Темы статей
Выбрать темы

О предоставлении информации для определения порядка изменения цены в договорах о закупке электрической энергии с 01.07.2019 г.

Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг
Письмо от 08.08.2019 г. № 8312/13.1/7-19

Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (далее — НКРЭКУ, Регулятор), рассмотрела письмо Министерства экономического развития и торговли Украины от 29.07.2019 № 3304-04/31126-03 о предоставлении информации для определения порядка изменения цены в договорах о закупке электрической энергии с 01.07.2019 субъектами сферы публичных закупок и в рамках компетенции сообщает.

Об изменении нормативно-правовой базы для работы рынка электрической энергии

13 апреля 2017 года Верховной Радой Украины принят Закон Украины «О рынке электрической энергии» № 2019-VIII (далее — Закон), который вступил в силу 11 июня 2017 года.

Законом определены принципы реформирования рынка электрической энергии, реализация которых предусмотрена в два этапа. С 01.01.2019 по новым правилам стартовала работа розничного сегмента рынка электрической энергии, а с 01.07.2019 по новой модели начал функционировать оптовый сегмент рынка электрической энергии. Пунктом 2 раздела XVII «Заключительные и переходные положения» Закона определено, что балансирующий рынок и рынок вспомогательных услуг, рынок «на сутки вперед» и внутрисуточный рынок, двусторонние договоры (далее — новый рынок электрической энергии) начинают действовать с 1 июля 2019 года. При этом балансирующий рынок, рынок «на сутки вперед», внутрисуточный рынок и двусторонние договоры вводятся одновременно.

Таким образом, в соответствии с Законом, начиная с 01.07.2019, купля-продажа электрической энергии может происходить на разных сегментах рынка электрической энергии, в частности:

двусторонние договоры, которые заключаются между участниками рынка в произвольной форме для купли-продажи электрической энергии вне организованных сегментов рынка;

рынок «на сутки вперед», на котором осуществляется купля-продажа электрической энергии на следующие сутки;

внутрисуточный рынок, на котором купля-продажа электрической энергии осуществляется непрерывно на протяжении суток физической поставки электрической энергии;

балансирующий рынок, организацию которого осуществляет оператор системы передачи электрической энергии с целью балансирования в реальном времени объемов производства и импорта электрической энергии и потребления и экспорта электрической энергии;

рынок вспомогательных услуг, необходимый оператору системы передачи для приобретения вспомогательных услуг для обеспечения надежной работы ОЭС Украины и надлежащего качества электроэнергии;

розничный рынок, функционирующий для удовлетворения нужд потребителей в электрической энергии и связанных с этим услуг.

В соответствии со статьей 2 Закона НКРЭКУ в определенные Законом сроки утверждены основные документы, необходимые для введения новой модели рынка электрической энергии.

Купля-продажа электрической энергии на рынке «на сутки вперед» и внутрисуточном рынке регламентируется Правилами рынка «на сутки вперед» и внутрисуточного рынка, утвержденными постановлением НКРЭКУ от 14.03.2018 № 308 (в редакции постановления НКРЭКУ от 24.06.2019 № 1169, далее — Правила РСВ/ВСР), а вопросы регулирования отношений, возникающих между участниками рынка по двусторонним договорам, на балансирующем рынке и рынке вспомогательных услуг определены Правилами рынка, утвержденными постановлением НКРЭКУ от 14.03.2018 № 307 (в редакции постановления НКРЭКУ от 24.06.2019 № 1168, далее — Правила рынка). Взаимоотношения, возникающие при поставке электрической энергии между электропоставщиком и потребителем (для его собственного потребления), а также их взаимоотношения с другими участниками розничного рынка электрической энергии регулируются Правилами розничного рынка электрической энергии, утвержденными постановлением НКРЭКУ от 14.03.2018 № 312 (далее — ПРРЭЭ).

Об изменении принципов ценообразования и индикативных цен

Следует отметить, что в связи с началом функционирования нового рынка электрической энергии произошли изменения в принципах ценообразования на рынке электрической энергии. До 01.07.2019 рынок электрической энергии работал по модели «единого покупателя», в которой ГП «Энергорынок» как оптовый поставщик электрической энергии осуществлял закупку всей электрической энергии, произведенной на электростанциях, мощность или объем отпуска которых превышают предельные показатели, и всю ее оптовую продажу на оптовом рынке электрической энергии Украины (далее — ОРЭ).

До начала введения нового рынка электрической энергии в соответствии с Законом закупка электрической энергии электропоставщиками для потребителей осуществлялась в соответствии с Законом Украины «Об электроэнергетике» и Правилами оптового рынка электрической энергии, согласованными постановлением НКРЭ от 09.08.2012 № 1028 (далее — Правила ОРЭ). Соответственно, до 01.07.2019 фактическая цена закупки электрической энергии электропоставщиками на ОРЭ формировалась согласно Правилам ОРЭ.

Основным ценовым индикативом электрической энергии как товара на ОРЭ была оптовая рыночная цена (далее — ОРЦ). В соответствии с Правилами ОРЭ ОРЦ определялась как средневзвешенная величина стоимости закупки электрической энергии от всех производителей, которые продают электрическую энергию в ОРЭ, с учетом расходов на проведение централизованного диспетчерского (оперативно-технологического) управления, использование магистральных и межгосударственных электросетей (тариф на передачу электрической энергии), обеспечение функционирования ОРЭ и дополнительных общегосударственных расходов (сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на тепловую и электрическую энергию, компенсация льготных тарифов для некоторых категорий потребителей, в первую очередь бытовых потребителей и тому подобное). Информация об уровнях ОРЦ на постоянной основе обнародовалась на веб-сайте ГП «Энергорынок» (www.er.gov.ua), в частности, в разделе: Главная страница/Функционирование ОРЭ/Анализ цен в ОРЭ/Оптовая рыночная цена.

С даты введения нового рынка электрической энергии для обеспечения поставки электрической энергии потребителям электропоставщики осуществляют закупку электрической энергии по двусторонним договорам и/или на рынке «на сутки вперед», внутрисуточном рынке и на балансирующем рынке, а также путем импорта. Таким образом, цена электрической энергии как товара формируется в зависимости от сегмента рынка, на котором электропоставщик осуществляет ее закупку.

Согласно части шестой статьи 67 Закона в соответствии с Правилами РСВ/ВСР по результатам торгов обнародуются цена и объемы купли-продажи электрической энергии для каждого расчетного периода и другие показатели, которые могут использоваться как ориентир (индикатор) для заключения правовых сделок относительно купли-продажи электрической энергии на рынке электрической энергии.

Обнародование результатов торгов на рынке «на сутки вперед» и внутрисуточном рынке в соответствии с Законом обеспечивает ГП «Оператор рынка» на своем веб-сайте (oree.com.ua).

О регулируемых ценах (тарифах) и их составляющих

С 01.07.2019 для обеспечения поставки электрической энергии потребителям, в частности, тем, которые в большинстве случаев присоединены к сетям систем распределения и не имеют прямых договорных отношений с оператором системы передачи (ГП «НЭК «УКРЭНЕРГО»), электропоставщик должен закупать услуги по передаче электрической энергии у оператора системы передачи (субъекта естественной монополии), стоимость которых оплачивается электропоставщиком отдельно от закупки электрической энергии на рынке электрической энергии, по соответственно заключенному договору непосредственно между электропоставщиком и ГП «НЭК «УКРЭНЕРГО».

В соответствии с частью пятой статьи 33 Закона оплата услуг по передаче электрической энергии осуществляется по тарифам, определяемым Регулятором соответственно утвержденной им методики. При этом тариф на услуги по передаче электрической энергии, в частности, включает как отдельную составляющую затраты оператора системы передачи, которые осуществляются им в случае возложения на него специальных обязанностей для обеспечения общеобщественных интересов в процессе функционирования рынка электрической энергии.

В соответствии с Процедурой установления (пересмотра) тарифа для лицензиата по передаче электрической энергии по магистральным и межгосударственным электрическим сетям, утвержденной постановлением НКРЭ от 26.12.2003 № 1456 (с изменениями), НКРЭКУ постановлением от 12.12.2018 № 1905 «Об установлении тарифа на передачу электрической энергии ГП «НЭК «УКРЭНЕРГО» на 2019 год» установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии с разбивкой по кварталам.

С учетом требований статей Закона, которые вступили в силу с 01.07.2019, НКРЭКУ в соответствии с Порядком установления (формирования) тарифа на услуги по передаче электрической энергии, утвержденным постановлением НКРЭКУ от 22.04.2019 № 585, установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии, который согласно постановлению НКРЭКУ от 07.06.2019 № 954 «Об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии ГП «НЭК «УКРЭНЕРГО» на II полугодие 2019 года» должен применяться с 01.07.2019.

В связи с Положением о возложении специальных обязанностей на участников рынка электрической энергии для обеспечения общеобщественных интересов в процессе функционирования рынка электрической энергии, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 05.06.2019 № 483 (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Украины от 12.06.2019 № 512), возникла необходимость пересмотра структуры и уровня тарифа на услуги по передаче электрической энергии ГП «НЭК «УКРЭНЕРГО». Постановлением НКРЭКУ от 12.07.2019 № 1411 «Об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии ГП «НЭК «УКРЭНЕРГО» установлен тариф на услуги по передаче электрической энергии, который должен применяться с 01.08.2019.

Стоит отметить, что в соответствии с пунктом 3.1.1 главы 3.1 раздела III ПРРЭЭ поставка (продажа) электрической энергии потребителю осуществляется по договору о поставке электрической энергии потребителю выбранным потребителем электропоставщиком, который получил соответствующую лицензию, по свободным ценам, кроме поставки электрической энергии поставщиком универсальной услуги или поставщиком «последней надежды». Цены (тарифы) на услуги поставщика универсальных услуг, поставщика «последней надежды» определяются в установленном законодательством порядке.

В соответствии с абзацем одиннадцатым пункта 13 раздела XVII «Заключительные и переходные положения» Закона временно, на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года, универсальные услуги, кроме бытовых и малых небытовых потребителей, предоставляются поставщиком таких услуг также бюджетным учреждениям независимо от размера договорной мощности и другим потребителям, электроустановки которых присоединены к электрическим сетям с договорной мощностью до 150 кВт. В указанный период на бюджетные учреждения независимо от размера договорной мощности и на других потребителей, электроустановки которых присоединены к электрическим сетям с договорной мощностью до 150 кВт, распространяются все права и обязанности, предусмотренные Законом для малых небытовых потребителей относительно получения универсальных услуг, предусмотренных статьей 63 Закона. Поставщик универсальных услуг не может отказать потребителям, имеющим право на универсальную услугу и находящимся в пределах территории осуществления его деятельности, которая определяется как область, города Киев и Севастополь, Автономная Республика Крым, в заключении договора поставки электрической энергии.

В соответствии с частью третьей статьи 63 Закона поставщик универсальных услуг предоставляет универсальные услуги по экономически обоснованным, прозрачным и недискриминационным ценам, которые формируются им в соответствии с методикой (порядком), утвержденной Регулятором, и включают, в частности, цену покупки электрической энергии на рынке электрической энергии, цену (тариф) на услуги поставщика универсальных услуг, цены (тарифы) на услуги оператора системы передачи и оператора системы распределения в соответствии с заключенными договорами о предоставлении соответствующих услуг.

Порядок формирования цен на универсальные услуги утвержден постановлением НКРЭКУ от 05.10.2018 № 1177.

Согласно положениям статьи 64 Закона поставщик «последней надежды», предоставляющий услуги по поставке электрической энергии потребителям в определенных законодательством случаях (в частности, банкротства, ликвидации предыдущего электропоставщика; неизбрания потребителем электропоставщика, в частности после расторжения договора с предыдущим электропоставщиком; и тому подобное), обязан поставлять электрическую энергию потребителям по цене, которая формируется им в соответствии с методикой (порядком), утвержденной Регулятором, и включает, в частности, цену покупки электрической энергии на рынке электрической энергии, цену (тариф) на услуги поставщика «последней надежды», цены (тарифы) на услуги оператора системы передачи и оператора системы распределения в соответствии с заключенными договорами о предоставлении соответствующих услуг.

Порядок формирования цены, по которой осуществляется поставка электрической энергии потребителям поставщиком «последней надежды», утвержден постановлением НКРЭКУ от 05.10.2018 № 1179.

Об условиях договоров между электропоставщиком и потребителем

С учетом изменений, произошедших с 01.07.2019 в структуре рынка электрической энергии, а также во взаимоотношениях между участниками рынка электрической энергии, конечная цена электропоставщиков как по свободным ценам, так и поставщиков универсальных услуг и поставщика «последней надежды», по которой они осуществляют поставку электрической энергии, в общем случае состоит из таких составляющих:

закупочная цена на электрическую энергию как товар (цена, по которой электропоставщик закупил электрическую энергию на рынке электрической энергии);

тариф на услуги по передаче электрической энергии (который в общем случае оплачивается электропоставщиком оператору системы передачи, как указано выше);

тариф на услуги по распределению электрической энергии оператора системы распределения на основании договора, заключенного между потребителем/электропоставщиком и оператором системы распределения, на территории которого находятся потребители электропоставщика. В случае выбора потребителем оплаты услуг по распределению электрической энергии непосредственно оператору системы распределения эта составляющая не будет учитываться в конечной цене электропоставщика. Тарифы на услуги операторов систем распределения являются также регулируемыми и устанавливаются НКРЭКУ в соответствии с Порядком установления (формирования) тарифов на услуги по распределению электрической энергии, утвержденным постановлением НКРЭКУ от 05.10.2018 № 1175;

тариф (цена) на услуги электропоставщика. В случае поставки электрической энергии по свободным ценам цена на услуги электропоставщика определяется электропоставщиком самостоятельно. В случае поставки поставщиком универсальных услуг или поставщиком «последней надежды» тарифы на их услуги в соответствии с Законом определяются по результатам конкурса по определению поставщика универсальных услуг или поставщика «последней надежды», или, если конкурс не состоялся, устанавливаются НКРЭКУ.

В соответствии с пунктом 3.2.1 главы 3.2 раздела III ПРРЭЭ электропоставщик до заключения с потребителем договора о поставке электрической энергии потребителю должен предоставить информацию о существенных условиях договора и об имеющемся выборе коммерческих предложений.

Выбранное потребителем коммерческое предложение является приложением к заключенному соответствующим электропоставщиком и потребителем договору.

При этом, в соответствии с пунктом 3.2.4 главы 3.2 раздела III ПРРЭЭ в случае изменения условий договора о поставке электрической энергии потребителю, в том числе коммерческого предложения, электропоставщик не позднее чем за 20 дней до их применения сообщает об этом потребителю с учетом информации о праве потребителя расторгнуть договор. Электропоставщики обязаны сообщать потребителям в установленном порядке о любом увеличении цены и о праве потребителей прекратить действие договора, если они не принимают новые условия.

Сейчас в НКРЭКУ поступают многочисленные обращения как от заказчиков в понимании Закона Украины «О публичных закупках» (далее — Закон о закупках), так и от участников рынка электрической энергии, которые участвуют в процедурах публичных закупок, вызванные изменениями, произошедшими на рынке электрической энергии с 01.07.2019. В частности, существует потребность в предоставлении разъяснений о правомерности и основаниях внесения изменений в условия договоров о закупке (поставке) электрической энергии в результате изменений механизма и составляющих ценообразования на рынке электрической энергии; необходимости проведения новых процедур закупки электрической энергии; одновременном заключении двух договоров во время осуществления закупок электрической энергии — договора о закупке в соответствии с требованиями Закона о закупках и договора о поставке электрической энергии в соответствии с требованиями Закона и ПРРЭЭ, и другое.

В связи с вышеуказанным просим Минэкономразвития как уполномоченный орган, реализующий государственную политику в сфере публичных закупок, также предоставить НКРЭКУ разъяснения по перечисленным вопросам.

Член НКРЭКУ Е. Антонова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше