Темы статей
Выбрать темы

О рентной плате за специальное использование воды

Государственная фискальная служба Украины
Индивидуальная налоговая консультация от 03.08.2018 г. № 3415/6/99-99-12-02-03-15/ІПК

Государственная фискальная служба Украины на обращение Предприятий на получение индивидуальной налоговой консультации относительно взимания рентной платы за специальное использование воды (далее — Рентная плата) и определения объекта обложения Рентной платой, руководствуясь ст. 52 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс), сообщает.

Предприятие проинформировало, что при осуществлении хозяйственной деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства предоставляет услуги предприятиям, учреждениям, организациям и населению по централизованному водоснабжению и водоотведению, является плательщиком Рентной платы и имеет ряд вопросов, а именно:

«1. Можно ли Предприятию при определении с 01.01.2018 г. объекта налогообложения за специальное использование воды руководствоваться разъяснениями, предоставленными письмом ГФС Украины от 08.05.2018 г. № 1388/4/99-99-12-02-03-13.

2. Каким образом в таком случае Предприятию необходимо заполнять три отдельных приложения 5 с разными коэффициентами (величинами): «0», «0,3» и «1» к отчетной налоговой декларации по рентной плате.

3. Какие объемы воды, поставленные для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд потребителей, которые не являются субъектами хозяйствования в сфере централизованного водоснабжения и водоотведения, но относятся к потребителям, определенным в п.п. 255.4.1 п. 255.4 ст. 255 Кодекса, Предприятию можно включать в отдельное приложение 5 с коэффициентом (величиной) «0» отчетной налоговой декларации по рентной плате.

4. Можно ли Предприятию включать в отдельное приложение 5 с коэффициентом (величиной) «0» отчетной налоговой декларации по рентной плате объемы воды, поставленные следующим потребителям:

1) населению (физическим лицам) для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд;

2) юридическим лицам и физическим лицам — предпринимателям, использующим воду исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения, в том числе своих рабочих;

3) ОСМД, ЖСК, которые полученную воду используют для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения, в том числе для обслуживания мест общего пользования и придомовой территории;

4) теплоснабжающим организациям согласно отдельному договору, которые полученную воду полностью подогревают и поставляют населению для удовлетворения их санитарно-гигиенических нужд в горячей воде;

5) теплоснабжающим организациям согласно отдельному договору, которые полученную воду полностью используют для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения в холодной воде, в том числе своих рабочих.

Об определении объекта обложения Рентной платой (п. 1 обращения)

С целью обеспечения эффективного администрирования объектов обложения Рентной платой (при неурегулированном Кодексом порядке учета объемов воды, отличающихся по себестоимости), исходя из фактических объемов использованной плательщиком воды (подземной, поверхностной) из водных объектов, ГФС предоставила методические рекомендации об особенностях декларирования налоговых обязательств по Рентной плате субъектами хозяйствования, осуществляющими деятельность в сфере централизованного водоснабжения в случае наличия у них более чем одного объекта обложения Рентной платой, изложенные в письме ГФС от 08.05.2018 г. № 1388/4/99-99-12-02-03-13 и размещенные на официальном веб-портале ГФС в рубрике: Налоги, сборы, платежи / Общегосударственные налоги / Рентная плата / Рентная плата за специальное использование воды / письма.

Об определении объекта обложения и освобождении от взимания Рентной платы (пп. 3 — 4 обращения)

Основные элементы обложения Рентной платой определены в ст. 255 Кодекса.

В частности, п. 255.3 ст. 255 Кодекса установлено, что объектом обложения Рентной платой является фактический объем воды, используемый водопользователями. При этом термин «фактический объем воды, используемый» определен лишь в п.п. 255.11.2 п. 255.11 ст. 255 Кодекса как объем, указанный в разрешительном документе на осуществление специального водопользования как лимит забора воды из водного объекта (п.п. 4 п. 5 Порядка выдачи разрешений на специальное водопользование, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 13.03.2002 г. № 321) без установления специального порядка учета таких объемов забора воды.

Перечень случаев, при которых фактический объем использованной плательщиком воды не исключается из объекта обложения Рентной платой, но на который плательщикам Рентной платы предоставлена налоговая преференция, заключаемая в предоставленном Кодексом праве не взимать Рентную плату в части объекта обложения Рентной платой, соответствующего использованным ими объемам воды, определенным п. 255.4 ст. 255 Кодекса. В частности, объемы воды, указанные в пп. 1 — 3 п. 4 обращения, являются частью объекта обложения Рентной платой, соответствующего объемам воды, предусмотренным условием п.п. 255.4.1 п. 255.4 ст. 255 Кодекса как использованные плательщиком Рентной платы для удовлетворения санитарно-гигиенических нужд без взимания Рентной платы.

Вместе с тем п. 255.4 ст. 255 Кодекса не предусматривает условия освобождения от обложения Рентной платой объемов воды, реализованных другому субъекту хозяйствования, использующему такую воду в предпринимательской деятельности, например подогрева для теплоснабжения.

Поскольку объемы воды, соответствующие условиям п. 255.4 ст. 255 Кодекса, являются объектом обложения Рентной платой, на который распространяется освобождение от налогообложения, то при декларировании такой части объекта обложения Рентной платой следует применить коэффициент в размере 0 (ноль), что при исчислении налоговых обязательств собственно и обеспечит соблюдение требований п. 255.4 ст. 255 Кодекса относительно освобождения от обложения Рентной платой.

Об особенностях декларирования налоговых обязательств по Рентной плате субъектами хозяйствования, осуществляющими деятельность в сфере централизованного водоснабжения, при наличии более чем одного объекта обложения Рентной платой (п. 2 обращения)

Размер налогового обязательства по Рентной плате для каждой соответствующей части объекта обложения Рентной платой является результатом умножения (алгебраического произведения) 3 (трех) элементов такой платы — объектов налогообложения (объемы использованной воды), ставок платы, а также коэффициентов (п.п. 255.11.2 п. 255.11 ст. 255 Кодекса). При этом коэффициенты в ст. 255 Кодекса имеют признаки как налоговых преференций, так и финансовых санкций.

Например, п. 255.4 ст. 255 Кодекса определяет преференцию в форме освобождения от налогообложения части объекта обложения Рентной платой, соответствующей объемам воды, используемым для обеспечения питьевых и санитарно-гигиенических нужд. При этом при декларировании налоговых обязательств по Рентной плате для указанной части объекта обложения Рентной платой, специальный порядок учета которой Кодексом не установлен, но 2 (два) элемента — объекты налогообложения и ставка Рентной платы — имеют числовое значение, третий элемент — коэффициент необходимо применить в размере 0 (ноль), что в результате умножения (алгебраического произведения) таких величин собственно и обеспечит соблюдение требований п. 255.4 ст. 255 Кодекса относительно освобождения от налогообложения, то есть нулевое налоговое обязательство по Рентной плате.

Часть объекта обложения Рентной платой, соответствующая разнице между таким определенным п.п. 255.11.2 п. 255.11 ст. 255 Кодекса объектом и его частью, Рентная плата за который не взимается, согласно Лицензионным условиям и Правилам делится на две части, отличающиеся по целевому назначению и технологической направленности.

К первой части объекта обложения Рентной платой относятся две составляющие, возникающие на разных технологических ступенях формирования услуги по централизованному водоснабжению (далее — Технологическая часть). Первая составляющая Технологической части объекта обложения Рентной платой включает объемы воды, использованные, например, Обществом, для надлежащего обеспечения условий водоснабжения в части потерь и технологических расходов по приведению объемов воды к нормативам питьевой воды. Вторая составляющая Технологической части объекта обложения Рентной платой — объемы воды, использованные Обществом, например, для надлежащего обеспечения условий водоснабжения при транспортировке сетью, в частности пополнение сети объемами воды в части компенсации технологических потерь с целью поддержания регламентированного рабочего давления сети для надлежащего обеспечения условий водоснабжения при предоставлении коммунальной услуги.

Порядок расчета величины Технологической части объекта обложения Рентной платой для субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги по централизованному водоснабжению и/или водоотведению, установлен Методикой расчета технологических расходов питьевой воды предприятиями, предоставляющими услуги по централизованному водоснабжению и/или водоотведению, утвержденной приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 25.06.2014 г. № 181, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 03.09.2014 г. под № 1064/25841.

Во вторую часть объекта обложения Рентной платой включаются объемы воды, использованные Обществом, например, для предоставления всем категориям потребителей услуги по поставке питьевой воды (далее — Товарная часть). Особого внимания в этой части объекта обложения Рентной платой заслуживают объемы воды, на которые п. 255.4 ст. 255 Кодекса предоставлена налоговая преференция в форме освобождения от взимания Рентной платы.

Налоговые преференции для объемов воды в части объекта обложения Рентной платой ст. 255 Кодекса не предоставлены другим категориям потребителей, а налоговые обязательства Общества по Рентной плате, которые исчисляются в налоговой декларации с коэффициентом 1 (единица), а расходы по их выполнению согласно п. 1.6 Порядка формирования тарифов на централизованное водоснабжение и водоотведение, утвержденного постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, от 10.03.2016 г. № 302, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 19.04.2016 г. под № 593/28723 (далее — Порядок, Тариф), включается в Тариф для обеспечения экономического возмещения потребителями Обществу его расходов по уплате Рентной платы, за часть объекта обложения Рентной платой, поставленную потребителям, которым не предоставлена налоговая преференция.

Общество, руководствуясь п. 2.1 Порядка, утвержденного в 2016 году и без изменений действующего и после наложения на Общество в 2018 году обязанности плательщика Рентной платы, при уточнении размера Тарифа на 2018 год, утвержденного постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, от 21.06.2018 г. № 539 «О внесении изменений в постановление Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, от 16.06.2016 г. № 1141», самостоятельно определило объемы воды, на которые согласно п. 1.6 Порядка Обществом понесены расходы, связанные с уплатой налогов в общепроизводственных расходах, что аналогично 2016 году, — периоду, когда Общество применяло установленную п. 255.7 ст. 255 Кодекса налоговую преференцию в части объемов воды, составляющих Технологическую часть объекта обложения Рентной платой, и декларирует налоговые обязательства по Рентной плате относительно указанной части объекта обложения Рентной платой с применением в расчетах коэффициента 0,3.

Налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена такая консультация (п. 52.2 ст. 52 Кодекса).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше