Темы статей
Выбрать темы

Эконалог-2017: отчитываемся за I квартал

Матвеева Виктория, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Вот и завершился I квартал 2017 года. Самое время составить налоговые декларации и вовремя их подать. Так, бюджетные учреждения, имеющие стационарные источники загрязнения, обязаны уплачивать экологический налог. На что необходимо обратить внимание плательщикам такого налога в I квартале 2017 года, мы и расскажем вам в этом материале.

Когда бюджетные учреждения являются плательщиками эконалога

Сразу отметим, что существенных изменений в порядке расчета экологического налога за I квартал 2017 года не произошло. Поэтому рассчитывать эконалог за этот период вы будете по тем же правилам, что и в прошлом году. Но в этом квартале есть определенные моменты, которые стоит принять к сведению.

Начнем с того, при каких условиях бюджетные учреждения являются плательщиками этого налога.

Так, субъекты хозяйствования, в частности бюджетные учреждения, являются плательщиками этого налога, только когда осуществляют:

— выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения ( п.п. 240.1.1 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI, далее — НКУ);

— сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты ( п.п. 240.1.2 НКУ).

Вместе с тем иногда возникает вопрос: является ли бюджетное учреждение плательщиком эконалога за размещение отходов ( п.п. 240.1.3 НКУ)? Такое, скорее всего, возникает в исключительных ситуациях.

Дело в том, что эконалог за размещение отходов платят лишь субъекты хозяйствования, которые имеют специальные разрешения на размещение отходов.

Так, в соответствии с п.п. 14.1.223 НКУ размещение отходов — постоянное (окончательное) нахождение или захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получены разрешения уполномоченных органов.

Согласно п.п. 242.1.3 НКУ объектом и базой обложения экологическим налогом, который взимается за размещение отходов, являются объемы и виды (классы) размещенных отходов, кроме объемов и видов (классов) отходов как вторичного сырья, которые размещаются на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования.

Учитывая это, плательщиками экологического налога являются субъекты хозяйствования, которые на основании полученных в установленном порядке разрешений размещают отходы на собственных территориях (объектах) или в специально отведенных для этого местах либо объектах и не имеют договоров с коммунальными или специализированными предприятиями на утилизацию и захоронение отходов.

Учитывая вышеприведенное, бюджетные учреждения, осуществляющие временное размещение (хранение) отходов до их удаления путем вывоза в соответствии с заключенным договором со специализированным предприятием на утилизацию и захоронение, не являются плательщиками экологического налога. По этому вопросу фискалы изложили свою позицию, в частности, в письмах Главного управления ГФС в г. Киеве от 23.05.2016 г. № 11376/10/26-15-12-03-18 и от 05.08.2016 г. № 17719/10/26-15-12-03-18 (ср. ).

Что касается временного размещения (хранения) опасных отходов, то, по мнению фискалов, платить эконалог должны также субъекты хозяйствования, которые временно размещают (хранят) отходы, в частности опасные (аккумуляторы, шины, люминесцентные лампы и т. п.), если нет договора на удаление и утилизацию таких отходов (категория 120.01 ЗIР ГФСУ). То есть в случае, если бюджетное учреждение имеет договор с коммунальными или специализированными предприятиями на утилизацию и захоронение отходов, такая организация не является плательщиком экологического налога за отходы.

Как рассчитать эконалог

Для того чтобы рассчитать эконалог, как и раньше, достаточно знать такие величины:

1) объем загрязняющих веществ (выброшенных в атмосферный воздух или в водоемы или при размещении отходов).

Внимание! Узнать информацию об объеме загрязняющих веществ, которые выбрасывает ваш стационарный источник загрязнения в атмосферный воздух, можно из специального разрешения. В нем содержится необходимая информация об идентификации видов загрязняющих веществ, их классе опасности, а также величине возможных выбросов и т. п.

В то же время иногда у субъекта хозяйствования такое разрешение отсутствует. В этом случае рассчитать объем выбросов стационарным источником загрязнения (бытовым котлом) в атмосферный воздух придется самостоятельно расчетным путем;

2) ставку эконалога.

Обратите внимание! При расчете эконалога за I квартал 2017 года бюджетные учреждения должны применять новые ставки эконалога, определенные в ст. 243 — 246 НКУ, которые вступили в силу с 1 января 2017 года. Такие ставки изложены в новых размерах и по сравнению с действующими в 2016 году увеличены на 12 %. Их вы найдете ниже;

3) корректирующие коэффициенты (при необходимости). Применяются такие коэффициенты лишь при сбросах загрязняющих веществ в водоемы или при размещении отходов. Отыскать их можно в ст. 243 — 246 НКУ.

Для правильного определения суммы эконалога необходимо найти произведение фактических объемов размещения отходов, ставки налога и корректирующего коэффициента.

По какой форме отчитываться

За I квартал 2017 года бюджетные учреждения — плательщики эконалога подают форму Декларации по экологическому налогу, утвержденную приказом Минфина от 17.08.2015 г. № 715. Надеемся, что в прошлых годах вы уже разобрались, как ее заполнять, потому никаких трудностей в этом квартале у вас не возникнет.

Итак, предельный срок подачи налоговой декларации по эконалогу — 10.05.2017 г., а уплатить налог нужно не позднеее 19.05.2017 г.

Подать ее следует в случае осуществления ( п.п. 250.2.1 НКУ):

— выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения по месту размещения стационарных источников загрязнения;

— сбросов загрязняющих веществ в водные объекты по месту осуществления сбросов в водные объекты;

— размещения отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах — по месту размещения специально отведенных для этого мест или объектов.

При этом в некоторых случаях для плательщиков эконалога есть определенные нюансы относительно места подачи декларации по эконалогу. Рассмотрим, от чего они зависят.

Ситуация

Порядок предоставления отчетности

Примечание

Место подачи декларации по эконалогу не совпадает с вашим основным местом находжения на налоговом учете

Подать копию декларации по основному месту учета

п. 250.8 НКУ

Плательщик налога имеет несколько стационарных источников загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест либо объектов в пределах нескольких населенных пунктов (сел, поселков или городов) либо за их пределами (коды КОАТУУ* разные)

Подать в соответствующий контролирующий орган по месту расположения стационарного источника загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест либо объектов декларацию по каждому стационарному источнику загрязнения или специально отведенному для размещения отходов месту либо объекту отдельно

п.п. 250.10.1 НКУ

Следовательно, когда бюджетное учреждение имеет два источника загрязнения в разных населенных пунктах, которые подконтрольны одному контролирующему органу, то нужно подать две декларации по эконалогу. В то же время форма декларации позволяет подать одну декларацию, в которой (в приложениях) можно рассчитать эконалог относительно разных источников загрязнения, находящихся в разных органах местного самоуправления (с разными кодами по КОАТУУ). Поэтому контролеры в письме ГФС от 15.02.2016 г. № 5161/7/99-99-15-04-02-17 рекомендовали плательщикам экологического налога подавать в контролирующий орган одну декларацию, к которой прилагать необходимое количество отдельных приложений о каждом объекте налогообложения

Плательщик налога имеет несколько стационарных источников загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест либо объектов в пределах одного населенного пункта (села, поселка или города) либо за его пределами (код КОАТУУ один и тот же)

Подавать в соответствующий контролирующий орган одну декларацию за такие источники загрязнения

п.п. 250.10.2 НКУ

Плательщик налога находится на налоговом учете в городе с районным разделением

Может подавать одну декларацию за выбросы, сбросы всеми своими источниками загрязнения и/или размещение отходов, если эти источники и/или специально отведенные места для размещения отходов расположены на территории такого города (указывается код КОАТУУ), по месту пребывания плательщика налога на налоговом учете (городского совета)

п.п. 250.10.3 НКУ

* КОАТУУ — коды согласно Классификатору объектов административно-территориального устройства Украины.

Обратите внимание! Место уплаты эконалога определяется по тому же принципу, что и место подачи декларации.

Подавать ли отчетность, если отсутствует объект загрязнения

Знаем, что в 2017 году определенная часть бюджетных учреждений (прошлогодних плательщиков эконалога) отказалась от стационарного источника загрязнения. Необходимо ли об этом сообщать фискалам?

Да, об этом обязательно нужно сообщить налоговикам.

Для чего это необходимо сделать? Что будет, если бюджетное учреждение не уведомит об отсутствии в 2017 году стационарного источника загрязнения?

Прежде всего отметим, что п. 250.9 НКУ предусмотрено следующее:

«Если плательщик налога с начала отчетного года не планирует осуществления выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов, образования радиоактивных отходов в течение отчетного года, то такой плательщик налога должен сообщить об этом в соответствующий контролирующий орган по месту расположения источников загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта исчисления экологического налога. Иначе плательщик налога обязан подавать налоговые декларации в соответствии с настоящей статьей Кодекса».

Следовательно, для того чтобы не подавать отчетность по эконалогу в 2017 году, нужно направить налоговикам заявление в произвольной форме об отсутствии объекта налогообложения. Подать такое заявление следует не позже предельного срока подачи отчетности за I квартал (т. е. до 10.05.2017 г.). Если этого не сделать, то весь год бюджетному учреждению придется подавать декларацию по эконалогу по общим правилам, хотя и с прочерками.

Конечно, последняя редакция п. 49.2 НКУ позволяет подавать отчетность лишь за отчетный период, в котором возникает объект налогообложения, или при наличии показателей, которые подлежат декларированию. То есть если не о чем отчитываться, то декларацию подавать не нужно.

Но поскольку для эконалога в НКУ есть специальная норма — п. 250.9, который требует уведомить об отсутствии объекта налогообложения, то чтобы не спорить с контролерами, советуем подать такое заявление.

Кстати, требования п. 250.9 НКУ касаются бюджетных учреждений, которые с начала отчетного года не планируют осуществлять загрязнения (т. е. с начала года отсутствует объект загрязнения). Относительно бюджетных учреждений, которые вообще никогда не имели объектов загрязнения (ни в прошлом году, ни ранее), а также тех, которые были созданы в 2017 году, то они не должны подавать в соответствующие контролирующие органы заявление об отсутствии у них в отчетном году таких объектов.

Как отражают расходы на уплату эконалога

В соответствии с Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333, расходы на уплату налоговых, неналоговых и прочих платежей на безвозвратной основе, взимание которых предусмотрено законодательством (включая плату за административные услуги), в том числе расходы на уплату эконалога, осуществляют по КЭКР 2800 «Прочие текущие расходы».

В бухгалтерском учете расходы на уплату эконалога бюджетные учреждения отражают следующими записями:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

Начислена сумма эконалога

8411 «Прочие расходы по обменным операциям»

6311 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам»

2

Перечислена сумма эконалога в бюджет

6311 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам»

2313 «Регистрационные счета»

Ставки налога за выбросы в атмосферный воздух отдельных загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения ( пп. 243.1 и 243.4 НКУ)

Таблица 1

Наименование загрязняющего вещества

Ставка налога, гривень за 1 т

Наименование загрязняющего вещества

Ставка налога, гривень за 1 т

Азота оксиды

2204,89

Марганец и его соединения

17451,37

Аммиак

413,53

Никель и его соединения

88914,54

Ангидрид сернистый

2204,89

Озон

2204,89

Ацетон

827,06

Ртуть и ее соединения

93463,38

Бенз(о)пирен

2806850,49

Свинец и его соединения

93463,38

Бутилацетат

496,61

Сероводород

7086,02

Ванадия пятиокись

8270,62

Сероуглерод

4604,82

Водород хлористый

83,07

Спирт н-бутиловый

2204,89

Углерода окись

83,07

Стирол

16100,62

Углеводороды

124,61

Фенол

10007,8

Газообразные фтористые соединения

5458,98

Формальдегид

5458,98

Твердые вещества

83,07

Хром и его соединения

59192,69

Кадмия соединения

17451,37

Двуокиси углерода

0,37

Ставки налога за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения загрязняющих веществ (соединений), на которые установлен класс опасности ( п. 243.2 НКУ)

Таблица 2

Класс опасности

Ставка налога, гривень за 1 т

I

15770,16

II

3611,61

III

538,13

IV

124,61

Ставки налога за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения загрязняющих веществ (соединений), на которые не установлен класс опасности ( п. 243.3 НКУ)

Таблица 3

Ориентировочно безопасный уровень влияния веществ (соединений), миллиграмм на 1 куб. метр

Ставка налога, гривень за 1 т

Менее 0,0001

663838

0,0001 — 0,001 (включительно)

56877,65

Свыше 0,001 — 0,01 (включительно)

7857,08

Свыше 0,01 — 0,1 (включительно)

2204,89

Свыше 0,1

83,07

Ставки налога за сбросы отдельных загрязняющих веществ в водные объекты

Таблица 4

Отдельные загрязняющие вещества ( п. 245.2 НКУ)

Загрязняющие вещества, на которые установлена предельно допустимая концентрация или ориентировочно безопасный уровень влияния ( п. 245.2 НКУ)

Наименование загрязняющего вещества

Ставка налога, гривень за 1 т

Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ или ориентировочно безопасный уровень влияния, миллиграмм на 1 л

Ставка налога, гривень за 1 т

Азот аммонийный

1448,27

Органические вещества (по показателям биохимического потребления кислорода (БСК 5))

579,68

Зависшие вещества

41,54

Нефтепродукты

8519,83

Нитраты

124,61

До 0,001 (включительно)

151747,75

Нитриты

7113,1

Свыше 0,001 — 0,1 (включительно)

110024,49

Сульфаты

41,54

Свыше 0,1 — 1 (включительно)

18968,25

Фосфаты

1157,54

Свыше 1 — 10 (включительно)

1930,42

Хлориды

41,54

Свыше 10

386,44

Ставки налога за размещение отходов

Таблица 5

За размещение отдельных видов чрезвычайно опасных отходов ( п. 246.1 НКУ)

За размещения отходов, которые устанавливаются в зависимости от класса опасности и уровня небезопасности отходов ( п. 246.2 ПКУ)

Наименование отходов

Ставка налога, гривень за единицу

Класс опасности отходов

Уровень небезопасности отходов

Ставка налога, гривень за 1 т

оборудования и приборов, содержащих ртуть, элементы с ионизирующим излучением

778,3

I

чрезвычайно опасные

1264,07

II

высокоопасные

46,04

III

умеренно опасные

11,55

люминесцентных ламп

13,54

IV

малоопасные

4,5

малоопасные нетоксичные отходы горной промышленности

0,44

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше