Темы статей
Выбрать темы

Требования о предоставлении копий решений сессий в прокуратуру: удовлетворять или нет

Станкус Татьяна, заместитель главного редактора газеты «Бюджетная бухгалтерия»
Каждый месяц на основании письма от прокуратуры после проведения сессии совета мы направляем заверенные копии решений в прокуратуру. В этих письмах указывается, например, следующее: «Прошу Вас до 12:00 29.09.2017 г. предоставить в … прокуратуру копии решений, принятых на сессии в сентябре 2017 года». В какой срок это нужно делать и в каком нормативном акте это предусмотрено?

В связи с тем, что в редакцию нашей газеты поступило несколько подобных вопросов из разных уголков нашей страны, мы решили досконально разобраться с этой ситуацией.

Сразу заметим, что указанные в вопросе требования прокуратуры являются незаконными и вы имеете полное право не предоставлять копии таких решений. Почему именно так? Объясним все по порядку.

Деятельность органов прокуратуры регламентирована Законом Украины «О прокуратуре» от 14.10.2014 г. № 1697-VII (далее — Закон № 1697).

Как правило, в таких случаях в требовании прокурора он ссылается на ст. 23 Закона № 1697, которая называется «Представительство интересов гражданина или государства в суде».

В соответствии с этой статьей представительство прокурором интересов гражданина или государства в суде заключается в осуществлении процессуальных и других действий, направленных на защиту интересов гражданина или государства, в случаях и порядке, установленных законом.

Прокурор осуществляет представительство в суде интересов гражданина (гражданина Украины, иностранца или лица без гражданства) в случаях, если такое лицо не способно самостоятельно защитить свои нарушенные или оспариваемые права или реализовать процессуальные полномочия из-за недостижения совершеннолетия, недееспособности или ограниченной дееспособности, а законные представители или органы, которым законом дано право защищать права, свободы и интересы такого лица, не осуществляют или ненадлежащим образом осуществляют его защиту.

Прокурор осуществляет представительство в суде законных интересов государства в случае нарушения или угрозы нарушения интересов государства, если защиту этих интересов не осуществляет или ненадлежащим образом осуществляет орган государственной власти, орган местного самоуправления или другой субъект властных полномочий, к компетенции которого отнесены соответствующие полномочия, а также при отсутствии такого органа.

Следовательно, возможность прокурорского представительства в суде обусловлена деятельностью, в нашем случае, органа местного самоуправления при обстоятельствах, когда:

а) он не осуществляет своих функций по защите интересов государства;

б) функция по защите интересов государства осуществляется на ненадлежащем уровне.

Анализируя эти требования, следует говорить о противоправном поведении должностных и служебных лиц органа местного самоуправления. И данные факты должны уже существовать (а не могут возникнуть когда-нибудь в будущем).

Вероятность такого поведения, предположение о такой вероятности является недостаточным поводом для передачи полномочий от органа местного самоуправления в прокуратуру, поскольку прокуратура больше не осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов по этим вопросам органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами, что было предусмотрено старым законом о прокуратуре. Превентивная функция неправомерной деятельности органов местного самоуправления отсутствует.

Далее идет очень важное требование ч. 4 ст. 23 Закона № 1697, в соответствии с которым наличие оснований для представительства должно быть обосновано прокурором в суде.

Прокурор осуществляет представительство интересов гражданина или государства в суде исключительно после подтверждения судом оснований для представительства.

При этом прокурор обязан предварительно, до обращения в суд, сообщить об этом гражданину и его законному представителю или соответствующему субъекту властных полномочий. И в случае подтверждения судом наличия оснований для представительства прокурор пользуется процессуальными полномочиями соответствующей стороны процесса. Наличие оснований для представительства может быть обжаловано гражданином или его законным представителем или субъектом властных полномочий.

Вероятнее всего, направляя подобного рода требования, прокуроры руководствуются абз. 3 ч. 4 ст. 23 Закона № 1697, в котором указано: «Исключительно с целью установления наличия оснований для представительства интересов государства в суде в случае, если защиту законных интересов государства не осуществляет или ненадлежащим образом осуществляет субъект властных полномочий, к компетенции которого отнесены соответствующие полномочия, прокурор имеет право получать информацию, которая на законных основаниях принадлежит этому субъекту, истребовать и получать от него материалы и их копии».

В случае отсутствия субъекта властных полномочий, к компетенции которого отнесена защита законных интересов государства, а также в случае представительства интересов гражданина с целью установления наличия оснований для представительства, прокурор имеет право:

1) истребовать по письменному запросу, ознакамливаться и безвозмездно получать копии документов и материалов органов местного самоуправления, которые находятся у этих субъектов, в порядке, определенном законом;

2) получать от должностных и служебных лиц органов местного самоуправления устные или письменные пояснения. Получение пояснений от других лиц возможно исключительно с их согласия.

Для этого прокурор должен обосновать такое требование необходимостью установления наличия оснований для представительства интересов государства.

Законодательного определения понятия «интересы государства» не существует. В связи с этим Конституционный Суд Украины в абз. 2 п. 3 своего решения от 08.04.99 г. по делу № 11/99 отметил следующее: «Для решения дела существенным представляется выяснение понятия «интересы государства». В процессе исследования установлено, что государственные интересы закрепляются как нормами Конституции Украины, так и нормами других правовых актов. Интересы государства отличаются от интересов других участников общественных отношений. В основе первых всегда лежит потребность в осуществлении общегосударственных (политических, экономических, социальных и других) действий, программ, направленных на защиту суверенитета, территориальной целостности государственной границы Украины, гарантирование ее государственной, экономической, информационной, экологической безопасности, охрану земли как национального богатства, защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования и т. п.».

Согласно абз. 4 п. 2 указанного решения с учетом того, что «интересы государства» являются оценочным понятием, прокурор или его заместитель в каждом конкретном случае самостоятельно определяет со ссылкой на законодательство, на основании которого подается иск, в чем именно произошло или может произойти нарушение материальных или других интересов государства, обосновывает в исковом заявлении необходимость их защиты и указывает орган, уполномоченный государством осуществлять соответствующие функции в спорных отношениях.

Кроме названного, правильным видится и указание установленных оснований считать, что конкретный орган местного самоуправления не осуществляет или ненадлежащим образом осуществляет свои функции.

В связи с неоднозначностью трактовки полномочий прокурора уместно исходить из определенных ст. 3 Закона № 1697 принципов деятельности прокуратуры:

1) верховенства права и признания человека, его жизни и здоровья, чести и достоинства, неприкосновенности и безопасности наивысшей социальной ценностью;

2) законности, справедливости, непредвзятости и объективности;

3) территориальности;

4) презумпции невиновности;

5) независимости прокуроров, которая предусматривает существование гарантий от незаконного политического, материального или другого влияния на прокурора относительно принятия им решений при выполнении служебных обязанностей;

6) политической нейтральности прокуратуры;

7) недопустимости незаконного вмешательства прокуратуры в деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти;

8) уважения к независимости судей, которая предусматривает запрет публичного высказывания сомнений по правосудности судебных решений вне пределов процедуры их обжалования в порядке, предусмотренном процессуальным законом;

9) прозрачности деятельности прокуратуры, которая обеспечивается открытым и конкурсным занятием должности прокурора, свободным доступом к информации справочного характера, предоставлением на запросы информации, если законом не установлено ограничений по ее предоставлению;

10) неуклонного соблюдения требований профессиональной этики и поведения.

Кроме этого, в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 19 Закона № 1697 прокурор обязан действовать лишь на основе, в пределах и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины.

Теперь давайте рассмотрим требования профильного закона к органам местного самоуправления.

Напомним, что местное самоуправление в Украине — это гарантированное государством право и реальная способность территориальной громады — жителей села или добровольного объединения в сельскую громаду жителей нескольких сел, поселка, города — самостоятельно или под ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины. Это предусмотрено ст. 2 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97ВР (далее — Закон № 280).

Принципами местного самоуправления в соответствии со ст. 4 Закона № 280 среди прочих являются:

— сочетания местных и государственных интересов;

— правовой, организационной и материально-финансовой самостоятельности в пределах полномочий, определенных этим и другими законами;

— подотчетности и ответственности перед территориальными громадами их органов и должностных лиц (а не перед органами прокуратуры);

— государственной поддержки и гарантии местного самоуправления.

В ст. 20 Закона № 280 указано, что государственный контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления может осуществляться лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины, и не должен приводить к вмешательству органов государственной власти или их должностных лиц в осуществление органами местного самоуправления предоставленных им собственных полномочий.

Гарантиями деятельности органов местного самоуправления в соответствии со ст. 72 Закона № 280 являются:

1) самостоятельная реализация предоставленных полномочий;

2) невмешательство в законную деятельность органов и должностных лиц органов местного самоуправления.

Фактически упомянутое требование прокурора можно расценить как вмешательство в законную деятельность органа местного самоуправления, направленное на осуществление полного и тотального контроля за ним.

Абсолютно законным требованием среди других упомянутых является просьба сообщать о пребывании на рассмотрении судов и рассмотрении судами дел, в которых стороной является соответствующий орган местного самоуправления.

Что же касается исков о признании права собственности на коммунальную собственность, то в соответствии с терминологией Закона № 280 право коммунальной собственности — это право территориальной громады владеть, целесообразно, экономно, эффективно пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению и в своих интересах имуществом, которое принадлежит ей, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления. Относится ли этот спор к спорам, касающимся интересов государства, вопрос риторический.

Требование получать всю прочую информацию, которая касается текущей деятельности органа местного самоуправления, в порядке установленной периодичности и постоянства в рамках реализации полномочий прокурора по представительству интересов государства в суде, по нашему мнению, является незаконным, а следовательно, таким, которое не создает состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 1858 КУоАП.

Тем более, что органы прокуратуры, осуществляя мониторинг соблюдения государственных интересов, могут ознакамливаться с решениями сессий советов на их официальных сайтах.

Вместе с тем мы не рекомендуем не отвечать на требования прокурора, делать вид, будто они не направлялись. Каждое обращение должно быть зарегистрировано и рассмотрено. Каждому поставленному вопросу или требованию должна быть предоставлена оценка и проведена «экспертиза» его правомерности.

В случае правомерности требования его необходимо удовлетворять в установленные законодательством сроки, в ином случае по незаконному требованию прокурора должен быть предоставлен полный и детальный ответ со ссылкой на требования действующего законодательства, которым обосновывается невозможность предоставления информации или копий документов.

Также заметим, что обращение к высшему руководству прокурора, направившего требование с просьбой разобраться в ситуации и проверить законность каждого конкретного требования, является оправданным и правильным шагом.

Еще один вариант выхода из ситуации является более радикальным: предоставить ответ о невозможности удовлетворить требование и ожидать, когда прокурор инициирует вопрос о привлечении к ответственности по ст. 1858 КУоАП, а дальше в общем порядке доказывать несоблюдение прокурором требования о законности и, как следствие, о закрытии административного производства в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения. Такой подход может раз и навсегда разрешить спорную ситуацию, однако следует взвесить, уверены ли вы в своих действиях.

И наконец, самый эффективный способ — это обращение в Конституционный Суд Украины с просьбой об официальном толковании ч. 4 ст. 23 Закона № 1697.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше