Кабинет Министров Украины постановляет:
Утвердить Порядок организации инклюзивного обучения в заведениях профессионального (профессионально-технического) образования (прилагается).
Премьер-министр Украины В. Гройсман
Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 10.07.2019 г. № 636
Порядок организации инклюзивного обучения в заведениях профессионального (профессионально-технического) образования
1. Этот Порядок определяет организационные принципы инклюзивного обучения в заведениях профессионального (профессионально-технического) образования независимо от формы собственности и подчинения с целью реализации права лиц с особыми образовательными потребностями на получение качественного профессионального (профессионально-технического) образования, переподготовку и повышение квалификации с учетом их потребностей и возможностей.
2. В этом Порядке термины употребляются в таком значении:
получатели образования с особыми образовательными потребностями — лица с особыми образовательными потребностями, которые получают образование в заведениях профессионального (профессионально-технического) образования;
инклюзивная группа — группа в заведении профессионального (профессионально-технического) образования, в котором наряду с другими получателями образования обучаются одно или более лиц с особыми образовательными потребностями.
Другие термины употребляются в значении, приведенном в Законах Украины «Об образовании», «О профессиональном (профессионально-техническом) образовании».
3. Прием лиц с особыми образовательными потребностями на обучение в заведения профессионального (профессионально-технического) образования, которым не противопоказано обучение по выбранной профессии, осуществляется с учетом прав и гарантий, определенных законодательством.
4. Образовательные услуги предоставляются получателям образования с особыми образовательными потребностями заведениями профессионального (профессионально-технического) образования с применением личностно ориентированных методов обучения и с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких лиц.
5. Организация образовательного процесса получателей образования с особыми образовательными потребностями в заведениях профессионального (профессионально-технического) образования предусматривает:
создание инклюзивной образовательной среды и обеспечение психолого-педагогического сопровождения получателей образования с особыми образовательными потребностями;
приведение территории заведения профессионального (профессионально-технического) образования, зданий, сооружений и помещений в соответствие с требованиями государственных строительных норм, стандартов и правил. В случае когда имеющиеся здания, сооружения и помещения заведений профессионального (профессионально-технического) образования невозможно полностью приспособить для потребностей лиц с инвалидностью, осуществляется их разумное приспособление с учетом универсального дизайна;
обеспечение получателей образования с особыми образовательными потребностями необходимыми специальными средствами коррекции психофизического развития согласно типовому перечню, утвержденному МОН;
дифференцированный подход к разработке образовательной программы, оценке и контролю качества знаний получателей образования с особыми образовательными потребностями;
применение в образовательном процессе наиболее приемлемых для получателей образования с особыми образовательными потребностями методов и способов общения, в частности украинского жестового языка и рельефно-точечного шрифта (шрифта Брайля), с привлечением соответствующих специалистов и педагогических работников;
обеспечение доступности информации в разных форматах (шрифт Брайля, увеличенный шрифт, электронный формат и другие).
6. Руководитель заведения профессионального (профессионально-технического) образования на основании письменного обращения получателя образования с особыми образовательными потребностями или одного из его родителей (или другого законного представителя), а также заключения о комплексной психолого-педагогической оценке развития ребенка (при наличии), предоставляемого инклюзивно-ресурсным центром (при условии получения общего среднего образования), индивидуальной программы реабилитации лица с инвалидностью (при наличии) создает инклюзивную группу.
Создание инклюзивной группы в заведении профессионального (профессионально-технического) образования и прекращение ее деятельности осуществляется в соответствии с приказом руководителя заведения профессионального (профессионально-технического) образования.
Предельная численность получателей образования с особыми образовательными потребностями в одной группе определяется с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности такого получателя образования, специальности, приспособленности аудиторий и т. п.
7. С целью организации инклюзивного обучения получателей образования с особыми образовательными потребностями приказом руководителя в заведении профессионального (профессионально-технического) образования в пределах существующей штатной численности создается команда психолого-педагогического сопровождения.
8. В состав команды психолого-педагогического сопровождения привлекаются педагогические работники заведения профессионального (профессионально-технического) образования, которые работают с получателем образования с особыми образовательными потребностями непосредственно, в частности мастера производственного обучения или педагоги профессионального обучения, ассистент мастера производственного обучения, ассистент преподавателя, руководитель физического воспитания, другие педагогические работники в соответствии со штатом заведения профессионального (профессионально-технического) образования; представитель администрации заведения профессионального (профессионально-технического) образования и другие специалисты (при необходимости), а также при наличии руководитель кружка, переводчик-дактилолог, заведующий общежитием, коменданты, воспитатель, врач, медицинская сестра.
9. К функциям команды психолого-педагогического сопровождения относятся:
сотрудничество со структурными подразделениями заведения профессионального (профессионально-технического) образования относительно организации инклюзивного обучения;
обеспечение психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса получателей образования с особыми образовательными потребностями;
разработка индивидуального учебного плана получателя образования с особыми образовательными потребностями, мониторинг его выполнения и корректировка при необходимости;
подготовка педагогических работников заведения профессионального (профессионально-технического) образования и социальных работников, волонтеров к работе с получателями образования с особыми образовательными потребностями путем проведения лекций, семинаров, тренингов, заседаний за круглым столом и т. п.;
консультирование и предоставление методической помощи педагогическим работникам заведения профессионального (профессионально-технического) образования;
обеспечение информационно-просветительской деятельности относительно формирования позитивного отношения к лицам с особыми образовательными потребностями;
проведение профориентационной работы среди выпускников заведений общего среднего образования с особыми образовательными потребностями;
сотрудничество с заведениями социальной защиты населения, общественными объединениями и т. п. с целью осуществления волонтерской помощи, направленной в поддержку получателей образования с особыми образовательными потребностями.
10. Для получателей образования с особыми образовательными потребностями содержание и объем учебно-производственного процесса, срок обучения определяются образовательными программами и рабочими учебными планами заведения профессионального (профессионально-технического) образования, которые при необходимости могут быть адаптированы для получения знаний, умений и навыков в соответствии с индивидуальным учебным планом согласно индивидуальной программе развития.
Образовательные программы, которые используются для получателей образования с особыми образовательными потребностями, могут иметь коррекционно-развивающую составную часть.
Индивидуальный учебный план получателя образования с особыми образовательными потребностями разрабатывается с его участием или одного из родителей (или других законных представителей), утверждается руководителем заведения профессионального (профессионально-технического) образования и подписывается им или одним из родителей (или других законных представителей).
Соблюдение требований стандартов в сфере профессионального (профессионально-технического) образования получателями образования с особыми образовательными потребностями обеспечивается с учетом их индивидуальных психических, интеллектуальных, физических, сенсорных возможностей и в такой форме, которая для каждого получателя является наиболее оптимальной.
11. Психолого-педагогическое сопровождение получателей образования с особыми образовательными потребностями во время образовательного процесса в заведениях профессионального (профессионально-технического) образования предусматривает, в частности:
учебно-организационный компонент, который включает помощь в организации образовательного процесса; разработку и мониторинг выполнения индивидуального учебного плана получателя образования с особыми образовательными потребностями; организацию индивидуальных консультаций;
психологический компонент — обеспечение системной психологической помощи получателям образования с особыми образовательными потребностями во время образовательного процесса, в частности их социально-психологической адаптации к образовательной среде заведения профессионального (профессионально-технического) образования;
социальный компонент — осуществление мероприятий по социальной и социально-бытовой поддержке получателей образования с особыми образовательными потребностями, в частности предоставление информации и помощи во время устройства в общежитие, получение разных видов государственной помощи, технических средств реабилитации, а также осуществление волонтерской деятельности.
12. Сопровождение получателей образования с особыми образовательными потребностями могут осуществлять родители или другие законные представители или лица, уполномоченные ими, социальные работники (рабочие), волонтеры (лица, деятельность которых направлена на осуществление ухода за лицами с инвалидностью и другими лицами, которые из-за своих физических, материальных или других особенностей нуждаются в поддержке и помощи).
13. Личностно ориентированное направление образовательного процесса могут обеспечивать ассистент мастера производственного обучения, ассистент преподавателя, которые участвуют в разработке и выполнении индивидуального учебного плана получателя образования с особыми образовательными потребностями, а также обеспечивают адаптирование учебных материалов с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности.
14. Для получателей образования с особыми образовательными потребностями, которые одновременно с приобретением квалификаций профессионального (профессионально-технического) образования получают общее среднее образование, инклюзивное обучение организуется согласно Порядку организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 15 августа 2011 г. № 872.
15. Профессиональная подготовка или переподготовка получателей образования с особыми образовательными потребностями осуществляется за счет средств государственного и местных бюджетов, других источников, не запрещенных законодательством.