Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Капремонт с использованием материалов заказчика

Чечулина Елена, эксперт по финансовым вопросам
Бюджетная бухгалтерия Сентябрь, 2018/№ 35
Печать
Разработана проектно-сметная документация (ПСД) на капремонт актового зала на общую стоимость 1500 тыс. грн. В эту стоимость входит (и указывается в ПСД) приобретение материалов за счет заказчика на сумму 300 тыс. грн. В казне сказали, что для того, чтобы все оформить по КЭКР 3132 (а средства выделили именно на эту статью), подрядчик, который будет выполнять работы, должен в пакете документов, который будет нам предоставлять (договор, договорная цена, локальная смета и т. п.), указать полную стоимость ПСД вместе с суммой приобретения материалов за счет заказчика (то есть за наш счет), а в договоре расписать, что сумма 1500 тыс. грн. делится на выполненные работы — 1200 тыс. грн. и приобретение материалов за счет заказчика — 300 тыс. грн. На самом ли деле именно таким должен быть порядок оформления документации в таких случаях? Есть ли еще какие-то варианты оформления приобретения этих материалов? В актах № КБ-2в и № КБ-3 тоже будет указываться сумма наших материалов?

Согласно ст. 837 ГКУ по договору подряда подрядчик обязуется выполнить на свой риск определенную работу по заданию заказчика из его или своих материалов, а заказчик обязывается принять и оплатить выполненную работу.

При выполнении строительных работ очень распространенной является ситуация, когда заказчик сам приобретает материалы и передает их подрядной организации для выполнения строительных работ по конкретному договору (целевое использование материалов). Возможность выполнять работы из материалов заказчика прямо установлена ст. 840 ГКУ.

Материалы являются составляющей материально-технического обеспечения, о чем указано в следующих нормах законодательства.

Материально-технические ресурсы — совокупность материальных ресурсов (материалов, изделий и конструкций) и технических ресурсов (строительных машин и механизмов), необходимых для выполнения строительных работ (ДСТУ Б Д.1.1-1:2013).

Согласно ст. 318 ХКУ договор подряда на капитальное строительство должен содержать:

• наименование сторон;

• место и дату заключения;

• предмет договора (наименование объекта, объемы и виды работ, предусмотренных проектом);

• сроки начала и завершения строительства, выполнения работ;

• права и обязанности сторон;

• стоимость и порядок финансирования строительства объекта (работ);

порядок материально-технического, проектного и другого обеспечения строительства;

• режим контроля качества работ и материалов заказчиком;

• порядок принятия объекта (работ);

порядок расчетов за выполненные работы, условия о дефектах и гарантийных сроках;

• страхование рисков, финансовые гарантии;

• ответственность сторон (возмещение убытков);

• урегулирование споров, основания и условия изменения и расторжения договора.

Сторона, которая в соответствии с договором подряда обеспечивает работы материальными ресурсами, отвечает за их качество и соответствие требованиям, установленным нормативными документами и проектной документацией (п. 56 Общих условий заключения и выполнения договоров подряда в капитальном строительстве, утвержденных постановлением КМУ от 01.08.2005 г. № 668).

Особенности выполнения работы из материала заказчика определены ст. 840 ГКУ:

1. Если работа выполняется частично или в полном объеме из материала заказчика, подрядчик отвечает за неправильное использование этого материала. Подрядчик обязан предоставить заказчику отчет об использовании материала и вернуть его остаток (составляется акт об использовании давальческих материалов по форме № М-23).

2. Если работа выполняется из материала заказчика, то в договоре подряда должны быть установлены нормы расходов материала, сроки возврата его остатка и основных отходов, а также ответственность подрядчика за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей.

3. Подрядчик отвечает за невыполнение или ненадлежащее выполнение работы, вызванное недостатками материала, предоставленного заказчиком, если не докажет, что эти недостатки не могли быть им выявлены при надлежащей приемке материала.

При определении стоимости выполненных объемов работ и проведении взаиморасчетов за выполненные работы по объектам строительства, строительство которых осуществляется за счет государственных средств, применяют примерные формы первичных учетных документов в строительстве, приведенные в ДСТУ Б Д.1.1-1:2013 (п.п. 6.4.2) и используемые с 1 января 2014 года при проведении взаиморасчетов за объемы выполненных строительных работ (приказ Минрегионразвития, строительства и ЖКХ от 05.07.2013 г. № 293), а именно:

• примерную форму № КБ-2в «Акт приемки выполненных строительных работ» (приложение Т);

примерную форму № КБ-3 «Справка о стоимости выполненных строительных работ и расходах» (приложение У);

• примерную форму № 1 «Отчет о выполнении работ по контракту на объекте строительства за период (месяц/год)» (приложение Ф);

• примерную форму № 2 «Итоговый отчет о стоимости выполненных работ по контракту на объекте строительства» (приложение Х);

• примерную форму № 3 «Акт сдачи-приемки выполненных строительных работ» (приложение Ц).

Конкретный ответ относительно методики отражения переданных заказчиком бесплатно материалов подрядчику можно найти в разд. II письма Минрегионстроя от 11.07.2010 г. № 2/12-21/10359. В этом письме Минрегионстрой объяснил, что стоимость материалов поставки заказчика, бесплатно переданных подрядчику по Акту передачи и вложенных в строительство, включается в объем выполненных работ по фактической стоимости их приобретения с учетом уплаченного налога на добавленную стоимость. По итогам Акта приемки выполненных строительных работ стоимость таких материалов приводится справочно. При проведении взаиморасчетов за выполненный объем работ стоимость материалов поставки заказчика с учетом уплаченного налога на добавленную стоимость вычитается из итога, приведенного в типовой форме № КБ-3 «Справка о стоимости выполненных строительных работ и расходах», и не подлежит оплате.

Соответственно, в отчете формы № 1-КБ стоимость материалов поставки заказчика включается в объем выполненных работ. Такой подход подтвержден и в соответствующих нормах стандартов бухучета. Так, стоимость использованных материалов заказчика, переданных подрядчику (исполнителю работ), в соответствии с п. 12 П(С)БУ 16 «Расходы» попадет в прямые материальные расходы.

Поскольку при приобретении материалов поставки заказчика подрядчик не несет расходы по их приобретению (их стоимость вычитается из справки Формы № 3 при расчетах), соответственно указанные расходы не включаются в себестоимость строительно-монтажных работ. Таким образом, стоимость материалов поставки заказчика не отражается в форме № 2 «Отчет о финансовых результатах предприятия».

Какие бухгалтерские проводки должны быть сделаны бюджетными учреждениями, которые передали материалы подрядчику?

Ответ можно найти в соответствующих нормах НП(С)БУГС и других нормативно-правовых актах по вопросам бюджетного процесса, бухгалтерского учета и отчетности: Инструкции № 333, Порядке применения Плана счетов, НП(С)БУ 123 и Методрекомендациях № 11 к ним.

Стоит также напомнить и о порядке формирования себестоимости работы (в нашем случае — капитального ремонта), одной из основных составляющих которой являются прямые материальные расходы (п. 1 разд. IV НП(С)БУ 135).

Поэтому расходы на приобретение строительных материалов за счет средств, которые предусматриваются на капитальный ремонт и используются в процессе ремонтных работ, планируются, а потом осуществляются по соответствующему КЭКР 3130 «Капитальный ремонт».

По этой категории расходы осуществляются на основании договоров и составленных смет на капитальный ремонт. В случае осуществления капитального ремонта с привлечением материалов заказчика (бюджетного учреждения) стоимость капитального ремонта будет состоять из расчетов с подрядчиком и оплаты строительных материалов, переданных подрядчику. То есть заказчик (бюджетное учреждение) включает стоимость использованных материалов в расходы на капитальный ремонт на основании оформленного подрядчиком акта об использовании материалов.

Такая норма установлена в ст. 840 ГКУ: «подрядчик обязан предоставить заказчику отчет об использовании материала и вернуть его остаток».

Помните: любые мероприятия, направленные на поддержание объекта основных средств в рабочем состоянии, осуществляемые для восстановления или поддержания субъектом государственного сектора будущих экономических выгод или потенциала полезности на первоначально оцененном уровне производительности объекта основных средств, признаются расходами отчетного периода, в котором они были понесены (п. 4 разд. VI «Учет ремонта и улучшения основных средств» Методических рекомендаций № 11).

Что касается бухгалтерского учета строительных материалов, используемых в процессе строительных и монтажных работ, то он ведется на субсчете 1513 «Строительные материалы».

ВНИМАНИЕ!

На субсчете 1513 учитываются строительные материалы независимо от их назначения (для капитального или текущего ремонта), а также независимо от того, за счет каких средств они приобретены.

Итак, учреждения должны самостоятельно обеспечить ведение аналитического учета строительных материалов в разрезе расходов на их приобретение (в частности, отдельно запасы, приобретенные за счет капитальных расходов, и отдельно — приобретенные за счет текущих расходов).

По общему правилу выбытие запасов отражается в бухгалтерском учете как увеличение расходов и уменьшение запасов отчетного периода (п. 27 разд. ІІ Методрекомендаций № 11).

Нормативные документы и сокращения

ХКУХозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

ГКУГражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ДСТУ Б Д.1.1-1:2013 — национальный стандарт ДСТУ Б Д.1.1-1:2013 «Правила определения стоимости строительства», утвержденный приказом Минрегионразвития, строительства и ЖКХ от 05.07.2013 г. № 293.

Инструкция № 333Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

Порядок применения Плана счетовПорядок применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

НП(С)БУ 123Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 123 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

НП(С)БУ 135Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 135 «Расходы», утвержденное приказом Минфина от 18.05.2012 г. № 568.

П(С)БУ 16 «Расходы»Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина от 31.12.99 г. № 318.

Методрекомендации № 11Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше