Кабинет Министров Украины постановляет:
Утвердить Порядок организации инклюзивного обучения в заведениях высшего образования (прилагается).
Премьер-министр Украины В. Гройсман
Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 10.07.2019 г. № 635
Порядок организации инклюзивного обучения в заведениях высшего образования
1. Этот Порядок определяет организационные принципы инклюзивного обучения в заведениях высшего образования независимо от формы собственности и подчинения с целью реализации права лиц с особыми образовательными потребностями на получение качественного высшего образования с учетом потребностей и возможностей таких лиц.
2. В этом Порядке термины употребляются в таком значении:
получатели образования с особыми образовательными потребностями — лица с особыми образовательными потребностями, которые получают образование в заведениях высшего образования;
инклюзивная группа — группа в заведении высшего образования, где наряду с другими получателями образования обучаются одно или больше лиц с особыми образовательными потребностями.
Другие термины употребляются в значении, приведенном в Законах Украины «Об образовании», «О высшем образовании».
3. Заведения высшего образования предоставляют образовательные услуги получателям образования на равной основе, без дискриминации, независимо от возраста, гражданства, места жительства, цвета кожи, социального и имущественного состояния, национальности, языка, происхождения, состояния здоровья, отношения к религии, наличия судимости, а также от других обстоятельств с применением личностно ориентированных методов обучения и с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности всех получателей образования, рекомендаций индивидуальной программы реабилитации лица с инвалидностью (при наличии) и/или заключения о комплексной психолого-педагогической оценке развития ребенка (при наличии), предоставляемого инклюзивно-ресурсным центром.
4. Организация образовательного процесса получателей образования с особыми образовательными потребностями в заведениях высшего образования предусматривает:
создание инклюзивной образовательной среды;
применение принципов универсального дизайна в образовательном процессе;
приведение территории заведения высшего образования, зданий, сооружений и помещений в соответствие с требованиями государственных строительных норм, стандартов и правил. В случае, когда имеющиеся здания, сооружения и помещения заведений высшего образования невозможно полностью приспособить для потребностей лиц с инвалидностью, осуществляется их разумное приспособление с учетом универсального дизайна;
обеспечение получателей образования с особыми образовательными потребностями высших учебных заведений I — II уровня аккредитации государственной и коммунальной формы собственности необходимыми специальными средствами коррекции психофизического развития согласно типовому перечню, утвержденному МОН;
обеспечение необходимыми учебно-методическими материалами и информационно-коммуникационными технологиями для организации учебного процесса;
обеспечение в случае необходимости разумного приспособления;
применение в образовательном процессе наиболее приемлемых для получателей образования с особыми образовательными потребностями методов и способов общения, в том числе украинского жестового языка, рельефно-точечного шрифта (шрифта Брайля) с привлечением соответствующих специалистов и педагогических работников;
обеспечение доступности информации в разных форматах (шрифт Брайля, увеличенный шрифт, электронный формат и другие).
5. Учредитель заведения высшего образования или уполномоченное им лицо обеспечивает создание в заведении высшего образования инклюзивной образовательной среды.
6. Руководитель заведения высшего образования на основании письменного обращения получателя образования с особыми образовательными потребностями или одного из родителей (других законных представителей), а также индивидуальной программы реабилитации лица с инвалидностью (при наличии), другой документации, подтверждающей наличие у лица особых образовательных потребностей, создает инклюзивную группу.
Создание инклюзивной группы в заведении высшего образования и прекращение ее деятельности осуществляется в соответствии с приказом руководителя заведения высшего образования.
Предельная численность получателей образования с особыми образовательными потребностями в одной группе определяется исходя из индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких получателей образования, специальности, приспособленности аудиторий и т. п.
7. С целью организации инклюзивного обучения в заведении высшего образования в пределах существующей штатной численности может создаваться специальное учебно-реабилитационное подразделение или группа психолого-педагогического сопровождения.
8. Специальное учебно-реабилитационное подразделение или группа психолого-педагогического сопровождения действует на основании этого Порядка, устава заведения высшего образования и соответствующего положения, утвержденного ученым советом заведения высшего образования.
9. Руководитель и штатные работники специального учебно-реабилитационного подразделения назначаются и увольняются руководителем заведения высшего образования.
10. В состав группы психолого-педагогического сопровождения привлекаются научно-педагогические работники заведения высшего образования, представители администрации заведения высшего образования и другие специалисты при необходимости.
11. Специальное учебно-реабилитационное подразделение или группа психолого-педагогического сопровождения выполняет такие задачи:
сотрудничает со структурными подразделениями заведения высшего образования относительно организации инклюзивного обучения и обеспечения учебно-реабилитационного сопровождения получателей образования с особыми образовательными потребностями;
разрабатывает индивидуальный учебный план получателя образования с особыми образовательными потребностями, проводит мониторинг его выполнения, вносит в него изменения;
организует подготовку (повышение квалификации) научно-педагогических работников заведения высшего образования и социальных работников, волонтеров для работы с получателями образования с особыми образовательными потребностями путем проведения лекций, семинаров, тренингов, заседаний за круглым столом и т. п.;
консультирует и предоставляет методическую помощь научно-педагогическим работникам заведения высшего образования относительно организации образовательного процесса получателей образования с особыми образовательными потребностями;
осуществляет информационно-просветительскую деятельность по формированию толерантного отношения к получателям образования с особыми образовательными потребностями;
сотрудничает с заведениями социальной защиты населения, общественными объединениями с целью осуществления волонтерской деятельности, направленной на поддержку получателей образования с особыми образовательными потребностями.
12. Индивидуальный учебный план получателя образования с особыми образовательными потребностями разрабатывается при его участии, с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации лица с инвалидностью (при наличии) и/или заключения о комплексной психолого-педагогической оценке развития ребенка (при наличии), подписывается таким получателем образования и утверждается руководителем заведения высшего образования.
13. Специальное учебно-реабилитационное сопровождение получателей образования с особыми образовательными потребностями в заведениях высшего образования предусматривает, в частности:
учебно-организационное сопровождение — помощь участникам образовательного процесса в организации образовательного процесса, написание и мониторинг выполнения индивидуального учебного плана получателя образования с особыми образовательными потребностями, организацию индивидуальных консультаций и т. п.;
психолого-педагогическое (психолого-андрагогическое) сопровождение — системную деятельность, которая включает предоставление психологической и педагогической помощи получателям образования с особыми образовательными потребностями во время образовательного процесса;
социальное сопровождение — мероприятия по созданию условий для социальной и социально-бытовой поддержки получателей образования с особыми образовательными потребностями, в том числе предоставлению информации и помощи в устройстве в общежитие, получению технических средств реабилитации, организации волонтерской помощи для поддержки таких получателей образования.
С целью создания надлежащих условий для обеспечения учебно-реабилитационного сопровождения заведения высшего образования могут оборудовать ресурсные комнаты; помещения для предоставления консультаций психологом, отдыха, личной гигиены, медицинского обслуживания; залы для занятий по лечебной физкультуре.
14. Сопровождение получателя образования с особыми образовательными потребностями могут осуществлять родители (другие законные представители) или лица, уполномоченные ими, социальные работники (рабочие), волонтеры.
15. Заведения высшего образования предоставляют образовательные услуги получателям образования с особыми образовательными потребностями за счет средств государственного и местных бюджетов, других не запрещенных законодательством источников.