительно за единицу (комплект) без налога на добавленную стоимость;

7) другие малоценные необоротные предметы, срок эксплуатации которых больше одного года, а стоимость за единицу не превышает 2500 гривень (для сценично-постановочных средств до 5000 гривень) включительно без налога на добавленную стоимость — телефоны, вычислительная техника, стиральные и швейные машины, холодильники и т. п.

Малоценные необоротные материальные активы включают:
‹…›

4) предметы производственного назначения стоимостью до 6000 гривень включительно за единицу (комплект) без налога на добавленную стоимость — рабочие столы, верстаки, кафедры, парты и т. п.; оборудование, которое способствует охране труда; предметы технического значения, которые не могут быть отнесены к рабочим машинам (светокопировальные рамы и т. п.);

‹…›

6) хозяйственный инвентарь стоимостью до 6000 гривень включительно за единицу (комплект) без налога на добавленную стоимость;

7) другие малоценные необоротные предметы, срок эксплуатации которых больше одного года, а стоимость за единицу не превышает 6000 гривень включительно без налога на добавленную стоимость сценично-постановочные средства, телефоны, вычислительная техника, стиральные и швейные машины, холодильники и т. п.

Таким образом, к основным средствам относят материальные активы, если такие объекты соответствуют следующим критериям:

— первоначальная стоимость превышает 6000 грн. (без НДС), т. е. составляет 6001 грн. и больше;

— срок использования превышает один год.

Оплату расходов на приобретение таких активов, т. е. основных средств, бюджетные учреждения осуществляют по КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов длительного пользования».

Если стоимость материальных активов не превышает 6000 грн., т. е. составляет 6000 грн. и меньше (без учета НДС), то такие объекты зачисляют в состав МНМА. Оплату расходов на приобретение МНМА бюджетные учреждения осуществляют во КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь».

Внимание! Как и раньше, критерий 6000 грн. для отнесения материальных активов к основным средствам или МНМА установлен без учета НДС.

Рассмотрим, как выглядит на примерах применение нового стоимостного критерия.

Пример 1. Бюджетная организация — плательщик НДС за счет средств спецфонда приобрела материальный актив, стоимость которого 6180 грн. (в том числе НДС — 1030 грн.).

Поскольку стоимость такого объекта без НДС составляет 5150 грн., т. е. меньше 6000 грн., учитывать его необходимо на субсчете 113. Первоначальная стоимость такого объекта — 5150 грн., т. е. без учета НДС.

Пример 2. Бюджетная организация — неплательщик НДС приобрела материальный актив, стоимость которого 6300 грн. (в том числе НДС — 1050 грн.).

Поскольку стоимость такого объекта без НДС составляет 5250 грн., т. е. меньше 6000 грн., учитывать его необходимо на субсчете 113. Первоначальная стоимость такого объекта — 6300 грн., т. е. с учетом НДС.

Пример 3. Бюджетная организация — неплательщик НДС приобрела материальный актив, стоимость которого 7500 грн. (в том числе НДС — 1250 грн.).

Поскольку стоимость такого объекта без НДС составляет 6250 грн., т. е. больше 6000 грн., учитывать его необходимо на счете 10. Первоначальная стоимость такого объекта — 7500 грн., т. е. с учетом НДС.

Во-вторых, благодаря внесенным изменениям в НП(С)БУ 121 и План счетов отсутствуют особые правила для учета сценично-постановочных средств. Вот как выглядят в настоящее время требования Плана счетов по учету таких средств.

До изменений

После изменений

План счетов

На субсчете 109 «Прочие основные средства» учитываются с выделением в отдельные группы:
1) сценично-постановочные средства стоимостью свыше 5000 гривень за единицу
(декорации, мебель и реквизиты, бутафория, театральные и национальные костюмы, головные уборы, белье, обувь, парики и т. п.);
2) учебные кинофильмы, магнитные диски и ленты, кассеты

На субсчете 109 «Прочие основные средства» учитываются основные средства, не включенные в другие субсчета счета 10 «Основные средства». К ним относятся сценично-постановочные средства (декорации, мебель и реквизит, бутафория, театральные и национальные костюмы, головные уборы, белье, обувь, парики и т. п.); учебные кинофильмы, магнитные диски и ленты, кассеты и другие основные средства

Благодаря таким изменениям уточнено применение субсчета 109 «Прочие основные средства». Так, на нем учитываются основные средства, не включенные в другие субсчета счета 10 «Основные средства». Кроме того, на субсчет 109 зачисляют сценично-постановочные средства (декорации, мебель и реквизит, бутафорию, театральные и национальные костюмы, головные уборы, белье, обувь, парики и т. п.), стоимость за единицу которых превышает 6000 грн. Что касается сценично-постановочных средств, которые стоят 6000 грн. и меньше, то их зачисляют в состав МНМА, т. е. на субсчет 113 «Малоценные необоротные материальные активы». Именно об этом свидетельствуют обновленные требования Плана счетов по учету таких объектов.

Кстати, Минфину нужно было бы внести изменения и в Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11. В частности, в п. 1.2 — относительно нового стоимостного критерия 6000 грн. для МНМА, и в п. 1.1 — относительно состава объектов, зачисляемых в прочие основные средства. Надеемся, что со временем такие изменения все же будут внесены в эти Методические рекомендации.

Комментируемый приказ вступил в силу 10.05.2016 г.

Именно начиная с этой даты основными средствами для бюджетных учреждений являются материальные активы, стоимость которых составляет более 6000 грн. Вероятно, многие из вас знают, что для коммерческих предприятий такой стоимостный критерий для основных средств начал действовать еще с 01.09.2015 г., но для бюджетных учреждений его разрешено применять только с 10.05.2016 г., т. е. с даты вступления в силу комментируемого приказа.

Безусловно, главный вопрос, который волнует многих: что делать с теми объектами основных средств, которые были приобретены до 10.05.2016 г. и первоначальная стоимость которых составляет менее 6000 грн. за единицу (без НДС), которые учитываются на соответствующих субсчетах счета 10 «Основные средства»? Ответ однозначен: эти объекты бюджетные учреждения должны продолжать учитывать в составе основных средств и после 10.05.2016 г. (т. е. не нужно переводить их в состав МНМА) до тех пор, пока они не утратят свои первоначальные качества и станут непригодными к дальнейшему использованию по той или иной причине.

Таким образом, требования относительно стоимостного критерия в размере 6000 грн., предусмотренные НП(С)БУ 121 и Планом счетов к основным средствам и МНМА, бюджетные учреждения должны применять в отношении тех материальных активов, которые они приобретают начиная с 10.05.2016 г.

Наконец еще один важный момент. Начав применять новый стоимостный критерий для основных средств и МНМА, внесите как можно быстрее такие изменения в приказ об учетной политике учреждения на 2016 год. Совсем недавно мы рассказывали о том, как это оформить, в консультации «Решили изменить учетную политику: как это сделать грамотно» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 13, с. 23).

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
бухгалтерский учет добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье