Темы статей
Выбрать темы

О проставлении печатей

Государственная казначейская служба Украины
Письмо от 08.08.2017 г. № 16-10/760

19 июля 2017 года вступил в силу Закон Украины от 23.03.2017 г. № 1982 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об использовании печатей юридическими лицами и физическими лицами — предпринимателями» (далее — Закон). Законом внесены изменения, в частности, в Хозяйственный кодекс Украины (далее — Хозяйственный кодекс) и Кодекс Украины об административных правонарушениях.

В соответствии с изменениями, внесенными в Хозяйственный кодекс, субъект хозяйствования имеет право использовать в своей деятельности печати. Оттиск печати не может быть обязательным реквизитом любого документа, который подается субъектом хозяйствования в орган государственной власти или орган местного самоуправления. Копия документа, подаваемая субъектом хозяйствования в орган государственной власти или орган местного самоуправления, считается удостоверенной в установленном порядке, если на такой копии проставлена подпись уполномоченного лица такого субъекта хозяйствования или личная подпись физического лица — предпринимателя. Орган государственной власти или орган местного самоуправления не вправе требовать нотариального удостоверения верности копии документа в случае, если таковая установлена законом (пункт 3 части I Закона).

Требование должностного лица органа государственной власти или органа местного самоуправления о наличии на документе, подаваемом субъектом хозяйствования, оттиска его печати или нотариального удостоверения верности копии документа, если обязательность такого нотариального удостоверения не установлена законом, или отказ в принятии документа в связи с отсутствием на нем оттиска печати субъекта хозяйствования или нотариального удостоверения верности копии документа, если обязательность такого нотариального удостоверения не установлена законом, влекут за собой наложение штрафа от пятидесяти до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (подпункт 1 пункта 1 части 1 Закона).

При этом частями первой и второй статьи 55 Хозяйственного кодекса определено, что субъектами хозяйствования признаются участники хозяйственных отношений, которые осуществляют хозяйственную деятельность, реализовывая хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеют обособленное имущество и несут ответственность по своим обязательствам в пределах этого имущества, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Субъектами хозяйствования являются:

хозяйственные организации — юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Украины, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с этим Кодексом, а также прочие юридические лица, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированы в установленном законом порядке;

граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированы в соответствии с законом как предприниматели.

Организацию, полномочия и порядок деятельности центральных органов исполнительной власти Украины определяет Закон Украины «О центральных органах исполнительной власти».

В соответствии со статьей 4 данного Закона министерства и другие центральные органы исполнительной власти являются юридическими лицами публичного права.

Министерство, другой центральный орган исполнительной власти имеет печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием, собственные бланки, счета в органах Государственной казначейской службы Украины (далее — Казначейство).

Образцы печатей, бланков и табличек (вывесок) министерств, других центральных органов исполнительной власти утверждаются Кабинетом Министров Украины. Статьей 16 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» определено, что сельские, поселковые, городские, районные в городах, районные, областные советы имеют печати с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием, счета в учреждениях банков Украины.

Кроме того, следует учесть, что согласно статье 4 Хозяйственного кодекса финансовые отношения при участии субъектов хозяйствования, возникающие в процессе формирования и контроля выполнения бюджетов всех уровней, не являются предметом регулирования этого Кодекса.

Отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения и выполнения бюджетов, отчетности об их выполнении и контроля соблюдения бюджетного законодательства, а также вопросы ответственности за нарушение бюджетного законодательства регулируются Бюджетным кодексом Украины.

Согласно статье 2 Бюджетного кодекса Украины бюджетные учреждения — это органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации, созданные ими в установленном порядке, которые полностью содержатся за счет соответственно государственного бюджета или местного бюджета. Бюджетные учреждения являются неприбыльными.

Таким образом, бюджетные учреждения, которые не являются органами исполнительной власти, но содержатся за счет бюджетных средств и созданы такими органами, например, дошкольные учебные заведения, общеобразовательные учебные заведения, заведения здравоохранения и прочие, должны придерживаться требований бюджетного законодательства и проставлять печати на документах, которые предоставляются органам Казначейства.

В соответствии с пунктом 2 Заключительных положений Закона министерствам и другим центральным органам исполнительной власти дано поручение в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона обеспечить пересмотр и приведение их нормативно-правовых актов в соответствие с Законом.

Казначейством разработаны и направлены на согласование в Министерство финансов Украины проекты изменений к шести приказам Министерства финансов Украины в части определения особенностей относительно проставления оттиска печати клиентами Казначейства, которые являются субъектами хозяйствования.

Принимая во внимание изложенное, после вступления в силу отмеченных изменений в приказы, которые регламентируют казначейское обслуживание клиентов, органы Казначейства должны принимать от них документы с учетом норм Закона.

Что касается подтверждающих документов, которые предоставляются органам Казначейства вместе с Реестром бюджетных обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств / Реестром финансовых обязательств, то следует отметить, что согласно законодательству проставление оттиска печати исполнителей работ, которые в соответствии с заключенными договорами выполняют для бюджетного учреждения или получателя соответствующие работы (предоставляют услуги, поставляют товары), на оригиналах подтверждающих документов или их копиях не является обязательным.

Заместитель Председателя А. Грубиян

Комментарий редакции

Бюджетное учреждение предоставляет документы органу Казначейства: ставить печать или нет

Разговоры об отмене печатей ведутся уже не один год. В 2017 году окончательную точку в этом вопросе поставил Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно использования печатей юридическими лицами и физическими лицами — предпринимателями» от 23.03.2017 г. № 1982-VIII (далее — Закон), который вступил в силу 19.07.2017 г.

Этим Законом внесены изменения в некоторые законодательные акты, в частности:

— исключены требования об обязательном использовании печатей (независимо от их наличия у субъектов хозяйствования);

— исключена возможность признания документа (соглашения, сделки) недействительным (незаключенным, несовершенным) в связи с отсутствием оттиска печати;

— исключена необходимость использования печатей во взаимоотношениях субъектов хозяйствования с государственными органами и органами местного самоуправления;

— установлена административная ответственность за требование государственным органом или органом местного самоуправления наличия оттиска печати на официальном документе.

С одной стороны, поскольку в настоящее время Закон уже вступил в силу, оттиск печати не может быть обязательным реквизитом любого документа, который подается субъектом хозяйствования в орган государственной власти или орган местного самоуправления. По крайней мере, об этом свидетельствует обновленная редакция ст. 581 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV (ср. ).

В свое время Минюст в письме от 30.01.2009 г. № Н-35267-18 обращал внимание на то, что юридическая сила закона как основного источника права, его место в системе нормативно-правовых актов закреплены в Конституции Украины от 28.08.96 г. № 254к/96-ВР и в случае противоречия норм подзаконного акта нормам закона следует применять нормы закона, поскольку он имеет высшую юридическую силу.

В то же время, с другой стороны, в определенных нормативно-правовых актах и до сих пор предусмотрено требование относительно заверения документов печатью субъекта хозяйствования.

Безусловно, для того, чтобы привести нормы таких документов в соответствие с требованиями Закона, нужно определенное время. Именно поэтому в п. 2. разд. II «Заключительные положения» Закона Кабмину дано поручение в течение трех месяцев со дня вступления в силу этого Закона:

— привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с этим Законом;

— обеспечить пересмотр и приведение министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с этим Законом.

Учитывая указанное поручение, Госказначейство в комментируемом письме также обратило внимание бюджетных учреждений на вопрос о применении печати на подтверждающих документах.

Так, на оригиналах подтверждающих документов или их копиях, которые предоставляют органам Казначейства вместе с Реестром бюджетных обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств и Реестром бюджетных финансовых обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств, наличие печати не является обязательным. Напомним, что механизм регистрации бюджетных обязательств бюджетными учреждениями в органах Казначейства установлен Порядком регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденным приказом Минфина от 02.03.2012 г. № 309.

Также Госказначейство в комментируемом письме отметило, что определенные проекты изменений в нормативно-правовые акты, касающиеся проставления печати клиентами органа Казначейства, которые являются субъектами хозяйствования, уже подготовлены. Кстати, с некоторыми проектами таких приказов можно ознакомиться на сайте Минфина (www.minfin.gov.ua) в разделе «Проекты нормативно-правовых актов». Надеемся, что соответствующие изменения в нормативно-правовые акты будут утверждены Минфином в ближайшее время, о чем мы вам непременно сообщим. Поэтому следите за свежими новостями на страницах нашей газеты.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше