08.07.2019

Работник участвовал в выборах на платной основе: как рассчитать помощь в «поствыборный» период

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

Работник участвовал в выборах на платной основе: как рассчитать помощь в «поствыборный» период

Комментируемое письмо Минсоцполитики от 11.06.2019 г. № 311/0/247-19 — ответ на наш запрос. Вопрос заключался в следующем: как рассчитать больничные/декретные, если в расчетный период входит период, когда работник по основному месту работы не работал, а участвовал в работе избирательной комиссии на платной основе (!). Напомним, что в этом случае вы должны были работника освободить от работы, должность за ним сохранить, а вот средний заработок ему не выплачивается.

В чем, собственно, проблема? Одним из показателей, необходимых для расчета больничных/декретных, является количество календарных дней за расчетный период. Мы его определяем так: из общего количества календарных дней за расчетный период нужно исключить количество календарных дней, не отработанных по уважительным причинам. Перечень уважительных причин определен в п. 3 Порядка № 1266.

К ним относятся: временная нетрудоспособность, отпуск в связи с беременностью и родами, отпуск для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста или шестилетнего возраста по медицинскому заключению, отпуск без сохранения заработной платы. Как видите, освобождение от работы для участия в выборах на платной основе в списке уважительных причин не упоминается.

Однако в этом случае формальный подход не совсем уместен. Дело в том, что фактически работник не отработал дни у своего работодателя, поскольку выполнял полномочия члена избиркома на платной основе, т. е. привлекался к выполнению государственных обязанностей. Такое отсутствие на работе допустимо рассматривать как уважительную причину в понимании п. 3 Порядка № 1266. Такую лояльную позицию выразил специалист Минсоцполитики в консультации «Поствыборный период в больничных и декретных» (см. журнал «Оплата труда», 2019, № 10, с. 25).(ср. )

Но, как говорится, всегда душу греет официальное письмо. Тем более, что п. 4 постановления КМУ от 26.09.2001 г. № 1266 Минсоцполитики предоставлено право разъяснять порядок применения Порядка № 1266.

Очень радует, что официальная позиция Минсоцполитики такая же, как и в упомянутой консультации: отсутствие на работе в связи с участием в выборах на платной основе можно рассматривать как уважительную причину. А следовательно, количество календарных дней, в течение которых работник был на выборах, нужно исключать из общего количества календарных дней расчетного периода.

Татьяна РУДАЯ, шеф-редактор журнала «Оплата труда»