18.02.2019

Продажа металлолома физлицу: законно ли

Подскажите, пожалуйста, может ли бюджетное учреждение реализовать металлолом физическому лицу? Какими нормативными документами нужно руководствоваться при реализации металлолома? Обязательно ли размещать объявление о продаже металлолома на сайте www.prozorro.sale?

Оборудование, техника, транспортные средства рано или поздно выходят из строя. И большинство из них содержат в своем составе металлические детали и узлы. А еще после ремонта остаются разнообразные металлические запчасти, строительные конструкции и т. п. Поэтому у каждого бюджетного учреждения периодически возникает потребность в сдаче металлолома. Конечно, в маленьких городах и поселках небольшой выбор специализированных предприятий и приемных пунктов. А в селах их не стоит и искать. Но почти везде есть те, кто чуть ли не за углом скупает лом разных металлов, да еще и за неплохую цену. По большей части это обычные физические лица, которые вообще никак не оформляют свою деятельность. Вот и возникает вопрос: стоит ли соблазняться хорошей ценой и территориальной доступностью? Или лучше все-таки остерегаться таких покупателей?

Чтобы ответить на эти вопросы, в первую очередь следует обратиться к нормативному документу, который непосредственно регулирует правоотношения по осуществлению операций с металлоломом. Таким документом является Закон Украины «О металлоломе» от 05.05.99 г. № 619-XIV (далее — Закон № 619). И главное правило осуществления таких операций закреплено в ч. 1 ст. 4 этого Закона.

ВАЖНО!

Операции с металлоломом могут осуществляться только специализированными или специализированными металлургическими перерабатывающими предприятиями, а также их приемными пунктами.

Давайте посмотрим, что это за такие особые предприятия, которые имеют исключительное право на осуществление деятельности по заготовке и переработке лома черных и цветных металлов.

Так, специализированными предприятиями согласно абз. 12 ст. 1 Закона № 619 являются субъекты хозяйствования всех форм собственности, осуществляющие операции с металлоломом и имеющие в собственности (закреплено на праве хозяйственного ведения) весовое, металлоперерабатывающее и грузоподъемное оборудование. Кроме того, такие субъекты хозяйствования обязаны обеспечивать пожарную, взрывную, экологическую и радиационную безопасность в соответствии с действующим законодательством.

Зато к специализированным металлургическим перерабатывающим предприятиям установлены более жесткие требования. В отличие от предыдущих, эти предприятия должны иметь в своей собственности производственное оборудование для обеспечения технологии металлургической переработки металлолома, связанной с изменением структуры металла и его химического состава. Но ключевую роль играет требование о прохождении таким предприятием аттестации в соответствии с Порядком аттестации специализированного предприятия, утвержденным приказом Госпромполитики от 08.02.2001 г. № 53. Предприятия аттестуются на основании справки о соответствии специализированного предприятия требованиям, предусмотренным нормативно-правовыми актами. Обследование предприятия и подготовку справки осуществляют определенные Порядком государственные предприятия (п. 3 упомянутого Порядка).

Кстати, получать лицензию на осуществление операций с металлоломом не нужно. Лицензирование этого вида деятельности было отменено еще в июне 2015 года.

Также обратим внимание на приемные пункты. Это производственные подразделения специализированного или специализированного металлургического перерабатывающего предприятия, на базе которого проводятся операции по заготовке и переработке металлолома. Каждый такой пункт должен иметь весовое, ломоперерабатывающее, грузоподъемное оборудование, а также соответствующий участок с твердым покрытием (абз. 18 ст. 1 Закона № 619).

Очевидно, физическое лицо не имеет никакого отношения ни к специализированным предприятиям, ни к приемным пунктам. Уже на этом можно поставить точку. Но невозможно не вспомнить прямые предостережения об осуществлении операций с металлоломом физлицами. Так, физическим лицам запрещено заниматься сбором, заготовкой, переработкой и реализацией промышленного металлолома*. На это четко указывает ч. 10 ст. 4 Закона № 619. Но и это еще не все.

* Промышленным металлоломом считаются непригодные для прямого использования в промышленности и других отраслях экономики изделия или части этих изделий, которые содержат в себе черные или цветные металлы или их сплавы и которые по решению собственника утратили эксплуатационную ценность в результате физического или морального износа, а также изделия из металла, имеющие неисправимый брак, остатки черных и цветных металлов и их сплавов (абз. 16 ст. 1 Закона № 619).

Тогда как к бытовому металлолому относят непригодные для прямого использования изделия бытового назначения или части этих изделий, которые содержат в себе черные или цветные металлы или их сплавы и которые утратили эксплуатационную ценность (абз. 15 ст. 1 Закона № 619).

Осуществление приема лома цветных и черных металлов физическими лицами согласно ч. 1 ст. 213 Уголовного кодекса Украины от 05.04.2001 г. № 2341-ІІІ квалифицируется как уголовное правонарушение. Причем нормы уголовного законодательства абсолютно бескомпромиссны. Вид металлолома (промышленный или бытовой) в этом случае никакого значения не имеет.

Итак, с физическими лицами все понятно. Хотя законодательство и не содержит прямого запрета на осуществление операций купли-продажи между бюджетными учреждениями и физическими лицами, продавать металлолом физлицу точно не стоит. Такие операции являются незаконными.

А что насчет физлиц-предпринимателей? Теоретически такой вариант возможен. Однако не следует забывать о требованиях к субъектам хозяйствования, осуществляющим операции с металлоломом. Они прописаны в разд. ІІ Закона № 619. Речь идет о наличии у таких субъектов хозяйствования квалифицированных специалистов, соответствующего оборудования и средств экологической безопасности. Кроме того, они должны обеспечить контроль за взрывной, пожарной, экологической и радиационной безопасностью (ч. 2 ст. 5 Закона № 619). Но что еще важнее — это порядок документального оформления операций с ломом. В частности, субъект хозяйствования, который реализует металлолом, должен удостоверить его соответствие установленным стандартам, нормам и правилам. Причем оформление документов, удостоверяющих приобретение права собственности на металлолом, и актов приема металлолома, является обязательным. Собственник металлолома должен хранить эти документы по меньшей мере в течение одного года. Этого требует ч. 12 ст. 4 Закона № 619.

Учитывая отсутствие технических возможностей и квалифицированного персонала, бюджетные учреждения фактически не в состоянии засвидетельствовать соответствие металлолома стандартам и нормам. На практике такую информацию определяют по результатам испытаний специализированные предприятия или приемные пункты. Показатели качества металлолома, его физические свойства, степень засоренности, химический состав и т. п., как правило, указывают непосредственно в акте приемки металлолома. Поэтому стоит заранее узнать у выбранного вами покупателя о возможности определения им необходимых качественных показателей. Иначе эти хлопоты лягут на ваши плечи.

Также следует помнить об ответственности за нарушение законодательства, которое регулирует осуществление операций с металлоломом. Лица, виновные в таких правонарушениях, могут привлекаться к административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности (ст. 16 Закона № 619). И касается эта норма не только лиц, занимающихся переработкой лома, но и тех, кто осуществляет его заготовку (собирает, покупает, хранит и реализует).

ВНИМАНИЕ!

За нарушение законодательства, которое регламентирует порядок осуществления операций с металлоломом, должностным лицам субъекта хозяйствования грозит штраф в размере от 500 до 1500 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 8500 до 25500 грн.). Такое административное взыскание предусмотрено ст. 16410 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.

Безусловно, вину кого-либо в любом правонарушении еще нужно доказать. Но береженого и бог бережет. Поэтому лучше перестраховаться и подыскать надежного покупателя металлолома — приемный пункт или специализированное предприятие. И хотя такие предприятия есть далеко не в каждом населенном пункте, но достаточно часто они предлагают услугу самовывоза лома. Вместе с тем такие предприятия обычно устанавливают минимально допустимое количество лома для приема. То есть придется некоторое время накапливать и хранить металлолом в учреждении. В этом случае мы рекомендуем учитывать металлолом до момента его реализации на забалансовом субсчете 041 «Непредусмотренные активы распорядителей бюджетных средств». Но наверняка у вас возник вопрос: по какой стоимости учитывать такой лом? Ответ простой: по той, которую установит комиссия учреждения. А вот оценку металлолома следует проводить исходя из текущих цен на соответствующий вид лома в конкретном регионе.

Теперь что касается размещения объявления по продаже металлолома на сайте www.prozorro.sale, то есть с использованием электронной торговой системы ProZorro.Продажи.

Сразу же отметим: использовать эту систему для продажи имущества (в том числе и металлолома) или нет — решать только вам. Это дело добровольное.

Более того, ProZorro.Продажи на сегодняшний день является лишь пилотным проектом. Общие условия его внедрения определены Порядком реализации пилотного проекта по организации электронных торгов (аукционов) с использованием электронной торговой системы ProZorro.Продажи, утвержденным постановлением КМУ от 06.09.2017 г. № 717 (ср. ). При этом заказчики самостоятельно принимают решение об участии в этом пилотном проекте. Об этом четко и конкретно сказано в п.п. 2 п. 3 постановления КМУ «О реализации пилотного проекта по организации электронных торгов (аукционов) с использованием электронной торговой системы ProZorro.Продажи» от 06.09.207 г. № 717. Следовательно, заставить вас применять эту электронную систему никто не вправе. В то же время, если ваше учреждение содержится за счет средств местного бюджета, не лишним будет поинтересоваться порядком реализации коммунального имущества, закрепленным на местном уровне. Кое-где местные документы могут содержать указания, касающиеся желательного осуществления таких операций именно через систему ProZorro.Продажи.

Более подробно об этой электронной торговой системе читайте в статье «ProZorro.Продажи: будем знакомы» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 43).

Также напомним, что с несколькими вариантами учета металлолома мы знакомили вас в статье «Продажа металлолома: как показать в учете». Поэтому, чтобы вспомнить все нюансы этой операции, стоит лишь заглянуть в журнал «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 36.