Государственная служба Украины по вопросам труда (далее — Гоструда) с целью недопущения нарушений и недостатков при осуществлении исполнительными органами городских советов городов областного значения, сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных громад (далее — органы местного самоуправления) полномочий, определенных частью третьей статьи 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», сообщает следующее.
Согласно требованиям статьи 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» органам местного самоуправления делегированы полномочия Гоструда по осуществлению на соответствующих территориях государственного контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения и наложению штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения в порядке, установленном законодательством*.
* Виды нарушений и размеры «трудовых» штрафов за них приведены в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 1-2. — Примеч. ред.
Контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется в соответствии с Порядком осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 26.04.2017 № 295 (далее — Порядок контроля).
В соответствии с пунктом 2 Порядка контроля инспекторы труда органов местного самоуправления осуществляют государственный контроль за соблюдением законодательства о труде (по вопросам своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдения минимальных гарантий в оплате труда и оформления трудовых отношений).
Согласно требованиям пункта 4 Порядка контроля формы акта определяются Министерством социальной политики Украины (далее — Минсоцполитики).
Приказом Минсоцполитики от 18.08.2017 № 1338 «Об утверждении форм документов, которые составляются при осуществлении мероприятий государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, занятости населения, занятости и трудоустройства инвалидов», зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 12.12.2017 под № 1500/31368 (далее — приказ № 1338), утверждена форма акта инспекционного посещения (невыездного инспектирования) юридического лица (физического лица), использующего наемный труд (далее — акт).
Пунктом 3 комментариев к разделу I акта предусмотрено, что инспекторы труда органов местного самоуправления заполняют положения раздела I акта, контроль за которыми возложен на них.
Учитывая вышеуказанное, инспекторы труда органов местного самоуправления при осуществлении мероприятий контроля могут исследовать следующие вопросы, указанные в этом акте:
об оформлении трудовых отношений (пункты 3.1 — 3.13 раздела 3 «Трудовой договор» части I «Законодательство о труде» этого акта);
о своевременности и полноте объема оплаты труда и соблюдении минимальных гарантий в оплате труда (раздел 6 «Оплата труда» части I «Законодательство о труде», пункты 7.6, 7.19 раздела 7 «Особенности использования труда лиц, требующих дополнительной социальной защиты» и пункты 9.7 — 9.18 раздела 9 «Гарантии наемных работников» части II «Дополнительные требования» этого акта).
Ответственность за нарушение законодательства о труде регламентирована, в частности, статьей 265 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ Украины).
Штрафы за нарушение законодательства о труде и занятости населения налагаются в соответствии с Порядком наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2013 № 509 (с изменениями) (далее — Порядок наложения штрафов).
В соответствии с абзацем четвертым пункта 8 Порядка наложения штрафов Минсоцполитики устанавливает форму постановления о наложении штрафа.
Приказом № 1338 утверждена форма постановления о наложении штрафа уполномоченными должностными лицами (далее — форма постановления).
Законом Украины от 22.11.2018 № 2621-VIII «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» внесены изменения, в частности, в пункт 38 части первой статьи 64 Бюджетного кодекса Украины, которыми предусмотрено, что к доходам общего фонда бюджетов городов республиканского Автономной Республики Крым и областного значения, городов Киева и Севастополя, районных бюджетов, бюджетов объединенных территориальных громад (далее — местные бюджеты) относятся административные штрафы и другие штрафные санкции, которые налагаются местными органами исполнительной власти и исполнительными органами местных советов или образованными ими в установленном порядке административными комиссиями.
Учитывая вышеуказанное, уполномоченные должностные лица органов местного самоуправления при рассмотрении вопросов о наложении на субъектов хозяйствования и работодателей штрафов за нарушение законодательства о труде обязаны руководствоваться КЗоТ Украины, Бюджетным кодексом Украины, Порядком наложения штрафов и приказом № 1338, а в форме постановления указывать, что суммы таких штрафов перечисляются в соответствующие местные бюджеты.
Руководствуясь абзацем 6 подпункта 27 пункта 4, подпунктом 541 пункта 4 Положения о Государственной службе Украины по вопросам труда, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 11.02.2015 № 96, подпунктом 3 пункта 12 Порядка осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 26.04.2017 № 295, указанную информацию следует сообщить органам местного самоуправления.
<…>
Председатель Р. Чернега